что такое базель 3 для россии
Базель III и российская действительность
О том, как страна переходит на новые правила.
Сначала – немного истории. Созданный в 1974 году Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов ввел первый пакет стандартов банковского регулирования, который получил название Базель I, еще в 1988 году. В 2004 году был принят Базель II. Задачей этих двух документов было повышение надежности и прозрачности банковских систем. Однако новые требования и стандарты не уберегли мировую финансовую систему от жесткого кризиса, который начался в 2007 году в сегменте ипотеки, а затем перекинулся на другие финансовые и нефинансовые отрасли.
После кризиса, в 2010 году, Базельский комитет разработал новые, еще более строгие меры – Базель III, цель которых заключалась в предотвращении новой финансовой катастрофы. В 2012 году внедрение этих правил было одобрено руководителями стран G20. В России новые стандарты вступили в силу 1 января 2014 года. К 2019 году ожидается полный переход российских кредитных организаций на нормативы Базель III. Готовы ли к этому банки, и как ужесточение стандартов отразится на экономическом росте страны?
Базель III: о чем это?
Базель I ввел правила вычисления показателя достаточности банковского капитала с учетом качества активов и сопряженных с ними рисков. Согласно правилам, достаточность проверяется для капитала первого уровня и для капитала второго уровня. Капитал первого уровня – это акционерный капитал и нераспределенная прибыль. Этот капитал представляет собой защиту банка от возможных непредвиденных потерь. Капитал второго уровня состоит из дополнительного, менее надежного капитала – резервов переоценки активов, резервов для покрытия возможных убытков по кредитам, субординированных кредитов и т.д. В соответствии с Базелем I, объем капитала второго уровня не должен превышать объем капитала первого уровня.
Базель II ввел новую, более чувствительную, систему оценки рисков при вычислении коэффициентов достаточности капитала, которая предполагает применение международных кредитных рейтингов или проведение самостоятельных расчетов самим банком. Помимо этого, был ужесточен надзор и введены меры по улучшению управления рисками и усовершенствованию системы раскрытия информации.
Базель III был разработан в ответ на глобальный финансовый кризис, поэтому новый документ подразумевал ужесточение требований к размеру капитала и создание специальных буферов для поддержания достаточности капитала в случае системного экономического спада. Также новые требования ввели расчет коэффициентов ликвидности. Это необходимо для того, чтобы банки поддерживали достаточный объем высоколиквидных ресурсов и были в состоянии выжить при возникновении нестабильности.
В России переход на Базель III начался еще до завершения полноценного перехода на Базель II. С 1 января 2014 года российские кредитные организации рассчитывают не только норматив достаточности капитала Н1 (теперь Н1.0), который остался на прежнем уровне 10%, но и еще два норматива – Н1.1 и Н1.2. Для первого установлена норма на уровне 5%, для второго – 5,5% для 2014 года и 6% – с начала 2015 года. Ранее планировалось, что российские банки перейдут на новые требования к капиталу 1 октября 2013 года, однако после просьб со стороны банков о переносе сроков, а также в связи с тем, что США и Европа планировали вводить новые правила лишь 1 января 2014 года, сроки были перенесены и в России. Также по просьбе банкиров в России были снижены планки достаточности капитала.
Вообще базельские правила являются очень или даже слишком универсальными, поэтому страны могут адаптировать их под свою действительность. То есть, по сути, в разных странах принимаются немного разные версии правил.
Мировое и российское профессиональные сообщества активно обсуждают не только аспекты перехода на Базель III, но и то, как этот переход повлияет на экономическое развитие. Многие специалисты приходят к выводу, что введение новых правил позволит повысить надежность банковских систем. Хотя, конечно, Базель III ни в коем случае не стоит расценивать как прививку, способную защитить страны от новых банковских кризисов. Как и в случае с прививками, банковские вирусы способны быстро изменяться, и спрогнозировать эти изменения заранее достаточно сложно.
При этом «прививание» способно привести к замедлению экономического роста, поскольку более осторожное отношение к рискам и отвлечение капитала из кредитования для обеспечения надежности снизит объемы кредитования. В результате меньше компаний смогут получить финансирование. Может снизиться доходность банковской деятельности, что снизит привлекательность акций кредитных организаций для инвесторов и повысит издержки банков на привлечение финансирования, а значит, и увеличит процентные ставки для заемщиков. Все это может привести к попыткам банкиров действовать «в обход» новых ограничений и, соответственно, дать толчок развитию теневой банковской деятельности.
Также не вполне удачным является и время, выбранное мировым сообществом для внедрения новых базельских правил. Экономики многих стран мира, и в том числе России, находятся не в самом лучшем состоянии, и более жесткие требования могут не только стать бременем для банков, но и оказать негативное влияние на без того слабый экономический рост.
Что касается конкретно России, то существуют еще и опасения, что внедрение правил Базель III укрепит доминирующее положение государственных банков. За крупные частные банки, возможно, не следует волноваться. Как отметила на недавно проведенной на сайте информационного агентства Bankir.Ru онлайн-конференции «Базель 3 в России: первые итоги» Марина Мусиец, заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА», среднее значение Н1.1 по крупнейшим государственным банкам на 1 марта 2014 года составляет около 8,5%, а по крупнейшим частным банкам – 9,0%; у частных банков выше и среднее значение Н1.0 – на 0,5 процентного пункта.
Однако небольшим банкам придется непросто. Кроме того, если малые и средние частные банки будут в меньшей степени прибегать к рискованной практике, возможно, больше заемщиков станут отдавать свой выбор в пользу государственных банков, которые в России традиционно считаются гораздо более надежными.
В целом развитие кредитования в России в ближайшем будущем, вероятнее всего, замедлится, однако это будет связано не только или даже не столько с внедрением Базель III, сколько с общеэкономическим замедлением. Так, в конце мая 2014 года Банк России понизил прогноз прироста российского валового внутреннего продукта (ВВП) до 0,5% – с 1,5–1,8%, которые ожидались еще в феврале этого года. Министерство экономического развития не исключает, что по итогам второго квартала 2014 года российская экономика может оказаться в технической рецессии. Консервативный сценарий развития российской экономики Минэкономразвития также предполагает, что в 2014 году прирост составит 0,5% (базовый – 1,1%).
Можно ожидать и снижение маржинальности банковского бизнеса. Снижению маржи будет способствовать и необходимость держать более существенный объем высоколиквидных активов, и необходимость замены краткосрочных источников фондирования долгосрочными, что может привести к их удорожанию. Вообще банк, скорее всего, будет обходиться своим акционерам дороже, чем раньше, по крайней мере, в процессе внедрения новых правил.
Следует отдавать себе отчет в том, что Базель III был разработан развитыми странами и в первую очередь нацелен на ограничение использования банками гибридных инструментов в своем капитале, а также на поощрение использования системы буферов капитала. В России, по словам Наталии Орловой, главного экономиста Альфа-Банка, структура банковского капитала в большинстве случаев проста: акционерный капитал и нераспределенная прибыль. Дополнительные инструменты его пополнения используют только очень крупные российские банки, имеющие доступ к мировым рынкам и практикующие международные подходы управления финансовыми индикаторами. Поэтому внедрение Базеля III в России по факту касается лишь очень небольшого числа банков, в основном самых крупных. Большинство менее крупных банков в ближайшее время вряд ли испытает сильное влияние новых нормативов. Скорее, Базель III вводится в России как упреждающая мера на будущее.
Проблемы перехода и ожидания
По мнению Карины Артемьевой, начальника аналитического управления Национального рейтингового агентства (НРА), при переходе на Базель III ключевой проблемой становится способность собственников не просто увеличить капитализацию своих банков, но и обеспечить требуемое качество структуры капитала. Регулятор, без сомнения, будет проводить жесткий мониторинг действий собственников и инструментов, которые используются для увеличения собственных средств банков.
Центральный Банк, в общем, уже продемонстрировал свое намерение относиться к обеспечению стабильности банковской системы со всей строгостью. По мнению Антона Сороко, аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ», последняя активность Банка России, в частности, связана с внедрением нормативов Базель III. «Можно сказать, что таким образом регулятор хочет предотвратить возможные проблемы банковского сектора, если слишком много банков не справятся с ужесточением нормативов», – прокомментировал Сороко.
Стандарты Базеля – это не только новые показатели достаточности капитала и ликвидности, но и набор конкретных и детализированных требований к процессам и системам. По словам Станислава Волкова, руководителя отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА», переход на нормы Базеля повлияет, в первую очередь, на перестройку модели ведения бизнеса, а также на увеличение расходов в части соответствия требованиям. Так, например, внедрение новых норм потребует от банков совершенствования системы риск-менеджмента и IT-систем, что сопряжено с дополнительными расходами. Именно это, по мнению эксперта, в условиях снижения рентабельности банковского бизнеса, будет основной проблемой для банков.
В целом эксперты, конечно, положительно относятся к переходу на Базель III, но не питают особенно позитивных надежд в связи с этим. Например, есть мнение, что применение международных стандартов способно снизить стоимость капитала для российских банков за рубежом, а также стоимость проведения некоторых трансграничных операций. Однако на практике для того, чтобы воплотить эти надежды в жизнь, придется еще многое сделать помимо внедрения международных правил.
Также, как отметил Александр Мурычев, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель совета Ассоциации региональных банков России, переход на новые требования вряд ли способен спровоцировать сдвиги в развитии российской банковской системы, особенно учитывая то, что ее основой являются банки с государственным участием, а их главными клиентами выступают компании, близкие к государству или контролируемые им. Также, по мнению эксперта, не следует спешить с переходом, поскольку новые нормативы все же являются дополнительной нагрузкой на банки, и более строгие требования к качеству капитала могут сократить объемы кредитования.
И все же от внедрения нормативов Базель III ожидается оздоровление банковского сегмента, повышение его однородности и улучшение качества управления кредитными организациями или уход с рынка некоторых игроков. Среди оставшихся банков может возрасти качество риск-менеджмента; для тех, кто уже внедрил международные стандарты, касающиеся управления рисками, добавятся лишь новые контрольные параметры. Таким образом, банки станут более надежными для клиентов; системные риски снизятся. Возможно, в результате реализации всех этих «плюсов» внедрения новых правил возрастет и доверие населения к кредитным организациям.
По мнению Александра Мурычева, в целом российские банки не готовы к переходу на все «продвинутые» требования как Базель II, так и Базель III. Правда, от них никто этого и не требует прямо сейчас. «Основная причина неготовности наших банков к применению подходов Базель II и Базель III в настоящее время связана с отсутствием заинтересованности в конкуренции за заемщика и потребителя финансовых услуг, – прокомментировал эксперт. – Здесь играет роль и недоступность для большого количества конечных потребителей всего того финансового инструментария и финансовых инноваций, которые присутствуют в современном банковском деле. Оказывает влияние недостаточная финансовая грамотность как физических лиц, так и представителей бизнеса. Что касается последних, то они не всегда способны качественно управлять рисками своей компании и вести совместный поиск способов повышения эффективности своего бизнеса с кредитными организациями».
Еще одним существенным ограничением, по словам Мурычева, являются сложности в области телекоммуникаций в России, которые препятствуют массовому проникновению удаленных способов взаимодействия между клиентами и банками на доступном, надежном и защищенном уровне. Учитывая это, многим, если не всем, российским банкам предстоит еще серьезная работа в области информационных технологий и организации внутренних бизнес-процессов.
По словам Станислава Волкова, в конце 2013 года российские кредитные организации провели большую работу, направленную на соответствие новым требованиям по достаточности капитала (нормативы Н1.0, Н1.1, Н1.2). В частности, в договоры о привлечении субординированных займов вносилось условие об их конвертации в акции при определенных условиях. В результате менее чем за полгода число банков, имеющих трудности с поддержанием Н1.0, Н1.1, Н1.2 на требуемом уровне, сократилось на порядок (с 70 до 7–10 организаций). Тем не менее у многих банков значения новых показателей находятся на грани, поэтому Центральный Банк принял решение не отзывать лицензии за нарушение новых нормативов достаточности капитала в течение 2014 года. До 1 января 2015 года вопрос об отзыве лицензии для кредитной организации будет решаться с использованием расчета капитала по положению № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций». Смягчение позиции регулятора дает банкам больше времени для перераспределения активов в сторону меньшего риска.
Некоторую обеспокоенность экспертов вызывает внедрение норматива ликвидности в начале 2015 года. Так, по словам Марины Мусиец, у банков могут возникнуть сложности с поиском высоколиквидных активов, соответствующих новым требованиям, если не достроить систему рефинансирования ЦБ «контрактными линиями ликвидности».
Среди крупнейших банков, в особенности, среди банков ТОП-30, никто не ожидает существенных проблем с выполнением новых правил. У менее крупных банков могут возникнуть сложности. Так, около полусотни российских кредитных организаций не удовлетворяют или едва ли удовлетворяют введенным 1 января 2014 года нормативам. Другая сложность, и в том числе для небольших и региональных банков, заключается в необходимости внедрения большого числа новых документов, что увеличит бюрократическую нагрузку на них и, соответственно, повысит их издержки.
Несмотря на то, что российские банки не готовы к переходу на Базель III, по мнению Александра Мурычева, оснований для опасений пока нет, и времени для подготовки еще достаточно. Резкого сокращения числа банков, в особенности в связи с внедрением новых нормативов, ожидать не следует. Сокращение будет, но оно будет иметь плавный характер. Останется столько банков, сколько необходимо рынку. Наверное.
БАЗЕЛЬ-3: РЕВОЛЮЦИЯ, КОТОРУЮ ОПЯТЬ НИКТО НЕ ЗАМЕТИЛ
Пока профаны смотрели на Украину, США и Китай, главное случилось в Швейцарии
Настоящие революции делаются не на площадях, а в тиши кабинетов, и потому произошедшую 29 марта 2019 года мировую революцию никто не заметил. Лишь по периферии информационного поля прошла небольшая волна, и импульс угас, потому что ситуация описывалась в терминах, непонятных широким народным массам.
А напрасно, потому что мир изменился так кардинально, что впору Натану Ротшильду, смяв в руке кепку, забраться на бронированный Роллс-Ройс, и прокричать с него на всю Вселенную: «Товарищи! Всемирная революция, о необходимости которой так долго говорили революционеры, свершилась!» И он был бы полностью прав. Просто результаты революции будут реализованы медленно, и потому они незаметны для населения. Но последствия, тем не менее, скоро увидят абсолютно все, вплоть до самой последней кухарки, даже не стремящейся научиться управлять государством.
Это даже не распоряжающиеся всем этим «богатством» банки Федеральной резервной системы США. Это Правительство их всех вместе взятых. То реальное мировое Правительство, о котором в мире стараются не говорить вслух.
Суть её проста. В мире отменяется созданная в 1944 году в Бреттон-Вудсе и реформированная в 1976 году в Ямайке система монопольного долларового господства, где золото было признано утратившим силу эквивалентом мировых денег. Доллар и стал мировыми деньгами, а золото стало обыкновенным биржевым товаром, типа металла или сахара, торговавшихся в Лондоне на сырьевых биржах. Правда, определяли погоду тут всего три фирмы «Лондонского пула», принадлежащие и того меньшему числу хозяев, но, тем не менее, наполнителем доллара стало не золото, а нефть.
С тех пор мы живём именно в таком мире. Золото считалось резервом третьей категории для всех банков, от центральных до коммерческих, где резервы были, прежде всего, в долларах и облигациях США. Нормы Базеля III требуют увеличения, прежде всего, денежных резервов. Это связывало объёмы денежных ресурсов банков, которыми те могли совершать экспансию, но было вынужденной мерой для сохранения устойчивости мировой банковской системы, которая в кризис показала недостаточность.
Решение Базеля III означало, что на балансах банков мира золото как резерв третьей категории оценивалось прежде в 50% своей стоимости. При этом все хозяева мировых денег торговали золотом не в натуре, а на бумаге, без перемещения реального металла, объёма которого в мире не хватало для реальных сделок. Делалось это для того, чтобы придавить цену на золото, держать её максимально низкой. Прежде всего, именно в интересах доллара. Ведь доллар привязан к нефти, которая должна была стоить не ниже цены одного грамма золота за баррель.
И теперь «всего навсего» решили причислить золото не третьей, а к первой категории. И значит, можно теперь его оценить не в 50, а в 100% своей стоимости. Это ведёт к переоценке валюты баланса. А в применении к России это означает, что нам теперь можно спокойно, на всех законных основаниях влить в экономику почти 3 триллиона рублей. Если точно, то 2,95 триллиона рублей или 45 миллиардов долларов по курсу плюс к нынешней валюте баланса. ЦБ РФ может влить эти деньги в нашу экономику на всех законных основаниях. Как он на самом деле поступит – пока не известно. Спешка тут без расчёта всех последствий сверхопасна. Хотя такая эмиссия считается неинфляционной, по факту всё намного сложнее.
Таким образом, нас можно вроде бы и поздравить – эпоха доллара, длящаяся с 1944 года по 2019 годы, закончена. Теперь золото восстановлено в своих правах и является не биржевым металлом, а мировыми деньгами наравне с долларом, евро и британским фунтом. Теперь золото станет дорожать, и его цена поднимется с 1200-1400 долларов за тройскую унцию до 1800-2000 долларов уже к этой осени. Теперь ясно, зачем Россия и Китай все эти годы так упорно переливали доходы от экспорта в рост золотых запасов. Сложилась ситуация, когда продавать золото в мире теперь не будет никто.
Впрыскивания дополнительных денег мировой экономике хватит на 5-6 месяцев. В США эти деньги могут быть направлены на погашение астрономической задолженности по долгу. Возможно, это и было не последним мотивом такого решения Цюриха. Но главное всё-таки – это попытка выскользнуть из-под Пизанской башни падающего доллара.
Так как доллар и нефть связаны, то рост цены золота потянет рост цены нефти. Сейчас баррель стоит столько, сколько стоит 1,627 граммов золота. Рост цены вызовет обвал мировой экономики, где 85% денежной долларовой массы крутится в фондовых суррогатах типа акций, облигаций и трежерис. Связать такую дополнительную массу денег биржа уже не сможет.
Нефтяникам будет хорошо, даже, возможно, лучше всех, но недолго. Крах экономики из-за дорогой нефти станет крахом и нефтяников. Именно это – главная причина, по которой наши права на дополнительную эмиссию вполне могут оставаться неиспользованными в полном объёме, хотя подарок в таком виде полностью не проигнорируют. Майские указы Путина в нынешнем контексте понимаются совсем иначе. Россия убегает от нефтяной модели экономики всеми способами. Включая политические реформы и смену элит.
Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу
Кредитная зачистка
На 2014–2018 годы пришелся основной этап расчистки банковского сектора от неустойчивых игроков. Результаты впечатляют: число участников рынка сократилось почти вдвое — более чем c 900 кредитных организаций на начало 2014 года до 464 на середину 2019 года. Причины отзыва лицензий в подавляющем большинстве не были уникальными: банки либо проводили высокорискованную кредитную политику, принимая повышенные риски без адекватного резервирования, либо активно нарушали законодательство в сфере легализации (отмывания) доходов.
По факту многие банки даже не вели собственно банковский бизнес в его классическом понимании: зачастую их деятельность представляла собой различные схемы по выводу активов через аффилированные структуры либо отмыванию денежных средств.
Пик зачистки сектора пришелся на 2014–2016 годы — только за три года было отозвано более 250 лицензий (т. е. 70% от общего числа отозванных лицензий). В 2017 году количество отзываемых лицензий резко снизилось, однако расчистка перешла на следующую стадию: регулятор примерил на себя новую роль — санатора.
Динамика числа отозванных лицензий банков
Регулятор и санатор
В 2017 году был введен в действие новый механизм санации, который предусматривает передачу проблемного банка Фонду консолидации банковского сектора (ФКБС), подконтрольному Банку России. Новая схема предполагает прямое участие Банка России в качестве инвестора. При старой схеме санация осуществлялась силами Агентства по страхованию вкладов (АСВ) с привлечением внешних инвесторов.
Уже в августе 2017 года новый механизм был опробован на банке «Открытие» и аффилированных с ним структурах. Также менее чем за полгода под контроль ФКБС перешли еще два банка так называемого московского кольца — Бинбанк и Промсвязьбанк. В 2018 году фонд пополнился банком «Советский» (лицензия у которого в итоге была отозвана в июле 2018 года), Банком АВБ и Азиатско-Тихоокеанским банком. В том же году в фонд были переданы Рост Банк и банк «Траст», на базе последнего впервые в истории банковского сектора был сформирован так называемый банк непрофильных активов. Сегодня в нем аккумулированы проблемные и непрофильные активы банков, санируемых через ФКБС.
Банк | Дата отзыва лицензии | Активы на момент отзыва лицензии (млн руб.) |
---|---|---|
ООО «Внешпромбанк» | 21 января 2016 года | 281 743 |