что такое былина в музыке
БЫЛИНА
Сборники Былин : Сборник Кирши Данилова, СПБ, 1901, посл. изд., М.-Л., 1958; «Илья Муромец». Сост. А. Астахова (и др.), Нотные образцы сост. Ф. А. Рубцов, М.-Л., 1958; Григорьев А. Д., Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899-1901 гг., т. 1, М., 1904; т. 2, Прага, 1939; т. 3, СПБ, 1910; Былины Печоры и Зимнего Берега. Сост. А. Астахова (и др.), Нотные образцы сост. В. Ф. Соколов, М.-Л., 1961; Песенный фольклор Мезени. Сост. Н. Колпакова (и др.), Муз. образцы сост. Б. Добровольский, Л., 1967; Листопадов A., Песни донских казаков, т. I, ч. 1, М., 1949; Былины. Сост. Б. Добровольский и В. Коргузалов (готовится к печати).
Литература : Общие работы: Скафтымов А. Н., Поэтика и генезис былин, М.-Саратов, 1924; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Пропп В. Я., Русский героический эпос, М., 1958; Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.-Л., 1966; Ухов П. Д., Атрибуции русских былин, М., 1970.
Музыковедческие работы : Macлов A., Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, в кн.: Труды муз.-этнограф. комиссии, т. II, М., 1911; Янчук Н., О музыке былин в связи с историей их изучения, в изд.: Былины. Под ред. М.Сперанского, т. 2, М., 1919, с. 527-72; Гиппиус Е. В.,Эвальд З. В., Несколько замечаний о напевах мезенских и печорских былин, в сб.: Былины Севера, т. 1. Записи, вступ. статья и коммент. А. М. Астаховой, М.-Л., 1938; Попова Т., Русское народное музыкальное творчество, т. 1, М., 1962, гл. V; Коргузалов В., Структуры сказительской речи в русском эпосе, в сб.: Русский фольклор, в. X, М.-Л., 1966; Дубравин В. В., Музыкальный эпос севернорусской народной традиции, Л., 1972.
Что такое былина в музыке
Жанр русских эпических песен-сказаний.
«Про татарское нашествие». Сборник «Илья Муромец» (Москва-Ленинград, 1958, приложение)
Существуют также напевы двухстрочные и (реже) трёхстрочные (напр., в Заонежье), к-рые наиболее полно отражают структуру поэтической строфы. Их последняя мелодическая фраза повторяется столько раз, сколько требуется по логике текста, т. о. оттеняются смысловые грани повествования:
«Жил Святослав. ». Напев И. Т. Рябинина, нотация А. С. Аренского. Хрестоматия «Русское народное музыкальное творчество» (Москва, 1958).
Степень речитативности и песенности былинных напевов может быть различной. Преобладают секундовые и терцовые мелодические ходы, обычно укладывающиеся в диапазон кварты или сексты, часто со срединной каденцией на II ступени лада. При многократном повторении напев импровизационно варьируется, следуя логическим акцентам текста; наиболее устойчивы начало и окончание мелодии. В сев.-рус. Б. могут быть выделены 3 типа напевов: 1) однострочные напевы при 12-14-сложном стихе с тремя основными ударениями («полный эпич. размер» по А. Л. Маслову), бытующие на Мезени и Печоре; 2) речитативные напевы-скороговорки «скоморошьего» размера (8-11-сложный стих с двумя осн. ударениями); 3) напевы, близкие к песенным и связанные с многогол. складом, характерные для печорской традиции.
В Б. сольной традиции напевы не закреплены за определёнными текстами. На один-два напева сказитель может исполнить весь свой былинный репертуар. Имеются даже напевы, единые для целого района (напр., на Печоре). Они не воплощают образы текста, но помогают их восприятию, сосредоточивая внимание слушателя на содержании Б.
Сборники Былин: Сборник Кирши Данилова, СПБ, 1901, посл. изд., М.-Л., 1958; «Илья Муромец». Сост. А. Астахова (и др.), Нотные образцы сост. Ф. А. Рубцов, М.-Л., 1958; Григорьев А. Д., Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899-1901 гг., т. 1, М., 1904; т. 2, Прага, 1939; т. 3, СПБ, 1910; Былины Печоры и Зимнего Берега. Сост. А. Астахова (и др.), Нотные образцы сост. В. Ф. Соколов, М.-Л., 1961; Песенный фольклор Мезени. Сост. Н. Колпакова (и др.), Муз. образцы сост. Б. Добровольский, Л., 1967; Листопадов A., Песни донских казаков, т. I, ч. 1, М., 1949; Былины. Сост. Б. Добровольский и В. Коргузалов (готовится к печати).
Литература: Общие работы: Скафтымов А. Н., Поэтика и генезис былин, М.-Саратов, 1924; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Пропп В. Я., Русский героический эпос, М., 1958; Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.-Л., 1966; Ухов П. Д., Атрибуции русских былин, М., 1970.
Музыковедческие работы: Macлов A., Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, в кн.: Труды муз.-этнограф. комиссии, т. II, М., 1911; Янчук Н., О музыке былин в связи с историей их изучения, в изд.: Былины. Под ред. М.Сперанского, т. 2, М., 1919, с. 527-72; Гиппиус Е. В.,Эвальд З. В., Несколько замечаний о напевах мезенских и печорских былин, в сб.: Былины Севера, т. 1. Записи, вступ. статья и коммент. А. М. Астаховой, М.-Л., 1938; Попова Т., Русское народное музыкальное творчество, т. 1, М., 1962, гл. V; Коргузалов В., Структуры сказительской речи в русском эпосе, в сб.: Русский фольклор, в. X, М.-Л., 1966; Дубравин В. В., Музыкальный эпос севернорусской народной традиции, Л., 1972.
Былинные напевы
Полезное
Смотреть что такое «Былинные напевы» в других словарях:
Напев — В Викисловаре есть статья «напев» Напев мелодия, предназначенная для вокального исполнения, часто инструментальна … Википедия
БЫЛИНА — Жанр русского фольклора, героическая песня эпического характера. Былины возникли в IХ–ХIII вв. и отразили в поэтической форме исторические события, украсив их фантастическим вымыслом. Анонимные авторы создали и укрепили в народном сознании образы … Лингвострановедческий словарь
Былины — ТЕРМИН русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30 х годах XIX века любителем ученым… … Литературная энциклопедия
Локшин, Давид Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Локшин. Давид (Дмитрий) Борисович Локшин … Википедия
Рябинины — сказители русских былин, принадлежащие к четырём поколениям одной крестьянской семьи (деревня Гарницы, ныне Заонежского района Карелии): Трофим Григорьевич (1791 1885), Иван Трофимович (1844 1909), Иван Герасимович Рябинин Андреев (1873 1926),… … Энциклопедический словарь
РЯБИНИНЫ — сказители русских былин, принадлежащие к четырем поколениям одной крестьянской семьи (дер. Гарницы, ныне Заонежского р на Карелии): Трофим Григорьевич (1791 1885), Иван Трофимович (1844 1909), Иван Герасимович Рябинин Андреев (1873 1926), Петр… … Большой Энциклопедический словарь
Сказители — исполнители былин, эпических баллад и ранних историч. песен. Слово С. имеет нар. происхождение, образовано от глагола сказывать ; оно указывает на своеобразную манеру исполнения произв. перечисленных фольклорных жанров. На севере России… … Музыкальная энциклопедия
РЯБИНИНЫ — РЯБИНИНЫ, сказители русских былин, принадлежащие к четырём поколениям одной крестьянской семьи (д. Гарницы, ныне Заонежского района Карелии): Трофим Григорьевич (1791 1885), Иван Трофимович (1844 1909), Иван Герасимо вич Рябинин Андреев (1873… … Русская история
Рябинины — РЯБИ́НИНЫ, сказители рус. былин, принадлежащие к четырём поколениям одной крест. семьи (д. Гарницы, ныне Заонежского р на Карелии): Трофим Григорьевич (17911885), Иван Трофимович (18441909), Иван Герасимович Рябинин Андреев… … Биографический словарь
Презентация на тему: Былина – один из самых древних жанров русской народной песни
Былина – один из самых древних жанров русской народной песниИсследовательская работа
Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ты откуда, русская, зародилась музыка?То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом?В радости ли? В боли?Или в птичьем свисте?Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?В чьём ты сердце билась с самого начала?Как ты появилась? Как ты зазвучала?
Цель работы: выяснить, действительно ли былина – жанр русского песенного искусства;найти общие признаки народной песни и былины; определить, какую роль сыграла былина в развитии русского музыкального искусства.
Былины – песни Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым.
Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание ещё не сильно отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность.Песенные строки легки и естественны: повторение отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла.
Нередко былины, как и песни, начинаются с запева, хотя, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателей на определенный лад. Запевы поэтичны, красивы, эмоциональны. Славна богатырями земля русская,Высока высота поднебесная,Глубока глубина океан-моря,Широко раздолье по всей земле.Глубоки горы Сорочинские,Темны леса Брянские,Черны грязи Смоленские,Быстры-светлы реки русские.А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Былину, как правило, венчает концовка: А тут той старинке и славу поют,А по тыих мест старинка и покончилась.Богатырь Алеша Попович. Лубочная картинка. Север. Конец XVII века
Художественный прием повтора – один из основных приемов в народной поэзии. В поэтическом тексте повторяются отдельные слова, словосочетания, стихи и даже целые группы стихов.Под славным великим Новым-городом,По славному озеру по ИльменюПлавает-поплавает сер селезень,Как бы ярой гоголь поныривает,А плавает-поплавает червлен корабльКак бы молода Василья Буславьевича,А и молода Василья со его дружиною хороброю,Тридцать удалых молодцов. («Василий Буслаев молиться ездил»)
Как припев в песне, повторяются и в былине стихи. Так в былине «Илья Муромец и Калин-царь» читаем:Вы седлайте-тко добрых коней, И садитесь-ко вы на добрых коней, Поезжайте-тко вы в чисто поле под Киев-град,И постойте вы за веру, за отечество…Этот стих повторяется 8 разИлья Муромец и Святогор
Былины создавались народом не для чтения, а для исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Музыканты считают, что гусли – самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины.
Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но всё же певцы не отказывались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов. Только видели добра молодца ведь сядучи, Как не видели добра молодца поедучи;Во чистом поле да курева стоит, Курева стоит, да пыль столбом летит…(«Три поездки Ильи Муромца»)
Былины исполнялись речитативом, поэтому их стихотворный ритм обусловлен напевом. Былинная строка чаще всего имеет три главных ударения, причём третье всегда находится на третьем слоге от конца. Четвёртое, добавочное ударение падает на самый последний слог и при напеве создаётся протяжение этого слога. То пехотою никто да не прохаживал,И на добром коне никто да не проезживал,Туда серый зверь да не прорыскивал,Птица чёрный ворон не пролётывал.(«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)Соловей-разбойник. Лубочная картинка. Север. Конец XVII века.
Напевы былин величавы, спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.Что не белая берёза к земле клонится,Не шелкова трава приклоняется,То сын перед матерью поклоняется.Кланялся Добрынюшка родной матушке:«Ты бы благословила меня, родная матушка»(«Добрыня Никитич»)
Былины, созданные в далеком прошлом, продолжающие сохранять огромное значение в духовной жизни нашего народа, являются одним из самых древних жанров русской народной песни. На это указывают её художественные особенности, такие, как: напевность, мелодичность, наличие запева и припева (повторы стихов), созвучие однородных окончаний строк и др.Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен.
ЛитератураБылины.- М.: Просвещение, 1993.Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Т. 10.- М., 1994.Музыка. Поурочные планы 3 класс. Часть 1/ Сост. Ю. Д. Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004Науменко Т. И. Музыка 5 кл. : учебник для общеобразоват. Учреждений – М.: Дрофа, 2006.Тулаева Е. Б. Славна богатырями земля русская! // Литература в школе.- 1997.- N 3.Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1.- М.: Аванта+, 1999.Былины на сайте Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор». Тексты былин, энциклопедические сведения о былинах, литература о былинах, библиография
Презентация Былинные герои в музыке
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Былинные герои в музыке Автор проекта: Соловьева Виктория, обучающаяся 7 класса МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска Наставник проекта: Фролова Злата Игоревна, учитель музыки МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска Тип проекта информационно-познавательный
Введение Былинным напевам уже более 10 веков, но интерес к этим живым строкам истории не угасал никогда: пересказывали, дописывали, изучали, возрождали, создавали на основе услышанного замечательные музыкальные произведения. Я выбрала эту тему потому, что большую часть своей жизни посветила музыке. Мне нравится классическая музыка, но многие сейчас не слышали ни одного классического произведения. Я решила познакомить своих ровесников с миром классической музыки и с ее помощью окунуться в стародавние времена. Цель проекта сквозь музыкальные и живописные портреты вернуться в прошлое и постараться осмыслить бесконечную мудрость наших предков, сделавшую образы русских былинных героев бессмертными. Задачи проекта: 1) Собрать и изучить информацию по теме «былинные герои в музыке» 2) Прослушать произведения композиторов. 3) Проанализировать информацию и систематизировать её. 4) Сделать выводы и создать слайд шоу «былинные герои в музыке»
Вторая симфония Бородина «Богатырская». Одним из величайших композиторов, использовавших в своём творчестве былинную тему, является Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт-Петербург — 15 (27) февраля 1887, там же). Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. Бородин по возвращении в Россию в 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок, получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки. Бородин был активным членом Беляевского кружка. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.