Что такое часть формируемая участниками образовательных отношений фгос
ООП дочасть, формируемая участниками образовательных отношений
Екатерина Губина
ООП дочасть, формируемая участниками образовательных отношений
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Слайд. Российской Федерации» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать Федеральному государственному стандарту (далее ФГОС ДО). В соответствии со ст. 12 п. 6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ».
Программа состоит из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной).
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%
Обязательная часть предполагает развитие воспитанников в пяти ОО: Социально- коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие
В части, формируемой участниками образовательных отношений должны быть представлены выбранные и/ или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики и т. д.
Как разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений?
Обратимся к рекомендациям Скоролуповой Оксаны Алексеевны (вице – президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС, вице – президент Ассоциации Фрёбель – педагогов, член рабочей группы Минобрнауки России по разработке ФГОС дошкольного образования, член Экспертного совета).
1. Для этого необходимо изучить потребности участников образовательных отношений. Для изучения потребностей проведите анкетирование.Используйте:
• анкету для родителей;
• анкету для воспитателей.
Обобщите полученные данные в справке по результатам анкетирования родителей на предмет вариативного содержания ООП ДО и справке по результатам анкетирования воспитателей.
Обсудите результаты на августовском педагогическом совете. Выписку из протокола заседания педагогического совета и шаблоны анкет приложите к ООП ДО.
Совет: проводите предварительную разъяснительную работу с родителями.
На родительском собрании выступите с темой «Возможности педагогического коллектива в удовлетворении различных потребностей воспитанников».
Доведите до сведения родителей информацию об имеющемся опыте в реализации парциальных программ; расскажите, каких результатов достигли воспитанники в рамках таких программ. Порекомендуйте обозначенные программы родителям, но при этом сообщите, что родители вправе предложить свою тематику парциальных программ.
Обсудите с родителями традиционные воспитательно-образовательные мероприятия детского сада, которые можно включить в парциальные программы.
Содержание формируемой части должно одинаково учитывать как предпочтения родителей, так и опыт воспитателей.
Чтобы разработать формируемую часть ООП ДО, используют парциальные программы.
1. Выбор парциальных программ зависит не от того, какую комплексную вариативную программу ДО вы берете в дополнение к примерной ООП ДО, а от запросов участников образовательных отношений. Кроме того, вы можете разработать парциальную программу самостоятельно (п. 2.9 ФГОС ДО).
2. В части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, можно использовать парциальные программы любых авторов.
3Чем меньше объем одной парциальной программы, тем большее их количество можно включить в ООП ДО.
4. Примерный перечень парциальных программ можно найти на сайте Росреестр.
Объем одной парциальной программы зависит от состава элементов.В парциальную программу могут входить:
• воспитательно-образовательные мероприятия;
Объем парциальной программы определяют исходя из состава элементов, который зависит от содержания и целей программы.
Пример определения объема парциальной программы
На основе изучения потребностей участников образовательных отношений вы решили включить в ООП ДО парциальную программу экологической направленности «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой. Программа состоит из 10 блоков. Автор предлагает реализовать программу в течение двух учебных лет. Программой предусмотрены занятия НОД, проектная деятельность воспитанников, воспитательно-образовательные мероприятия, взаимодействие с родителями. К этому вы вправе добавить часы на диагностику результатов освоения программы. В итоге получится объем этой программы.
Часть, формируемую участниками образовательных отношений,отражают в каждом из разделов ООП ДО: целевом, содержательном, организационном (п. 2.9 ФГОС ДО). Ее объем может составить до 40 процентов от общего объема ООП ДО (п. 2.10 ФГОС ДО).
Как выделить формируемую часть в содержательном разделе?
В содержательном разделе пропишите состав парциальных программ. Количество парциальных программ определите исходя из их объема. Чем больше объем одной парциальной программы, тем меньше их общее количество в составе ООП ДО. Суммарный объем парциальных программ не может превышать 40 процентов от общего объема ООП ДО.
Чем меньше объем одной парциальной программы, тем большее их количество можно включить в ООП ДО.
После того как допустимое количество парциальных программ установлено, вы можете выделить формируемую часть в целевом разделе ООП ДО.
Как выделить формируемую часть в целевом разделе?
• В общий перечень планируемых результатов целевого раздела ООП ДО внесите результаты, которые соответствуют содержанию парциальных программ.
• Если в содержательном разделе на парциальные программы вы отвели 30 процентов от общего объема ООП ДО, то и планируемых результатов под эти парциальные программы должно быть в районе 30 процентов.
Как выделить формируемую часть в организационном разделе?
В организационном разделе, в общем перечне единиц материально-технических условий, отметьте те, которые будут отражать единицы оборудования, инвентаря, материалов, необходимые для реализации парциальных программ.
Состав единиц формируемой части может быть общим для нескольких парциальных программ или уникальным, необходимым для реализации какой-то одно парциальной программы. Так, для парциальной программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»необходимо специфическое наполнение развивающей предметно-пространственной среды: иллюстрированные печатные пособия, тематически оформленные предметы конструирования, макеты различных природных объектов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (формируемая часть, задает направленность ООП ДО (подп. 7 п. 1.6 ФГОС ДО).
Организация сетевого взаимодействия как часть ООП ДОформируемая участниками образовательных отношений Муниципальное образовательное учреждение Кладовицкая основная общеобразовательная школа дошкольные группы выступление старшего воспитателя.
Использование игрового парашюта воспитателем в разных видах взаимодействия с участниками образовательного процесса Немало добрых слов сказано о замечательном пособии «Игровой парашют». Его знают и любят вожатые лагерей, физкультурные работники и воспитатели.
Краткая презентация ООП Краткая презентация рабочей образовательной программы группы старшего возраста Муниципального образовательного учреждения – Лицей структурное.
Метод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях Добрый день, уважаемые коллеги! С января 2017 года я являюсь специалистом по «БОС Здоровью» в ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района.
Методическая разработка по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений Цель: ознакомить с понятием «конфликт», «конфликтоген», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта,.
Методическая разработка регионального компонента ООП ДО Основная образовательная программа дошкольного образования предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными.
Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях и внеурочной работе. Детское.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе воспитателя.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений В недавнем прошлом привычным было, что ребенок чаще всего выступает в качестве объекта педагогической деятельности: воспитатели дают дошкольникам.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Физическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Охват детей дополнительным образованием/кружковой работой
2 младшая группа | средняя группа | старшая группа | подготовительная группа |
Название программы | Используемые парциальные программы, технологии |
«STEM – образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин Педагогическая технология метода проектов Д.Дьюи, У. Килпатрик Технология детского экспериментирования С.В. Доронова, Е.Ю. Зайцева, Л.А. Кузьмичева, С.Е. Анфисова Технологии развивающих игр Развивающие игры Б.П. Никитина Методика Д. Кюизенера Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, использование валеологических оздоровительных пятиминуток (эмоциональные разрядки, минутки здоровья и т.п.), музыкально-ритмические физминутки. Технология ТРИЗ Г.С. Альтшуллер ОО «Физическое развитие» Программа кружковой работы по физическому развитию с использованием технологии фитнес-аэробика «Спортивная карусель | Стретчинг, Фитбол-гимнастика, Степ-технология, Игропластика /ритмогимнастика, Лечебно-профилактический танец «ФИТНЕС-ДАНС», Дыхательная гимнастики с элементами йоги «Фитнес в детском саду» О.Н. Рыбаковой «Детский финтес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет» Е.В. Сулим Игровой стретчинг Е.В. Сулим. Ритмическая гимнастика Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе». Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте Потапчук А.А. Лукина Г.Г. Ритмическая гимнастика в детском саду Семенова Л.И., Ильина Л.Ю., Рожкова Н.В.. ОО «Речевое развитие» «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации» В.В. Гербова «Знакомим дошкольников с литературой» Ушакова О.С. Гавриш Н.В. «Пришли мне чтения доброго» Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения» Гриценко З.А. «Учимся читать художественную литературу» Иванова О.А. «Детям о книжной графике» Курочкина Н.А. Проектная деятельность Д.Дьюи, У. Килпатрик ТРИЗ-технология Г.С. Альтшуллер Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, использование валеологических оздоровительных пятиминуток (эмоциональные разрядки, минутки здоровья и т.п.), музыкально-ритмические физминутки. ОО «Социально-коммуникативное развитие» Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева Технология по ритмической пластике А.И.Бурениной Программа «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А. Бударина Технология «Воспитание сказкой» Л.Б. Фесюкова Технология познавательно-исследовательской деятельности О.В. Дыбина Здоровьесберегающая технология развития мелкой моторики «Играем пальчиками и развиваем речь» В. Цвынтарный Технология проектов Д.Дьюи, У. Килпатрик Музейная педагогика и коллекционирование Технология декоративно-прикладного искусства(изготовление русских народных тряпичных кукол) Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, использование валеологических оздоровительных пятиминуток (эмоциональные разрядки, минутки здоровья и т.п.), музыкально-ритмические физминутки. Новосибирский район Новосибирская область с. Барышево Черняховского 34 «А» Хостинг сайта поддерживается «Ростелеком», дата-центр ОблЦИТ. сайт сделан и поддерживается конструктором e-Publish Официальный сайт МКДОУ- детский сад «Елочка». Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. ФГОС ДОО федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования (далее ФГОС ДО) разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Законом об образовании в РФ (статья 10) определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. В 2013 году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г., регистрационный № 30384) утвержден и введен в действие с 1 января 2014г. Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Зачем нужен стандарт? ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре образовательной программы (далее Программа) и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе стандарта разрабатываются образовательная программа, вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования, нормативы финансового обеспечения реализации образовательной программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации, формирования содержания профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации. ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечению государственных гарантий качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации, структуре и результатам освоения образовательных программ и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. ФГОС ДО обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. О требованиях к Программе ФГОС ДО включает требования к структуре и объему Программы, условиям реализации и результатам освоения Программы. Законом об образовании в РФ (статья 12) определено, что Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области): Программа должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами и родителями (законными представителями)). Рекомендуемое соотношение 60% и 40% соответственно. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть разработана самостоятельно или использованы выбранные участниками образовательных отношений программы, методики, направленные на развитие детей в одной или нескольких областях. При ее разработке должны быть учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, то в неё должно быть включено содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования. О требованиях к условиям реализации Программы Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Во ФГОС ДО сформулированы требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования, развивающей предметно-пространственной среде. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: уважение к человеческому достоинству детей, использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей). Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в том числе и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу): соответствие действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладание основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Требования к материально-техническим условиям: оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений, учебно-методический комплект должны отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания. Требования к финансовым условиям реализации Программы заключаются в том, что финансовое обеспечение должно обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы, реализацию как обязательной части Программы, так и части, формируемой участниками образовательных отношений. О требованиях к результатам освоения Программы Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольного образования: · целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте; · целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Целевые ориентиры не могут являться основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров, оценку качества образования, оценку итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, оценку выполнения муниципального (государственного) задания, распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации. О требованиях к работе с родителями В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества, а также обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов. В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана: · информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности; · обеспечить открытость дошкольного образования; · создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; · поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; · обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; · создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
|