что такое басня мораль олицетворение аллегория
Что такое басня? Объясните слова: мораль, олицетворение, аллегория
Ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.
Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств.
Басня один из малых эпических жанров древнейший вид сатирической поэзии она возникла еще задолго до нашей эры в Греции цель басни осмеяние человеческих пороков и недостатков общественной жизни состоит из двух частей повествовательное и поучительная поучительную часть обычно называют моралью это важнейший элемент басни в котором заключается основной её смысл и вывод обычно Марал находится или в начале или в конце произведения и выделяется особым шрифтом поучительный части может и совсем не быть но она обязательно подразумевается наибольшую известность о древней литературе приобрёл басни Эзопа оказавшей большое влияние на дальнейшее развитие этого вида эпического творчества
олицетворение это перенесение на неодушевленные вещи или явления в живых существ а также наделение животных качествами человека способностью мыслить чувствовать говорить переживать действовать как человек
мораль в большинство находится в баснях это поучительная часть рассказов Васи который учит всему хорошему отличать добро от злости учить как жить в жизни
аллегория иносказание изображение абстрактное понятие или явление об образе
«Дубровский» А.С.Пушкин
План по главам :
ТОМ ПЕРВЫЙ
ТОМ ВТОРОЙ
Андрей Гаврилович и Дубровский и Кирилла Петрович Троекуров с молодости были друзьями. Троекуров всегда был очень богат и знатен, а Дубровский беден. Между ними было много общего. Они были рождены в одном сословии, получили схожее образование, оба служили в армии. Однако значительно отличались они в отношении к своим домашним и крестьянам.
Кистенёвцы не хотят подчиниться Троекурову, так как знают его жестокий и деспотичный нрав. «У него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет». Они остаются верны Дубровскому, даже не смотря на угрозу смерти. Владимир понимает, что несет за них ответственность. Он знает, что разбойничья жизнь может всех их привести к смерти. Поэтому он отпускает их и просит скрыться. «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии».
Кирилла Петрович Троекуров был «избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям особо ограниченного ума». Об отношении к крестьянам автор говорит, что «c крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно», однако, не смотря на это, они гордились богатством и славой своего хозяина. Лучшей шуткой он считал запереть в пустой комнате голодного медведя и какого-нибудь своего гостя. «Бедный гость, с оборванною полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был некогда три часа стоять, прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться». Троекуров был жесток и избалован, издевался над людьми и животными, не прислушивался к другим и почти никого не уважал.
Крестьяне у Троекурова были такими же, как и их барин. Они бесчувственные, наглые, дерзкие. Крепостные Троекурова бессовестно и, не скрываясь, воруют у Дубровского лес. Они знают, что не получат за это наказание и поэтому нагло нарушают чужие владения.
Басни
Басня — это исторически сложившаяся группа произведений литературы, — жанр — известный со времен Древней Греции. Старейшими баснописцами являются Эзоп (620 г. до н.э. — 564 г. н.э.) и Гесиодод (VIII — VII века до н. э.), в более поздние времена — Лафонтен (8 июля 1621 — 13 апреля 1695 гг.).
В русской литературе произведения в этом жанре создавали Иван Крылов, И.И. Дмитриев, И.И. Хемницер, В.И. Майков, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.
Басня — нравоучительный рассказ, который имеет аллегорический (образный), иносказательный смысл. Нравоучение в басне часто помещают в начало или в конце текста, но иногда мораль просто подразумевается и не выражена в строках напрямую.
Басни пишут в прозе или в стихах. Авторы используют в них художественный приём — олицетворение, когда наделяют неодушевленные предметы или животных человеческими качествами (мыслями, речами, поступками).
Аллегория же позволяет баснописцами передать образы и предметы через другие понятия или предметы, например, ягнёнок обозначает беззащитность, наивность, лиса — хитрость, медведь — неуклюжесть и т.д.
Мораль некоторых фрагментов басен
Чтобы разобраться, чему учат, от чего предостерегают басни И.А. Крылова, достаточно внимательно прочитать отрывки:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
В басне «Лебедь, Щука и Рак» автор уверен, что перед началом любого дела участники должны договориться, спланировать свои поступки, чтобы действовать сообща, в противном случае у них ничего не получится.
Всё в музыканты не годитесь.
В басне «Квартет» Крылов показывает непонимание героями важных навыков, которые делают их профессионалами в музыке — вовсе не местоположение в квартете важно для того, чтобы получился ансамбль, а уменье: знание нот, практика игры на инструментах, а также наличие музыкального слуха.
У сильного всегда бессильный виноват.
В строках басни «Волк и Ягнёнок» Иван Андреевич изобличает несправедливость законодательной системы, которая позволяет властителям наказывать невиновных, но беззащитных членов общества.