что такое блоха в рассказе левша
Что умела делать стальная блоха в произведении н.с. лескова «левша»?
Очень краткий пересказ повести «Левша»
Во время визита на Туманный Альбион Александр I был восхищён работой английских мастеров — блохой, умеющей танцевать. Император приобрёл и увёз её на Родину. После его смерти крохотный сувенир блоху показали новому императору Николаю I.
Он похвалил европейское мастерство, но решил доказать, что русские умельцы талантливей. По его поручению был найден мастер из Тулы, который сумел подковать английскую блошку подковами. Это можно было увидеть лишь с помощью микроскопа.
Мастера, по прозвищу «Левша», отправили в Англию для демонстрации результата стараний. Труд Левши был высоко оценён заграницей, ему даже предложили остаться. Но русский патриот отказался. По дороге домой он поспорил с попутчиком, кто больше выпьет и умер, отравившись алкоголем.
Видео
Гениальный прототип
Другие персонажи
Тульские оружейники
Тульские оружейники — три умелых оружейных мастера (в их числе левша), которым донской казак Платов по царскому велению поручил превзойти в мастерстве английских мастеров, сделавших стальную блоху, умеющую танцевать. Тульские оружейники были умелые, хитроумные и гордые люди.
Что именно они хотели сделать с блохой, тульские мастера Платову не сказали, попросили оставить им блоху и приехать за ней на обратном пути с тихого Дона.
Оружейники были люди набожные, поэтому пошли они сначала в Мценск, уездный город Орловской губернии, поклониться древней иконе святого Николая, покровителя торгового и военного дела. Затем они пришли в Тулу, заперлись в домик к левше и стали работать. Несколько дней они не выходили, всё молоточками потюкивали. Всем было любопытно, что они мастерят, стучались к ним люди, но они не открывали двери.
Хитрые мастера не выскочили из домика даже тогда, когда люди нарочно закричали, что горят соседний дом. Только левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и захлопнул ставню.
Превзошли тульские оружейники в мастерстве английских мастеров: подковали стальную блоху и на каждой подковке указали имя мастера, который эту подковку делал. Только имени левши там не было указано, так как он делал работу совсем мелкую: выковывал гвоздики, которыми забили подковки.
Оружейники были гордые люди. За то, что Платов усомнился в них и подумал, что они ничего с блохой не сделали, несмотря на веление государя, мастера не стали раскрывать ему секрета, а попросили отвезти блоху к государю — он увидит сам их работу и поймёт секрет.
Платов
Платов — донской казак, атаман Войска Донского. Он любил Родину, сопровождая императора Александра Павловича в заграничной поездке, скучал по своему хозяйству и «всё государя домой манил». Платов гордился русским народом, считал, что русские мастера не хуже иностранных, что они «на что ни взглянут — всё могут сделать». Он огорчался, что государь очень уж восхищается всем иностранным.
Когда англичане подарили государю Александру Павловичу стальную блоху, футляр для неё они не дали, сказав, что он бриллиантовый, казённый. Платов возмутился этим, ведь государь им миллион дал за то, что такую блоху изготовили, и в подарок они её преподнесли государю, а футляр не дают. Но государь велел Платову не портить ему политику и велел выплатить англичанам деньги и за футляр.
Справедливый Платов взял «мелкоскоп» (микроскоп), через который только и видна была блоха, положил себе в карман. Он сказал англичанам, что «он сюда же принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».
После смерти Александра Павловича шкатулка, где был футляр с блохой, досталась его брату, ставшему императором, Николаю Павловичу. Никто не знал, что это за стальная блоха, откуда она. Старый донской казак Платов явился к государю и объяснил, что блоха из Англии, а «мелкоскоп», в который можно её разглядывать, у него имеется. Он посоветовал государю не удивляться этой иностранной работе, а показать её тульским мастерам — не смогут ли они превзойти англичан. Государь Николай Павлович поручил Платову ехать на тихий Дон, посмотреть, как живут казаки и преданы ли они государю, а по дороге заехать в Тулу к мастерам. Сказал государь Платову передать мастерам, что он надеется, «что они никого не хуже».
Платов выполнил поручение государя, а когда заподозрил, что блоха осталась такой же, как была, рассердился, схватил одного из оружейников, косого левшу, и привёз в Петербург, чтобы там его допытать, что они сделали с блохой.
Платов был храбрый человек, «никакого в свете неприятеля не пугался», а перед императором струсил: хотел его занять разговором о донских казаках, думая, что он о блохе не вспомнит. Но император спросил, превзошли ли тульские мастера английских. Платов ответил, что они ничего удивительного не смогли сделать.
Когда левша показал императору, что блоху он с другими мастерами подковал, справедливый Платов подарил ему 100 рублей и попросил прощенья за то, что его «за волосья отодрал». Узнав, что император посылает левшу вместе с курьером в Англию, чтобы англичанам показать подкованную блоху, Платов перекрестил левшу и сказал: «Пусть над тобою будет благословение».
Император Александр Павлович (Александр I)
Император Александр Павлович был любознателен, в заграничной поездке интересовался разными иностранными изделиям и производствами, и всё ему нравилось, всем он восторгался. Но донской казак Платов постоянно говорил, что и в России всё это есть не хуже иностранного. Государь же считал, что иностранцы в мастерстве превзошли русских.
Император Николай Павлович (Николай I)
Император Николай Павлович — унаследовал русский престол после смерти своего брата Александра Павловича.
Он ценил мастерство и смекалку русского народа и был уверен, что русские мастеровые более умелые, чем английские. Государь «никакому иностранцу уступать не любил». Поручил он Платову, чтобы велел тульским мастерам показать стальную блоху, чтобы они над ней подумали и показали, что они не хуже тех мастеров, которые её сделали.
Когда Платов доложил императору, что тульские мастера ничего не смогли сделать с блохой, тот не поверил этому. После того, как он узнал, что левша с товарищами блоху подковал, государь очень обрадовался и велел везти ему блоху в Англию, чтобы англичане увидели мастерство русских мастеров.
Полшкипер
Полшкипер (искажённое «подшкипер», то есть помощник шкипера) — моряк с английского корабля, на котором левша возвращался из Англии в Россию. Этот моряк умел говорить по-русски. Левша ему понравился тем, что, несмотря на непогоду, всё время сидел на палубе. Он похвалил левшу и предложил выпить.
Напились они, и полшкипер спросил левшу, какой он секрет от Англии везёт в Россию, но тот ответил: «Это моё дело». Тогда полшкипер предложил держать пари: в одиночку не пить, пить ровно, кто кого перепьёт, тот и выиграет. Левша согласился. До того они допились, что обоим черти стали видеться. Никто из них пари не выиграл. В Петербурге англичанина повезли «в посланнический дом на Английскую набережную». Там его привели в себя лекарь и аптекарь.
Протрезвев, полшкипер побежал искать левшу. Нашёл он его в больнице для бедных. Левша сказал, что ему «два слова государю непременно надо сказать». Добрый полшкипер побежал к графу Клейнмихелю и стал возмущаться, что левша лежит в больничном коридоре на полу: «Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Но англичанина выгнали, «чтобы не смел поминать душу человечкину». Добрался он по чьему-то совету, до донского казака Платова. Тот сказал, что он уже «отслужился» и что его сейчас уже не уважают, и посоветовал идти к коменданту Скобелеву. Пошёл добрый полшкипер к коменданту и рассказал о болезни левши. Тот послал к левше доктора Мартын-Сольского.
Доктор Мартын-Сольский (Мартын Дмитриевич Сольский, доктор медицины)
Когда по велению коменданта Скобелева доктор Мартын-Сольский приехал к левше в больницу, тот уже умирал и смог только внятно выговорить, чтобы сказали государю, что ружья англичане кирпичом не чистят, чтобы и у нас не чистили, иначе они не будут годиться для стрельбы. Добросовестный, ответственный доктор доложил об этом графу Чернышёву, «чтобы до государя довести», а граф закричал на него, чтобы не вмешивался в военные дела, так как «в России на это генералы есть».
Граф Чернышёв (военный министр)
Граф Чернышёв был грубым, безответственным и неумным человеком. Он не понял важности слов левши, которые передал ему доктор Мартын-Сольский, и не передал их государю. Когда в Крымскую кампанию стали ружья заряжать, увидели, что пули в них болтаются, так как стволы расчищены кирпичом. Когда доктор Мартын-Сольский напомнил Чернышёву о левше, тот грубо ему ответил, чтобы не совался не в своё дело, иначе он скажет, что ничего от доктора о ружьях не слышал, — и доктору и достанется.
Законное место хранения
Подкованная блоха: где можно увидеть?
Ещё со школьной скамьи многие знают занимательную повесть Николая Лескова о славном мастере Левше, который смог подковать блоху. Точное название этого произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Подкованная блоха стала микроминиатюрой замечательного мастера 20-го столетия Николая Алдунина. Конечно же, вдохновлён на такую работу умелец был творением Николая Лескова.
Как Левша блоху подковал
Тульский край издавна славится оружейным делом. Так вот легенда о кузнеце Левше прославляет тульских мастеров. Сюжет повести Лескова смешивает в себе реальные события с выдуманными. Действие легенды происходит примерно в 1815 году. Однажды, совершая путешествие по Европе, император Александр I заглянул и в Англию. Там он смог понаблюдать за различными диковинками, среди которых была танцующая стальная блоха. Царь купил диковинку и привёз её в Россию.
Прошло несколько лет, император умер, а на престол взошёл Николай I. Чтобы объяснить суть заморского чуда, во дверец был приглашён донской казак Платов, сопровождавший когда-то Александра I в европейском турне. Так вот Платов и заявил, что русские зодчие могут сделать творение не хуже англичан.
После этого Платову было поручено государем посетить тульских умельцев и заинтересовать их в создании своей диковинки в ответ англичанам. Среди трёх умельцев оказался и кузнец по прозвищу Левша. Платов отдал блоху мастерам и попросил сотворить нечто необычное.
Что же придумали тульские умельцы. Через некоторое время оказалось, что они смогли каждую ногу блохи подковать меленькими подковками. Император смог убедиться в этом с помощью «мелкоскопа».
Во дворце все были восхищены, а Левшу наградили поездкой в Европу. Он должен был доставить в Англию своё творение и продемонстрировать умение мастеров из Тульского края. Так подкованная блоха стала символом тульского края. Судьба Левши была трагичной, вскоре он умер после чрезмерного принятия спиртного.
Прототипы Левши
Существует версия, что не было такого кузнеца из Тулы. Нет никаких доказательств того, что существовала такая подкованная блоха. Скорее всего, эта версия была придумана самими людьми. Но некоторые учёные считают, что у Левши были прообразы.
Краткие сведения о Сергее Николаевиче Алдунине
На сегодняшний день подкованная блоха действительно существует, а вместе с ней множество и других шедевров в виде микроминиатюр. Автором этих творений является Николай Сергеевич Алдунин (1956 г.). Он был уроженцем Ворошиловградской области и прожил совсем короткую жизнь. На тот свет Николай Сергеевич ушёл всего в 53 года. В первую очередь он запомнился как подковавший блоху мастер.
Ещё с детства он интересовался металлами и изделиями из них. Он имел практические навыки слесаря, токаря, освоил секреты металлообработки. Больше всего он запомнился своими микроминиатюрами, изготовленными под микроскопом. Сегодня мастера уже нет в живых, он прожил всего 53 года, умер в 2009 году.
Работа над известной миктоминиатюрой
Однажды к нему пришла идея доказать, что прославление Лесковым тульских мастеров было ненапрасным. Алдунин решил подковать блоху. Подготовка к работе длилась два года, а сама микроминиатюра готовилась три месяца. Всё проводилось под микроскопом. Работал мастер в основном ночью. Сначала он изготовил подковки, затем гвоздики. В итоге этими гвоздиками мастер подковал. Каждое своё действие Алдунин проделывал между ударами сердца. Вот так получилась подкованная блоха. Фото микроминиатюры можно увидеть ниже.
Другие работы умельца
После удачно проделанной работы с блохой Алдунин решил полностью посвятить себя работе с маленькими миниатюрами. Одна из них называется «Караван верблюдов». Она выполнена из золота в игольном ушке. В микроскопе можно увидеть караван из семи верблюдов и три пальмы.
Николай Сергеевич смог сделать несколько миниатюр на рисовых зёрнах. Так он выгравировал портрет А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, два обручальных кольца и надпись «Совет да любовь» из золота.
Ещё нескольких работ было сделано на разрезе яблочного зерна. Одно из таких изделий – «Останкинская телебашня». Шедевром является маленькая модель танка из золота. Также Алдунин смог сделать российский рубль размером всего в 0,88 мм.
Сергей Николаевич считал, что для создания миниатюр нужна особая философия и психология. На первом месте в выполнении его работ стояли красота и изящество. Гармония и любовь к себе, миру, хорошее настроение – залог успеха известного умельца.
Где хранится подкованная блоха
Знаменитые мастера-умельцы
Сегодня в России живут несколько умельцев, которые возрождают народные традиции и воплощают в реальность невероятные легенды.
В Екатеринбурге живёт мастер Юрий Деулин. Изготавливать необычные изделия стало его мечтой ещё с детства. Будучи школьником Юра из кости смог выточить балалайку, к которой даже прикреплялись струны. Изделие парня было помещено в школьный музей. На сегодняшний день Юрий стал профессиональным мастером. Из его рук выходят неповторимые и оригинальные экспонаты.
Микроминиатюра увлекла также художника и архитектора из Омска Анатолия Коненко. Свою работу он также начал с того, что подковал блоху. Сегодня мастер хранит уже целую коллекцию своих изделий. Среди них – маленький кузнечик, играющий на скрипке. Уникальным является поезд, двигающийся по железной дороге (композиция размещена на человеческом волоске).
Удивительными изделиями может похвастаться умелец из Сибири Владимир Анискин. Его работы просто покоряют. На срезе макового зёрнышка он умудрился сделать аэродром, на котором поместил 20 самолётов. В его арсенале также присутствует подкованная блоха из стали и платины.
В России не забыли о своих талантливых умельцах, в Санкт-Петербурге открыт музей микроминиатюры «Русский Левша». Посетители с помощью увеличительных устройств могут рассматривать чудесные экспонаты.
Книга рекордов «Левша»
Писателем Н. Лесковым был создан прекрасный образ Левши как выразителя народного характера. Это имя уже стало нарицательным и символизирует предприимчивых русских людей с особой хваткой, всегда добивающихся своей цели. Не зря в России создали Книгу рекордов под названием «Левша». В неё попадают знаменитые люди, прославившие страну в тех или иных областях жизни.
Что такое блоха в рассказе левша
Обложка первого издания. 1882 г. С авторской
надписью.
А
Ажидация — соединение существительных: ажитация (волнение, возбуждение — от франц. agitation) и ожидание.
Аболон полведерский — вместо: Аполлон Бельведерский (знаменитая древняя статуя, хранящаяся в Риме, в Ватикане).
Алексей Федотов-Чеховский — священник таганрогской соборной церкви, у которого перед смертью исповедовался Александр I.
Аничкин мост — . от Аничкина моста из противной аптеки. — то есть из аптеки против Аничкова моста (на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки).
Афон — На святом Афоне. — Афон — полуостров в Греции, на котором было множество монастырей и скитов, в том числе русских.
«Ай люли — се тре жули». — Cest très joli (франц.) — это очень мило.
___________________
Б
. благородным бы сделал. — «Благородный» — здесь в значении: дворянин.
Безрассудок — соединение слов: предрассудок и безрассудство.
. Бобринского завода. — Рафинадный завод графа А. А. Бобринского существовал в местечке Смела Киевской губ. с 30-х годов XIX века.
боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи. — вместо: и чудотворные иконы я мироточивые (якобы источающие благовонное миро) главы и мощи.
Бойло — . с бойлом — с боем, с побоями.
Буфта — вместо: бухта.
Буреметр — соединение слов: барометр и буря.
Бюстры — соединение слов: бюсты и люстры.
___________________
В
Вавилоны — извилистые узоры, вычуры.
Валдахин — вместо: балдахин.
Венский совет — Александр I играл главную роль на Венском конгрессе 1814—1815 гг.
Венский конгресс 1814—1815 гг. — общеевропейская конференция, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами, и были определены новые границы государств Европы. В конгрессе, проходившем в Вене с сентября 1814 по июнь 1815 года под председательством австрийского дипломата графа Меттерниха, участвовали представители всех стран Европы (кроме Османской империи).
Верояция — вместо: вариация (форма классического или характерного танца, построенная на прыжковых или пальцевых движениях, длящаяся одну-две минуты).
Восход — . при восходе его. — то есть в начале царствования.
___________________
Г
Грабоватый — вместо: горбатый.
Грандеву — вместо: рандеву (франц. rendez-vous — любовное свидание).
Граф Кисельвроде — граф Нессельроде Карл Васильевич (1780—1862), в 1822—1856 годы — министр иностранных дел.
___________________
Д
. дансе танцевать. — Danser (франц.) — танцевать; здесь в значении какой-то танцевальной формы.
Дванадесять язык — двенадцать народов. Этим выражением часто обозначалась армия Наполеона.
. «два девяносто верст». — то есть 180 верст.
Двухсестная — соединение слов: двухместная и сесть.
. до рижского Динаминде. — Дюнамюнде, с 1893 года Усть-Двинск, ныне Даугавгрива — порт в устье Западной Двины.
Долбица умножения. — Долбица — соединение слов: таблица и долбить.
__________________
Е
Ерфикс (франц. air fixe — твердый вид) — отрезвляющее средство, подбавляемое к воде.
__________________
Ж
Жуков табак. — В 20—50-е годы большой популярностью пользовались трубочные табаки петербургской фабрики Василия Жукова.
___________________
З
Зуша — река, на которой стоит город Мценск; приток Оки.
_________________
И
Императрица Елисавета Алексеевна (1779—1826) — жена Александра I.
_________________
К
Казамат — каземат (одиночная камера в крепости).
«Камнесеченная» — высеченная из камня.
. в Канделабрии. — очевидно, вместо «в Калабрии» (Калабрия — полуостров в Италии). Соединено со словом: канделябр (подставка для свечей).
Керамида — вместо: пирамида.
Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе.
Клеветон — соединение слов: фельетон и клевета.
Корешковая трубка — выточенная из корня дерева.
Кунсткамера — собрание редкостей, музей.
курицу с рысью. — вместо: курицу с рисом.
__________________
М
Мантон — то же, что манто, пальто.
Мелкоскоп — соединение слов: микроскоп и мелко Мерблюзьи — вместо: верблюжьи.
. в самый сильный мелкоскоп смотрите. — Тульские мастера до сих пор славятся мелкостью работы. Так, советский мастер-оружейник М. И. Почукаев «уместил свою подпись на одном стебельке орнамента шириной всего в 0,1 мм; она видима только в сильную лупу».
Молво — сахар молво. — В 10—20-х годах XIX века в Петербурге был сахарный завод «коммерции советника и кавалера» Я. Н. Мольво.
Мортимерово ружье. — Г. В. Мортимер — английский оружейник конца XVIII века.
Мурин — негр.
__________________
Н
Непромокабль — вместо: непромокаемый плащ (соединение русского слова «непромокаемый» с окончанием французского прилагательного).
Нимфозория — соединение слов: инфузория и нимфа.
. на руках какие-то ногавочки. Совсем точно обезьяна-сапажу — плисовая тальма. — Ногавки — носки. Сапажу — род обезьян с коротким густым мехом. Тальма — длинная накидка без рукавов. Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.
«Нощию» — ночью.
___________________
О
Обухвинская больница — вместо: Обуховская. См. подробнее.
Озямчик — азям, крестьянская верхняя долгополая одежда.
___________________
П
Парат — . на холодном парате. — Парат — вероятно, вместо парадное крыльцо.
Парей — вместо: пари.
Плезирная трубка (фр. plaisir – удовольствие) – здесь вместо: клистирная трубка.
Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.
Подлекарь — лекарский помощник, фельдшер.
Полшкипер — вместо: подшкипер — помощник шкипера.
. под презент сядет. — Презент (подарок) здесь вместо: брезент.
Пубель — очевидно, вместо: пудель.
Публицейские — соединение слов: публичные и полицейские.
Свистовые — соединение слов: вестовые и свист.
Святитель Мир-Ликийских. — Николай «чудотворец» (IV в.) был архиепископом в городе Миры в стране Ликии (в Малой Азии).
. Сестрорецк Сестербеком звали. — В географических книгах XVIII и начала XIX века Сестрорецк, а также река Сестра, на которой он стоит, носят названия: Сестербек; Систербек, Сестрабек, Сестребек.
Симфон — вместо: сифон (бутылка с краном для газированной или минеральной воды).
Складень — складная икона, писанная на двух или трех створках.
Студинг — соединение слов: пудинг и студень.
Сугиб — сгиб.
__________________
Т
Тальма — длинная накидка без рукавов.
Твердиземное море — вместо: Средиземное.
Трепетир — Часы с трепетиром. — Трепетир — соединение слов: репетир (механизм в карманных часах, отбивающий время при нажатии особой пружины) и трепетать.
Тугамент — вместо: документ.
___________________
У
Укушетка — вместо: кушетка.
___________________
Ф
Форейтор — верховой кучер на передней лошади при запряжке цугом.
___________________
Ч
Часы с трепетиром. — Трепетир — соединение слов: репетир (механизм в карманных часах, отбивающий время при нажатии особой пружины) и трепетать.
__________________
Щ
Щиглеты — вместо: штиблеты.