что такое бортовая система мониторинга транспортного средства
Спутниковый мониторинг автомобильного транспорта
Спутниковый мониторинг транспорта – это наиболее эффективный в настоящий момент инструмент контроля за использованием коммерческих автомобилей. Отсутствие этой системы не позволяет проверить, каким образом использовалась машина, сколько реально прошла километров за определенное время, сколько топлива на проезд было потрачено. Установлено, что отсутствие мониторинга транспорта причиняет владельцам убытки в размере от 1 до 10 тыс. рублей в месяц на одну машину. А для парка в 10-100 транспортных средств сумма потерь становится просто астрономической.
Общее описание системы мониторинга
Спутниковый мониторинг использования транспорта, специальной и сельскохозяйственной техники – это технология, которая позволяет отслеживать положение подвижных объектов с помощью навигационных устройств, получающих координаты со спутника. Обязательными элементами такой системы являются модули передачи данных о координатах в режиме онлайн в диспетчерский центр, а также программное обеспечение, которое обрабатывает информацию и выдает их на экран для анализа и контроля.
Дополнительными элементами мониторинга автотранспорта могут быть сенсоры и датчики, считывающие различные параметры работы автомобиля и фиксирующие совершение тех или иных действий. Например, датчик открытия крышки бака и т. п.
Основные принципы работы спутникового мониторинга
В основе функционирования спутникового мониторинга автотранспорта лежит возможность определения координат автомобиля в текущий момент времени на основе данных, которые передаются спутниками глобального позиционирования. В зависимости от способа передачи этих данных в диспетчерский центр различают два варианта системы:
На автомобиль ставится устройство приема координат со спутника и модем для передачи данных, а также, при необходимости, накопитель данных. Эти составляющие упакованы в один корпус, защищенный от внешних воздействий и постороннего вмешательства. Все вместе это называется GPS/ГЛОНАСС треккер.
Все системы отслеживания местоположения автотранспорта делятся на два вида:
Выпускаются также модули системы мониторинга, поддерживающие оба стандарта. Обратите внимание, что некоторые виды специального и коммерческого транспорта, а также спецтехники должны быть обязательно оборудованы только системами ГЛОНАСС согласно действующим нормативным документам России.
Какие данные можно получать и какие параметры контролировать
Компоненты системы спутникового мониторинга
Основными составными элементами ГЛОНАСС и GPS-мониторинг транспорта являются системы контроля положения автомобиля. Они выполняют такие задачи:
Большинство современных трекеров поддерживают двусторонний обмен данными. Это означает, что они передают координаты и другую информацию на сервер и принимают управляющие команды от диспетчеров для перенастройки.
Дополнительным компонентом системы мониторинга являются датчики, которые контролируют различные системы транспортного средства. К ним относятся такие сенсоры:
Информация о срабатывании датчиков может сохраняться во внутренней памяти трекера и передаваться в момент обслуживания ТС либо отправляться с помощью модема вместе с текущими координатами.
Наиболее важным компонентом системы мониторинга транспорта является программное обеспечение. Именно от его возможностей зависит удобство использования и экономический эффект от внедрения. Используемые программы делятся на серверные и клиентские. Первые обрабатывают данные, вторые предоставляют возможности для управления оборудованием, формирования отчетов и т. п.
Сервером небольшой системы может служить обычный компьютер, однако для обработки данных с тысячи трекеров на транспортных средствах лучше использовать разветвленные серверные системы, где стоит несколько мощных ПК, на которых выполняются различные задачи.
Существует несколько типов программного обеспечения:
Сферы использования системы мониторинга
Оборудование для отслеживания режима эксплуатации транспортных средств может использоваться:
Спутниковый мониторинг позволяет собирать данные и передавать их в Управление государственного автомобильного надзора согласно требованиям закона №196-ФЗ (статья 20).
Преимущества и недостатки
системы мониторинга ГЛОНАСС и GPS
Внедрение системы отслеживания транспорта на основе спутниковой информации дает такие плюсы:
Единственным минусом можно назвать необходимость капитальных затрат на установку оборудования и развертывание ПО в диспетчерском центре. Однако сделанные вложения быстро окупаются благодаря увеличению рентабельности работы автотранспортного предприятия.
Заключение
Для получения максимальной отдачи от внедрения систем GPS и ГЛОНАСС-мониторинга необходимо выбрать надежную и опытную компанию, которая предоставит нужное оборудование, окажет услуги по его установке и настройке, а также установит ПО и обучит диспетчеров работе с ним. В этом случае внедрение займет минимум времени, а понесенные затраты окупятся быстрее.
Системы мониторинга транспортных средств
Назначение и задачи всех этих систем практически идентичны и заключаются в следующем:
— вести наблюдение за объектом в режиме реального времени на электронной карте местности;
— получать сообщения об отклонениях от нормального режима работы;
— создавать отчеты о состоянии объекта;
— управлять объектом или группами объектов;
— владеть полным объемом информации о состоянии объекта;
— своевременно получать сигналы об опасности;
— оперативно реагировать на сигналы об опасности и принимать необходимые решения.
Любая система мониторинга включает в себя два основных элемента – это диспетчерский центр и бортовые комплекты.
Бортовые комплекты устанавливаются на транспортные средства и состоят из следующих элементов:
— ГЛОНАСС/GPS – приёмник с антенной;
— приемо-передатчик, с антенной;
— дополнительные схемы контроля и управления;
Принцип работы бортового комплекта заключается в следующем, сигналы от спутниковой группировки ГЛОНАСС/GPS принимаются посредством антенны ГЛОНАСС/GPS – приёмника и в результате вычислений осуществляемых приемником преобразуются в геодезические координаты местоположения бортового комплекта в данный момент времени. После чего навигационная информация поступает в приемо-передатчик и передается на диспетчерский центр. Кроме этого приемо-передатчик выполняет функции обмена информацией и исполнительными сигналами между диспетчерским центром и схемами контроля и управления, а также обеспечивает голосовую связь диспетчерского центра с экипажем транспортного средства. Приемо-передатчики, чаще всего способны работать по таким каналам связи как УКВ-связь, GSM 900/1800 в формате GPRS, а также по спутниковым каналам связи, например Global Star, хотя производители все чаще предлагают комбинированные устройства. Дополнительные схемы контроля и управления обеспечивают выполнение ряда второстепенных функций отличающихся по составу у различных производителей систем мониторинга. Но все-таки основные функции в различных системах мониторинга идентичны – это функции:
— системы тревожной сигнализации экипажа транспортного средства;
— сохранения в памяти устройства пройденного пути в случаях пропадания каналов связи с диспетчерским центром;
— дистанционной блокировки двигателя транспортного средства с диспетчерского центра;
— аудио и видео записи обстановки в салоне транспортного средства и трансляция на диспетчерский центр;
— контроля датчиков топлива, закрытия дверей и т.п.
Необходимо обратить внимание на источник электропитания, у большинства производителей систем мониторинга в качестве основного источника электропитания используется система электропитания транспортного средства, но кроме этого в бортовой комплект встраивается резервный источник питания способный сохранять работоспособность достаточно длительное время.
Диспетчерский центр устанавливается стационарно в помещениях, где предусматривается постоянное несение службы дежурной сменой подразделения по конвоированию.
Диспетчерский центр включает в себя:
— персональный компьютер со специализированным программным обеспечением;
Исходя из структурной схемы диспетчерского центра системы мониторинга, работу его основных элементов можно описать следующим образом.
Переданная с транспортного средства по одному из вышеописанных каналов связи навигационная информация посредством мощного антенно-фидерного устройства принимается средствами связи диспетчерского средства, после чего при помощи специализированных контроллеров конвертируется в тот вид который воспринимается программным обеспечением установленным на персональном компьютере.
Программное обеспечение системы включает в себя электронную карту местности и программный комплекс обрабатывающий навигационную информацию с транспортных средств и отображающий их местоположение на электронной карте, а также выполняющий ряд других функций описанных выше.
FAQ — Часто задаваемые вопросы о ГЛОНАСС
Как работает мониторинг транспорта?
В автомобиль устанавливается бортовой блок с приёмником ГЛОНАСС|GPS, принимающий радиосигналы минимум с трех ближайших спутников. Определив свои координаты, устройство, посредством канала GPRS, передает данные на сервер мониторинга, где все обрабатывается и выдается в удобочитаемом виде пользователю через онлайн-портал системы Waliot.
Как установить систему мониторинга?
Все очень просто.
Мы готовим два договора. Первый — договор купли-продажи оборудования. Второй — договор диспетчерского обслуживания. После получения предоплаты, назначается персональный менеджер, знающий Вашу отрасль. Согласовывается время и место установки оборудования. В оговоренное время приезжает сертифицированный специалист Первой Мониторинговой Компании и осуществляет установку навигационного оборудования. После установки все соединения тщательно проверяются, пломбируются фирменными пломбами, составляется заказ-наряд и демонстрируется работа программного комплекса Waliot.
Могу ли я приобрести оборудование у другого поставщика и подключиться к Waliot?
Да, такая практика есть.
Часто вопрос стоит другим образом: «Подключился к другой системе мониторинга, она меня не устраивает, могу ли я перейти к Вам на обслуживание?». В этом случае мы проводим экспертизу бортового блока — если он присутствует в нашем списке — то мы перепрошиваем бесплатно. Если устройства нет в перечне допустимого оборудования — мы берем его на тестирование (обычно не более двух недель) и подключаем к системе мониторинга Waliot.
Какое оборудование лучше GPS или ГЛОНАСС|GPS?
В настоящее время, качество изготовления бортовых блоков у Российских производителей практически на одном уровне. Разница только в точности позиционирования систем. Погрешность у современных GPS приемников 6-8 метров. Совмещенные модули ГЛОНАСС|GPS дают погрешность 2-4 метра. Но для пользователя навигационной системы — это не играет особой роли.
Какая экономия от внедрения системы ГЛОНАСС?
За более 10 летний срок работы Компании средняя экономия составила 27,3%.
Минимальная экономия — 9,7%. Максимальная экономия от ГЛОНАСС — 44,9%. Средний срок окупаемости системы Waliot составляет 37 дней.
Что будет если потеряется сигнал GSM?
На территории Евразии есть места где пропадает связь. Это правда. Но разработчики оборудования ГЛОНАСС этот вариант предусмотрели. Если пропал сигнал GSM то данные о местоположении сохраняются во внутреннюю энергонезависимую память устройства. Запись о местоположении храниться примерно 40 дней. После возобновления сигнала сети — данные автоматически оправляются на сервер мониторинга.
Что будет если потеряется спутниковый сигнал?
Спутниковый радиосигнал теряется в первую очередь в тоннелях, под крытыми бетонными перекрытиями или на подземной парковке. Так же, нередки случаи вмешательства в работу оборудования третьих лиц, а именно использование портативных подавителей сигнала GPS, по простому — GPS глушилок, вывод из строя антенных проводов и вандализм с самим навигационным оборудованием. В остальных случаях, например в местах высотной жилой застройки, где есть частичное перекрытие небосвода, либо в металлических гаражах, сигнал будет приниматься в отраженном виде с небольшими отклонениями в местоположении объекта.
Что входит в абонентскую плату?
В стоимость абонентской платы входит следующий набор привилегий:
У Вас предоплата или постоплата абонентской платы?
Мы работаем честно!
У нас только постоплата, причем за фактически отработанные в отчетном месяце автомобили. Таким образом, если Ваше транспортное средство находилось на ремонте, на консервации, либо стояло в зимнее время — Вы за него не платите. Платите только за фактически работающий транспорт.
Что такое бортовая система мониторинга транспортного средства
Спутниковое слежение за транспортом: что представляет собой система ГЛОНАСС
Когда-то единственной полноценной системой, предоставляющей сведения о позиционировании объектов на земной поверхности, была американская GPS (Global Positioning System), Глобальная Система Позиционирования. Однако, в начале века в космосе появилась группировка российских спутников в количестве 24 штук и это событие ознаменовало появление альтернативны. ГЛОНАСС расшифровывается как Глобальная Навигационная Спутниковая Система.
Очевидно, что навигационная система облегчает любым транспортным средствам ориентирование на местности и упрощает в разы их трекинг, нахождение на карте в любой момент времени. Хорошей иллюстрацией важности такой информации служит государственная система экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.
ЭРА-ГЛОНАСС позволяет быстро среагировать службам спасения в ситуации, когда дорога каждая секунда.
Для чего предназначена система ГЛОНАСС
Главная цель системы – точное определение координат, движущихся или неподвижных объектов на поверхности земли.
Областей деятельности, в которых требуется измерять расстояния между точками на плане местности, получать представление о размерах больших объектов или отслеживать перемещение транспорта – великое множество. Особенно велика потребность в такой системе для выполнения задач навигации. Это и ориентирование отдельных людей в незнакомой местности, и прокладка маршрута с помощью различных карт для автотранспорта. Еще более востребована ГЛОНАСС для судоходства и организации авиасообщения.
На самом деле ГЛОНАСС имеет даже более широкое применение в народном хозяйстве, чем предоставление контроля за транспортными средствами. Да, отслеживание автомобилей, кораблей, самолетов на трассе, маршруте – важнейшая задача системы. Однако, спутниковая навигация используется и в строительстве, и в геологоразведке, и аварийными службами, и службами спасения, при картографировании и обычными пользователями для определения места на карте города. Вот примерный перечень задач:
Принцип работы ГЛОНАСС
Не все знают, как спутники способны указать наземному объекту его местоположение. А многие считают, что все дело в том, что сверху космическому аппарату открывается обзор большей территории. Правда значительно более любопытна. Определение координат происходит посредством измерения расстояний от точки до нескольких видимых спутников. Вычисляется результат по времени прохождения сигнала от спутника до позиционируемого приемника.
Чем больше спутников, тем с большей точностью удается вычислить координаты.
Наличие 24 спутников ГЛОНАСС на орбите позволяет распределить их поровну на каждое из полушарий. Таким образом, в любой точке на земле над горизонтом видны как минимум четыре космических аппарата, не считая запасных. Резервные спутники в случае выхода из строя одного из штатных могут быстро его заменить. Будучи резервными, они, все же работают и образуют, используя инженерию терминологию, «достаточную избыточность», повышая точность позиционирования.
Навигационные сигналы
Магнитные волны, посредством которых осуществляется связь, представляют собой непрерывный спектр частот. Специфическая стратегия использования отдельных свойств волнового диапазона с помощью передающего оборудования позволяет организовать множественный доступ в рамках определенного стандарта связи. Всего различают три основных подхода, получивших названия в соответствии с применяемым способом разделения каналов:
Последние три буквы схожие, в названиях, – это аббревиатура от Division Multiple Access – Разделение Множественного Доступа, а первые характеризуют технологию и понятны без перевода Frequency, Time и Code.
FDMA-сигналы
Этот способ применяют не только сотовые операторы. Он широко распространен и в других устройствах связи. Суть состоит в разделении электромагнитного спектра линии по частоте на равные или неравные полосы пропускания, симметричные или асимметричные каналы. Каждому передатчику выделяется свой частотный ресурс, который не имеет ограничений по времени использования. Для недопущения создания помех каждый канал ограничивается свободным частотным интервалом.
CDMA-сигналы
Технология использует не временной и не частотный принцип разделения ресурса. Каждому подключенному устройству, участвующему в передаче данных, выделяется индивидуальный код известный принимающей стороне, которая выделяет его из общего трафика полосы пропускания. Недостаток CDMA – необходимость для обмена информацией в сложном дорогостоящем оборудовании.
ГЛОНАСС для контроля транспорта, как работает мониторинг транспорта
Основными элементами системы являются оборудование для коммуникации со спутниками или для сотовой связи, логическое устройство обработки сложной информации и цифровые карты, на которые проецируется положение отслеживаемого транспортного средства. С помощью передачи сигнала от движущегося объекта к спутникам и, наоборот, периодически обновляются его координаты. На протяжении всего маршрута автомобиль, судно или самолет накапливает информацию о своем местонахождении в заданные моменты времени и либо передает ее диспетчерским службам, либо сохраняет в постоянной памяти до прибытия в пункт назначения.
Оборудование для мониторинга
В случае, когда мониторинг в реальном времени не обязателен, установка дорогостоящего оборудования и оплата услуг оператора сотовой связи не требуется. Появляется возможность обойтись более недорогим модулем обмена данными со спутником напрямую.
Применяется мониторинг предприятиями для решения вопросов логистики, автоматизации контроля и управления перевозками и подвижным составом.
Что входит в передаваемый сигнал
Прежде всего, терминалом, установленным на транспортном средстве, передается запрос на спутник. Именно так определяются координаты в пространстве. При работе в режиме реального времени через сотового оператора передается также информация с датчиков автомобиля. Так, большинство систем экстренного реагирования получают сведения о состоянии транспортного средства от установленных на нем сенсоров.
В автомобиле устанавливаются датчики:
Если речь идет о ЭРА-ГЛОНАС, обязательно передаются следующие сведения:
Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС – единый стандарт ГОСТ Р 54620–2011
Оборудование системы ЭРА-ГЛОНАСС
Преимущества применения системы мониторинга ГЛОНАСС
Система позволяет с высокой точностью определять свое местоположение или координаты автомобиля в любой момент времени в автоматическом режиме или по запросу, не заменима для прокладки маршрута в незнакомой местности. На основе ГЛОНАСС имеется хорошо отработанная технология оповещения об аварии для экстренного реагирования ЭРА. Имеется возможность отслеживать координаты автомобиля и в случае угона.
ГЛОНАСС обладает повышенной надежностью, как система, созданная, прежде всего, для военных нужд.
Отличие системы ГЛОНАСС и системы GPS
Спутники GPS синхронизированы с вращением земли, а ГЛОНАСС перемещаются независимо. Аппараты американской системы располагаются ближе к экватору, в то время как российская более полярная. В силу таких орбит ГЛОНАСС превосходит GPS по качеству сигнала на севере. Страны, расположенные в высоких широтах, например, Швеция, Норвегия, Финляндия особенно интенсивно используют спутники российской группировки.
ГЛОНАСС | GPS | |
---|---|---|
Орбитальная группировка, кол-во аппаратов | 24 | 24 |
Группа спутников в одной плоскости, кол-во аппаратов | 8 | 6 |
Число орбит | 3 | 4 |
Точность измерения, м | 2-6 | 2-4 |
Площадь покрытия, % | 70 (включая всю территорию России) | 100 |
Примечание | В северных широтах сигнал значительно более устойчив и уверенно принимается по сравнению с конкурентом | Качество сигнала повышается с приближением к экватору и южной части средних широт |
С 2014 года выводятся усовершенствованные спутники Глонасс-М, позволяющие работать с оборудованием поддерживающем стандарт CDMA.
Система непрерывно совершенствуется, и в ближайшее время ее точность будет повышена до 1 м. В перспективе, с выводом на орбиту новых спутников погрешность позиционирования ГЛОНАСС будет уменьшена до 10 см, в то время как GPS лишь расширяет спутниковую группировку.
В целом в мире используются обе системы одновременно, что позволяет значительно увеличить точность позиционирования. Таким образом, наземному оборудованию удается исправить отдельные недостатки одной системы за счет другой приемом и сопоставлением спутниковой информации из двух источников. Этот факт учитывают и производители радиооборудования снабжая свою технику способностью работать с двумя навигационными системами.
Видео
Схема работы системы мониторинга транспорта
Небольшие фирмы и крупные компании стремятся увеличить свою конкурентоспособность. Сделать это можно за счет оптимизации работы транспортных средств, а именно благодаря установке на них системы мониторинга. Она позволяет минимизировать топливные расходы, обеспечить прокладку оптимального маршрута и его безопасное прохождение. Кроме того, такая технология выявляет недобросовестных водителей и способствует повышению дисциплины.
Принцип работы системы мониторинга ГЛОНАСС
Принцип работы очень прост в понимании, но не прост в реализации. Возможность слежения за транспортом обеспечивает специальное оборудование – ГЛОНАСС/GPS-терминал, который с заданной частотой принимает сигналы от глобальных спутниковых систем. Терминал устанавливается на транспортном средстве, географическое местонахождение которого определяется по координатам точки приема сигнала. Пройденный путь и скорость регистрируются по изменению местоположения объекта за время приема и отправки сигнала.
Набор дополнительного оборудования (датчик уровня топлива, датчик угла наклона, датчик контроля оборотов двигателя и т. д.), устанавливаемого на транспорт вместе с блоком навигации, зависит от того, что именно руководитель транспортного отдела или главный механик хотят видеть и контролировать.
Схема работы системы мониторинга транспорта
Схематично принцип определения координат объекта можно представить следующим образом:
Иными словами, блок навигации собирает информацию с дополнительного оборудования → передает ее по каналам связи в систему мониторинга → система мониторинга обрабатывает данные → переводит в понятную для клиента информацию.
Слежение происходит в режиме реального времени, поэтому авторизовавшийся в личном кабинете заказчик на своем устройстве видит, в какой именно точке в данное время находится объект.
На какие виды транспорта можно установить оборудование?
Системами спутникового слежения может быть оборудован любой транспорт:
К этому перечню можно добавить водный, воздушный и железнодорожный транспорт.
В случае нахождения транспортных средств в местах, где отсутствует сотовая связь, блок навигации записывает все данные во внутреннюю память. Как только будет установлена сотовая связь, блок навигации автоматически выгрузит всю информацию в систему мониторинга.
Что выбрать: мониторинг на основе ГЛОНАСС или GPS?
Существует несколько глобальных навигационных систем: ГЛОНАСС (РФ), GPS (США) и Galileo (Евросоюз). На самом деле принципиальных отличий между ними не так много, что неудивительно, ведь создавались они приблизительно в одно и то же время и используют для работы 24 спутника. Единственное преимущество GPS в том, что американская система покрывает всю планету, а российская, к примеру, – только две трети (территория России при этом покрыта полностью).
Устанавливаемые нами блоки навигации поддерживают сразу все перечисленные навигационные системы и отслеживают их спутники в автоматическом режиме, что увеличивает точность получаемых данных.
Что входит в состав аппаратно-программных комплексов систем мониторинга транспорта?
Данный комплекс включает следующие элементы:
Обеспечить синхронную работу всех вышеперечисленных компонентов способны только высококлассные специалисты. Именно такие сотрудники работают в мастерской «Балтавтоматика». Помимо качества настройки применяемого оборудования мы предлагаем доступную стоимость установки системы мониторинга – от 6000 рублей (цена зависит от функционала). При установке блока навигации + датчика уровня топлива вас ждет скидка в 1000 р. Настройка и обучение вашего персонала работе в системе мониторинга предоставляются бесплатно.
Как работает система Glonass?
Алгоритм работы отечественной системы ГЛОНАСС заключается в передаче сигнала 24-мя спутниками, которые находятся на геостационарной орбите. Они перемещаются по 3-м орбитам (по 8 аппаратов на каждой). Компания «Балтавтоматика» предлагает частным и государственным организациям воспользоваться преимуществами как американской, так и российской и европейской спутниковой систем.
Для получения более детальной информации нашим клиентам предлагается выездная консультация, которая в пределах города выполняется абсолютно бесплатно. Чтобы вызвать нашего специалиста, позвоните в компанию «Балтавтоматика» в любое удобное время.