что такое белый звук в вокале

Открытый звук

Классическая трактовка.

Открытый (белый) звук – термин, распространенный в вокальной практике для обозначения так называемого открытого звучания голоса. Это «плоское», напряженное звучание обусловлено отсутствием элементов прикрытие, что заставляет голосовые складки работать с «пересмыканием», зажатостью. В академической манере пения такое звучание не допускается. К исправлению данного дефекта ведут приемы, повышающие импеданс: более округленное, полное произнесение гласных, округлый рот, опущенная гортань.

Открытый звук характеризуется перенесением речевого звучания гласных в пение. Открытым звуком пользуются при исполнении народных песен.

Дополнение наше.

К так называемому «открытому» (белому) звуку следует относиться, учитывая термин «Эстетика звука».

В классической трактовке понимание «открытости» несет сравнительную составляющую – открытый, это не прикрытый. О «плоскости» и «напряженности» звучания голоса классическая наука также судит исключительно по меркам эстетичности, то есть – по собственным, выработанным временем реакциям на акустические параметры звука.

«Пересмыкание» в данном случае – некоторое превалирование по времени фазы смыкания голосовых складок при вибрационном цикле над фазой размыкания, что позволяет создавать повышенное подскладочное давление – основу силы звука. Такое явление наблюдается при создании элементной вокальности twang, сложной belting, а также и в реальном пении, являющемся, как правило, смесью нескольких вокальностей одновременно.

Характер звучания голоса в современном вокале можно с полной уверенностью назвать открытым, так как «звучание гласных» должно быть именно речевым. Кроме того, корни современных вокальных стилей – это народные (этнические) вокальные традиции, следовательно, звук многообразных вокальных стилей, используемых на современной сцене – «открытый» с точки зрения классического определения.

Источник

что такое белый звук в вокале. Смотреть фото что такое белый звук в вокале. Смотреть картинку что такое белый звук в вокале. Картинка про что такое белый звук в вокале. Фото что такое белый звук в вокале

Основные вокальные термины

Бард (от кельт. bardos — провозглашать, петь) — поэт и певец в средние века. Придворный поэт в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. В репертуаре бардов были песни-баллады, боевые, сатирические песни, элегии и т. д. Музыка бардов не сохранилась.

Баритон — средний по высоте мужской голос; диапазон ля-бемоль (соль) большой октавы до ля-бемоль первой октавы.

Бас — самый низкий мужской голос; диапазон фа большой октавы до фа первой октавы.

Бас профундо или басы-октависты — имеют очень низкий и глубокий бас. Это особая, редко встречающаяся, разновидность самого низкого баса; можно услышать в церковной музыке. Название Октависты обычно применяется к хоровым певцам (в сольном пении — бас-профундо). Октависты поют октавой ниже басов и применяются в аккордовом складе. Некоторые представители: Тихонов, Дмитрий Вячеславович Запорожец, Капитон Денисович Трезвинский, Степан Евтропьевич.

Бельканто (от итал. belcanto — прекрасное пение) — эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение. Этот стиль пения cложился в Италии к середине XVII в. и господствовал до первой половины XIX в. (эпоха бельканто). Бельканто требует от певца кантилены, безукоризненной колоратуры, владения филировкой, динамическими и тембровыми нюансами, «инструментальной» ровности звучания.

«Белый» звук — термин, распространённый в вокальной практике для обозначения так называемого открытого звучания голоса. Это напряженное, «плоское» звучание обусловлено отсутствием элементов прикрытия, что заставляет голосовые складки работать с «пересмыканием», зажатостью. В академической манере пения такое звучание не допускается. При исправлении данного дефекта используются следующие приёмы, повышающие импеданс: более округленное, полное произнесение гласных, округлый рот, опущенная гортань.

Источник

Что такое белый звук в вокале

что такое белый звук в вокале. Смотреть фото что такое белый звук в вокале. Смотреть картинку что такое белый звук в вокале. Картинка про что такое белый звук в вокале. Фото что такое белый звук в вокале

а) возникает из-за перекрытия звука, глубокого «зевка»;

б) чрезмерно низкое положение гортани;

в) высокое надсвязочное давление как следствие «перезакрытого» рта;

г) в голосе отсутствует высокая певческая форманта.

Формирование правильного певческого зевка.Формирование в голосе обертонов высокой певческой форманты.Активизация головного резонатора и близкого звукообразования.

Формированию близкого звучания хорошо помогает рекомендация Л.Б. Дмитриева о классическом положении артикуляционных органов для гласной «А»: «губы в форме непринужденной улыбки, язык в виде «ложечки» с концом у края зубов, широкая мягкая глотка, поднятое мягкое нёбо» При таком положении после пропевания гласного «А», также «И», «Е» принимают округлую форму.

Звонкость, «полетность», «серебристость», придает голосу так называемая высокая певческая форманта (ВПФ), благодаря резонированию на частоту 2500-3000Гц. Это группа усиленных обертонов находится в области ре-соль четвертой октавы.

Индикатором и активизацией высокой певческой форманты является правильное направление звука в головной резонатор. Почти все первые упражнения на вокальных занятий начинаются «немым звуком»-закрытым ртом или на слог «НГА».

Для того чтобы придать звуку блеск, яркость, полётность, хорошо использовать близкие по образованию гласные и согласные ( «И», «Ю», «ЗИ», «ЛИ»,«МИ», «ЛЮ», «РИ»).

Источник

Дефекты тембра: носовой призвук, заглубленный звук, «белый» звук.

В обзоре акустических свойств голоса называлась причина первого вида из вышеназванных дефектов тембра. В носоглотке при мало приподнятом нёбе образуется канал, длина которого такова, что в нем поглощаются частоты около 2000 Гц; их отсутствие и воспринимается нашим ухом как носовой призвук. Для ликвидации этого дефекта нужно активизировать работу мягкого нёба. Аналогичный прием можно использовать при пении «белым», то есть переближенным, звуком. Полезны в этом случае будут упражнения с гласными у и о с добавлением согласных к и г, которые формируются в глоточной полости. Проблему заглубленного звука можно исправить, предлагая ученику упражнения, содержащие сочетания близко произносимых согласных и гласных, например: ни, зи, зе, ди и т.д.

Дефекты дикции

Они могут быть связаны с природными нарушениями речи (шепелявость, картавость и т.д.), с вялой работой артикуляционного аппарата, с искажением слов при пении. Всем известны актерские упражнения для развития дикции, неплохо было бы к ним прибегнуть и на уроках вокала. Скороговорки помогают активизировать работу губ и языка в пении, но приходится наблюдать за тем, как хорошо проговаривающие скороговорки люди в пении становятся беспомощными. Это вполне объяснимо, так как формирование гласных и согласных в пении и речи различно. Думается, что более целесообразными для устранения дефектов дикции все-таки будут вокальные упражнения, приравнивающие произнесение разных гласных и согласных, и постоянное внимание педагога к четкому произнесению согласных.

Сип, или, как говорят еще, «песок», в голосе появляется, к сожалению, не так уж и редко. Нечистый, стертый тембр может быть приобретен в результате неверной эксплуатации певческого аппарата. Не следует насильно подтягивать голос певца к той или иной вокальной партии. Напротив, нужно каждую партию подтягивать к голосу, делать ее удобной для него. Не следует петь того, что не по голосу, потому что это разрушает полноценность голоса и пения. Все голоса индивидуальны: нужно освобождать и вскрывать природу голоса, не стремясь к несвойственным ей качествам».

В этом высказывании определено сразу несколько причин осиплости:

— во-первых, пение не своим голосом в том смысле, что тип голоса выявлен неверно или сам поющий считает себя обладателем не свойственного ему голоса;

— во-вторых, пение не в своей тесситуре, что связано, конечно, с первой причиной;

— в-третьих, пение не своего репертуара, что следует из двух вышеназванных причин, и, наконец,

— в-четвертых, большая певческая нагрузка при непоставленном голосе.

Всё это приводит к стиранию середины голоса, быстрому изнашиванию связок, которые рано начинают терять эластичность, а голос — красоту естественного тембра и силу. Последствия печальны: фонастения, хроническое несмыкание, болезни связок и всего голосового аппарата, потеря голоса.

Причиной сипа может быть и постоянное применение придыхательной атаки, то есть вялая работа связок и дыхания. Устранить этот вид сипа можно, прибегнув к твердой атаке, используя упражнения на стаккато с пропеванием этой фигуры сразу же на легато и обращая пристальное внимание на работу опоры дыхания.

Сип в голосе может быть слышен и в период физиологических изменений — таких, как мутация. В этом случае нужно сократить голосовую нагрузку или снять ее вовсе на время, рекомендуемое врачом-фониатром.

Нарушения вибрато

Наиболее частые случаи — тремоляция, «качка», «прямой голос».

Тремоляция, или «барашек», в голосе возникает при слишком частом вибрато (чаще, чем 6-7 колебаний в секунду). Для устранения этого дефекта нужно обратить внимание на снятие излишних напряжений, чтобы гортань могла работать свободно.

Для голосов без вибрато, т. е. «прямолинейным», можно рекомендовать обратиться к упражнениям на трели и к упражнениям, развивающим беглость.

«Качка» (менее 6-7-ми колебаний в секунду) голоса возникает от потери верной координации в работе голосового аппарата, переутомления мышц в результате перенапряжения или из-за снижения тонуса нервно-мышечной системы у стареющих певцов. В этом случае следует прибегнуть к упражнениям на ряд последовательных нот в пределах квинты и ноны, выбрав темп, при котором голос не качается. Эти упражнения нужно петь продолжительное время.

Форсировка

Форсированный голос звучит напряженно, надсадно и нарочито громко. Для людей с большим объемом голоса громкое его звучание — естественный процесс, при котором голос не теряет красоты вибрато. «Раз утраченная нежность голоса не возвращается никогда», — писал педагог М. Гарсиа. Форсировка приводит к детонации, искажает тембр. При таком пении теряется полетность звука, а с ней и способность «пробивать» зал, хотя поющему кажется, что его голос звучит необыкновенно сильно и, как считают неопытные певцы, должен быть хорошо слышен на фоне оркестра и в зале. В случае такого дефекта можно порекомендовать перейти на более лирический репертуар, который бы не провоцировал петь «большим» голосом на эмоциональном подъеме.

Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушённой комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать. При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание.

Второй вид форсировки возникает в том случае, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.

В начале обучения необходимость петь упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец зачастую перестает уделять упражнениям достаточно внимания, и в результате оказывается отброшенным назад не некоторое время. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность. Скорее всего, правильная координация верну-лась бы к нему, если бы он был в состоянии «посидеть на вокальной диете», то есть не петь некоторое время ничего, кроме упражнений, а затем медленно добавлять выученный старый репертуар и только потом начать снова подъем к заветной вершине.

Фальшивая интонация

Этот дефект голосоведения возникает по ряду причин, которые могут быть, впрочем, взаимосвязаны. Не будем подробно рассматривать природный дефект слуха, связанный с нарушениями в слуховом аппарате.

В музыкальные учебные заведения часто поступают люди, не имеющие начальной музыкальной подготовки. Но в пении такие люди могут обладать необыкновенной выразительностью и красивым тембром и абсолютно чистой интонацией. Традиционное развитие слуха таких людей происходит в процессе обучения путем приобретения теоретических знаний.

Положение рта в пении, работа челюстей, языка, мягкого нёба и гортани, мышечная незакрепощенность, артикуляция связаны с чистотой интонации. Несогласованность в работе всех частей организма, принимающих участие в голосообразовании, — причина нечистой интонации; поэтому верно поступают педагоги, которые в процессе обучения гармонически развивают одновременно и дыхание, и резонаторные ощущения, и работу гортани, дикцию, музыкальность и фразировку.

Чрезмерная сила звучания оркестра или фонограммы провоцирует форсирование голоса певцом и приводит к нечистой интонации.

Одной из причин нечистой интонации можно назвать и пение не на опоре. Даже если на центральном участке диапазона голоса ученик старается интонировать верно, то, как правило, пение в более высокой тесситуре, например, у сопрано выше ре второй октавы, потребует необходимых технических приемов и, прежде всего, более глубокой и крепкой опоры дыхания, умения петь с использованием резонаторных ощущений, приближать и прикрывать звук.

Нечистой интонация в пении может становиться при переходе с одного гласного на другой. Для устранения этой причины необходимо обратиться к упражнениям, выравнивающим произношение разных звуков.

В результате неверной работы дыхания, при отсутствии навыков пользования резонаторными ощущениями, при наличии разного рода зажимов возникает пение в так называемой низкой позиции, которое также отрицательно сказывается на чистоте интонации.

Детонация возникает у певца и при фонастении, являясь, кстати, и одним из главных симптомов в нарушении работы связок. В этом случае требуется наблюдение врача и режим отсутствия голосовой нагрузки.

В условиях экзамена или при публичных выступлениях ученик, который в классе всегда поет чисто, также может начать нечисто интонировать. Причина этого явления кроется в волнении, которое нарушает нормальную работу дыхания, и в акустике незнакомого помещения, затрудняющей контроль за мышечными ощущениями. В результате неопытный певец начинает фальшивить. Этот дефект интонации можно снять увеличением числа выступлений и обучением ученика управлять своим нервно-психическим состоянием перед концертом или экзаменом.

Следует заметить, что каждый дефект встречается не в одиночку, а потому причины его возникновения определяются довольно сложно. Обобщая сказанное, подчеркнем, что нескоординированная работа всех частей организма, участвующих в процессе голосообразования, приводит к отклонениям от идеального голоса, к которому стремится обучающийся. Вокальный слух педагога и собственное понимание проблем голосоведения помогут верно выявить причину дефекта и найти пути его устранения.

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

1. Роль вокальных упражнений и педагогического репертуара в обучении пению.

2. Защита курсовой работы.

Урок вокала должен начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.

Первые упражнения– распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).

Иногда педагогами используются распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Также в некоторых методиках используются Упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа.

Распевка занимает большую часть урока вокала на начальном и среднем уровне обучения (20-30 минут). В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время урока вокала отдается работе над репертуаром.

Первая часть вокальных упражнений

Разминка

В разминку, помимо вокальных упражнений входят невокальные, такие как:

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1176 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Что такое белый звук в вокале

что такое белый звук в вокале. Смотреть фото что такое белый звук в вокале. Смотреть картинку что такое белый звук в вокале. Картинка про что такое белый звук в вокале. Фото что такое белый звук в вокале

АТАКА (итал. attaccare — нападать) — 1) В пении — начало звука. Атака бывает твердая (при которой голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха), мягкая (связки смыкаются менее плотно, с началом выдоха), придыхательная (связки смыкаются неплотно, после начала выдоха). В зависимости от текста (звука, начинающего слово), от штриха, а также в целях выразительности пользуются разными видами Атаки. В упражнениях большинство вокалистов предпочитают мягкую Атаку, но в педагогических целях применяется как твердая (например, при вялости пения), так и придыхательная (при так называемое «пересмыкании» связок, при «горловом» звуке»). 2) Термин, обозначающий, что исполнитель, закончив одну часть произведения, должен, не выключая внимания слушателей (дирижер — не опуская рук), приступить к следующей части. Таким образом, применение Атаки служит большей связности, цельности исполнения.

ВИБРАТО, вибрация (лат. — колебание) — периодическое изменение звука по высоте, силе, тембру. Различают скорость Вибрации (частоту чередования периодов в секунду) и ее размах (степень крайних отклонений звука). Скорость Вибрации в 6—7 периодов обогащает тембр звука, придает ему эмоциональность и динамичность, является непременным признаком хорошего певческого голоса. При большей скорости Вибрато в голосе появляется тремоляция («барашек»), при меньшей, сопровождаемой бо́льшим размахом, — неустойчивость интонации, «качание» звука. Для исправления недостатков Вибрации полезны следующие приемы: а) упражнения с мелодич. движением, б) упражнения в негромком пении (при усилении звука размах Вибрато увеличивается, поэтому хор труднее выстраивать на forte), в) упражнения в закрытых гласных (о, у), а также пение с закрытым ртом.

ВЫСОТА ЗВУКА — свойство музыкального звука, зависящее от частоты колебаний звучащего тела; в акустике измеряется герцами (числом колебаний в секунду). В музыкальном исполнении различают высоту абсолютную (настройка инструментов и певцов по эталону высоты — камертону) и относительную, определяемую интервальным соотношением музыкальных звуков.

ГИГИЕНА ГОЛОСА — соблюдение певцом определенных правил поведения, певческий режим. Нельзя перед пением употреблять в пищу ничего, раздражающего горло: острого, соленого, горячего, холодного, использовать семечки, орехи. Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль, а также табак и особенно пиво, спиртные напитки. Пищу следует принимать не позже, чем за 2 часа до пения. В холодное время года, придя с улицы, перед пением нужно согреться, а выходя после пения — предварительно остыть. По утрам полезно полоскать горло комнатной водой. Неумеренные разговоры утомляют голос, поэтому на хоровых занятиях каждую не занятую пением минуту следует использовать для отдыха. Расшатывают голос форсированное (крикливое) пение и громкая речь, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение чрезмерно сложного репертуара. Отрицательно действуют на голос общее переутомление, нервные потрясения. Женщины не должны петь во время ежемесячного нездоровья (3 дня); нарушение этого правила ведет к нечистому интонированию, может вызвать заболевание голосовых связок. При болезнях голосового аппарата в результате переутомления певцу вредит и присутствие на занятиях, т. к. в этих условиях он не находится в состоянии покоя. В процессе обучения пению следует соблюдать постепенность в преодолении технических трудностей, чередовать занятия с отдыхом. Произведения с высокой тесситурой необходимо при разучивании и многократном повторении транспонировать вниз. Укрепление здоровья, закалка организма от простудных заболеваний, правильная организация питания и отдыха повышают жизненный тонус и положительно отражаются на голосе; в свою очередь, хорошее звучание голоса благоприятно воздействует на самочувствие певца. Для контроля за состоянием голосового аппарата необходимо периодически проводить фониатрические осмотры; каждый поющий должен знать основные правила певческой гигиены.

что такое белый звук в вокале. Смотреть фото что такое белый звук в вокале. Смотреть картинку что такое белый звук в вокале. Картинка про что такое белый звук в вокале. Фото что такое белый звук в вокале

ГОЛОС —
1) Каждая из мелодич. линий в гармоничечкой или полифонической музыке.
2) Отдельная партия в хоре, ансамбле, оркестре.
3) Голоса — отдельные (напечатанные или написанные) партии хоровой или оркестровой партитуры.

ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ — совокупность певческих звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата. Для певческого звука характерны определенность высоты, ясность гласных, бо́льшая или меньшая протяженность. Певческим голосом также называют способность петь (говорят, например, о «постановке Голоса»); иногда под голосом подразумевают голосовой аппарат («охрана голоса»). Задатками певческого голоса обладает большинство людей, однако хорошие голоса довольно редки (М. И. Глинка определял хороший голос как «верный, звонкий, приятный»). Одним из наилучших средств, помогающих развитию голоса (и связанного с ним музыкального слуха), является хоровое пение.

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — орган функционирования голоса, состоящий из след. частей:
а) гортань с голосовыми связками (двумя мышечными складками) — место зарождения звука;
б) дыхательный аппарат — полости носа и рта, носоглотка, гортань, дыхат. горло-трахея, легкие; мышцы, управляющие дыханием (диафрагма, вдыхательные и выдыхательные мышцы);
в) резонаторы, усиливающие и окрашивающие возникающий при взаимодействии связок и дыхания певч. звук (см. Тембр);
г) артикуляционный аппарат, формирующий гласные и согласные звуки: нижн. челюсть, губы, язык, мягкое нёбо.
В процессе пения все части Голосового аппарата, управляемого мозгом, действуют одновременно и взаимосвязанно.

ДИАПАЗОН (греч. — через все струны) — звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука. Диапазон голоса певца-солиста (профессионала) должен быть не менее 2-х октав, что позволяет исполнять ведущие оперные партии, камерный репертуар. Требования к Диапазону певца профессионального хора — те же, значительно меньшие — к участнику любительск. хора, где недостаток хороших высоких или низких звуков у одного певца компенсируется за счет другого. Диапазон певцов самодеятельных хоров редко превышают объем так называемого рабочего (наиболее употребительного) Диапазона — полторы октавы. При обучении пению Диапахон, как правило, расширяется (в ту и другую сторону), однако необходимо следить, чтобы певец при этом не потерял хороший природный тембр.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая Дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партией. Особенно важно четкое произношение согласных. Для ясности Дикции важны также осмысленность произнесения, пение наизусть (известно выражение вокалистов: «Звук следует за взглядом»). Дикция должна соответствовать характеру произведения.

что такое белый звук в вокале. Смотреть фото что такое белый звук в вокале. Смотреть картинку что такое белый звук в вокале. Картинка про что такое белый звук в вокале. Фото что такое белый звук в вокале

ДЫХАНИЕ (певческое) — важнейший элемент певческого процесса; до некотор. степени подчинено воле поющего (выбор типа Дыхания, задержка Дыхания перед атакой звука, дозировка вдоха и выдоха). В современной вокальной методике принято смешанное или нижнереберно-диафрагмальное (грудобрюшное, косто-абдоминальное) Дыхание, когда при глубоком вдохе раздвигаются нижние ребра, опускается диафрагма (вследствие чего выпячивается стенка живота); плечи и верхняя часть груди неподвижны. При выдохе происходит активное торможение диафрагмы, ребра и стенка живота постепенно возвращаются в исходное положение («пение на опоре»). При неправильном, ключичном Дыхании поднимаются грудь и плечи; из-за переполнения легких воздухом и излишнего его давления на голосовые связки возникают форсирование, качание звука, нечистая интонация. Поскольку типы Дыхания способны несколько варьироваться и связаны с остальными компонентами звукообразования, основным показателем правильности Дыхания должно служить качество певческого звука.
Вдох при пении производится быстро, бесшумно, через нос или через рот одновременно. Объем и характер вдоха зависят от длины, динамики, характера музыкальной фразы, темпа. Выдох от вдоха отделяется большей или меньшей паузой — задержкой Дыхания, назначение которой — активизация и организация голосового аппарата. Выдох должен быть экономичным, без «утечки» Дыхания (вызывающей шумовой призвук); взятый воздух расходуется только на воспроизведение опертого звука. В хоре применяется одновременное и так называемое цепное Дыхание (см. раздел Хоровые термины). Обучение поющих правильному певческому Дыханию — важная часть вокальной работы в хоре. Жест дирижера оказывает непосредственное воздействие на Дыхание певцов.

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ (фонация, от греч. phone — звук) — извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Певческий звук, возникая в результате колебаний голосовых связок, усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам.

ИНТОНИРОВАНИЕ — осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструменте.

ОБЕРТОНЫ (от нем. Obertone — верхние тоны) — гармонические созвучия, частичные тоны, призвуки, входящие в состав основного тона, возникающие от колебаний частей звучащего тела (струны, столба воздуха). Обертоны всегда выше основного тона. Частота колебаний в целое число раз (2, 3, 4 и т. д.) больше частоты колебаний основного тона; например, 1/2 звучащей струны (вдвое большее число колебаний) дает октаву от основного тона (О. обозн. числом 2), 1/3 струны — квинту через октаву (обозн. 3), 1/4 — 2-ю октаву и кварту от 3-го О., 1/5 часть — терцию через 2 октавы и т. д. Последовательность Обертонов в восходящем порядке образует так называемый натуральный звукоряд («обертоновый ряд»), выраженный рядом чисел (начиная с единицы — основного тона).
Обертоны звучат значительно слабее основного тона, но с разной громкостью, образуя тот или иной тембр голоса, инструмента. Преобладание низких обертонов придает звуку полноту, мягкость, верхних — звонкость, резкость. В натуральном звукоряде находят физическое обоснование многих явлений музыки (интервалика, мажорное трезвучие, консонанс и др.).

что такое белый звук в вокале. Смотреть фото что такое белый звук в вокале. Смотреть картинку что такое белый звук в вокале. Картинка про что такое белый звук в вокале. Фото что такое белый звук в вокале

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА — положение, которое певец должен принять перед началом фонации (звукоизвлечения). Певческая установка при положении стоя: прямое собранное положение корпуса (не распущенное, но и не «на вытяжку»); равномерная опора на обе ноги; руки свободно опущены по бокам или соединены кистями перед грудью или за спиной; грудь развернута, плечи слегка оттянуты назад; голова держится прямо, не напряженно. При положении сидя сохраняется то же положение корпуса и головы; ноги поставлены под прямым углом (нельзя поджимать их под себя или сидеть, положив нога на ногу, т. к. это мешает правильному дыханию). Очень важно приучить певцов принимать в должный момент Певческую установку, поскольку это помогает овладеть правильными певческими навыками.

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — распространенное среди вокалистов выражение, означающее процесс индивидуального обучения пению; заключается в выработке у учащегося рефлекторных движений голосового аппарата, способствующих правильному звучанию. Понятие хорошо поставленного голоса включает его ровность на всем диапазоне (сглаженность регистров), звучность, прикрытость гласных, красоту тембра, гибкость. Хорошо поставленный голос характеризуется присутствием в его звучании так называемых певческих формант.

ПРИКРЫТИЕ ЗВУКА — настройка голосового аппарата (главным образом за счет расширения нижней части глотки и соответствующего формирования полости рта), придающая певческому звуку некоторую затемненность, мягкость, глубину. Прикрытость звука акустически связана с присутствием в нем так называемой нижней форманты. Прикрытие звука применяется в вокальной педагогике для сглаживания регистров, благодаря чему получается как бы однородность голоса на всем диапазоне. В академическом пении используется только прикрытый звук (открытый применяется как исключение, в специальных исполнительских целях). Однако следует опасаться чрезмерного затемнения («перекрытия») звука, придающего ему тусклый, глухой тембр. Меру Прикрытия звука устанавливает педагог, дирижер, руководствуясь своим вокальным слухом и эстетическим вкусом.

РЕГИСТР (лат. registrum — список, перечень) — часть диапазона голоса (инструмента), объединенная сходством тембра на основе однородности звукоизвлечения. В голосе различается нижний, или грудной Регистр (с преимущественным использованием грудного резонатора), верхний, или головной Регистр (фальцет), смешанный, или микст. У мужских голосов имеются два природных Регистра: грудной и головной; у женщин — три: грудной, смешанный, головной.
В голосе необученного певца Регистры резко различимы; границы их определяются так называемыми переходными (переломными) звуками, более или менее постоянными для каждого типа голоса: у баса до-диез1 (до1), у баритона ре-диез1 (ре1), у тенора фа-диез1 (фа1), у сопрано ми1 — фа1 (при переходе к смешанному Регистру) и фа-диез2 (фа2) (при переходе к головному Регистру), у меццо-сопрано и контральто фа-диез1 (фа1) (при переходе к смешанному Регистру) и ре-диез2 (ре2) (при переходе к головному Регистру). «Поставленный» голос отличается сглаженностью Регистров, постепенностью перехода от нижних звуков диапазона к верхним. Использование «чистых» Регистров обученными певцами, в отличие от народных певцов, применяется эпизодически, как вокальная краска. Исполнение переходных (к верхнему Резонатору) звуков требует некоторого их затемнения — «прикрытия».

РЕЗОНАТОРЫ (от лат. resono — откликаюсь) — часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, возникающему на голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр. Резонаторы подразделяются на верхние (головные, расположенные над связками, — полости глотки, рта, носа и придаточные) и нижние (грудная клетка — трахеи, бронхи). Кроме того, Резонаторы делятся на подвижные (способные изменять свою форму и объем, поддающиеся управлению — полости глотки и рта) и неподвижные (на функционирование которых можно влиять лишь опосредствованно).

что такое белый звук в вокале. Смотреть фото что такое белый звук в вокале. Смотреть картинку что такое белый звук в вокале. Картинка про что такое белый звук в вокале. Фото что такое белый звук в вокале

ТЕМБР (франц. timbre — метка, отличительный знак) — окраска звука; зависит от различных сочетаний обертонов, выделения одних и маскировки других. Тембр голоса в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения, практики может изменяться. Красивый Тембр — ценнейшее свойство голоса. Тембр влияет на восприятие интонации: при плохом Тембре и интонация кажется нечистой. Тембр служит важным средством музыкальной выразительности, в том числе и в хоровом исполнительстве. Тембр голоса связан с мимикой. Глубокое проникновение в содержание произведения, выявление своего отношения к исполняемому отражается на мимике певцов, а отсюда и на окраске звука. Работа над красотой и выразительностью Тембра — неотъемлемая часть вокальног воспитания певцов и должна проводиться с первого этапа хоровых занятий.

ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — высотное положение звуков мелодии, относительно к диапазону голоса или инструмента. В зависимости от преимущ. употребления тех или иных звуков. Тесситура может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Использование тесситурных условий — одно из средств выразительности.

ФОРМАНТА (лат. formans — образующий) — в акустике призвуки определенной частоты, придающие звучанию голоса и инструмента характерный для них тембр (а также звукам речи, благодаря чему они распознаются). Возникают, главным образом, в результате того или иного функционирования верхних резонаторов. Хорошему (природному или культивированному) певческому голосу свойственны две характерные Форманты: высокая (ок. 3000 герц), придающая ему звучность, полетность, и низкая (ок. 500 герц), сообщающая голосу глубину, прикрытость. Существует прибор — спектрограф, наглядно показывающий наличие Форманты у поющего.

что такое белый звук в вокале. Смотреть фото что такое белый звук в вокале. Смотреть картинку что такое белый звук в вокале. Картинка про что такое белый звук в вокале. Фото что такое белый звук в вокале

РАСЩЕПЛЕНИЕ — это прием пения, при котором к чистому звуку примешивается известная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приемы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв.

СУБТОН — пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *