что такое бог по фейербаху

Как Фейербах объяснял сущность бога

Содержание статьи

что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху

Религия в понимании Фейербаха

Фейербах уделил много времени для объяснения понимания того, как зародилась религия. Сущность человека составляют разум, воля и сердце. Существенное отличие человека от животного в сознании. У животных не может быть религии, так как нет сознания.

Фейербах о боге

Любой бог это существо, созданное воображением человека. Образ бога создан по образу и подобию человека, а не наоборот. Люди представляют его вне себя и в виде самостоятельного существа, которое всемогуще, может решать все за них, помогать или напротив карать за их деяния, мысли и недостаточную веру. В своем труде «Сущность христианства» Фейербах пишет: «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека».

Объясняя развитие религии земными причинами, Фейербах доказывал, что она мешает развитию науки и познанию окружающего мира, так как церковь и власти очень ревностно относится к ученым и всячески преследовала учения, которые подвергали сомнению сущность и деяния Бога. Жизнь самого Феербаха частичное тому подтверждение, учитывая, что ему не дали стать профессором. Легче всего объяснить возникновение эпидемии кознями дьявола или карой божьей и осуждать и предавать анафеме ученых, которые изучали пути передачи заболевания, пытались найти разумного объяснение происходящему. Фейербах отмечал, что чем менее образованный человек, то тем более привязан он к религии.

Источник

Проблема Бога в философии Фейербаха

Антропология Фейербаха.

Критика Фейербахом гегелевской философии.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах:

— отвергает идею тождества бытия и мышления;

— не признает единства философии и религии;

— отвергает диалектику (ошибка Фейербаха);

— Философию Гегеля Фейербах считает искусственной,
подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не
соответствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

— единственно существующими реальностями являются
природа и человек;

— человек является частью природы;

— человек есть единство материального и духовного;

— человек должен стать главным интересом философии;

— идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания
человека;

Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует;

— природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима
и никем не уничтожима;

а) Особое место в философии Фейербаха занимает проблема
Бога.
В отличие от прежних философов-материалистов,
искавших компромисс между своими материалистическими
взглядами и идей существования Бога, деистов и др.,
Фейербах:

— выступает с атеистических позиций;

— тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

б) Можно выделить следующие основные положения
атеистическо-антропологической теория Л. Фейербаха:

— Бога как самостоятельной реальности нет;

распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

5) ГносеологияФейербаха.

а) Фейербахом были затронуты вопросы познания
(гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта,
который выдвинул теорию об ограниченных познавательных
способностях разума человека и непознаваемости
внутренней сущности вешей и явления окружающего мира
(агностицизм).

6) Суть вопроса.Наоборот, согласно Фейербаху окружающий
мир познаваем, а познавательные возможности разума
безграничны.

— Однако безграничность возможностей познания разума
наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере
эволюции человека, накопления опыта, роста научно-
технического прогресса.

— Суть данной идеи (о постепенном увеличении
познавательных способностей разума и в перспективе их
бесконечности) философ выразил словами: «То, что не
познаем мы,
познают наши потемки».

— Основу познания, по Фейербаху, составляют
субъективные чувственные ощущения, в основе которых
лежит объективная реальность и которые осознаются
разумом.

Вывод:Гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

б) Социально-политическая философия.

а) Социально-политические взглядыФейербаха были
обусловлены его антропологической философией.

б) Суть этих взглядов в следующем:

— основой связей между людьми в обществе, стержнем
общества должна стать религия;

— необходимо отбросить традиционную религию
(христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее
религией любви людей к друг другу и религией любви
внутри семьи как наиболее отвечающей природе
человека;

— смыслом жизни человека должно стать стремление к
счастью.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербахуfeuerbach

Фейербах

Одной из крупнейших материалистических концепций является концепция Людвига Фейербаха.

Источник религии, как отмечал Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. Все это придает религии античеловеческий характер, так как она, с его точки зрения, «парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздания». Там же. С.60 В результате Фейербах создает концепцию, фактически отрицающую Бога, но выступающую как некий вариант религии.

Критика религии необходимым образом подвела его к критике идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь появляется тезис о возможности « перевертывания» идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, который позже применяет Маркс.

Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах, и исходит из этого. Таким образом, вся концепция философа даже по форме выступает как последовательное противопоставление материалистических тезисов гегелевской системе, или их «переворачивание». Вопрос о бытии в его системе не просто очередная постановка философской проблемы. Он имеет практическое значение « для человека как определенного вида бытия», следовательно, «философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное бытие». Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 С.140

Фейербах считал, что новая философия рассматривает бытие с точки зрения ощущаемого объекта, «каково оно для нас» « Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви». Фейербах Л. Избранные философские произведения.Т.1 С. 184

б) Гноселогическая позиция

В гносеологическом плане концепция реализуется как материалистический сенсуализм. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. В чем он состоит?

Познает человек, субъект познания о нем, а не разум, как таковой, безымянный разум. Человек является мерой разума. Ложное истолкование разума может привести, как это случилось у Канта, к признанию границ разума в качестве его абсолютного ограничения. Фейербах настаивал на признании природы в качестве базиса духа и начала всякого познания, непосредственно чувственную его основу усматривает в единстве человека и природы, субъекта и объекта. Это единство человека-субъекта и природы-объекта раскрывается в конечном счете как их вещественное единство.

Философ придает большое значение тому факту, что человек не был продуктом какого-то отдельного естественного процесса, например, химического, а обязан своим происхождением и существованием взаимодействию всей природы в целом.

Таким образом, со своей телесной стороны человек представляется философу единым с бытием, ибо он есть продукт этого бытия, порождение природы и состоит из тех факторов, которые образуют условия его возникновения и существования.

Но раз с качественной стороны природа полностью представлена в человеке, объектом его желания, стремления, является весь мир. «Человеческое существо не есть больше особое, субъектное существо,- пишет философ,- но существо универсальное, так как предметом познавательного стремления человека является вселенная, а ведь только существо космополитическое может сделать космос своим предметом. Подобное радуется подобному. Правда, звезды не являются предметом непосредственного чувственного созерцания, но самую суть мы знаем,- то, что они подчинены тем же законам, что и мы».

в) Социальная философия

В социальном плане концепция Фейербаха последовательно выступает с антирелигиозных позиций по отношению к роли религии в обществе. Верования человека должны находиться внутри, а не во вне. Религии, по мнению философа, должны быть упразднены, для того, чтобы человек вел более активную жизнь в обществе, повышал свою политическую активность. Это, в свою очередь, является условием действительной свободы человека. И здесь философия Фейербаха оказывается наиболее противоречивой. С одной стороны, он отрицает религию, а с другой- всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональных переживаний, влияющих на человека. Поэтому и воздействие на сознание человека с целью изменения его мировоззренческих установок необходимо должно опираться на «чувственные аргументы».

В результате он приходит к выводу о необходимости создания « новой религии», которая заменит старые, и в этом качестве должна выступить предлагаемая им «новая философия»; это некий синтез преимуществ религии как формы эмоционального воздействия на человека и философии, которая рассматривает эмоциональные структуры как онтологические предпосылки.

Любовь, именно половая любовь, по Фейербаху, великая социальная сила. Ее роль, прежде всего нравственная, исторически возрастает. В любви, по Фейербаху, проявляется единство человеческого рода, подлинная человечность человека. Но при всем при том отношения любви вписаны в социально-исторический контекст, оставленный без внимания основоположником антропологического материализма. Поэтому Энгельс и заключал, что в философии, религии и этике выступает наружу действительный идеализм Фейербаха. Этот исторический идеализм связан с абсолютизацией человеческих отношений, основанных на взаимной склонности- любви, дружбе, сострадании, самопожертвовании, одним словом, на чувстве сердечного отношения между человеком и человеком.

Социальный идеал Фейербаха является идеалом мелкобуржуазной демократии. Фейербах резко критиковал феодальные порядки в Германии и требовал политической свободы и установления республики. Опыт капиталистического развития передовых европейских стран давал Фейербаху возможность сделать вывод о том, что капитализм не устраняет социального неравенства.

Он полагал, что счастья и справедливости можно достичь на пути создания общества мелких частных собственников. Фейербах весьма противоречив в своих взглядах. С одной стороны, ненависть к социальной несправедливости, субъективное неприятие буржуазных общественных порядков. С другой стороны, как следствие теоретической незавершенности философского материализма, высказывание такого рода: « Основное стремление к самосохранению, к самоутверждению, следовательно, стремление к инертности. Желания человека, по крайней мере, обоснованные, не взятые с потолка, не выходят за пределы того, что он есть по своей существенной характерной определенности… Так вообще человек не желает быть иным, чем он уже есть, и иметь что-либо иное, чем то, что он уже имеет. Но хочет все это свое иметь в превосходной степени, в умноженном и увеличенном виде». Л.Фейербах. Т.1 С. 366

г) Понимание сущности человека

Глаз, например, есть орган света. Объектом глаза является свет, а не звук и не запах. В объекте глаза раскрывается его сущность.

Благодаря телу, субъект является одновременно и объектом, он включен в телесный материальный мир. Теми воротами, отверстиями, пишет Фейербах, порами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание, служат чувства. Но раз человек обязан своим происхождением всей природе в целом, в нем, в его теле есть основание для восприятия любого чувственного качества, есть соответствующие органы чувств.

У человека как раз столько органов чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности. Породившая человека природа « навязывается человеку со всей силой». По мысли Фейербаха, если бы существовали предметы или отдельные свойства, восприятие которых было бы невозможно имеющимися органами чувств, то природа позаботилась бы об увеличении числа воспринимаемых органов». Любутин К.Н., Чупров А.С. Истоки философской антропологии. кант. Шопенгауэр. Фейербах.- Челябинск, 2005. С. 205

Итак, фейербаховский сенсуализм связан с признанием онтологически обусловленной универсальности чувственного познания. Мир открыт для головы человека, чувства являются отверстиями головы. Ощущение есть результат воздействия объективно существующих вещей на органы чувств. Горечь как вкус есть субъективное выражение объективного свойства соли. Ощущение есть субъективный образ объективного мира.

Фейербах указывал на то, что именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, как считает Спиркин А.Г. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарика, 1998 С.165 этим и объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

Источник

Философия Л. Фейербаха

что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху

что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху

что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху

Философия Людвига Фейербаха(1804 – 1872) считается завер­шающим этапом немецкой классической философии, видными пред­ставителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и нача­лом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха – критика не­мецкого классического идеализма и обоснование материализма. Конечно, материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (в Древней Греции его представителями были Демокрит и Эпикур, в Англии Нового времени – Фрэнсис Бэкон и Джон Локк, во Франции – просветители-материалисты). Однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречия­ми, находились под сильным влиянием теологии, искали ком­промисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глу­боко последовательного материализма, основными чертами ко­торого были:

· полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния;

· попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

· материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

· большой интерес к социально-политическим вопросам;

· убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX века, предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влияни­ем философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Мар­кса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышления, не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и превопричины материального мира. Он логически доказывает невозможность отчуждения (превра­щения) абсолютной идеи в материальный мир, ибо окружаю­щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея являются лишь догадкой разума, выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ­ствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах вы­двинул теорию антропологического материализма.Суть этой теории в том, что:

1) единственно существующими реальностями являются при­рода и человек, который является частью природы;

2) человек должен стать главным интересом философии; он есть единство материального и духовного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

3) Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог – это плод воображения человека;

4) природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), – это различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.В отличие от прежних философов-материалистов, искав­ших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, – деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций и тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Можно выделить следующиеосновные положения атеистиче­ско-антропологической теории Л. Фейербаха:

1) Бога как самостоятельной реальности нет; Бог – это порождение сознания человека;

2) религия представляет собой глубоко разработанную мифологически-фантасти­ческую идеологию, не имеющую ничего общего с реальностью;

что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху

3) распространение религии стало возможным благодаря неве­жеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

4) корни религии кроются в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

5) Бог – это идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; Бог в действительности не является творцом, Он есть творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы гно­сеологии. Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и яв­ления окружающего мира. Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз­можности разума безграничны. Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чув­ственные ощущения, в основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при со­единении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально-политические взглядыФейербаха были обуслов­лены его антропологической философией. Он считал, что человек – это уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями. При этом полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми), т.е. человек может жить только в обществе. Основой связей между людьми в обществе, стержнем обще­ства должна стать религия, которая, по его мнению, должна быть основана не на вере в выду­манное сверхъестественное существо (Бога), а на иных принципах. Фейербах был убежден, что необходимо отбросить традиционную религию (христианст­во, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви лю­дей к друг другу и религией любви внутри семьи как наибо­лее отвечающей природе человека, а смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Тесты для самоконтроля к главе 8

1. В чем состоит уникальность немецкой философии XIX века?

а) ей удалось глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

б) ей удалось совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления – от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;

в) ей удалось открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.);

г) во всем вышеперечисленном.

2. Кого из перечисленных не относят к представителям немецкой классической философии?

г) Фридриха Шеллинга.

3. Основоположником немецкого классического идеализмасчи­тается:

4. Идею агностицизма, т.е.невозможности познания окружающей действи­тельности Иммануил Кант отстаивает в работе:

а) «Критика чистого разума»;

б) «Критика практического разума»;

в) «Критика способности суждения»;

г) «Всеобщая естественная история и теория неба».

5. По Канту, высшим уровнем сознания, формами которогоявляют­ся окончательные высшие идеи, является:

6. Категории «единство, множество, цельность» Кант относит к классу:

7. Кем из философов был сформулирован моральный закон, так называемый кате­горический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»?

б) Иммануилом Кантом;

г) Фридрихом Шеллингом.

8. Кто из философов единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир?

9. Кто из философов приходит к выводу о том, что ход истории случаен, в истории царит произвол?

10. Кто из философов считал, что все разумное действи­тельно, а все действительное разумно?

Источник

Теория происхождения религии Л. Фейербаха

что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху

что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху

что такое бог по фейербаху. Смотреть фото что такое бог по фейербаху. Смотреть картинку что такое бог по фейербаху. Картинка про что такое бог по фейербаху. Фото что такое бог по фейербаху

Л. Фейербах (гегельянец) свою гипотезу основывает на старом положении об олицетворении человеком сил природы как основе древних религиозных верований. Однако, по его мнению, религия непосредственно вырастала из олицетворения отдельных сторон и свойств, прежде всего абстрактной природы человека и превратного ее объяснения. «Что такое дух, — вопрошает Фейербах, — как не духовная деятельность, получившая самостоятельное бытие благодаря человеческой фантазии и языку, как не духовная деятельность, олицетворенная в виде существа?» Бог и боги — это, оказывается, олицетворенные проекции свойств человека и природы, превращенные человеческой мыслью в самостоятельные существа.

Фейербах делит религии на «духовные»: иудаизм, буддизм, христианство, ислам — и «естественные»: все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях, по Фейербаху, «Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственное существо человека», а в «естественных» религиях «отличный от человека бог есть не что иное, как природа или существо природы».

Таким образом у него – тайну теологии составляет антропология. Этот тезис у него прямо вытекал из его понимания существа религии, которое можно определить одним словом — человекобожие. Фейербах и пытался создать новую, антро-потеистическую религию с культом человека.

Основная ошибка Фейербаха в утверждении того, что религия есть фантастическое отражение в человеческом сознании самого сознания и всей земной действительности. И это утверждается, несмотря на великое множество гениев и величайших людей в человечестве, исповедующих веру в Бога.

Утверждение, что Бог есть фантастическое олицетворение абстракции человека, равносильно обвинению всего человечества в сумасшествии.

Действительно, только психически больной может считать свои фантазии за реальные живые существа и относиться к ним как к таковым. Создание абстракций и вера в их объективную реальность, тем более в их божественность — вещи, слишком далеко отстоящие друг от друга, чтобы их можно было так легко соединить, как это сделал Фейербах. Гипотеза эта годна разве для объяснения процесса деградации религии, происхождения различных языческих видов религии, но никак не происхождения самой идеи Бога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *