что такое биомеханика в медицине
Биомеханика: как работает наше тело
К любой технике есть инструкция, если ее не соблюдать – техника сломается. К нашему телу тоже есть инструкция?
Если мы начинаем ходить неправильно, что происходит?
В нашем теле все мышцы парные, то есть в одном движении задействованы две мышцы. Если какая-то мышца, ослабев, выключается из ежедневной деятельности, то ее функцию в поддержании положения тела частично берёт на себя вторая мышца-синергист. Наступает мышечный дисбаланс, а далее происходит цепная реакция и перестройка всего тела по типу «слабость-перенапряжение», приводящая к возникновению хронических болей в спине.
Какие причины приводят к мышечному дисбалансу?
Какие могут быть последствия мышечных дисбалансов?
В это время организм пытается компенсировать неполадки, «подстраивается» под ситуацию, меняя работу всего организма. Процесс длится годами и примерно в 35-40 лет заходит в тупик. Начинают проявляться хронические боли, протрузии, грыжи, заболевания суставов. И эти изменения касаются не только опорно-двигательного аппарата, также нарушается сон, появляются головные боли и хроническая усталость.
Возможно ли исправить эти изменения, повернуть их вспять?
Распутать этот клубок проблем с каждым годом становится сложнее, дороже и занимает больше времени. Поэтому мы рекомендуем проходить диагностику раз в год, начиная с 18 лет. Часто я встречаю людей, которым врачи рекомендуют массаж, медикаментозное лечение, иглоукалывание, физиопроцедуры. И только в конце списка стоит лечебная физкультура (ЛФК). В большинстве случаев люди выполняют первые пункты, боль уходит, но через какое-то время возвращается снова. Это закономерно, ведь процедуры устраняют только симптом мышечного дисбаланса (боль), а не истинную причину.
Как нужно действовать правильно?
Лекция по ПМ04 МДК04.02. Биомеханика (эргономика) тела медсестры и пациента.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Безопасная больничная среда
Биомеханика в сестринской практике
Студент должен знать:
виды режимов двигательной активности пациента;
определение биомеханики, основные ее правила;
правильную биомеханику при различных положениях тела пациента и медицинской сестры в покое и при движениях;
различные виды положения пациента в постели (на спине, на боку, на животе, в положениях Фаулера и Симса);
помощь пациенту при изменении положения тела;
методы снижения риска травм позвоночника у медсестры;
методы снижения травм у пациента с нарушением двигательной активности.
отрицательное воздействие на организм дезсредств, облучения, анестезирующих газов, стрессов,
технику безопасности и меры предосторожности при выполнении манипуляций и подготовке к ним.
Студент должен уметь :
убедить пациента в необходимости соблюдения назначенного режима;
собрать необходимую информацию о пациенте и обсудить план совместных действий с пациентом и коллегами перед выполнением транспортировки и перемещений пациента;
применить правила биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медсестры с целью предотвращения травм позвоночника;
осуществить безопасное перемещение пациента и оказать ему помощь в изменении положения в постели.
Защитить себя от вредных воздействий различных факторов.
Вопросы для самоподготовки
Охарактеризуйте виды режимов двигательной активности.
Назовите цели назначения постельного режима.
Приведите примеры возможных проблем обездвиженного пациента.
Дайте определение понятия «биомеханика».
Перечислите причины, по которым медсестре необходимо знать и уметь применять правила биомеханики в своей деятельности.
Назовите основные правила биомеханики.
Опишите эффект Вальсальвы и постуральный рефлекс.
Перечислите возможные физиологические положения пациента в постели. Охарактеризуйте их.
Опишите способы перемещения пациента в постели одной или двумя медсёстрами.
опишите способы перемещения из положения «лёжа в кровати» в положения «сидя в кровати» и «сидя на стуле (в кресле)».
Дегенеративно-деструктивные изменения межпозвоночного диска
Напряжение мышц, обусловленное той или иной позой
Повышение реактивной чувствительности
Действие на плод, вызывающее врождённые дефекты (уродства)
Расстройство ритма работы сердца и ухудшение кровообращения сердечной мышцы при натуживании на высоте вдоха
Появление «шума в ушах», головокружения, слабости, возможна даже потеря сознания, при быстром изменении положения тела
Вещества, вызывающие различные аллергические реакции
Вещества, нейтрализующие сенсибилизаторы, снимающие аллергические реакции
Вещества вызывающие развитие злокачественных опухолей
Постоянство внутренней среды организма
Неспецифическая физиологическая и психологическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование
Термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры)
Процессы, благодаря которым человек сохраняет равновесие своей внутренней и окружающей среды. Уровень стресса/адаптации зависит от характера стрессора и степени его воздействия на повседневную деятельность человека
фактор, вызывающий состояние стресса;
фактор, вызывающий изменения во внутренней среде человека и/или в окружающей среде.
Факторы, негативно влияющие на здоровье медицинской сестры
Безопасность необходимо обеспечить не только пациентам и их близким, но и сестринскому персоналу, осуществляющему уход как в условиях различных лечебных, социальных учреждениях, так и на дому.
Сестринский персонал должен знать об опасных факторах, оказывающих влияние на их здоровье.
К основным факторам, негативно влияющим на здоровье медицинских работников, относятся:
физическая нагрузка, связанная с перемещением тяжестей, в том числе и пациента;
токсичные вещества, в том числе дезинфицирующие и некоторые фармакологические средства;
стресс и психологические перегрузки.
В условиях стационара медсестре часто приходиться осуществлять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребности «двигаться».
Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестринском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.
Потребность «двигаться» может быть нарушена в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограничивает двигательную активность врач, который стремиться предотвратить возможное ухудшение состояние больного человека в связи с чрезмерной для него физической нагрузкой.
Возможные проблемы обездвиженного пациента:
риск развития пролежней;
риск дыхательных нарушений (нарушение дренажной функции бронхов и застойных явлений в лёгких);
риск нарушения мочевыделения (образования камней в почках и инфицирование мочевых путей);
риск снижения аппетита;
риск изменений в опорно-двигательном аппарате (контрактур суставов и гипотрофии мышц);
риск травмы в результате падения;
риск нарушения сна;
риск дефицита личной гигиены;
риск дефицита общения.
Запомните! Вероятность возникновения таких проблем значительно выше у пациентов пожилого и старческого возраста.
Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного режима двигательной активности, а также снизить риск возможных травм у медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необходимо знать и соблюдать целый ряд правил.
Многие из этих правил основаны на законах биомеханики.
В самом широком смысле к живым системам относят:
целостные системы, например, человек»
его органы и ткани;
объединения организмов, то есть совершающая совместные действия группа людей.
Все движения человека осуществляются в полном соответствии с законами физики, но биомеханика намного сложнее, чем механика неживых тел.
Движения человека обеспечиваются совместной работой скелета, мышц, вестибулярного аппарата и нервной системы.
Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной системы, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъёмах тяжести, наклонах, в положении сидя, стоя, лёжа, а также при выполнении повседневных жизненных функций.
Медицинская сестра должна быть знакома с правилами биомеханики тела, уметь применять их в своей работе и обучить пациента пользоваться ими для наиболее эффективного удовлетворения потребностей «двигаться» и «избегать опасности».
Сохранить вертикальное положение тела в пространстве человек может только сохранив равновесие. Начинающий ходить ребёнок часто падает, так как учится сохранять равновесие при ходьбе. Позднее он будет сохранять его и при выполнении многих более сложных движений.
Медсестра, осуществляя уход за тяжелобольными пациентами, должна уметь сохранить равновесие собственного тела и тела пациента, чтобы избежать падений и травм, а также уберечь позвоночник от неправильной или чрезмерной нагрузки.
Площадь опоры человека в положении «стоя» ограничена ступнями его ног. Центр тяжести в таком положении находится примерно на уровне второго крестцового позвонка. Если центр тяжести твёрдого тела фиксированная точка, то у человека центр тяжести смещается при изменениях позы, и может в некоторых случаях выйти за пределы площади опоры, что может привести к падению. При работе следует использовать существующие правила биомеханики.
Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.
Равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. В положении стоя этого легко достичь разведением стоп в удобном положении: расстояние между стопами около 30см, одна стопа немного выдвинута вперёд.
Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, т.е. приседанием. Не наклоняйтесь вперёд! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который вам предстоит поднять
Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка, т. е. наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей:
плечи и бёдра в одной плоскости;
суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.
Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность нефизиологического смещения позвонков, особенно в случаях, когда это движение сопровождается подъёмом тяжести. Избегайте резких движений!
Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъём тяжести заменить перекатыванием, поворотом её там, где это возможно.
Кроме выполнения перечисленных правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжение сердечной мышцы (эффект Вальсальвы). При этом появляются «шум в ушах», головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов и при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс).
У тяжелобольного обездвиженного пациента существует риск и другого вида травм. В результате неправильного ухода: длительном сдавлении мягких тканей и их травмах при различных перемещениях пациента, эти травмы способствуют развитию пролежней
Чтобы предотвратить травмы пациента с ограниченной двигательной активностью, следует соблюдать следующие правила:
Объяснить пациенту цель и ход предстоящего перемещения. Оценить возможную степень его участия в предстоящей манипуляции. Объяснить, каких действий вы ожидаете от пациента во время её выполнения.
Пациента легче и безопаснее «перекатить», чем перемещать, приподнимая его над поверхностью кровати.
Когда медсестра поворачивает, передвигает, перекладывает пациента в постели, трение должно быть предельно исключено.
Большая площадь поверхности тела при перемещениях подвергается наибольшему трению. Чтобы снизить трение, необходимо уменьшить перемещаемую площадь. Это достигается в том случае, когда руки пациента будут на шее или на талии медсестры, либо сложены на груди. Если возможно воспользоваться помощью пациента: приподнимаясь над поверхностью постели с опорой на локти и пятки, с помощью медсестры пациент достигнет необходимого положения с наименьшим риском травм мягких тканей.
Чем меньше трение между постелью и телом пациента, тем меньше усилий потребуется медсестре для перемещения и предотвратит травмы позвоночника у медсестры.
Если пациент не в состоянии помочь осуществить необходимое перемещение, обратитесь за помощью к коллеге. Вдвоём или втроём осуществить манипуляцию значительно удобнее и безопаснее. Заранее обсудите с коллегой и пациентом план совместных действий.
Избежать у обездвиженного пациента образование пролежней и некоторых других проблем (контрактур суставов, гипотрофии мышц, образование камней в почках и др.) позволят частые перекладывания, его различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики через каждые 2 часа.
Чтобы придать пациенту удобное, физиологическое положение, предотвратить сдавление тканей, контрактуры суставов, растяжение связок, необходимы функциональная кровать с противопролежневым матрацем и специальные приспособления. К ним относят: достаточное количество подушек подходящего размера; валики из простыне, пелёнок и одеял; специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.
В настоящее время многими фирмами по производству медицинского оборудования выпускают различные виды такого оборудования: матрацы, противопролежневые прокладки, подставки и подушки из природных и синтетических материалов, удобных в применении.
Существуют следующие положения пациента в постели:
Положение Фаулера (полулёжа и полусидя): в кровати с приподнятым под углом 45°
— 60° головным концом.
Положение «на спине»
Положение «на животе»
Положение Симса (промежуточное между положением «лёжа на боку» и «лёжа на животе»).
Известно около тридцати различных технических приёмов правильного перемещения.
Выполняя любое перемещение, медсестре следует:
убедиться в наличии необходимого инвентаря;
вымыть руки, надеть перчатки;
объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения, обсудить с ним план совместных действий. Если необходимо, воспользоваться помощью коллег;
опустить изголовье кровати в горизонтальное положение, отрегулировать необходимую высоту: когда лежащий пациент находится на уровне середины бедра медсестры, ей придётся затратить меньше силы на выполнение манипуляции;
убрать одеяло, переложить подушку в изголовье кровати (это предотвратит вероятность удара пациента головой о спинку кровати при неудачно выполняемой манипуляции);
уложить пациента на спину;
пользуясь правилами биомеханики, переместить пациента в необходимое положение.
Перемещение пациента в постели
Манипуляции повторяются путём неоднократного повторения следующих действий:
Встать у ножного конца кровати, приподняв ноги, переместить их к головному концу, слегка согнув их а коленях.
Подведя одну руку под шею, снизу обхватить ею противоположное от себя плечо пациента. Другую руку поместить под верхнюю часть спины. Приподняв, переместить верхнюю часть тела к изголовью (или краю) кровати. Действия повторять пока не будет достигнут необходимый результат . Перемещайте только «на себя»!
Манипуляции повторяются путём неоднократного повторения следующих действий:
Одна медсестра встаёт у головного конца кровати. Руку, находящуюся ближе к изголовью, подводит под шею, и поддерживает противоположное плечо пациента. Другой рукой поддерживает его сложенные на груди руки.
Другая медсестра встаёт с той же стороны кровати на уровне ягодиц пациента. Подводит руки под его поясницу и бёдра.
Этот способ наиболее опасен для позвоночника медсестры. Выполнять подобные действия втроём более безопасно.
Используется, если пациент в состоянии вам помочь и может присаживаться в постели.
Объяснить и обсудить с пациентом план совместных действий.
Встать в устойчивое положение лицом к пациенту у головного конца кровати с той стороны, где рука и нога пациента менее сильные.
Помочь ему присесть в постели.
Пациент сгибает ногу с противоположной стороны и опирается на стопу и руку (позади себя).
Выполнить «поднятие плечом»: подвести собственное плечо со стороны пациента в его подмышечную впадину, рука пациента опущена на вашу спину. Другой рукой обопритесь на край кровати.
Используется, если пациент в состоянии вам помочь и может присаживаться в постели.
Медсёстры встают лицом к изголовью по разные стороны кровати. Каждая подводит одну руку под плечи, опираясь при «поднятии плечом».
Пациент кладёт свои руки на спины медсестёр.
Медсёстры смыкают руки за запястья под бёдрами пациента, как можно ближе к ягодицам.
Для удержания пациента вдвоём руки сестёр должны быть хорошо зафиксированы. Лучший способ двойной запястный захват. При этом каждая медсестра обхватывает пальцами запястье другой. Захваты только пальцами рук менее безопасны, но пальцы могут расцепиться и пациент может упасть.
Не забудьте учесть правила биомеханики и предотвратить эффект Вальсальвы, чтобы избежать травм и нарушений в работе сердца и сосудов.
Уложить пациента в одно из физиологических положений в постели, воспользовавшись для этого подушками, валиками и подкладками нужных размеров, подставками для стоп. Они необходимы для того, чтобы:
суставы находились в наиболее физиологичном положении для предотвращения растяжений и контрактур (шея, поясница, суставы конечностей);
предотвратить сдавление мягких тканей под костными выступами;
обеспечить опору для стоп с целью предупредить их «провисание».
Уложить пациента, убедиться, что он чувствует себя хорошо.
Снять перчатки, вымыть руки.
Различные положения пациента в постели
1) кровать в горизонтальном положении
1) кровать в горизонтальном положении
1) кровать в горизонтальном положении
1) кровать в горизонтальном положении
2) голова шея и плечи пациента на низкой подушке
2) голова шея и плечи пациента на низкой подушке
2) то же, но голова пациента повёрнута в сторону
2) то же, но голова пациента повёрнута в сторону
3) подушка или валик под плечо, предплечье и кисть каждой руки
3) руки, согнутые в локтевых суставах, на подушке рядом с лицом (ладонями вниз). Либо одна из рук, согнутая в локте, опущена вниз вдоль туловища (прокладка под кость)
4) небольшая подушка под поясницу
4) большая подушка или валик под спину для фиксации в этом положении
4) небольшая подушка под живот, чуть ниже диафрагмы
4) подушку под верхнюю ногу, согнутую в коленном и бедренном суставах. Нижняя нога разогнута, фиксируется краем той же подушки
5) подушки или валики под бёдра. Ноги немного развести, чтобы исключить сдавление в области коленных и голеностопных суставов
5) подушка или валик между ног от паховой области до стоп. Верхняя нога слегка согнута в коленном и бедренном суставах
5) подушка под голени и стопы
5) упор для стоп под углом 90°С
6) подушка или прокладка под пятки
подставка под нижнюю стопу
7) подставка под стопы
Примечание : положение Фаулера сходно с положением пациента на спине.
Укладывание пациента на живот из положения «на спине»
с использованием метода «перекатывания»
разогнуть руку пациента;
прижать её к туловищу по всей длине;
подложить кисть этой руки под бедро;
«перекатить» пациента через эту руку, потянув на себя, на живот.
Укладывание пациента на бок
встать с той стороны от пациента, куда собираетесь его повернуть;
согнуть левую ногу (если хотите повернуть на правый бок), в коленном суставе, подсунуть левую стопу под правую подколенную впадину;
зафиксируйте его в этом положении при помощи подушек и валиков.
Внимание! Не забывайте менять положение пациента в постели через каждые 2 часа.
Постепенное расширение постельного режима позволит пациенту более полноценно удовлетворять свою потребность «двигаться».
Устройство современной функциональной кровати поможет ему в этом: поручни, трапеции для рук позволят самостоятельно переворачиваться, подтягиваться и присаживаться в постели.
В дальнейшем, обеспечив выполнение палатного режима, медсестра будет помогать переместиться с кровати на стул, кресло или кресло-каталку. Для обеспечения безопасности пациента и снижения нагрузки на собственный позвоночник медсестре следует:
оценить подвижность и силу пациента, на которую можно рассчитывать;
определить необходимость в помощи ассистента;
обсудить с пациентом план совместных действий;
поднять кровать на удобную высоту, убрать одеяло, положить подушку в изголовье кровати.
Чтобы усадить пациента в постели, можно использовать приём «поднятия плечом». При этом свободной рукой пациент может опираться на трапецию или поручни кровати.
Помните о возможности появления слабости, головокружения, даже потери сознания (постуральный рефлекс) у пациента при резком изменении положения тела. Поддерживайте его какое-то время!
Для того, чтобы избежать падения в случае ухудшения состояния пациента, его можно удержать следующими способами:
Медсестра стоит немного сбоку и перед пациентом, фиксируя его колени между своими ногами так, чтобы её собственное положение было устойчивым. Пациент наклоняется вперёд так, чтобы его плечо упиралось в туловище медсестры. Медсестра удерживает его, прижимая ладонями за локти согнутых рук.
Отличается от предыдущего тем, что сестра удерживает пациента не за локти, а под мышки.
Запомните! Любые действия медсестры в отношении пациента должны исключать возможный вред его здоровью и быть направлены на создание максимально возможного в болезни комфорта и благополучия.
Что такое биомеханика в медицине
Быковская В. В.
Бакалинская Е. В., операционная сестра эндоскопического отделения РОНЦ им. Н. Н. БЛОХИНА РАМН
г. Москва
Медицинская эргономика — перемещение грузов и неодушевленных предметов является наиболее тяжелой и часто встречающейся работой в здравоохранении. При перемещении грузов и пациента эргономика учитывает 6 главных параметров: Задача (выполняемая работа), груз (пациент), окружающая среда (включая оборудование), человек, выполняющий данную работу, организация труда, обучение – должно быть реливатным (по существу), под наблюдением и должно быть оценено! Эргономично выполненная работа это умение произвести оценку вышеупомянутых факторов, определить степень риска и снизить его таким образом, чтобы выполнение задачи стало людям по силам.
Приспособление к новым условиям идет в течение 7–10 дней. Если через 10 дней сохраняется дискомфорт эта работа не эргономична (условия не эргономичны) т. е. нужно менять условия, работу. Цель любого передвижения и перемещения грузов в ручную, (эргономичного перемещения) переместить пациента (объект) настолько удобно и эффективно, насколько это возможно с минимальными условиями и максимальной безопасностью.
Таблица 1. Обеспечение безопасности пациента | |
Меры профилактики | Обоснования |
Размещать пациентов с высоким риском падения в палатах, находящиеся рядом с сестринским постом | Сестра может быстрее ответить на вызов пациента |
Пользоваться ночным освещением палаты | Помогает пациенту лучше ориентироваться в темное время при самостоятельном перемещении |
Убедить пациента и его родственников в необходимости оказания ему помощи при вставании и перемещении | Исключается риск падения |
Обеспечить пациента легко доступным средством связи с сестринским постом ( световая сигнализация и т. п.) | Сестра сможет быстрее ответить на вызов пациента |
Хранить предметы первой необходимости (очки, трость и т. п.) в легко доступном месте | Исключается поиск предметов первой необходимости, во время которого было бы возможно падение |
Обеспечить пациенту возможность своевременно посетить туалет | Исключается опасность падения вследствие ускорения передвижения |
Оценивать риск падения при каждом перемещении пациента | Обеспечивается безопасность пациента |
Наблюдать пациента как можно чаще | Обеспечивается безопасность пациента |
Надежно закреплять боковые ограждения на кровати и тормоза | Обеспечивается безопасность пациента |
Памятку по оценке и выявлению пациентов с высоким риском падения и обеспечению риска падения вывесить на каждом посту | Обеспечивается унификация при составлении плана ухода за пациентами и предупреждение их травматизации. |
Биомеханика
Это наука о применении принципов механики для изучения движений тела человека. Рассматривает движение тела, как перемещение в системе взаимосвязанных двигательных сегментов, то есть движение отдельных частей относительно друг друга.
Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъемах тяжестей, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа. По законам биомеханики, эффективно лишь то движение, которое обеспечивает достижение поставленной цели с наибольшей выгодой для организма: наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет. В равной мере сказанное относится и к неподвижному положению тела человека: лежа, сидя, стоя. По законам биомеханики, эффективно лишь то движение, которое обеспечивает достижения поставленной цели с наибольшей выгодой для организма: наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет. В равной мере сказанное относится и к неподвижному положению тела человека: лежа, сидя, стоя.
Медицинская сестра должна быть знакома с правилами биомеханики, уметь применять их в своей работе и обучить пациента пользоваться ими для наиболее эффективного удовлетворения потребностей «двигаться». Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного режима двигательной активности, предотвратить повреждения органов и тканей при осуществлении различных перемещений тяжелобольного человека, а также снизить риск возможных травм у медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необходимо знать и соблюдать целый ряд правил биомеханики.
Статические и динамические нагрузки
Статическая работа в медицине: подъем, удержание позы, заданное положение. Она хуже переносится операционными медсестрами, хирургами, стоматологами. Динамическая работа в медицине — перемещение. Для того чтобы выработался эргономический график нужно работу уменьшить по мощности, но растянуть по времени, разбить на несколько этапов.