что такое боуты на парусе

Искусство кройки и шитья

При использовании для изготовления паруса лавсановой пленки не следует забывать о некоторых специфических особенностях этого материала. Из-за повышенной жесткости ему нельзя придавать двойную кривизну, поэтому парус кроится в виде разворачивающихся на плоскость поверхностей конуса или цилиндра. Оставляет желать лучшего надежность лавсановой пленки: при малейшем проколе она рвется, а клей в местах соединения полотнищ липкой лентой быстро стареет, и швы расходятся. Для упрочнения швов применяют накладки из лейкопластыря, которые прошивают вручную крупными стежками. Неудобны такие паруса и для хранения — складки на местах сгибов остаются неустранимыми.

Паруса из полиэтиленовых пленок быстро стареют на солнце, а под нагрузкой вытягиваются. Из пленки толщиной 200—300 мк шьют простейшие вспомогательные паруса на один сезон.

Имеется опыт изготовления паруса для байдарки из двух слоев полиэтиленовой пленки, соединенных прерывистой сваркой с помощью выпускающегося для этой цели бытового прибора. Швы накладываются в двух взаимно перпендикулярных направлениях через 20—30 см. Сварку производят через кальку, пергамент или целлофановую упаковочную бумагу.

Кромки сваренных полотнищ скрепляют точечным сварным швом на расстоянии 1—2 см от края. Полотнища сшивают на обычной швейной машинке одним швом, который затем с обеих сторон заклеивают липкой лентой. Перед наклеиванием ленты поверхность пленки следует протереть бензином.

Углы паруса подкрепляются боутами из трех-четырех слоев пленки размерами от 50 до 15 см по биссектрисе, которые привариваются точечной сваркой от большего к меньшему. Швы заклеиваются лентой.

Нижнюю и заднюю шкаторины оклеивают лентой, а на переднюю двумя швами нашивают капроновую тесьму, к которой пришивают кольца-сегарсы (для грота) или карабины из тесьмы (для стакселя). В фаловом и галсовых углах заделывают петли из тесьмы для ввязывания такелажа, в шкотовом углу — люверс.

На малых парусах ликтросы не пришивают, а свободно пропускают внутри усиливающей полосы по шкаторинам. Это необходимо, чтобы регулировать длину ликтроса для компенсации его вытяжки, а также при тонкой настройке паруса. В качестве ликтросов применяют предварительно вытянутые капроновые тросы диаметрам 6—8 мм. Еще лучше стальные тросы диаметром 2—2,5 мм, которые практически не тянутся при работе. У большинства парусов байдарок и надувных лодок ликтросы входят в силовой каркас паруса и их правильнее называть булинями (рис. 82). Такие паруса обычно шьют по собранному каркасу. Все торцы карманов булиней подкрепляются полосками из прочной корсажной ленты. Если через карман проходят регулировочные снасти или бегучий такелаж, то его торцы усиливают двумя-тремя слоями ленты.

Углы паруса подкрепляют боутами. Их кроят из более прочного и жесткого материала, чем парус. Если используется обычная парусина, с противоположной стороны каждого угла нашивают второй боут размерами, примерно, 2/3 основного. Боуты кроят так, чтобы нити основы или утка шли по направлению наибольшего растяжения паруса — в галсовом углу по биссектрисе, в фаловом углу ближе к передней шкаторине, в шкотовом ближе к направлению на фаловый угол. Для более равномерного распределения нагрузок на ткань паруса внутренние кромки боутов делают полукруглыми. Боуты прострачивают прямыми и полукруглыми швами, а иногда проклеивают по всей поверхности резиновым клеем (рис. 83).

Фаловый угол подкрепляют фаловой дощечкой, которую лучше всего вырезать из стеклотекстолита толщиной 1—1,5 мм. Нет смысла пытаться уширить верхнюю часть паруса за счет фаловой дощечки. Широкая дощечка будет уходить под ветер и искажать форму паруса. Пришивать фаловую дощечку нужно капроновыми нитками через отверстия, просверленные по ее периметру.

Нашивать латкарманы (рис. 84) нужно на готовом парусе, растянув его на полу, чтобы определить их направление, от которого зависит поддержание задней шкаторины. Прихватив латкарман по месту резиновым клеем, прошивают его затем по периметру, кроме участка по верхней кромке для заправки лат.

Латы можно изготовить из дерева, текстолита, стеклопластика. Чтобы деревянные латы не намокали, их покрывают несколькими слоями лака. Рекомендуется оклеивать их по длине изолентой, это убережет парус от разрыва при изломе латы. Толщина латы для небольшого грота не должна превышать 1,5— 2 мм, а ширина —40 мм. Карман шьют на 30% шире латы, чтобы ее легко можно было вставить и вынуть.

Крепление ползунов к гроту показано на рис. 85.

Самодеятельные конструкторы часто разрабатывают для своих парусов новые оригинальные узлы и системы, создают даже новые типы парусного вооружения. Например, для того чтобы устранить скручивание установленного на катамаране паруса-крыла, Е. С. Кузнецов применил рангоут, у которого гафель, гик и средний реек-распорка могут вращаться только синхронно, вместе с мачтой. Пузо в средней части паруса регулируется путем изменения прогиба мачты с помощью телескопической передней краспицы. Длина краспицы в зависимости от силы ветра устанавливается на ходу из кокпита.

Источник

Что такое боуты на парусе

(Lining of a sail) — нашивка на парусе наискось полотнища для укрепления паруса в местах тяги шкотов, штык-болтов и риф-талей.

Смотреть что такое «БОУТ» в других словарях:

БОУТ — муж., мор. накладка на парус для прочности, нашивной лоскут, наплека, наплата. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Боут — накладка на парус, для прочности см. Парус … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

БИТЕНГ-БОЛТ, БИТЕНГ-БОУТ — (Bitt bolt) см. Битенг. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

рент-а-боут — (анг. rent a boat) служба за туристичко изнајмување на чамци, односно на секаков вид пловни објекти … Macedonian dictionary

Тральщик Тип А-3 «Элко» — Тральщик Тип А 3 «Элко» Поставлены СССР из США по ленд лизу. ТК 417 (до 11.04.1945 г. РТ.731) Построен в 1944 г. на верфи «Элко Харбор Боут». 20.03.1945 г. доставлен морским путем в Мурманск. 19.04.1945 г. зачислен в состав СФ … Военная энциклопедия

Устройство паруса — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Дэвис, Карл (композитор) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Карл Дэвис. Карл Дэвис Carl Davis Дата рождения 28 октября 1936(1936 10 28) (76 лет) Место рождения … Википедия

Воздушный авиносец — Если Вы ищете фантастические, а не реальные аппартаты, см. Воздушные авианосцы в фантастике «Летающий авианосец» ТБ 3 4АМ 34ФРН с истребителями И 16 под крылом Воздушный авианосец, Летающий авианосец, Авиаматка воздушное судно, несущее на себе… … Википедия

Звено Вахмистрова — Если Вы ищете фантастические, а не реальные аппартаты, см. Воздушные авианосцы в фантастике «Летающий авианосец» ТБ 3 4АМ 34ФРН с истребителями И 16 под крылом Воздушный авианосец, Летающий авианосец, Авиаматка воздушное судно, несущее на себе… … Википедия

Истребитель-паразит — Если Вы ищете фантастические, а не реальные аппартаты, см. Воздушные авианосцы в фантастике «Летающий авианосец» ТБ 3 4АМ 34ФРН с истребителями И 16 под крылом Воздушный авианосец, Летающий авианосец, Авиаматка воздушное судно, несущее на себе… … Википедия

Источник

Морские термины

Аутригер — поплавок, крепящийся поперечными балками к корпусу парусного судна типа проа с подветренной стороны, или балансир-противовес, устанавливаемый таким же образом с наветренной стороны, служащие для обеспечения остойчивости и откренивания.

Ахтерштаг — трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении с кормы.

Ахтерштевень — деталь конструкции судна с остроконечной (вельботной) кормой, на которой соединяются концы поясьев обшивки корпуса.

Бакштаг—1. Курс парусного судна, при котором ветер дует с кормы под углом 15—85° к ДП. — 2. Трос стоячего такелажа, раскрепляющая мачту с кормы под углом к ДП.

Баллер — ось руля, к которой крепятся перо руля и румпель.

Банка — поперечная доска, служащая подкреплением корпуса лодки, а также сиденьем.

Батокс — линии на проекции «бок» теоретического чертежа, получаемые сечением корпуса судна вертикальными плоскостями, параллельными ДП.

Бейдевинд — курс парусного судна, при котором ветер дует с носа под углом от 30° (крутой Б.) до 80° (полный Б.).

Бизань — парус на кормовой мачте (бизань-мачте).

Бимс — поперечная горизонтальная связь набора корпуса судна, служащая для поддержания настила палубы и воспринимающая поперечные нагрузки, сжимающие корпус с бортов.

Боут — упрочняющая парус накладка, пришиваемая в его углах.

Брасы — снасти, прикрепляемые к нокам реев и служащие для поворачивания прямого паруса в горизонтальной плоскости.

Брештук — треугольная горизонтальная кница, соединяющая в носу лодки привальные брусья и стрингера с форштевнем.

Брифок — прямой вспомогательный парус, устанавливаемый при попутном ветре на моторных и гребных судах.

Брюканец — кусок парусины, которым обвязывается мачта у пяртнерса для предотвращения проникновения воды в рубку.

Булинь — снасть для обтягивания задней шкаторины косого паруса либо наветренной боковой шкаторины прямого паруса.

Бушприт — выступающий с носа парусного судна горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперед носовых парусов.

Ванта — снасть стоячего такелажа, которой мачта раскрепляется с бортов.

Вант-путенс — детали, посредством которых ванты крепятся к бортам или палубе.

Ватерлиния — проекция сечения корпуса судна горизонтальной плоскостью. Конструктивная В. задается поверхностью воды при расчетной нагрузке судна.

Виндсерфер — см. Парусная доска.

Галс.— 1. Положение парусного судна относительно ветра (правый галс — ветер дует в правый борт, левый галс — в левый). — 2. Оттяжка галсового угла паруса. — 3. Путь, проходимый парусным судном между поворотами при лавировке. Короткий галс с целью выйти на ветер или обойти препятствие называется контргалсом.

Галфвинд — курс парусного судна, при котором ветер дует под углом, примерно, 90° к его ДП.

Гафель — наклонное древко рангоута, поднимаемое вверх по мачте и служащее для крепления верхней шкаторины паруса.

Гик — рангоутное дерево, шарнирно крепящееся пяткой к мачте; служит для крепления нижней шкаторины косого паруса.

Горб паруса — задняя часть полотнища косого паруса, выступающая за линию между фаловым и шкотовым углами.

Грот — при косом вооружении парус, ставящийся передней шкаториной на грот-мачте.

Грота-фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема грота.

Диаметральная плоскость (ДП) — продольная вертикальная плоскость, делящая корпус судна на две симметричные части.

Дирик-фал — снасть бегучего такелажа, при помощи которой поднимается и удерживается в нужном положении гафель.

Дифферент — угол продольного наклонения судна.

Дрейф — снос судна под влиянием ветра и течения.

Закладка — 1. При постройке малого судна — основной узел, собранный из киля, форштевня и ахтерштевня. — 2. Вытачка на парусе с целью придания ему требующейся формы (величины и расположения пуза).

Заход ветра — изменение направления ветра в сторону, противоположную курсу судна.

Каболка — нить, из которой свивается прядь троса.

Карленгс — продольная подпалубная балка, обеспечивающая вместе с бимсами жесткость палубы.

Катамаран — судно, состоящее из двух одинаковых корпусов, соединенных поперечной связью — мостиком.

Киль — основной продольный брус набора корпуса судна, устанавливаемый в ДП от форштевня до ахтерштевня или транца.

Киль плавниковый — вертикальная пластина, устанавливаемая под днищем в ДП для уменьшения дрейфа парусного судна под ветер.

Кили скуловые — разновидность плавникового киля; устанавливаются попарно на скулах; обеспечивают меньшую осадку, чем плавниковый, но уступают ему по эффективности.

Кильсон — продольная балка набора корпуса судна, которая устанавливается поверх шпангоутов и соединяется с килем сквозными болтами.

Кница — деталь набора, служащая для соединения связей корпуса.

Коуш — металлический ободок с желобом овальной, треугольной или круглой формы, который заделывается в огон для предохранения троса от перетирания.

Краспица — распорка, устанавливаемая между мачтой и ромбовантами.

Кренгельс — кольцо, свитое из прядей тонкого троса и заделанное в шкаторину паруса для крепления снастей — шкота, галса и т. д.

Лавировка — движение под парусами против ветра по ломаной линии галсами.

Левентик — нерабочее положение парусов, когда судно стоит против ветра.

Лик — кромка паруса.

Ликпаз — выемка в мачте или гике, в которую заводится шкаторина паруса с ликтросом.

Ликтрос — трос, пришитый к шкаторине (лику) паруса.

Малка — заданный теоретическим чертежом корпуса судна угол между плоскостью обшивки и примыкающей к ней поверхностью детали набора.

Мидель-шпангоут — поперечное сечение корпуса судна вертикальной плоскостью в средней части или в наиболее широком месте.

Набор судна — образующие скелет судна продольные и поперечные связи, задающие форму его корпуса, обеспечивающие прочность и жесткость конструкции.

Нок — внешний конец горизонтального или наклонного рангоутного дерева (гика, гафеля).

Обух — болт с кольцом.

Огон — петля, заплетаемая на снасти.

Основная линия (ОЛ) — линия теоретического чертежа судна, проходящая через нижнюю точку киля параллельно плоскости ватерлинии; от ОЛ отсчитываются высоты всех остальных линий теоретического чертежа.

Остойчивость — способность судна возвращаться в начальное положение — на ровный киль или с постоянным креном после прекращения действия внешних сил.

Пайол — съемный деревянный настил.

Пиллерс — вертикальная стойка, поддерживающая бимс.

Плаз — ровная площадка (пол или щит), на которой вычерчивается в натуральную величину теоретический чертеж судна или размечаются паруса.

Плазовые ординаты — представляемые в табличной форме размеры, характеризующие положение (расстояние от ДП и ОЛ) точек пересечения Продольных линий теоретического чертежа со шпангоутами.

Планширь — доска или брус, накрывающие кромку борта беспалубной лодки или верхнюю кромку фальшборта.

Подлегарс — проходящая вдоль борта лодки связь, на которую опираются банки.

Привальный брус — прочный брус, устанавливаемый вдоль борта снаружи для защиты обшивки от ударов или (на лодках) внутри корпуса по верхним концам шпангоутов для усиления набора.

Проа — парусное судно, остойчивость которого обеспечивается аутригером.

Пузо паруса — выпуклость парусного полотнища, форма которой характеризуется отношением стрелки прогиба к хорде.

Пяртнерс — отверстие в палубе, банке, через которое проходит мачта.

Раксы — металлические кольца, которыми шкаторина паруса крепится к штагу.

Рангоут — общее название мачт, гиков, реев и прочих дерев на судне..

Резенкиль — брус, который ставится на киль внутри судна; к Р. крепятся флоры.

Реек — рангоутное дерево для растягивания паруса за углы.

Рей — рангоутное дерево, подвешиваемое за середину к мачте для растягивания шкаторины прямого паруса.

Риф-бант — полоса ткани, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине для увеличения прочности полотнища в месте, где оно подвязывается к гику при взятии рифов.

Рифы взять — уменьшить площадь паруса при усилении ветра, подвязывая или накручивая на гик его нижнюю часть.

Риф-сезни — кончики, с помощью которых парус пришнуровывается к гику при взятии рифов.

Риф-штерты — короткие завязки для подвязывания нижней части паруса к гику при взятии рифов.

Румпель — рычаг, с помощью которого поворачивают руль.

Рыскать — отклоняться от курса из-за неквалифицированного управления или плохой устойчивости судна.

Стопор — устройство для удерживания выбранного втугую троса, например, шкота.

Стрингер — деталь продольного набора, брус, устанавливаемый вдоль бортов и днища. На скуле ставится скуловой С.

Такелаж бегучий — подвижные снасти парусного вооружения.

Такелаж стоячий — тросы, которыми раскрепляется рангоут.

Талреп — приспособление для обтягивания стоячего такелажа. Применяются главным образом винтовые Т. На парусных лодках и байдарках в качестве Т. используют проведенный в. несколько лопарей трос.

Теоретический чертеж — проекции сечений корпуса судна в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, задающие его форму. В совокупности с таблицей плазовых ординат служит основой для разметки деталей корпуса и обшивки.

Топ — верхняя часть мачты.

Топенант — снасть бегучего такелажа, служащая для поддержания но-ков гиков, рей и т. п.

Топтимберс — бортовая часть шпангоута, составленного из отдельных частей — футоксов.

Трамплин — мягкая палуба гоночных и легких туристских катамаранов, натягиваемая из ткани между балками поперечного мостика.

Транец — плоская кормовая оконечность корпуса судна.

Тримаран — судно, состоящее из среднего (главного) корпуса и прикрепленных к нему поперечными балками боковых поплавков, служащих для обеспечения остойчивости и уменьшения крена.

Увалить под ветер — изменить курс парусного судна на более полный.

Управляемость — быстрота реакции судна на перекладку руля.

Устойчивость на курсе — свойство судна сохранять направление своего движения.

Уишбом — гик в виде двух дуг, охватывающих парус. Получил распространение на парусных досках.

Фал — снасть бегучего такелажа для подъема парусов или реев.

Фалинь — привязанный в носу или на корме лодки трос для швартовки я буксировки.

Фаловая дощечка — жесткая пластина (обычно из фанеры), прикрепляемая в фаловом углу паруса для повышения его жесткости и прочности.

Фаловый угол паруса — верхний угол паруса, за который его поднимают фалом.

Фальшборт — рейка или металлический профиль, поставленный ребром вдоль края палубы для предохранения людей от соскальзывания за борт.

Фальшкиль — продольный брус, крепящийся снаружи корпуса к килю. На яхтах Ф. имеет значительную высоту и служит для противодействия дрейфу.

Фальшов — складка на парусе для упрочения полотнища.

Флор — поперечная связь днищевого набора, соединяющая части шпангоутной рамки и служащая для ее крепления к килю.

Флортимберс — днищевая часть составного шпангоута.

Фордевинд — курс парусного судна прямо по ветру.

Форпик — носовой отсек, выделенный таранной переборкой.

Форшпигель — носовой транец; применяется главным образом на небольших швертботах.

Форштевень — наклонный или криволинейный брус, образующий носовую оконечность судна; на Ф. крепятся носовые концы поясьев обшивки.

Футшток — шест с делениями для измерения небольших глубин.

Ходовой конец (лопарь) — конец снасти, за который ее выбирают.

Швартов — трос, используемый для швартовки.

Шверт — подъемный киль; различают кинжальные Ш., опускаемые вертикально, и откидные, вращающиеся на оси.

Швертбот — парусная лодка со швертом.

Швертовый колодец — устройство, в котором размещается шверт.

Швертталь — проведенный в несколько лопарей трос для подъема шверта.

Шверцы — шверты, навешиваемые с бортов.

Шкаторина — кромка паруса.

Шквал — внезапный сильный порыв ветра.

Шкот —1. Снасть бегучего такелажа, крепящаяся к ноку гика или рея и служащая для управления парусом. — 2. Снасть, ввязываемая в шкотовый угол косого паруса для растягивания его по гику.

Шкотовый угол — нижний задний угол паруса.

Шпангоут — деталь поперечного набора судна; на теоретическом чертеже — проекции поперечного сечения корпуса вертикальными плоскостями.

Шпринтов — реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали.

Штаг — снасть стоячего такелажа, поддерживающая мачту спереди.

Штуртрос — гибкий трос, передающий усилие от органа управления на румпель или сектор на баллере руля.

Ял — мореходная гребно-парусная корабельная шлюпка; по числу весел называются «двойками», «четверками», «шестерками».

Яхта — в широком смысле — моторное или парусное судно для туризма; более узко — парусное судно для спорта или туризма, имеющее балластный фальшкиль.

Источник

Что такое боуты на парусе

Смотреть что такое «БОУТ» в других словарях:

БОУТ — (Lining of a sail) нашивка на парусе наискось полотнища для укрепления паруса в местах тяги шкотов, штык болтов и риф талей. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Боут нашивка на… … Морской словарь

Боут — накладка на парус, для прочности см. Парус … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

БИТЕНГ-БОЛТ, БИТЕНГ-БОУТ — (Bitt bolt) см. Битенг. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

рент-а-боут — (анг. rent a boat) служба за туристичко изнајмување на чамци, односно на секаков вид пловни објекти … Macedonian dictionary

Тральщик Тип А-3 «Элко» — Тральщик Тип А 3 «Элко» Поставлены СССР из США по ленд лизу. ТК 417 (до 11.04.1945 г. РТ.731) Построен в 1944 г. на верфи «Элко Харбор Боут». 20.03.1945 г. доставлен морским путем в Мурманск. 19.04.1945 г. зачислен в состав СФ … Военная энциклопедия

Устройство паруса — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Дэвис, Карл (композитор) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Карл Дэвис. Карл Дэвис Carl Davis Дата рождения 28 октября 1936(1936 10 28) (76 лет) Место рождения … Википедия

Воздушный авиносец — Если Вы ищете фантастические, а не реальные аппартаты, см. Воздушные авианосцы в фантастике «Летающий авианосец» ТБ 3 4АМ 34ФРН с истребителями И 16 под крылом Воздушный авианосец, Летающий авианосец, Авиаматка воздушное судно, несущее на себе… … Википедия

Звено Вахмистрова — Если Вы ищете фантастические, а не реальные аппартаты, см. Воздушные авианосцы в фантастике «Летающий авианосец» ТБ 3 4АМ 34ФРН с истребителями И 16 под крылом Воздушный авианосец, Летающий авианосец, Авиаматка воздушное судно, несущее на себе… … Википедия

Истребитель-паразит — Если Вы ищете фантастические, а не реальные аппартаты, см. Воздушные авианосцы в фантастике «Летающий авианосец» ТБ 3 4АМ 34ФРН с истребителями И 16 под крылом Воздушный авианосец, Летающий авианосец, Авиаматка воздушное судно, несущее на себе… … Википедия

Источник

Азбука судомоделирования

Совокупность всех парусов корабля называют парусным вооружением. Все парусные суда по типу их парусного вооружения делят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.

Прямым или корабельным называют парусное вооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямого парусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабли меньших размеров — фрегаты, корветы и бриги, а также аналогичные гражданские парусные суда.

Косым называют вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхтьг.

К судам смешанного вооружения относятся баркентины и бригантины.

Паруса делятся на два главных вида: прямые и косые.

Прямые паруса

Прямые – те, которые ставятся на реях, прямо перед мачтами. Прямые паруса имеют четырехугольную, прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям, поднимающимся на мачты и стеньги корабля. Такие паруса устанавливают поперек судна. Нижняя сторона паруса обычно несколько изогнута кверху. С помощью шкотов и галсов ее прикрепляют к нижележащему рею или к палубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветра производят вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами и закрепленных на ноках реев. Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены (фоком, фор-марселем, фор-брамселем, фор-бом-брамселем и т. д.).

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

В петровские времена и вплоть до конца XVIII в. в носу корабля (на бушприте) поднимали еще два прямых паруса — нижний блинд и бом-блинд. Нижний блинд располагали под бушпритом на блинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленном на стеньге бушприта. С конца XVIII в. эти паруса не ставят, а вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом (с помощью утлегаря и бом-утлегаря) стали поднимать треугольные косые паруса — кливера и стаксели.

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

К прямым парусам относятся и добавочные паруса — лиселя, которые добавляют к основным прямым парусам при попутном ветре. Ставят их по сторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах, выдвигаемых с реев. Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах (рис. 3).

I — ундер-лисель; II — марса-лисель; III — брам-лисель;
1 — выстрел; 2 — реек ундер-ли-селя; 3 — марса-лисель-спирт;
4 — реек марса-лиселя; 5 — брам-лисель-спирт; 6 — реек брам-лиселя

Косые паруса

Косыми парусами называют такие паруса, которые при перемене курса относительно ветра поворачиваются вокруг одной из своих шкаторин. Косые паруса не симметричны. Имеют много разновидностей.

Косые паруса на кораблях с прямым вооружением разделяют на кливера, стаксели, трисели и апсели. Крепят косые паруса на штагах и леерах или мачтах, гафелях и гиках.

Кливерами называют треугольные передние паруса, которые ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливеров бывает больше чем три. Раньше кливера крепились на специальных леерах и поднимались вместе с ними, но теперь они ставятся, как и стакселя на штагах. Только летучий кливер по-прежнему поднимается на леере. Он считается дополнительным вспомогательным парусом.

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

1 — кливер;
2— кливер и под ним фока-стаксель;
3 — бом-кливер (впереди), кливер и фока-стаксель;
4 — бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель.

Отличие между стакселем и кливером, как правило, в расположении нижней шкаторины. Если нижняя шкаторина переднего треугольного паруса расположена над палубой — это стаксель. Если нижняя шкаторина расположена над бушпритом — это кливер.

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

К косым парусам относится и кормовая косая бизань, расположенная между гафелем и гиком, похожая на гафельный парус-трисель. Однако почти до конца XVIII в. на судах с прямым парусом бизань-мачта несла латинский треугольный парус на рее, подвешенном наклонно к бизань-мачте.

Все косые паруса ставят посередине — вдоль диаметральной плоскости корабля. В зависимости от места установки косые паруса, так же как и прямые, кроме основных наименований имеют свои личные наименования с различными приставками (бом-кливер, грот-стеньга-стаксель, фор-трисель и т. п.).

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

Названия парусов

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

Названия парусов соответствую мачтам на которых они расположены, и реям на которых они расположены (пример: на грот-марса-рее – парус грот-марсель). Если на задней нижней реи прямой парус, он называется бизань, а гафельный позади контр-бизань. Если прямого паруса нет, то имя бизань носит гафельный парус.

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

Элементы парусов

Детали парусов

Прямые паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ шарусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом (рис. 11 ). Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные.

1 — ликтрос; 2 — верхняя шкаторина; 3 — подшивка; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняя шкаторина; 6 — ванты;
7 — боуты; 8 — риф-сезни; 9 — риф-кренгельсы; 10 — кренгельсы риф-талей; 11 — кренгельсы шпрюйта булеяей;
12 — 13 — угловые кренгельсы; 14 — кренгельсы из троса; 15 — кренгельсы с коушем

Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Край паруса называется шкаторина. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной, боковые края и нижний край паруса называют боковыми и нижней шкаторинами.

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

Вдоль нижней или верхней шкаторины нашиваются ленты. Эти ленты называются риф-бант. В них проделываются круглые отверстия – люверсы. В них протягиваются длинные тесемки: плоские плетеные – риф-сезни или круглые, крученые риф-штерты. Когда надо уменьшить площадь косого паруса, его приспускают так, что риф-бант касается гика. Потом риф-штерты завязывают под гиком. Если «рифы берутся» на прямом парусе, матросы подтягивают его к рею и риф-штерты завязывают сверху.

Для укрепления самого паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно верхней шкаторине, то их называют бантами, а если наискосок, то боутами. На парусе делают риф-сезни (риф-штерты), продетые сквозь пapyc, которые позволяют при свежем ветре зарифлять — уменьшать рабочую площадь паруса. Чтобы укрепить парус в районе крепления риф-сезней, на него параллельно верхней шкаторине (у триселей и бизани — нижней шкаторине) нашивают также полосы парусины — риф-банты с отверстиями (риф-гатами). Чтобы риф-мезень не выскочил из риф-гата, на него с обеих сторон паруса делают по узлу. Риф-бантов на парусе может быть несколько рядов, поэтому у паруса можно брать несколько рифов. При уборке скатанный парус, положенный на рей, крепят небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, в свою очередь, привязанными к лееру рея. На боковых шкаторинах паруса, напротив риф-бантов, ставят риф-кренгельсы (петли), через которые проводят концы (гордени), с помощью которых парус подтягивают к рею при взятии рифов.

1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — реванты; 6 — ноковый кренгельс;
7 — бензель нокового кренгельса; 8 — ликтрос

При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают и получившийся рулон паруса подвязывают к рею риф-сезнями.

На парусах делают еще ряд кренгельсов — кренгельс риф-талей и кренгельс для шпрюйта булиней, а также угловые кренгельсы в ноковом и шкотовом углах. Кренгельсы представляют собой кольца или петли на шкаторинах или заделанные в ликтрос. Кренгельсы могут быть простыми (из троса) или с коушем. Шпрюйтами булиней называют группу тросов, заделанных в нижней части паруса и соединенных в один трос-булинь. Сам булинь предназначается для оттягивания передней боковой шкаторины прямого паруса, чтобы судно могло идти более круто к ветру.

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

Шкот ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое и название у шкота (например: стаксель-шкот). Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса (гика-шкот). Шкот служит для управления парусами или для притягивания нижних углов паруса к рангоуту (у прямых парусов).

что такое боуты на парусе. Смотреть фото что такое боуты на парусе. Смотреть картинку что такое боуты на парусе. Картинка про что такое боуты на парусе. Фото что такое боуты на парусе

Чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используются брасы. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз. Брасопить реи – повернуть рей в нужное положение с помощью брасов. У брасов в названиях есть приставки из названий реев, к которым они прикреплены.

Фал – снасть для подъема парусов, частей рангоута, а так же флагов, сигналов и разных корабельных предметов.

Топенант – снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *