что такое баркас на корабле

Баркас

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

Барка́с, барка́з (итал. barcaccia — большая лодка, нидерл. barkas )

Во время парусного судоходства баркас обычно вместе с пинассом располагался на барринге между Фок-мачтой и Грот-мачтой. Баркасы спускались на воду для подвоза питьевой воды или продуктов питания.

Литература

Древний ВостокЕгипетская папирусная лодка • Египетский торговый корабль • Финикийское торговое судно • Финикийская биремаДревняя ГрецияГексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • ЭннераДревний РимАктуария • Бирема • Децимрема • Квадрирема • Квинкверема • Либурна • Римский торговый корабль • Судно этрусков • Трирема • УниремаСредиземное мореБарбарский корабль • Венецианская каракка • Галеон • Генуэзский торговый корабль • Дромон • Каракка • Каравелла • Неф • ЧайкаСеверная ЕвропаГукор • Драккар • Кнорр • Когг • Ладья • Фламандская каракка • ШнекаБлижний ВостокБум • Гей-бао • Зарука • ДоуНовый СветКаяк • ПирогаДальний ВостокГуари • Китайская джонка • Кобуксон • Японская джонка • Катамаран • ПроаЛиния баталииЛинейный корабль • ФрегатВспомогательныеБомбардирский корабль • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот• Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • ЯхтаПарусно-гребныеАкат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Пинас • Пинк • Скампавея • Шебека • ШхоутТорговые и грузовые судаАак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Баркентина • Бригантина • Билландер • Габара • Йект • Карбас • Коф • Коч • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Трабакколо • Тьялк • Фелука • Флейт • Шаланда • Шмак • ШхунаПромысловыеГукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

Полезное

Смотреть что такое «Баркас» в других словарях:

баркас — а, м. barcasse f., исп. barcaza > гол. barkas, шв., дат. barkasse. 1. Гребное многовесельное судно при корабле. Сл. 18. У пристани баркас, привязан, колыхался. Долгорукий Соч. 1 475. Лейтенант Поленов, который должен был ехать на баркасе,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

БАРКАС — (исп. barcaza, от barca). Большое гребное судно, служащее при нагрузке и выгрузке корабля; вообще при перевозке тяжестей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАРКАС исп. barcaza, от barca. Гребное судно … Словарь иностранных слов русского языка

БАРКАС — БАРКАС, баркаса, муж. (франц. barcasse). 1. Большая многовесельная лодка. || Лодка для перевозки команды судов (мор.). 2. Небольшое паровое портовое судно. Пожарный баркас. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БАРКАС — см. Барказ. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Баркас (барказ) судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в п … Морской словарь

баркас — шлюпка, судно, баркасик, баржа, барказ, гашпиль Словарь русских синонимов. баркас сущ., кол во синонимов: 7 • баржа (13) • барказ … Словарь синонимов

БАРКАС — (нидерл. barkas) 1) самоходное судно небольших размеров для перевозок в порту2)] В ВМФ гребная шлюпка с 14 22 веслами … Большой Энциклопедический словарь

БАРКАС — БАРКАС, а, муж. 1. Большая гребная шлюпка. 2. Небольшое портовое судно. Пожарный б. | прил. баркасный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

БАРКАС — муж. самое большое гребное судно, чернорабочее, для завоза якоря и перевозки людей и тяжестей; один или два бывают при каждом военном судне; весел на баркасе по 20 и более. Баркасный, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

БАРКАС — (барказ) (1) судно небольших размеров, предназначенное для перевозок в порту; (2) большая гребная шлюпка … Большая политехническая энциклопедия

БАРКАС — 1) БАРКАС барказ (голл. barkas), самоходное судно небольших размеров, предназнач. для различных перевозок в порту. В воен. мор. флоте Б. наз. гребную шлюпку, имеющую от 14 до 22 вёсел. 2) БАРКАС гашпиль, в кож. меховом производстве аппарат для… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Источник

Значение слова «баркас»

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

1. Большая многовесельная лодка. В тумане уходит из глаз, Привыкший к просторам и к буре, Широкий рыбацкий баркас. Брюсов, Над Северным морем.

2. Самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в порту.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах;

большая мореходная 14—22-вёсельная шлюпка, длиной до 12,2 м, шириной до 3,66 м, водоизмещением 4-5 тонн с убирающимся бушпритом (для кливера) и двумя мачтами (для фока и грота).

Во время парусного судоходства баркас обычно вместе с пинассом располагался на барринге между фок- и грот-мачтой. Баркасы спускались на воду для подвоза питьевой воды или продуктов питания.

БАРКА’С, а, м. [фр. barcasse]. 1. Большая многовесельная лодка. || Лодка для перевозки команды судов (мор.). 2. Небольшое паровое портовое судно. Пожарный б.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

барка́с

1. большая многовёсельная шлюпка ◆ К берегу причалил баркас

2. небольшое самоходное судно для портовых перевозок ◆ Рыбачка Соня как-то в мае, // Направив к берегу баркас, // Ему сказала: «Все вас знают, // А я так вижу в первый раз». Владимир Агатов, «Шаланды, полные кефали», 1943 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на кораблеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: безвизовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Корабельные шлюпки. Баркас.

Теги:&nbspшлюпки, ANCRE, 74 gun ship

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на кораблеБаркас что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на кораблеКатера что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на кораблеТакелаж что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на кораблеПринадлежности что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на кораблеРазное что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на кораблеО шлюпках в целом что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

Рассмотрим количество, размеры и устройство гребных судов, применявшихся на кораблях на примере 74-пушечного французского корабля 1780 года, построенного на атлантическом побережье.

Наш 74-пушечник несёт три шлюпки – баркас, большой катер и малый катер, которые стоят, как мы уже видели, на опер-деке на шкафуте между переходными мостками. Баркас стоит на палубных кильблоках. Большой катер поставлен внутрь баркаса, а малый катер внутрь большого. Банки у баркаса съемные, чтобы большой катер занимал меньше места, когда стоит внутри баркаса, но, как правило, банки у самого большого катера делались несъемными, и киль малого катера просто стоял прямо на них. Чтобы установить шлюпки внутри друг друга и держать их вертикально, используются кильблоки из мягкой древесины. На рис. 15 можно увидеть три пары рым-болтов, забитых в палубу рядом со шлюпочными кильблоками и между ними. Данные рым-болты используются для крепления грунтовов, которыми крепят сами шлюпки. Их мы рассмотрим чуть позднее.

Chaloupe, grand canot, petit canot (фр.)

Вальковые вёсла: когда ширина шлюпки составляет меньше пяти футов (1.625 м), используются распашные вёсла, то есть на банке сидит по одному гребцу на стороне противоположной веслу, которое в результате имеет большую длину, чем вальковое весло. На баркасе на носовой банке сидит один гребец, а на всех остальных по двое.Баркас строят на киле, высота которого составляет 5’’ (13.6 см), а ширина 3’’ (8.1 см). К килю крепят стем и старн-пост аналогичной ширины. Стем крепится к килю косым прирубным замком. Вы ещё увидите, что стем изнутри подкрепляется фальстемом, а старн-пост относительно массивным рудерпостом. Шпангоуты баркаса состоят из флоров и крачесов 2½’’ (6.8 см) квадратной ширины, с которыми внахлёст (на 15’’-18’’ или 40-50 см) соединяются нижние футоксы, которые продлеваются вверх топтимберсами. Таким образом, везде, кроме тех мест, где тимберсы шпангоутов соединяются внахлёст около оголовков флоров, шпангоуты имеют одинарную толщину, которой вполне достаточно для шлюпки такого размера. Флоры и крачесы прибивают сверху киля, на котором нет никакого шпунта, вместо которого на его верхних кромках просто снимают фаску под определённым углом. Всего имеется сорок один шпангоут, располагающиеся в среднем с интервалом в 10’’ (27 см) между их центрами. На корме последний шпангоут, имеющий те же размеры, что и остальные, образует фашенписы, которые прибивают к старн-посту. Как мы можем заметить, у баркаса плоская, то есть транцевая корма, с очень небольшим уклоном старн-поста.

Кильсон шириной 6’’-7’’ (16.3-19.0 см) и толщиной 4’’ (10.8 см) ставится вполдерева с каждым флортимберсом или крачесом и идёт от фальстема до старн-поста, к которому его надёжно крепят кницей. К кильсону прибивают два небольших блока для установки шпоров шлюпочных мачт.

Баркас обшивают вгладь, а толщина досок обшивки составляет от 1’’ до 1¼’’ (2.7-3.4 см). Обшивка заканчивается ширстреком, который представляет собой более толстый пояс, отделанный профилем. Ширстрек поворачивает у кормы в виде этакого винтранца, который имеет погибь кверху. Обшивка у кормы прибивается к фашенписам и закрывает торцы досок транцевой обшивки. Эта транцевая обшивка прибивается к фашенпису и старн-посту, но на старн-посте нет никакого шпунта. Так же нет никакого шпунта и на стеме, а торцы досок обшивки просто делают тоньше, чтобы прибить к стему.

Расположение рыбин ограничено областью внутри оголовков флоров. Доски этой днищевой внутренней обшивки имеют такую же толщину, что и доски наружной обшивки. Поясья с обеих сторон от кильсона сделаны съемными и крепятся небольшими щеколдами, чтобы днище можно было прочистить и вылить из него воду.

Обратите внимание на то, что шпангоуты к планширю становятся тоньше, и на то, что стрингер, который носит название подлегарса, выполняет ту же функцию, что и палубный клямс, и крепится так, чтобы его верхняя сторона была в восьми или десяти дюймах (21.7 – 27.1 см) ниже планширя. В этот подлегарс врезают банки, которые имеют 6’’ (16.3 см) ширины и 2’’ (5.4 см) толщины максимум и некоторую погибь кверху. Пазы под банки вырубают прямые или ласточкины хвосты, что позволяет при необходимости вынимать банки. Чтобы добавить прочности набору, банки через одну подкрепляют на наружных концах изогнутыми тимберсами, которые фактически представляют собой сдвоенные лежачие кницы и видны на рисунке 2. Эти лежачие кницы ставят внахлёст с банкой по толщине и кладут под другой стрингер, который представляет собой верхний внутренний пояс обшивки.

Все банки подпираются по центру небольшим пиллерсом, который ставят шипом в кильсон.

Рыбины: днищевые доски внутренней обшивки. Не следует путать с рыбинами, которые крепятся к набору судна и используются для снятия обводов промежуточных шпангоутов и гасписов.Уключенные дощечки: небольшие деревянные блоки семь или восемь дюймов (19-22 см) длиной и один дюйм (2.7 см) толщиной, прибитые для уключин.

Уключины представляют собой деревянные колышки с выточенной рукояткой, которые вставляются на половину своей длины (то есть на 5’’-6’’ или 13.6-16.3 см) в планширь. На эти штыри накидывают кренгельс-стропы вёсел.

На носу баркаса находится небольшой отсек из однодюймовых досок, тогда как на корме, позади задней банки, располагается приподнятый кормовой помост, который французы называют пайолом. По трём сторонам этого помоста сделаны ящики, на которых можно сидеть и в которые можно уложить целый ряд шлюпочных принадлежностей.

Уключины: На каждое весло могла приходиться одна или две таких уключины. Когда на одно весло приходится только одна уключина, вёсла крепят при помощи тросового кренгельс-стропа, который накидывают на уключину. Если на одно весло используется две уключины, то весло ставится между ними, а пространство между ними называется гнездом уключины.К внутренней обшивке шлюпки подогнаны четыре деревянные опоры, предназначенные для установки пяток фальконетных стоек, о чём я уже упоминал в разделе о констапеле.

Банка, располагающаяся примерно на середине баркаса, имеет в центре большую ширину, что позволяет вырубить в ней полукруглый паз для установки грот-мачты. Железный полукруглый хомут крепит данную мачту в этом месте. Больше эта мачта ничем не держится. Фок-мачта устанавливается аналогичным образом, но для неё используют специальную мачтовую банку, а не обычную гребную. Мачтовая банка ставится на носу сверху планширя. Это показано на рисунке 5.

На чертеже (продольное сечение) вы можете увидеть два массивных бруса, идущих поперёк шлюпки, один под мачтовой банкой, а другой под съемной кормовой банкой, стоящей чуть впереди старн-поста. Это распорные брусья. Они надлежащим образом прикреплены к набору и используются для крепления талей, использующихся для подъема шлюпок на борт или спуска их на воду. Об этом мы поговорим позднее.

Протягивание: проводка шлюпки по канату или перлиню, который лежит на роульсе и тянется вручную для проверки его состояния или выбирания.

На рисунке 3 показана корма баркаса и его руль. Верхний рулевой крюк снят с петли, чтобы показать установку рулевых крюков – один смотрит вниз, а другой вверх. Чтобы руль можно было снять или поставить, верхняя рулевая петля располагается ниже рулевого крюка на руле, тогда как нижняя петля располагается выше рулевого крюка, стоящего на рудерпосте.

Баркас весит примерно 8200 фунтов (4000 кг), а его водоизмещение при полной нагрузке можно оценить примерно в двадцать три тонны. Детали такелажа и парусного вооружения баркаса и катеров будут рассматриваться в третьем томе. Эти снасти укладываются частично в канатном ящике, частично на гон-деке, а также в ящиках на самой шлюпке.

Чтобы максимально облегчить шлюпки, вместо дуба стараются использовать ель. Тем не менее, главные тимберсы, такие как киль, стем и старн-пост, шпангоуты, винтранец и распорные брусья все сделаны из дуба или, в редких случаях, из вяза. К передней стороне стема крепят железные полосы, которые идут по нижней стороне киля на всю его длину.

Источник

Барказ

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

Барка́с, барка́з (итал. barcaccia — большая лодка, нидерл. barkas) — самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах; большая мореходная 14 — 22-вёсельная шлюпка, длиной до 12,2 м, шириной до 3,66 м, водоизмещением 4-5 тонн с убирающимся бушпритом (для кливера) и двумя мачтами (для фока и грота).

Во время парусного судоходства баркас обычно вместе с пинассом располагался на барринге между фок-мачтой и грот-мачтой. Баркасы спускались на воду для подвоза питьевой воды или продуктов питания.

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

Баркасы, как коллективные средства спасения на воде, были распространены во времена парусного судоходства. В настоящее время баркасы размещаются на кораблях очень редко, это связано с их большими размерами и сложностью в спуске на воду.

Баркасом также называют небольшое самоходное судно, которое использую для перевозки людей и грузов по гаваням и на рейдах. Во времена парусного судоходства корабли, оборудованные баркасами, также использовали их для перевозки грузов, подвоза продовольствия и воды с берега на корабль.

Иногда баркасом называют малые рыболовные суда.

Источник

Ялы, баркасы и фелюги – сквозь волны времен

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле
У Одессы есть свои традиционные лодки: ялы, баркасы, шаланды, фелюги, названия и конструкции которых пришли из разных народов мира. И в Северо-Западном Причерноморье и Азове приспособились к местным условиям. Об этом, разговор с Игорем Мельником, руководителем общественного Центра исследований истории мореплавания. Посвятив жизнь изучению истории кораблестроения, его заботит исчезновение малого флота, который служил на протяжении столетий рыбакам Причерноморья и не только им.

Ялы одесской мореходки

Традиция одесской мореходки – выход курсантов в море на ялах, как главная Спартакиада года. Двух, четырех, шестивесельные лодки резво бегут по волнам навстречу победе. Ялы широко используются в спортивно-туристических целях, сплавах, путешествиях, гонках. Кроме того, еще совсем недавно это были наиболее распространенные на флоте шлюпки. Название ял пришло к нам из Нидерландов, происходит от голландского «jol» – корабельная шлюпка с полными обводами и транцевой кормой. Такие лодки были разных размеров и управлялись от двух до восьми весел. Применялась они в средневековых флотах для сообщения с берегом и между кораблями. Были ялы и для грузовых перевозок, которые назывались ялботами. В 19-ом веке ялами также назывались суда для лова красной рыбы в Азовском море. Они несли съемные мачты с косыми парусами и управлялись 4-6 веслами. Целой палубы суда эти не имели. Только в носу и корме были небольшие надстройки, которые назывались чердаками. Длина таких рыболовецких судов достигала 11метров, ширина – 2,4 м.

В Одессе ялы стали одной из наиболее популярных лодок. Но строили их массово не в Одессе, а на большой судоверфи в Лазаревском. Игорь с теплотой вспоминает замечательного мастера Дамира Шхалахова – это он за свою трудовую жизнь построил более 1000 ялов. Последний ял из его рук был выпущен в 2005-ом году. Кстати, именно Дамир Шхалахов и построил гордость Одессы – диеру «Ивлию», которая представляла наш город и Украину в 7 странах Европы. Диера в девяностых годах прошлого столетия обогнула европейский континент, пройдя более 6 тысяч миль под парусами и веслами.

– Невозможно не вспомнить также, что ялы строились конвейерным способом. Когда я впервые побывал в Лазаревском, – вспоминает он, – то в цеху, который был длиною более 60 метров, в начале закладывали киль, на выходе уже стояла готовая лодка.
Ялы строились потоком на 2,4, 6 и 8 весел. Большие ялы на 12 весел назывались гребными катерами. Сегодня это уже ушедший гребной флот. Но до сих пор в одесских мореходках самый главный спортивный праздник – это гребля на ялах.

Баркас – лодка для нас

Как названия перетекают из страны в страну, из века в век можно проследить и на баркасе – черноморской традиционной рыбацкой лодке, кстати, тоже в прошлом используемой в качестве шлюпки, но большего размера. Баркас – слово голландское. В средневековых флотах представлял собой самую длинную быстроходную шлюпку с парусами на двух мачтах и 22 веслами.

Баркасы были самыми быстрыми курьерскими лодками, которые могли быстро передавать приказы и донесения. Водоизмещение достигало 4-5 тонн, а длина 14 метров, при трехметровой ширине.
В Нидерландах баркасами позднее также назывались небольшие судоходные суда для перевозки грузов в гавани и на рейдах.

В Одессе до революции баркасами на рейдах тоже разгружались суда. Они были гораздо больше, чем скоростные голландские лодки. Имели возможность принять груз до 15 тонн, привезти в порт и разгрузить. Баркасы составляли малый флот в порту и гаванях.

Потом появились баркасы черноморские, на которых ловили рыбу. От Ильичевска до Большого Фонтана десятки баркасов бороздили море, одаривая одесситов бычками, тюлькой и кефалью. Кто же из одесситов не помнит прославленный рыболовецкий колхоз Лейтенанта Шмидта, кто из нас не ел пойманную рыбаками рыбу.

Баркасы от других лодок, например каюков, отличала ровная транцевая корма. Такая конструкция очень удобна при попутных ветрах. Баркасы строились судоплотницкими цехами. Крупные цеха работали по всему побережью от Дуная до Керченского пролива. Особенно большой цех находился в селе Ивановка Очаковского района. В нем, кстати, строилась реконструкция финикийского торгового судна «Мелькарт». Игорь рассказывает, что никогда не забудет удивительного мастера-судоплотника Валерия Стафикопуло, потомственного судостроителя, чей род с начала 20 столетия обеспечивал баркасами все черноморское побережье.

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле

Игорь Мельник: Мы возвращаем Одессе ее историю судоходства

– Я, человек, привыкший к механическому инструменту, диву давался, как такие мастера, как Соболенко или Стафикопуло, топором вытесывали и подгоняли доску так, что казалось, что она стругана рубанком.

Как-то говорю Стафикопуло. Было это в далеком 1999-ом году: «Дайте рубанок, я подстругаю», а он мне отвечает: «Каждый неуч рубанком может. Ты топор возьми в руки».
Но это только половина истории. Лет через 15, когда строилась «Анна Ярославна», такие же слова я услышал от мастера Соболенко. И стал гомерически смеяться. Он же не понял, почему я так надрываюсь.
А дело в том, что школа у всех этих больших мастеров-судоплотников была такова, что топором они владели просто искусно.

И считали совершенно правильно, что тот, кто умеет работать топором, то всегда сможет действовать и другим инструментом. Следует добавить, что одно из профессионально-технических училищ Николаева готовило многие годы мастеров-судоплотников. К сожалению, это тоже история.

Мало, кто знает сегодня, что королем лодочного инструмента был топор-шкипарь. Это топор, у которого лезвие насаживалось не вдоль рукояти, а поперек. Именно такими топорами можно было вырубить искривленные детали для шпангоутов, форштевня и ахтерштевня. А вспоминая Валерия Леонтьевича Стафикопуло (слева, за работой), следует добавить, что за свою рабочую жизнь он построил более 130 баркасов.

А наш «Мелькарт», созданный его руками, прошел несколько тысяч миль в опаснейшем морском регионе – Бискайском заливе и Северо-западной части Атлантического океана. Мы всегда вспоминали мастера в самые сложные штормовые минуты. Но лодка выдержала все удары стихии, обогнув Пиренейский полуостров.

Баркасы строились по типам размерений 6, 8, 10 и 12 метров. Соответственно менялась ширина и назначение. Малые баркасы предназначались для лиманов Белгород-Днестровского, Тилигульского, Сухого, Хаджибеевского, Очаковского, Днепро-Бугского. Они были мелкосидящими, и было очень удобно выйти на берег и сдать рыбу, на них же легко управляться и возле вершей с сетями на мелководье. На больших 12- 14 метровых баркасах уходили далеко в море на лов, иногда покидая родной берег на несколько дней.

От пиратского корабля к рыбацкой фелюге

Среди рыбацких лодок Одессы на слуху у нас и черноморская фелюга. Эта лодка, название которой трансформировалось, перетекая из века в век, из страны в страну. Тип судна «фелюга» включает несколько видов судов. Фелука (итал. Feluca) – небольшое палубное судно со своеобразными косыми парусами в форме трапеции или подрезанного с одного угла треугольника использовалось для перевозок небольших партий грузов со времен далекого Средневековья.
– Если баркасы были скоростные суда, фелуки были медлительнее, – отмечает Игорь Мельник. – В Средиземноморских флотах того периода фелуки использовались в качестве курьерских лодок для передачи приказов и указаний между большими средневековыми галерами. Их незаменимость в средневековых флотах становиться понятной, если учесть что из-за порохового дыма нельзя было отдать приказание другим способом.

В Мавритании фелукой назывался быстроходный корсарский корабль. Эти суда бороздили побережье Алжира, Туниса, Марокко. Такая фелука вооружалась 6-8 небольшими пушками на верхней палубе. У греков фелукой назывались уже рыболовецкие суда. Считается, что именно от них это название пришло к нам в Северо-Западное Причерноморье. Рыболовецкие фелуки имели три мачты с косыми парусами и 8-12 весел. Она могла перевозить до 150 тонн груза. Игорь рассказывает, что интересовался типами деревянных кораблей, участвовавших в русско-османских войнах, и со стороны Турции и России.

Изучая материалы той эпохи он наткнулся на название «барбарский корабль». Большое количество таких судов строилось для взятия Азова и других морских компаний. Это были скоростные маневренные корабли для внезапной атаки, которые получили свое имя из Средиземноморья от корсарских фелук. Вот и посудите сами, откуда же у нас название «фелюга». Или от греческих переселенцев или от мавританских корсарских кораблей, которые в русских флотах стали барбарскими? Можно лишь добавить, что без сомнения ничего общего между типами этих кораблей нет. Их объединяет только название.

что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на корабле
Мастер-лодочник Василий Бырченко(справа) и Юрий Наумов

– Надеюсь, что этот вид черноморских судов еще послужит на побережье. Конечно, они не будут деревянными. Основной материал современных лодок, это пластик и алюминий. Но вот что поразительно – сегодняшняя пластиковая фелюга или алюминиевый баркас родились столетия тому назад, и тот, кто их построил впервые из дерева, и представить себе не мог, что когда-то появятся совершенно другие материалы для лодкостроения. Да что там столетия, еще лет 60 тому в это было тяжело поверить, – заключает Игорь Мельник.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук
что такое баркас на корабле. Смотреть фото что такое баркас на корабле. Смотреть картинку что такое баркас на корабле. Картинка про что такое баркас на корабле. Фото что такое баркас на кораблеmoryakukrainy
(Окончание следует)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *