что такое беташар у казахов

Обряд Беташар

Беташар – старинный обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. Этот красивый и символичный казахский обычай уходит корнями в старину, когда жених до свадьбы почти не видел невесту, а родственники могли вообще не иметь представления о вошедшей в их семью молодой Келин.

В юрту отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В «беташар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни.

Певец-импровизатор, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают «коримдик» (подарок «за погляд»). «Беташар» заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.

После традиционного «беташар» к невесте подходит свекровь (ене), целует свою сноху и высказывает ей самые наилучшие пожелания; затем подает присутствующим женщинам белую ткань.

В настоящее время невесту с двух сторон за локотки поддерживают Женгелер — жены братьев. Лица невесты не должно быть видно, когда накидка прозрачная — это неправильно. Тамада, или специально приглашенный Акын, поёт песню восхваляющую красоту, статность и достоинства невесты. При Беташар, Акын в своей импровизированной песне, напоминает невесте о том, что она должна почитать родственников жениха и быть примерной женой и образцовой хозяйкой.

Перебирая струны домбры Акын, на казахской свадьбе на Беташар, представляет гостей и ближайших родственников жениха. Он как бы знакомит невесту с ближайшими родственниками из новой семьи мужа. После каждого представления поименно, невеста кланяется им — Салем Беру, тем самым показывая своё уважение и учтивость к новым родственникам.

При этом названные гости и приглашенные кладут на специальное блюдо Коримдик — деньги, в благодарность Акыну, за Беташар, за красивую песню и развернутое представление гостей. Так как в этой песне, Акын импровизирует и показывает своё певческое мастерство акына.

После окончания импровизированной песни, Акын или тамада кончиком домбры открывает лицо невесты — Беташар. При этом невесту осыпают сладостями, монетами и лепестками роз — Шашу. Сладости и монеты разбирают дети и взрослые — считается, что эти сладости и монеты «на удачу».

Акын, на казахской свадьбе, при Беташар может исполнить ритуальную песню Жар-Жар, восхваляющую и соединяющую невесту и жениха в семью, поздравляя их с новым статусом супругов. После этого новобрачные могут проходить за Дастархан и праздник продолжается.

Источник

Казахская свадьба, или Ярмарка тщеславия

У нас, похоже, неистребимы два тренда: справлять пышные свадьбы и всячески ругать расходы на них. Побывав только в последние недели на четырех свадьбах, наш корреспондент выяснила, почему так будет продолжаться вечно…Многие хулят пышные современные свадьбы, сравнивая их с пиром во время чумы. Но, по мнению уважаемых людей, свадьбы – это чуть ли не последний оплот национальной идентичности народа вместе с его обычаями, традициями,

По мнению автора книги “Ситуативный казахский” Каната ТАСИБЕКОВА, казахи и так многих традиций лишились, и терять такое явление, как свадебный той, – последнее дело. Сколько бы это ни стоило!

Уговор дороже денег

Недавно мои знакомые, выдававшие замуж дочь (сами они из ученых академических кругов), решили на семейном совете: будем делать все по традиции, мол, не куклу дарим! Значит, само собой, надо делать қыз үзату – проводы невесты.

Задолго до назначенной даты будущие сваты – родители жениха и невесты – собираются в самом роскошном ресторане города и обсуждают предстоящие расходы. Тут самое главное – не сплоховать: родители невесты обычно набивают цену себе и своей дочери, хвастаются родовитостью и крутыми родственниками, и если родители жениха дадут слабину, могут навязать им ненужные расходы на многочисленные подарки.

Бывает, что на этом тайном собрании решается – проводить қыз үзату или нет? Если родня невесты не хочет особо тратиться, то можно, конечно, и обойтись. Но все равно от дарения подарков ее родным сваты не отвертятся.

Хотя это ведь не главное? Ничего страшного, если вы не получите в подарок очередной костюм made in Bishkek или золотые сережки, купленные на распродаже с 80-процентной скидкой?

Однако такой обычай, как қыз үзату, в последнее время среди казахстанцев становится весьма популярным явлением.

Проводы обычно проходят за день до свадьбы и порой не уступают по своему размаху самому главному тою – тут уж как родня невесты решит отличиться.

Родственники жениха приглашаются на қыз үзату в ограниченном количестве – только самые-самые близкие.

Почти на всех современных свадьбах принято спаивать гостей с другой стороны. Причем возлагают эту миссию на женщин. Это, конечно, не апашки и не ажешки, а тот самый “средний класс” сестер матери или отца невесты, всевозможных абысынок, женгешек и кудаша. С рюмочкой водочки или бокалом вина они обходят столы сватов и других гостей после каждого произнесенного тоста, бдительно следят, чтобы каждый поднял и осушил свой бокал. Большого труда стоит избежать этой “повинности”!

Красна свадьба тостами!

Важное дело – выбор тамады. Если он говорит на двух языках, шутит, поет и играет на домбре, то цены ему нет. Примета времени: в ряде областей Казахстана в ходу так называемые халал-тамады, которые не пьют, не курят, плоско не шутят и исполняют только наполненные смыслом песни. Но главное на тое – это настроение, и вряд ли кому захочется, чтобы на свадьбе гостей грузили философским смыслом бытия, поэтому тут пытаются соблюсти золотую середину.

К слову, нынешняя мода – сокращать количество тостующих, выпускать их, так сказать оптом, – весьма облегчает жизнь молодым, вынужденным без конца вставать, и укорачивает время проведения свадьбы. Но сильно меняют традиции и обычаи. Ведь, по сложившемуся испокон веков мнению, казахская свадьба красна не пирогами, а добрыми пожеланиями.

И конечно, песнями. Если вспомнить тои почти 20-летней давности, на свадьбах было принято петь известные народу песни, вкладывая в них всю мощь глоток и души. Сегодня же на всех свадьбах страны звучат, не смолкая, два хита – “»Қызыл өрік»” и “Мария Магдалена” – бессмысленные и беспощадные…

Слезы умиления

Но вот тосты произнесены, пожелания высказаны, песни спеты и сватам пора собираться в дорогу, забирая с собой невесту. Просто так их не отпустят: сначала на блюде подадут тушу барана, которую они могут забрать с собой, разделив на части. А еще надо съесть по кусочку курдючного сала и печени – құйрық бауыр. Раньше по незнанию думала, что делается это с хитроумным замыслом: мол, пусть новоявленные сваты теперь ходят как хвостик (құйрық) за родственниками невесты и сидят у них в печенках (бауыр). Оказалось, что смысл сего действа немного другой: құйрық означает “быть теперь сватам между собой такими же нежными, как курдючный жир барана, привязавшись к друг к другу крепче, чем к родному брату (бауыр)”!

После того как все формальности улажены, устраиваются пышные проводы невесты. Слезы умиления у многих вызывает выложенная в Интернет запись одного такого мероприятия – невеста в красном платье танцует с отцом последний танец и идет по белой дорожке к своему суженому. В этот момент рыдают все!

Беташар: Почувствуй себя Евой!

Украшение казахской свадьбы – беташар – обряд открывания лица невесты – обычно проводится под звуки домбры специально приглашенным для этого певцом, который громогласно сообщает, что, мол, невеста прибыла, спешите видеть и за это платите денежку. Приглашенные бросают на поднос купюры, невеста каждому должна поклониться. Поднос вместе с деньгами потом забирает певец (почему – так никто и не знает).

Обычно он же открывает лицо невесте с помощью домбры, но недавно пришлось слышать такие речи: мол, “Келіннің бетін кім бурса, сол ыстық” (“Кто первым поднимет и увидит лицо невесты, к тому она и со всей душой”), такими словами тамада пригласил к этому обряду будущую свекровь. Мол, пусть если с кем невестке и надо сродниться, так в первую очередь со свекровью.

По мнению Санжара Керимбая, автора идеи книги “Салт-дәстүр сөйлейді” (“Говорят обычаи и традиции”), обряд беташар берет свое начало со времен кочевничества и несет в себе смысл первозданности действа. Стоя под белым покрывалом, скрывающим ее лицо, отдавая поклоны, невеста должна себя почувствовать Евой.

– В давние времена люди, проводящие обряд беташар, должны были быть образованы с духовной и религиозной точки зрения, они вкладывали в обряд особую мораль и заветы предков. Сегодня же в ряде районов Казахстана бывает, что обряд беташар проводят под звуки не домбры, а… синтезатора. В этом смысле хотелось бы отметить певцов из Мангистау и Западного Казахстана, где традиции беташар лучше сохранены.

А на следующий день…

Думаете, на тое все и заканчивается? Отнюдь нет. На следующий день представительная делегация со стороны невесты приглашается от жениха домой к сватам. И называется это – қудалық. Непременным атрибутом этих встреч является обмен подарками – киіт – чаще всего это одежда (костюмы, пальто, плащи – для мужчин и шубы, отрезы на платье и ювелирные украшения – для женщин). Списки с именами и их размерами подаются загодя. Однако кто смотрит на размеры? Лишь бы количество подарков совпало с количеством одариваемых. В итоге одежда – не по фасону и не по размеру – частенько пылится в шкафах до следующего тоя.

В любой свадьбе должен быть смысл

– Обычай қыз үзату стал укореняться в народных обычаях лишь с обретением независимости. А до этого обходились скромным пирком да приступали к свадебке. Я вообще против этих шумных тоев на 300 человек, из которых большую часть ты видишь в жизни в первый или второй раз. И больше никогда не увидишь. В любом действе должен быть смысл, я всегда пытаюсь найти его в том или ином месте, если меня приглашают. Если вижу на тоях только понты и желание покрасоваться, считаю подобные мероприятия лишней тратой денег…

Разница в словах – разница в понятиях

Канат ТАСИБЕКОВ, писатель:

– Полярность мнений в отношении казахских тоев обусловлена языком, на котором думает человек, и, следовательно, разными понятиями, вкладываемыми в тот или иной обычай.

Для русскоязычного шала-казаха свадьбу надо “сыграть” – то есть провести весело и для молодых.

Для казахскоязычного таза-казаха – тойды атқару (“ свадьбу сыграть”) – әке шешеге парыз (“родительский долг”), то есть баланы аяқтандыру (“поставить ребенка на ноги”).

Для русскоязычного символом невесты является ее белое платье.

Для казахскоязычного таким символом служит обряд беташар.

Для русскоязычного на свадьбе говорят тосты и лучше, если их будет меньше.

Для казахскоязычного на свадьбе звучат тілек (“благопожелания”) и чем больше их, тем лучше, так как той ниеті тілекпен (“смысл свадьбы в пожеланиях”).

Мы пока еще не заговорили на одном языке, а я уже слышу про тои, проходящие на английском! Значит, ждут нас новые открытия…

Ну что же, как говорится, бас аман болсын! (“главное, чтобы мы были здоровы!”).

А пока не будем торопиться и осуждать тех, кто, готовясь к свадьбе, влезает в долги, ведь для казаха нет хуже, если про свадьбу сына скажут: Жетім қыздың тойындай (“Как свадьба девушки-сиротки”).

Народные традиции – в крови, не так просто от этого избавиться.

5 фактов

* Ставка среднего денежного подношения на тоях составляет не менее 10 тысяч тенге.

* Непорочность невесты по-прежнему приветствуется.

* Однако некоторые родители предпочитают справлять свадьбы лишь после того, как будущая невеста забеременеет от их сына.

* Говорят, на юге Казахстана невеста перед свадьбой должна вырыть колодец ростом с себя. Никто не может объяснить – откуда взялась такая традиция?

* Тот, кто соберет на свадьбе больше шашу (конфеты и монетки, разбрасываемые на пути молодых), в будущем сыграет такую же богатую и пышную свадьбу.

* Европейская традиция бросания букета соблюдается наравне с национальными обрядами

* Обряд беташар – символ чистоты казахской невесты

Источник

Свадьба по-казахски: «беташар» и «үйлену той» (часть 3)

Казахскую свадьбу условно можно разделить на две части: свадьба невесты (ұзату той) и свадьба жениха (үйлену той). Обряды и обычаи, связанные с ұзату той, можно найти в первой и второй части серии «Свадьба по-казахски».

что такое беташар у казахов. Смотреть фото что такое беташар у казахов. Смотреть картинку что такое беташар у казахов. Картинка про что такое беташар у казахов. Фото что такое беташар у казахов

Вся процедура заканчивается веселым застольем, на котором сватов непременно угощают «құйрық-бауыр».

Невесту же после ұзату той ждет не менее интересный обряд «беташар». «Беташар» переводится как «открыть лицо». В старину, после приезда в дом жениха, лицо невесты не показывали никому. Сначала родственники жениха у страивали праздник, собирали гостей, накрывали богатый дастархан и только потом проводили обряд беташар.

что такое беташар у казахов. Смотреть фото что такое беташар у казахов. Смотреть картинку что такое беташар у казахов. Картинка про что такое беташар у казахов. Фото что такое беташар у казахов

Как только были произнесены имена всех родственников, ақын производит беташар — открывает лицо невесты кончиком домбры. Иногда вместо домбры покрывало с лица невесты скидывают камчой. После этого мама жениха подходит к невесте, целует и обнимает ее и говорит свои пожелания. Затем тоже самое делают остальные родственники.

В старину женщинам, участвовавшим в обряде, мама жениха дарила отрезы ткани, которыми они завязывали «саба» — посуду для сбалтывания кумыса и его хранения. Это обряд называется «бие қысырамас» и делается для того, чтобы кобыла не осталась без приплода. Сейчас этот обряд уже не соблюдается, и вместо отрезов ткани женщинам дарят символические подарки.

Важно понимать, что никаких закрепленных правил нет. В зависимости от региона нашей страны все эти обычаи могут иметь определенные различия. «Сырға салу» и «құда түсу» могут совершаться в разные дни. Обмен падарками «киіт» может происходить в один день (чаще всего во время сватовства). Если у невесты богатое приданое, то по договоренности сватов его могут отвезти в дом жениха заранее, а после ұзату приехать уже на «қыз жасауын көрсету».

Иногда все эти обычаи совершаются в один день: құда түсу, сырға салу и қыз ұзату.

Источник

Современная казахская свадьба: традиции

что такое беташар у казахов. Смотреть фото что такое беташар у казахов. Смотреть картинку что такое беташар у казахов. Картинка про что такое беташар у казахов. Фото что такое беташар у казахов

Современная казахская свадьба: Pixabay

Современная казахская свадьба — зрелищное событие, наполненное древними традициями и обрядами. Многие обычаи, связанные со свадебными приготовлениями, существенно изменились и упростились. Как проходит бракосочетание в наши дни? Ответы подскажет жизнь, а также исследователи национальных традиций.

Сватовство («құда түсу»)

Свадьба для казахов — это не просто заключение брака в ЗАГСе. Есть свадебные ритуалы, которые имеют символическое, культурное и мировоззренческое значение для нации. Поэтому их чтят, им следуют современные казахи.

Главное предсвадебное действие — сватовство («куда тусу»). В древние времена такому обряду предшествовали два варианта развития событий:

В современном обществе казахские браки заключаются со сватовством («кудалык») и часто сопровождаются выкупом невесты (калым). «Кудалык», или визит родителей в дом невесты с целью сватовства, — начальный этап свадебных ритуалов у казахов. Его суть заключается в следующем:

что такое беташар у казахов. Смотреть фото что такое беташар у казахов. Смотреть картинку что такое беташар у казахов. Картинка про что такое беташар у казахов. Фото что такое беташар у казахов

Окончательный договор о свадьбе символизирует ответный визит родителей невесты к сватам и жениху («бата аяк»).

Калым и приданое

Во время сватовства родители жениха договариваются о материальном подтверждении серьезности намерений. С этой целью принято выплачивать калым за невесту. Родственники будущей жены готовят приданое.

Вот что известно об этих составляющих свадебного процесса:

Предсвадебные обряды

Казахскую свадьбу проводят не за один день. Бракосочетанию предшествует ряд мероприятий, призванных отдать дань традициям и весело провести время.

Смотрины и встреча жениха и невесты («орын той»)

В старину за некоторое время до свадьбы, как уточняют исследователи Г. С. Тихоновская и Ю. А. Сапарова, происходил «орын той» («урын келу») — первое свидание молодых. В этот день они знакомились, присматривались друг к другу, общались и даже прикасались («кол устатар» — прикосновение к руке невесты).

Перед этим жениху приходилось пройти ряд испытаний: обойти бакан, задобрить спущенных собак. Все действия происходили в присутствии друзей, братьев и сестер жениха, а также подруг и родственниц невесты.

На данный момент редко придерживаются всех вышеперечисленных традиций. В наше время в день «урын тоя» молодежь устраивает гулянье, а невеста одаривает сестер и братьев жениха.

Проводы невесты («қыз узату той»)

Древняя традиция, нашедшая отклик в современности, — проводы невесты, на которые делают красивые пригласительные. Родственники девушки устраивают своеобразное прощание с любимой дочерью, сестрой, родственницей. На празднике принято:

Проводят мероприятие в доме будущей жены или в ресторане за день до бракосочетания. На празднике прощания допустимо присутствие гостей со стороны жениха.

что такое беташар у казахов. Смотреть фото что такое беташар у казахов. Смотреть картинку что такое беташар у казахов. Картинка про что такое беташар у казахов. Фото что такое беташар у казахов

Обряд знакомства невесты с родней мужа (беташар): YouTube/basir71

Праздник в честь молодых

Кульминация череды свадебных обрядов — день бракосочетания. Реальные истории свадебных церемоний, происходивших в разные годы в казахстанском городе Актюбинск, рассказывает Мария Коржева в статье «Ах, эта свадьба…». Вот несколько традиций, связанных с этим важным для молодоженов днем.

Приезд жениха за невестой

В день свадебной церемонии жених должен выполнить несколько действий:

Одевание невесты («саукеле кигизу»)

В то время когда жених пытается прорваться к будущей жене, молодую собирают в отеческом доме. Для этого ей:

Облачение невесты в свадебный наряд возложено на мать или наиболее уважаемую в семье (ауле, городе) женщину почтенного возраста.

Свадебная церемония

Как правило, современные свадьбы в Казахстане, заключаются в ЗАГСе. Некоторые пары проходят специальный обряд в мечети согласно мусульманскому обычаю («нике кию»).

что такое беташар у казахов. Смотреть фото что такое беташар у казахов. Смотреть картинку что такое беташар у казахов. Картинка про что такое беташар у казахов. Фото что такое беташар у казахов

Свадебный обряд в мечети: YouTube/NUR

Также возможно совмещение: официальная регистрация и заключение духовного союза, когда мулла совершает обряд непосредственно перед банкетом, призывая всех гостей стать свидетелями союза двух любящих людей.

Вот еще несколько обычаев, которые проводят в день свадьбы:

что такое беташар у казахов. Смотреть фото что такое беташар у казахов. Смотреть картинку что такое беташар у казахов. Картинка про что такое беташар у казахов. Фото что такое беташар у казахов

Свадебная церемония: YouTube/Altyntoi event

Современная казахская свадьба в Казахстане не обходится без новых традиций, принятых в западных странах. Среди них:

Нынешнее гуляние полностью зависит от фантазии молодоженов и тамады. В программу входят различные конкурсы, игры, танцы, свадебный пир и прочие мероприятия. Празднования, растянутые на несколько дней, во многом отошли в прошлое. Современная свадьба в большинстве случаев укладывается в один день.

Современные пары из Казахстана остаются верны традициям и стараются чтить древние обряды. Значимая роль отводится обрядам, предшествующим бракосочетанию. На свадебных торжествах обязательно чествуют старшее поколение и устраивают богатое и веселое застолье.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Беташар – как открывать лицо невесты?

До беташара никто не имеет права видеть лица невесты. Считалось, что она будет счастливой, если его откроют при всех.

Беташар как шоу

Беташар — открывание лица невесты — проводят после того, как девушку привозят в аул жениха.

История говорит о том, что зачастую это делали акыны. Потому как у беташара есть еще и воспитательная сторона. Акыны, восхваляя ту семью, куда приходила невестка, также в шутку и всерьез прохаживались по недостаткам некоторых аульчан, что способствовало их исправлению. Это было целое шоу, в котором участвовали все присутствующие и стар и млад.

В своей автобиографической повести «Наша семья» Бауржан Момышулы, описывая события, которые имели место в начале прошлого века, очень ярко повествует о том, как происходил беташар в ауле, куда была засватана невестой его старшая сестра Убианна:

«Появление Утепа вызвало общее оживление. Он приветствовал всех широкой улыбкой. Его посадили отдельно, на большую подушку, впереди всех. Одна из женщин внесла сковородку, наполненную горящими углями, и поставила перед Утепом. Утеп, засучив рукава, сделал движение над сковородкой, как будто согревая на огне руки. Потом он протянул руку в сторону и ему вручили длинную скалку толщиной пальца в два, которой обычно раскатывают тесто.

По знаку Утепа открылась дверь, и две молодые женщины ввели покрытую белой шелковой шалью Убианну. Сопровождавшие ее женщины сделали поклоны во все стороны.

– Шагните вперед, милая сноха. Вы вошли в юрту свекра! – сказала одна из старух, нарушая торжественное молчание.

Убианна сделала два шага вперед и стала перед Утепом. Их разделяла сковорода, угли которой подернулись серым пеплом.

– Э-э-э-эй! – начал напев Утеп, размахивая своей палкой и требуя внимания гостей.

Сноха пришла, проходите!

За то, что увидите, подарок мне дадите.

Вы, снохи, прекрасное лицо увидите

После принесенного мне подарка…

– Дадим! Дадим! – раздались возгласы. — Айналайын, скорей показывай ее!

Утеп отвечал стихами, что он словам не верит, и пока не посеребрят его руки, не прочистят ему горло маслом, он не откроет лицо прекрасной невесты.

Малибай бросил к ногам Утепа несколько серебряных полтинников. Женщина поставила перед ним пиалу, наполненную растопленным жиром. Другие, в свою очередь, бросали монеты: на кошме перед Утепом вырастала горка серебряных монет.

Но Утеп пел, что того ему еще мало, требовал больше: пока перед ним не вырастит серебряная копна в рост снохи, он не откроет ее лица. Гости выражали деланный гнев, а Утеп пугал их, распевая, что вот улетит райская птица счастья, по его же волшебному жесту вспорхнет и улетит через открытый купол шанырака.

Тогда все разыгрывали испуг, уговаривали не делать этого, и снова бросали монеты. Утеп опять указывал на разницу между кучкой монет и ростом Убианны.

И опять женщины бросали кольца, браслеты, серебряные или перламутровые пуговицы…

Раздавался запев Утепа. Он начинал петь об Убианне, о нашем роде в хвалебном эпическом тоне, рассказывал о нашей родословной, хвалил бабушку и представлял ее обществу как орлицу, мать славных орлят, в гнезде которой воспитывалась и росла сноха.

И бабушка под общее одобрение подарила Утепу золотое колечко.

Затем Утеп перешел к достоинствам Убианны: воспевал ее красоту, мягкий характер, доброе сердце, ее искусство в рукоделии, говорил, что скоро этот аул наполнится не только ее красотой, но и художественными изделиями, и узорами ее вышивок.

-Э-э-э-эй! – снова затягивал Утеп, призывая к вниманию. — О сидящий здесь на почетном месте 80-летний Майлибай…

Он перешел к исполнению песен-скороговорок, распеваемых в стремительном темпе. Запел хвалебную песню о Майлибае и потребовал от Убианны низкого поклона свекру. Убианна покорно склонилась перед стариком. Каждый свой куплет он заканчивал словами «такому-то поклон».

Затем Утеп перешел к представлению своих сверстников из майлибаевской родни, но представлял их в комедийном плане. Его эпиграммы на бедных ата, каинага, абысын имели такой успех, что юрта сотрясалась от громового хохота. Некоторые смеялись до слез…

Утеп спокойно и с достоинством приступил к новой песне, в которой давал Убианне наставления, как обращаться с мужем, с людьми, как вести себя себя на новом месте, что следует молодухе делать и чего следует избегать, давал советы, учил ее…

Потом Утеп приподнял «жезлом» конец покрывала и сбросил его с головы Убианны наземь.

Народ зашумел, впился глазами в невесту.

Смущенная Убианна вылила на сковороду поданное Утепом масло из чаши. Оно зашипело, создавая дымовую завесу вокруг молодой. Люди кричали: «Благослови!»

Этим древнейшим обычаем, дошедшим до нас по-видимому со времен огнепоклонников, завершалась церемония открытия лица невесты».

Роль акына

Как пройдет беташар, во многом зависело от акына. Но они не всегда хвалили, бывало и так, когда именно акын высказывал свое принципиальное отношение к происходящему. Не секрет, в прошлые века случалось, что зажиточные казахи брали себе новую жену помимо нескольких, пользуясь несостоятельностью родителей девушки и ее беззащитностью.

Майлыходжа Султанходжаулы, чьи терме-назидания очень часто исполняются современными певцами-термеши, в своей жизни не раз проводил церемонию беташар. В книге «Нақыл», составленной ученым Асильханом Оспанулы, приводится такой случай: «Один богач по имени Толеу, имевший несколько жен, взял себе еще одну жену и позвал на беташар акына Майлыходжу. Когда к концу обряда невеста сделала поклон всем, акын спросил: «Кому еще?». Все сказали «Майлы-еке, теперь вам самому». И тогда акын во всеулышание сказал стихами следующее:

Сноха пришла из Жортпаса,

Вся горит, как в огне.

Сверху четырех жен

Пятой женой, милая,

Как пришла ты, не побоявшись?

Акын таким образом стихами пристыдил хозяев свадьбы, осудив их поведение в отношении молодой.

Иногда случалось так, что лицо невесты открывал младший брат жениха. Такой случай красиво описан в произведений писателя Дулата Исабекулы «Гаухартас». Очень редко, но бывало, когда это делал свекр невесты. Известный акын-песенник Кенен Азербайулы, который в своей жизни видел много трудностей, обрадовавшись, что его сын Коркемжан привел невесту, сам открыл лицо невестки. Радость акына можно понять, у него много детей умерли. Об этом в книге «Кенен ата» написала дочь поэта Торткен: «На той было приглашено много народу. Причитающийся подарок за беташар он отдал кому-то из аульчан и сам открыл лицо невестки. Акын попросил молодых стать рядом и в стихах высказал им свои назидания, вспомнил, как долго ждал это радостное событие. Все со слезами на глазах слушали старца».

Продолжительность беташар

Сколько будет длиться беташар, зависело от таланта акына. Иногда обряд длился долго, иногда не очень. В Казахстане очень был известен акын Нартай Бекежанулы. Его ученик Айдар Достиярулы написал о своем наставнике книгу «Өздерің білер Нартаймын» («Я тот самый Нартай, которого вы все знаете»), где и описал беташар, длившийся несколько часов: «Провести беташар Нареке доверил колхозному кузнецу, который был акыном и жыршы, своему другу Палжигиту Берсигурулы. Палжигит мог сутки напролет исполнять жыры — сказания о батырах, у него была очень хорошая память. Палеке мог аккомпанировать себе как на домбре, так и на гармони. Он был самым достойным и ему можно было доверить такую важную просьбу-поручение. Собравшиеся на этом беташаре слушали стихи, стоя несколько часов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

что такое беташар у казахов. Смотреть фото что такое беташар у казахов. Смотреть картинку что такое беташар у казахов. Картинка про что такое беташар у казахов. Фото что такое беташар у казахов