что такое бодхисаттва в буддизме кратко

БОДХИСАТТВА

Полезное

Смотреть что такое «БОДХИСАТТВА» в других словарях:

Бодхисаттва — Авалокитешвара Бодхисаттва, бодхисатва, бодисатва (санскр. बोधिसत्त्व … Википедия

БОДХИСАТТВА — (бодисатва, бодхисатва) (санскритское: тот, чья сущность просветление), в буддизме махаяны (см. МАХАЯНА) идеальное существо, которое, в отличие от архата (см. АРХАТ) хинаяны (см. ХИНАЯНА), выступает прежде всего как наставник и образец для других … Энциклопедический словарь

Бодхисаттва — в буддийской терминологии обозначение того, кто предназначен получить полное знание (bodhi) и кто через известное число рождений достигнет состояния Буддхы (см. Будда). В повествовательной литературе буддизма мотив Б. имеет огромное значение, т.… … Литературная энциклопедия

Бодхисаттва — В буддизме махаяна человек, достигший просветления, но, в отличие от будды, не покинувший реальный мир, а оставшийся в качестве наставника и образца для других людей на пути нравственного совершенствования. Источник: Религиозный словарь… … Религиозные термины

БОДХИСАТТВА — (Санскр.) Букв., тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи) : те кто нуждаются лишь в одной инкарнации для того, чтобы стать совершенными Буддами, то есть иметь право на Нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом… … Теософский словарь

бодхисаттва — (санскр., буквально «существо, стремящееся к просветлению») в будд. мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды. Концепция Б. несколько различна в хинаяне и махаяне. В хинаяне путь Б. прошли только… … Буддизм

БОДХИСАТТВА — (санскр., букв. существо, стремящееся к просветлению ) буддистских мифологических и философских воззрениях человек, решивший выйти из круга сансары и достигающий состояния будды. В буддизме хинаяны Б. считаются только будды прошедших мировых… … Современный философский словарь

БОДХИСАТТВА — [санскр. bodhi sattva букв. существо, стремящееся к просветлению], в буддийской мифологии и философии человек (или к. л. др. существо), к рый, находясь в круге сансары, достигает высшего состояния, позволяющего ему стать буддой, но отказывается… … Православная энциклопедия

Бодхисаттва Самантабхадра — Бодхисаттва Фугэн на слоне. XII век. Дерево. 103 см. Государственный музей искусства народов Востока … Википедия

«Бодхисаттва-джатакасья дхармагхана» — короткий пересказ «Гирлянды джатак», «Супатха дешапарикатха», содержащая моральную проповедь, «Пратимокшасутра паддхати» комментарий из «Пратимокшасутру» сарвастивадинов и др. В своих соч. А. уделял больше внимания не филос., а популярным… … Буддизм

Источник

Кто такой бодхисаттва? | Жизнь во благо всех существ

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Знаете ли вы, кто такой бодхисаттва? На самом деле значение этого слова известно далеко не каждому, даже среди тех, кто увлекается буддизмом.

Сегодняшняя статья расскажет, что означает это слово, какой путь выбирает такой человек в своей жизни, какими качествами он должен обладать и какие имена носят известные в буддизме бодхисаттвы.

Что значит бодхисаттва

Это слово имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:

Нехитрым сложением корней получаем, что бодхисаттва – существо, достигшее пробуждения. Для более полного понимания значения нужно копнуть глубже – это человек, который не просто пробудился, но и всю дальнейшую жизнь посвятил помощи людям на пути освобождения.

Пробудившись сам, он отказался от освобождения от страданий и выхода из колеса сансары, остался в этом мире, чтобы помочь другим достичь духовного совершенства и по итогу выбраться из череды перерождений.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Цель бодхисаттвы – стать буддой во имя добра, всеобъемлющей выручки других существ. С этой целью тесно связана доктрина бодхичитты – любви ко всему живому и служения бодхисаттвы.

Его жизнь – путь самопожертвования. В этом отличие его от архата – бодхисаттва желает действовать во имя всеобщего блага.

Интересно, что…Тибетский язык содержит аналогичное понятие – «джанг-чуб-семпа», которое буквально значит «тот, кто пробудил и очистил сознание».

Каждому, кто стремится к пробуждению и освобождению из цикла перерождений, может понадобиться помощь. Для этого нужны бодхисаттвы. Они чаще всего живут вместе с мирянами, указывают им нужное направление, сами при этом соблюдают обеты и движутся по праведной тропе.

Образ пробужденного, который отдал себя во имя помощи, воплотился еще на ранних стадиях становления буддийской философии, он упоминался в первых священных писаниях, к примеру, в Саддхармапундарика-сутре. Сегодня он особенно почитается в течениях махаяны.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Каков его путь

Прежде чем завоевать почетное звание бодхисаттвы, верующий должен достичь особого уровня сознания, который соответствует так называемой первой бхумми. Все, что было до этого, зовется джатисаттвой.

Первые писания направления махаяны насчитывали семь таких уровней, а позднее их количество возросло и теперь насчитывает десяток. Путь становления делится на определенные промежутки – кальпы.

В течение трех кальп бодхисаттва обычно проходит все десять уровней. С первой кальпой достигается только первая бхумми, со второй – седьмая бхумми, с третьей – десятая, которая именуется так поэтично – «облако дхармы».

Для достижения каждого уровня нужно следовать определенным законам, читать мантры, не нарушать данных обетов, совершать особые практики. Данными обетами проявляется забота обо всем живом в мире, следование нравственным правилам, избавление от порочных черт характера и мыслей.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

За все время становления бодхисаттва перерождается не один раз, причем иногда он воплощается не в образе человека, а виде низших существ. Достигнув десятого уровня, он сможет сам выбрать воплощение, и даже не одно.

Кроме этого, выделяется четыре ступени его развития – чарьи:

Мы уже знаем, что бодхисаттва – это тот, кто пробудился, дал обет и готов принимать чужие страдания со смирением. Однако есть еще и более широкое понимание этого слова, и с этой точки зрения даже тот, кто только вступил на путь учения Будды, т.е. любой человек, принявший решение стать буддой на благо всех существ, уже является бодхисаттвой.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Какие качества ему присущи

Бодхисаттва – это воплощение самоотверженности, сострадания, ведь он ведет других к высшей цели – к нирване, сам себя лишая этого.

Выделяют несколько качеств, или «парамит», которыми они владеют в совершенстве:

Чтобы помогать другим, бодхисаттва должен быть сам исключительным существом и вбирать в себя лучшие человеческие черты и умения:

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Великие бодхисаттвы

Узкое понимание значения «бодхисаттва» более персонифицировано – оно предполагает имена известных существ в пантеоне божеств направления махаяны. Для мирян они наставники на тропе просветления. В храмах часто можно встретить их изображения, статуи.

Каждый из них имеет собственное имя, являясь олицетворением великих качеств. Так, например, бодхисаттва Авалокитешвара нередко изображается с тысячей рук и являет собой сострадание. Манджушри – воплощение мудрости, знания, а Тара, которая имеет множество воплощений разных цветов – женская ипостась великого существа.

Также почитают Майтрея, которого на языке пали величают как Меттей. Он в скором времени должен воплотиться на Земле, стать буддой и ознаменовать своим приходом начало Золотого века.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме краткоБудда Майтрейя. Статуя

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Если статья оказалась для вас полезна, то делитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

Источник

Здоровье и йога

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Путь Бодхисатвы не обязательно идет через монашество. Основная цель – Просветление – развитие иного чистого недвойственного видения, в котором сансара и Нирвана сливаются.

Поэтому для практики условия не являются определяющими. Чем больше стрессов и отвлечений, тем сильнее укрепляется бодхичитта (стремлении к самоотдаче и служению на благо всех живых существ) и больше возможностей развить недвойственное восприятие (видение пустотности в самом неблагоприятном).

Мудростью (Праджня) на пути Бодхисатв становится постижение пустотности (т.е. отсутствия реальной основы двойственного восприятия) и, как следствие, нереальности сансары и всех ее страданий.

Сансара и Нирвана для Бодхисатв становятся одним целым, где сансара представляется искаженным восприятием реальности, подобно тому, как человек в темноте принимает веревку за змею (все зависит от состояния ума и угла зрения), поэтому сама идея освобождения выступает как нереальная.

Последователи Махаяны считают освобождение Архатов несовершенным. Архат освободился от страстей и привязанностей, но остался в гносеологической ловушке, поскольку личное освобождение предполагает идею существования индивидуального «я».

Пока для человека реальна идея «я» и «не я», «я» и другие, сансара и нирвана, он продолжает оперировать двойственными категориями и, следовательно, не постиг идею пустотности всего.
Отказываясь даже от нирваны, жертвуя своим эго на благо всех живых существ, Бодхисатвы, тем самым, становятся пустыми, освобожденными от иллюзии «я».

Освобождаясь, Архат покидает сансару, и все его энергии уходят вместе с ним, поэтому путь Архатов не предполагает служения Богам. Будда для них – реальное лицо, живший в определенное время человек, достигший состояния и указавший путь другим.

Бодхисатва. Возвращение в сансару

Бодхисатва – тот, кто постиг опыт Нирваны (получил плод Архатства) и, сохранив его внутри себя самого, вернулся в сансару для следующего этапа – слияния сансары и нирваны и всех двойственным представлений. Бодхисатвы представляют собой просветленное сознание, действующее в мире сансары.

Бодхисатва остается в сансаре, пока все живые существа не будут спасены. Но пребывание Бодхисатвы в сансаре относительно. Его сознание настолько свободно, что будучи в состоянии Нирваны, он способен одновременно находиться в разных мирах сансары, помогая, спасая, обучая, просто наделяя эти миры своей энергией.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Поэтому в традиции Махаяны так много Богов и Богинь – свободных существ с недвойственным восприятием, призывая и поклоняясь которым человек обретает защиту и спасение. Все они именуются Буддами, т.е. пробужденными от тьмы невежества и свободными от ограниченности сансарным восприятием мира Высшими Существами, которые остаются в пределах досягаемости жителей миров желаний и страстей, помогая последним достичь освобождения и окончания страданий.

Термин Будда становится здесь олицетворением эталонного состояния пробужденности от тьмы невежества, в которой каждая веревка видится опасной ядовитой змеей.
Но также следует иметь в виду, что Путь Бодхисатвы и идея самоотдачи не означает отсутствие практики очищения ума от омрачений. И Махаяна, и Хинаяна основываются на одних и тех же Учениях – Сутрах, предписывающих определенные методы достижения сознания Будды.

Пока ум не будет чист от концепций, обусловленностей, влечений, неприятий, желаний, никакое недвойственное восприятие в принципе невозможно. А самоотдача и помощь другим все равно останутся на уровне эго и желания оказаться полезным, нужным, а не на стремлении оказать благо другому. Поскольку понятие блага – относительное. В одном случае нужно погладить по голове, в другом – ударить палкой. В одном случае нужно проявить милость и сострадание к врагу, в другом – жесткость и непоколебимость по отношению к родному и близкому человеку.

В буддизме существует много историй на тему бодхичитты. Одна из них рассказывает, как в один монастырь повадился ходить олень. Монахи так его полюбили, что всегда привечали вкусной едой и своим ласковым отношением. Однажды настоятель прознал об этом случае. И в следующий приход оленя поколотил его палкой и прогнал. Монахи недоумевали, почему Учитель так жестоко поступил. Тогда настоятель объяснил. Олень привык к доброму отношению монахов, и станет теперь считать, что все люди такие и перестанет их бояться. И возникнет ситуация, когда его доверчивостью воспользуются какие-нибудь злодеи и убьют оленя. Пусть лучше он боится людей, и это сохранит ему жизнь.

По существу все страдания субъективны, являются следствием накопления обусловленностей, привычек и омрачений ума и вытекающих из этого неправильных действий. И с точки зрения буддизма сводятся к неумению дисциплинировать свой ум.

«Когда ум спокоен, какая разница, где быть» (Шри Рамана Махарши).

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Хинаяна основывается на обетах, ограничениях и запретах, как способе контроля ума. Махаяна основывается на совершении всех действий через призму блага всех существ, поэтому в одном случае соблюдение обета будет дхармой (правильным действием), в другом, когда личный обет ведет к страданию других существ, правильным будет отказаться от данного обета.

Путь Архата и Путь Бодхисатвы

Путь Архата отсекает все лишнее, чтобы проявить собственный Свет – изначальное состояние Будды. Но следуя такому пути человек часто становится жестким и непримиримым к слабостям других, проявляя обратный эффект – усиление эго.

Путь Бодхисатвы отсекает эго, а все остальное отпадает само, и объединяет, чтобы обрести состояние целостности – все тоже изначальное состояние Будды. Здесь жесткость Архатства сглаживается развитием сострадания ко всем живым существам. Но следуя данному пути с неочищенным или недоочищенным умом, самоотдача и сострадание часто проявляются как раболепие, покорность и смирение из состояния слабости и страха перед более сильным противником.

«Мудрость говорит, что я – ничто…». Все в этом мире относительно и непостоянно, и все, через что человек пытается себя определять – личность, желания, обязанности, увлечения, предназначение, семья, родина, традиция — по сути являются способом успокоить ум, и никак не отражают Истину. Это Путь Архата и путь отречения.

«Любовь говорит, что я – все…». Все существующее в мире, все энергии представлены в самом человеке. Любое определение и выделение чего бы то ни было из контекста целого, любое отрицание и нарушение целостности мироздания – субъективно и тоже никак не отражает Истину. Это Путь Бодхисатвы и путь принятия.

«И между этими двумя протекает вся моя жизнь» (Нисаргадатта Махарадж). Это срединный Путь, в котором сливаются две идеи отречения и принятия.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Буддисты часто спорят, какой путь лучше – Путь Архата или Путь Бодхисатвы, какое учение истинно – Учение Махаяны или Хинаяны, но все разговоры и споры на эту тему становятся неуместными. Все это только пути, методы и инструменты. Каждый человек выбирает то, что ему ближе, то, что он может принять всем сердцем и безоговорочно поверить.

Когда же человек становится Буддой, когда его двойственный ум замолкает и укореняется в сознании единства всего со всем, следуя индивидуальным путем или на благо всех живых существ, он кардинально меняется, меняется его видение, и все представления путей уходят. А само новое Состояние Просветления вносит лепту в мировой океан Сознания, увеличивая его Пробужденную часть.

Автор статьи — Лариса Семиколенова (Сатья)
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов

Источник

Путь Бодхисаттвы. Извечные ценности непостоянного мира

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Д ве с половиной тысячи лет назад, победив войско Мары и устояв перед его уловками и соблазнами, Будда Шакьямуни повернул никогда не поворачивающееся вспять Колесо Дхармы. Первую проповедь он прочитал в Оленьем Парке для своих бывших товарищей-аскетов, которые, увидев, что он отказался от суровых аскетичных практик, решили, что он сбился с пути. Когда же он прочитал своим товарищам первую проповедь, они поняли, что он познал истину. В ней Татхагата изложил основу своего Учения — Четыре благородные истины:

Эти четыре аспекта Учения стали основой философии последователей Будды. Сорок лет он ходил с проповедями и рассказывал свои ученикам о Нирване и о том, как её достичь. И лишь спустя сорок лет на горе Гридхракута, где на его проповедь собрались не только люди, а и все виды живых существ, в том числе Бодхисаттвы и боги, Татхагата сказал о том, что его проповедь о Нирване была уловкой, которую он применил для того, чтобы побудить людей двигаться по пути. Чтобы объяснить, почему он так поступил, Будда привёл сравнение с призрачным городом.

Можно представить себе длинный и опасный путь, который ведёт к некому месту, где есть сокровища, царит блаженство и нет никаких страданий. И есть множество живых существ, которые хотят туда попасть. И вот находится опытный проводник, который вызывается провести всех этим путём. Однако на его середине живые существа начинают роптать, говорить, что у них нет больше сил, они напуганы, устали и вообще непонятно, кто и куда их ведёт, и есть ли вообще это мифическое волшебное место, куда они все так хотят попасть. Проводник, видя, что существа выбились из сил и уже готовы повернуть назад, силой своих мистических способностей создаёт перед ними иллюзию призрачного города. И говорит им: «Вот! Мы пришли к цели». Существа обрадовались, зашли в этот город, отдохнули, обрели снова радость и счастье, а проводник, видя, что отчаяние покинуло их сердца, убрал сотворённую им иллюзию и сказал: «Я создал иллюзию, чтобы вы отдохнули. Но теперь вы снова полны сил. И наша конечная цель уже близка. Идёмте!»

Из этого сравнения, которое привёл Будда, можно понять, что он поступил так же, как и проводник: видя, что вера живых существ слаба, сил их не хватит на долгий, длинный и опасный путь, Будда сначала указал ближайшую, достижимую для каждого, вполне реальную цель — Нирвану. И лишь спустя сорок лет он сказал, что идея о Нирване была уловкой, и стал проповедовать о Пути Бодхисаттвы. Что же такое Путь Бодхисаттвы? В чём его цель? И почему Будда изначально не рассказал об этом Пути?

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

А теперь подумайте: разве смогли бы вы бросить на произвол судьбы умирающих от чумы друзей, если имели бы при себе лекарство, полностью побеждающее этот страшный недуг? Вопрос риторический. Так же действует и Бодхисаттва, — развив в себе безграничное сострадание ко всем живым существам, он даёт себе обещание не покидать Сансару до тех пор, пока все живые существа не будут свободны от страданий и причин страданий. И даже сам Будда продолжает оставаться в Сансаре. Есть мнение, что после смерти физического тела он ушёл в Нирвану.

Но эта версия не выдерживает никакой критики. Во время проповеди Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы Бодхисаттва, по имени Накопивший Знания, говорил о Будде примерно так: «Во всём мире не найдётся места даже с горчичное зерно, где бы он, идя по Пути Бодхисаттвы, не пожертвовал своей жизнью ради другого живого существа». Подумайте сами — может ли настолько сострадательное существо просто покинуть Сансару, зная, что здесь остаются живые существа, которые продолжают страдать? Да и сам Будда на горе Гридхракута сказал, что он создаст иллюзию своего ухода из мира и это будет ещё одной его уловкой: «В действительности не уходя, я возглашаю, что уйду». С помощью этой уловки Татхагата учит и обращает живых существ. Почему Будда так поступил?

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Это он тоже объяснил: «Если они видят, что Татхагата пребывает в мире вечно, не исчезает, в них рождается высокомерие, их охватывает ленность и у них не возникает мысли о том, что встретить Будду трудно». И дальше он сказал, что будет вечно пребывать на горе Гридхракута и проповедовать Сутру о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Так даже если сам Будда из чувства сострадания не ушёл в Нирвану, а продолжает оставаться с нами, не следует ли и нам, беря с него пример, о благе других помышлять больше, чем о собственном?

Следует рассмотреть сам термин «Бодхисаттва». Дословный перевод примерно такой: ‘существо, стремящееся к Пробуждению’. Путь Бодхисаттвы начинается с зарождения «Бодхичитты» — стремления помочь всем живым существам освободиться от страданий. И чтобы максимально эффективно помогать живым существам, Бодхисаттва стремится обрести состояние Будды. Для чего это нужно? Дело в том, что Будда — это совершенно просветлённое существо, которому открыты все тайны. Будда видит прошлое, настоящее, будущее, ему ведомы все хитросплетения кармы, он знает, о чём думает и к чему стремится каждое живое существо. И, обладая таким всеведением, Будда может найти ключик к каждому сердцу и даже самому невежественному существу донести истину на понятном языке и в понятной форме. Это называется искусными средствами. С помощью искусных средств, или уловок, Будды проповедуют Дхарму. И одной из таких уловок была идея о Нирване, которую Будда Шакьямуни предложил в качестве цели на первоначальном этапе проповеди Дхармы.

Существует десять уровней развития Бодхисаттвы. Все они соответствуют «десяти парамитам» — качествам Бодхисаттвы, которыми тот постепенно овладевает на своём пути.

Таким образом, Бодхисаттвой может считаться любой, кто зародил в себе Бодхичитту — стремление принести благо всем живым существам. И лишь по мере овладения десятью качествами Бодхисаттва становится полностью совершенным:

По мере совершенствования в каждом из качеств Бодхисаттва развивается сам и становится более эффективным в вопросах помощи другим. Путь Бодхисаттвы — это путь от эгоизма к альтруизму. И первой ступенью на этом пути является развитие щедрости. Мы живём в эгоистичном обществе, и мотивации большинства сегодня направлены исключительно на потребление. И нужно сделать определённый переворот в своём сознании, чтобы научиться бескорыстно жертвовать ради других. Здесь речь идёт не только о материальных благах.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Если человек не имеет финансовой возможности кому-то помочь, это вовсе не значит, что нужно отказываться от этой идеи вовсе. Жертвовать можно своим временем или делиться с людьми знаниями. Распространение знаний — это высшая форма пожертвований, потому что именно знания о том, как устроен мир, о том, как улучшить качество жизни и устранить страдания, — это самое лучшее, что мы можем дать людям. Так, упрочившись в щедрости, Бодхисаттва достигает первого уровня — «радостного», ибо даяние другим того, в чём они нуждаются, приносит истинную радость. Вторым качеством является нравственность. Ещё Будда Шакьямуни давал пять базовых предписаний для гармоничной жизни: избегать насилия, лжи, воровства, недостойного сексуального поведения и употребления одурманивающих веществ. Это минимальные условия, при которых не накапливается тяжёлая негативная карма. Упрочившись в нравственном поведении, Бодхисаттва достигает второго уровня — «незапятнанного», ибо он не загрязняет себя неблагими поступками. Третьим качеством является терпение.

Как писал философ Шантидэва: «Нет зла превыше ненависти и нет подвижничества превыше терпения». Так и есть, гнев — одна из самых энергозатратных эмоций, и именно по причине гнева совершаются самые тяжёлые преступления и самые безнравственные поступки, что в свою очередь ведёт к накоплению негативной кармы и, как следствие, к страданиям. Поэтому обуздать свой гнев — очень важный этап на Пути Бодхисаттвы. Упрочившись в терпении, Бодхисаттва достигает третьего уровня — «освещающего», ибо, будучи терпеливым, он становится примером для других и освещает им путь. Четвёртым качеством является усердие. Бодхисаттва, осознавая всю глубину страданий живых существ, должен победить лень и усталость на пути помощи другим.

Отбросив эти омрачения, он неустанно и радостно трудится ради освобождения живых существ. Об этом также писал Шантидэва: «Подобно тому, как манит азартного игрока большой выигрыш, влечёт Бодхисаттву всякое доброе дело. Ненасытный в делах, он в них находит радость». Упрочившись в усердии, Бодхисаттва достигает четвёртого уровня — «сияющего», ибо, будучи усердным, всё время пребывает в радости от того, что делает. Пятым качеством является медитация. Медитация, или Дхьяна, является восьмой ступенью Восьмеричного Пути, который Будда Шакьямуни указал как путь, ведущий к освобождению. Без практики медитации невозможно развитие. Без контроля над своим умом невозможно будет жить осознанно. Без тренировки и обуздания ума нельзя будет победить клеши — омрачения, загрязняющие наше сознание. Упрочившись в Дхьяне, Бодхисаттва достигает пятого уровня — «трудного для очищения», ибо обуздание своего собственного ума — великий подвиг, который под силу немногим. Шестым качеством является мудрость.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

По большому счёту, для эффективной помощи другим нужно обладать двумя качествами: состраданием и мудростью. При отсутствии одного из них помощь не всегда будет адекватной и полноценной, а иной раз — даже во вред. Если у человека нет сострадания, но есть мудрость, — такой человек может стать циничным и чересчур хладнокровным. Если же есть сострадание, но нет мудрости, — это сочетание, пожалуй, ещё хуже.

Такой человек становится жалостливым, он начинает всем «причинять добро», которое приносит больше вреда, чем пользы. Яркий пример — родители, которые слишком любят своего ребёнка и балуют его вкусной едой и подарками. Чаще всего в таких семьях вырастают эгоисты и потребители. Поэтому мудрость — невероятно важное качество на Пути Бодхисаттвы. Упрочившись в ней, Бодхисаттва достигает шестого уровня — «проявляющегося», ибо обретает чистое видение и истина проявляется для него во всём. Седьмым качеством являются искусные средства. Искусные средства — это хитрости, уловки, которые Бодхисаттва применяет, чтобы наставлять живых существ в Дхарме.

Как уже говорилось выше, каждое живое существо находится в той или иной степени омрачённости сознания, и чтобы каждому донести истину, нельзя, что называется, говорить в лоб. Если бы Будда изначально стал проповедовать о том, что двигаться по пути нужно ради помощи другим, а не ради собственного блага, большинство его последователей недоуменно переглянулись бы и сказали: «Пойдём отсюда». Поэтому Будда и применил уловку о нирване. Подобно этому, Бодхисаттва, овладевший искусными средствами, может к каждому найти подход и каждому объяснить истину на том языке, на котором тот сможет понять. Упрочившись в искусных средствах, Бодхисаттва достигает седьмого уровня — «далеко ушедшего», ибо с помощью уловок можно далеко продвинуться на пути помощи другим.

Только по достижении этого уровня Бодхисаттва становится Бодхисаттвой в полном смысле этого понятия. Он является полностью совершенным и полноценным на пути освобождения живых существ. Находясь на этом уровне, он может в любой момент уйти в Паринирвану, но остаётся в Сансаре ради помощи другим живым существам. На этом уровне Бодхисаттва имеет способность жертвовать другим даже свои собственные благие заслуги — «тапас». Во время ухода из физического тела Бодхисаттва седьмого уровня раздаёт весь свой тапас своим кармическим ученикам, и поэтому новое рождение часто бывает в не самых лучших условиях (условия нового рождения определяются накопленными благими заслугами). Но силой своего опыта и мудрости Бодхисаттва может эффективно действовать и развиваться даже в самых невыносимых для этого условиях. Восьмым качеством является верность обетам. Имея возможность уйти в нирвану, Бодхисаттва не делает этого.

что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Смотреть картинку что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Картинка про что такое бодхисаттва в буддизме кратко. Фото что такое бодхисаттва в буддизме кратко

Почему? Вспоминаем пример с охваченным эпидемией чумы городом и «друзьями детства». Бодхисаттва даёт обещание не покидать Сансару до тех пор, пока все живые существа не достигнут полного освобождения. Таким образом Бодхисаттва, будучи уже полностью освобождённым от оков Сансары, продолжает вращаться в круговороте перерождений, но уже не по причине накопленной кармы, а по причине сострадания ко всем живым существам и с целью всех их освободить. Упрочившись в верности обетам, Бодхисаттва достигает восьмого уровня — «недвижимого», ибо его суровую решимость и верность обетам не может поколебать ничто. Девятым качеством является всемогущество, или, проще говоря, овладение «сиддхами» — сверхспособностями. Сиддхи могут проявляться и на предыдущих уровнях, но на девятом они проявляются в полной мере.

Сиддхи в сочетании с состраданием, мудростью и искусными средствами становятся мощным инструментом на пути освобождения живых существ. Упрочившись во всемогуществе, Бодхисаттва достигает девятого уровня — «обладающего превосходной мудростью», ибо теперь он совершенен в овладении высшей истиной. Десятым качеством является изначальная мудрость. Бодхисаттва, достигший этого уровня, становится равным Будде. Между ними на данном этапе развития сохраняются лишь формальные различия. На этом уровне Бодхисаттва обладает абсолютным всеведением: ему открыто прошлое, настоящее, будущее, он видит все тонкости кармы и реинкарнации и способен быть максимально эффективным. Упрочившись в изначальной мудрости, Бодхисаттва достигает десятого уровня — «облака Дхармы», ибо он, подобно облаку, проливая дождь, способен напоить водой все растения, каким бы многочисленным не было их разнообразие. Так и Бодхисаттва десятого уровня может эффективно наставлять в Дхарме всех живых существ, независимо от того, в каком глубоком невежестве они находятся.

Путь Бодхисаттвы долгий и тернистый. Но цель и мотивация того стоят. Можно представить себе реку с двумя берегами: на одном из них существа, отравленные привязанностью, гневом и неведением, сгорают в огне страданий, на другом берегу цветут райские кущи, поют птицы, и кругом покой и блаженство. И вот, пересекая эту реку, от берега к берегу курсирует лодочник, перевозя живых существ с берега страданий на берег покоя и блаженства. Перевозя живых существ на берег Нирваны, лодочник возвращается на берег Сансары снова и снова за новой партией живых существ, чтобы перевезти их на берег Нирваны. Взгляните на эту реку сумеречной предрассветной порой. Этих лодочников — тысячи. Они и есть Бодхисаттвы — благородные Сыновья Будды. А вечное скитание между двумя берегами — это их Путь, Истина и Жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *