что такое биток в бильярде

Терминология в Бильярде

Данный словарь терминов бильярда будет полезен для начинающих бильярдистов и для тех, кому приходится общаться с заядлыми бильярдистами, поскольку данная категория граждан нередко переносит терминологию любимой игры в обычную жизнь. Многие слова взяты из официальных терминов, многие пришли из блатной «фени». Они довольно часто употребляются, потому их следует знать каждому любителю бильярда.

Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.

Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».

Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.

Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.

Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.

Вестись – поддаваться на заманивание, исполнение, развод. Например, в фильме «Цвет денег» в эпизоде «два брата и незнакомец» бармен повелся, сказав «Ставлю тысячу!».

Выгон – смежная с домом зона бильярда.

Вырез лузы – определенный вырез в игровой поверхности стола, являющийся частью лузы.

Губа лузы – скошенная часть борта, являющаяся частью лузы.

Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.

Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.

Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.

Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.

Зайцы – два стушеванных шара.

Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заманивать – создавать на столе такую игровую ситуацию, при которой соперник вынужден совершать какие-либо действия, на первый взгляд, выгодные для него, а на самом деле, выгодные тому, кто заманивает. Например, поставить биток так, чтобы соперник вынужден был играть очевидный целый шар, при том, что расклад для полосатых шаров намного выгодней, либо после этого шара нет продолжения серии

Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.

Застрял в «губах» – шар, остановившийся в самом растворе лузы.

Засаживать – проигрывать (см. также сливать, сдавать).

Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.

Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.

Исполнять – совершать различные неспортивные действия с целью повлиять на игру соперника. К классическим приемам исполнения относятся: разговоры с соперником «под руку», намеливание своего кия перед трудным ударом соперника, переспрашивание о заказе в случае очевидных шаров, советы сопернику как играть, и многое другое.

Карамболь – два последовательных соударения шаров.

Катрбан – отражение шара от четырех бортов.

Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.

Кладка – падение в лузу прицельного шара.

Коридор лузы – расстояние от середины створа лузы до ее выреза.

Король – так на сленге называется бильярдист, играющий один против двух игроков.

Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.

Лох – любитель бильярда с невысоким уровнем игры.

Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.

Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.

Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.

Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.

Нажим – один из запрещенных ударов.

Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.

Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.

От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.

Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Перескок – способ удара.

Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.

Пистолетом – способ игры одной рукой.

Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.

Положить – отправить биток в лузу.

Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.

Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.

Прицельный шар (чужой шар или шар-мишень) – любой шар, кроме битка.

Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.

Пропих – один из запрещенных ударов.

Прямой шар – ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.

Проставить (поставить) – выиграть деньги у кого-либо. Звучит как «поставить на деньги».

Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.

Резка – смещение точки прицеливания в сторону от центра прицельного шара. Правильная резка – основа хорошей кладки. От того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.

Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.

Свой (биток) – 1) шар, по которому наносят удары кием; 2) ненумерованный шар, отличающийся от остальных шаров разметкой или цветом.

Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.

Сдавать – проигрывать. Нередко употребляется в значении «намеренно проигрывать». Например, «сдать одну-две партии в сете чтобы соперник не соскочил».

Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.

Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.

С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов.

Смазать шар – не положить в лузу легкий шар

Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.

Створ лузы – минимальное расстояние между губами лузы.

Стойка – позиция игрока у стола.

Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.

Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.

Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».

Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.

Триплет – отражение шара от двух бортов.

Труабан – отражение шара от трех бортов.

Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков).

Турняк – толстый конец кия.

Туш – всякое прикосновение к другому шару.

Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.

Фол – любое нарушение правил.

Фукс (дурак) – шар, упавший неожиданно.

Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.

Штос – вид удара.

Источник

«ОСНОВЫ ИГРЫ»

«Давайте я на примере. Вы приходите в школу боевых искусств и спрашиваете, с чего начать. Вам отвечают, со стойки и затем перемещений. Показывают даже. Вот, говорят, начинайте.

Что скажет большинство? Скажут — что за фигня? А как же я завалю врага одним ударом, так чтобы ноги выше головы взлетели? Стойка и перемещения мне в этом не помогут. Да. Но вы же спрашивали, с чего начать? Вот с этого.

Ну и чем вам поможет ответ С ЧЕГО НАЧАТЬ? Заранее известно, что скажут большинство. Ну это фигня. Ты мне секреты, секреты давай. Да все уже известно, нет никаких секретов.

Прицельный глаз

что такое биток в бильярде. Смотреть фото что такое биток в бильярде. Смотреть картинку что такое биток в бильярде. Картинка про что такое биток в бильярде. Фото что такое биток в бильярде

Перед тем, как учиться игре на бильярде (и не только) следует определить какой глаз у вас прицельный. У многих такой вопрос даже не возникает, — «…целюсь левым/правым глазом потому, что так удобнее…». В большинстве случаев так оно и есть и тот глаз, которым целятся и есть прицельный. Известно, что у одних людей прицельный глаз правый, у других — левый, а есть люди, у которых оба глаза прицельные. Определить прицельный глаз очень просто (см. рисунок).

Положите мел на дальний короткий борт стола. Сами же встаньте у переднего короткого борта и, держа оба глаза открытыми, укажите указатель-ным пальцем на мел и сфокусируйте на нем взгляд. Закройте левый глаз. Если ваш указательный палец продолжает указывать на мелок, значит у вас правый глаз прицельный. Чтобы окончательно убедиться в этом, закройте правый глаз, и вы увидите, что ваш указательный палец указывает совсем не на мелок. Соответственно если при закрытом правом глазе вы верно указываете, а левом нет, то у вас прицельный глаз левый. Если же ваш палец лишь незначительно отклонится вправо или влево от мелка (в зависимости от того, какой глаз закрыт), значит у вас оба глаза прицельные.

Истинная точка прицела

что такое биток в бильярде. Смотреть фото что такое биток в бильярде. Смотреть картинку что такое биток в бильярде. Картинка про что такое биток в бильярде. Фото что такое биток в бильярде

При выполнении ударов по прицельным шарам необходимо выбрать так называемую истинную точку прицела. Представим себе линию, проходящую через середину лузы, А до центра играемого шара (см. рисунок). Точка М (помечена красным цветом), расположенная на стороне этого шара, обращенной в обратную от лузы сторону, и является истинной точкой прицеливания, так как именно в ней необходимо соприкосновение обоих шаров для того, чтобы прицельный шар оказался в лузе. Для облегчения нахождения этой точки можно прикинуть кием, т. е. поцелить в лузу один играемый шар, а потом уже целить «своего» в найденную точку. Но так обычно поступают начинающие игроки. Опытные спортсмены одним взглядом безошибочно определяют точку прицеливания и наносят точные удары.

Бриллиантовая система

что такое биток в бильярде. Смотреть фото что такое биток в бильярде. Смотреть картинку что такое биток в бильярде. Картинка про что такое биток в бильярде. Фото что такое биток в бильярде

Существуют различные системы, использующие так называемые бриллианты — особые отметки на бортах (поручнях) бильярдного стола. Ниже описана наиболее широко используемая система — «Пять в углу» или просто «Бриллиантовая система».

что такое биток в бильярде. Смотреть фото что такое биток в бильярде. Смотреть картинку что такое биток в бильярде. Картинка про что такое биток в бильярде. Фото что такое биток в бильярде

На практике не существует единой, «универсальной» стойки для игрока на бильярде. В зависимости от вашего телосложения, высоты стола и вида игры разные игроки принимают ту или иную стойку. Главное запомнить несколько основных моментов:

1) Стойка должна быть сбалансированной. Это важно, поскольку при нанесении хорошего удара ваше тело должно быть как можно более неподвижным. Двигаться должна лишь ваша рука в плоскости бильярдного стола. Поставьте ноги так, чтобы равномерно распределить вес тела. Нагрузка в стойке должна приходиться только на ноги, рука на столе, служащая упором для кия, не должна быть нагружена.;

2) Ваше предплечье должно быть перпендикулярно плоскости стола. Угол в 90 градусов должен сохраняться и при нанесении удара. Не должно быть никакого бокового движения вашей руки. Это основа хорошего прямого удара;

4) В стойке и при ударе кий должен находиться параллельно плоскости бильярдного стола (за исключением отдельных ударов). Таким образом, в зависимости от вашего роста высота стойки может варьировать.

Источник

«УРОКИ РУССКОГО БИЛЬЯРДА»

Предлагаем вашему вниманию несколько уроков и упражнений, которые позволят вам существенно повысить класс игры за довольно короткий промежуток времени (к примеру, за 20 часов).

Разрешите для начала напомнить значение некоторых бильярдных терминов для того, чтобы мы в дальнейшем уверенно понимали друг друга.

Игровое поле бильярдного стола содержит в себе два одинаковых квадрата.

Первая и третья точки бильярда находятся в центре каждого из этих квадратов. Вторая точка бильярда расположена в центре бильярдного стола.

Часть игрового поля, расположенная между коротким бортом стола и первой точкой, называется домом.

что такое биток в бильярде. Смотреть фото что такое биток в бильярде. Смотреть картинку что такое биток в бильярде. Картинка про что такое биток в бильярде. Фото что такое биток в бильярде

Мысленно проведите линию, соединяющую два длинных борта и проходящую при этом через первую точку бильярда. Эта линия называется границей дома.

Ставим два шара — «свой» на первую и «чужой» на третью точки бильярда.

«Чужим» называется шар, в который вы собираетесь попасть «своим» шаром.

Хотели бы вы научиться играть в русский бильярд за 20 часов?

Если ответ — да, ставим цель: «научиться ирать в русский бильярд за 20 часов».

Теперь давайте приступим к её достижению.

Задача на первый час: забить 15 шаров за наименьшее количество ударов.

Запомните, а лучше запишите:
1. Сколько всего шаров вы забили за этот час.
2. Сколько ударов вам потребовалось для того, чтобы забить все шары с одной пирамиды — 20, 30, 50?

Позволяет почувствовать «размер удара», его точность, а также определить возможности конкретного стола, на котором вам предстоит играть.

Вариант № 1.

Задача на второй час: попробуйте несильным ударом подкатить «свой шар» как можно ближе к «чужому».

Оценка «Отлично» (5 баллов) — если вам удалось дотронуться «своим» шаром до «чужого» и при этом не сдвинуть «чужой» шар с места.

Оценка «Хорошо» (4 балла) — если после удара шары остановились в положении, когда расстояние между ними меньше, чем диаметр шара.

Оценка «удовлетворительно» (3 балла) — если расстояние между шарами больше, чем диаметр шара.

Вариант № 2.

«Свой» шар ставится в любую точку дома, которая вам нравится.

Задача на третий час: подкатить «свой» шар на тех же условиях, но только от противоположного вам короткого борта. То есть «свой» шар сначала должен коснуться борта и только потом подкатиться как можно ближе к «чужому» шару.

Система оценок та же, что и варианте № 1.

Вариант № 3.

«Свой» шар ставится в любую точку дома, которая вам нравится.

Задача на четвёртый час: подкатить «свой» шар на тех же условиях, но только от двух бортов. То есть «свой» шар сначала должен коснуться одного борта, затем второго и только потом подкатиться как можно ближе к «чужому» шару.

Система оценок та же, что и варианте № 1.

Данное упражнение также можно выполнять как разминку.

Рекомендуем научиться набирать наибольшее количество баллов после (сильного) разбития пирамиды, скатив в результате все шары в одну кучу, но затратив при этом минимальное количество ударов.

Также из этого упражнения можно сделать тренировочную игру. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков.

В прошлом уроке мы с вами рассмотрели упражнение «подкат», позволяющее прочувствовать «размер» удара. Начинающие игроки, как правило, мало задумываются об этом. Более того, масса любителей со стажем, играющие на протяжении многих лет понятия не имеют, что такое размер удара и для чего это нужно.

В бильярде существуют такие понятия, как «выход» и «отыгрыш».

Позвольте напомнить, что это такое:

«Выход» — это умение (навык) после очередного результативного удара выкатить биток на позицию, с которой «забитие» следующего шара не представляет существенных трудностей.

«Отыгрыш» — это постановка битка после удара в позицию, наименее благоприятную для партнера. Есть игроки, которые только благодаря высокой технике отыгрыша, легко выигрывают у партнера, который превосходит их в умении забивать шары в лузы.

В серьезной игре одного умения хорошо забивать шары мало. Хорошая «кладка» — штука не постоянная, как и ваше настроение. Сегодня она просто «супер!», а завтра может случиться так, что ее не будет вовсе. Исходя из этого, вдумчивый игрок может выбирать стратегию и тактику игры в зависимости от того, «в ударе» он сегодня или нет.

Однако о стратегии и тактике игры, мы с вами поговорим чуть позже.

Если вы не умеете владеть «своим» шаром, то понятия «выход» и «отыгрыш» вам не пригодятся.

Следующее упражнение позволяет приобрести навыки владения своим шаром. Это упражнение так же помогает еще более закрепить чувство «размера удара» без которого, как я уже говорил, невозможен грамотный выход или отыгрыш.

Ставим «чужой» шар на третью точку бильярда. Биток («свой» шар) ставим в любое место в «доме».

Задача на пятый и шестой час: битком попасть в «чужой» шар так, чтобы «чужой» после удара по нему битка, отразившись от одного или двух бортов, пересек линию «дома» и остался в «доме».

Биток должен остановиться в районе третьей точки. Ну или хотя бы для начала на той половине стола, где находится третья точка. Идеальное выполнение удара, когда шары просто меняются местами.

Далее все повторяется снова. Шар находящийся после удара в районе третьей точки остается там, где он остановился и на третью точку уже не ставится.

Если у вас получится:

15 раз подряд — оценка «отлично»!
10 раз подряд — оценка «хорошо».
5 раз подряд — оценка «плохо».

Удар не засчитывается, если:

1. Чужой шар после удара остановился вне дома.
2. Свой шар после удара возвратился и остановился в доме.
3. Один из шаров упал в лузу.

Источник

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РУССКОГО БИЛЬЯРДА

1. Разметка бильярдного стола.

2. Используемые шары.

Стандартный набор из шестнадцати бильярдных шаров: пятна­дцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: на цветном шаре без номера может быть нанесена разметка в виде линий или точек.

3. Биток и прицельные шары.

4. Соударение битка с прицельным шаром.

5. Игра после нарушения.

6. Розыгрыш начального удара.

7. Исходная расстановка шаров.

8. Положение шара.

Положение шара определяется положением его центра.

9. Дом и линия дома.

9.1. Линия дома не является частью дома.
9.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

10. Введение битка в игру (начало игры).

10.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
10.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует ис­пользовать цветной шар.
10.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п.10). Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
10.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 13).
10.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

12. Начало и завершение удара.

14. Касание ногой пола.

15. Запрещенное касание шаров.

16. Запрет двойного удара.

17. Запрет пропиха.

18. Правильно завершенный удар.

20. Правильно и неправильно забитые шары.

20.1.Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
20.2.Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 12), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
20.3. Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 12), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, счита­ется забитым правильно.
Примечание. Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был пра­вильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
20.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
20.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

21. Шар на краю лузы.

22. Выскочивший шар.

22.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
22.2.Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращает­ся на игровую поверхность.
22.3. Если биток выскакивает за борт, налага­ется штраф. За выскочивший за борт прицельный шар штраф не налага­ется.
22.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

23. Выставление шаров.

24. Вмешательство постороннего.

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства по­стороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игро­ка, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра про­должается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключе­ние света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пира­миды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 11). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.7.

25. Вмешательство в игру соперника.

26. Штрафы.

27. Отложенный штраф.

28. Лимит времени.

29. Перерывы.

29.1. В течение матча каждый из спортсменов имеет право на один пятиминутный перерыв. При игре в «Длинную американку» перерыв игрок имеет право взять только на «своем» ударе. Дополнительный перерыв перед контровой партией предоставляется, если матч проходит до 4-х и более побед (московская классика). Если спортсмен не воспользовался перерывом до контровой партии, то он теряет право на дополнительный перерыв.
29.2. При трансляции матча на ТВ в прямом эфире перерыв возможен только с разрешения судьи у стола.
29.3. При игре на ТВ столе на спортсмена, опоздавшего после 5-ти минутного перерыва, налагается штраф в размере 50-ти долларов США за каждую минуту опоздания.
29.4. Спортсмен не имеет право покидать стол и останавливать игру без весомых причин, и без разрешения судьи у стола (или соперника, если игра ведётся без судьи у стола).

30. Серия с кия.

31. Неспортивное поведение.

31.1. Участники соревнований обязаны соблюдать принципы честной и корректной спортивной борьбы, а также соблюдать нормы поведения по отношению к другим участникам, официальным лицам и зрителям.
31.2. Судья обязан пресекать факты неспортивного поведения следующими санкциями:
— замечание;
— предупреждение;
— объявление поражения в партии или встрече;
— отстранение от участия в соревнованиях.
31.3. Примененные санкции отмечаются в протоколе.
31.4. В случае отстранения спортсмена от участия в соревнованиях стартовые взносы возврату не подлежат.

32. Заказ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *