что такое басня 3 класс литературное чтение
Значение слова «басня»
1. Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки. Басни И. Крылова.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и другие.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ба́сня
2. перен. выдумка, вымысел, враньё ◆ Все это не более как преданье и басни в угоду слабоумных и малограмотных. О.Д. Форш, «Одеты камнем», 1925 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: облепиха — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Урок по литературному чтению на тему «КРЫЛОВ — ВЕЛИКИЙ БАСНОПИСЕЦ. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока для 3 А класса.
Дата проведения урока 06.11.13 г.
«И. А. КРЫЛОВ — ВЕЛИКИЙ БАСНОПИСЕЦ. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ»
Цель: Систематизировать знания учащихся о творчестве И.А. Крылова; выделить особенности басенного жанра; расширить круг читаемых басен; развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать; воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры; способствовать формированию нравственных качеств.
I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II . РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Работа над скороговоркой. Тгра «Дождик»
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Зубы сразу же сломали.
III . ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Учащиеся пересказывают понравившийся отрывок «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина
IV. ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАИ УРОКА
Рассмотрите материал урока, который вы сегодня будете изучать на стр.130-133.
Подумайте, о чем пойдет речь на уроке.
Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму:
V . РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Знакомство с биографией И.А. Крылова
Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить хорошее образование. Он обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский, итальянский и немецкий языки.
Жизнь не аловала Ивана Андреевича: в 10 лет, когда отец умер, семья осталась без средств к существованию, Ивану пришлось работать в Тверскомсуде переписчиком бумаг, чтобы заботиться о матери и годовалом брате.
Позже семья Крыловых переезжает в Петербург, где Ин устраивается на работу в Казенную палату. Начинает заниматься литературным трудом.
В 1809 году выходит первая книга басен Ивана Крылова. Всего им было написано более 200 басен. Бсни Ивана Крылова переводят на французский, итальянский и немецкий языки. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
По приказу императора в его честь была выбита специальная медаль. Крылов был членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги.
Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни И.А. Крылова и называлего «истинно народным поэтом». Популярность басен Крылова была огромной уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, хохоча, рассказывали друг другу и генералы, и солдаты, и простые люди, и даже императоры ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях для всех есть уроки: и для ученых и для неучей, и для бедных, и для богачей — все они видят себя, как в зеркале.
2. Работа по учебнику (с.130-133)
Игра «Рыбки». Чтение статьи (с.132)
Где родился И.А. Крылов?
Какими предметами он овладел без помощи учителей?
Где И.А. Крылов проработал более тридцати лет? (Демонстрация иллюстрации здания Петербургской публичной библиотеки, с.131.)
В чем успех басен Крылова? Как он читал свои басни?
4. Работа над жанровыми особенностями басни.
Какие басни Крылова вы знаете?Чем басни отличются от других видов литературы?
Что обычно стремится передать в басне автор? Как строится басня?
Как назвать одним словом следующие строки, взятые из разных басен?
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.
«Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
Избави юог и нас от этих судей.
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Мораль басни — это нравоучение, выраженное в краткой форме
И.А. Крылов во всем мире считается великим баснописцем. За литературные заслуги Крылову был сооружен памятник, которй находится в Санкт- Петербурге, в Летнем саду; скульптор — Петр Карлович Клодт. (Демонстрация фотографии с 133.) Посмотрите на памятник.
Как скульптор изобразил Крылова?
Скажите, каких персонажей басен вы знаете?
Большинство персонажей басен — животные. Скульптор задумал показать не только Крылова, но и самих персонажей басен. Для этого П.К. Кродту пришлось дома организовать свой зверинец, маленький зоопарк, потому что лепить зверей просто с картинок скульптор не мог. Если вы не были в Летнем саду, обязательно сходите, посмотрите на памятник. И вы увидите, что гером басен Крылова будто ожтвают рядом с автором и рассказывают историю.
Что нового узнали на сегодняшнем уроке об И.А. Крылове?
Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой?
Что удалось на уроке?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить интересное сообщение об И.А. Крылове.
Басня
теория по литературе 📖 формы произведений
Басня – это небольшое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера (в стихах или прозе), героями в котором выступают животные, предметы или растения.
История возникновения (зарождения) басни
Жанр басни зарождается в V в. до н. э.
В Древней Греции к этому жанру обращается Эзоп. Древнегреческий поэт пишет сборник басен в прозе, который состоит из 426 басни («Две лягушки», «Курица и Яйцо», «Олень и Лев», «Собака и Волк» и др.).
Ещё один древнегреческий поэт-баснописец Бабрий (II век н. э.) известен стихотворным переложением басен Эзопа и написанием собственных («Зевс и дубы», «Мул», «Собака и повар», «Старый конь» и др.). В своих баснях Бабрий пишет об олимпийских богах с иронией. Нравоучительность и обличение пороков в его произведениях практически отсутствует.
В Древнем Риме разрабатывает жанр басни Федр (I в. н. э.). Он переводит произведения Эзопа, подражает им и пишет собственные («Корова, Коза, Овца и Лев», «Воробей и Заяц», «Лиса и Аист», «Орёл и Ворона» и др.).
В начале V в. в этом жанре работает римский поэт Авиан. Его перу принадлежат 42 басни, из которых 37 восходят к Бабрию («Краб и его мать», «Верблюд и Юпитер», «Козёл и Бык», «Дуб и Тростник» и др.). В основе произведений Авиана лежит не нравоучение, а развлечение. Он пишет: «…пришёл мне на ум басенный слог: ведь басни не чуждаются изящного вымысла и не обременяют непременным правдоподобием».
Во многих странах Европы, начиная с XVI века, писатели увлекаются переводами античной литературы. С начала XVII века басня активно развивается и переходит в разряд литературного жанра. К известным европейским баснописцам причисляют немецкого поэта Г. Лессинга и Х. Геллерта, французского поэта Ж. де Лафонтена, английского поэта Т. Мура.
И. А. Крылов, портрет
Французский баснописец Нового времени (XVII в.) Ж. де Лафонтен создал новый жанр, заимствуя содержание произведений у древних авторов («Кузнечик и муравей», «Заяц и Черепаха», «Лягушка и Крыса», «Шершни и Пчёлы» и др.).
Первые попытки писать басни в России делают С. Полоцкий (XVII в.), А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский (начало XVIII в.). Однако развитие басни приходится на середину XVIII – начало XIX вв. К этому жанру обращаются А. Е. Измайлов, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер.
Русский поэт А. П. Сумароков заложил основы национальной басенной традиции. Его поэтическим девизом становятся следующие слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану…».
Вершиной в развитии жанра благодаря произведениям И. А. Крылова становится XIX в. Басни писателя вобрали в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Он написал 236 басен, которые вошли в 9 сборников, опубликованных ещё при жизни автора.
По словам критика В. Г. Белинского: «Басни Крылова – это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня».
Вслед за И. А. Крыловым создают басни B. А. Жуковский, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, К. Прутков и др.
В советский период басня не утратила своей популярности. Известны революционные басни Д. Бедного, который высмеивал остатки буржуазного менталитета.
Позднее к басенному жанру обращается С. В. Михалков. Писатель находит собственный интересный стиль современной басни. Он наделяет своих героев выраженным сатирическим характером, который направлен на разоблачение подхалимства и других низких с точки зрения нравственности поступков.
Основоположники басни
Основоположником басни считается легендарный древнегреческий поэт Эзоп (ок. 600 г. до н. э.). Его произведения дошли до нас в позднейших поэтических переработках Федра, Бабрия и Авиана. Иносказательная форма повествования Эзопа получила название «эзопов язык».
Характерные особенности басни
Басня имеет ряд характерных особенностей:
Особенности построения сюжета и композиции в басне
Композиция басни включает две части: рассказ и моральный вывод (мораль, назидание). По объёму эти части могут быть разными. Мораль может располагаться как в конце (С. В. Михалков «Две подруги»), так и в начале произведения (И. А. Крылов «Ворона и Лисица»).
И. А. Крылов, «Ворона и Лисица», иллюстрация
В басне авторская речь обращена к читателю. Диалог между героями присутствует почти всегда. Обычно в таких произведениях высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни (жадность, трусость, невежество и т.д.).
Художественные приемы в басне
Самым частым приёмом в басне является аллегория, с помощью которой баснописец изображает какие-либо понятия через образы растений, животных или других неживых существ. Например, за образом Лисы часто угадывается хитрость, ложь и коварство, а за образом Свиньи – невежество.
Кроме того, в баснях нередко используются народный разговорный язык с обильным включением просторечий, фразеологизмы. Баснописцы умело включают в произведения сравнения, метафоры, пословицы и поговорки, уменьшительно-ласкательные слова и преувеличения.
Также многим басням свойственна ирония – тонкая скрытая насмешка. Например, в басне И. А. Крылова «Лисица и Осёл» Лиса спрашивает Осла: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?». Однако на самом деле Лиса считает Осла глупым.
Аудитория жанра
Впервые дети знакомятся с басней в начальной школе. Благодаря чтению произведений этого жанра они учатся отличать плохие поступки от хороших, начинают понимать юмор и делать выводы.
Чтение басен интересно и взрослым. Ведь в современном мире люди не избавились от пороков, описанных в баснях прошлых веков.
Схожесть с другими жанрами
Своей повествовательной манерой басни сближаются со сказками, анекдотами и новеллами, а моралистической частью басни схожи с пословицами. Также басни имеют такие общие черты с притчами и сказками: поучительный характер, аллегорическая форма, главными героями могут быть животные, растения.
Яркие представители
Мастерами басенного жанра являются: Эзоп, Федр, Авиан, Бабрий, Ж. де Лафонтен, Л. Хольберг, А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, И. И, Хемницер, А. Е. Измайлов, И. И. Дмитриев, В. К. Тредиаковский, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой, Д. Бедный, С. В. Михалков.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу включены многие басни И. А. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Чиж и голубь», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух», «Волк на псарне», «Зеркало и обезьяна», «Ларчик», «Слон и Моська», «Обоз», «Квартет», «Волк и журавль», «Осёл и соловей», «Кукушка и петух», «Два мальчика», «Волк и ягнёнок», «Лисица и виноград» и др.
Что такое басня в литературе? Определение басни
Басня – один из самых популярных и древнейших литературных жанров, ровесница мифов. За что ее называют вечным жанром, что такое басня в литературе? Художественная литература уходит своими корнями в самое далекое прошлое. Человек всегда обладал богатым воображением и любознательностью. Когда одни наши предки пытались познать мир, его устройство и происхождение с научной точки зрения, других интересовала духовная сторона – человеческие взаимоотношения, нормы поведения и морали.
Все это находило свое отображение в словесном искусстве, фольклоре. В народном творчестве есть много произведений, которые носят нравоучительный характер. Это пословицы, притчи, басни, сказки. Попробуем дать определение басни и разобраться, чем она отличается от других жанров.
Что такое басня? Определение
Басня – это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится четко сформулированный поучительный вывод, или мораль. Повествование ведется в иносказательной форме, поэтому персонажами басни являются животные, вещи, растения. Басни высмеивают человеческие пороки, глупость и недостойное поведение.
Персонажами сказок тоже являются животные, но не всегда они имеют человеческие черты характера. Сказки охватывают большой период времени, в то время как в баснях описано только одно событие, эпизод, поэтому они гораздо короче сказок.
История жанра басни и его роль в литературе
Роль басни в литературе всех народов трудно переоценить. Родиной этого жанра принято считать Древнюю Грецию, где самые известные банси в прозе писал Эзоп (VI-V в.в. до н.э.). Упоминания и отсылки к его басням встречаются в произведениях Геродота, Демокрита, Аристофана. Басня прошла стадии притчи, учебной и популярной литературы для безграмотной публики, прежде чем стала собственно литературным жанром.
Проникновение ее в Европу произошло намного позже, в эпоху Возрождения и было связано с распространением греческого языка. Русская литература познакомилась с басней примерно тогда же, в XV – XVI веках. Многие русские писатели подражали Эзопу, переводили произведения Лафонтена и других баснописцев, но настоящего мастерства добился в этом жанре Иван Андреевич Крылов (1760-1844).
Он превзошел своих русских и зарубежных предшественников. Благодаря Крылову произошло слияние литературной речи и разговорной, что значительно обогатило вторую. Особенности яркого русского характера нашли воплощение в его поучительных произведениях. Басни И. А. Крылова не раз переводились на все языки мира, потому что мудрость народа, выразившаяся в его произведениях, поучительна и актуальна до сих пор.
Пришла к нам басня из глубин веков.
И если вы нуждаетесь в совете,
Откройте томик с надписью “Крылов”,
Перечитайте снова банси эти.
Урок литературного чтения «Басни И.А.Крылова»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок Литературного чтения в 3 классе
«Басни И.А.Крылова. Мораль басен.
Характеристика героев на основе их поступков»
Тема урока: Басни И.А.Крылова. Мораль басен. Характеристика героев на основе их поступков.
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Цель урока: Познакомить учащихся с баснями И.А. Крылова.
Задачи: научить находить в тексте мораль; работать над выразительностью чтения; развивать творческое воображение, технику чтения, умение анализировать и делать выводы; развивать у учащихся умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей; воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение к невежеству и глупости.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; сотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: учебник, иллюстрации к басням, выставка произведений И.А.Крылова, портрет баснописца, карточки с тестовыми заданиями, карточки с цитатами басен.
Методы: проблемный, частично–поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный.
Формы: коллективная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.
Вы тихонечко все сели, друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два, начинаем, детвора?
А девиз у нас каков? « Больше дела, меньше слов!»
II. Сообщение цели и задач урока
— Ребята, у нас сегодня состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого вы знакомились в прошлом году. На уроке мы повторим изученные произведения, познакомимся с новыми баснями, будем работать над выразительным чтением и чтением по ролям, узнаем новые биографические сведения об авторе.
III. Повторение изученного материала
Но прежде, давайте вспомним, что знаем о баснях. В тесте нужно отметить букву правильного ответа.
1.БАСНЯ – это:
А) краткий рассказ; Б) поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
А) высмеять пороки людей Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания Г) рассмешить
3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
А) прямое значение Б) иносказательное значение
4. В БАСНЕ:
А) есть вывод – мораль Б) вывода нет, каждый придумывает его сам.
В) вывод не нужен.
IV. Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».
Сообщение биографических сведений об И.А. Крылове
Крылов – великий русский поэт-баснописец. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Послушайте биографические сведения об этом замечательном человеке и посмотрите выставку его книг. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было десять лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.
Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев». Когда кто-то спросил у Крылова, почему он только басни пишет, писатель ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Всем нам хорошо знакомы такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Муравей, Осел и другие животные, птицы, насекомые. Каждый из этих басенных героев ассоциируется у нас с такими общечеловеческими пороками, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень.
Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Поэт М. Исаковский посвятил ему замечательные стихотворные строки.
Кто не слыхал его живого слова, кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались, в те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова.
— Кто первым начал писать басни?
— Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.
— Что такое аллегория? (Иносказание.)
Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов
Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»
— Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»
1. Прослушивание басни.
2. Беседа по непосредственным впечатлениям.
— Что особенно понравилось в басне? О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином? (О том, что Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)
3. Чтение басни (про себя) для подготовки ответов на вопросы.
4. Работа над содержанием басни.
— Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы? (Они являются главными героями басни)
— Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку? (Мартышка – животное вертлявое)
— Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова, прочитайте их.
(Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет)
— Кажется ли вам ситуация комичной? Почему? (Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)
— Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать? (К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.)
— Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?
(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)
5. Словарная работа.
«невежа» – грубый, невоспитанный человек
Выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки»
7. Работа над выразительным чтением.
— Как нужно читать эту басню? Почему? (Начало – медленно, как сказку. Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая. Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием. Мораль – поучительно, медленно)
8. Выразительное чтение по ролям (автор, Мартышка)
Мы устали чуточку, отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок, улыбнись, давай дружок.
Еще попрыгай раз, два, три! На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз и за парту вновь садись.
VI. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»
1. Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Ребята, сейчас вы познакомитесь с новым произведением великого баснописца. А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав загадки.
Носит серенький жилет, но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар и кричат: «Карр! Карр! Карр!» Посмотрите – те, какая –
Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.
Кто же главные герои басни? Она называется «Ворона и Лисица»
2. Лексическая работа.
Учитель: В басне вам встретятся незнакомые слова и выражения. Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значения
Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.
Бог послал – случайно нашла.
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Не впрок – не на пользу. Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
3. Слушание и первичный анализ басни. Учитель читает басню.
— Понравилась ли басня? Чем именно? Какие мысли у вас возникли, чем бы вы хотели поделиться с друзьями? Прочитайте басню про себя и подумайте, на сколько частей её можно разделить?
-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)
-О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)
— Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.
— Что же говорится в 3 части? (это – развязка)
— Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
— Перечислите, как Лиса называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица).
— Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)
— Догадывалась ли об этом Ворона?
— Понравилась ли Вороне лесть Лисы?
— Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»?
— Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..) Добилась ли Лиса поставленной цели?
— После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? (доверчивая, глупая)
— Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)
— Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите примеры.
5. Выразительное чтение басни учащимися.
Учитель: Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении. (Дети выразительно читают басню).
6. Работа с иллюстрацией. Учитель: Рассмотрите иллюстрации к басне. Кого вы видите на этом рисунке? Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ. Какой у художника получилась Лисица? А Ворона? Можно ли, не зная содержания басни, понять, о чем идет речь?
7. Определение морали басни.
Найдите в тексте мораль басни, зачитайте. Объясните, как вы её понимаете?
Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям? Попробуйте интонацией изобразить хитрую лисицу и глупую ворону. (Дети читают басню по ролям сначала в парах на местах, затем у доски.)
VIII. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Учитель: Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?
«Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй». «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». «Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи».
– Я понимаю первую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
– Я понимаю вторую пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и Голубь». – Я понимаю третью пословицу так: человеку приятно, когда его хвалят, и этим могут воспользоваться другие люди в своих интересах. Эту пословицу можно отнести к басне «Ворона и Лисица».
IX. Домашнее задание: Выучите басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» наизусть, с. 137 – 138.
Что же такое басня?
1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.
Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь.
— Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?
— Нужно ли изучать басни? Чему учит басня? Закончить урок мне хочется так:
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». Сенека.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.