что такое бесы в православии

О злых духах и их влиянии на людей

Наверное, все мы часто сталкиваемся с мнением, что темные силы действуют на человека в связи с порчей или колдовством. При этом мало кто обращает внимание на то реальное их воздействие, коему человек подвергается вне всякой связи с магией. Значит, важно иметь правильное представление о самих темных силах и способах их влияния на людей.

Кто же такие демоны?

Это личностные, наделенные разумом, бесплотные существа, отпавшие от Бога, образовавшие особый, враждебный всему доброму мир. Лишившись духовного Неба, они находятся в сфере поднебесной или воздушной (см.: Еф. 2: 2) и обращают свое злобное внимание на мир людей.

Им принадлежит определенная власть в этом мире, поскольку венец творения – человек – в грехопадении уступил свое место царя мира лукавому обольстителю. В этой связи понятно, что темные силы способны причинять определенный вред. Так, в Священном Писании, в книге Товита, говорится о демоне Асмодее, убившем поочередно семерых мужей, за которых была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (см.: Тов. 3: 8). В книге Иова повествуется, как под действием диавола огонь, представлявшийся сошедшим с неба, пожег принадлежавшие Иову стада овец вместе с пастухами (см.: Иов 1: 16). По наваждению темных сил начался также ураган, разрушивший дом, где собрались дети Иова, так что они все погибли (см.: Иов 1: 18–19). Правда, есть в этом повествовании одна особенность. Все случившиеся с Иовом и его семьей бедствия были попущены Богом, Который согласился для испытания праведника допустить подобное демоническое вредительство (см.: Иов 1: 6–12).

Вот на этом важно заострить внимание. Хотя влияние демонов на мир по силе своего разрушения может быть невероятно мощным, сами они зависимы от Бога и действовать могут только тогда, когда попускает Бог. Из Евангелия мы знаем, что даже чтобы войти в свиней, бесы вынуждены были рабски просить позволения у Спасителя (см.: Мф. 8: 31). Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу изъяснял:

Это значит, что подлинной основой для нашей духовной жизни должен быть не страх перед падшими силами, а страх перед Богом, страх отпасть от Него посредством своих грехов, через что стать более доступными непосредственному воздействию падших ангелов.

Мир падших духов невидим для нас, однако способен проявлять свое существование. Более того, проявление это часто бывает именно там, где человек его вовсе не ожидает, например в возникающих мыслях, внутренних движениях души, желаниях. В житии святой мученицы Иулиании повествуется, как однажды во время молитвы ей явился диавол в виде светлого ангела и убеждал принести жертву бесам. Господь укрепил святую Иулианию, так что она осталась выше его искушений. Демон признался святой угоднице:

Злобные духи способны вкладывать в нас помыслы, которые мы воспринимаем как свои собственные. Это все те мысли, которые ведут ко греху и не дают обратиться к Богу. Мрачные демоны пытаются воздействовать на волю, возбуждая в нас порочные желания, приглушают в нас голос совести, призывая наслаждаться всецело земными благами, а после безрассудного вкушения, когда вскрывается вся пустота безбожной жизни, они же наводят на душу отчаяние.

Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков

Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков или в страшных формах одержимости. Влияние их на людей бывает самым разнообразным и не всегда внешне устрашающим. Например, подлинно страшное, что они делают, это то, что демоны препятствуют обращению человека к Богу, к жизни по Заповедям Евангелия. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13: 19), – изображал Господь в притче состояние тех людей, которые услышали благовестие, но не явили вовремя к нему усердия. Человек даже не подозревает, что некогда услышанное слово Истины, легшее ему на сердце, но не реализованное в жизни, было похищено лукавым. У неверующих, по слову апостола Павла, «бог века сего (то есть диавол. – о. В.Д.) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4: 4). Это выражается в неспособности видеть и воспринимать Истину духовной жизни, а предпочитать ей мертвые сокровища мира земного.

Бесы, словно грамотные психологи, исследуют нас, на что мы более падки, и этим более всего искушают нас. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без внутренней бдительности и постоянного обращения к Богу невозможно распознать козни лукавого.

Преподобный Антоний Великий учил, что всякого христианина, преуспевающего в духовной жизни, демоны вначале искушают через лукавые помыслы. Если подвижник окажется тверд, тогда нападают на него посредством мечтательных привидений. Затем принимают на себя вид прорицателей, дабы подвижник поверил им как будто предсказывающим правду.

Знаменитая болгарская предсказательница Ванга – яркий пример бесовского обольщения

Ярким примером подобного обольщения является знаменитая болгарская предсказательница Ванга (1911–1996). Как и у многих других подобных людей, появлению особых способностей Ванги предшествовала травма: когда двенадцатилетняя Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял ее в воздух и отнес далеко в поле. Там ее завалило ветками и песком, глаза у Ванги болели, и вскоре она ослепла. Через некоторое время у нее обнаружились «необычайные» способности. Она могла рассказать человеку его прошлое, открыть подробности, которые не знали даже близкие, определяла заболевания людей, часто предсказывала будущее. Свои способности она сама считала Божиим даром.

Кто же именно открывал ей сокрытые от простых смертных тайны?

Своей племяннице Красимире Стояновой Ванга объясняла, что видит высшие силы как прозрачные фигуры, подобно человеческим отражениям в воде, но чаще слышит их голос. Красимира Стоянова написала о своей тетушке несколько книг и в одной из них сообщает следующее:

Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность

Конечно, подобный вид обольщения – исключительный. Обыкновенно же люди претыкаются на самых мелких вещах: получше обустроить земную жизнь, забывая о собственной бессмертной душе; возводить на первое место себя и свои успехи, полностью игнорируя скорби и страдания ближних. Цель диавола – посеять в людях злобу, самооправдание и недоверие Богу. Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность: человек надумывает себе целые истории в связи с отдельными обстоятельствами собственной жизни, а в болезнях и неудачах видит не проявление Промысла Божия, а магическое наваждение недоброжелателя.

Но вот есть одна такая истина, которую стоило бы знать. Душе больше всего вредит непримиримая вражда к другим людям, и именно она чаще всего заставляет думать о колдовстве со стороны своего врага. Обычно в порче или колдовстве подозревают дальнего родственника, соседа, сотрудника по работе. Таким образом, создается пугливо-оккультное мировоззрение, в котором личные беды соединяются с обидой на предполагаемого зложелателя, в итоге христианство вытесняется из нашей бытовой, повседневной жизни мыслями о заговорах и поиском магической же защиты от них.

У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные советы считающим, что их “сглазили”

У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные в этой связи рассуждения:

Получается удивительная вещь: подлинным нападением врага является не чье-то колдовство или порча, а мнение о том, что приключившаяся беда наведена на тебя колдовством. В отношении же всех вообще искушений падших ангелов хочется напомнить слова Священного Писания: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11).

1 Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста // Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 7. Кн. 1. М., 1993. С. 318.

2 Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского. Т. 12. Декабрь. Минск, 2004. С. 1023.

3 Евагрий, авва. Наставления о подвижничестве // Добротолюбие. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 630–631.

4 Афанасий Великий, святитель. Житие преподобного отца нашего Антония // Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4-х т. Т. 3. М., 1994. С. 207.

5 Стоянова Красимира. Ванга ясновидящая и исцеляющая. М., 1998. С. 11–12.

8 Паисий Святогорец. Слова. Т. 3. Духовная брань. М., 2003. С. 204–205.

Источник

Бес может жить лишь в теле человека

схи­ар­хи­манд­рит Авраам,
духов­ник Ново-Тих­вин­ского жен­ского мона­стыря

и Свято-Кось­мин­ской пустыни

Сего­дняш­няя беседа несколько необычна – в ней отец Авраам отве­чает на вопросы о темных силах, о том, какое вли­я­ние они имеют на нашу жизнь, под кого мас­ки­ру­ются и как к ним пра­вильно отно­ситься.

– Батюшка, мне кажется, что мы сильно пре­уве­ли­чи­ваем уча­стие злых духов в нашей жизни: сами создаем себе какую-то ситу­а­цию, а потом гово­рим, что это «иску­ше­ние от демо­нов».

– Иногда дей­стви­тельно может быть такое, что вино­ваты только мы сами, а вину сва­ли­ваем на демо­нов.

Все помнят исто­рию из Отеч­ника о том, как некий монах в Страст­ную пят­ницу жарил в келье яйцо на свечке. А когда игумен застал его за этим заня­тием и монах начал оправ­ды­ваться: меня-де бес иску­сил, то демон из угла закри­чал: «Не верь ему, отче, я сам див­люсь его лукав­ству!»

С другой сто­роны, недо­оце­ни­вать вли­я­ния демо­нов на наши мысли и поступки никак нельзя. Это вли­я­ние гораздо больше, чем многие при­выкли думать.

Любой чело­век одно­вре­менно пре­бы­вает в двух мирах: телом — в мире веще­ствен­ном, душой — в мире духов­ном. Духов­ную жизнь в широ­ком смысле слова ведет даже атеист, кото­рый отри­цает само суще­ство­ва­ние духа. Он не верит в темные силы, но, сам того не пони­мая, обща­ется с ними, при­ни­мает их вну­ше­ния, иногда ста­но­вится их слепым ору­дием. Ему кажется, будто он сво­бо­ден от «рели­ги­оз­ных пред­рас­суд­ков» и живет сам по себе, но это иллю­зия.

Глав­ный хри­сти­ан­ский подвиг — трез­ве­ние — направ­лен именно на то, чтобы вни­ма­тельно сле­дить за жизнью своего духа, ограж­дать себя от злых помыс­лов, все­ва­е­мых демо­нами, очи­щать свой ум. Когда мы смот­рим умствен­ным оком внутрь себя, погру­жа­емся в таин­ствен­ный духов­ный мир, то видим, что в нашей душе при­сут­ствуют жела­ния и чув­ства, совер­шенно нам чуждые, и ясно ощу­щаем на нас некое посто­рон­нее вли­я­ние. Чело­век, кото­рый только при­сту­пает к подвигу очи­ще­ния своей души, как под­сле­по­ва­тый: он видит демо­нов только тогда, когда они, так ска­зать, подо­шли уже близко. Люди же опыт­ные в духов­ной жизни видят при­бли­же­ние демо­нов к душе изда­лека, и могут вовремя огра­дить свой ум молит­вой.

Читают ли демоны мысли чело­века?

– Об этом пишет пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Демоны не знают мыслей чело­века, но они, без­условно, знают те мысли, кото­рые сами этому чело­веку вну­шили. Опять же, они не могут знать, при­няли мы эти мысли или нет, но дога­ды­ва­ются об этом по нашим дей­ствиям.

Допу­стим, вну­шили чело­веку блуд­ный помы­сел, и он начал гля­деть на лицо про­ти­во­по­лож­ного пола: ага, значит принял. Вну­шили помы­сел гнева, чело­век рас­крас­нелся, стал махать кула­ками (я, конечно, утри­рую) — значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собе­сед­ника, можем дога­даться, согла­сен он с нами или нет, то тем более могут дога­даться об этом демоны.

Что каса­ется помыс­лов от Бога или каких-то есте­ствен­ных, то они могут дога­даться о них по нашему пове­де­нию, но в точ­но­сти знать их не могут.

Может ли бес войти в чело­века?

– Если гово­рить об этом совер­шенно бук­вально, то внутрь чело­ве­че­ской души бес войти не может, туда может про­ник­нуть только Гос­подь сверхъ­есте­ствен­ным Боже­ствен­ным дей­ствием.

Бес может жить лишь в теле чело­века, овла­де­вая до той или иной сте­пени его душев­ными или телес­ными про­яв­ле­ни­ями, т.е. либо бес­но­ва­тый чело­век изредка под­вер­га­ется при­пад­кам, либо пол­но­стью теряет кон­троль над собой.

Бес может войти в тело чело­века под дей­ствием кол­дов­ства — если, конечно, чело­век не при­бе­гает к помощи Божией, не испо­ве­ду­ется, не при­ча­ща­ется, не молится. А может быть и какое-то попу­ще­ние Божие, для вра­зум­ле­ния.

С Мото­ви­ло­вым, близ­ким уче­ни­ком и духов­ным чадом пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, про­изо­шел такой случай. После кон­чины пре­по­доб­ного он соби­рал све­де­ния о его жизни и чуде­сах. И между прочим нашел повест­во­ва­ние о том, как пре­по­доб­ный Сера­фим исце­лил бес­но­ва­тую девицу. Он поду­мал: «Ну, в меня бес нико­гда не войдет, потому что я часто при­ча­ща­юсь». И как только он это про себя про­из­нес, его оку­тало темное облако и стало про­ни­кать внутрь него, несмотря на его сопро­тив­ле­ние. На про­тя­же­нии недели он испы­ты­вал жуткие адские муче­ния. Потом, по молит­вам его духов­ника, архи­епи­скопа Анто­ния Воро­неж­ского, по молит­вам, кото­рые совер­ша­лись во всех мона­сты­рях и церк­вях Воро­нежа, мука пре­кра­ти­лась, но окон­ча­тельно он исце­лился только через трид­цать лет, с обре­те­нием мощей свя­ти­теля Тихона Воро­неж­ского. Кстати скажу, что свя­ти­тель Тихон для демо­нов очень стра­шен. У меня была одна зна­ко­мая бес­но­ва­тая жен­щина, кото­рая не могла слы­шать даже его имени. Когда при ней даже вскользь упо­ми­нали имя свя­ти­теля Тихона, ее сразу начи­нало кор­чить.

– Откуда берут свою силу люди, обла­да­ю­щие сверхъ­есте­ствен­ными спо­соб­но­стями, — экс­тра­сенсы, про­ри­ца­тели, про­зор­ливцы? Их даро­ва­ния от Бога или от дья­вола?

– Экс­тра­сенсы — это люди, нахо­дя­щи­еся в пре­ле­сти. Сами они, чаще всего, думают, что обща­ются с Богом, кос­ми­че­скими энер­ги­ями или умеют извле­кать из себя какую-то силу и таким обра­зом помо­гать другим людям. Но на самом деле для того, чтобы тво­рить чудеса от Бога, необ­хо­димо вести осо­бен­ную духов­ную жизнь, святую. С точки зрения пра­во­сла­вия, экс­тра­сенсы нахо­дятся в обще­нии с нечи­стыми духами. Если они как будто бы и исце­ляют, то эти «исце­ле­ния», во-первых, при­но­сят страш­ный вред им самим, а во-вторых, могут повре­дить и тем, кого они лечат, — и душевно, и даже телесно. Конечно же, при­бе­гать к помощи экс­тра­сен­сов нельзя, это все равно, что про­сить о помощи самих демо­нов, кото­рые ищут только нашей гибели.

Что каса­ется даров про­ро­че­ства и про­зор­ли­во­сти, то они, конечно же, бывают и от Бога — но в наше время встре­ча­ются крайне редко. Чаще встре­ча­ется другое явле­ние — ложная про­зор­ли­вость, ложные про­ри­ца­ния. Демоны ведь потому и названы обо­льсти­те­лями, что умеют обма­ны­вать. Они под­де­лы­вают свои дей­ствия под дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати, пыта­ются под­де­лать и бла­го­дат­ное уте­ше­ние, уте­ше­ние от Духа Свя­того. Они могут пока­зы­вать и виде­ния; могут, как суще­ства очень про­ни­ца­тель­ные, уга­ды­вать буду­щее. Могут создать ложную про­зор­ли­вость: одному чело­веку вну­шить какую-то мысль, а дру­гому, кото­рому хотят создать славу про­зор­ливца, открыть ее. Часто они откры­вают такому «про­зор­ливцу» грехи других людей — а кто знает грехи, как не демон, кото­рый сам на них и под­стре­кал? Поэтому, встре­ча­ясь с каким-нибудь чело­ве­ком, име­ю­щим славу про­рока, надо быть очень осто­рож­ным.

Одна моя зна­ко­мая рас­ска­зы­вала, как ходила к неко­ему «про­зор­ли­вому» батюшке, кото­рый на деле ока­зался просто пре­льщен­ным. Так вот, когда он бесе­до­вал с людьми, то у них под­ни­ма­лась тем­пе­ра­тура, до 37, даже 38 гра­ду­сов, они начи­нали как бы пылать. У них при этом не было ника­кого сер­деч­ного уте­ше­ния, пока­я­ния, реши­мо­сти испра­вить свою жизнь, было просто такое вот ощу­ще­ние. И они по неопыт­но­сти решали, что этот чело­век бла­го­дат­ный. А что в этом, соб­ственно, было бла­го­дат­ного? Ну, стало тебе жарко — и что? В при­сут­ствии этого же чело­века был такой харак­тер­ный случай. Несколько людей сидели, ждали его. Он им назы­вал их грехи, а подойдя к одной жен­щине-мирянке, спро­сил: «Ты почему ни о чем не дума­ешь?» А она сидела, моли­лась про себя Иису­со­вой молит­вой. Что это значит? Это значит, что она при помощи молитвы отго­няла те мысли, кото­рые ей демоны вну­шали, и этот «про­зор­ли­вец», есте­ственно, уже ничего ска­зать не мог.

А как объ­яс­нить спо­соб­но­сти людей вроде Дэвида Коп­пер­фильда? Ведь он летал перед пуб­ли­кой, про­хо­дил сквозь Китай­скую стену, все это было под­твер­ждено совре­мен­ной аппа­ра­ту­рой.

– Может быть, он чаро­дей, нас этим не уди­вишь. Ну, про­хо­дит он сквозь стену — поду­ма­ешь, мы и не про такое знаем. Допу­стим, чаро­дей Кинопс, с кото­рым духовно боролся Иоанн Бого­слов, мог про­быть много часов под водой. Но когда апо­стол Иоанн помо­лился, демоны оста­вили этого кол­дуна, и он, погру­зив­шись в воду, оттуда уже не вышел. Симон Волхв, как мы знаем из книги Деяний, под­ни­мался в воздух и летал. А когда демоны пере­стали ему помо­гать, он упал с боль­шой высоты и раз­бился.

Все это дела­ется нечи­стой силой, и для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина тут нет ничего уди­ви­тель­ного. Когда придет анти­христ, он сотво­рит гораздо боль­шие и страш­ные чудеса, не то что этот фокус­ник.

А может быть, такие люди — просто обык­но­вен­ные факиры. Мало ли что там под­твер­ждает совре­мен­ная аппа­ра­тура. Это могут делать просто ради денег. Люди в наше время верят в науку, вот им и рас­ска­зы­вают про аппа­ра­туру — так же, как в реклам­ных роли­ках «научно» дока­зы­вают, чем одна зубная паста лучше другой.

Как отно­ситься к ино­пла­не­тя­нам и парал­лель­ным мирам?

– Как отно­ситься? Кино поменьше смот­реть, и все. А то там есть все что угодно: и парал­лель­ные миры, и пер­пен­ди­ку­ляр­ные миры, и кону­со­об­раз­ные миры. Насмот­ришься, будешь потом искать кон­так­тов с вне­зем­ной циви­ли­за­цией. Придет к тебе кто-нибудь с рогами и скажет: «Я из кону­со­об­раз­ного мира. Ино­пла­не­тя­нин».

Сове­тую по этому вопросу почи­тать книгу отца Сера­фима Роуза «Пра­во­сла­вие и рели­гия буду­щего». В ней пре­красно об этом гово­рится. Конечно, ино­пла­не­тяне — это бесов­щина. В древ­но­сти демоны пре­льщали людей через идолов, через ложные чудеса, а в наше время явля­ются под видом ино­пла­не­тян. Я не буду подробно об этом рас­ска­зы­вать. Об этом, повторю, очень хорошо гово­рит отец Сера­фим Роуз, он убе­ди­тельно дока­зы­вает, что это явле­ние именно бесов­ского харак­тера.

– Что за суще­ства бара­башки? Могут ли они при­не­сти какой-то реаль­ный вред?

– Бара­башки — это просто бесы, кото­рые сму­щают людей, устра­и­вая всякие фокусы: стучат лож­ками или еще чем-нибудь. Это явле­ние вполне объ­яс­ни­мое и, к сожа­ле­нию, довольно частое. Поэтому я, когда освя­щал квар­тиры, то добав­лял к чину освя­ще­ния молитву «О доме, кото­рый терпит нава­жде­ние от злых духов». Конечно, если чело­век не молится, не при­бе­гает к помощи цер­ков­ных обря­дов и таинств, то он не имеет от этих нава­жде­ний бла­го­дат­ной защиты. Впро­чем, бывает и наобо­рот: чело­век живет вни­ма­тель­ной жизнью, усердно молится, а бесы его пугают: стучат, сви­стят, могут крик­нуть или чем-нибудь зашур­шать. Это такое мелкое хули­ган­ство. Но, однако же, это мелкое хули­ган­ство многих при­во­дит в жуткий страх, у людей стынет кровь в жилах.

Думаю, если в таких слу­чаях вести себя разумно, не обра­щать на эти выходки вни­ма­ния и молиться как ни в чем не бывало, то все посте­пенно прой­дет. Мой духов­ник рас­ска­зы­вал про себя такую исто­рию: «Проснулся я, а на плече у меня змея — я пере­вер­нулся на другой бок и дальше стал спать». Вот и все, а если будешь пугаться, то на тебе будет и змея, и много змей, и все, что угодно. Ну, стучит кто-то — и пусть себе стучит. Поду­ма­ешь, какая раз­ница: сосед дядя Вася в стенку посту­чал или бес какой-нибудь, — резуль­тат-то один и тот же.

Когда нахо­жусь на молитве одна и в тем­ноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боко­вым зре­нием вижу около себя какое-то дви­же­ние. Как бороться с этим нава­жде­нием?

– Такое про­ис­хо­дит от мало­ду­шия и мало­ве­рия. Когда чело­век нахо­дится в уеди­не­нии, молится или читает духов­ную лите­ра­туру, то демоны, есте­ственно, это нена­ви­дят и пыта­ются сму­тить и отвлечь от молитвы. А ему надо ста­раться вести себя совер­шенно сво­бодно, смело, и пре­зи­рать какие-либо вну­ше­ния. Когда кажется, будто ты боко­вым зре­нием что-то видишь, не при­да­вай этому зна­че­ния. Если под­да­ваться этим вну­ше­ниям врага, то он будет больше и больше насе­дать. И не смот­реть боко­вым зре­нием: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повер­нуться туда и уви­деть, что на самом деле там никого нет.

Подвиж­ники пре­зи­рали демо­нов, даже когда те явля­лись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, напри­мер, пре­по­доб­ный Фила­рет Глин­ский рас­ска­зы­вал о себе: одна­жды, когда он стоял на келей­ном пра­виле, вдруг появи­лась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обра­щал на нее вни­ма­ния, про­дол­жал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощ­ным, никто и не явится, только будем силы тра­тить на пустые пере­жи­ва­ния. Страшно — пере­кре­стись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избе­гать всех темных углов, то страх будет уве­ли­чи­ваться, уве­ли­чи­ваться и овла­деет тобой до такой сте­пени, что чих­нешь и сам же содрог­нешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда пом­нить о том, что без Божия попу­ще­ния с нами ничего про­изойти не может, а Гос­подь нико­гда не попу­стит иску­ше­ния выше наших сил. Бояться демо­нов надо, но в каком смысле? Стра­шиться, чтобы не под­да­ваться их вну­ше­ниям, не испол­нять их волю и не ока­заться вместе с ними про­тив­ни­ками Божи­ими. А если мы ста­ра­емся жить по Еван­ге­лию, если всей душой пре­даны Гос­поду, то нам никто не стра­шен. Как гово­рит апо­стол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Источник

Бес, бесы

Бес, бе́сы (иначе: демоны, черти, нечи­стые, лука­вые, падшие духи, злые духи, диа­волы) – сво­бодно-разум­ные бес­плот­ные суще­ства, бывшие неко­гда свет­лыми анге­лами, но взбун­то­вав­ши­еся против Бога и отпав­шие от Него, в резуль­тате чего были изгнаны с небес.

что такое бесы в православии. Смотреть фото что такое бесы в православии. Смотреть картинку что такое бесы в православии. Картинка про что такое бесы в православии. Фото что такое бесы в православии

Исто­рия гре­хо­па­де­ния анге­лов объ­яс­няет про­ис­хож­де­ние зла в сотво­рен­ном мире.

Отри­ца­ние бытия злых духов как личных и разум­ных существ неиз­бежно при­во­дит к отри­ца­нию гре­хо­па­де­ния и, сле­до­ва­тельно, искуп­ле­ния.

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский писал, что упор­ное неве­рие в бытие злых духов – это насто­я­щее бес­но­ва­ние, так как идет напе­ре­кор Боже­ствен­ному Откро­ве­нию. Тот, кто отри­цает злых духов, уже погло­щен диа­во­лом.

Паде­ние анге­лов и их нынеш­нее состо­я­ние

Согласно Свя­щен­ному Пре­да­нию, име­ю­щему осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии ( Откр.12:7-9 ; Ис.14:11-15 ), один из высших анге­лов Бога – Люци­фер, вос­стал против Него и увлек за собой вели­кое мно­же­ство небес­ных сил, после чего он стал диа­во­лом, а они – злыми духами. О вре­мени их паде­ния неиз­вестно ничего, кроме того, что оно про­изо­шло до гре­хо­па­де­ния первых людей.

Цер­ков­ное учение гово­рит о том, что «все они сотво­рены Богом доб­рыми, ибо то, что Бог сотво­рил, было сотво­рено добрым. Но они стали злыми по своей воле, как сви­де­тель­ствует Гос­подь наш об их началь­нике: „Он был чело­ве­ко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи” ( Ин. 8:44 ). Они вожди вся­кого нече­стия, посто­ян­ные хули­тели Боже­ствен­ного Вели­чия, обман­щики чело­ве­че­ских душ, и они, и их орудия, согласно Писа­нию: „Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить” ( 1Пет. 5:8 ) (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопр. 21).

Обще­ство падших духов имеет стро­гую иерар­хи­че­скую струк­туру с под­чи­не­нием кня­зьям тьмы. Во главе нахо­дится сатана. В эту струк­туру вовле­чены и земные сооб­ще­ства людей, пре­дав­шихся воле злых духов и слу­жа­щих им.

Страш­ное состо­я­ние демо­нов свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) опи­сы­вает так: «Плот­ское муд­ро­ва­ние в обла­сти духов полу­чило обшир­ней­шее, полное раз­ви­тие, какого оно только может достиг­нуть. Глав­ней­ший грех их – исступ­лен­ная нена­висть к Богу, выра­жа­ю­ща­яся страш­ным, непре­стан­ным бого­хуль­ством. Они воз­гор­ди­лись над Самим Богом; покор­ность Богу, есте­ствен­ную тварям, они пре­вра­тили в непре­ры­ва­ю­ще­еся про­ти­во­дей­ствие, в непри­ми­ри­мую вражду. Оттого паде­ние их глу­боко и язва вечной смерти, кото­рою они пора­жены, неис­це­лима. Суще­ствен­ная страсть их – гор­дость; они пре­об­ла­да­ются чудо­вищ­ным и глупым тще­сла­вием; нахо­дят насла­жде­ние во всех видах греха, вра­ща­ются посто­янно в них, пере­ходя от одного греха к дру­гому. Они пре­смы­ка­ются и в среб­ро­лю­бии, и в чре­во­объ­яде­нии, и в пре­лю­бо­де­я­нии. Не имея воз­мож­но­сти совер­шать плот­ские грехи телесно, они совер­шают их в меч­та­нии и ощу­ще­нии; они раз­вили в себе эти неесте­ствен­ные им пороки несрав­ненно более, нежели сколько они могут быть раз­ви­тыми между чело­ве­ками».

Несмотря на свое паде­ние, бесы сохра­нили все свой­ства своей ангель­ской при­роды, так что они обла­дают созна­нием, высо­ким интел­лек­том, памя­тью, чув­ствами, имеют само­со­зна­ние, бес­плотны, мгно­венно пере­ме­ща­ются в про­стран­стве, хотя и огра­ни­чены в нем, спо­собны, при попу­ще­нии Божьем, пре­об­ра­жаться в тот вид, в какой захо­тят.

Место оби­та­ния падших духов

Одно из мест оби­та­ния бесов в Свя­щен­ном Писа­нии назы­ва­ется «адом», «пре­ис­под­ней» или «без­дной». Однако есть и другие места их оби­та­ния. В Новом Завете, гово­рится о «духах злобы под­не­бес­ной» и о диа­воле как о «князе, гос­под­ству­ю­щем в воз­духе» ( Еф.6:12;2:2 ). Эти слова свт. Феофан Затвор­ник тол­кует так: «Обык­но­вен­ный.. образ пере­вода и пони­ма­ния сего слова «под­не­бес­ный» озна­чает, что духи витают между небом и землей – в воз­духе, и как воздух обни­мает нас повсюду, так повсюду окру­жают нас и духи злобы, и непре­станно при­ра­жа­ются к нам, как комары в сыром месте».

В чем отли­чие гре­хо­па­де­ния анге­лов от гре­хо­па­де­ния людей?

В отли­чие от диа­вола, чело­век «согре­шил не сам собой, но по нау­ще­нию врага, диавол же согре­шил само­про­из­вольно, безо вся­кого чужого нау­ще­ния, и, кроме того, в срав­не­нии с чело­ве­ком имел более высо­кие даро­ва­ния и каче­ства», – пишет свт. Димит­рий Ростов­ский. Грех падших анге­лов повре­дил им самим. По своим послед­ствиям этот грех не похож на грех пер­во­род­ный, совер­шен­ный Адамом и Евой. Ангелы, согре­шив­шие после Люци­фера, пали через его пример и вли­я­ние. Ангелы, сохра­нив­шие вер­ность Богу, оста­лись доб­рыми и не сде­ла­лись склон­ными ко злу. В Адаме и Еве в резуль­тате греха повре­ди­лось само чело­ве­че­ское есте­ство, и все их потомки (исклю­че­ние – Гос­подь Иисус Хри­стос) рож­да­лись зара­жен­ными грехом и повре­жден­ными по душе и по телу, со склон­но­стью ко злу. Таким обра­зом, грех пра­ро­ди­те­лей нало­жил отпе­ча­ток на весь чело­ве­че­ский род.

Воз­можно ли пока­я­ние для бесов и, если нет, то почему?

Цер­ков­ное учение сви­де­тель­ствует о том, что бесы нико­гда не будут вос­ста­нов­лены в своем досто­ин­стве свет­лых анге­лов и не станут снова слу­жить Богу.

Учение о невоз­мож­но­сти пока­я­ния и вос­ста­нов­ле­ния для бесов в их нынеш­нем поло­же­нии, явля­ется дог­ма­ти­че­ским и осно­ван­ным на Слове Божием: «Поскольку же они осуж­дены навечно, они нико­гда не смогут стать при­част­ни­ками Боже­ствен­ной бла­го­дати, как ска­зано: „Идите от Меня, про­кля­тые, в огонь вечный, уго­то­ван­ный диа­волу и анге­лам его” ( Мф.25:41 )» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопр. 21). Падшие ангелы соблю­да­ются Богом «в вечных узах, под мраком, на суд вели­кого дня» ( Иуд.1:6 ).

Дея­тель­ность падших духов в мире людей

Падшие духи стре­мятся к рас­про­стра­не­нию своего цар­ства в этом мире и к тому, чтобы погу­бить мак­си­маль­ное коли­че­ство людей. Они борются за осу­ществ­ле­ние своих целей, как на обще­ствен­ном, так и на инди­ви­ду­аль­ном уровне.

При­ме­рами дея­тель­но­сти бесов служат иску­ше­ние пра­ро­ди­те­лей и уста­нов­ле­ние духов­ной власти над госу­дар­ствами. Сатана сам гово­рит, что власть над зем­ными цар­ствами при­над­ле­жит ему ( Мф.4:8–9 ). Хотя он и пре­уве­ли­чи­вает, тем не менее, его власть зна­чи­тельна, потому как Гос­подь назвал его «князем мира сего» ( Ин.12:31 ). Язы­че­ство явля­ется одним из самых могу­ще­ствен­ных средств рас­про­стра­не­ния цар­ства диа­вола. Бесов­ское вли­я­ние в нашем мире про­яв­ля­ется через раз­лич­ные сата­нин­ские учения, оккуль­тизм, ереси, рас­колы и другие раз­но­об­раз­ные иска­же­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, попытки одо­леть Цер­ковь Хри­стову. Падшие духи про­ти­во­дей­ствуют рас­про­стра­не­нию Еван­ге­лия ( Мф.13:19 ). Осо­бенно же цар­ство диа­вола уси­лится при конце мира, когда сатана будет осво­бож­ден из своей тем­ницы ( Откр.20:7 ).

Помимо попы­ток реа­ли­за­ции гло­баль­ных планов, падшие духи воз­дей­ствуют и на каж­дого чело­века инди­ви­ду­ально. До кре­ще­ния каждый чело­век нахо­дится в их власти. После при­ня­тия кре­ще­ния и вступ­ле­ния в Пра­во­слав­ную Цер­ковь чело­век полу­чает воз­мож­ность осво­бо­диться от власти злых духов, при усло­вии, что он будет непре­рывно вести про­ти­во­сто­я­ние им ( Еф.6:12 ). Бесов­ское воз­дей­ствие на чело­века мно­го­об­разно. Бесы могут воз­дей­ство­вать на душу чело­века, напри­мер, ослеп­ляя ум и делая его неспо­соб­ным видеть и вос­при­ни­мать истину. Могут воз­дей­ство­вать на волю, воз­буж­дая пороч­ные жела­ния; на чув­ства, вызы­вая в чело­веке недоб­рые чув­ства. Бесы осо­бенно любят вну­шать чело­веку дурные мысли, так, чтобы они пред­став­ля­лись порож­ден­ными созна­нием самого чело­века. Злые духи могут иметь воз­дей­ствие и на чело­ве­че­ское тело, что может слу­жить при­чи­ной болез­ней и раз­лич­ных рас­стройств (см.: Мф.9:32;9:28 ; Лк.13:11–16 ). Нечи­стые духи спо­собны и на физи­че­ское наси­лие (см.: Деян.19:16 ). Они могут иметь воз­дей­ствие и на внеш­нее бла­го­по­лу­чие людей, как это было, напри­мер, с мно­го­стра­даль­ным Иовом. Вместе с тем, демоны также готовы наобо­рот, дать чело­веку вре­мен­ные блага (напри­мер, «исце­лить» болезнь или мате­ри­ально обо­га­тить) в обмен на власть над его душой. Поэтому Цер­ковь предо­сте­ре­гает от вся­кого обра­ще­ния к силам зла, неза­ви­симо от того, в какой тяже­лой жиз­нен­ной ситу­а­ции чело­век или его близ­кие нахо­дятся в данный момент.

Обычно злые духи дей­ствуют неза­метно для чело­века, однако они могут иску­шать людей, пред­ста­вая перед ними в чув­ствен­ных обра­зах. Так, иску­шая пра­ро­ди­те­лей, сатана дей­ство­вал в образе змея (по другой версии: вещал через змея). Бесы неод­но­кратно иску­шали подвиж­ни­ков, явля­ясь им в визу­аль­ных формах, о чем есть масса сви­де­тельств в житий­ной лите­ра­туре и раз­лич­ных пате­ри­ках. Одним из спо­со­бов бесов­ского обо­льще­ния, по словам свт. Иоанна Зла­то­уста, явля­ется вера в блуж­да­ю­щих при­ви­де­ний. Апо­стол Павел сви­де­тель­ствует, что сатана «при­ни­мает вид Ангела света» ( 2Кор.11:14 ), так что зло может дей­ство­вать обма­ном под видом добра. См. пре­лесть духов­ная.

Наи­бо­лее явно для окру­жа­ю­щих вли­я­ние бесов на чело­века выра­жа­ется в бес­но­ва­нии (одер­жи­мо­сти). Бес­но­ва­ние под­ра­зу­ме­вает силь­ней­шую сте­пень пле­не­ния чело­века демо­ном. В этом случае демон может исполь­зо­вать раз­лич­ные спо­соб­но­сти своей жертвы, в том числе речь.

Одер­жи­мость может быть выра­жена до чрез­вы­чай­но­сти сильно, как это было, напри­мер, с гада­рин­скими бес­но­ва­тыми, кото­рые не вла­дели собой (см.: Мф.8 ). Но она может иметь и более легкую форму, харак­те­ри­зу­е­мую пери­о­ди­че­скими при­пад­ками, как это было с бес­но­ва­тым отро­ком, кото­рому не могли помочь уче­ники Спа­си­теля (см.: Мф.17 ). В неко­то­рых тяже­лых слу­чаях для изгна­ния из чело­века злого духа может потре­бо­ваться чин экзор­цизма, совер­ша­е­мый свя­щен­ни­ком по бла­го­сло­ве­нию архи­ерея. При этом нужно пони­мать, что само по себе состо­я­ние бес­но­ва­ния не явля­ется при­зна­ком буду­щего осуж­де­ния чело­века на вечные муки.

При всем этом, хри­сти­а­нину важно пони­мать, что, согласно цер­ков­ному учению, «демоны не могут при­ме­нять какое-либо наси­лие ни к одному чело­веку или дру­гому суще­ству, если им не попу­щено Богом, как сви­де­тель­ствует Писа­ние: “Бесы про­сили Его: если выго­нишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите” ( Мф.8:31-32 ). Также каж­дому сле­дует знать и то, что они не могут заста­вить чело­века согре­шить, а только обо­льщают его иску­ше­нием; потому что чело­век наде­лен сво­бод­ной волей, и его сво­боде даже Сам Бог не делает какого-либо наси­лия или при­нуж­де­ния» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопрос 21). Отсюда сле­дует важный вывод, кото­рый прп. Ана­ста­сий Синаит изла­гает так: «Диавол никого не понуж­дает, но только тайно засе­вает [в нас] семена [зла]. Пороч­ный же навык понуж­дает чело­века [ко злу и делает] так, что он ста­но­вится все более и более лука­вым и [даже в своей гре­хов­но­сти] более силь­ным, чем [сам] диавол. Поэтому сле­дует [все грехи] вме­нять в вину самому себе».

Как про­ти­во­сто­ять бесов­ским иску­ше­ниям и козням?

Веру­ю­щие в Гос­пода Иисуса Христа имеют особые сред­ства для того, чтобы про­ти­во­сто­ять иску­ше­ниям – это пост и молитва: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк.9:29 ). Могу­ще­ствен­ным сред­ством против злых духов явля­ется при­зы­ва­ние имени Иисуса Христа. Сам Гос­подь сказал, что Его именем «будут изго­нять бесов» ( Мк.16:17 ). Необ­хо­ди­мыми сред­ствами здесь явля­ются духов­ное бодр­ство­ва­ние и трез­ве­ние (см.: 1Пет.5:8 ).

Из аске­ти­че­ской лите­ра­туры известны и многие другие спо­собы борьбы с бесами: это почи­та­ние Живо­тво­ря­щего Креста и упо­треб­ле­ние крест­ного зна­ме­ния, уча­стие в цер­ков­ных таин­ствах, исполь­зо­ва­ние святой воды и других свя­щен­ных пред­ме­тов и свя­щен­но­дей­ствий. Так, свя­тому Иоанну Востр­скому бесы при­зна­ва­лись, что более всего боятся свя­того креста, святой воды (или таин­ства Кре­ще­ния) и осо­бенно достой­ного при­ча­ще­ния Тела и Крови Хри­сто­вых. Авва Мар­келл, чьи слова пере­дает блж. Иоанн Мосх в «Луге духов­ном», гово­рил своим слу­ша­те­лям: «Поверьте мне, чада, ничто так не воз­му­щает, не бес­по­коит, не раз­дра­жает, не уязв­ляет, не уни­что­жает, не оскорб­ляет и не воору­жает против нас демо­нов и самого винов­ника зла сатану, как посто­ян­ное упраж­не­ние в псал­мо­пе­нии. Все свя­щен­ное Писа­ние полезно и чтение его немало при­чи­няет непри­ят­но­сти демону, но ничто столь не сокру­шает его, как Псал­тирь. Подобно тому, как среди народа – если одна часть его про­слав­ляет царя, другая не оскорб­ля­ется этим, не воору­жа­ется против про­слав­ля­ю­щих и только, под­верг­шись оскорб­ле­ниям, воз­му­ща­ется и под­ни­мется против них, так и демоны: они не столько огор­ча­ются и воз­му­ща­ются чте­нием св. Писа­ния, как пением псал­мов. Упраж­ня­ясь в псал­мо­пе­нии, мы с одной сто­роны воз­но­сим молитву Богу, с другой – про­кли­наем диа­вола».

Вообще, для того чтобы быть недо­ступ­ным дей­ствию злых сил, надо жить насто­я­щей хри­сти­ан­ской жизнью, регу­лярно испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться Святых Хри­сто­вых Таин и ста­раться испол­нять запо­веди Божии.

Говоря о духов­ной брани с диа­во­лом, свт. Иоанн Зла­то­уст сове­тует: «Нам нужны щит веры, шлем спа­се­ния и меч духов­ный, чтобы не только не потер­петь нам зла, но, если диавол захо­чет напасть на нас, отсечь ему голову; нам нужны непре­стан­ные молитвы, чтобы попрать его ногами. Диавол бес­сты­ден и нагл; к тому же напа­дает снизу, однако, и таким спо­со­бом побеж­дает. А при­чина этого та, что мы сами не ста­ра­емся ока­заться выше его ударов: ведь он не может под­няться высоко, но пре­смы­ка­ется по земле, и потому змей есть его образ. А если Бог такое указал ему место в начале, тем более таков он ныне. Если же ты не знаешь, что значит напа­дать снизу, я попы­та­юсь объ­яс­нить тебе способ такой борьбы. Итак, что значит напа­дать снизу? Одо­ле­вать посред­ством земных вещей, посред­ством удо­воль­ствий, богат­ства и всего житей­ского. Потому, если диавол увидит, что кто-нибудь парит к небу, то, во-первых, он не может наско­чить на него, а во-вторых, если и реша­ется, то быстро сам упадет: ведь он не имеет ног – не бойся, не имеет и кры­льев – не стра­шись, он пол­зает только по земле и пре­смы­ка­ется среди земных дел. Пусть же у тебя не будет ничего общего с землей, тогда тебе не потре­бу­ется и труда. Диавол не умеет сра­жаться открыто, но, как змей, скры­ва­ется в тер­ниях, часто таясь в пре­ле­сти богат­ства. Если ты посе­чешь это терние, то он, тотчас придя в робость, убежит, а если ты умеешь заго­во­рить его боже­ствен­ными закли­на­ни­ями, то тотчас ранишь его. Есть у нас духов­ные закли­на­ния – имя Гос­пода нашего Иисуса Христа и сила Креста. Это закли­на­ние не только изго­няет дра­кона из его лого­вища и ввер­гает в огонь, но даже исце­ляет раны».

Знают ли бесы наши мысли, а также буду­щее?

Отве­чая на этот вопрос, прп. Исидор Пелу­сиот гово­рит, что «диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исклю­чи­тельно при­над­ле­жит одной силе Божией, но по телес­ным дви­же­ниям улов­ляет он думы. Увидит ли, напри­мер, что иной пыт­ливо смот­рит и насы­щает глаза чуж­дыми кра­со­тами? Вос­поль­зо­вав­шись его устро­е­нием, тотчас воз­буж­дает такого чело­века к пре­лю­бо­де­я­нию. Увидит ли одо­ле­ва­е­мого чре­во­уго­дием? Тотчас живо пред­ста­вит ему стра­сти, порож­да­е­мые чре­во­уго­дием и достав­ляет слу­жа­щее к при­ве­де­нию наме­ре­ния своего в дей­ствие. Поощ­ряет к разбою и непра­вед­ному при­об­ре­те­нию». Прп. Иоанн Лествич­ник также пишет, что бесы не знают наших помыс­лов: «Не удив­ляйся тому, что бесы тайным обра­зом вла­гают нам часто и добрые помыш­ле­ния, а потом про­ти­во­ре­чат им дру­гими помыс­лами. Сии враги наши наме­рены только убе­дить нас этою хит­ро­стию, что они знают и сер­деч­ные наши помыш­ле­ния».

Отно­си­тельно же знания буду­щего прп. Иоанн Дамас­кин сооб­щает, что его «не знают ни Ангелы Божии, ни демоны; однако они пред­ска­зы­вают: Ангелы, когда Бог откры­вает им и пове­ле­вает пред­ска­зы­вать; почему то, что они гово­рят, сбы­ва­ется. Пред­ска­зы­вают же и демоны: иногда, потому что видят то, что про­ис­хо­дит вдали, иногда же потому, что дога­ды­ва­ются; почему они часто и лгут, и им не должно верить, даже если они много раз и гово­рят истину таким спо­со­бом, о каком мы ска­зали. Знают же они и Писа­ния». Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) добав­ляет к этому то, что иногда «они могут пред­воз­ве­стить собы­тие, кото­рое уже пред­на­зна­чено в мире духов, но между чело­ве­ками не при­ве­дено еще в испол­не­ние: так прежде, нежели постигли пра­вед­ного Иова иску­ше­ния, попу­ще­ние этих иску­ше­ний уже было решено в совете Божием и было известно падшим духам ( Иов.1 ); так решена была на суде Божием, известна святым небес­ным силам и отвер­жен­ным анге­лам, пере­дана к испол­не­нию духу лука­вому поги­бель в сра­же­нии царя изра­иль­ского Ахава, прежде нежели царь высту­пил в поход ( 3Цар.22:19–23 ); так пред­ска­зал диавол свя­тому Иоанну, архи­епи­скопу Нов­го­род­скому, иску­ше­ние, кото­рое впо­след­ствии навел на него».

Могут ли бесы тво­рить насто­я­щие чудеса?

На осно­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния и учения святых отцов можно твердо гово­рить, что бесы не спо­собны тво­рить насто­я­щие чудеса, кото­рые совер­шает Гос­подь и Его святые, исполь­зуя боже­ствен­ную силу. Так, свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский заме­чает об анти­хри­сте: «Будучи отец лжи, он посред­ством ложных дей­ствий будет обо­льщать вооб­ра­же­ние, так что народу пред­ста­вится, будто видит вос­кре­шен­ного мерт­веца, между тем как он не вос­кре­шен, будет видеть хромых ходя­щих и слепых про­зи­ра­ю­ших, тогда как не было исце­ле­ния». Они не могут тво­рить чудеса (в пра­виль­ном пони­ма­нии этого тер­мина) даже по попу­ще­нию Божию, так как попу­ще­ние пред­по­ла­гает, что Бог не пре­пят­ствует какому-либо разум­ному суще­ству так или иначе упо­треб­лять свои есте­ствен­ные силы и спо­соб­но­сти, кото­рые у бесов, как твар­ных существ, огра­ни­чены.

Итак, те места Св. Писа­ния, где пред­став­ля­ется, что бесы или их слу­жи­тели якобы творят насто­я­щие чудеса, нужно пони­мать либо как прямое обо­льще­ние с их сто­роны, либо как совер­шен­ные при посред­стве высших, тайных для нас сил духов­ной и веще­ствен­ной при­роды, то есть есте­ствен­ные явле­ния, лишь кажу­щи­еся необык­но­вен­ными для людей.

Почему Бог попус­кает бесам иску­шать пра­вед­ни­ков?

Не имея воз­мож­но­сти куль­ти­ви­ро­вать зло в Цар­стве Небес­ном, бесы множат его среди людей. Так как Бог Сам одарил их сво­бо­дой выбора, Он попус­кает им дей­ство­вать в соот­вет­ствии с этой сво­бо­дой. Хотя Бог и не бла­го­во­лит ко грехам, однако попус­кает бесам гре­шить. Между тем, это не значит, будто бесы вольны зло­дей­ство­вать столько, сколько им поз­во­ляют их есте­ствен­ные силы. Гос­подь огра­ни­чи­вает их злую дея­тель­ность, соиз­ме­ряя это огра­ни­че­ние с целями Выс­шего Про­мысла. Ярким при­ме­ром такого рода огра­ни­че­ний во вре­мена Вет­хого Завета слу­жила исто­рия с Иовом ( Иов.1:12 )[/speaker-mute], а с наступ­ле­нием новой эпохи Сам Хри­стос про­де­мон­стри­ро­вал мно­же­ство слу­чаев укро­ще­ния бесов, изгна­ния их из людей.

Помимо назван­ной, есть ещё одна важная при­чина, по кото­рой Гос­подь доз­во­ляет демо­нам сеять соблазны среди людей. Как Пре­муд­рый Вла­дыка и Про­мыс­ли­тель, Он и злые дела обра­щает к добрым послед­ствиям. Сокру­шив ад и создав Цер­ковь, Гос­подь наде­лил её всеми необ­хо­ди­мыми сред­ствами для борьбы чело­века с вла­стью греха, в том числе с гре­хов­ными иску­ше­ни­ями, навя­зы­ва­е­мыми бесами. В рамках неви­ди­мой брани с лука­выми анге­лами подвиж­ники укреп­ля­ются духом, зака­ляют свою волю, опытно осо­знают опас­ность и мер­зость греха, цен­ность добра, нако­нец, удо­ста­и­ва­ются за свои подвиги венцов славы. Прп. Ана­ста­сий Синаит выра­жает это так: «Если не появ­ля­ется враг, то и не про­яв­ля­ются испы­тан­ные воины и [под­лин­ные] друзья царя; если нет сра­же­ния и борьбы, то нет и победы и не раз­да­ются [побе­ди­те­лям] венки и награды».

Лишь те люди, кото­рые игно­ри­руют Божьи запо­веди, или те, кто стре­мятся бороться с демон­скими ухищ­ре­ни­ями само­сто­я­тельно, не при­бе­гая долж­ным обра­зом к Богу, к содей­ствию Его Церкви, к помощи святых, могут под­пасть под их злое вли­я­ние настолько, что в итоге будут под­верг­нуты той же участи, что и их иску­си­тели, падшие духи. Они сами лишат себя вечной славы, вечной награды, веч­ного бла­жен­ства.

«Кто верит бесу, для тех он часто бывает про­ро­ком, а кто пре­зи­рает его, пред теми всегда ока­зы­ва­ется лжецом».
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *