что такое божба в православии
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Тихвинский храм с. Бараново
Знаменский храм с. Знаменка
Матрона Московская
Высказывания святых
Душевные беседы
Батюшка на связи
Настоятель: о.Евгений
Вопросы в: «Вопрос настоятелю»
Связь: logachev12@mail.ru
Я Вконтакте
Я в одноклассниках
Я в Моем@Мире
Я в Facebook
Перечень грехов и добродетелей
3. Склонностью на худое дело.
8. Почитанием себя разумными и мудрыми.
12. Невниманием к суду Божию.
29. Парением, помыслами, мечтательностью.
31. Отступлением от Бога.
39. Противлением добру.
49. Настаиванием на своем.
50. Командованием (страсть).
51. Люблением почести.
60. Презрением людей.
64. Неимением любви к ближним.
67. Унижением других.
86. Неприличным вкушением пищи.
101. Неумеренностью сна.
105. Скитанием помыслов.
110. Омрачением ума.
127. Сложением в мысли с грехом.
132. Шутками неподобными.
140. Украшением (чрезмерным).
141. Наряжением для соблазна.
142. Страстью к нарядам.
148. Натиранием лица.
150. Помаванием очей с злым умыслом.
157. Помыслами греховными.
158. Беседой со страстными помыслами.
160. Сочетанием с греховным помыслом.
161. Соизволением на грех.
167. Ревновнием, ревнивостью.
171. Советом на грех.
179. Малакией (рукоблудием).
181. Содомией (противоестественным соитием).
186. Желанием удобств этой временной жизни.
189. Утаением чужого.
192. Пристрастием к чему-либо.
195. Присвоением чужого.
208. Идолослужением, идолопоклонством.
237. Ложью (словом, жизнью).
240. Несогласием в добром.
251. Неправедной клятвой.
273. Извращением слов.
285. Скрытостью (утаением грехов).
287. Окаменением сердца.
288. Стыдением в покаянии.
296. Убийством (словом, делом).
Что нужно, чтобы исправить свою жизнь, чем склонить Господа на милость к нам?
Верой в Бога (2Пар. 20:20; Мк. 9:23; Евр. 11; прп. Нил Сор. с. 53 (См. Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского. М., 1997)).
Поклонением Господу (2Пар. 20:18).
Хвалой Господа (2Пар. 20:19).
Славословием Бога (2Пар. 20:21).
Страхом пред Богом (Евр. 12:28).
Благодарением (прп. Нил Сор. с. 105).
Воздержанием (прп. Нил Сор. с. 109).
Чистотой сердца, тела (2Пар. 19:9; прп. Нил Сор. с. 121).
Усердием (прп. Нил Сор. с. 107).
Упованием (прп. Нил Сор. с. 98).
Послушанием, повиновением Богу (Мк. 9:7; Евр. 11:8).
Святостью (Евр. 12:13).
Честностью (Евр. 13:18).
Плачем о грехах (прп. Нил Сор. с. 167-178).
Самоукорением (прп. Нил Сор. с. 146, 149).
Памятью о Страшном Суде (прп. Нил Сор. с. 153-166).
Мужеством (2Пар. 32:7).
Благоразумием (прп. Нил Сор. с. 119).
Благорассуждением (прп. Нил Сор. с. 34).
Осмотрительностью (2Пар. 39:7).
Терпением (Евр. 12:1; прп. Нил Сор. с. 136).
Веселием о правде (2Пар. 20:27).
Спокойствием (2Пар. 20:30).
Рассуждением духовным (прп. Нил Сор. с. 61).
Страннолюбием (Евр. 13:2).
Благословением (2Пар. 20:26; Мк. 10:16).
Милостынею (прп. Нил Сор. с. 61).
Милостью (2Пар. 20:21).
Терпением болезней (2Пар. 21:15-19).
Исповеданием грехов и греховных помыслов (прп. Нил Сор. с. 63).
Исполнением заповедей (Исх. 20:2-17; Мф. 19:18-19; 22:37-39; Мк. 10:19; 12:30; Лк. 10:27; 18:20).
Памятование о Боге (прп. Нил Сор. с. 108, 153).
Молитву (Мк.9:29; прп. Нил Сор. с. 103, 185).
Любовь (прп. Нил Сор. с. 110).
Гнев праведный (2Пар. 19:10; Мк. 10:14).
Богомыслие (прп. Нил Сор. с. 103).
Благочиние (прп. Нил Сор. с. 107).
Целомудрие (прп. Нил Сор. с. 126).
Благоговение (Евр. 5:7; 12:28; прп. Нил Сор. с. 110).
Бдение (прп. Нил Сор. с. 101).
Безмолвие (прп. Нил Сор. с. 90, 185).
Тихость (прп. Нил Сор. с. 90).
Мир (Мк.9:50; прп. Нил Сор. с. 130).
Память о смерти (прп. Нил Сор. с. 153-160).
Терпение (2Пар. 33:11).
Занятие (прп. Нил Сор. с. 199).
Поклоны (прп. Нил Сор. с. 110).
Пост (Мк. 9:20; прп. Нил Сор. с. 110).
Упражнение (прп. Нил Сор. с. 183).
Упование (при. Нил Сор. с. 139).
Твердость в правде (2Пар. 19:11).
Укорение себя (прп. Нил Сор. с. 146).
Покаяние (прп. Нил Сор. с. 103).
Тщание (прп. Нил Сор. с. 107).
Рукоделие (прп. Нил Сор. с. 110).
Труд (прп. Нил Сор. с. 59).
Смирение (2Пар. 34:27-28; прп. Нил Сор. с. 145-146).
Призывание имени Божия (прп. Нил Сор. с. 151).
Не божись!
«Ей Богу», «клянусь Богом», «ей Богу, правда!» так не раз повторял эти известные слова божбы некто в разговорах в собравшемся обществе. Произносил он эти слова и к делу, чтобы уверить в том, что говорил, и не к делу, просто так, прибавлял их к своим словам в разговоре.
В обществе находился священник. Слыша так часто произносимые слова святого имени Божия, священник обратился к произносившему их со следующим вопросом:
– A у вас, Александр Иванович – так звали господина, который очень часто произносил всуе имя Божие, – должно быть, вошло в большую привычку божиться в разговорах?
– Ах, извините, батюшка, я и забыл, что в нашей компании есть духовный отец, которому может не понравиться моя привычка, – отвечал тот.
– Это еще не особенно важно, что нравятся или не нравятся мне ваши слова, любезнейший Александр Иванович, а важно-то то, что так часто произносимые вами слова божбы не угодны нашему Господу; не думаю, чтобы вы не знали этого.
– Знать-то, как не знать, батюшка; да что делать-то? Привычка, никак не оставишь привычки-то этой, – отвечал Александр Иванович. – Меня всегда журит за это и отец мой духовный на духу, да ничего не поделаешь с собою.
– А вы пробовали ли оставить эту привычку? – спросил священник. – Ведь привычки-то не легко оставляются. Heдаром говорится: «привычка – вторая природа».
– Как вам сказать, батюшка? Оно и желаешь отстать от сего и чувствуешь, что резонно журит тебя на духу за это отец духовный, а как отговеешь, то опять за то же. Так разве денек-другой повоздержишься.
– А неужели, батюшка, уж очень грешно божиться-то? – возразили священнику при этом многие из общества. – Да ведь эти слова: «ей Богу», так часто слышишь везде и у всех, что в них и не замечаешь ничего особенного.
– Господа, господа!! – отвечал на это священник. – Позвольте вас при этом укорить во-первых, в том, что вы, хотя и учились закону Божию, но плохо знаете его; во-вторых, в том, что вы мало вникаете в слова свои, и, наконец, в-третьих, в том, что должно быть плохо слушаете проповеди в церквах и не читаете духовных книг.
– Хотя и стыдно сознаваться, но все это верно, батюшка, – сказали почти в один голос все собеседники в обществе.
– He желаете ли побеседовать со мною сейчас о тяжести греха божбы? – спросил священник своих собеседников.
– Очень рады, батюшка, – сказали все. – Будьте так добры, разъясните нам, почему и насколько тяжек грех божбы. Многие из нас не знают этого, а оттого и грешат, не сдерживая себя.
– Все вы знаете и чувствуете, – начал священник, – что Господь есть Существо самое высочайшее. Если это сознаем и чувствуем мы, то, конечно, должны благоговеть к Нему, благоговеть и к Его великому и святому имени. «Как благоговеть к имени Божию?» – спросит кто. То есть произносить имя Божие с уважением всегда и везде, не произносить его, когда и где придется, например, в пустых и шуточных разговорах, а произносить только в случаях важных, серьезных, например, в молитве и благочестивых и добрых разговорах. Имени Господня боятся и трепещут все небесные силы, его со страхом и трепетом, лица закрывая, произносят херувимы и серафимы, когда славословят и воспевают Господа. Неужели же мы не должны подражать в этом святым ангелам, а произносить высокое и святое имя Божие небрежно, в пустых беседах, даже в шутках и, что еще ужаснее, во лжи?
– Да, какое же великое дело – произнесение имени Божия. 0, Господи, – послышалось в среде слушавших священника.
– Не даром же в молитве Своей Господь положил для нас такое прошение: «Да святится имя Твое», то есть, даруй нам, Господи, святое имя Твое. Как святить? А вот как: святыми своими делами, и не только делами, но и словами, в молитве, в добрых и благочестивых разговорах. Недаром же Господь и дал особенную 3-ю заповедь о том, чтобы мы не согрешали против Его святого и великого имени: «He приемли имени Господа Бога твоего всуе»; «всуе» со славянского языка значит напрасно, то есть, когда не должно. Подобное запрещение, относительно Своего имени, Господь не раз повторяет в Своем слове и угрожает наказанием за нарушение сего запрещения. «He очистит Господь приемлющего имени Его всуе» ( Исх.20:7 ), так говорит Господь в священных книгах Ветхого завета. А что говорит Христос в Своем Евангелии? «Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город Великого Царя. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:34–37 ). А вот нам и пример, как чтить имя Божие. Во времена Ветхого завета у евреев имя Божие почиталось столь священным, что его, написанного на дощечке, никому не позволялось носить, кроме одного первосвященника. Даже и доселе, когда еврею нужно бывает в обычном разговоре произнести имя Господа (по-еврейски: Иегова), то он не произносит его и вместо него употребляет другое слово: «Адонаи», что значит – Господь. А вот и еще пример благоговения к имени Божию. Один ученый муж, который изучал светила небесные (Ньютон), рассматривая премудрое устройство Господом вселенной, усвоил себе такое благоговение к имени Божию, что слово «Бог» не позволял себе произносить иначе, как стоя и непременно с открытою головою. Так-то свято имя Божие и вот как благоговейно мы должны относиться к Нему! – сказал, возвысив голос, священник и остановился.
– Вот что, батюшка. А мы-то, мы-то как относимся к такому святому и высокому имени Божию!? – заметили при этом его слушатели.
– Да, продолжал священник, у нас же, где вы ни пойдёте, – на улице ли идете, на площади ли остановитесь, в дом ли взойдете, в лавки ли заглянете, в корчемницы, – везде тут в разговорах вы услышите имя Божие, произносимое всуе, и, что особенно нехорошо, весьма часто произносимое для подтверждения лжи. «Ей Богу», «клянусь Богом», «вот тебе Христос», «накажи меня Бог», «видит Бог», эти и подобные слова мы слышим и не только в обыкновенных разговорах, но даже и в шутках, в празднословии и непристойных беседах. Иной лжет и лжет заведомо, или говорит пустяки, чтобы только потешить своих собеседников, а сам приплетает к своим словам божбу: «ей Богу», «видит Бог» и т. п. И что же другие, то есть, его собеседники? Они охотно слушают своего говоруна, и почти никто не останавливает и не вразумляет безумца, а таким образом и сами они становятся участниками в страшном деле употребления имени Божия всуе.
– Правда, батюшка, правда! – послышалось в среде слушавших священника.
– А если посмотреть на торговых людей, то у них божба совершенно нипочем. Иной тысячу раз готов побожиться и побожиться всячески, лишь бы только продать вещь подороже, лишь бы сбыть залежавшийся товар или как обмануть покупателя. Он совершенно не думает о том, что не только принимает имя Божие всуе, но – и страшно сказать – самого Бога делает поручителем своего обмана.
– Действительно, батюшка, у нас, торговых людей, божба нипочем, – заметили многие из торговых людей, собеседников священника. – Божба у нас вошла в такую привычку, что как бы без божбы нельзя и торговать; тут божба считается совершенно невинным делом.
– Точно также невинным делом считают многие употребление имени Божия в разговорах, прибавляя к своим словам, даже совершенно без всякой надобности, слова: «ей Богу», «видит Бог», – заметил при этом один из собеседников.
– Невинным делом? – сказал священник. – Имя Божие, такое великое и святое, произносить всуе – невинное дело?! Не похоже ли это на то, как если бы кто взял священную вещь, например, крест, икону, Евангелие, и вертел их в руках, как какие обыкновенные вещи, играл бы ими, как игрушками? Со священными вещами мы так небрежно не обращаемся; как же позволяем обращаться небрежно с именем Божиим?
– Да ведь нельзя иногда и не побожиться, батюшка? – возразил при сем некто из собеседников. – Не верят тебе, хотя и говоришь ты правду, а иные прямо требуют божбы, принуждают божиться.
– Это совершенно верно, – ответил священник и при этом спросил возражателей, – А неужели вы думаете, что правы те, которые принуждают других к божбе? Нет, – ответил сам же священник. – Они настолько же виноваты, насколько и которые божатся. Они тоже не имеют уважения к святейшему имени Божию, потому что иначе не требовали бы божбы от других. Грешат и те, которые своим примером учат других божбе, например, родители своих детей, старшие младших. Впрочем, нужно сказать, что Господь не запрещает совершенно всякую божбу, Он говорит: «пусть будет слово ваше: да, да; нет, нет». Следовательно, если желаешь уверить кого в чем, или, если кто требует от тебя уверения, то можешь божиться этими словами: «да, да; нет, нет», но без призывания имени Божия. О разнородной божбе именем Божиим Святой Тихон Задонский пишет, что она есть сатанинский вымысел на бесчестие имени Божия и на погибель человеческую (т.1, стр. 164).
– Послушайте, мои любезные собеседники, – продолжал священник, – как Святой Златоуст поучает относительно божбы. Да, божба была грехом и его времени. «Странное дело, – говорит он, – слуга не смеет назвать господина своего по имени без нужды, и, как случилось, а мы имя Господа ангелов произносим с такою небрежностью! Христос так щадит нас, что запрещает нам клясться даже собственною головою, а мы до того не щадим славы Господа, что всюду влечем Его! Ты, червь, земля, пепел и дым, влечешь к поручительству Владыку своего и принуждаешь Его быть поручителем. Какая дерзость. Какого же ты достоин наказания? Но можно ли, говоришь, совсем не клясться? Что ты говоришь, возлюбленный? Бог говорит: «не клятися всяко» ( Мф.5:34 ), и ты смеешь спрашивать: «можно ли соблюсти сию заповедь?». Не говори мне, что тебе не поверят без клятвы. Если бы ты никогда не лгал, то лишь только сделал бы ты знак, и тебе поверили бы больше, нежели тем, которые произносят тысячи клятв. Пусть все знают, что ты скорее согласишься все потерять, чем преступить закон Божий, и тогда – не станут принуждать тебя. Но ты говоришь: «я привык божиться, язык сам повторяет слова клятвенные». На это я тебе вот что скажу: один ученый имел глупую привычку, идучи беспрестанно подергивать правым плечом; ему заметили это и он стал класть на оба плеча острые ножи, и страхом раны отучил этот член от неуместного движения. Сделай то же и ты с языком: вместо ножа положи на него страх наказания Божия. Проси других, чтобы следили за твоими речами и вразумляли тебя, и Бог даст, – ты бросишь худую привычку свою». Из этих слов Златоуста, возлюбленные, вы видите подтверждение моих слов о том, как нехорошо божиться, видите и то, как отстать от привычки божиться тем, которые ссылаются на свою привычку к божбе и говорят, что не могут отстать от неё, хотя и желали бы отстать.
– Страшное наказание бывает от Бога тем, которые божатся, и особенно божатся во лжи. «Возвел я очи, – говорит св. пр. Захария, – и увидел: вот летит серп. И спросил меня Господь: что ты видишь? Я отвечал: я вижу серп летящий. И сказал Он мне: он летит на клянущихся именем Моим во лжи» ( Зах.5:1–4 ). Вот как говорит св. Захария о наказании за клятву или божбу во лжи. Знаменательно видение этого наказания в образе серпа. «Так представлено это наказание для того, – объясняет Святитель Иоанн Златоуст, – чтобы видеть, что невозможно избежать суда и уклониться от наказания за ложную божбу: от меча летящего иной может и уклониться, но от серпа, упавшего на шею и ставшего вместо веревки, не убежит никто». Выражение «летящего» означает скорость наказания, следующего за клятвами. Как серп, вонзившись в шею, не прежде может быть извлечен из нее, как вместе с отсеченной головою, так и наказание, постигающее клянущихся, бывает страшно и не прежде отступает от них, как сделав свое дело» (Деян.).
– Батюшка, позвольте вас спросить, отчего же мы не видим этих неизбежных, скорых и страшных наказаний за божбу, и особенно за божбу во лжи? – сказал священнику один из его собеседников, – А клянущихся и клявшихся во лжи между нами очень много.
– He думаете ли вы, – отвечал вопрошавшему священник, – что грех бывает прощен, когда остается не наказанным? Нет, скажем тоже словами св. Златоуста: «а это значит то, что согрешающие блюдутся для большего наказания. Например, многое и теперь делается такое, что было во времена потопа; но потопа нет, потому что предстоит геенна и мучение. Многие грешат, подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована им река огненная. Многие дерзают делать то же, что Фараон, но не подверглись одинаковому с ним наказанию, потому что их ожидает море бездны, где наказание не окончится смертью, но где они будут мучиться, более и более подвергаясь наказанию, жжению и удушению. Многие дерзали грешить подобно израильтянам, но змеи не угрызали их, потому что их ожидает червь нескончаемый. Многие дерзали делать то же, что Гиезий, но не поражены проказою, потому что вместо проказы им предстоит подвергнуться одной участи с лицемерами. Многие клялись и нарушали клятвы, но если они и избежали наказания, не будем полагаться на это, потому что их ожидает скрежет зубов; да и здесь, может быть, они испытают и не избегнут наказания, если не тотчас, то при других грехах, так что наказание будет более тяжким; ибо и мы часто, по поводу малых проступков, воздаем вполне и за великие. Вспомните братьев Иосифа: они продали брата, покушались лишить его жизни, или, лучше сказать, уже лишили его, сколько это от них зависело, обманули и опечалили отца, и ничего не потерпели. Но спустя много лет, они подверглись крайней опасности. Ахав за Навуфея также не тотчас по преступлении потерпел то, что после потерпел. «Для чего же это бывает? – спрашивает при этом Златоуст и отвечает: Бог дает тебе время, чтобы ты очистился, и когда ты медлишь каяться, Он посылает наказание» (Деян.). К словам Златоуста прибавим мы, что если внимательнее всмотреться в жизнь тех, которые имеют привычку божиться, то не мало найдешь и наказаний разного рода за их грехи.
– Если уже грех, батюшка, – возразили снова священнику многие из общества, – божиться, т.е., призывать имя Божие в подтверждение своих слов, то зачем же призываем его в присягах? А присяги у нас требуются законом.
– Присяги, – отвечал священник, – это другое дело. Бывают очень часто такие случаи, когда нет возможности удостовериться в истине иначе, как посредством клятвы; а без этого удостоверения может произойти большой
вред для государства и общества. В таких-то важных и крайне необходимых случаях, только не по своему произволу, a пo требованию законной власти и само слово Божие не запрещает употреблять клятву именем Божиим, но
– Так-то, возлюбленные, – сказал в заключение своей беседы о божбе священник, обратившись ко всем своим собеседникам. – Из нашей беседы все вы теперь видите, какой тяжкий грех божбы именем Божиим: тут и неуважение к Самому Богу в неуважении к Его святому имени; тут и нарушение Его святой заповеди; тут и необуздание своего языка; тут еще – призывание Самого Бога во свидетеля своих пустых слов, а нередко и лжи; тут нередко, иногда даже и невольно, бывает и клятвопреступление, – побожился, что сделаешь то или другое, а между тем не можешь сделать почему-либо. Поэтому я не могу не посоветовать вам, как духовный учитель, избежать сего греха. Кто божится изредка, бойтесь, как бы не дойти до привычки. Кто же имеет привычку, тому я советовал бы всячески стараться оставить привычку. Конечно, привычки обыкновенно оставляются очень трудно. Но что же делать-то? Ведь все хорошее для нас всегда нелегко. Вот к худому мы более склонны, и потому оно для нас всегда очень легко, оставляем же мы некоторые, например, вредные для нашего здоровья привычки, и с большим трудом нам приходится оставлять их, но все-таки оставляем, отчего же не потрудиться оставить привычку вредную для нашей души? Душа-то несравненно дороже тела. Вот и еще примеры для нас, как отставать от привычек, кроме того примера, который указывает нам Святитель Иоанн Златоуст. О святом Агафоне, как повествуется в житиях святых, известно, что он три года постоянно клал себе камень в рот, чтобы отучить себя от многословия, а приучить к молчанию. О другом подвижнике известно, что он 30 лет молился такими словами: «Господи Иисусе, защити меня от языка моего». Вот поскольку лет боролись со своими привычками те, которые истинно желали оставить их. Несомненно то, что если мы будем рассчитывать тут только на свои собственные силы, а не будем прибегать, как прибегал подвижник, к Богу с молитвою о Его помощи, то не будет у нас успеха. А при помощи Божьей все возможно: «я все могу при помощи укрепляющего меня Иисуса», – говорит святой апостол ( Флп.4:13 ), и это, вероятно, не раз видел на себе всякий из нас. – Сказав это, священник замолчал.
– Покорнейше благодарим вас, батюшка, за добрую вашу беседу с нами, – послышались голоса его собеседников. – Вот мы теперь хорошо понимаем грех божбы, a то нам казалось, что божба – дело не такое важное, какое оно есть на самом деле. Благодарим и за ваше пастырское нам внушение, чтобы мы береглись этого греха.
– Благодарим, батюшка, вас покорно и за то, что вы доставили душам нашим удовольствие сегодняшней доброй беседой с нами, – прибавили еще некоторые из собеседников. – Право, как-то особенно хорошо чувствуется в душе после такой беседы. Как хорошо, если бы вот так, как мы сегодня беседовали с вами, батюшка, почаще беседовать в обществе. А то, что пo большей части составляет разговоры наши в обществе? Болтовня, пересуды, насмешки – грех один.
– Это очень много зависит от вас, возлюбленные мои собеседники, – заметил священник. – Мы, духовные, всегда готовы беседовать с вами о духовном, но не всегда удобно бывает вести такие беседы в компании, в обществе; например, мы начали такую беседу, a там, смотришь, в другом углу, ведут свою беседу или не слушают нас, или удаляются из нашей компании, или даже оговаривают и смеются над нами, говоря: «учил бы в церкви, а здесь не церковь, тут мы и о другом о чем найдем поговорить».
– Правда, правда, батюшка, бывает очень часто так, – согласились со священником его собеседники, и тем совсем кончилась беседа о божбе и вообще об употреблении имени Божия всуе.
В помощь кающимся
Содержание
В сборнике «В помощь кающимся» рассказывается о восьми главных страстях и противоположных им добродетелях. В нем приводится так же перечень грехов против Бога, ближнего и самого себя, в которых надо каяться на исповеди. В приложениях повествуется о том, как подготовиться к Таинству Покаяния, приводятся свидетельства святых отцов о покаянии и покаянные молитвы.
По творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова). Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
Заимствовано из святых отеческих писаний
Чревообъядение
Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.
Любодеяние
Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания тела, блудные ощущение и пожелание души и сердца (скоктание), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им подобные.
Сребролюбие
Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.
Вспыльчивость, приятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
Печаль
Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.
Уныние
Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.
Тщеславие
Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцом духовным. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.
Гордость
Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? – Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешил скрыться от Бога? Стану ли, подобно ему, оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно – скрываться от Всевидящего! Напрасно – оправдываться пред Тем, Кто всегда побеждает, внегда судити Ему ( Пс. 50:6 ).
Облекусь же вместо смоковничьих листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану пред Бога моего. Но где найду Бога моего? В раю ли? Я изгнан оттуда, – и Херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостью плоти моей я пригвожден к земле, моей темнице!
В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто пред собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.
О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям
Воздержание
Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянным одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, живота и покоя ее.
Целомудрие
Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения скверных, сладострастных, двумысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, а еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний: совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.
Нестяжание
Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Беспопечительность. Мягкость сердца.
Кротость
Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.
Блаженный плач
Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты духовной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающие от них легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов своих. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.
Трезвение
Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна, изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из кельи. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.
Смирение
Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божии, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению, или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной для неба. Презрение всего, что в человеке высоко и мерзость пред Богом. Оставление словооправдания. Молчание пред обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие, или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.
Любовь
Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостью духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении (Св. Исаак Сирин. Слово 44). Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения.
Кратчайшая исповедь
Грехи против Господа Бога
Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.
Грехи против ближнего
Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или дела правого с потерею для них. Убийство. Непочтение к родителям. Несмотрение с христианской заботливостью за детьми. Гнев – вражда в семейной или домашней жизни.
Грехи против самого себя
Праздные или скверные мысли в душе. Желания зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.
Из числа всех сих грехов против десяти заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели
Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.
Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
Чревоугодие, или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился на вся дни светло.
Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.
Грехи хулы на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
Грехи, вопиющие небу об отмщении за них
Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
Исповедь
Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.
Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицом Божиим сотворил.
Прости нас, Милосердный Господи (для народа).
Прости мя, честный отче (для одиноких).
Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и Св. Церкви; неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды – всуе.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедовать Господа.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; закону Божию и св. отцов преданиям от лености и небрежения не поучался.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы – согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней – среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством (туне – даром, незаконно; ядство – ядение, даром хлеб есть); своей воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; недолжным почитанием родителей, невоспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных (Вселенский собор, 67 правило. Деяние Апостолов, 15 гл.)
Прости мя, честный отче.
Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: осуждением всех людей – живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, злом за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: леностию, расслаблением, негою, люблением телесного покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху – детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к Ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, – волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.
Приложение 1. Подготовка к Таинству Покаяния
По определению православного катехизиса: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом» [22, с. 126]. Соответственно данному определению становится понятным, что такое важное, сакральное для человека действие должно и предваряться соответствующей духовно-нравственной и телесной подготовкой. Ведь именно подготовка к Таинству Покаяния во многом и определяет степень его значения для исповедующегося человека. По учению Православной Церкви подготовка к Таинству Покаяния должна состоять из целого ряда действий. Все эти действия можно разделить на две основные группы: внешняя (телесная) и внутренняя (духовная) подготовка.
Внешняя (телесная) подготовка включает в себя, в основном, пост (говенье). Продолжительность поста перед исповедью должна составлять минимум три дня, однако известны случаи, когда перед исповедью праведники постились всю предшествующую неделю. Характерно, что в католической Церкви верующим предлагается поститься всего лишь один день, накануне Таинства Покаяния. Для Православной Церкви данная практика является неприемлемой. Телесный пост должен включать в себя и воздержание в пище, и воздержание в телесных удовольствиях, а также отказ от любого суетного развлечения. Таким образом, верующий человек очищает свою плоть и готовит ее к принятию Тела и Крови Христа (если после Таинства Покаяния предполагается Причащение). Как правило, внешняя подготовка к Таинству Покаяния в этом и заключается.
Во-вторых, по словам о. Александра, человек должен пройти испытание сердца. По сути, это означает необходимость для человека увидеть собственные грехи, разглядеть их в череде жизненных поступков. К сожалению, очень часто, человек просто не в состоянии увидеть собственное грехопадение и отринуть его от себя.
Следующим шагом духовной подготовки, по словам о. Александра, является молитва. Молитва, как вид духовной практики – это особое состояние человека (во всей его целостности – тело, душа, дух), которое максимально подводит его к приятию Божией благодати; это, своего рода, духовный диалог человека с Богом. Поэтому в период подготовки к Таинству Покаяния, молитва, как никогда, занимает центральное место в жизни человека. Как пишет о. Александр Ельчанинов молитва – это: «прямой путь к познанию своих грехов» [6, с. 268]. Только в свете молитвы мы можем приблизиться ко Христу, а «пока нет такой близости к Христу, при которой покаянное чувство является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть по заповедям, по некоторым молитвам» [6, с. 268–269].
Еще один этап в подготовке к Таинству Покаяния о. Александр называет «сокрушением сердца» – это наиболее важный момент в подготовке к данному Таинству. Это не просто знать свои грехи, но покаяться в них всем сердцем, еще до самого Таинства. Дополнением к такому покаянию служит прощение грехов всем тем, кого человек знает, и кто мог причинить ему душевную боль. О таком прощении говорил о. Иоанн (Крестьянкин): «Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по настоящему. Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни!» [7, с. 9]. О важности постоянного внутреннего покаяния писал, например, старец Оптиной пустыни преподобный Анатолий (Зерцалов): «Если когда согрешишь и тотчас обращаешься к Богу каяся – это очень хорошо. Так и должно. И Господь простит. А духовнику или старцу после сказать». [11, с. 85]
По сложившейся в Православной Церкви традиции Таинство Покаяния неразрывно связано с Таинством Евхаристии (Святого Причастия) и совершается накануне вечером (перед причастием, которое будет на следующий день); либо с утра, в день причащения (перед Божественной литургией). Однако стоит понимать, что по своей сущности Таинство Покаяния – это полноценное Таинство, которое можно совершить (и принять в нем участие) и без последующего причащения Святых Христовых Таин. Человек может исповедоваться и без последующего причащения, если он чувствует, что его душа отягчена тяжелыми грехами и страстями, и, в тоже время, к причастию он специально не готовился.
Приложение 2. Святые отцы о покаянии
От кающегося требуется сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор. 7:10 ). И егда грешник возвратится от беззакония своего и сотворит суд и правду, той жив будет в них ( Иез. 33:19 ). О Сем [о Христе – С. М.] ecu пророцы свидетелствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь ( Деян. 10:43 ). Есть еще подготовительные и вспомогательные средства для покаяния – это пост и молитва. [Свт. Филарет (Дроздов), 22, с. 127].
Как бы человек осторожно себя ни соблюдал, но весьма редко проходит, чтоб юности своей чем не запятнал. Пятна же оные ничем столь скоро не изглаживаются, как устным исповеданием. И хотя Господь Бог все ведает слабости наши и даже несоделанное предвидит и не имеет нужды, чтобы пересказывать Ему о том, что известно Ему, однако за нашу пользу, чрез пророка Своего говорит, или приказывает: глаголи ты первее беззакония твоя да оправдишися ( Ис. 43:26 ). Итак, видите, сколь необходимо нужно для очищения грехов устное исповедание, без коего невозможно ни начала благого положить, ни спастись, ни спокойну в духе своем быть; почему и должно рассмотреть бывшее и раскрыть. [Прп. Антоний Оптинский, 12, с. 199].
Покаяться – это значит осудить себя, признаться в грехе, но после раскаяния необходимо отречься от себя и следовать за Богом, исполняя Его святую волю. Когда грешник выполнит все три условия: покается, отречется от себя и пойдет за Богом, тогда душа его очистится от нечистого духа и наполнится Духом Божиим и Божиим Огнем, то есть Истиной и Любовью. [Свт. Николай Сербский, 19, с. 158–159].
Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием спасемся все мы, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи, и будет тогда радость на душе и мир; и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои. [Прп. Силу ан Афонский, 23, с. 335].
Приложение 3
Покаянная молитва ко Господу Иисусу Христу
Влады́ко Христе́ Бо́же, Иже страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния; сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния Животворя́щего Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя сопроти́вник напои́; возвы́си мой ум к Тебе́, до́лу пони́кший, и возведи́ от пропасти поги́бели: яко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам слезы́ уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию. Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, сокро́вище благи́х, да́руй мне покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне благода́ть Твою́ и обнови́ во мне зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя, не оста́ви мене́; изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й и сопричти́ мя овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.
Молитва прп. Симеона Нового Богослова (перед исповедью)
Бо́же и Го́споди всех, вся́каго дыха́ния и души́ имы́й власть, еди́н исцели́ти мя моги́й! Услы́ши моле́ние мя, окая́ннаго, и гнездя́щагося во мне зми́я наи́тием Всесвята́го и Животворя́щего Ду́ха умертви́в потреби́. И мене́, ни́ща и на́га вся́кия доброде́тели су́ща, к нога́м свята́го моего́ отца́ (духо́внаго) со слеза́ми припа́сти сподо́би, и святу́ю его́ ду́шу к милосе́рдию, е́же ми́ловати мя, привлецы́. И даждь, Го́споди, в се́рдце мое́м смире́ние и по́мыслы бла́ги, подоба́ющие гре́шнику, согласи́вшемуся Тебе́ ка́ятися; и да не в коне́ц оста́виши ду́шу еди́ну, сочета́вшуюся Тебе́ и испове́давшую Тя, и вме́сто ми́ра избра́вшую и предпоче́тшую Тя. Ве́си бо, Го́споди, я́ко хощу́ спасти́ся, а́ще и лука́вый мой обы́чай препя́тствием быва́ет: но возмо́жна Тебе́, Влады́ко, суть вся, ели́ка невозмо́жно суть от челове́ка. Ами́нь.
Молитва при. Варсонофия Великого (о прощении забытых грехов)
Влады́ко Го́споди, поско́льку и забы́ть свои́ прегреше́ния есть грех, то я во всем согреши́л Тебе́, Еди́ному Сердцеве́ду; Ты и прости́ мне все по Твоему́ человеколю́бию; тем-то и проявля́ется великоле́пие сла́вы Твое́й, когда́ Ты не воздае́шь гре́шникам по дела́м их, ибо Ты препросла́вен во ве́ки. Ами́нь.
Молитва после исповедания грехов
Как сла́бому и во́все безси́льному самому́ по себе́ на деле́ благи́я, смире́нно со слеза́ми молю́ Тебя́, Го́споди, Спаси́телю мой, помози́ мне утверди́ться в мое́м наме́рении: жить про́чее вре́мя жи́зни для Тебя́, возлю́бленнаго Бо́га моего́, богоуго́дно, а проше́дшия согреше́ния моя́ прости́ милосе́рдием Свои́м и разреши́ от всех мои́х, ска́занных пред Тобо́ю, грехо́в, я́ко благи́й Человеколю́бец. Та́кже смире́нно молю́ Тебя́, Пресвята́я Богоро́дице, и вас, небе́сные си́лы и все уго́дники Бо́жии, помоги́те мне испра́вить мою́ жизнь. Ами́нь.
Аврелий Августин. Исповедь. М.: ACT, 2003. – 440 с.
Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. М.: Лепта-Пресс, 2004. – 448 с.
В помощь кающимся. М.: Даниловский благовестник, 2011. – 64 с.
В помощь кающимся. М.: Неугасимая лампада, 2010. – 48 с.
В помощь кающимся: по творениям святителя Игнатия Брянчанинова. М.: Православный паломник М, 2010. – 32 с.
Время покаяния. Сборник. М.: Данилов мужской мон-рь. Даниловский благовестник, 2008. – 336 с.
Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.: Отчий дом: Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь, 2008. – 160 с.
Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: Русский Хронограф, 2004. – 320 с.
Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. М.: Дар, 2005. – 464 с.
Прп. Амвросий Оптинский. Между страхом и надеждой. Житие. Наставление. М.: Приход храма Святаго Духа Сошествия. 2009. – 224 с.
Прп. Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2008. – 336 с.
Прп. Антоний Оптинский. Наука о преданности воле Божией. М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2009. – 288 с.
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. – 800 с.
Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2007. – 336 с.
Свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные. М.: Правило веры, 2004. – 672 с.
Свт. Игнатий Брянчанинов. В помощь кающимся. М.: Спасская церковь, 2010. – 96 с.
Свт. Игнатий Ставропольский. В помощь кающимся. М.: Приход храма Святаго Духа Сошествия на Лазаревском кладбище, 2011. – 32 с.
Свт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Поучения огласительные и таиноводственные. М.: Благовест, 2010. – 352 с.
Свт. Николай Сербский. Азбука победы. М.: Покров, 2004. – 336 с.
Свт. Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. М.: Правило веры, 2003. – 912 с.
Свт. Феофан Затворник. О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М.: Православный паломник, 1998. – 32 с.
Свт. Филарет, митр. Московский. Православный катехизис. М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2002. – 224 с.
Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. – 464 с.
Сщмч. Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской. Творения. Кн. I. Проповеди. Тверь: Булат, 2002. – 480 с.
Православный молитвослов и Псалтирь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. – 256 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»