что такое белый стих с примерами
Белый стих, Верлибр, Вольный стих, это всё одно?
Это разные термины.
Свободный стих, или верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов свободного стиха, отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют свободный стих от строгих стихотворных форм.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
Белый стих – стих, имеющий размер, но не имеющий рифмы. Термин белый стих перешёл в русскую поэтику с французского – vers blanc.
В еврейской хижине лампада
В одном углу бледна горит,
Перед лампадою старик
Читает библию. Седые
На книгу падают власы.
(А. Пушкин)
Восемь лет в Венеции я не был.
Мука Бреннер! Вымотало душу
По мостам, ущельям и туннелям,
Но зато какой глубокий отдых.
(И. Бунин)
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом.
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
(А. Ахматова)
Вольный стих – рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности, употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной (но не обязательной) приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.
Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом (с которым он не имеет ничего общего, кроме сходства названия), ни с раёшным стихом (также рифмованным, но не имеющим отчётливой силлабо-тонической структуры), ни с акцентным стихом (в частности, у В. Маяковского), проявляющим определённые признаки урегулированности, но скорее тонической, чем силлабо-тонической, ни, наконец, с русским логаэдом, у которого метрическая схема строки носит постоянный характер.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Что такое белые стихи и почему они так популярны
В России выходит сборник стихов Рупи Каур Milk and Honey. Дебютная книга 24-летней поэтессы из Торонто оказалась на первой строчке списка бестселлеров The New York Times. Она уже переведена на 30 языков, а количество проданных экземпляров преодолело отметку в 2 миллиона. Как Рупи Каур и ее стихам без рифмы удалось достучаться до стольких сердец?
В поэзии каждое слово наделено смыслом так, что даже несколько строк дают читателю образы, складывающиеся в объемную картину, или рассказывают историю. Именно поэтому, кстати, поэты стали обращаться к верлибру, чтобы ради рифмы и размера не добавлять лишних слов.
«я теряю тебя все больше, как роняю свои ресницы, бессознательно и повсюду».
Если коротко, сборник Milk and Honey — это истории о любви и сексе. Если подробней, то о разных сторонах отношений мужчины и женщины. Легкий флирт, головокружение от влюбленности, страсть, познание друг друга, предательство, исцеление. А еще истории о насилии, травме, преодолении страха и умении быть независимой. Иногда Каур достаточно десятка слов, чтобы читатель испытал знакомое томление или почувствовал в горле ком слез.
не любовь,
это мы жестокие,
мы играем,
и правила наши.
Каур избегает поэтических образов, но так подбирает слова, что всего пара фраз вытягивает из сознания читательниц картины, знакомые им, пусть о некоторых из них они даже предпочли бы забыть.
В эффекте узнавания секрет ее успеха. Некоторые стихи настолько лаконичны и наивны, будто созданы для многочисленных женских пабликов «Вконтакте». Но при этом в поэзии Каур заключена огромная сила. По признаниям поклонниц автора, ее стихи стали для них своего рода терапией. Этому способствует и структура сборника, который ведет читателя от боли через любовь и разрыв к исцелению.
даже после обиды,
потери,
боли
и расставания
твое тело все еще
единственное,
под которым я хочу
быть раздетой.
Основная аудитория Каур — молодые женщины, близкие ей по возрасту. Те, кто уже приобрел жизненный опыт и стремится разобраться в себе. Те, кто пережил непростые отношения и расставания. Те, в чьей жизни была боль и кто, возможно, пережил серьезную эмоциональную травму. Те, кто устал от навязанных шаблонов и хочет найти себя. Стихи Рупи Каур появились в самое подходящее время, когда движение за права женщин вышло на новый уровень, когда женщины стали прислушиваться к себе, отказываясь от стереотипов, предложенных миром мужчин. При этом автор не противопоставляет женскую независимость отношениям с мужчиной, в ее картине мира они дополняют друг друга.
я не хочу, чтобы ты
заполнял мои пустоты.
я хочу быть наполненной собой.
я хочу быть настолько полной,
чтобы освещать целый город.
и только потом
я хочу повстречать тебя,
потому что вдвоем мы сумеем
его поджечь.
Белый стих
Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии, в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения, о белом стихе говорить не принято.
История
В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах. Например, у А. С. Пушкина в драме « Каменный гость »:
|