что такое башмак в машине
Что такое башмак натяжителя цепи? Как он заменяется? Где применяется?
Добро пожаловать!
Башмак натяжителя цепи, кто то об этой вещи слышит впервые а кто то уже и до этого имел с ним дело. Сегодня мы поговорим о том, что же такое башмак натяжителя цепи, какую роль он выполняет в двигателе, на каких автомобилях используется, а так же практически в самом конце стать вы узнаете о том, как заменить башмак на автомобиле.
Что такое башмак натяжителя цепи и какую роль он выполняет в двигателе?
Порой само название говорит за себя. В основном башмак обеспечивает натяжение цепи «ГРМ» при её работе, как на низких так и на высоких оборотах двигателя. Кстати за счет башмака цепь не болтается при езде, а сидит очень туго на звездочках, что позволяет автомобилю получить устойчивую работу двигателя. При износе башмака натяжителя цепи, первая проблема которая появляется у двигателя так это ослабевание цепи, что в свою очередь приводит к ускоренной поломке двигателя.
На каких автомобилях используется башмак натяжителя?
Он присутствует на всех автомобилях, на которых устанавливалась с завода вместо ремня «Газо-Распределительного Механизма» цепь «ГРМ». Чтобы подробнее узнать на каких автомобилях он установлен, заглянем для этого в историю «АВТО-ВАЗА» и узнаем какие же автомобили оснащались цепным приводом «ГРМ». А цепью по сути оснащались все автомобили классического семейства начиная с ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107. А так же цепью оснащалось большинство автомобилей семейства «Нива», ни считая модель «Шевроле-Нива FAM1» которая была с двигателем от «Опеля» и оснащалась ременным приводом «ГРМ». Все вышеперечисленные автомобили и оснащались башмаками натяжителя цепи, кроме конечно же «Шевроле-Нива FAM1».
Как заменить башмак натяжителя цепи?
Дополнительные видео материалы:
Если вы хотите узнать больше информации про башмак натяжителя цепи, то в таком случае полностью просмотрите интересный видео-ролик который приведён чуть ниже:
Примечание!
В видео ролике начиная с «0:14» сек. и заканчивая «3:40» мин. будет продемонстрирован самодельный башмак натяжителя, если вам это не нужно, то вы в любое время можете получить информацию про штатный башмак натяжителя цепи перемотав видео-ролик до «3:40» мин!
Башмак натяжителя: надежная работа цепи привода ГРМ
В поршневых двигателях с цепным приводом газораспределительного механизма обязательно присутствуют такие детали, как натяжитель цепи и башмак натяжителя. О том, что такое башмак натяжителя, зачем он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене башмаков — читайте в статье.
Что такое башмак натяжителя
Башмак натяжителя — компонент натяжного устройства цепи газораспределительного механизма поршневых двигателей внутреннего сгорания; металлическая или пластиковая деталь, передающая и распределяющая нагрузку от натяжного устройства на цепь ГРМ с целью обеспечения необходимой степени ее натяжения.
В двигателях внутреннего сгорания привод газораспределительного механизма (ГРМ) реализуется с помощью ременной или цепной передачи от коленчатого вала. Для нормальной работы привода ГРМ необходимо, чтобы ремень или цепь имели определенную степень натяжения, в противном случае возможно самопроизвольное изменение фаз газораспределения. В цепных приводах ГРМ эта задача решается натяжным устройством (или просто натяжителем), усилие от которого на цепь передается через специальную деталь — башмак.
На башмак натяжителя возлагается три основных функции:
Башмак натяжителя является критически важной деталью для работы всего привода ГРМ, поэтому при любых поломках и выработке ресурса он должен подвергаться замене. Но прежде чем покупать новую деталь, следует разобраться в существующих типах башмаков, их конструкциях и особенностях работы.
Типы, конструкция и особенности башмаков натяжителей
Используемые сегодня в цепных приводах ГРМ башмаки натяжных устройств делятся на две больших группы:
Скользящие башмаки наиболее просты по конструкции — это цельная или составная деталь в виде дуги с большим радиусом кривизны, на внешней (выпуклой) поверхности которого выполнена площадка для скольжения ветви цепи. На одном конце башмака располагается проушина или петля под крепежный болт, с помощью которого деталь шарнирно монтируется непосредственно на блок двигателя или специальный кронштейн. У противоположного края башмака, с внутренней стороны (вогнутой) предусмотрен подпятник для упора толкателя натяжного устройства.
Скользящие башмаки бывают нескольких конструктивных типов:
Металлический башмак натяжителя с резиновой накладкой
Пластиковый башмак натяжителя
Пластиковые башмаки натяжителя с металлическими подпятниками
Классическими являются металлические башмаки натяжителей, которые сегодня можно встретить на автомобилях ВАЗ «Классика» и многих других. Такой башмак состоит из стальной штампованной дуги, с одной стороны которой выполнена петля для шарнирного крепления, а в качестве подпятника используется приклепанный или приваренный уголок. Для повышения жесткости конструкции с вогнутой стороны башмака отогнуты два невысоких борта (ребра жесткости). На выпуклой стороне детали нанесено антифрикционное покрытие — слой резины или пластика толщиной несколько миллиметров.
Более современные металлические башмаки изготавливаются методом объемной штамповки или литья из различных стальных сплавов, а также из алюминиевых сплавов. Для повышения жесткости в детали предусмотрены ребра жесткости, в отверстии под крепежный болт устанавливается стальная втулка, а подпятник может выполняться в виде износостойкой полимерной накладки.
Пластиковые цельнолитые башмаки, как можно понять по названию, изготавливаются из пластмасс с высокой устойчивостью к износу методом литья под давлением. Конструктивно это та же дуга с большим радиусом кривизны и гладкой рабочей (выпуклой) поверхностью и проушиной для крепежного болта. В теле детали могут формироваться ребра жесткости. Чаще всего в качестве материала для изготовления таких башмаков используются полиамиды различных типов (PA6, PA66, они же нейлон и капрон). В некоторых пластиковых башмаках используются стальные подпятники и вставные втулки под крепежный болт.
Пластиковые составные (композитные) башмаки натяжителей в целом повторяют описанную выше конструкцию, однако их основание изготавливается из обычных видов пластика, а выпуклая поверхность покрывается слоем износостойкой пластмассы. Также в детали может устанавливаться втулка под крепежный болт и металлический подпятник для штока натяжного устройства.
Шестеренчатые башмаки имеют более сложную конструкцию. Основу узла составляет металлический кронштейн, с одной стороны которого выполнено отверстие под крепежный болт, а с другой располагается шестерня (звездочка) на своем шариковом или роликовом подшипнике. Шестерня может быть одно- и двухрядной в соответствии с используемой в приводе ГРМ цепью. Такие башмаки обладают значительным ресурсом и могут годами служить без износа, однако для них характерен повышенный уровень шума и более интенсивный износ цепи из-за концентрации нагрузки от натяжителя в одной точке (в месте контакта шестерни с цепью). Шестеренчатые башмаки сегодня можно встретить на отечественных моторах ЗМЗ-405, 406, 409, 512 и некоторых других.
Расположение и количество башмаков натяжителей в двигателях
Башмаки всех типов располагаются у одной ветви цепи привода ГРМ (обычно у левой, при взгляде на переднюю часть двигателя). Деталь шарнирно монтируется на переднюю стенку блока двигателя или специальный кронштейн. Выпуклая сторона башмака или шестерня упирается в ветвь цепи, а в подпятник упирается толкатель натяжного устройства — так обеспечивается передача и распределение усилия от натяжителя на цепь. На высоких оборотах коленчатого вала и на переходных режимах башмак, плотно прилегая к участку цепи, гасит ее вибрации, выступая в роли успокоителя.
В двигателях может использоваться различное количество башмаков натяжителей:
Наиболее часто используется схема с одним натяжным устройством и одним башмаком, который обеспечивает натяжение единственной приводной цепи. В некоторых двигателях с цепью большой длины или двумя цепями используется два башмака — верхний и нижний, которые работают от одного натяжного устройства с двумя штоками. Также широкое распространение получили и двигатели, в которых привод ГРМ реализован с помощью двух цепей и промежуточного вала — в таких агрегатах у каждой цепи имеются собственные натяжители и, соответственно, башмаки (которые тоже называются верхним и нижним). В более сложных конструкциях могут использоваться три и более башмаков, однако к такому решению прибегают редко.
Вопросы подбора и замены башмаков натяжителей
Башмаки натяжных устройств работают в сложных условиях, подвергаясь износу, воздействию высоких температур, вибраций, агрессивных сред и других негативных факторов. Со временем детали изнашиваются и не могут нормально выполнять свои функции — в этом случае требуется их замена. О необходимости замены башмака свидетельствует повышенный шум со стороны привода ГРМ: изношенный или поврежденный башмак имеет меньшую толщину, поэтому даже при полном выдвижении штока натяжного устройства цепь все равно ослаблена, отчего возникают вибрации и характерный шум.
На замену следует брать только те детали, которые рекомендованы производителем силового агрегата. В двигателях новых автомобилей необходимо использовать башмаки только определенных каталожных номеров, установка деталей других типов может привести к потере гарантии. На возрастных двигателях допускается применение башмаков различных типов и моделей, главное, чтобы они имели определенные размеры и геометрию. Например, на двигатели ВАЗ «Классика» можно устанавливать стальные башмаки старого образца или пластиковые башмаки нового образца. А на некоторых силовых агрегатах различных марок автомобилей применяется одна-две модели башмаков, которые являются полностью взаимозаменяемыми.
Замена башмака натяжного устройства цепи требует значительных затрат времени, так как для доступа к приводу ГРМ в большинстве двигателей приходится демонтировать детали привода агрегатов и вентилятор, а затем снимать переднюю крышку. Сама замена башмака требует только выкручивания одного болта, демонтажа старого башмака и установки новой детали. Обычно после замены башмака каких-либо регулировок выполнять не требуется. Данные операции следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства, а при неуверенности в своих силах — доверять работу специалистам.
При верном выборе и правильной замене башмака натяжителя цепи привод ГРМ будет функционировать надежно и эффективно на всех режимах работы двигателя.
Что такое башмак цепи ГРМ?
Башмак предназначен для натяжения цепи ГРМ. Именно благодаря данному элементу цепь не болтается, а остается туго натянутой при любых оборота мотора. Это обеспечивает стабильную работу ДВС. Далее мы рассмотрим более подробно, что такое башмак цепи ГРМ, как он работает, а также обратим внимание на распространенные неисправности элемента.
Для чего нужен?
Данный элемент можно видеть на всех автомобилях, где вместо ремня ГРМ используется цепь. В конструкции авто башмак совместно с натяжителем выполняют сразу несколько функций:
Натяжитель находится между шстернями коленвала и распредвала, а сам башмак – между натяжителем и цепью.
Особенности конструкции
Детали делятся на несколько групп и подбираются в зависимости от модели машины. Различаются они по материалу изготовления:
Изначально данная запчасть имела металлическую основу. Позже появились высокопрочные пластиковые аналоги с ребрами жесткости.
Неисправность элемента
При запуске двигателя вы слышите сильно дребезжание? Одно из возможных причин – неисправность башмака. При износе данного элемента в первую очередь ослабевает цепь, и как следствие – составляющие двигателя изнашиваются быстрее.
Как понять, что причина именно в рассматриваемой детали? Если вы хотите провести диагностику своими силами, в первую очередь придется снять крышки распредвала. На этом этапе вы сможете визуально оценить состояние запчасти и при необходимости произвести ее замену. Это решит проблему.
Техническое обслуживание
В техобслуживании автозапчасть не нуждается, но со временем неизбежно изнашивается. Как правило, ломаются пластиковые составляющие: рабочая поверхность или накладки. В некоторых случаях элемент деформируется.
Вы подбираете запчасти для ремонта машины? Интернет-магазин «Техничка-Экспресс» обеспечит вас всем необходимым! В нашем каталоге вы найдете огромный выбор автозапчастей от проверенных производителей.
Поговорим о Башмаках натяжения цепи змз.
Комментарии 61
Наилучший материал Zytel® 101L NC010.
Продаётся в мешках в гранулированном виде для формовки в специальных термопластавтоматах.
НО
Можно изготовить литейную форму из дерева, нагреть пластмассу на водяной бане до температуры литейной вязкости и отлить заготовку.
Материал вязкий и конструкционно прочный, но рубанком обрабатывается.
Изготовленную форму можно использовать несколько раз … даже в день.
Возьмите для образца форму башмаков РусМаш. Они имеют форму тех которые устанавливали в ЦМС ЗМЗ только на двигатели для МВД и ГОН. На остальные двигатели устанавливали по два нижних башмака.
На видео верхний башмак нафантазирован от себя. Такие на двигатель никогда не устанавливались.
Верхняя цепь имеет не 90 звеньев, а 92 звена.
Форма башмака красивее чем 90, но возможна проблема, которой сейчас не видно.
Я так уже пробовал и башмаки из опытно-промышленной партии остались не у дел.
…
На месте крепления башмак будет выкручивать из-за того что натяжитель сферической частью нажимает со смещением от оси симметрии и движения нити цепи на 4 мм (от передней стенки блока цилиндров).
Цепь 90 звеньев удерживается на поверхности башмака, а цепь 92 звена съезжает к передней стенке блока на ширину боковой пластины.
Подвижные ролики втулочно-роликовых цепей не деформируют поверхность пластмассы после касания, а втулочные цепи проплавят и обгрызают пластик.
Товарищи, мы ушли от темы, дак все таки из чего сделать эти башмаки.
каждая лягуха хвалит свое болото, а заводской гарантий уже можно позабыть! купите ремкомплект майд ин дядя ваня, 100000км гарантирую
Ну все, блин! Дедок выточил свои! уникальнейшие! технология smart-bashmak-ostalnye-kozly! башмаки! Наконец-то решена проблема ГРМ на ЗМЗ-409! Ура! Вот ей Богу, сколько дураков в стране, кто на эту фигню ведется, столько же и «гуру» по башмакам для ГРМ…
Мое экспертное мнение такое — ЕСЛИ В ЦЕПЯХ ГРМ НЕ ВПЛЕТЕНЫ УСЫ БОГАЦКАГО, ТО И 100 КМ НЕ ПРОЕДЕТ ЭТОТ КОМПЛЕКТ! ПОРВЕТ К ЧЕРТЯМ!
100 км проедет.
Задача проехать в 1000 раз больше и без проблем.
Качество разработки пластмассовых башмаков для зубчато-пластинчатых цепей специалистами DuPont, из представительства на Крылатских холмах, очень достойное и применённый материал Zytel 101L самый оптимальный.
Дело не в башмаках.
Качество изготовления блок-звёздочки в большей степени влияет на работоспособность этой Идеи.
Это лотерея с непредсказуемым выигрышным фондом, как в большинстве игровых автоматов эксплуатирующихся в России.
Если собранный на ЗМЗ двигатель проехал 35-40 тыс.км, то дальше до 100 000 км проблем нет, а если нет, то нет.
Некоторым везёт по-другому.
Если первые цепи добились чтобы устранить радиальные биения впадин зубьев звёздочек, то следующим установленным цепям везёт, а если нет, то нет.
Из всего этого я делаю вывод о том, что сыграть в лотерею все же имеет смысл! Ну если только машина не выезжает за пределы цивилизации, где помощи ждать не откуда… В остальных же случаях просто заранее подготовиться, как это сделал я (да-да, есть у меня волшебные цепи евро-4, где взял не скажу!), и спокойно ездить, периодически прислушиваясь к грму… ))
Не дразни судьбу.
Русские цепи башмаки из американского пластика победят, а немецкие цепи наладят с ними нормальные взаимоотношения.
Переустанови как только представится удобная возможность.
Двигателю и так досталось выше крыши.
Как представится случай, сделаю, конечно. А движку, можно сказать, повезло, что я в него сразу полез, не дожидаясь цугундера… ))) сейчас все прекрасно, едет совершенно по-другому! Особенно после перепрошивки у Романа. Жду окончания обкатки!
Таки ты опять прошил? А как же мнение что виной всему перцовка? Или я чего то упустил?
А ты хотел, чтобы я на перцовке продолжал ездить?
А что, в них огромная разница?
Подробнее давай))) в лс
А ты хотел, чтобы я на перцовке продолжал ездить?
Я думал ты на сток откатишься
К стоку пути нет. Выпуск другой, ДК2 удален. Да и стоковая прошивка тоже не идеал. В личку отпишу подробности.
100 км проедет.
Задача проехать в 1000 раз больше и без проблем.
Качество разработки пластмассовых башмаков для зубчато-пластинчатых цепей специалистами DuPont, из представительства на Крылатских холмах, очень достойное и применённый материал Zytel 101L самый оптимальный.
Дело не в башмаках.
Качество изготовления блок-звёздочки в большей степени влияет на работоспособность этой Идеи.
Это лотерея с непредсказуемым выигрышным фондом, как в большинстве игровых автоматов эксплуатирующихся в России.
Если собранный на ЗМЗ двигатель проехал 35-40 тыс.км, то дальше до 100 000 км проблем нет, а если нет, то нет.
Некоторым везёт по-другому.
Если первые цепи добились чтобы устранить радиальные биения впадин зубьев звёздочек, то следующим установленным цепям везёт, а если нет, то нет.
Ваши, извините за тавтологию, башмаки тоже не идеал, я вскрывал двиг через 10т.км, проточка на них была, около 1мм.
Не всё дело в башмаках. Они из профессионального пластика, но поскольку всё равно мягче цепи, то являются индикаторами того что в двигателе есть какая-то неисправность которую пока не обнаружили.
Например.
Если произведёте точные измерения уровня венцов зубьев звёздочек, на которых работает цепь верхней ступени, то обнаружите, что они расположены в разных плоскостях.
Задевание-трение боковых пластин цепи зубьями звёздочек вызывает вибрацию и боковые пластины протирают в пластмассе дорожки пока ролики цепи не начинают катиться по пластмассе натяжного башмака.
Блин что же никак не успокоится… все работает нормально!
Судя по видео г-на Богацкого, это семейство двигателей вообще не то что работать не может, но даже запускаться не должно!
Ошибка автора в том что не придаёт значения естественным «косякам» которые есть в двигателях ЗМЗ с самого их рождения и возникли ввиду откровенно слабого уровня конструирования, а также отсталости технологии производства деталей.
Специалист прежде чем конструировать деталь для двигателя должен досконально разобраться в причинах которые мешают цепям надёжно эксплуатироваться в двигателях на заложенный в их конструкцию ресурс … 100 000 км.
Проблем которые ускользнули от понимания несколько:
1. Слишком большое радиальное биение впадин зубьев «малой» звёздочки установленной на блок-звёздочке промежуточной передачи.
Это происходит из-за непредусмотрительности конструкторов и халатности технологов.
При установке детали не на место базирования при обработке, а на промежуточное звено допуск увеличивается в несколько раз.
Блок-звёздочку можно собирать только методом селективной сборки с последующим контролем радиальных биений впадин зубьев.
…
При допуске ГОСТ не более 0,20 мм, реальное биение впадин зубьев на двигателях серийной сборки в пределах 0,50-0,70 мм и больше.
Это биение возникающее из-за ослабления натяжения цепи и рывковом натяжении при каждом обороте двигателя пропилит башмаки из любого материала.
2. Гидронатяжитель цепи, скопированный гудромудрыми инженеграми ЗМЗ с разработки фирмы INA для двигателя Мерседес, лишён одного немаловажного устройства — клапана сброса давления из рабочей камеры при превышении усилия натяжения цепи.
Из-за этого натяжное устройство натягивает цепи превышая допуски ГОСТ в несколько раз.
Допуск ГОСТ для цепей длиной ветви между звёздочками до 300 мм в пределах от 3,5 до 10,0 кГс.
В реальности …
Рабочая пружина гидронатяжителя 8,5 кГс (для цепей 70/90) и 12,5 кГс (для цепей 72/92) + усилие давления масла на поршни диаметром ф22 мм.
Этот конструктивный казус, за который некоторые сотрудники ЗМЗ, включая бывшего Гл.конструктора Миронычева М.А., регулярно получали доплату за внедрение рационализаторского предложения, создаёт нагрузку на поверхности скольжения достаточную для плавления любой пластмассы.
3. Осевые перемещения валов цепной передачи создают условия касания боковых пластин цепей венцов зубьев звёздочек и приводят к торможению двигателя и повышенному износу цепей и звёздочек.
Перемещение цепей поперёк поверхности пластмассовых башмаков негатино скажется на их работоспособности.
4. Конструкция цепей «от Царя-Гороха» морально и физически устарела ещё в 80-х годах прошлого века.
С 2010г. к двигателям прикатались втулочно-роликовые цепи, которые заметно улучшают показатели двигателей по ТТХ и ресурсу.
Втулочно-роликовые цепи не греются от трения втулок и зубьев звёздочек, по поверхностям пластмассовых башмаков катятся на подвижных роликах и по сравнению со втулочными цепями имеют значительно больший ресурс.
Борьба с последствиями — это не мой метод.
Предпочитаю сначала удалить причины и сделать так чтобы стоимость комплекта и его замены возвращалась экономией топлива.
БАШМАК
Смотреть что такое БАШМАК в других словарях:
БАШМАК
так называется железная оковка, которой обиваются заостренные концы свай при забивке их в твердых или щебенистых грунтах. Обыкновенно башмак о двух или. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
башмак 1. м. 1) а) Опора для установки колонн, мачт и т.п. б) Приспособление, надеваемое на колеса, гусеницы транспортных средств для увеличения площади их опоры на грунт. 2) Клинообразная колодка, подкладываемая на железнодорожные рельсы под колеса вагонов для торможения или остановки. 2. м. см. башмаки.
БАШМАК
башмак 1. м.shoe; (выше щиколотки) boot деревянный башмак — clog ♢ быть под башмаком у кого-л. — be under smb.‘s heel; (у жены тж.) be henpecked 2. м. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
Башмак — так называется железная оковка, которой обиваются заостренные концы свай при забивке их в твердых или щебенистых грунтах. Обыкновенно башмак о двух или четырех лапах весит от 6 до 17 фунтов, что составляет почти 1 % сваи. Башмаками называются также обделки для принятия деревянных брусьев (в стропильных и мостовых фермах). Они дают возможность в деревянной ферме связывать брусья, особенно там, где сходятся подкосы или где струны и затяжки примыкают к подкосам. Если башмак подвержен одному только распору, то его следует сделать из чугуна, если же на него действуют хотя и незначительные вытягивающие усилия — то из железа.
БАШМАК
(колонны труб в скважине) bottom, (гусеницы) cleat, (нории) boot drum, (каротажного зонда) skid, boot end, socket, bearing plate машиностр., saddle, sh. смотреть
БАШМАК
БАШМАК(тат. baschmak). Род обыкновенной женской обуви.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.БАШМАКтат. baschma. смотреть
БАШМАК
башма́к сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? башмака́, чему? башмаку́, (вижу) что? башма́к, чем? башмако́м, о чём? о башмаке́; мн. ч. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
1) ankle boot2) <tech.> footplate3) shoe– башмак направляющий– башмак подборщика– башмак подвесной– башмак рейки– башмак рельсовый– башмак сбрасы. смотреть
БАШМАК
Башмак всмятку. Орл. Шутл.-ирон. Ерунда, вздор. СОГ 1989, 66.Башмак с ноги не сопнёшь. Арх. Выражение согласия, смирения: ничего не поделаешь. АОС 1, 1. смотреть
БАШМАК
Казахско-татарское – башмак (ступня).Турецкое – pasmak (сандалия, башмак).Слово «башмак» известно в русском языке с XV в., первоначально – как прозвище. смотреть
БАШМАК
название тайного крестьянского союза в Юго-Зап. Германии XV — нач. XVI в. Возник в 30—40-е гг. XV в. в районах Юж. Шварцвальда, Эльзаса и др. землях Ве. смотреть
БАШМАК
БАШМА́К, а́, ч.1. техн. Пристрій, що служить опорою чому-небудь.Пальцевий брус косарок спирається на два низьких башмаки – зовнішній і внутрішній (з на. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
башмакКазахско-татарское – башмак (ступня).Турецкое – pasmak (сандалия, башмак).Слово «башмак» известно в русском языке с XV в., первоначально – как пр. смотреть
БАШМАК
м.1) zapato m; borceguí m (со шнуровкой)деревянный башмак — zueco m, almadreña f, madreña f2) тех. zapata f••быть под башмаком — estar bajo el tacón (l. смотреть
БАШМАК
Башмак (по-немецки башмак на шнурках) — название тайных боевых крестьянских союзов в юго-западной Германии в 15 — начале 16 вв. Их знамя с изображением башмака было символом крестьянской борьбы против гнёта землевладельцев и князей. В их требования входили раздел земель, упразднение всех повинностей и поборов и др. Союзы Башмака сыграли важную роль в подготовке Крестьянской войны 1524—1526 гг.
Синонимы:
БАШМАК
м.1) soulier m деревянный башмак — sabot m2) тех. sabot m ••быть под башмаком у кого-либо разг. — прибл. être mené par qnСинонимы: бамбук, башмачок, б. смотреть
БАШМАК
Быть под башмаком у жены.Бути під закаблуком (під ногами) в жінки; бути жінчиним підніжком; бути підніжком (за підніжок) у жінки; жити за жінчиним з. смотреть
БАШМАК
ayakkabı* * *мpabuç (-cu); potin (ботинок)••он под башма́ко́м у жены́ — kılıbıktırСинонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконе. смотреть
БАШМАК
БАШМАК (Socket, seat, shoe) — гнездо, деревянное или металлическое, служащее местом упора для мачт, стрел, пиллерсов, шлюпбалок и т. п. Самойлов К. И. смотреть
БАШМАК
мSchuh mдеревянный башмак — Holzpantine f••быть под башмаком у кого-либо — unter j-s Pantoffel stehen (непр.) viСинонимы: бамбук, башмачок, босовик, б. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
Чугунный или железный наконечник деревянного конструктивного элемента на стыке частей, не связанных между собой жестким креплением. (Термины росси. смотреть
БАШМАК
м. 1) soulier m деревянный башмак — sabot m 2) тех. sabot m •• быть под башмаком у кого-либо разг. — прибл. être mené par qn
БАШМАК
БАШМАК
► bottom, pad device, dog, bearing plate, saddle, shoe Короткий толстостенный стальной патрубок длиной около 50 см, присоединяемый к основанию ко. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
башмак, башмаки; ботинок, ботинки || башмачный; ботиночный; башмак вурысь — башмачник уст.;вӧччан ляпкыд башмак — нарядные низкие башмаки;чангыльтчӧм ныра башмак — ботинки с загнутыми вверх носками;башмак кӧв — шнурки для ботинок;башмак пӧв — один башмак (из пары);башмак син — башмачный пистон;башмак стельки — стельки башмака;сьӧд башмака (прил.) морт — человек в чёрных ботинках;башмак утйӧд — подошва башмака. смотреть
БАШМАК
Rzeczownik башмак m trzewik m Techniczny but m stopa f
БАШМАК
Башмак – защитное устройство на острие деревянной сваи для защиты от расщепления при забивке в грунты с твердыми включениями (гравий, галька и пр.). смотреть
БАШМАК
БАШМАК
Др.-рус. заимств. из татар. яз., где башмак «вид обуви», — из башмак «годовалый теленок». Башмак буквально — «обувь из кожи годовалого теленка».Синоним. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
(специальный термин) — рабочая часть пневматической трамбовки, применяемой для изготовления (уплотнения) песчаных литьевых форм и стержней. Башмаки бывают клинообразными (масса 1,4 кг), круглыми (масса 1,1 кг), с резиновыми наконечниками (масса 0,2; 0,28 и 0,35 кг) и полыми виброгасящимися (масса 0,41 кг). ГОСТ 11781 — 74, ГОСТ 11783 — 74, ГОСТ 19646 — 74.
БАШМАК
См. ямщикВ. В. Виноградов.История слов,2010Синонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесница, полуботин. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
1) охотничья ловушка (обычно от лисиц и мелких пушных зверьков в виде деревянного корыта, опрокинутого кверху дном.Синонимы: бамбук, башмачок, босовик. смотреть
БАШМАК
м. scarpa f; тж. спец. тормозной башмак спец. — ceppo / ganascia del freno башмак колонны спец. — zoccolo, plinto башмак под колесо спец. — calzatoio, ceppo Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесница, полуботинок, сабо, соккус, табернакль, чебот, черевик. смотреть
БАШМАК
-а, ч. 1) тех. Пристрій, що служить опорою чому-небудь. 2) зал. Пристрій, що його накладають на рейки для гальмування вагонів або під колеса вантажівк. смотреть
БАШМАК
= контактный башмакbootСинонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесница, полуботинок, сабо, соккус, та. смотреть
БАШМАК
башмак м Schuh m 1a деревянный башмак Holzpantine f c а быть под башмаком у кого-л. unter j-s Pantoffel stehen* viСинонимы: бамбук, башмачок, босовик. смотреть
БАШМАК
• bota• botka• kolejnicový sběrač• pata• patka (sloupu)• pólový nástavec• střevíc• vodicí botka• zarážka• špalík brzdy
БАШМАК
башмак башма́кчасто начиная с XVI в., Опись имущества Ивана IV 1582 г.; Домостр. Заб. 186 и сл. и др.; см. Срезн. I, 46; III, Доп. 8; Корш, AfslPh 9, 4. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
БАШМАК
• Только тот, на чьей ноге башмак, знает, где он жмет (Т)Синонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесн. смотреть
БАШМАК
БАШМАК
обувьbakancsСинонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесница, полуботинок, сабо, соккус, табернакль, ч. смотреть
БАШМАК
мsapato mСинонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесница, полуботинок, сабо, соккус, табернакль, чебо. смотреть
БАШМАК
часто начиная с XVI в., Опись имущества Ивана IV 1582 г.; Домостр. Заб. 186 и сл. и др.; см. Срезн. I, 46; III, Доп. 8; Корш, AfslPh 9, 488, 513; укр. башмак. Заимств. из тур., чагат. basmak «башмак, подошва»; см. Mi. EW 8, 415; Корш, там же; Бернекер 1, 45. смотреть
БАШМАК
I. сущ башмак II. башмак тана сущ нетель, тёлка-двухлетка
БАШМАК
טריזמגףנעלנעל כבדהסנדלפרסת ברזלСинонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесница, полуботинок, сабо, со. смотреть
БАШМАК
halvstøvel, skoСинонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесница, полуботинок, сабо, соккус, табернакль. смотреть
БАШМАК
под башмакСинонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесница, полуботинок, сабо, соккус, табернакль, чеб. смотреть
БАШМАК
башмакfestkeilenСинонимы: бамбук, башмачок, босовик, ботинок, калига, муфлон, наконечник, обувь, опора, плесница, полуботинок, сабо, соккус, табернакл. смотреть