что такое бизнес симуляция своими словами
Бизнес-симуляция
Бизнес-симуляция — интерактивная модель экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к соответствующей реальной экономической единице (подразделение предприятия, предприятие, отрасль, государство).
Бизнес-симуляция имеет образовательную цель: получение участником соответствующих навыков и компетенций. Это качественно отличает её от других программных продуктов, в частности экономических игр, которые в большинстве своем относятся к сфере развлечений.
Интерактивный характер бизнес-симуляций предоставляет широкие возможности участникам получать и развивать свои первичные навыки и компетенции по управлению компанией: построение стратегий, решение тактических и операционных заданий — то есть научиться делать всё то, что можно усвоить только в практической деятельности.
Бизнес-симуляция широко используется как метод обучения в системе образования западного образца, в частности в университетах и в бизнес-школах, не только для обучения студентов, но и для обучения руководителей.
Содержание
История
Первой формой применения каких-либо симуляций в обучающих целях был игровой процесс. Из истории известно, что в Китае около 3 000 лет до н. э. для военных тренировок применялась специальная игра-симулятор. Этот симулятор был подобен шахматам.
Повышение интереса к бизнес-симуляциям в академических кругах подпитывалось следующими факторами [6] :
Ларсен и Ломи [7] описывают изменения, которые произошли в сущности бизнес-симуляций. Они заявляют, что до начала 1980-х годов моделирование использовалось для прогноза поведения сменных подсистем разного уровня, начиная от денежных и финансовых показателей компаний до инфляции и безработицы в стране. Они утверждают, что в течение последующих 15-ти лет изменилось отношение к моделированию.
На протяжении длительного периода основной задачей моделирования было прогнозирование экономических показателей. Но в последнее время моделирование стало инструментом, с помощью которого появилась возможность понять проблемы и перспективы отдельного субъекта хозяйствования или даже целого сектора экономики. Моделирование, как инструмент понимания, стало широко использоваться в бизнес — симуляциях. Ларсен и Ломи отметили, что акцент в компьютерных имитационных моделях сместился:
В конце 1990-х годов, среди западных компаний приобрело распространение проектирование и настройка бизнес-симуляций для расширения своих корпоративных программ развития лидерства. Деловые игры часто нацелены на выработку стратегии и развитие деловой хватки. Такие бизнес-симуляции позволяют участникам проверять свои навыки и компетенции в принятии решений, совершать ошибки, исправлять их и делать соответствующие выводы.
Дикинсон и Фариа [8] утверждают, что в США в настоящее время используется более 250 деловых игр, в которых задействовано около 9 000 преподавателей в более чем 1 900 колледжах, которые предлагают бизнес-программы для обучения.
Типы бизнес-симуляций
Бизнес-симуляции могут быть классифицированы по многим признакам. По таксономии Биггса [9] их можно разделить на следующие:
Типы | Описание альтернатив |
Функциональные и целостные | Разработанные для сосредоточения внимания на принятии решения в узкой функциональной области (например: маркетинг, производство, финансы и т.п.) или для имитации деятельности целого предприятия с целью развития навыков высшего уровня управления. |
Конкурентные и неконкурентные | Наличие или отсутствие взаимосвязи между решениями одного участника и результатами других. |
Интерактивные и не интерактивные | Наличие или отсутствие в симуляции роли администратора. |
Отраслевые и общие | Направленные на имитацию экономических процессов отдельной отрасли или на общие экономические процессы. |
Командные и индивидуальные | |
Детерминированные и стохастические | Принятие решения и его результат имеют вероятностный (стохастический) или определённый (детерминированный) характер. |
Степень сложности | Два измерения сложности: 1) сложность экономической модели; 2) наличие выбора сложности в симуляции. |
Период времени моделирования | Размер периода, который выбран для моделирования. Например: квартал, день, год и т.д. |
Сценарий симуляции
В бизнес-симуляции сценарий развивается в искусственно созданной среде, и участнику предлагается сделать индивидуальное или командное обоснованное решение о том, как действовать в конкретной ситуации. Чаще всего существует несколько альтернатив, при этом выбор является составляющим элементом так называемого «дерева решений», на основании которого принимаются решения. В течение учебного процесса через определённые промежутки времени обеспечивается обратная связь.
Математическое моделирование в бизнес-симуляциях
Бизнес-симуляция с точки зрения математики — это модель, которая имеет свои входные и исходные данные. Входными данными для математической модели симуляции являются решения участников, которые имеют цифровое выражение. А исходными — результат обработки этих решений специальными алгоритмами, которые имитируют реальные экономические процессы.
Моделирование экономических процессов в бизнес-симуляциях может охватывать как глобальный уровень, так и уровень предприятия или даже его отдельные структурные подразделения.
Для упрощения интерактивной связи между математической моделью и участником создаётся специальный графический интерфейс, который на интуитивном уровне обеспечивает понимание исходных данных модели, а также структуры логических процессов.
Использование бизнес-симуляций в обучении
Бизнес-симуляции в наше время широко используются в учебных целях. Свидетельством этого является включение их в учебный процесс многих высших учебных заведений.
Возможность использования бизнес-симуляций в обучении тесно связано с появлением в западной педагогике концепции «learning by doing», что переводится как обучение действием или обучение практикой.
Бизнес-симуляция является одной из самых эффективных образовательных технологий, поскольку позволяют участникам получать навыки, компетенции и практический опыт в процессе обучения. Именно поэтому они широко используются в учебном процессе многих университетов и бизнес-школ мира.
Имитационные игры на основе бизнес-симуляций имеют ряд преимуществ:
Бизнес-симуляции в украинской образовательной системе
В начале 90-х годов в странах бывшего Советского Союза начали изучать и применять на практике модели общественной жизни западного образца, в том числе и модели образования. Впервые использование бизнес-симуляций, как метода обучения, на территории Украины было зафиксировано в 1995 году, когда при содействии и под контролем украинской бизнес-школы Международный институт менеджмента (МИМ) в городе Киеве были внедрены первые учебные бизнес-симуляции.
БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ. Старый новый формат.
Коллеги, хочу поговорить с Вами о технологии оценки и развития персонала, которая, как мне кажется, не получила достойного признания и широкого применения в HR-практике. Я говорю о бизнес-симуляциях.
Я сам занимаюсь разработками бизнес-симуляциями как для целей оценки персонала (в структуре ассесмент-центров), так и для развития сотрудников. Однако общаясь со многими коллегами, у меня сложилось впечатление, что к данной технологии относятся либо скептически, либо с некоторым непониманием.
В своем кратком обзоре мне бы хотелось осветить ключевые особенности бизнес-симуляций, цели их применения в бизнесе и некоторые особенности разработки. Буду рад услшать мнения коллег, вопросы и, быть может, собственный опыт использования бизнес-симуляций.
Бизнес-симуляция (моделирующая игра, business simulation) – это современная технология оценки и развития персонала, основанная на моделировании реальных бизнес-процессов, максимально приближенных к условиям конкретной Компании, и позволяющая участникам в искусственных условиях приобрести опыт решения сложных управленческих задач.
Цели применения в бизнесе:
Существуют две основные цели использования бизнес-симуляций в Компаниях:
Оценка персонала. С помощью бизнес-симуляции можно получить точную оценку уровня развития менеджерских навыков сотрудника, его умения анализировать ситуацию, расставлять приоритеты в задачах, выстраивать эффективное взаимодействие с другими участниками бизнес-процессов и принимать взвешенные, экономически выгодные решения.
Развитие персонала. Бизнес-симуляция представляет собой уникальный тренажер для развития управленческих качеств и бизнес-мышления сотрудников. Максимальная приближенность содержания моделирующей игры к реальным условиям и бизнес-процессам Компании, позволяет ее участникам в учебном формате потренироваться в решении сложных управленческих задач, организации эффективного межфункционального взаимодействия и научиться принимать обоснованные менеджерские решения.
Виды бизнес-симуляций
Все моделирующие игры можно разделить на две большие группы:
Стандартные бизнес-симуляции (моделируют типовые бизнес-процессы)
Адаптированные бизнес-симуляции (разработанные с учетом особенностей Компании-заказчика и максимально точно отражающую реальность конкретного бизнеса, его ключевые задачи, проблемы и возможности)
Стандартные бизнес-симуляции сравнительно дешевле и доступнее для Компании, чем адаптированные, которые требуют больших временных и материальных затрат. В то же время, адаптированные симуляции отличаются более глубоким обучающим и развивающим эффектом, за счет своей специфичности и тонкой настройки на бизнес заказчика.
Существуют несколько видов бизнес-симуляций:
компьютерные симуляции предполагают, что участники работают с компанией в формате компьютерной программы и управляют ею, сидя за монитором компьютера;
в настольных симуляциях Компания и все бизнес-процессы отображаются в виде карты и фишек на столе участников;
бизнес-симуляция может быть также представлена в виде предприятия в миниатюре, с имитацией основных технологических и бизнес-процессов.
В последнее время возрос спрос на использование бизнес-симуляций, моделирующих кризисную ситуацию в Компании. Это отличная возможность в безопасных условиях отработать навыки менеджеров Компании в области антикризисного управления и потренироваться в принятии эффективных решений в условиях повышенного риска.
Суть технологии
Бизнес-симуляция предоставляет каждому участнику прекрасную возможность попробовать себя в управленческой роли и оценить свою эффективность в принятии сложных стратегических решений. Главная цель симуляции, как правило, состоит в том, чтобы эффективно организовать деятельность Компании, выстоять в конкурентной борьбе, обеспечить успешное развитие своего бизнеса, рост прибыли и, в итоге, увеличить стоимости Компании.
Симуляция требует от участников серьезной концентрации внимания, так как часть работы отведена анализу рынка, его тенденций, определению внутренних и внешних проблем Компании, планировании стратегии и тактики решений и т.п. Для достижения успеха, участнику необходимо понять внутренние особенности Компании, выделить ее сильные стороны, возможности и ограничения. Помимо этого, принимая управленческие решения, приходится учитывать интересы и потребности других участников, которые представляют собой руководителей структурных подразделений Компании, ее клиентов, а иногда и конкурентов.
Являясь командной формой работы, бизнес-симуляция обеспечивает высокий уровень эмоциональной вовлеченности участников, которые целиком погружаются в игровую среду и ориентированы на достижение высоких результатов. Это позволяет каждому проявить свои лидерские и коммуникативные навыки, организаторские способности.
Ключевая особенность бизнес-симуляций заключается в использовании уникального алгоритма обучения. Здесь нет теории. Сначала участники погружаются в проблемную ситуацию и пробуют решить ее с помощью имеющихся у них знаний, навыков и ресурсов. Когда они сталкиваются с тем, что существующих возможностей не хватает для решения задачи, они начинают самостоятельно искать новые способы действий, запрашивать дополнительную информацию. В этот момент происходит подлинное обучение и развитие, человек должен прочувствовать ценность нового знания через собственный опыт проб и ошибок. Только в отличие от реального бизнеса, в симуляции цена этих ошибок не настолько высока.
Бизнес-симуляция не завершается чьей-то победой или поражением. Она всегда завершается определенным результатом и полученным участниками опытом. Именно командный результат и опыт каждого анализируется ведущим по завершении основной части игры. Подведение итогов является не менее важной частью бизнес-симуляции, чем сама игра. От качества этой работы зависит то, насколько глубокий развивающий эффект получит каждый участник.
Особенности разработки и проведения бизнес-симуляций
Процесс разработки бизнес-симуляции «с нуля» является достаточно длительным и затратным процессом. Необходимо четко определить цели и задачи, которые будет решать бизнес-симуляция. Затем важно правильно выделить ключевые бизнес-процессы, которые будут моделироваться в игре. Это требует тесного сотрудничества разработчика с представителями со стороны заказчика, людьми, которые являются экспертными лидерами в описываемых бизнес-процессах. Также необходимо выделить пилотную группу из числа сотрудников Компании, которые будут участвовать в тестировании новой разработки, определяя области, которые требуют доработки. В среднем, процесс разработки оригинальной бизнес-симуляции занимает около 6 месяцев.
Использование готовых стандартных решений позволяют сэкономить временные и материальные затраты. Минусы типовых бизнес-симуляций можно нивелировать за счет дополнительной адаптации структуры игры под бизнес-реальность заказчика. Этот процесс занимает в среднем, 2-3 месяца.
И, наконец, можно использовать готовые бизнес-симуляции без дополнительной адаптации. В этом случае, существует риск, что полученный в ходе игры опыт будет сложно использовать в реальной практике из-за различия в специфике игровых и реальных бизнес-процессов. Минимизировать этот риск можно за счет профессионализма ведущего при подведении итогов игры, когда полученные участниками выводы и способы решений будут анализироваться применительно к текущей реальности Компании и ее особенностям. Это может помочь участникам понять, как полученный в ходе игры опыт, знания и навыки использовать при решении практических задач на своем рабочем месте.
С уважением и наилучшими пожеланиями, (с) Игорь Беспалов.
Готов обсуждать. 🙂 Использовали ли Вы бизнес-симуляции в своей практике? Если да, какие задачи решали и насколько успешно?
Приходилось ли Вам разрабатывать симуляции? Если да, то на какую тему и что было самым сложным в разработке?
Что такое бизнес симуляция своими словами
В ходе симуляции пользователь проходит мини-игры, где требуется проанализировать ситуацию, решить, какие задачи важно выполнить в первую очередь.
В конце симуляции выводятся метрики, которые показывают, как человек справился с заданиями. Среди них — средний чек, маржа, потери и списания, товарооборот и уровень клиентского сервиса.
2. Обучить без рисков для компании. В ходе симуляции пользователи выполняют задания, благодаря которым учатся:
Представьте ситуацию: для руководителей дополнительных офисов «Газпромбанка» вышел новый «Стандарт менеджмента». Чтобы его эффективно внедрить и показать, как следование «Стандарту» влияет на работу, мы разработали бизнес-симуляцию.
Задача пользователя — выполнить ежемесячный план продаж и набрать максимум баллов по разным показателям. Чтобы достичь цели, нужно грамотно планировать задачи на день, анализировать текущие показатели, изучать информацию о сотрудниках и планах продаж, решать реальные бизнес-кейсы.
Вот другие проекты, которые показывают, какие конкретные задачи можно решить с помощью бизнес-симуляций:
— Обучение стажеров и ввод в должность новых менеджеров. Благодаря симуляции сотрудники «Юлмарт» видят, как работает склад, и быстрее вливаются в работу.
— Отработка управленческих навыков в безопасной среде. В жанре пошаговой стратегии руководители гипермаркетов OBI учатся управлять персоналом, продажами и сервисами, логистикой, администрацией.
— Управление экономикой металлургического предприятия. Цель симуляции — помочь студентам ВУЗа научиться управлять производственным процессом.
1. Позволяют отработать полученные знания и навыки в безопасных условиях. В ходе игры пользователь принимает решения и видит их последствия, которые никак не повлияют на реальную компанию.
2. Собирают о пользователях данные, которые помогают выявить пробелы в знаниях. В конце игры можно изучить полученную информацию, а в некоторых симуляциях еще и рекомендации для дальнейшего развития.
3. Максимально вовлекают и мотивируют пользователей пройти обучение до конца. Это происходит за счет того, что бизнес-симуляция разрабатывается под конкретную компанию и поэтому повторяет привычную среду для пользователя, который, в свою очередь, понимает, как может влиять на компанию и приносить ей пользу. Это мотивирует продолжать обучение.
1. Разработка бизнес-симуляции стоит дороже и занимает больше времени, чем создание электронных курсов. На стоимость и сроки исполнения влияет объем работы, которую нужно провести, чтобы создать игру. Мы писали о том, как создаются бизнес-симуляции. Если коротко, то сначала исследуются задачи клиента, затем — работа и бизнес-процессы в его компании. Так появляется основа будущей симуляции.
После подготовительной работы мы составляем техническое задание. В нем описываем будущих пользователей симуляции и список навыков, которые нужно развить или оценить. Кроме этого, в задании описываем технические ограничения. Например, устройства, на которых симуляция должна работать.
Когда техническое задание готово, мы начинаем разрабатывать концепцию. В ней описываем, какие будут основные экраны, сюжет, фабула, механизмы тестирования и оценки прогресса пользователя, игровые механики, инструменты вовлечения, основной игровой и учебный циклы.
После этого приступаем к реализации. Мы оцениваем сроки, пишем код, разрабатываем дизайн и готовим тексты. Каждая задача проходит несколько итераций. Чтобы сделать бизнес-симуляцию, нужна большая команда и несколько месяцев работы. Из этого складывается бюджет на разработку.
2. Бизнес-симуляции подходят не для всех задач. Для крупной компании, которой нужно обучать управленцев, бизнес-симуляция, скорее всего, будет лучшим решением. Малому бизнесу нет смысла тратить миллионы, чтобы обучить небольшой штат сотрудников. Для их задач есть более подходящие форматы, например, электронные курсы, о которых мы рассказывали ранее.
Чем бизнес-симуляция отличается от бизнес-игры и как ограничено ее применение
Автор : Константин Тютюнов, эксперт по методикам обучения, геймификации и бизнес-симуляторам Русской Школы Управления
Симуляции являются одним из способов моделирования реальных процессов в бизнесе. Например, можно протестировать идею открытия региональных складов для розничной сети. Для этого в большом зале ставятся столы с сотрудниками, которые имитируют работу региональных магазинов, складов и даже поставщиков. На основе данных прошлых периодов о поставках, со стола на стол передается, что-то имитирующее товар, идет обмен упрощенными заявками, накладными и даже деньгами. В такой симуляции можно за час смоделировать месяц работы реальной логистической цепи с разным количеством и региональным расположением складов. В итоге появится понимание наиболее оптимальной конфигурации, типичных проблем в работе, требований к бизнес-процессу и многое другое. Иногда для симуляции используют компьютеры и виртуальные расчеты. Бывает, что вся симуляция идет на специальном ПО под управлением бизнес-аналитика.
Нередко бизнес-симуляции используют для разработки решений по развитию компании. Участники стратегической сессии делятся на бизнес-единицы, поставщиков, клиентов, регулирующие органы. Формулируются интересы и базовые правила поведения каждого участника, а потом они имитируют реализацию какого-нибудь проекта, внедрения нового сервиса или просто несколько лет «совместной жизни». В результате появляются сценарии будущего, лучшее понимание причин решений ключевых стейкхолдеров, скрытые движущие силы событий.
Кроме анализа бизнес-систем для рискованных или очень ответственных решений, симуляции активно используют для обучения новых сотрудников
Например, на заводах Опель есть специальные цеха, где новички собирают упрощенные деревянные модели автомобилей, изучая не только сам процесс сборки, но и правила получения сменных заданий, отчетов о выполненной работе, способ выхода из нештатных ситуаций. Все, что пригодится, когда их пустят в реальный цех. Симуляции используются в начальном обучении и повышении квалификации пилотов, водителей, операторов сложного и опасного оборудования. В некоторых компаниях их применяют для обучения офисных работников, больше связанных с «бизнес задачами». Ведь работа с деньгами, живыми клиентами и контрагентами не менее ответственна для компании, чем, например, пилотирование самолета.
Думаю, что уже заметно сходство описанного с детскими играми, имитацией жизни взрослых. Собственно от детских игр это отличается только серьезностью предмета – «бизнес-темы». И, наверное, где-то тут лежит ключевое отличие бизнес симуляции от игры. Если в игре нет фана и азарта, то она превращается в очень серьезную симуляцию. А если в симуляцию добавить азарт и фан, немного упростить, то это уже игра. Как правило, игры значительно проще, чем симуляции по правилами и организации. Ну и часто название «игра» применяют, чтобы не напугать потенциальных участников страшным словом «симуляция».
Чем ограничено применение бизнес-симуляции
Симуляция будет полезна, если понимать механику и закономерности реального процесса, подобрать и точно рассчитать средства их моделирования. А бизнес-процесс — вещь далеко не простая. По этой причине, симуляции чаще всего проходят по отработанным известным сценариям. И набор таких сценариев не сказать, что очень велик. Количество умелых организаторов симуляций довольно ограничено: в Русской Школе Управления мы потратили не один месяц, чтобы найти на российском рынке нескольких действительно стоящих специалистов по бизнес-играм. Если за реализацию какой-то игры/симуляции берется новичок, то нередко она проваливается. То, что в книге или со стороны казалось простым, вдруг не работает и участники ведут себя «неправильно». Участники домучивают сценарий до конца и с облегчением разбегаются.
Для симуляции требуется время, люди, пространство и оборудование. Не всегда удается позаимствовать все это у реального бизнеса, даже на краткий срок. А ее ведь не только прогнать нужно, но и подготовить. На симуляции, для получения всей пользы, нужны организаторы, участники и наблюдатели. По итогам симуляции может понадобиться анализ результатов и подготовка отчета.
Когда я решил разработать симуляцию по довольно известной «пивной игре» — думал, что все будет довольно просто. В нее играют уже более полувека. Но мне потребовалось четыре группы «подопытных студентов» и полгода испытаний, чтобы разобраться и отработать ее. Потом я узнал, что обычно в эту игру играют на 2 порядка проще, и именно так она и задумывалась. А некоторые «хитрецы» заменяют живые решения участников на таблицы случайных чисел. И симуляция превращается в поучительный рассказ лектора. Но зато теперь у меня в арсенале есть сложнейшая по внутренней механике и разнообразию бизнес-аспектов симуляция. И я пока не встречал ничего подобного. Год назад я решил повторить «подвиг», и сделать новую симуляцию, но не смог выделить время и найти достаточное количество «подопытных кроликов» для отработки механики. Вот и лежит полусырая симуляция «в столе».
Важная особенность многих вариантов симуляций это то, что они как и реальная жизнь подчиняются вероятностным законам. Т.е. симуляция именно в ваших прогонах может воплотить крайне маловероятное событие. И не всегда удается понять, что в реальной жизни такое вряд ли произойдет. В одной из симуляций я использую колоду карт для имитации изменений производительности труда работника. И бывало такое, что из колоды подряд доставались одни тузы. Конечно, участники смеются и учитывают необычность такого явления. Даже в такой ситуации можно сделать поучительные выводы, но и риск получить ошибочный ориентир остается.
Но наверное, самое большое ограничение – это нежелание взрослых людей играться даже в простые игры-симуляции. «Мы что в театре?», «У нас работа стоит, а тут эти игрушки». Просто обучение, даже скучное, нормально и привычно, а вот деловая игра уже — «ерунда какая то». Большое многодневное совещание с переливанием из пустого в порожнее — это нормально, а симуляция этапов выполнения проекта уже глупость. Как обычно, многое упирается в привычки и стереотипы.
Достоинство и недостатки бизнес-симуляции, как инструмента развития персонала
На занятиях я люблю озадачить участников вопросом: как давно у вас была тренировка по ключевому для вашей работы навыку? Не использование на практике, неполучение объяснения коллеги — как делать, не чтение книги на эту тему, не участие в «тренинге», а именно тренировка. Многократное повторение базового действия для лучшего его понимания, освоения, выработки наиболее эффективного способа исполнения. Чаще всего, профессиональную тренировку вспомнить не может никто. Ну, разве что персонал отделов продаж.
У спортсменов тренировка занимает до 80% профессиональной деятельности и лишь оставшиеся 20% — показ мастерства на соревновании. Именно это позволит быть конкурентным на соревновании.
В бизнесе ситуация не просто обратная, чаще всего тренировки отсутствуют в принципе. И сотрудники вынуждены повышать мастерство только «на поле», на живых клиентах, принимая решения о реальных деньгах. Очевидно, что симуляция реальных процессов позволит создать обстановку для тренировок. И рост мастерства тут же станет заметен (и все огрехи).
По результатам симуляции вполне могут быть приняты и серьезные кадровые решения. «Все понарошку», но организатор (наблюдатель, шеф) может отметить, что сотрудник, например, не имеет ключевой компетенции для своей должности, проявляет явно вредные для работы личные качества и т. п. Парадоксально, но в реальной работе это может быть не заметно, например, из-за очень долгого цикла работ и позднего получения обратной связи. Ошибочное решение или невыполнение важного действия может стать понятным через недели или месяцы. И уже не понятно, кто ошибся и почему. А в симуляции все циклы обратной связи быстры и наглядны.
Ну и не стоит забывать, что симуляция – это все-таки «понарошку», и то, что легко исполняли в игровой ситуации, в реальном процессе может поставить сотрудника в ступор из-за банального волнения. Помните, что на одних симуляциях профессионалов не воспитать, им нужно давать реальную и ответственную работу, и быть лояльными к возможными ошибкам.