что такое брашпиль на корабле
БРАШПИЛЬ
(Windlass) — якорная машина для подъема якорей с горизонтальным валом в отличие от шпилей, имеющих вертикальный вал. Б. бывают ручные, паровые и электрические.
У первого типа Б. ручной привод состоит из коромысла, соединенного с обоймами, снабженными собачками (палами). Б. получает вращение при упоре собачек в зубчатые колеса. Обычно Б. имеет два цепных барабана, которые можно сообщать и разобщать с главным валом Б. посредством муфты трения или кулачного сцепления.
Полезное
Смотреть что такое «БРАШПИЛЬ» в других словарях:
БРАШПИЛЬ — (гол.). Горизонтальный ворот на судах для вытаскивания якоря и поднятия тяжестей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БРАШПИЛЬ Горизонтальный ворот на судах для поднятия тяжестей. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
брашпиль — лебедка Словарь русских синонимов. брашпиль сущ., кол во синонимов: 4 • абня (4) • лебедка … Словарь синонимов
Брашпиль — Якорный механизм с собственным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения. Брашпиль может иметь одну или две турачки, а также быть без турачек. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
БРАШПИЛЬ — (нидерл. braadspil) судовая лебедка с 2 барабанами на горизонтальном валу для подъема якоря или для швартовки … Большой Энциклопедический словарь
БРАШПИЛЬ — БРАШПИЛЬ, брашпиля, муж. (голланд. broads pit) (мор.). Горизонтальный ворот на носу корабля для поднятия якоря. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БРАШПИЛЬ — муж., мор. лежачий ворот, лебедка рычажная, баран, навой, лежачий вал, поворачиваемый рычагами, для подъема тяжестей, якоря. Брашпильный, брашпилевый, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
брашпиль — Якорный механизм с собственным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения. [ГОСТ 26069 86] Тематики палубные механизмы, судовые устройства EN windlass DE Ankerwinde FR guindeau … Справочник технического переводчика
Брашпиль — БРАШПИЛЬ, горизонт. воротъ, употребляемый на судахъ для подъема якоря. Б. съ ручнымъ или машиннымъ приводомъ. (См. рис.). На воен. судахъ обык. на оси Б. устанавливаются 2 барабана съ углубленіями по формѣ звеньевъ якорн. каната (для пр. и л.… … Военная энциклопедия
Брашпиль — Главный брашпиль французского спасательного судна Abeille Bourbon … Википедия
БРАШПИЛЬ — (от голл. braadspil) лебёдка с горизонтальным валом и двумя барабанами для подъёма судового якоря, а также для швартовки судна. Б. бывают ручные (небольших размеров), с паровым, электрич. или гидравлич. приводом. См. рис. Брашпиль … Большой энциклопедический политехнический словарь
Брашпиль
Якорный механизм, у которого ось вала цепного барабана (звездочки) расположена горизонтально, называется брашпилем. Большинство брашпилей снабжено швартовными турачками, что позволяет рассматривать брашпиль как якорно-швартовный механизм. В качестве привода брашпилей используются паровые машины, гидро- и электродвигатели. Наиболее распространен электрический привод.
Конструкции отечественных электрических брашпилей унифицированы, а число их моделей ограничено типизированным рядом механизмов, основные характеристики которых приведены в табл. 4.2. Брашпили малых (Б1—БЗ) и средних (Б4, Б5) моделей имеют один электродвигатель, крупных (Б6—Б11) — два электродвигателя для совместной и раздельной работы.
У малых и средних моделей брашпилей применяют простую или глобоидную червячную и цилиндрическую грузовые передачи; у крупных моделей — систему зубчатых передач, связывающую электродвигатель с грузовым валом. Скорость выбирания швартовного каната брашпилями: номинальная — 18 м/мин; малая для крупных моделей — 9 м/мин (для малых и средних не устанавливается); наибольшая для средних и крупных моделей — 24—40 м/мин (для малых не устанавливается).
Цепные звездочки всех брашпилей отливают за одно целое со шкивами ленточных тормозов и устанавливают на грузовых валах. Цепные звездочки с грузовым валом соединяются и разобщаются ручным простым или рычажно-винтовым приводом кулачковых муфт. Турачки брашпилей малых и средних моделей устанавливают на консолях грузовых валов, у крупных моделей — на консолях промежуточных валов. Ленточные тормоза цепных звездочек имеют стальные ленты, облицованные с внутренней стороны асбестовыми тормозными обкладками. Конструкция ленточных тормозов исключает искрообразование при работе. Ручные приводы ленточных тормозов — рычажно-винтовые с рукоятками, расположенными непосредственно у тормозов.
На рис. 4.7 изображен брашпиль Б10 (см. табл. 4.2).
Рис. 4.7. Брашпиль Б10
Турачки 1 насажены на промежуточный вал 10, выходящий из редуктора 6. На грузовой вал 9 свободно насажены цепные звездочки 4, которые соединяются с грузовым валом кулачковыми муфтами с помощью маховиков 2. Ленточные тормоза 3 управляются маховиками 7. Ведущий вал редуктора соединен с двумя электродвигателями 8. На корпусе редуктора закреплены указатели 5 счетчиков длины вытравленной якорной цепи.
В настоящее время все якорные механизмы морских судов должны быть оборудованы приводами дистанционного управления из ходовой рубки. Для этого в обычную конструкцию брашпиля дополнительно включают привод затяжки и растормаживания ленточных тормозов, а также привод включения (выключения) кулачковых муфт звездочек. При дистанционном управлении брашпилем пост управления, расположенный непосредственно у брашпиля, сохраняется.
На крупнотоннажных судах большой ширины, где установка брашпиля затруднена, применяют так называемые брашпильные приставки к простым (рис. 4.8) или автоматическим швартовным лебедкам. Такая конструкция позволяет использовать для привода цепной звездочки привод швартовной лебедки, не работающей во время якорной операции. В этих случаях брашпильная приставка представляет собой цепную звездочку с тормозом, вал которой опирается на подшипники стоек и соединен с редуктором швартовной лебедки.
Рис. 4.8. Брашпильная приставка к простой швартовной лебедке
Морской словарь для сухопутных читательниц
И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.
Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.
Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.
Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?
Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.
Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.
АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.
АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.
БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.
БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.
БУКВАРЬ – книга, инструкция.
ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.
ВАХТИТЬ – нести вахту.
ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.
ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия
ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.
ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.
ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.
КАМБУЗ- кухня на судне.
КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.
КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.
ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.
ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.
МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.
МАШКА – судовая швабра.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.
НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.
НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.
НОС- передняя оконечность судна.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.
О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)
ПОДВАЛ – машинное отделение.
ПОСУДИНА – лодка, судно.
ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.
ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.
РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.
СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.
СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.
СТЕНКА – причал, пирс.
СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.
ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПОДЗОР- свес кормы судна.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.
СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.
СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.
ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.
ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.
ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.
ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.
ЧЕРДАК – навигационный мостик.
ЧИРИК – четвертый механик.
ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.
ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.
ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.
ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.
ЯМА – машинное отделение.
ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.
ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.
Механизмы якорно-швартовных устройств
Брашпили
Отличительной особенностью брашпиля является горизонтальное исполнение рабочего вала. Брашпиль оборудуется двумя цепными звездочками, сидящими на одном или двух самостоятельных валах. Звездочки оборудуются шкивами для размещения ленточного тормоза на них.
Независимо от типа привода и конструктивного исполнения брашпиль должен обеспечивать быстрый и легкий одновременный подъем двух якорей со скоростью не менее 8 м/мин с глубины 45 м при весе каждого якоря не менее 1,5 т или подъем одного якоря со скоростью не менее 12 м/мин.
Приводятся брашпили от паровой машины, электро-, пневмо- или гидропривода.
Кинематическая схема якорно-швартовного брашпиля приведена на рис. 76.
Брашпиль электроприводной, вал двигателя соединен с валом червяка при помощи дисковой фрикционной муфты сцепления. Двигатель оборудован электрическим дисковым тормозом, служащим для затормаживания вала двигателя при обесточивании электропитания.
Ручной привод балансирный и связан с валом червяка зубчатыми шестернями. Зубчатое колесо снабжено кулачковой полумуфтой и сидит на валу червяка свободно. Шестерни ручного привода, червяк, червячное колесо, шестерни швартовного вала и швартовные турачки сидят на своих валах жестко.
Цепные звездочки сидят на валах жестко, а шестеренные колеса свободно. Включение и отключение шестеренных колес и звездочек производится посредством кулачковой муфты. Кулачковые полумуфты насажены на шлицы.
Работа от двигателя производится при отключенном ручном приводе, т. е. при расцепленных кулачковых полумуфтах на валу червяка. Швартовные операции производятся при отключенных шестеренных колесах на валу цепных звездочек. Для подъема якоря сообщается та или иная звездочка включением кулачковой муфты вручную. В случае обесточивания электродвигателя об-ратного вращения валов не произойдет, так как дисковый тормоз электродвигателя затормозит его вал.
Кривошип ручного привода хранится отдельно от брашпиля и надевается при необходимости ручного приведения брашпиля. Дисковый тормоз электродвигателя растормаживается при этом вручную, а шестеренное колесо передачи ручного привода вводится в зацепление вручную скользящей на шлицах кулачковой полумуфтой. Обратное вращение валов брашпиля также не произойдет, так как этому препятствуют собачки храпового устройства ручного привода.
Спуск якоря производится обычно при отключенном электродвигателе. Для этого шестеренное колесо цепной звездочки выводится из зацепления и спуск производится под действием веса якоря и якорной цепи на ленточном тормозе. Чтобы предотвратить наматывание сбегающей якорной цепи на звездочку, под ней устанавливается на фундаменте брашпиля специальный отбойник, называемый палом.
В отличие от рассмотренного брашпиля отечественные брашпили БЭ8, БЭ11, БЭ12 и БЭ13 оборудуются двумя электроприводами, имеющими возможность работать совместно и раздельно.
Конструктивное исполнение электро- и пароприводных брашпилей очень сходно во всех основных узлах.
Гидроприводные брашпили более просты по устройству, более компактны и имеют меньшие удельный вес и габаритные размеры, чем паро- и электроприводные брашпили. Выполняются гидроприводные брашпили с высокомоментным тихоходным или с быстроходным гидроприводом. Тихоходный привод насаживается обычно на один вал с цепными звездочками. Так, в частности, выполняются брашпили японской фирмой «Фукушима», гидропривод брашпиля аналогичен гидроприводу, приведенному на рис. 66. При быстроходном гидроприводе применяется обычно одноступенчатая червячная или цилиндрическая зубчатая передача.
Шпили
Шпили получили свое название оттого, что рабочий вал или баллер их выполняется всегда вертикальным. Применяются шпили на судах морского флота и в качестве чисто швартовных, и в качестве якорно-швартовных механизмов.
По конструктивному исполнению шпили подразделяются на баллерные и безбаллерные. У баллерных шпилей грузовой барабан крепится на баллере, а привод выносится отдельно. У безбаллерных шпилей барабан также крепится на баллере, а привод размещается внутри шпиля. Эти шпили более компактны и требуют меньше площади для своего размещения.
По способу установки шпили подразделяются на одно- и двухпалубные. Само название показывает, что в первом случае весь механизм брашпиля устанавливается на одной палубе, а во втором случае — привод выносится на палубу, расположенную ниже.
Для привода шпилей применяются паровая машина, электро-, гидро- и пневмоприводы. Ручной привод применяется обычно в качестве запасного и выполняет роль основного лишь у маломощных шпилей.
Отечественные шпили обозначаются условно ШП, ШЭ и ШЭР с добавлением числового индекса.
Отечественный электроручной однопалубный якорно-швартовный шпиль ШЭР 11 приведен на рис. 77.
Нижняя часть шпиля — корпус редуктора, заполняемый смазочным маслом. Таким образом, смазка червяка и червячного колеса непрерывная в масляной ванне. Вертикальный полый баллер закреплен неподвижно в корпусе редуктора на шпонке и при помощи гайки. В верхней части на баллер насажен фланец на шпонке, во фланце закреплены три вертикальных пальца, являющихся осями сателлитов (промежуточных шестерен). Сателлиты оборудованы подшипниками скольжения. Подшипники смазываются густой смазкой, подаваемой через отверстия в пальцах.
Внутри баллера проходит вертикальный вал с двумя подшипниками скольжения. На нижнем конце вала закреплено червячное колесо на шпонке и при помощи гайки. Верхний конец вала оборудован кулачками для зацепления с осью ведущей шестерни. Ось имеет свой подшипник скольжения. Смазка этого подшипника и верхнего подшипника вертикального вала производится тавотом, набиваемым внутрь маховика и выдавливаемым из него к подшипникам по центральному сверлению оси и вала ввинчиванием крышки.
Маховик шпиля зафиксирован от осевого перемещения и при вращении его центральная шестерня навинчивается или свинчивается с втулки маховика. Таким образом производится ввод шестерни в зацепление с вертикальным валом или вывод ее из зацепления. Центральная шестерня оборудована втулкой, на которой насажено на шпонке ободное устройство с гнездами для вставления в них рукояток ручного привода.
Грузовой или швартовный барабан сидит на баллере и вра¬щается в подшипнике скольжения. К верхней части барабана присоединен зубчатый венец, к нижней части — шесть собачек, опирающихся на специальные поддержки.
При работе шпиля от электродвигателя центральная шестерня перемещается вниз до отказа и вводится в зацепление с вертикальным валом. Вращение передается швартовному барабану через червяк, червячное колесо, вал, центральную шестерню, сателлиты и зубчатый венец. При работе шпиля от ручного привода центральная шестерня поднимается вверх и выводится из зацепления с вертикальным валом. Вращение передается барабану через центральную шестерню, сателлиты и зубчатый венец. Зубья шестерен и венца верхней передачи покрываются периодически густой смазкой.
Швартовные лебедки
Швартовные лебедки предназначены для выполнения швартовных операций и выполняются обычно в горизонтальном исполнении.
По назначению и конструктивному исполнению швартовные лебедки подразделяются на простые и автоматические. Простые лебедки предназначены только для подтягивания судна во время пришвартовки, и в дальнейшем судно удерживается на тросах, закрепленных на кнехтах. Такое исполнение швартовного устройства неудобно тем, что в процессе стоянки судна тросы испытывают постоянные изменения натяжения и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения. Вахтенному персоналу приходится постоянно следить за натяжением тросов, выбирая слабину или вытравливая их.
Автоматические лебедки предназначены для подтягивания судна и для удержания его с постоянным заданным натяжением швартовного троса. Выбирание слабины троса и вытравливание его производится при автоматическом управлении лебедкой.
Лебедки приводятся в действие также паровым, электрическим, гидравлическим и пневматическим приводами. Выполняются швартовные лебедки комбинированными и самостоятельными.
Комбинированная швартовная лебедка приведена на рис. 78. Лебедка может использоваться для обслуживания якоря и для проведения швартовных и грузовых операций.
Привод лебедки — электродвигатель, оборудованный электрическим дисковым тормозом и передающий вращение грузовому валу через двухступенчатый зубчатый цилиндрический редуктор. Зубчатое колесо редуктора, грузовой барабан и швартовная турачка закреплены на грузовом валу жестко.
Грузовой вал соединен с промежуточным валом фланцевой муфтой. Цепная звездочка сидит свободно на промежуточном валу, а швартовная турачка — жестко. Ввод цепной звездочки в действие производится введением в зацепление кулачковой муфты. Шкив звездочки оборудован ленточным тормозом.
Смазка шестерен и колес редуктора — непрерывная, в масляной ванне. Подшипники редуктора смазываются маслом, подаваемым специальным навешенным насосом. Подшипники скольжения рабочего и промежуточного валов и звездочки периодически смазываются густой смазкой при помощи колпачковых масленок.
Кинематическая схема отечественной пароприводной автоматической швартовной лебедки приведена на рис. 79.
Лебедка предназначена для производства швартовных и грузовых операций. Привод лебедки — двухцилиндровая реверсивная двустороннего действия паровая машина. Управление лебедкой местное и дистанционное.
На коленчатом валу машины жестко закреплена ведущая шестерня, находящаяся в зацеплении с тремя сателлитами. Сателлиты сидят на полом валу свободно и входят в зацепление с зубчатой коронкой. На внешней стороне коронки смонтирован ленточный тормоз, зажимаемый гидравлически с дистанционным управлением или при помощи рычажного устройства вручную.
Ведущая шестерня, сателлиты и зубчатая коронка образуют планетарный редуктор.
Лебедка оборудована канатоукладчиком и автоматом. Винтовой вал автомата зацепляется с грузовым валом при помощи конических шестерен и двух кулачковых полумуфт.
На грузовом валу насажены жестко швартовная турачка и зубчатое колесо, грузовой барабан сидит на валу свободно. Ввод его в действие производится включением кулачковой муфты.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ зубчатая коронка планетарного редуктора затормаживается, винтовой вал автомата отключается и грузовой барабан вводится в зацепление с валом. При производстве швартовных операций грузовой барабан отключается и затормаживается. Управление лебедкой ручное.
После окончания швартовных операций лебедка переводится на автоматический режим управления. Для этого швартовный трос переносится с турачки на грузовой барабан, который вводится в работу. Затем вводится в действие винтовой вал автомата и затягивается ленточный тормоз зубчатой коронки на опре-деленную величину. Сила затяжки тормоза и соответственно задаваемое натяжение на швартовном тросе определяются по показаниям стрелки на шкале. Величина затяжки тормоза лежит в пределе от 8 до 16 т.
При автоматическом управлении лебедкой пусковой золотник остается открытым на определенную величину, обеспечивая постоянный доступ пара к паровой машине. Давление поступающего пара в цилиндрах машины уравновешивает заданное натяжение со стороны троса.
В случае незначительного изменения натяжения троса в сторону уменьшения или увеличения система лебедки сама обеспечивает вытравливание и выбирание троса на небольшую длину.
При возрастании натяжения троса грузовой барабан провора-чивается и канат вытравливается. Вращение барабана пере¬дается зубчатой коронке редуктора, которая проворачивается в тормозе, и на винтовой вал автомата. Регулировочная гайка перемещается по винтовому валу и перемещает пусковой золот¬ник в сторону увеличения открытия парового окна. Количество поступающего в цилиндры машины пара увеличивается, и вытравленный участок выбирается. При обратном вращении грузового (швартовного) барабана пусковой золотник возвращается в исходное положение.
Рычажный привод пускового золотника связан с хомутиком, который также перемещается по винтовому валу. Если усилие в тросе превысит установленное на значительную величину и вы-травится около 4 м троса, хомутик даст импульс на паровой свисток для предупреждения о соблюдении осторожности, так как лебедка вступает в автоматический режим работы. При дальнейшем повышении усилия и вытравливании еще 1 м троса хомутик даст импульс в систему гидроцилиндра, который давлением жидкости на поршень создаст дополнительную затяжку ленточного тормоза до 16 т, и дальнейшее вытравливание троса прекратится.
При уменьшении натяжения паровая машина выбирает трос и автомат возвращает пусковой золотник в исходное положение. Если при ослаблении натяжения машина выберет около 4 м троса, то хомутик даст также импульс на включение парового свистка. А при выбирании еще 1 м троса пусковой золотник перекроет доступ пара к паровой машине и она остановится.
Чтобы предотвратить поломку системы пускового золотника в случае перемещения его сверх положенного и не допустить упора его в крышки, регулирующая гайка оборудована с обеих сторон собачками. Как только гайка доходит до упора в одной из сторон, собачки выйдут из направляющих и гайка начнет свободно вращаться на винте, не имея осевого перемещения. Будет прекращено и осевое перемещение пускового золотника.
Обслуживание якорно-швартовных механизмов
Перед приготовлением механизма к действию необходимо произвести наружный осмотр его и убедиться в исправности деталей и отсутствии посторонних предметов, мешающих работе механизма. Необходимо отключить ручной привод; зажать ленточный тормоз, если нужно; отключить цепную звездочку или барабан. Якорная цепь должна быть чистой и ровно лежать на звездочке или барабане.
После приготовления привода производятся пробные пуски механизма на холостом ходу. Если все исправно, цепная звездочка или барабан вводятся в зацепление кулачковой муфтой и сообщается на мостик о готовности механизма к действию.
Во время работы электроприводного механизма необходимо следить за показаниями амперметра и за отсутствием посторонних шумов и стуков при паровом приводе. Состояние тормозов и нагрев их, а также смазка механизма периодически контролируются.
Если глубина стоянки более 50 м, отдача якоря производится при помощи привода брашпиля или шпиля, пока до грунта не останется 30 м. Дальнейшая отдача якоря и отдача его на глубинах менее 50 м производится под действием веса якоря и якорной цепи на ленточном тормозе. Муфта сцепления цепной звездочки или барабана должна быть расцеплена.
Подъем якоря производится при включенном цепном барабане и ослабленном ленточном тормозе.
Обслуживание комбинированных механизмов сопровождается выполнением соответственных правил и требований, предъявляемых к каждой части механизма в отдельности.
Обслуживание автоматической швартовной лебедки должно вестись в строгом соответствии с инструкцией завода-изготовителя. Особое внимание нужно уделять обслуживанию пароприводных механизмов в зимнее время.