что такое бисквит в фарфоре
Что такое «бисквитный фарфор»?
Фарфоровые изделия – изделия из благородной и совершенной керамики на основе смеси каолина, различных сортов глины, кварца и полевого шпата. Фарфор – высокопрочный материал белого цвета, с отсутствием пористости, выдерживающий термические и химические нагрузки. На изломе фарфор остается белым и однородным. Если вспомнить фарфоровые изделия, посуду или статуэтки, наших бабушек, то, в основном, они покрыты глазурью. Бисквитный фарфор глазурью не покрывают, его поверхность остается матовой. Приставки «бис-» и «би-» в слове «бисквитный» означает «два», т.е. в названии фарфора можно «проследить» технологию его изготовления – двукратный обжиг. Современная технология производства бисквитного фарфора, чаще всего, исключает вторичный обжиг.
Впервые бисквитный фарфор появился во Франции. Благодаря его пластике, теплоте и матовой шелковистой поверхности, скульпторы смогли создать тонкие и прекрасные произведения искусства. Появление бисквита и привлечение к изготовлению из него фарфоровых изделий французского художника Буше позволило сформироваться особому стилю французской фарфоровой пластики. Начиная со второй половины 18 века, французскую фарфоровую моду задает севрская керамика, выпускаемая с 1756 г. мануфактурой в г. Севре. Мастера этой мастерской умело работали как с глазурованным, так и с бисквитным фарфором. Отличительным элементом их произведений был цветочный декор – необыкновенной красоты корзины, букеты, цветочные венки и гирлянды радовали глаз, как тонких знатоков фарфорового искусства, так и простых обывателей. Уровень мастерства севрских мастеров, достигнув высот фарфоровой пластики, позволил создавать истинные произведения искусства, ставшие их визитной карточкой. Начиная с эпохи Классицизма, бисквитный фарфор находит в широкое применение в интерьере, как элемент мебельных изделий, в настольных скульптурных фигурах и группах, посудных рельефах и парадных сервизах.
По своим характеристикам бисквит не подходит для изготовления посуды – удобнее мыть глазурованные поверхности, чем матовые. Зато этот вид мягкого фарфора более востребован в художественных целях: из тонированного бисквита изготавливают лица и тела фарфоровых кукол.
Что нужно знать о старинных бисквитных детских фигурках
Эта статья будет посвящена детским фигуркам, изготовленным из бисквитного фарфора в период с 1850 по1950гг.
Необходимость в данной статье появлялась в связи с тем, что в последнее время мы наблюдаем в интернете огромное количество предложений фигурок мануфактур братьев Heubach за 50-100 долларов, которые ничего общего с истинными фигурками Heubach не имеют, а так же для того, чтобы вы понимали, разбирались и делали разумные покупки.
Мы, основываясь на немногочисленные источники различных исследователей антикварных фигурок и кукол, решили написать несколько важных отличий и самых основных категорий детского бисквита.
В этой статье мы будем, прежде всего, говорить о немецких фигурках и частично затрагивать фигурки, изготовленные в Японии. Надо понимать, что японские фигурки, в массе своей, стоят дешевле, нежели фигурки немецких производителей, и основное отличие в цвете бисквитного фарфора: он имеет скорее желтый цвет, нежели розовый, как у немецких производителей.
Ниже мы перечислим основные немецкие компании, которые занимались производством бисквитных фигурок, изображающих людей:
— Alt, Beck, Gottschalk,
— Johann Christian Eberlein
— Koch & Fisher Dornheim
Хочется отметить, что зачастую, производители подражали друг другу и одинаковые сюжеты можно находить у разных производителей, однако очевидными будут различная детализация и возможно вариация по размерам фигурок, например:
— фигурки мальчика с кроликом и девочки с голубями, 33 см;
— вариации фигурок Heubach, так называемые «Piano baby», различных размеров;
— парные фигурки детей со сломанными игрушками, в шляпках, 40 см и многие другие…
Многие фигурки сейчас производятся по старинным молдам, однако не все антикварные дилеры указывают, что это реплики.
В дальнейшем мы перечислим основные фигурки, которые сейчас на рынке и которые являются репродукциями антикварного старого бисквита. Безусловно, только вам решать, приобретать подобные фигурки или нет, но вы должны отдавать себе отчет, что эти фигурки стоят дешевле и они не редкие, как многие фигурки, относящиеся ко второй половине 19 века первой половине 20 века. То есть реплик антикварных фигурок, изготовленных по старинным молдам в массе своей, предлагаемых на рынке, больше.
Несмотря на то, что маркировка носит очень важный характер, тем не менее многие фигурки не маркированы. Отсутствие маркировки не должно пугать коллекционера. Как истинный ценитель и собиратель антиквариата, он, прежде всего, должен обращать внимание на качество бисквитного фарфора, детализацию и проработку фигурки.
Несомненно, клеймо это один из показателей того, что перед вами находится оригинал своего времени, хотя подчеркну, что в целях выдать желаемое за действительное – встречаются и подделки клейм. В качестве рекомендации, можем посоветовать – приобретая фигурку, оценивайте ее комплексно, не руководствуясь наличием или отсутствием клейма. Смотрите на все нюансы фигурки: цвет бисквита, его вес – насколько он легкий, на детализацию, и на цену, в том числе.
Наивно полагать, что продавец, торгующий на «блошке» не один десяток лет, продаст за три копейки фигурку, которую он без проблем может продать на аукционе за бОльшую сумму.
Так же из общей информации можно отметить то, что зачастую фигурки темнокожих детей ценятся больше ввиду своей редкости, а так же фигурки, относящиеся к спортивной категории.
Heubach. 20в «Dark secret»
Под спортивной категорией, особо ценящимися колликционерами, мы понимаем – теннис и гольф. Их стоимость изначально на порядок выше.
Парные бисквитные фигурки «Игра в теннис» Gebruder Heubach (1820-1945гг)
Относятся к фигуркам спортивной тематики, которая высоко ценится коллекционерами
Бисквит (фарфор)
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Бисквит (фарфор)» в других словарях:
фарфор — а; м. [тур. farfur из перс.] 1. Искусственно приготовляемая минеральная масса из высокосортной глины с различными примесями, идущая на выделку различных изделий. Китайский ф. Ваза из фарфора. Сервиз из ломоносовского фарфора. Зубы, как ф. (очень… … Энциклопедический словарь
Бисквит — Ломтик лимонного бисквита … Википедия
БИСКВИТ — (франц. biscuit, от лат. bis дважды, и coctus вареный). 1) род легкого печенья. 2) фаянсовые или фарфоровые изделия белого матового цвета, не покрытые ни эмалью, ни живописью, в подражание белому мрамору; также изделия с двойным обжиганием.… … Словарь иностранных слов русского языка
бисквит — печенье, париан, фарфор Словарь русских синонимов. бисквит сущ., кол во синонимов: 3 • париан (2) • печенье … Словарь синонимов
ФАРФОР — (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур), плотный водо и газонепроницаемый керамический материал, обладающий высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами. Получают обычно спеканием… … Современная энциклопедия
ФАРФОР — (тур. farfur fagfur, от перс.), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата,… … Большой Энциклопедический словарь
Бисквит (тип фарфора) — Бисквит, непокрытый глазурью фарфор. С середины 18 в. из Б. выполняли настольные скульптурные группы к дворцовым сервизам в Германии (см. Мейсенский фарфор), позже ‒ в России, Франции, Дании. Лучшие фигуры и скульптурные композиции из Б.… … Большая советская энциклопедия
БИСКВИТ — (французское biscuit), 1) непокрытый глазурью фарфор. С середине 18 в. из бисквита изготовляли скульптурные группы к сервизам, статуэтки. В минералогии бисквит применяется для диагностирования минералов по цвету оставляемой на нем черты (т.е. по… … Современная энциклопедия
Бисквит — (французское biscuit), 1) непокрытый глазурью фарфор. С середине 18 в. из бисквита изготовляли скульптурные группы к сервизам, статуэтки. В минералогии бисквит применяется для диагностирования минералов по цвету оставляемой на нем черты (т.е. по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Как создать украшения из фарфора?
Как работать с самым хрупким материалом и что такое бисквит расскажет Ксения Олейниченко, дизайнер необычных ювелирных украшений.
3 November 2011 года
Ксения Олейниченко, графический дизайнер по образованию, работая в тандеме с Ирой Фрид основала свой собственный проект ювелирных украшений Biscuit из бисквитного фарфора. Неглазурованный, с матовой бархатистой поверхностью, он наилучшим образом демонстрирует изящество формы вне цвета.
Почему вы выбрали именно фарфор в качестве основного материала для работы?
Фарфор я выбрала исключительно из-за его особых качеств. Нам он известен по большей части из-за посуды: он легкий, в тонких местах прозрачный, обладает удивительным звуком. Чаще всего его покрывают глазурью в практических целях, чтобы не забивалась грязь, глазурованные вещи легче мыть. Однако глазурь скрывает рельефы, прячет тонкие моменты формы от наших глаз. Именно поэтому я остановилась на бисквитном фарфоре и принципиально решила не использовать цвета. Для меня белый цвет всегда был самым притягательным и загадочным, а здесь он удивительно работает в тандеме с формой и лучше показывает все тонкости: изгибы, рельефы, трещинки.
К тому же фарфор — это такое место встречи разных стихий, и готовая вещь — это символ единства земли, воды, воздуха и огня. Фарфоровая масса состоит из каолина, кварца, полевого шпата — элементов, добытых из земли. Вода используется для замеса гипса при снятии форм и в большом количестве нужна при работе. Воздух участвует в сушке отлитых форм перед обжигом, я не использую сушильный шкаф, сушка происходит естественным образом. Отлитые фарфоровые объекты проходят обжиг (огонь) при большой температуре для получения плотности и прозрачности.
Как происходит ваш рабочий процесс?
Способ производства классический — это литье, им пользуются и при производстве посуды, и для изготовления декоративных объектов. С модели снимается гипсовая форма, в которую заливается шликер, затем отлитый объект обжигается при высокой температуре, вкратце все происходит так.
Пробовали ли вы еще какие-нибудь материалы? Почему вы остановились пока на фарфоре?
Сейчас я работаю и с металлом и с фарфором, это абсолютно два разных материала. Не исключаю, что в будущем появится что-то новое, но пока тема фарфора не исчерпала себя. Металл требует к себе применения силы, фарфор же требует больше внимания и деликатности, мне это близко.
Какие примеры для подражания вы выбрали для себя, кем вдохновляетесь, чем интересуетесь?
Приготовлением здоровой еды, изучением энергий, буддизмом, природой. И фарфор, надо сказать, гармонично вписывается в такой круг интересов.
Если говорить о еде, я никогда не любила готовить. Но когда поняла, что в моих силах сделать еду не только вкусной, но и полезной — все в корне изменилось. Производство фарфора очень похоже на приготовление пищи: венчиком замешиваем гипс, как тесто, разминаешь мягкий фарфор, а жидкий — отливаешь в формы. Возможно, и название проекта появилось из ассоциаций с едой.
Что такое «бисквитный фарфор»?
Фарфоровые изделия – изделия из благородной и совершенной керамики на основе смеси каолина, различных сортов глины, кварца и полевого шпата. Фарфор – высокопрочный материал белого цвета, с отсутствием пористости, выдерживающий термические и химические нагрузки. На изломе фарфор остается белым и однородным. Если вспомнить фарфоровые изделия, посуду или статуэтки, наших бабушек, то, в основном, они покрыты глазурью. Бисквитный фарфор глазурью не покрывают, его поверхность остается матовой. Приставки «бис-» и «би-» в слове «бисквитный» означает «два», т.е. в названии фарфора можно «проследить» технологию его изготовления – двукратный обжиг. Современная технология производства бисквитного фарфора, чаще всего, исключает вторичный обжиг.
Впервые бисквитный фарфор появился во Франции. Благодаря его пластике, теплоте и матовой шелковистой поверхности, скульпторы смогли создать тонкие и прекрасные произведения искусства. Появление бисквита и привлечение к изготовлению из него фарфоровых изделий французского художника Буше позволило сформироваться особому стилю французской фарфоровой пластики. Начиная со второй половины 18 века, французскую фарфоровую моду задает севрская керамика, выпускаемая с 1756 г. мануфактурой в г. Севре. Мастера этой мастерской умело работали как с глазурованным, так и с бисквитным фарфором. Отличительным элементом их произведений был цветочный декор – необыкновенной красоты корзины, букеты, цветочные венки и гирлянды радовали глаз, как тонких знатоков фарфорового искусства, так и простых обывателей. Уровень мастерства севрских мастеров, достигнув высот фарфоровой пластики, позволил создавать истинные произведения искусства, ставшие их визитной карточкой. Начиная с эпохи Классицизма, бисквитный фарфор находит в широкое применение в интерьере, как элемент мебельных изделий, в настольных скульптурных фигурах и группах, посудных рельефах и парадных сервизах.
По своим характеристикам бисквит не подходит для изготовления посуды – удобнее мыть глазурованные поверхности, чем матовые. Зато этот вид мягкого фарфора более востребован в художественных целях: из тонированного бисквита изготавливают лица и тела фарфоровых кукол.