что такое богохульство в православии пример

Богохульство

Богоху́льство – оскор­би­тель­ное или непо­чти­тель­ное слово (помысл, мысль) в отно­ше­нии Бога или свя­тыни (в рас­ши­рен­ном смысле под бого­хуль­ством может пони­маться и дей­ствие, и пове­де­ние, выра­жа­е­мое оскор­би­тель­ное или непо­чти­тель­ное отно­ше­ние к Богу или свя­тыне).

Суще­ство­вало ли поня­тие о бого­хуль­стве у языч­ни­ков?

О бого­хуль­стве (βλασφημοῦντός) упо­ми­нает древ­не­гре­че­ский фило­соф, ученик Сократа, учи­тель Ари­сто­теля Платон (ок. 428 г. до Р. Х. – 347 до Р. Х.) в посвя­щен­ном молитве диа­логе «Алки­виад Второй». Он имеет в виду недолж­ное обра­ще­ние к богам, когда моля­щийся в итоге вызы­вает гнев богов и полу­чает зло на свою голову.

Рим­ское госу­дар­ствен­ное уго­лов­ное право, согласно прин­ципу deorum injurias diis curae («оскорб­ле­ние богов – забота самих богов»), не преду­смат­ри­вало нака­за­ния за бого­хуль­ство, но в эпоху гоне­ний на Цер­ковь вопреки этому прин­ципу хри­сти­ане среди про­чего обви­ня­лись и в пре­ступ­ле­нии бого­хуль­ства и даже ате­изма, под кото­рым под­ра­зу­ме­ва­лось непо­чи­та­ние ими рим­ских богов.

Каково было отно­ше­ние к бого­хуль­ству в Ветхом Завете?

Как отно­си­лись к бого­хуль­ству в Визан­тии?

Еще хри­сти­ан­ские импе­ра­торы Рима уста­но­вили уго­лов­ное нака­за­ние за пре­ступ­ле­ния против хри­сти­ан­ской рели­гии и Церкви, в том числе и за бого­хуль­ство. В 77‑й новелле св. имп. Юсти­ни­ана I гово­рится: «Так как неко­то­рые, кроме чаро­дей­ства, про­из­но­сят также хули­тель­ные слова, клятву, божбу, чем воз­буж­дают гнев Божий, то мы обра­ща­емся к этим людям с пре­ду­пре­жде­нием, чтобы они воз­дер­жи­ва­лись от таких поступ­ков, хра­нили в сердце страх Божий и под­ра­жали людям, нрав­ственно живу­щим, ибо вслед­ствие таких поступ­ков посы­ла­ются на страну гоне­ния, зем­ле­тря­се­ние и чума: поэтому винов­ные под­ле­жат заклю­че­нию и затем и смерт­ной казни, дабы от попу­сти­тель­ства таких пре­ступ­ле­ний не погибли самые народы и целые госу­дар­ства».

Что гово­рится о бого­хуль­стве в цер­ков­ных кано­нах?

В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствует мно­же­ство кано­нов, пред­по­ла­га­ю­щих нака­за­ния за те или иные формы бого­хуль­ства, напри­мер, бого­хуль­ные речи (скажем, ереси), бого­хуль­ные дей­ствия (напри­мер, уча­стие детей свя­щен­но­слу­жи­те­лей в бого­хуль­ных сбо­ри­щах – Пра­вило 18 Кар­фа­ген­ского Собора или хра­не­ние книг про­ти­во­ре­ли­ги­оз­ного содер­жа­ния – Пра­вило 63 Трулль­ского Собора), преду­смат­ри­ва­ются в них и пре­ще­ния по рели­ги­оз­ным пре­ступ­ле­ниям, кото­рые могут рас­смат­ри­ваться как бого­хуль­ство в рас­ши­ри­тель­ном зна­че­нии этого поня­тия, в част­но­сти про­из­воль­ное отре­че­ние от Христа или отре­че­ние, вызван­ное муче­ни­ями или стра­хом пред­сто­я­щих муче­ний. Такое отре­че­ние в эпоху гоне­ний на Цер­ковь в Рим­ской импе­рии часто пред­по­ла­гало также и пуб­лич­ное хуле­ние Христа. Более прямое отно­ше­ние к пре­ступ­ле­нию бого­хуль­ства имеет пра­вило свт. Васи­лия Вели­кого, не содер­жа­щее в себе, однако, ника­кой санк­ции: «Аще кто, приняв имя хри­сти­а­нина, оскорб­ляет Христа: тако­вому нет ника­кия пользы от наиме­но­ва­ния» (См. “Пра­вила святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями”). Однако интер­пре­та­ция содер­жа­ния этого пра­вила в смысле осуж­де­ния греха бого­хуль­ства не явля­ется обще­при­ня­той: суще­ствует тол­ко­ва­ние, согласно кото­рому свт. Васи­лий Вели­кий гово­рит здесь не о сло­вес­ной хуле на Христа, а о несо­блю­де­нии кре­стив­ши­мися в своей жизни запо­ве­дей Божиих как хуле­нии Бога.

Каково было отно­ше­ние к бого­хуль­ству на Руси и в Рос­сий­ской Импе­рии?

В юри­ди­че­ских источ­ни­ках Древ­ней Руси рели­ги­оз­ные пре­ступ­ле­ния впер­вые упо­ми­на­ются в Цер­ков­ном уставе св. Вла­ди­мира, где к веде­нию суда мит­ро­по­лита и епи­ско­пов отне­сено рас­смот­ре­ние разных видов вол­шеб­ства («ведь­ство, зелей­ни­че­ство, потвори, чаро­де­я­ния, волх­во­ва­ния… зубо­ежа»), а также «ере­ти­че­ство», «цер­ков­ная татьба, крест посе­кут», испол­не­ние язы­че­ских обря­дов: «Кто молится под овином, или в роще­ньи, или у воды» (Рос­сий­ское зако­но­да­тель­ство Х–Х вв. 1984. Т. 1. С. 149). Ана­ло­гич­ные поло­же­ния о под­суд­но­сти рели­ги­оз­ных пре­ступ­ле­ний епи­скопу содер­жатся в цер­ков­ном уставе нов­го­род­ского кн. Все­во­лода Мсти­сла­вича (XII в.).

В зако­но­да­тель­стве Рос­сий­ской Импе­рии под «бого­ху­ле­нием» пони­ма­лось пося­га­тель­ство на при­зна­ва­е­мое хри­сти­ан­ской верой вообще и Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в осо­бен­но­сти боже­ствен­ным или свя­щен­ным, пося­га­тель­ство, про­яв­ля­ю­ще­еся в пуб­лич­ном выра­же­нии неува­же­ния к дог­ма­там и обря­дам хри­сти­ан­ской веры и Церкви или пори­ца­нии их. При этом «боги» и свя­тыни прочих рели­гий зако­ном не обе­ре­га­лись, хотя руга­тель­ство над еврей­ской Биб­лией в пуб­лич­ном собра­нии могло быть под­ве­дено под поня­тие бого­хуль­ства, так как под выра­же­нием «Свя­щен­ное Писа­ние» закон пони­мал всю хри­сти­ан­скую Библию, а, сле­до­ва­тельно, и Ветхий Завет тоже.

Субъ­ек­том этого пре­ступ­ного деяния могло быть всякое лицо, объ­ек­том счи­та­лись охра­ня­е­мые правом «честь и ува­же­ние ко всему при­зна­ва­е­мому боже­ствен­ным или свя­щен­ным хри­сти­ан­скою верою вообще и пра­во­слав­ной цер­ко­вью в осо­бен­но­сти». По букве закона сюда отно­си­лись: Еди­но­сущ­ная Боже­ствен­ная Троица, Пре­чи­стая Дева Мария, Чест­ный Крест, бес­плот­ные Силы Небес­ные, святые угод­ники Божии, их изоб­ра­же­ния, Свя­щен­ное Писа­ние, Святые Таин­ства, рели­ги­оз­ные дог­маты и обряды.

Какому нака­за­нию под­вер­га­лись бого­хуль­ники в Рос­сий­ской Импе­рии?

Поло­же­ние о каре за бого­хуль­ство, где бого­хуль­ники бук­вально обо­зна­чены как бого­хуль­ники, впер­вые в рос­сий­ском зако­но­да­тель­стве пред­став­лено в Собор­ном уло­же­нии царя Алек­сея Михай­ло­вича (1649 г.), 1‑я глава кото­рого назы­ва­ется «О бого­хуль­ни­ках и о цер­ков­ных мятеж­ни­ках». В ней, в част­но­сти, гово­рится: «Будет кто ино­верцы, какия ни буди веры, или и рус­ский чело­век, воз­ло­жит хулу на Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рож­дь­шую Его Пре­чи­стую Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию, или на Чест­ный Крест, или на святых Его угод­ни­ков, и про то сыс­ки­вати вся­кими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того бого­хул­ника обли­чив, каз­нити, зжечь. А будет какой бес­чин­ник пришед в цер­ковь Божию во время Святыя литур­гии, и каким ни буди обы­чаем, Боже­ствен­ная литур­гии совер­шити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, каз­нити смер­тию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).

Уго­лов­ное зако­но­да­тель­ство Петра I раз­де­лило пре­ступ­ле­ние бого­хуль­ства на два вида: хуле­ние имени Божия, а также Святых Таинств влекло за собой про­жже­ние языка, а затем отсе­че­ние головы, а поно­ше­ние Божией Матери, святых и пра­во­слав­ной веры — отсе­че­ние сустава или смерт­ную казнь. Смерт­ной казнью или кон­фис­ка­цией иму­ще­ства кара­лось, согласно «Воин­скому арти­кулу» (1714 г.) Петра Вели­кого, и недо­не­се­ние о бого­хуль­стве «Воин­ский арти­кул» однако нахо­дит осно­ва­ние для снис­хож­де­ния, если пре­ступ­ле­ние не содер­жит в себе наме­рен­ного бого­ху­ле­ния и «слова оного руга­теля… токмо из лег­ко­мыс­лия про­изо­шли». В этом случае винов­ный нака­зы­ва­ется аре­стом на 14 дней и выче­том месяч­ного жало­ва­нья в пользу гос­пи­таля либо шпиц­ру­те­нами, но трое­крат­ное совер­ше­ние дан­ного пре­ступ­ле­ния влечет за собой уже смерт­ную казнь через рас­стрел (1986. Т. 4. С. 329).

При импе­ра­три­цах Ели­за­вете Пет­ровне и Ека­те­рине II среди нака­за­ний за бого­хуль­ство была отме­нена смерт­ная казнь. В более позд­нее время самым тяжким нака­за­нием, а именно лише­нием всех прав состо­я­ния и ссыл­кой в каторж­ные работы на срок от 12–15 лет, закон грозил винов­ному в бого­хуль­стве, совер­шен­ном в храме. За бого­хуль­ство в ином пуб­лич­ном месте при мно­го­люд­ном собра­нии винов­ный под­вер­гался лише­нию всех прав состо­я­ния и ссылке в каторж­ные работы на время от 6–8 лет, а винов­ный в бого­хуль­стве, совер­шен­ном лишь при сви­де­те­лях, – лише­нию всех прав состо­я­ния и ссылке на посе­ле­ние в отда­лен­ней­ших местах Сибири. Неумыш­лен­ное бого­хуль­ство, напри­мер, совер­шен­ное по нера­зу­ме­нию, неве­же­ству или пьян­ству, тоже нака­зы­ва­лось тюрь­мой. Недо­нес­ший о бого­хуль­стве тоже при­го­ва­ри­вался к тюрьме или аресту. Нака­за­ние за бого­ху­ле­ние или пори­ца­ние веры, совер­шен­ное посред­ством печат­ных или пись­мен­ных, каким-либо обра­зом рас­про­стра­ня­е­мых сочи­не­ний (ст. 181 Уло­же­ния о нака­за­ниях уго­лов­ных и испра­ви­тель­ных), было ниже, чем за пуб­лич­ное бого­ху­ле­ние и пори­ца­ние веры.

Преду­смот­рено ли нака­за­ние за бого­хуль­ство в насто­я­щее время в России?

С 1997 по 2013 г. оскорб­ле­ние рели­ги­оз­ных чувств явля­лось адми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­нием: КоАП 5.26, часть 2, запре­щает «умыш­лен­ное пуб­лич­ное осквер­не­ние рели­ги­оз­ной или бого­слу­жеб­ной лите­ра­туры, пред­ме­тов рели­ги­оз­ного почи­та­ния, знаков или эмблем миро­воз­зрен­че­ской сим­во­лики и атри­бу­тики», а также их порчу или уни­что­же­ние.

В июне 2013 года при­няты поправки об уси­ле­нии ответ­ствен­но­сти «за оскорб­ле­ние чувств веру­ю­щих», в том числе уста­нав­ли­ва­ю­щие уго­лов­ную ответ­ствен­ность в виде лише­ния сво­боды за «пуб­лич­ные дей­ствия, выра­жа­ю­щие явное неува­же­ние к обще­ству и совер­шен­ные в целях оскорб­ле­ния рели­ги­оз­ных чувств веру­ю­щих» (ст. 148 УК РФ). Также был уве­ли­чен размер ответ­ствен­но­сти, преду­смот­рен­ной ста­тьей 5.26 КоАП; в связи с изме­не­нием вели­чины штрафа поправки были вне­сены и в статью 3.5 КоАП.

Россия явля­ется далеко не един­ствен­ным госу­дар­ством, где преду­смот­рено нака­за­ние за оскорб­ле­ние рели­ги­оз­ных чувств. Законы о бого­хуль­стве (оскорб­ле­нии рели­ги­оз­ных чувств, оскорб­ле­нии чувств веру­ю­щих, оскорб­ле­нии веру­ю­щих, кощун­стве) суще­ствуют во многих стра­нах мира (c разной сте­пе­нью реаль­ного исполь­зо­ва­ния), напри­мер, в Греции, Испа­нии, Египте, Турции, Гер­ма­нии, Австрии, Бра­зи­лии, Изра­иле, Польше, Фин­лян­дии. Эти законы направ­лены на защиту кате­го­рии граж­дан, при­над­ле­жа­щих к той или иной кон­фес­сии, и огра­ни­чи­вают выра­же­ние своего мнения в отно­ше­нии святых лиц, рели­ги­оз­ных арте­фак­тов, обы­чаев и веро­ва­ний.

Почему хула на Свя­того Духа счи­та­ется непро­сти­тель­ным грехом?

В Новом Завете самым непро­сти­тель­ным грехом Гос­подь назы­вает хулу на Свя­того Духа: «Всякий грех и хула про­стятся чело­ве­кам, а хула на Духа не про­стится чело­ве­кам; если кто скажет слово на Сына Чело­ве­че­ского, про­стится ему; если же кто скажет на Духа Свя­того, не про­стится ему ни в сем веке, ни в буду­щем» ( Мф.12:31-32 ). Хула на Свя­того Духа озна­чает упор­ное отвер­же­ние Божией бла­го­дати и тем самым созна­тель­ное при­ня­тие сто­роны демо­ни­че­ских сил в их про­тив­ле­нии Боже­ствен­ной воле и бла­го­дати, в то время как «слово на Сына Чело­ве­че­ского» озна­чает непри­зна­ние Бого­сы­нов­ства Иисуса Христа, кото­рое может про­ис­хо­дить от неве­де­ния и потому не исклю­чает внут­рен­ней пере­мены чело­века, пока­я­ния и обра­ще­ния к вере во Христа.

Источник

Помыслы неверия, сомнения, хулы

Из наследия Оптинских старцев

В наше время люди приходят к Богу после десятилетий атеизма, насаждавшегося пропагандой, пройдя через увлечения оккультизмом, обращения к целителям и экстрасенсам, зачастую духовно поврежденные. И, войдя в Церковь, начав духовную жизнь, сталкиваются с тяжелыми искушениями.

что такое богохульство в православии пример. Смотреть фото что такое богохульство в православии пример. Смотреть картинку что такое богохульство в православии пример. Картинка про что такое богохульство в православии пример. Фото что такое богохульство в православии пример
Спасение утопающего апостола Петра

Одно из таких искушений – нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут возникать у них подобные мысли.

Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.

Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас мучают:

Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых враг мучает дурными, скверными мыслями:

«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола».

Помыслы неверия, сомнения в вере

что такое богохульство в православии пример. Смотреть фото что такое богохульство в православии пример. Смотреть картинку что такое богохульство в православии пример. Картинка про что такое богохульство в православии пример. Фото что такое богохульство в православии пример
Уверование св. апостола Фомы

К хульным помыслам относятся и помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий советовал:

«Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом подает ему повод и осуждение других».

Преподобный Амвросий объяснял:

«Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать».

Помыслы против духовного наставника

Часто враг всевает помыслы против духовного отца, наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах, направленных против самого старца, преподобный Антоний отвечал:

«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: “Весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте мирны в духе и веселы».

«Подобно ругательствам пьяного прохожего»

Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных помыслов с ругательствами пьяного человека, который встречается по дороге:

«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти, будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не будет.

Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…» – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе этом».

В чем причина появления хульных помыслов

Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться.

Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, гордость, высокое мнение о себе:

«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних».

О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий:

«Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех».

«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”».

Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:

«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других».

Как получить освобождение от хульных помыслов

Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения:

«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».

Старец Амвросий советовал:

«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания».

«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других».

«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Источник

Вопрос 13. О ГЕРХЕ БОГОХУЛЬСТВА В ЦЕЛОМ

Теперь мы должны рассмотреть грех богохульства, который противоположен исповеданию веры; во-первых, богохульство в целом; во-вторых, то богохульство, которое называется грехом против Святого Духа.

Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) противоположно ли богохульство исповеданию веры; 2) всегда ли богохульство является смертным грехом; 3) является ли богохульство наиболее тяжким грехом; 4) находится ли богохульство в проклятом.

Раздел 1. ПРОТИВОПОЛОЖНО ЛИ БОГОХУЛЬСТВО ИСПОВЕДАНИЮ ВЕРЫ?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что богохульство не противоположно исповеданию веры. В самом деле, богохульствовать – значит словесно выражать хулу или поношение Творца. Но это скорее указывает на неприязнь к Богу, чем на неверие. Следовательно, богохульство не противоположно исповеданию веры.

Возражение 2. Далее, глосса на слова [Писания]: «Богохульство. да будут удалены от вас» 126 ( Еф. 4, 31 ), говорит: «[А именно] то, которое направлено против Бога или святых». Но исповедание веры, похоже, не связано с чем-либо помимо Бога, Который является объектом веры. Следовательно, богохульство не всегда противоположно исповеданию веры.

Возражение 3. Далее, некоторые говорят, что существует три вида богохульства. Первое из них – когда в Боге утверждается нечто ненадлежащее; второе – когда в Нем отрицается нечто надлежащее; третье – когда нечто, надлежащее Богу, приписывается твари. Таким образом, похоже, что богохульство связано не только с Богом, но и с Его творениями. Но объектом веры является Бог. Следовательно, богохульство не противоположно исповеданию веры.

Этому противоречат следующие слова апостола: «Меня, который прежде был хулитель, и гонитель. », и далее: «. так поступал по неведению, в неверии» ( 1Тим. 1, 13 ). Следовательно, похоже, что богохульство относится к неверию.

Затем, это может происходить двояко. Во-первых, это может быть просто мнением в уме; во-вторых, это мнение может быть соединено с некоторым отвращающим расположением, что подобно тому, как, с другой стороны, вера в Бога совершенствуется любовью к Нему. Таким образом, это принижение божественной благости может происходить или только в одном уме, или к тому же и в расположенности. [При этом] если оно присутствует только в мысли, то это – богохульство сердца, тогда как если оно выражается во внешней речи, то это – то богохульство, которое противоположно исповеданию веры.

Ответ на возражение 1. Тот, кто поносит Бога из желания оскорбить Его, принижает божественную благость не только со стороны лживости своего ума, но также и в связи со злобой своей воли, по причине которой он ненавидит и стремится воспрепятствовать славе Творца, и такое богохульство является совершенным.

Ответ на возражение 2. Как Бог прославляется в Своих святых постольку, поскольку прославляются те дела, которые Бог отделывает через Своих святых, точно так же и богохульство, направленное против святых, по своей сути направлено против Бога.

Раздел 2. ВСЕГДА ЛИ БОГОХУЛЬСТВО ЯВЛЯЕТСЯ СМЕРТНЫМ ГРЕХОМ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что богохульство не всегда является смертным грехом. Так, глосса на слова [апостола]: «Теперь вы отложите все» и т. д. ( Кол. 3, 8 ), говорит: «Запретив большие преступления, он запрещает меньшие грехи», а среди них, помимо прочего, перечислено и богохульство. Следовательно, богохульство относится к меньшим, то есть простительным грехам.

Возражение 2. Далее, всякий смертный грех противоположен одному из предписаний десятисловия. Но богохульство, похоже, не противоположно ни одному из них. Следовательно, богохульство не является смертным грехом.

Возражение 3. Далее, грехи, которые совершены без [предварительного] обдумывания, не являются смертными, по каковой причине нами уже было сказано (II-I, 74, 10), что внезапные движения не являются смертными грехами, поскольку им не предшествует обдумывание разума. Но богохульство подчас имеет место без обдумывания разума. Следовательно, оно не всегда является смертным грехом.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Хулитель имени Господня должен умереть» ( Лев. 24, 16 ). Но наказание смертью обусловливается смертным грехом. Следовательно, богохульство является смертным грехом.

Отвечаю: как уже было сказано (II-I, 72, 5), смертным является тот грех, посредством которого человек отвращается от первого начала духовной жизни, каковым началом является любовь Божия. Поэтому все, что противно любви, является по своему роду смертным грехом. Но богохульство по своему роду противоположно божественной любви, поскольку, как было показано выше (1), оно принижает являющуюся объектом любви божественную благость. Следовательно, богохульство по своему роду является смертным грехом.

Ответ на возражение 1. Эту глоссу должно понимать не так, что якобы все упомянутые во вторую очередь грехи не являются смертными, но так, что хотя все упомянутые в первую очередь грехи и являются наиболее тяжкими, а среди упомянутых во вторую очередь некоторые менее тяжки, однако и среди последних встречается несколько весьма тяжких грехов.

Ответ на возражение 2. Коль скоро, как было показано нами выше (1), богохульство противоположно исповеданию веры, запрет на него входит в состав запрета на неверие, который выражен словами: «Я – Господь, Бог твой» и т. д. ( Исх. 20, 2 ). А ещё оно запрещено словами: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» ( Исх. 20, 7 ). В самом деле, тот, кто утверждает о Боге что-либо ложное, произносит Его имя напрасно в куда большей степени, нежели тот, кто использует имя Божие для подтверждения неправды.

Ответ на возражение 3. Богохульство может иметь место внезапно и без обдумывания двояко. Во-первых, когда человек ошибочно обращается к богохульной природе своих слов, что может случиться вследствие внезапного движения страсти, находящей свое выражение в предложенных воображением словах без учета их значения; такой грех является простительным и в строгом смысле слова не есть богохульство. Во-вторых, когда значение слов и их богохульная природа принимаются во внимание, и тогда ничто не извиняет от смертного греха, как, например, не извиняется и тот, кто при внезапно возникшем движении гнева убивает рядом сидящего.

Раздел 3. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХ БОГОХУЛЬСТВА ВЕЛИЧАЙШИМ ИЗ ГРЕХОВ?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 2. Далее, лжесвидетель призывает Бога в свидетели неправды и, таким образом, похоже, утверждает, что в Боге есть ложь. Но не всякий богохульник заходит столь далеко, чтобы утверждать, что в Боге есть ложь. Следовательно, лжесвидетельство является более тяжким грехом, чем богохульство.

Возражение 3. Далее, глосса на слова [Писания]: «Не поднимайте высоко рога вашего» ( Пс. 74, 6 ), говорит: «Нет большего греха, чем прощать грех самому себе». Поэтому богохульство не является величайшим из грехов.

Отвечаю: как уже было сказано (1), богохульство противоположно исповеданию веры, и потому оно несет в себе всю тяжесть неверия. Кроме того, грех отягчается тем, что к нему добавляется отвращение воли, и становится ещё более тяжким, если разражается словами, что подобно тому, как любовь и исповедание увеличивают заслугу веры.

Таким образом, коль скоро неверие, как было показано выше (10, 3), является по роду наибольшим из грехов, то из этого следует, что богохульство тоже является очень большим грехом, поскольку оно принадлежит к тому же самому роду, что и неверие, и является отягченной формой этого греха.

Ответ на возражение 1. Если сравнивать убийство и богохульство с точки зрения объектов этих грехов, то ясно, что богохульство, которое является грехом, совершенным непосредственно против Бога, тяжче убийства, которое является грехом, совершенным против ближнего. С другой стороны, если мы сравним их с точки зрения причиненного ими вреда, то убийство является более тяжким грехом, поскольку убийство причиняет больше вреда ближнему, чем богохульство причиняет Богу. Однако коль скоро тяжесть греха, как было показано выше (II-I, 73, 8), в большей степени зависит от намерения злой воли, чем от следствия содеянного, то из этого следует, что поскольку в намерение богохульника входит причинение вреда божественному достоинству, в строгом смысле слова он грешит тяжче, чем убийца. Что же качается убийства, то из всех совершаемых против ближнего грехов оно заслуживает наиболее сурового наказания.

Ответ на возражение 2. Глосса на слова [апостола]: «Богохульство. да будут удалены от вас» ( Еф. 4, 31 ), говорит, что «богохульство хуже лжесвидетельства». Причина этого состоит в том, что лжесвидетель, в отличие от богохульника, не говорит и не думает что-либо ложное о Боге, и призывает Бога в свидетели неправды не потому, что считает Бога лжесвидетелем, а потому, что надеется, что Бог, если так можно выразиться, не засвидетельствует правду посредством какого-либо очевидного знамения.

Ответ на возражение 3. Прощать самому себе грех – это обстоятельство, которое отягчает любой грех, в том числе и богохульство. И именно потому, что оно отягчает любой грех, о нем и говорят как о наиболее тяжком грехе.

Раздел 4. БОГОХУЛЬСТВУЮТ ЛИ ПРОКЛЯТЫЕ?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что проклятые не богохульствуют. В самом деле, иные из злых людей и ныне воздерживаются от поношений из-за страха перед грядущими наказаниями. Но проклятые претерпевают эти наказания, и потому ощущают их [тяжесть] сильнее других. Следовательно, они тем более должны воздерживаться от поношений.

Возражение 2. Далее, коль скоро богохульство является величайшим из грехов, то оно в первую очередь заслуживает осуждения. Но в грядущей жизни не будет такого состояния, в котором бы заслуживали хвалу или осуждение. Следовательно, не будет иметь места и богохульство.

Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано, что «если упадет дерево. то оно там и останется» ( Еккл. 11, 3 ), из каковых слов со всей очевидностью явствует, что по завершении этой жизни человек не приобретает ни заслуги, ни греха, которыми бы он уже не обладал в этой жизни. Но многие из тех, которые будут прокляты, не были богохульниками в этой жизни. Следовательно, тем более они не станут таковыми в жизни грядущей.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами» ( Откр. 16, 9 ); а глосса на эти слова говорит, что «хотя пребывающие в аду и будут знать, что их наказание справедливо, тем не менее, они будут хулить Бога за то, что Он имеет власть причинять им эти мучения». Но в нынешнем их состоянии такие слова были бы богохульством; следовательно, они будут таковыми и в их грядущем состоянии.

Отвечаю: как уже было сказано (1), необходимым условием богохульства является принижение божественной благости. Но те, которые пребывают в аду, сохраняют свою уклонившуюся от божественной правосудности злую волю, поскольку они по-прежнему любят и хотят то, за что были покараны, и ненавидят наказания, которые претерпевают за эти свои грехи. Они, конечно, сожалеют о совершенных ими грехах, но не потому, что ненавидят их, а потому, что за них наказаны. Скорей всего, это уклонение от божественной правосудности присутствует в них в виде внутреннего богохульства сердца, но не исключено, что после восстановления они будут хулить Бога и с помощью языка, как и святые будут своими голосами возносить Ему хвалу.

Ответ на возражение 1. В нынешней жизни люди удерживаются от богохульства страхом перед наказанием, которого, по их мнению, они могут избежать, тогда как в аду проклятые лишены всяческой надежды на спасение, и потому, пребывая в отчаянии, они уже не сдерживаются в выражении того, что подсказывает им их злая воля.

Ответ на возражение 2. Заслуга и осуждение связаны с состоянием странствующего [в нынешней жизни], поскольку доброе в нем заслуживает награду, а злое – осуждение. С другой стороны, доброе в блаженных не является тем, что заслуживает награду, поскольку оно само суть часть их блаженной награды, и точно так же злое в проклятом не является тем, что заслуживает осуждение, поскольку оно само суть часть осуждения проклятости.

Ответ на возражение 3. Кто бы ни умер в смертном грехе, он сохраняет свою волю, которая в том или ином отношении отвращается от божественной правосудности, и в этом отношении в нем сохраняется и его богохульство.

В каноническом переводе: «. злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *