что такое белый стих с примерами

Белый стих, Верлибр, Вольный стих, это всё одно?

Это разные термины.

Свободный стих, или верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов свободного стиха, отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют свободный стих от строгих стихотворных форм.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

Белый стих – стих, имеющий размер, но не имеющий рифмы. Термин белый стих перешёл в русскую поэтику с французского – vers blanc.

В еврейской хижине лампада
В одном углу бледна горит,
Перед лампадою старик
Читает библию. Седые
На книгу падают власы.
(А. Пушкин)

Восемь лет в Венеции я не был.
Мука Бреннер! Вымотало душу
По мостам, ущельям и туннелям,
Но зато какой глубокий отдых.
(И. Бунин)

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом.
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
(А. Ахматова)

Вольный стих – рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности, употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной (но не обязательной) приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.

Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом (с которым он не имеет ничего общего, кроме сходства названия), ни с раёшным стихом (также рифмованным, но не имеющим отчётливой силлабо-тонической структуры), ни с акцентным стихом (в частности, у В. Маяковского), проявляющим определённые признаки урегулированности, но скорее тонической, чем силлабо-тонической, ни, наконец, с русским логаэдом, у которого метрическая схема строки носит постоянный характер.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Что такое белые стихи и почему они так популярны

что такое белый стих с примерами. Смотреть фото что такое белый стих с примерами. Смотреть картинку что такое белый стих с примерами. Картинка про что такое белый стих с примерами. Фото что такое белый стих с примерами

В России выходит сборник стихов Рупи Каур Milk and Honey. Дебютная книга 24-летней поэтессы из Торонто оказалась на первой строчке списка бестселлеров The New York Times. Она уже переведена на 30 языков, а количество проданных экземпляров преодолело отметку в 2 миллиона. Как Рупи Каур и ее стихам без рифмы удалось достучаться до стольких сердец?

В поэзии каждое слово наделено смыслом так, что даже несколько строк дают читателю образы, складывающиеся в объемную картину, или рассказывают историю. Именно поэтому, кстати, поэты стали обращаться к верлибру, чтобы ради рифмы и размера не добавлять лишних слов.

«я теряю тебя все больше, как роняю свои ресницы, бессознательно и повсюду».

Если коротко, сборник Milk and Honey — это истории о любви и сексе. Если подробней, то о разных сторонах отношений мужчины и женщины. Легкий флирт, головокружение от влюбленности, страсть, познание друг друга, предательство, исцеление. А еще истории о насилии, травме, преодолении страха и умении быть независимой. Иногда Каур достаточно десятка слов, чтобы читатель испытал знакомое томление или почувствовал в горле ком слез.

не любовь,
это мы жестокие,
мы играем,
и правила наши.

что такое белый стих с примерами. Смотреть фото что такое белый стих с примерами. Смотреть картинку что такое белый стих с примерами. Картинка про что такое белый стих с примерами. Фото что такое белый стих с примерами

Каур избегает поэтических образов, но так подбирает слова, что всего пара фраз вытягивает из сознания читательниц картины, знакомые им, пусть о некоторых из них они даже предпочли бы забыть.

В эффекте узнавания секрет ее успеха. Некоторые стихи настолько лаконичны и наивны, будто созданы для многочисленных женских пабликов «Вконтакте». Но при этом в поэзии Каур заключена огромная сила. По признаниям поклонниц автора, ее стихи стали для них своего рода терапией. Этому способствует и структура сборника, который ведет читателя от боли через любовь и разрыв к исцелению.

даже после обиды,
потери,
боли
и расставания
твое тело все еще
единственное,
под которым я хочу
быть раздетой.

что такое белый стих с примерами. Смотреть фото что такое белый стих с примерами. Смотреть картинку что такое белый стих с примерами. Картинка про что такое белый стих с примерами. Фото что такое белый стих с примерами

Основная аудитория Каур — молодые женщины, близкие ей по возрасту. Те, кто уже приобрел жизненный опыт и стремится разобраться в себе. Те, кто пережил непростые отношения и расставания. Те, в чьей жизни была боль и кто, возможно, пережил серьезную эмоциональную травму. Те, кто устал от навязанных шаблонов и хочет найти себя. Стихи Рупи Каур появились в самое подходящее время, когда движение за права женщин вышло на новый уровень, когда женщины стали прислушиваться к себе, отказываясь от стереотипов, предложенных миром мужчин. При этом автор не противопоставляет женскую независимость отношениям с мужчиной, в ее картине мира они дополняют друг друга.

я не хочу, чтобы ты
заполнял мои пустоты.
я хочу быть наполненной собой.
я хочу быть настолько полной,
чтобы освещать целый город.
и только потом
я хочу повстречать тебя,
потому что вдвоем мы сумеем
его поджечь.

Источник

Белый стих

Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии, в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения, о белом стихе говорить не принято.

История

В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах. Например, у А. С. Пушкина в драме « Каменный гость »:

Приди — открой балкон. Как небо тихо;

Недвижим теплый воздух, ночь лимоном

И лавром пахнет, яркая луна

Блестит на синеве густой и темной,

И сторожа кричат протяжно: «Ясно. »

А далеко, на севере — в Париже —

Быть может, небо тучами покрыто,

Холодный дождь идет и ветер дует.

А нам какое дело? слушай, Карлос,

Я требую, чтоб улыбнулся ты…

В XX веке употребительность белого стиха в русской поэзии идёт на спад, и его появление обычно свидетельствует о сознательной стилизации:

Божий Ангел, зимним утром

Тайно обручивший нас,

С нашей жизни беспечальной

Глаз не сводит потемневших.

Оттого мы любим небо,

Тонкий воздух, свежий ветер

За оградою чугунной.

В XXI веке белые стихи начинают набирать популярность:

Источник

Белый стих

Кто сказал, что стихи обязательно должны быть рифмованными? Созвучие окончаний строк – это своего рода рамки, сдерживающие творческий полёт души. Если автору проще передать свои мысли вне канвы рифмы, то он пишет белый стих без привычного звукового состава, но с определённым ритмом и размером.

что такое белый стих с примерами. Смотреть фото что такое белый стих с примерами. Смотреть картинку что такое белый стих с примерами. Картинка про что такое белый стих с примерами. Фото что такое белый стих с примерами

Предтечи белого стиха

У первых известных человечеству поэтов рифма не была чем-то обязательным. Вспомним античные произведения – их легко узнать по характерному сложению строк, но трудно читать. Тем не менее, по отношению к той же древнегреческой поэзии о белом стихе говорить не приходится. Этот термин можно употреблять, когда речь идёт о национальном стихосложении, которому свойственна рифма. Например, английские поэты старались придавать своим строкам созвучие. От них же и пошло название «белый стих» – blank verse («стереть вирши»).

Особенности стихосложение в России

Как обойтись без рифмы

Белый стих – это вид поэзии со своими правилами и законами. Он легко воспринимается слушателями и даёт свободу в использовании выразительных средств. Соблюдение ритма, следование размеру и полная отдача творческому процессу – в этом и есть секрет успеха любого поэта.

Праздник слова – литературные выходные

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

что такое белый стих с примерами. Смотреть фото что такое белый стих с примерами. Смотреть картинку что такое белый стих с примерами. Картинка про что такое белый стих с примерами. Фото что такое белый стих с примерами

Источник

4. Белый стих и холостая рифма

что такое белый стих с примерами. Смотреть фото что такое белый стих с примерами. Смотреть картинку что такое белый стих с примерами. Картинка про что такое белый стих с примерами. Фото что такое белый стих с примерами

Практически одновременно с закреплением в русской поэзии силлабо-тоники стали появляться и всё активнее внедряться разновидности её формы, хорошо известные в современном русском стихе, отличающиеся меньшей степенью урегулированности и не вписывающиеся в канонические схемы силлабо-тоники. Прежде всего это сказалось на использовании рифмы и поэтической метрики. Сегодня широко используются так называемые белые и холостые стихи, а также вольные стихи и логаэды, о которых и поговорим в этой и следующей статьях.

Белый стих стал прямым потомком безрифменных стихов, к которым относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример античного безрифменного стиха:

О том, что ждёт нас, брось размышления,

Прими, как прибыль, день нам дарованный

Судьбой, и не чуждайся, друг мой,

ни хороводов, ни ласк любовных.

Эффект, производимый белым стихом, действенен только в тот период и только тогда ощутим читателем, когда подавляющее большинство поэтов зарифмовывают строки, а читающая публика начинает видеть в рифме чуть ли не главный признак стихотворной речи. Другими словами, эффект белого стиха проявляется в его единичности при контрасте с множественным фоном рифменных стихов.

Свалив беду на лешего, (д)

Под лесом при дороженьке (д)

Зажгли костёр, сложилися, (д)

За водкой двое сбегали, (д)

А прочие покудова (д)

Стаканчик изготовили, (д)

Бересты понадрав. (м).

Белый стих преимущественно используется в силлабо-тонике. Он невозможен в такой разновидности тоники, как акцентный стих, по сути являющийся рифмованным верлибром. А вот в дольнике и тактовике возможен, но встречается крайне редко, повидимому, ради эксперимента.

. И ты увидишь в кромешном мраке,

как кружится ворон над спящей Троей,

и ты разглядишь в коне деревянном

ахейских воинов смуглолицых,

ты разглядишь их лица и руки,

их оружье и их доспехи.

Белый 4-стопный хорей, напротив, применялся в эпических жанрах, начиная с переводов В.А. Жуковского. В конце 19 века И.А. Бунин перевёл этим размером «Песнь о Гайавате» Лонгфелло, а вскоре эта «героическая» форма определила метризацию прозаической «Песни о Буревестнике» М. Горького.

И, наконец, белый стих в русской поэзии традиционно связан с интонацией философствования, с изображением внутренней душевной рефлексии. В начале 20 века с этой целью к форме белого стиха обращался А. Блок («Вольные мысли»). Практически все поэты «серебряного века» не обошли своим вниманием белый стих.

Холостая рифма – рифма, которой в принципе нет. Иногда поэты в средствах выразительности используют холостую рифму, т.е. строку без рифмы, для создания особого звучания. Например, Л. Филатов блестяще использовал холостую рифму в своём сказе «Про Федота-стрельца» в целях стилизации под древнерусский фольклор:

К нам на утренний рассол

Прибыл аглицкий посол,

А у нас в дому закуски –

Полгорбушки да мосол.

Снаряжайся, братец, в путь

Да съестного нам добудь –

Глухаря аль куропатку,

Аль ишо кого-нибудь.

Не смогёшь – кого винить? —

Я должон тебя казнить.

Ты улавливаешь нить.

Третья строка каждого катрена – холостая. Т.о., под условным понятием «холостой рифмы» следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.

Во Францию два гренадёра (х)

Из русского плена брели,

И оба душой приуныли, (х)

Дойдя до Немецкой земли.

Подобно тому, как в стихотворной строфе могут чередоваться рифмованные и холостые строки, в произведениях больших форм могут сочетаться части с рифмованным текстом и белым стихом. В «Борисе Годунове» А.С. Пушкина сплошной белый стих сменяется рифмованным текстом лишь однажды, когда Лжедмитрий произносит перед Мариной монолог «Тень Грозного меня усыновила». Такая смена символизирует перемену эмоционального состояния действующего лица.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *