что такое бюджетное ограничение в экономике
Раздел 1. Исходные основы микроэкономики
Цель: понять, как определяется оптимум потребителя.
Оглавление
4.1. Кривые безразличия, их виды. Предельная норма замещения
Для исследования того, что хочет потребитель, используются кривые безразличия. Кривая безразличия (IC – indifference curve) – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров (или двух товарных наборов), что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность для потребителя одинакова. Поэтому кривая безразличия – это линия равных полезностей.
Рис. 1. Кривые и карта безразличия
Двигаясь по кривой безразличия вниз, потребитель отказывается от определенного количества одного товара у в пользу большего количества другого товара х.
Для количественного измерения этого используется понятие предельной нормы замещения (marginal rate of substitution – MRS) –
Предельная норма замены, таким образом, характеризует наклон кривой безразличия.
Предельная норма замещения может принимать различные значения, но, как правило, она убывает по мере замещения одного блага другим (аналог убывающей предельной полезности).
Если графически отобразить систему предпочтений потребителя, то получается карта безразличия.
Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия. Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.
Кривые безразличия показывают лишь возможность замены одного блага другим. При этом не учитываются доход и цены, т. е. то, что может себе позволить потребитель.
Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия (budget line – BL).
4.2. Бюджетное ограничение. Бюджетная линия
Бюджетное ограничение потребителя можно записать следующим образом:
Линия, описываемая данным уравнением, носит название бюджетная линия. Графически она имеет вид:
Рис. 2. Бюджетная линия
При изменении дохода происходит параллельный сдвиг BL1 в BL2. При пропорциональном изменении цен происходит то же самое, поскольку рост цен относительно уменьшает доход, и наоборот, снижение цен относительно увеличивает доход потребителя.
Если же цены будут меняться непропорционально (к примеру, растет цена на товар х), происходит изменение наклона бюджетной линии (BL1 сдвигается в BL3). То есть наклон BL отражает соотношение цен.
4.3. Оптимум потребителя. Изменение оптимума в связи с ростом доходов потребителя и изменением цен. Эффект дохода и эффект замещения
Итак, кривые безразличия показывают возможности замены одного товара другим, а бюджетные линии – то, что могут себе позволить потребители. Какой товарный набор выберет потребитель?
Первый критерий – тот набор, который находится на наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, чтобы получить больше полезности.
Второй критерий – доход и цены, т. е. потребитель не может выйти за пределы бюджетной линии.
Оптимум потребителя предполагает сочетание обоих критериев.
Чтобы найти оптимум потребителя на графике, необходимо бюджетную линию наложить на карту безразличия.
Рис. 3. Оптимум потребителя
Оптимум потребителя характеризует точка касания бюджетной линии и кривой безразличия – точка е. Любое отклонение от нее либо снижает уровень потребления (точки а, в), либо недоступно по средствам (точки d, c).
В точке е вариант относительно самый дешевый и в рамках дохода дает наибольшую полезность для потребителя. Таким образом, точка е характеризует положение равновесия потребителя.
В точке оптимума выполняется равенство:
Оно показывает, что соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен на такую замену без изменения уровня полезности.
С ростом дохода бюджетная линия сдвигается из положения BL1 в BL2. Потребитель может перейти на более высокую кривую безразличия – IC2. Точка оптимума смещается из е1 в е2, потребитель получает возможность увеличить потребление обоих товаров.
Рис. 4. Смещение оптимума потребителя в результате роста дохода
Итак, точка касания BL2 с IC2 показывает изменение оптимума потребителя в соответствии с ростом его дохода. Соединяя все точки оптимума, связанные с изменениями дохода, можно получить кривую е1е2е3 …, которую Дж. Хикс (английский экономист, ХХ в.) назвал кривой «доход-потребление», или кривой уровня жизни.
При изменении цены одного из товаров (снизилась цена на товар х) бюджетная линия меняет наклон, равновесие потребителя смещается из точки е1 в точку е2. В данном случае линию е1е2 …. называют кривой «цена-потребление».
Рис. 5. Линия «цена-потребление»
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замены. Это связано с тем, что в случае изменения цены происходят два процесса: во-первых, изменяется реальный доход индивида (при снижении цены товара доход относительно увеличивается); во-вторых, осуществляется относительная замена более дорогого товара более дешевым.
Можно определить, в какой мере изменение цены дает эффект дохода, а в какой – эффект замены. Это имеет существенное значение для фирм, продающих товары x и y, поскольку влияет на изменение кривых спроса на эти товары. Важно это и для правительства, осуществляющего компенсированное изменение дохода потребителя (индексацию) в соответствии с изменениями цен.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Информация
Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.
Содержание
2.2. Бюджетные ограничения для потребителя
Потребительский выбор всегда осуществляется в рамках ресурсных, или бюджетных ограничений. Предположим, покупатель потребляет только два товара: ананасы (а) и бисквиты (b). Рыночная цена ананасов – Ра, а бисквитов – Рb. Пусть сумма денег, которую может израсходовать потребитель – I. Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затраченная на оба товара, не превышала общей суммы денег, которую может израсходовать потребитель. Тогда потребителю доступны все товарные наборы, которые стоят не дороже I. Это доступное потребителю множество товаров – бюджетное множество можно записать в виде:
Предположим, для простоты, что потребитель тратит на покупку товаров сумму I полностью. Тогда все наборы из бюджетного множества, стоимость которых точно равна I, будут лежать на бюджетной линии, которая должна удовлетворять требованию
Пример. Предположим, что ваш недельный бюджет, который вы можете использовать на покупку двух товаров ананасов и бисквитов составляет 120 руб. и вы эту сумму расходуете полностью. Пусть цена ананаса, Pa =10 руб., а цена бисквита, Pb = 8 руб. Тогда вашим бюджетным ограничением будет:
Изобразим графически бюджетное множество и бюджетную линию (рис. 2-7).
Вам, как потребителю, доступны все наборы, лежащие внутри бюджетного множества и на его границе АВ. Если бюджет расходуется полностью, то выбранный вами набор представляет одна из точек бюджетной линии АВ (За пределами бюджетной линии находятся недоступные комбинации благ. Так, набор в точке С недоступен, поскольку для его приобретения требуется 176 руб. (= 10·8 + 8·12). Поэтому бюджетная линия называется также границей потребительских возможностей.
Составим уравнение бюджетной линии.
Это линейное уравнение типа: y = c + dx (2)
где y –количество первого товара (ананасов), то есть Qa,
x – количество второго товара (бисквитов) то есть Qb,
c – это вертикальное пересечение бюджетной линией оси ординат в точке А (если x=0, то y = c),
d – это наклон линии, который равен отношению вертикального изменения y к горизонтальному изменению х.
Найдём, чему равен наклон бюджетной линии d.
ОА –это вертикальное пересечение, равное I/Pa.
ОВ – это горизонтальное пересечение бюджетной линией оси абсцисс. ОВ показывает, сколько бисквитов может купить потребитель на всю сумму (I), если он не покупает ананасов вообще. ОВ = I/Рb. В нашем примере в точке В потребитель покупает 15 бисквитов (=120/8). Таким образом,
(3)
Подставим найденные значения с и d в уравнение (2). Уравнение бюджетной линии выглядит:
(4)
Ответ (нажмите, чтобы увидеть):
4 ананаса = (120/10 − 8 × 10/10)
Уравнение бюджетной линии (4) легко можно получить путём чисто формального преобразования уравнения бюджетного ограничения (1). Но для нас было важно вывести и определить смысл наклона бюджетной линии.
Из уравнения (3) также видно, что наклон бюджетной линии показывает соотношение цен товаров, входящих в потребительский набор, точнее, отношение цены замещающего товара (бисквит), к цене замещаемого товара (ананас).
При изменении цен товаров и дохода изменяется множество товаров, доступное потребителю и, следовательно, положение бюджетной линии.
В случае изменения цен при неизменном доходе положение бюджетной линии также меняется. Рассмотрим два случая.
Первый. Если изменяется цена одного товара, а бюджет и цена второго товара те же, то бюджетная линия меняя наклон (соотношение цен изменилось!) поворачивается вокруг точки пересечения бюджетной линии с координатной осью, на которой показывается количество товара, цена которого не претерпела изменения.
Пусть цена бисквитов повышается с Pb = 8 до Pb1 = 12 руб. (см. рис. 2-9).
Если бюджетная линия стала круче, значит цена товара, показываемого по горизонтальной оси, снизилась. Если же произойдёт понижение цены, то бюджетная линия повернётся вокруг точки А направо и её наклон уменьшится. Если бюджетная линия стала более пологой то это означает, что относительная цена товара по горизонтальной оси понизилась.
На бюджетное ограничение потребителя кроме цен и бюджета (дохода) оказывают также влияние налоги, субсидии, рационирование благ правительством. Бюджетная линия может прерываться, становится ломаной. Её конкретная форма зависит от обстоятельств. Мы вернёмся к этому вопросу на лекции после рассмотрения потребительского оптимума, а также на семинарах при решении различных задач.
Что такое бюджетные правила
И как они работают
В законах многих стран есть специальные правила, которые сдерживают расходы государства и государственный долг. Они называются бюджетными.
Для стран, которые экспортируют природные ресурсы, существуют особые бюджетные правила, чтобы распределять доходы от экспорта сырья. Потому что даже открытие крупных месторождений природных ископаемых может привести к проблемам в экономике.
Например, в 1959 году на севере Нидерландов обнаружили крупное месторождение природного газа — за 10 лет его добыча в стране выросла в 200 раз. В 1980-х годах примерно 25% экспорта Нидерландов приходилось на природный газ.
Кажется, что экономика должна была ускориться, но на деле получилось иначе. В добывающей отрасли резко выросли доходы, поэтому люди из других отраслей бросали свои рабочие места и тоже хотели добывать газ. Чтобы удержать сотрудников, работодатели увеличивали зарплаты — соответственно, цены в сфере услуг росли. Произведенные в стране товары становились дороже и не могли конкурировать с импортными. Во всех отраслях разгонялась инфляция.
Нидерланды первыми столкнулись с «ресурсным проклятием». В такой ситуации падение цен на сырье приводит к шокам в экономике, ведь все отрасли, кроме добывающей, слабеют и не развиваются.
«Голландская болезнь»: применение бюджетного правила и роль структурных реформ, Финансовый журналPDF, 420 КБ
В итоге страны, которые живут за счет природных ресурсов, ввели бюджетные правила для перераспределения доходов от экспорта природных ресурсов. Когда цена на экспортное сырье высокая, доходы откладывают и формируют финансовую подушку. А когда цена на экспортное сырье низкая — тратят то, что накопили. Так экономика остается стабильной, даже если цены на сырье падают.
Расскажу, как бюджетные правила работают в России.
Что такое бюджетное правило
Бюджетное правило — это ограничение каких-либо бюджетных показателей. Правила поддерживают стабильность государственного бюджета — чтобы расходы не превышали доходы и государственный долг не увеличивался слишком быстро. Хорошие бюджетные правила приводят к долгосрочному экономическому росту.
Кудрин А. Л. «Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной кредитной политики»PDF, 4,66 МБ
В 1990 году только семь стран использовали бюджетные правила. Сейчас хотя бы одно такое правило есть более чем у ста стран.
Бюджетные правила могут применяться не только на государственном, но и на региональном уровне. Регионы тоже ограничивают объем своих долгов, а еще определяют, на что можно направить поступающие средства. Например, предельный объем долга Санкт-Петербурга не должен превышать 50% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Зачем применяют бюджетные правила
Бюджетные правила применяют не для того, чтобы стабилизировать финансовые рынки. Они решают такие задачи:
В России бюджетные правила регулируют распределение нефтегазовых доходов и ограничивают дефицит бюджета. Это важно, потому что Россия экспортирует много природных ресурсов.
Принципы действия
Бюджетные правила широко применяют как развитые, так и развивающиеся страны. Правила снижают первичный дефицит бюджета, увеличивают инвестиционную привлекательность и таким образом положительно влияют на экономическое развитие.
Чаще всего применяют правила баланса бюджета и ограничения госдолга. Долговые правила ограничивают государственный долг в процентах от ВВП. Например, в странах Евросоюза размер госдолга не должен превышать 60% от ВВП. В сбалансированном бюджете доходы больше расходов. Такой бюджет называется бюджетом с нулевым, или ограниченным, дефицитом.
Согласно бюджетному правилу в России Центробанк по поручению Минфина продает и покупает валюту на внутреннем рынке, если мировые цены на нефть сильно меняются. Это делается для того, чтобы не было потрясений в экономике и курс рубля был относительно стабилен.
Преимущества и недостатки
Иногда у правил настолько жесткие ограничения, что они не могут подстраиваться под внешние факторы. Например, в сентябре 2020 года Минфин опубликовал проект поправок к бюджетному кодексу и хочет временно повысить допустимый уровень расходов. Текущее бюджетное правило разрабатывали до коронавирусных экономических ограничений, поэтому сейчас его выполнять сложно.
Кроме того, бюджетные правила зависят от политических циклов: если меняется власть, могут меняться и правила. Перед выборами правительства могут тратить больше, чтобы увеличить свою популярность.
Например, в России перед региональными выборами в 2010 году повысили пенсию — это стоило 3,7% ВВП и существенно увеличило расходы бюджета. Летом 2020 года семьям с детьми выплатили единоразовые пособия — эти расходы тоже не были запланированы в бюджете.
Правила, которые ограничивают размеры госдолга, часто не могут обеспечить стабильность бюджета, потому что экономическая ситуация очень быстро меняется. Например, в 2020 году Минфин хочет привлекать дополнительные средства на внутреннем долговом рынке, чтобы финансировать инфраструктурные проекты: иначе денег на них не хватает.
В правилах, которые регулируют отчисления доходов в резервные фонды, проблема в неточности прогнозных цен на сырье. А для резервных фондов правила устанавливают низкие величины возможных расходов.
В целом правила действительно помогают снизить зависимость экономики от сырьевых доходов, обеспечивают стабильность бюджета и рост экономики.
Однако правила эффективны и устойчивы лишь в нескольких странах, например в Швейцарии и Германии, потому что там используют более сложные, комбинированные бюджетные правила, которые учитывают цикличность экономики и другие факторы.
Как работают бюджетные правила в России
Последняя версия бюджетных правил действует с 2017 года и состоит из двух частей. Первая часть касается накопления и использования Фонда национального благосостояния.
Когда мировые цены на нефть превышают заранее определенную базовую цену, избытки нефтегазовых доходов направляют на покупку иностранной валюты. Потом эту валюту перечисляют в Фонд национального благосостояния
И наоборот: если мировые цены на нефть опускаются ниже базовой, недостаток запланированных нефтегазовых доходов восполняют из ФНБ. При этом Центробанк продает валюту, а деньги отправляет в бюджет.
С 2017 года базовая цена на нефть составляет 40 долларов за баррель и ежегодно индексируется на 2%.
Вторая часть ограничивает предельные общие расходы бюджета на год: объем расходов не должен превышать объем нефтегазовых доходов.
Практика применения бюджетных правил по годам. Всего в России было четыре версии бюджетных правил. Первая действовала с 2004 по 2008 год и началась с создания Стабилизационного фонда, который был частью федерального бюджета. Деньгами управлял Минфин, но он мог передавать часть полномочий Центробанку.
Когда цены на сырье были высокими и его активно добывали, доходы от добычи и продажи сырья накапливали в Стабфонде. Эти накопления использовали, когда цены на сырье падали, а добыча сокращалась. Базовой ценой на нефть тогда считали 20 долларов за баррель.
Деньгами из Стабилизационного фонда можно было финансировать дефицит бюджета, если цены на нефть опускались ниже 20 долларов за баррель. Если в фонде накапливалось более 500 млрд рублей, можно было расходовать деньги и на другие нужды.
Уже в конце 2004 года Стабилизационный фонд составлял 3,1% ВВП. Нефть дорожала, и в 2005 году базовую цену нефти повысили до 27 долларов за баррель. К концу 2007 года в фонде накопилось уже 11,6% ВВП.
Когда денег стало относительно много, Стабилизационный фонд решили разделить на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервному фонду передали функции Стабфонда, а деньгами из ФНБ государство собиралось софинансировать добровольные пенсионные накопления и балансировать бюджет.
С разделения Стабилизационного фонда начался второй период бюджетных правил, он длился с 2008 по 2012 год. Тогда с помощью бюджетных правил разработали нефтегазовый бюджет: размер нефтегазовых доходов не зависел от мировых цен на нефть и рассчитывался как процент от ВВП. Но начался мировой кризис, и большинство правил не применялось: нефтегазовых доходов не хватало на финансирование расходов бюджета.
Третья версия бюджетных правил появилась в 2013 году. Фактически они вернулись к формированию Стабфонда, но эта версия учитывала все ранние ошибки и циклические колебания в экономике. В 2014 году цены на нефть снова начали падать и накопленных резервов стало не хватать на финансирование расходов бюджета. Поэтому бюджетная политика стала жестче, а потом правительство перешло на «ручное» управление бюджетом. Третья версия правил не смогла обеспечить стабильность бюджета в условиях резкого падения цен на нефть, поэтому появились новые правила.
Текущая — четвертая — версия бюджетных правил существует с 2017 года. В 2020 году идет речь о смягчении правил в части предельного уровня расходов бюджета, потому что доходы упали, а антикризисные расходы выросли.
Согласно проекту поправок в бюджетный кодекс, основные желания Минфина такие:
Бюджетное правило и курс рубля к доллару. Бюджетное правило снижает зависимость курса рубля от цен на нефть. Банк России по поручению Минфина продает или покупает валюту, чтобы пополнять или использовать международные резервы. Операции Центробанка не должны оказывать значимого влияния на курс рубля: банк может перестать продавать или покупать валюту, если решит, что это угрожает финансовой стабильности.
Однако, если волатильность на финансовых рынках увеличивается, ЦБ может скупать или продавать валюту на открытом рынке. То есть операции в рамках бюджетного правила могут сокращаться или увеличиваться.
Что такое бюджетное правило. Объясняем простыми словами
Бюджетное правило — ограничение на рост бюджета страны, вводимое для снижения зависимости экономической политики от цен на сырьё на мировом рынке.
Бюджетные правила обычно вводятся странами, экономика которых сильно зависит от торговли сырьём (в частности, нефтью).
Это работает так: власти определяют базовую цену (её ещё называют ценой отсечения) на сырьё, исходя из которой планируется бюджет. Если цена окажется выше, то разницу (сверхдоходы) складывают в «кубышку» — чтобы из неё инвестировать в экономику и социальную сферу, а также иметь запасы на будущее (или на случай кризиса). Если ниже — то из «кубышки» компенсируют дефицит бюджета.
Бюджетное правило также регулирует ряд других показателей расходов — например, по обслуживанию госдолга страны.
Пример употребления на «Секрете»
«Введённое правительством бюджетное правило сработало, и такое падение цен на нефть не оказало такого драматического влияния на экономику, волатильность валюты и т. д».
(Президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф — в интервью РБК).
История
Нюансы
Согласно бюджетному правилу, на дополнительные доходы от высокой стоимости нефти Минфин закупает валюту и золото и направляет эти средства на счета в Центробанке. Затем эти средства перечисляются в ФНБ. Резервы фонда можно тратить только на компенсацию снизившихся нефтегазовых доходов. Но если они превышают 7% ВВП, то «излишек» можно тратить на инфраструктурные проекты.
Практика
С началом пандемии ярко проявился главный недостаток существующего бюджетного правила, заключающийся в том, что в нём не заложена достаточная гибкость, чтобы оперативно реагировать на резкое изменение экономической обстановки в стране.
В бюджетной политике многих стран есть оговорки, что во время чрезвычайных обстоятельств (например, глобальный финансовый кризис) из подобных установок можно делать исключения. В бюджетном правиле России таких исключений нет.
После экономических санкций и падения цен на нефть в 2014–2016 годах российские власти повысили требования к финансовой дисциплине — бюджетное правило стало оплотом стабильности экономики.
Что такое бюджетное ограничение в экономике
Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Ответы на экзаменационные вопросы » 14 Бюджетное ограничение и потребительский набор
14. Бюджетное ограничение и потребительский набор
По существу, теория поведения потребителя — это теория потребительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребителя были сформулированы важнейшие принципы этого выбора. Остановимся на понятии бюджетного ограничения и потребительского набора.
Бюджетное ограничение — это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.
Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении (табл. 1).
Например, мы имеем 120 руб. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги мы обычно покупаем товар 1 и товар 2. При этом товар I стоит 10 руб., а товар 2 — 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, мы должны решить, что купить, т.е. сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у нас есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб. Назовем четыре варианта.
Выбирая комбинацию А, мы покупаем только товар 1 (12 шт.), а выбирая комбинацию D, покупаем только товар 2 (6 шт.). Потребительские наборы В и С включают не только товар 1, но и товар 2 (соответственно товар 1 (8 шт.) и товар 2 (2 шт.), товар 1 (4 шт.) и товар 2 (4 шт.)). Каждый раз наш выбор ограничен ценами на блага и нашим доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.
Бюджетное ограничение можно представить на графике в виде прямой бюджетного ограничения. На графике потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечены товар 2, а по вертикальной оси — товар 1 (рис. 6).
Рис, 6. Линия бюджетного ограничения
Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.
Линию бюджетного ограничения можно сравнить с кривой производственных возможностей.
По аналогии ее можно было бы назвать «кривой потребительских возможностей».
Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, т.к. его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если мы предпочтем потребительский набор В набору А, то наши альтернативные издержки покупки одного товара 2 будут равны двум товарам 1.
(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)