что такое бессарабия и где находится
Южная Бессарабия: едем по Одесской области
Бессарабия – это историческая область между Черным морем и реками Дунай, Прут и Днестр, многонациональная, колоритная, где много солнца, вкусной еды и вина. Бессарабия переходила из Российской Империи в состав королевства Румыния, затем вошла в Советский Союз, с 1941 года снова включена в Румынию, а советские времена окончательно наступили здесь в 1944-м. Бессарабия сейчас – это Одесская и Черновицкая области Украины. История региона сформировала философское и немного отстраненное отношение к центральной власти: затерянный мир, который всегда на окраине. Туристическая инфраструктура развита слабо, иногда это здорово, но создает некоторые сложности: hospitality здесь про радушие, а не про стандарты (но цены на проживание совсем не низкие). К этому нужно быть готовым.
Наш маршрут пройдет от Одессы на юго-запад по области: будем пробовать много вина, сыра и бессарабской кухни, прогуляемся по Дунаю на кораблике и вдоль него по набережной, увидим две крепости (правда, одна из них нарисованная) и узнаем, куда исчезли памятники вождям пролетариата.
Знакомство большинства путешественников с Одесской областью ограничивается областным центром, но Одесская область – самая большая в Украине 33 тыс. км². Это больше, чем Израиль (22 тыс. км²) или Армения (30 тыс. км²). Южная часть области – Бессарабия – остается для многих неизвестной. До недавнего времени все рассказы о поездках в эти края сводились к ужасной дороге, которая портила все впечатления. В этом году дорогу Одесса – Рени отремонтировали, а мы расскажем, что посмотреть в окрестностях.
Стартовать удобнее всего из Одессы и ехать на авто. Из общественного транспорта ходит маршрутка № 560 в Белгород-Днестровский и Шабо (€ 2 в одну сторону). В Измаил и Вилково везут рейсовые автобусы (€ 6 в одну сторону), расписание смотри тут. Из Киева можно доехать автобусом в Вилково и Измаил (€ 13), но удовольствие сомнительное: 12 часов в дороге и все равно через Одессу. Есть поезд Киев – Измаил (от € 5).
Фото: Європейська сироварня
Село Шабо. Сыроварня и Центр культуры вина
Жизнерадостный дворик, разбросанные стога сена, фривольного вида пластиковые коровы. Дальше вольер с козочками, овечками и коровами, теперь уже настоящими и к тому же ручными. Животные чистые, сытые и общительные. Они часть шоу под названием «Европейская сыроварня».
Здесь послушаешь рассказ о производстве, посмотришь на голландское оборудование и попробуешь продукцию на дегустации (€ 5-9). Сыроварня перерабатывает 2 тонны молока в день, сыр вызревает от двух месяцев до года. Коровы с собственной фермы весь год живут на свежем воздухе. После погружения в нюансы изготовления сыр покажется тебе гораздо вкуснее, особенно с фруктами, медом, вином и красивой подачей. Да еще и с рассказами о том, как формировать и подавать сырную тарелку, как нарезать и с чем сочетать.
Идея хозяев – изменить отношение к сыру от составной части бутерброда, съеденного на ходу, к неспешному наслаждению моментом с вниманием на вид, вкус и запах. Здесь можно прикупить с собой сыра с ореховым вкусом (с пажитником) или с прованскими травами и продолжить тренировки самостоятельно.
Фото: SHABO
В 15 минутах ходьбы от сыроварни – винзавод «Шабо». Колонисты из Швейцарии выращивали виноград и делали вино здесь с 1822 года. В советские времена хозяйство удивительным образом выжило и даже в 80-е, во времена сухого закона, когда повсеместно рубили виноградники, лукавые руководители хозяйства показательно вырубили небольшой участок со старой лозой и сохранили основные площади. На территорию можно попасть только с организованной экскурсией.
Полтора часа рассказов об истории с показом фильмов выглядят слегка напыщенно, но музей интересный и хозяйство ухоженное и современное, гулять по нему радостно. Весь процесс созревания вина происходит с минимальным участием человека: вокруг все в нержавейке и датчиках, и даже дубовые бочки выглядят технологично и современно. Солидности им придают неброские логотипы, удостоверяя французское и швейцарское происхождение.
В фирменном магазине после дегустации (от € 9) вчерашние поклонники красного в тетрапаке со знанием дела выбирают модное оранжевое вино из белого винограда, выдержанное в глиняных амфорах-квеври на мезге (кожице и косточках). И граппу с коньяками – те, кого вся эта винная история не убедила.
Фото: Oleh Morhun on Unsplash
От Шабо до этого города ехать 15 минут. Самый лучший вид на крепость открывается с лимана (залива), но внутри побродить тоже интересно. Вход стоит € 2,5, студентам вполовину меньше. Кое-где можно подняться на стены, вдохнуть почти морской бриз. Представить Пушкина, смотрящего вдаль между этих же зубцов. Послушать истории про коварную дочь молдавского князя, которая была замурована в одной из башен. А еще раньше, до появления крепости, здесь бывал поэт Овидий – в древнем городе Тира, на остатки которого можно посмотреть у входа в крепость.
Постройки из потемневшего от времени камня на высоком утесе над лиманом располагают к пикнику под его стенами, тем более, что сыр и вино у тебя с собой. В крепости нехитрый набор развлечений: пострелять из арбалета, купить деревянный меч, перекусить в кафе со средневековой концепцией (глиняная посуда и хозяин в костюме Робин Гуда).
Говорят, что руководство области нацелено на включение крепости в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Путешественники надеются, что строительство нового туалета входит в этот план.
Из Одессы сюда можно заказать экскурсию, но если ты с машиной и любишь приключения, изучи карту и вперед! Дорога в Фрумушику-Нову из Одессы занимает 3,5 часа и заканчивается 20-минутным сафари по укатанной грунтовке среди нетронутой степи.
Первым гостей встречает гранитный памятник чабану высотой с пятиэтажку (17 м). На бывшем военном полигоне воссозданы традиционные молдавские, украинские, еврейские избы с палисадниками и виноградниками. Рядом пасутся черные овечки, лохматые пони выглядывают из-за сетчатого забора. Цельность картины разбивается о современный открытый бассейн с пластиковыми шезлонгами.
Но это еще не все. Во Фрумушике вырос парк-музей соцреализма, и здесь после декоммунизации окрестных городов нашли приют десятки памятников и бюстов Ленина, Дзержинского, Троцкого, Горького, Калинина, а также скульптурная группа бодрых пионеров с горном и барабаном. Все это хаотично разбросано среди высокой степной травы и производит яркое впечатление, особенно на тех, кто в детстве успел принести клятву юного пионера.
В этом музее эпохи постмодернизма собраны сотни предметов и животных, имеющих отношение к жизни в этих краях. Среди прочего – самолет-кукурузник, трактор, ткацкие приспособления, ковры, национальная одежда и посуда. В планах у хозяина высадить лавандовые поля и дополнить памятник чабану фигурой собаки.
Во Фрумушике тебе предложат продегустировать молдавскую кухню и белое вино собственного производства. Стоит попробовать плачинды, овечью брынзу, колбаски, баранину и массу других вкусных штук, названия которых ты не запомнишь. Как экзотику здесь подают варенье из зеленых помидоров. Это может показаться странной блажью в краю, где созревает такое изобилие фруктов, но странного здесь столько, что удивляться в какой то момент перестаешь. Если решишь переночевать, приготовься к тому, что стандарты бытовых условий могут не совпадать с привычными. Например, в коттедже, который называется «Дом егеря», к единственному санузлу на десяток номеров пробираться придется мимо оленьих рогов и десятка чучел птиц и животных.
Дождь здесь явление нечастое, но яркое, так как превращает дорогу в глиняное болото. Сама дорога проходит через подзапущенные села, первое из которых иронично называется Веселая долина.
От Одессы мы уже удалились на 250 км. Знакомство с городом начинай с набережной возле порта: портовые краны, военный корабль и Румыния напротив.
Чтобы почувствовать бессарабский колорит, отправляйся на Центральный рынок. Здесь можно услышать албанский, болгарский, гагаузский, ромский, русский и украинский языки, купить или попробовать местных продуктов – болгарский перец, брынза, соленья. Сюда любят приходить иностранцы, которые приезжают в Измаил на круизных пароходах. Не расслабляйся, здесь все по-настоящему, в том числе и карманники.
В солнечную погоду пройдись по новой измаильской набережной протяженностью 1,2 км – нехарактерное строительство для небольшого города в наше время. По дороге рассмотришь церкви Святого Николая и Успения пресвятой Богородицы.
Диорама «Штурм крепости Измаил» (ул. Крепостная, 1а) – обязательное место для посещения. Здание диорамы – бывшая мечеть с полумесяцем на куполе. Полотно диорамы (20 метров шириной) недавно отреставрировали, так что эполеты и кушаки сияют свежими красками. От самой крепости почти ничего не осталось, да и легенда об историческом штурме вызывает много вопросов у исследователей. В Измаиле также есть картинная галерея, исторический музей им. Суворова, краеведческий музей.
Но все же самая величественная достопримечательность Измаила – это Дунай. В солнечный день особенно.
Фото: Wine Kolonist
Сюда стоит попасть на праздник молодого вина в сентябре или праздник виноградарей, посвященный святому Трифону Зарезану, в начале весны. В «Колонисте» предлагают экскурсии на целый день с обедом, байками и, что неудивительно, вином. Здесь ты уже твердо знаешь, что вино – это продукт питания, а не алкоголь. Ты побываешь на виноградниках, а в зависимости от сезона и себя пропробуешь в роли винодела. Осенью тебе вручат садовые ножницы, чтобы срезать своими руками несколько гроздей винограда. Вместе с хозяевами винодельни в специальном приспособлении гости давят ногами виноградные гроздья под музыку, как Адриано Челентано в фильме «Укрощение строптивого». Сейчас так не делают, но это потрясающее ощущение – чувствовать, как теплые ягоды лопаются под ногами. Полученный сок пойдет на винный уксус. В награду за труд – пикник прямо возле виноградников с молодым вином, запеченными виноградными улитками и блюдами болгарской кухни.
Пространственно-временной скачок перенесет тебя к современному производству вина на французском оборудовании и по строгим технологиям. Хозяин всего этого создал собственную вселенную, где на 32 га земли над озером Ялпуг в течение 310 солнечных дней в году созревает виноград и превращается в вина, которые стали частью его философии. В его ботаническом саду созревают гранаты, хурма, инжир. Часть саженцев он привез из путешествий, дальше коллекция пополнилась растениями, заказанными из ботанических садов.
Вилково. Город на воде и дельта Дуная
В середине XVIII века старообрядцы спасались от гонений, а казаки бежали после разгромов. Они поселились в дельте Дуная, на окраине Османской империи. Так появилось Вилково. Старообрядцы жили обособленно от внешнего мира, сохраняли свои традиции и долго отказывались от новшеств цивилизации.
Сегодня в Вилково живет 7 тысяч человек, здесь нет промышленных предприятий, но есть рыбалка, огороды и виноград, из которого делают домашнее вино. С марта по май наступает сезон дунайской селедки – основной промысел и доход местных. Другие источники дохода – заготовка камыша и туристический бизнес. В селе есть две старообрядческих церкви, попасть внутрь посторонним удается не всегда.
Город расположен в украинской части дельты Дуная – когда-то лодка была здесь более привычным средством передвижения, чем машина. Вдоль улиц и сейчас прорыты многочисленные каналы.
В Вилково стоит ехать за прогулками по Дунаю, рыбалкой, рассветами, отдыхом от суеты. Место, где Дунай впадает в Черное море, называется нулевым километром, сюда возят на прогулки на моторных лодках и катерах. Дунай распадается на множество рукавов, острова частично засажены огородами и виноградниками, частично остаются дикими, заросшими камышом и вербами. В зарослях гнездятся лебеди, цапли, бакланы и даже пеликаны. Смотреть птиц лучше в конце апреля, когда они только прилетели, и в конце сентября, когда они готовятся к отлету.
В старом Вилково погуляй по деревянным мосткам вдоль каналов-ериков, поглазей на хаты с печами во дворе (чтобы не коптить в доме), в которых на Пасху пекут куличи. Из винограда здесь делают домашнее вино новак, купить которое можно прямо у хозяев, конечно, предварительно попробовав. Таблички на калитках укажут нужные места. По каналам можно покататься на лодке или каяке, послушать байки местных, а на ужин – поесть рыбы во всех возможных вариантах или попробовать жаренные в кляре лягушачьи лапки.
В Вилково работают два тур-оператора «Вилково-тур» и «Пеликан-тур» – заказывать все лучше заранее по телефону, вплоть до хлеба и компота.
Почему Республику Молдова называют Бессарабией
КИШИНЕВ, 9 апр – Sputnik, Евгений Паскарь. Бессарабия – историко-географическая область в Северо-Западном Причерноморье. В современных энциклопедиях географические пределы Бессарабии обычно вписаны в периметр между реками Днестр, Прут и низовьями Дуная (юг современной Республики Молдова и запад Одесской области Украины). Однако до начала 19 века Бессарабией называлась только её южная часть – Буджак.
Некоторые источники указывают на то, что Бессарабией до XV века называлась придунайская область между Венгрией и рекой Сирет, т.е., часть Угровлахии, больше известной нам как Валашское княжество.
Постепенно, предположительно с XV – XVI веков, название Бессарабии закрепилось по отношению к степной зоне между нижним течением Дуная, Прута и Днестра.
Эта Бессарабия была завоевана Молдавским княжеством около 1385 года. Молдавское владычество длилось почти сто лет. В 1484 году Османская империя захватила ключевые города региона Аккерман (современный Белгород-Днестровский), Килию и другие, подарив Бессарабию Крымскому хану. Бессарабия находилась под властью османов и их союзников до 1812 года, когда ее территория в результате неудачной войны с Россией была уступлена последней.
В составе Российской империи Бессарабия и восточная Молдавия были объединены сначала в Бессарабскую область, а затем в Бессарабскую губернию. С этих пор также и восточную Молдавию стали называть Бессарабией.
После революции в России 1917 года в Бессарабии была провозглашена Молдавская демократическая (народная) республика (МДР) в составе Российской демократической республики.
В январе 1918 года началась военная интервенция в МДР, которая вскоре оказалась до 1940 года и в период с 1941 по 1944 годы в составе Румынии. В 1940 году образована Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР) в составе СССР. С 1944 года Молдавия была освобождена от немецко-румынских войск и администрации. В августе 1991 года провозглашена независимость Республики Молдова (РМ). Однако в Румынии по отношению к РМ часто используют устаревшее название Бессарабия.
Где находится Бессарабия?
Города к югу от Бендер совершенно точно можно назвать бессарабскими: Каушаны, Штефан-Водэ, Чимишлия, Леово, Кагул, Вулканешты, Тараклия, Комрат, Чадыр-Лунга, Бессарабка, а также юго-запад Одесской области Украины: Белгород-Днестровский, Арциз, Татарбунары, Вилково, Килия, Болград, Измаил, Рени.
«Молдаван считали своими»: как Бессарабия стала частью России
Загадочный народ
Во времена Античности по территории современной Бессарабии (историческая область между Прутом, Днестром, Дунаем и Чёрным морем) проходила граница между дако-фракийскими народами и ираноязычными кочевниками причерноморских степей — скифами и сарматами. В начале II века н. э. римский император Траян предпринял ряд походов в Дакию, в результате которых регион в 106 году стал частью Римской империи.
В III столетии н. э. Бессарабия была заселена готами, а затем на её земли проникли славяне, болгары и венгры. На пике могущества древнерусского государства часть Бессарабии входила в его состав, а затем перешла по наследству к галицко-волынским князьям. На юге Бессарабии, в исторической области Буджак, кочевали печенеги и половцы, на смену которым пришли монголо-татары и ногайцы.
Момент появления в Бессарабии восточно-романских народов изучен плохо.
«Этногенез молдавского народа и вообще восточных романцев относится к числу самых плохо разработанных областей знаний в сфере этногенеза современных народов Восточной Европы. Он до сих пор в значительной степени остаётся загадкой», — отметил в беседе с RT экс-советник президента Молдавии, доктор истории, профессор Марк Ткачук.
По словам эксперта, все существующие версии этногенеза восточных романцев нельзя признать удовлетворительными, а научные интерпретации в этой сфере сильно политизированы.
«Румыны считают восточно-романские народы чуть ли не потомками древних римлян. Однако на самом деле после ухода Рима население в этом регионе сменялось несколько раз, и восточные романцы, скорее всего, являются потомками горных пастушьих племён, говоривших на латыни», — заявил RT главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор Владислав Гросул.
По его словам, в летописях есть указания на то, что предки современных восточно-романских народов пришли с земель, лежащих к югу от Дуная. Согласно исследованиям самого профессора Гросула, наиболее вероятной прародиной молдаван является территория современной Сербии. На это указывают данные историографии и лингвистики.
На фоне улучшения отношений между Сербией и Венгрией предки молдаван в XIII веке переселились на земли, лежащие на севере современной Румынии. А в XIV столетии монголы были вытеснены за Днестр, и на территории Бессарабии началось формирование молдавской государственности. После развала Галицко-Волынского княжества Молдавия приросла землями на севере, а чуть позже вытеснила татар с территории Буджака.
Однако расцвет государства продолжался недолго. Уже в середине XV века Молдавия попала в вассальную зависимость от Османской империи, которая постепенно стала урезать автономию княжества.
Российский фактор
Стремясь вывести княжество из-под турецкой зависимости, молдавский володарь Дмитрий Кантемир в 1711 году присягнул на верность Российской империи. Пётр I летом того же года предпринял против Османской империи Прутский поход, надеясь отбить у турок Северо-Западное Причерноморье, но кампания завершилась провалом, а сам царь лишь благодаря усилиям дипломатов и коррумпированности турецкой знати, которую ему удалось подкупить, сохранил себе жизнь и свободу.
Передать Молдавию под протекторат России Османской империи пришлось только по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 года. Однако уже в 1791 году, согласно Ясскому миру, граница между Россией и Турцией была установлена по реке Днестр. Опасаясь расправ со стороны османов, многие молдаване бежали на территорию Российской империи.
В начале XIX века турецкие власти развернули репрессии против лояльной по отношению к России молдавской и валашской знати, и официальный Санкт-Петербург вступил в войну 1806—1812 годов, в очередной раз разгромив Османскую империю.
«В последнее время часто звучат исторические фейки о том, что Россия якобы отвоевала Бессарабию у Молдавского княжества. Однако Молдавское княжество находилось в зависимости от Турции и не являлось субъектом международной политики», — подчеркнул в разговоре с RT Марк Ткачук.
«До 1812 года единой Бессарабии не существовало. Это было несколько совершенно различных территорий: Хотинская райя на севере, напрямую подчинявшаяся туркам, центральная Бессарабия, входившая в состав Молдавии, Бендерская райя, ногайские земли и османские крепости, стоявшие вдоль Дуная и берега Чёрного моря. Население будущей Бессарабии было неоднородным. На севере рядом с молдаванами жило много русинов, на юге обитали ногайцы и стояли многочисленные турецкие гарнизоны», — отметил Владислав Гросул.
В мае 1812 года был подписан Бухарестский мирный договор, согласно которому Османская империя уступила России Пруто-Днестровское междуречье — Бессарабию, а также гарантировала населению Молдавии и Валахии обещанные ранее права и привилегии.
В составе Российской империи
«Де-факто Бессарабская область возникла ещё в 1812 году. А 11 мая 1818 года был официально принят устав о её образовании. В Румынии любят говорить, что таким образом Россия оторвала Бессарабию от «матери-родины». Но на самом деле, напротив, молдаване Бессарабии воссоединились с соотечественниками, жившими за Днестром», — заметил Владислав Гросул.
По словам эксперта, Бессарабию в это время называли Южной Финляндией, потому что Санкт-Петербург предоставил ей достаточно широкую автономию.
Согласно уставу, Бессарабская область имела собственные органы власти (законодательный и распорядительный) — Верховный совет и областное правительство, которым руководил гражданский губернатор. Языками делопроизводства были одновременно русский и молдавский. Молдавская же знать уравнивалась в правах с российским дворянством.
«Такие широкие права получали не все присоединяемые к России земли. Но молдаван российские власти считали своими, это был православный народ», — подчеркнул Гросул.
Однако со временем автономию Бессарабии пришлось урезать. На то было сразу несколько причин. В частности, некоторые историки утверждают, что российская администрация столкнулась с тотальной коррумпированностью местной знати, которая стала использовать автономные права для личного обогащения. В свою очередь, Владислав Гросул отметил такой фактор, как изменение этнокультурного состава населения Бессарабии.
«Служивший в начале 1820-х годов в Бессарабии Александр Пушкин писал о ней: «Сия пустынная страна священна для души поэта». Регион и в XVIII веке не был слишком плотно заселён, а вместе с турецкими властями его покинули мусульмане, составлявшие примерно половину населения Бессарабии.
Российские власти стали переселять на освободившиеся территории болгар, гагаузов, немцев, албанцев и даже швейцарцев с чехами. Всем этим народам было проблематично жить по молдавским законам, которые во многом были устаревшими, поэтому при Николае I были предприняты шаги, направленные на унификацию законодательства Бессарабии с общероссийским. В 1828 году был утверждён новый проект устава, существенно сокративший её автономию», — рассказал эксперт.
А в 1873 году область официально стала российской губернией и оставалась таковой вплоть до 1918 года.
«В 1812 году, когда Бессарабия была присоединена к России, её население составляло всего 250 тыс. человек. За 100 лет оно выросло в десять раз — до 2,5 млн. Это очень красноречивый показатель. Среди молдаван естественный прирост населения был выше, чем среди других православных народов Российской империи. Кроме того, из Румынии в Молдавию переселялось больше людей, чем из Молдавии в Румынию», — подчеркнул Гросул.
По его словам, молдавские крестьяне жили ощутимо богаче румынских.
«Россия несла элементы модернизации, просвещения, иного уклада жизни, нежели тот, который был в составе османской Порты. Из России в Бессарабию после 1812 года пришло и образование, и законодательная деятельность, и урбанизация, и европейский костюм. Но самое парадоксальное заключается в том, что вместе с Россией в Бессарабию пришли вещи, которые были запрещены в самой России, — определённый уровень гражданских свобод и революционного вольнодумства», — рассказал Марк Ткачук.
Выходцы из Бессарабии принимали активное участие в руководстве Российской империей. Согласно подсчётам Владислава Гросула, 32 уроженца области стали российскими генералами и адмиралами, что немало для такого небольшого региона. В Бессарабии открывались школы и семинарии. Правда, начиная с эпохи Николая I имперские власти взяли курс не только на политическую, но и на культурную унификацию Бессарабии и проводили её русификацию. В 1905 году эта политика была свёрнута, после чего началось динамичное развитие молдавской культуры.
Время перемен
На фоне революционных событий 1917 года на территории Бессарабии была объявлена Молдавская демократическая республика, входившая в состав России, которая в начале 1918-го объявила о своей независимости.
В январе 1918 года под предлогом борьбы с анархией в Бессарабию вошли румынские войска. Местное население отреагировало на это без энтузиазма.
«Крестьяне Бессарабии знали, что они живут лучше румынских. Дворяне были удовлетворены своим положением в России, им не нравилась революция, но покидать страну они не хотели.
Буржуазия Бессарабии состояла в значительной мере из евреев, армян и греков, которые даже не владели романскими языками и которым в Румынии просто нечего было делать. Все основные социальные группы и политические партии Молдавии были против присоединения к Румынии», — отметил Владислав Гросул.
Местное население оказывало румынской армии активное сопротивление. А в феврале румынские войска были разбиты советскими частями. В марте 1918 года власти Румынии гарантировали Москве, что освободят Бессарабию. Однако Бухарест воспользовался тем, что ситуация на других фронтах складывалась для Красной армии не лучшим образом, и взятые на себя обязательства не выполнил. В ноябре 1918 года Румыния официально присоединила Бессарабию. Советская Россия этого акта не признала.
Под властью Бухареста ещё недавно процветающая Бессарабия превратилась в отсталый аграрный край, свыше 70% населения которого было неграмотным. В 1940 году в ходе освободительного похода Красной армии Бессарабия вернулась под власть Москвы. На территории Буджака советские власти сформировали Измаильскую область в составе УССР (позже она стала частью Одесской области), а на остальных землях Бессарабии возникла Молдавская ССР. В послевоенные годы в МССР было построено 162 крупных промышленных предприятия, республика стала одним из союзных лидеров в области пищевой и лёгкой промышленности, грамотность её населения достигла практически абсолютного уровня.
В 1991 году на базе МССР возникло независимое государство Молдавия, власть в котором изначально досталась прорумынски настроенным националистам, в результате чего произошёл приднестровский конфликт.
Сегодня в Румынии популярны унионистские идеи: в последние годы ряд представителей бухарестского политикума заявляют об исторических правах Румынии на территорию Молдавии и Южной Бессарабии, входящей сегодня в состав Украины. Однако, по словам экспертов, с точки зрения исторической науки подобные заявления совершенно несостоятельны.