что такое банковское сопровождение контракта простыми словами
Что важно знать о банковском сопровождении контракта по 44-ФЗ
Что такое банковское сопровождение контракта
Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет проводить мониторинг движения денег в рамках госконтракта на отдельном расчетном счете, а также информировать об этом заказчика. В особых случаях банк оказывает дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства от 20.09.2014 № 963 (далее — Правила).
Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.
Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).
Виды банковского сопровождения
Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.
Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:
с фактически поставленным товаром (оказанными услугами);
со сроками исполнения обязательств;
с фактическими поставками или работами (не менее 75 % от стоимости договора).
Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта. При этом она не может превышать:
1,09 процента цены контракта — при цене от 5 до 10 млрд рублей; 1,05 процента цены контракта — при цене от 10 до 15 млрд рублей;
1 процента цены контракта — при его стоимости более 15 млрд рублей.
Когда требуется банковское сопровождение контракта
Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд руб. с единственным поставщиком (решение Правительства РФ), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.
Если же субъект РФ либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд руб. или от 200 млн руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.
На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.
Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, до 04.10.2014 г., а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.
Порядок осуществления
Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре.
Кроме того, договор содержит:
1.Условия открытия отдельного счета.
2.Обязанности и права сторон.
3.Сроки и методы проведения расчетов.
4.Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).
5.Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.
6.Порядок изменения и расторжения договора.
7.Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.
Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:
1.Согласованные между заказчиком и банком данные, указываемые в платежном поручении.
2.Условия и права банка на проверку платежных документов.
3.Список и правила предоставления поставщиком документов для подтверждения основания платежа.
4.Сверка вышеуказанных документов с реальной поставкой / оказанной услугой.
5.Права, условия и ответственность банка при отказе в проведении платежа.
6.Порядок предоставления отчетности по требованию ФК.
Договор банковского сопровождения Скачать
Договор на расширенное сопровождение Скачать
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: виды, случаи и порядок осуществления
Что такое банковское сопровождение контракта (БСК) по 44-ФЗ? Для чего оно необходимо и является ли обязательным? Какими нормативно-правовыми актами регулируется? Какие виды банковского сопровождения встречаются? Как выбрать банк для осуществления контроля и мониторинга? Какие условия и требования предъявляются к банкам и предоставляемой ими финансовой отчетности заказчику? Вопросов действительно много. Наша статья дает ответы на самые популярные из них.
Банковское сопровождение контракта и для чего оно необходимо
Что такое банковское сопровождение контракта?
Это процедура сбора, обобщения, систематизации и оценки банком платежных действий поставщика и предоставление их заказчику. Иными словами, это контроль над исполнением контракта, где в полной мере реализован принцип прозрачности и доступности информации. От поставщика требуется открыть отдельный счет в банке, на который впоследствии заказчик осуществляет платеж.
Для чего необходимо банковское сопровождение?
Для реализации целей федеральных и муниципальных нужд. Регулирование данного процесса происходит Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на своем уровне путем нормативно-правовых актов.
Если контракт заключается с единственным поставщиком, то Правительство РФ имеет право установить НМЦК контракта. Данная цена учитывается при осуществлении банковского сопровождения для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Виды и тарифы банковского сопровождения
Банковское сопровождение делится на два вида:
Тарифы за расширенное банковское сопровождение при установленной цене контракта
Простое БСК проводится бесплатно для заказчика, а к расширенному применяются следующие тарифы:
Взимаемый процент рассчитывается исходя из цены контракта.
Порядок осуществления сопровождения
Где найти сведения о банковском сопровождении?
Неуказание заказчиком сведений о банковском сопровождении в документы закупки влечет за собой штраф в размере 3 тыс. руб. (ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ).
В обязанности победителя закупки входит заключение договора банковского сопровождения, иначе заказчик понесет названную ответственность, а поставщик попадет в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Требования к банкам и случаи установления банковского сопровождения
Требования к банкам при осуществлении БСК:
Данные требования регулируются Налоговым Кодексом РФ (п.3 ст.74.1) и Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов (п. 10), являющимися неотъемлемой частью Постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963.
Примечание: Список таких банков приведен на сайте Министерства финансов России. Список может меняться, поэтому при необходимости проверяйте наличие или отсутствие того или иного банка. При выборе банка победитель закупки или сам заказчик должны руководствоваться данным перечнем (п.5, п.10-12 Правил).
Еще следует сказать о дополнительном требовании к банку: система передачи финансовых сообщений Банка России должна иметь в пользователях данный банк, если наряду с банковским сопровождением осуществляется казначейское.
Бывает так, что в ходе выполнения контракта банк исключается из списка Минфина России. В этом случае заменить его нет никакой необходимости. Это нужно сделать только в том случае, если Правительство РФ, государственный орган субъекта РФ или местная администрация приняли решение досрочно прекратить сопровождение контракта таким банком (п. 10 Правил)
Случаи установления простого банковского сопровождения:
Предусмотрены случаи установления НМЦК контракта, заключаемого с единственным поставщиком:
Состав договора о банковском сопровождении
Состав и содержание договора описаны в п.13 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов:
Условия привлечения банка
Условия привлечения банка поставщиком для реализации простого банковского сопровождения:
— производить расчеты, касающиеся исполнения контракта, на отдельном счете, открытом в банке, который производит сопровождение контракта;
— при заключении договоров с соисполнителями указывать условия расчетов, предусмотренных обязательствами исполняемого контракта;
— предоставлять заказчику необходимые ему сведения о соисполнителях (наименование, почтовый адрес, телефоны руководителя и бухгалтера, ИНН, код причины постановки на учет);
Условия привлечения банка заказчиком для реализации простого банковского сопровождения:
Условия расширенного сопровождаемого контракта с указанием обязанностей заказчика:
Следует отметить, расширенное сопровождение, кроме названных условий, должно отражать хотя бы одно из следующих условий (п. 9 Правил):
Требования к составу отчетов
Отчеты, формируемые банками, должны соответствовать ряду требований, приведенных ниже:
Заключение
Итак, банковское сопровождение – это система мер, направленных на отслеживание, аналитику и предоставление заказчику информации о соответствии поставляемого товара, выполняемых работ, услуг. Результаты банковской работы предоставляются заказчику по его запросу в сроки, установленные условиями контракта, а также в виде отчетов, выписок и иных финансовых документов.
БСК не является обязательным условием выполнения работ. Договор с банком заключается только в том случае, если есть необходимость в соответствующих услугах контроля и мониторинга.
БСК делится на два вида: простое и расширенное, которые предусмотрены Федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок». Данные виды сопровождения исполнения контракта регламентируются Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963, его неотъемлемой частью являются Правила осуществления банковского сопровождения контрактов.
Также к указанным видам применяются условия и требования, которым они должны соответствовать. Кроме этого требования установлены к содержанию договоров на исполнение сопровождения и к банковским отчетам.
Список банков, имеющих право осуществлять данную деятельность, приведен на сайте Минфина. Эту информацию следует проверять при необходимости, т.к. сведения сайта периодически обновляются.
Правила осуществления банковского сопровождения контрактов на основании положений Федерального закона №44-ФЗ
Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» предусмотрен один из весьма действенных инструментов финансового контроля за исполнением заключенных государственных и муниципальных контрактов. Данным инструментом является банковское сопровождение заключенных контрактов и договоров. Использование данного инструмента предусмотрено положениями статьи 35 указанного закона.
Понятие банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ
Банковское сопровождение контракта – это специальная деятельность финансово-кредитного учреждения, обладающего соответствующей лицензией, направленная на осуществление контроля исполнения заключенного ранее государственного или муниципального контракта. В ходе такого контроля происходит проверка имеющихся документов исполнителя по контракту относительно проводимых расчетов, а также направление результатов проверки государственному или муниципальному заказчику. В процессе осуществления банковского сопровождения контракта заказчику дано право контроля за проводимыми по контракту платежами со стороны исполнителя.
В настоящее время используются простое и расширенное банковские сопровождения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе».
Когда следует использовать банковское сопровождение для контрактов
Постановлением Правительства Российской Федерации №963, принятым 20 сентября 2014 года, установлены случаи, когда использование банковского сопровождения независимо от его формы является обязательным. К числу таких случаев относятся:
Однако со всеми банками может быть заключен договор банковского сопровождения.
Требования к банкам
Раздел 2 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №963, устанавливает определенные требования, которые должны быть предъявлены к банкам, осуществляющим банковское сопровождение по заключенным государственным и муниципальным контрактам. К числу основных требований относятся:
Простое банковское сопровождение
Как уже говорилось выше, в настоящее время используются два варианта банковского сопровождения контрактов – простое и расширенное. Простое банковское сопровождение регулируется подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства № 963. В соответствии с его положениями использование простого банковского сопровождения осуществляется в случаях:
Например, для Ленинградской области обязательное банковское сопровождение должно быть установлено для всех контрактов, начальная максимальная цена контракта составляет не менее одного миллиарда рублей.
Расширенное банковское сопровождение
Банковское сопровождение в его расширенном типе применяется в случаях, предусмотренных положениями подпункта «б» пункта 3 указанного выше Постановления Правительства. В соответствии с содержанием данного подпункта расширенное банковское сопровождение используется в следующих случаях:
Содержание договора банковского сопровождения контрактов
Обязанность заключения договора банковского сопровождения ложится на плечи и заказчика, и исполнителя по контракту. Такая обязанность, равно как и перечень тех условий, которые должны содержаться в тексте договора, содержатся в Правилах банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства №963.
К числу основных условий, характерных для договора простого банковского сопровождения, относятся:
Если речь идет о расширенном сопровождении, то в договор включаются также дополнительные положения:
Так как стоимость договора сопровождения контракта финансово-кредитной организацией является существенным условием договора, данному разделу следует уделить особое внимание. Расчет суммы, которую придется заплатить банку, происходит на основании стоимости обслуживаемого контракта и выглядит следующим образом:
Банковское сопровождение контрактов: Зачем это нужно
Итоги дискуссионной сессии на ПМЮФ-2017.
На Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ), который в этом году проходил 16-19 мая, состоялась дискуссионная сессия «Банковское сопровождение по 44-ФЗ и 223-ФЗ: опыт, проблемы и тенденции 2017 года». В качестве модератора выступал Генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка Михаил Константинов. Сегодня Т94 публикует краткий обзор мероприятия.
По словам Михаила Константинова, банки являются тем эпицентром, вокруг которого сейчас концентрируются и производство, и инновационные технологии, и те, кто их обслуживает. Таким образом создается полноценная экосистема. О подробностях этого процесса рассказал Первый вице-президент Газпромбанка Александр Казначеев.
– В рамках строительных задач, например, которые решают и компании, и государство, очевидно большое количество проблемных зон, которые ярко вскрылись после олимпийских проектов. И бюджет неконтролируемо вырастает, и затраты, и количество посредников. При этом кредитоспособность компаний, осуществляющих строймонтаж, находится не на самом высоком уровне. Даже если компания имеет высокую технологическую компетенцию, далеко не всегда она может получить гарантию, которая позволила бы адекватно работать с заказчиком, особенно когда речь идет о долгосрочном строительстве.
Александр Казначеев в краткой презентации показал, как банки решают проблемы гарантийного и постгарантийного финансового обслуживания и каким образом их услуги могут быть получены через электронные торговые площадки. Интересно, что солидный банк может выступать для заказчика гарантом благонадежности не только подрядчика, но и самой электронной площадки. Институты финансовых технологий (финтехи) не могут выполнять эти функции, поскольку их деятельность не лицензируется, и таких гарантий, как банки, они давать в принципе не могут. Наиболее очевидным и перспективным путем развития рынка эксперт считает коллаборационистскую модель банка с ЭТП.
Далее слово было предоставлено председателю Комитета по госзаказу Санкт-Петербурга Дмитрию Сачкову. Он согласился с тем, что сопровождение контракта банку передается в первую очередь в связи с тем, что банк выполняет эту работу профессионально, и изложил точку зрения инвесторов.
– Исходя из позиций, изложенных в бюджетном законодательстве, бюджетными инвестициями являются средства, направленные на создание государственного имущества. Для заказчика важнее всего достижение цели за счет расходования бюджетных средств. Он не имеет возможности рисковать. Бюджетное законодательство в принципе не предусматривает риска. Предприниматель же ведет деятельность, связанную с риском. Банк управляет этими условиями, дополняя всю конструкцию обеспечением риска и поддержкой предпринимателя в тех ситуациях, когда эта поддержка необходима, – говорит Дмитрий Сачков.
Михаил Константинов обратил внимание на то, что помимо нацеленности на конечный результат и экономическую эффективность, существуют вопросы процедурного контроля. О них рассказал Артем Молчанов, начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы России:
– Ключевой момент – система, построенная на рациональном хозяйствовании. Рационально хозяйствовать можно только путем баланса административных мер и экономических. Надо оценивать результат, необходимо оценивать последствия, необходимо оценивать конкретную экономическую выгоду для государства от заключенных контрактов и их реализации. Затраты на государственное регулирование не должны превышать этот эффект. Далее: необходимо внедрять современные технологии и современные подходы в экономике и в юриспруденции. Система государственного заказа в нашей стране отличается по своему технологическому содержанию от того, что есть в зарубежных странах. Многие коллеги нам просто завидуют – говорят, что у нас есть замечательные технологические решения для управленческой и контрольной деятельности. Но их надо совершенствовать, модернизировать, понять, чего в них не хватает. Элемент банковского сопровождения – это способ управления контрактом, который тоже надо развивать. Он построен на хорошей юридической тяжеловесности банковского сектора и высокой технологической его оснащенности. Мы возлагаем большие надежды на Министерство финансов, у нас общая позиция по многим процессам.
К вопросу о технологиях, Президент Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков рассказал о том, что в каждой отрасли существует огромное количество данных, анализ которых может быть полезен для экономического и процедурного регулирования. Проблема только одна – недостаточная открытость этих данных. В своей презентации он показал, каким образом отрасль электронных торговых площадок может оцениваться при помощи ряда индексов, разработанных НРА. Эти индексы интегрированы в аналитическую систему Trade Inspect Электронной торговой площадки Газпромбанка и задействуют открытые данные площадок с объемом торгов свыше 100 млрд руб. в год. «Система индексов полезна и для заказчиков, и для поставщиков», подчеркнул эксперт.
Завершающим стало выступление Алексея Ульянова, директора Института повышения конкуренции. Он как всегда тверд в своем мнении, что процедурный контроль за закупками ведет к отрицательной селекции, именно по этой причине в США и Евросоюзе процессуальный контроль не практикуется, хотя нарушение процедур может быть одним из аргументов судебных разбирательств. Он упомянул также эксперимент, проведенный его институтом: «Звонили в фирмы, торгующие компьютерной техникой, и запрашивали цены, а потом представлялись бюджетным учреждением и добавляли, что покупать придется по закону 44-ФЗ. Цена тут же повышалась на 20–30%. Сговориться они не могли, просто бизнес закладывает в цену издержки контроля, сложных процедур, отвлечения средств на банковскую гарантию или обеспечение и т. д.»
– У меня как у человека, который к законотворческой деятельности имеет отношение потребительское – я всего лишь обязан выполнять, то, что предписано законом – по итогам встречи возникло очень приятное впечатление. С одной стороны, есть управление бюрократическое, с другой – потребность в извлечении экономической выгоды. В середине – стабилизатором – находится существующее законодательство. Оно под воздействием этих факторов меняется, и наверное, благодаря этому в нашей стране что-то до сих пор работает, – сказал Михаил Константинов.
Дискуссионная сессия транслировалась в прямом эфире интернет-пользователям из Москвы, Нижнего Новгорода и Красноярска. Запись доступна на сайте Петербургского международного юридического форума.
Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: о чем и как нужно договориться с банком
Что такое банковское сопровождение контракта
Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет сопровождать все стороны сделки, т.е. проводить контроль использования денежных средств в рамках госконтракта на отдельном (обособленном) расчетном счете, а также предоставлять полную информацию об этом клиенту. В особых случаях банк будет предоставлять дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства от 20.09.2014 № 963 (далее — Правила).
Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.
Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).
Виды банковского сопровождения
Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.
Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:
Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта. При этом она не может превышать:
Когда требуется банковское сопровождение контракта
Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд руб. с единственным поставщиком (решение Правительства Российской Федерации), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.
Если же субъект РФ (например, Москва) либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд руб. или от 200 млн руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.
На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.
Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, до 04.10.2014 г., а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.
Порядок осуществления
Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре (ниже — формулировка предмета).
Кроме того, договор содержит:
Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также: