что такое багдад в исламе
Исторический Багдад – Город Мира (Мадинат ас-Салам)
Багдад является одной из первых исламских столиц, построенных на новом месте и задуманных как города совершенно нового типа, не отягченные наследием доисламских культур и языческих империй. Архитектура исторического Багдада отражает все основные вехи развития исламской архитектуры.
Багдад был основан аббасидским халифом Аль-Мансуром в 762 году. Согласно историческим данным, Аль-Мансур построил круглый город с четырьмя воротами, в центре которого располагались дворец и мечеть. От четырех ворот до центра тянулись улицы с магазинами и рынками, а всю площадь между этими улицами занимали кварталы, предназначенные для представителей разных профессий.
Круглая форма города возможно восходит к центральноазиатской планировке и может иметь некоторое символическое значение. В любом случае на данном участке было дешевле построить круглую городскую стену, к тому же ее легче было защитить. Оборонительный характер города также подчеркивают изогнутые входы и двойная стена. К сожалению, от города Аль-Мансура ничего не осталось, за исключением михраба, хранящегося в Национальном музее Ирака.
Багдад строился по особому плану в виде круга, по четыре сторонам которого располагались четыре входа – Дамасские ворота, Хорасанские ворота, Ворота Басры и Ворота Куфы / Источник: round-city.com
Круглый город был построен на западном берегу Тигра, а вскоре после этого на восточном берегу было основано еще одно поселение, известное как Муаскер аль-Махди. В 773 году Аль-Мансур перенес рынки из города в место, которое называлось Аль-Карх. С 836 по 892 год столица находилась в Самарре из-за возникших в Багдаде беспорядков. Когда халиф Аль-Мутамид вернул столицу в Багдад, он поселился на восточном берегу Тигра, который до сих пор остается центром города.
Династия Буидов построила в Багдаде ряд значимых сооружений, таких как Бимаристан аль-Адули (больница) и Дар аль-Ильм (дом науки). Однако сельджуки, после завоевания города, обнаружили его в достаточно запущенном состоянии. Он пострадал в ходе конфликта, произошедшего между буидскими эмирами и их солдатами. В 1056 сельджукский султан Тогрул-бек отделил свою резиденцию от остального города широкой стеной.
Хотя зданий сельджукского периода сохранилось мало, представление о том, каким был город в XIII веке (до монгольского нашествия), можно получить, взглянув на иллюстрации Аль-Васити, сделанные к «Макамам» Мухаммада аль-Харири.
В период позднего халифата Аббасидов (XII-XIII вв.) вокруг восточного Багдада была построена массивная оборонительная стена, которая на протяжении веков обозначала границу города. Стены имели четыре входа с воротами, из которых сохранились только одни – Баб аль-Вастани (Средние ворота). Ворота находились в центральной части рва и соединялись с городской стеной и внешними пределами двумя кирпичными мостами. Арку главного входа украшают геометрические узоры и два рельефа с изображениями льва.
Баб аль-Вастани – единственные сохранившиеся ворота старого Багдада / Источник: Pinterest
Также с этого периода сохранились мавзолей Зумруд-хатун, медресе Мустансирия, здание, известное как Дворец Аббасидов и два минарета. Мавзолей Зумруд-хатун, построенный в 1209 году, венчает конический купол, который украшает мукарнас. Купол установлен на восьмиугольном основании. Стороны основания украшены декоративной кирпичной кладкой, а под ними имеются несколько глухих ниш. До XVIII века рядом с мавзолеем находились рибат и медресе, построенные по просьбе Зумруд-хатун (мать аббасидского халифа Ан-Насира).
Медресе Мустансирия было построено между 1227 и 1233 годами. Оно является самым известным сохранившимся зданием в Багдаде. Медресе было построено халифом Аль-Мустансиром. В нем располагались ученые всех четырех суннитских правовых школ (Шафии, Ханафи, Малики и Ханбали). Медресе представляет собой прямоугольное здание с внутренним двором. В здании есть четыре портала – по одному для каждой правовой школы. Двор и порталы были украшены декоративной кладкой хазарбаф и резными узорами.
Мавзолей Зумруд-хатун / Источник: Wikipedia
В здании, ныне известном как Дворец Аббасидов, вероятно, первоначально располагалось медресе Аш-Шарабийя, построенное Шариф ад-Дином Икбалом в 1230 году. Здание представляет собой прямоугольный корпус площадью 430 квадратных метров, в котором находится сводчатый зал высотой более 9 метров. Здания украшено кирпичной кладкой подобно той, которую можно увидеть в мавзолее Зумруд-хатун.
Сохранившиеся домонгольские минареты – это минареты мечетей Джами аль-Хаффафин и Ами-Кумурия. В обоих этих квадратных по форме сооружениях есть карнизы, украшенные мукарнасами, которые поддерживают балконы.
Самые важные сохранившиеся памятники относятся к периоду Ильханидов. Это Хан-Марджан и медресе Мирджания. Постоялый двор (хан) был построен в 1359 году для поддержки медресе, строительство которого было завершено в 1357 году. Медресе в своей основе разрушено. От него остались только ворота, которые представляют собой монументальный портал с резной кирпичной кладкой, похожей на ту, которая есть во Дворце Аббасидов. Хан-Марджан – выдающаяся постройка. Внутри нее находится центральный крытый двор. Крыша двора сооружена из гигантских поперечных сводов. Такая технология позволяла не только охватить огромное внутреннее пространство, но также осветить интерьер (через окна, установленные между поперечными сводами).
Хан Марджан в Багдаде / Источник: Wikipedia
Многие из сохранившихся зданий относятся к периоду Османской империи. Самые значительные из них – святилище Аль-Казимия, в котором находятся гробницы имамов Мусы аль-Казима и Мухаммада Джавада. Храм несколько раз перестраивался, и большая часть нынешнего строения относится к XVIII или к XIX веку. Святыни стоят посреди большого двора, выстроенного аркадами в два этажа. Гробницы увенчаны высокими золотыми куполами и окружены четырьмя минаретами. Вокруг трех сторон гробницы располагается портик, а на южной стороне – мечеть.
Традиционные багдадские дома построены из кирпича. Внутри них имеются небольшие центральные дворики. Многие дома имели деревянные балконы, часто с резными деревянными решетками. В большинстве домов были т.н. ловцы ветра (мулькаф), благодаря которым в домах, несмотря на гнетущую летнюю жару, было всегда прохладно.
Мечеть Аль-Казимиййя / Источник: Wikimedia Commons
Эндрю Петерсон /Dictionary of Islamic Architecture
Багдад
Город Багдад (Baghdad)
Сэкономь на путешествии в Багдад!
История
Город был основан в 762 году как столица халифата Аббасидов халифом аль-Мансуром в районе наибольшего сближения Тигра с Евфратом, на перекрестке торговых путей, связывающих Ближний Восток и Переднюю Азию. На этом месте, как считают, еще с XIX в. до н. э. существовало поселение с таким названием. Целью основания новой столицы было стремление Аббасидов порвать с наследием Омейядов, которое олицетворял Дамаск, прежняя столица халифата. Город получил официальное название Мадинат-ас-Салям (город мира), нередко назывался также Мадинат-ал-Мудаввара — Круглый город, поскольку имел форму совершенно правильного круга. Диаметр города составлял 2638 м, он был обнесен тремя стенами, высота внешней стены составляла 18 метров, над ней возвышались 3-метровые башни. В город вели четверо ворот: Куфы, Басры, Хорасана и Дамаска. В центре располагались халифский дворец Баб аз-Захаб и главная мечеть Джами аль-Мансур. Стесненный быстро растущей столицей (или из соображений безопасности) халиф в 773 выстроил за стенами Круглого города на берегу Тигра новую резиденцию — дворец аль-Хульд. Последующие 70 лет были временем наибольшего расцвета Багдада, и к X веку город превратился в крупнейший центр ремесла и торговли, стал средоточием арабской культуры. В X веке город тянулся по берегам Тигра на 7-8 км, а его население, по некоторым подсчетам, достигало 1,5 млн человек. С распадом халифата Аббасидов (середина XIII в.) город постепенно утратил политическое значение, но остался научным и культурным центром арабского мира.
В 1258 был завоеван и разграблен монголами под предводительством Хулагу-хана и до 1339 находился в составе государства Хулагуидов как столица одной из провинций. В 1392-93 и в 1401 дважды был взят Тимуром и подвергся разрушению и разграблению. Во время второго взятия Багдада население подверглось истреблению, большая часть построек была разрушена, воины Тимура воздвигли на развалинах пирамиду из 90 тыс черепов. В XVI-XVII веках городом поочередно, не раз сменяя друг друга, владели туркмены, персы, турки, вновь персы, в 1638-1917 Багдад — в составе Османской империи. В 1917-20 Багдад был оккупирован британскими войсками, с 1920 — административный центр британской подмандатной территории, в 1921-58 — столица королевства Ирак, с 14 июля 1958 — столица Иракской Республики. Взятие города американскими войсками в апреле 2003 нанесло большой ущерб культурным и историческим памятникам. Особенно пострадали музеи.
На протяжении двенадцати веков город рос и развивался, в основном, стихийно и без плана. От Круглого города, спланированного аль-Мансуром следов не осталось, наиболее древние постройки датируются концом эпохи халифата. Это т. н. Аббасидский дворец (конец XII в. — начало XIII в.), мавзолей Зубайды (начало XIII в.), ансамбль медресе Мустансырия (1227-33, перестроен в 1823, реставрирован в XX в.), минарет мечети аль-Хаффафин (конец XII в.), минарет Сук аль-Газаль (1279), караван-сарай хан Марджан (1359), ворота Баб аль-Вастани (1221, ныне Музей оружия), мавзолей Мусы аль-Кадима (т. н. Золотая мечеть; 1515, реставрация в XVII в. и в середине XX в.), мечети аль-Марджан, аль-Казымейн, Хайдар-хан (1826), мечети-гробницы имама Абу Ханифа и шейха Абдель кадира аль-Гейлани, мечеть 14 июля, построенная в честь революции 1958.
Что посмотреть
Представляют интерес крытые старинные базары со сводчатыми перекрытиями с редкими четырехугольными отверстиями для освещения. Самый старый и известный из них — Сук ас-сарай в старом квартале на левом берегу Тигра. Современный центр Багдада реконструирован.
Тигр делит город на две части, восточную и западную, которые соединены 9 мостами. Восточная или левовобережная часть называется ар-Расафа, и значительно превышает по размерам правобережную часть. Главные ее магистрали — две параллельно идущие улицы Саадун и Нидаль и набережная Абу Нувас. Основная торговая улица названа именем Харуна ар-Рашида и застроена многоэтажными административными и общественными зданиями, отелями, магазинами. Выделяются здания банка ар-Рафидейн (1958), Центрального банка (1965), Ассоциации иракских художников с выставочным залом (1966), мечеть аль-Хулафа (1972).
На центральной площади города ат-Тахрир установлено монументальное панно-рельеф Революция 14 июля из камня и бронзы, за площадью возвышаются белокаменные ворота Парка нации, в центре парка фигура женщины-матери, олицетворяющая народ Ирака, стремящийся к свободе, в конце проспекта Саадун — памятник Неизвестному солдату (1962).
На правом берегу Тигра в новом квартале Каррадат Мариам возвышается Президентский дворец, находятся здания Национального собрания, крупнейший концертный зал аль-Хульд, ряд иностранных посольств, в том числе и российское. К северу лежит более старая часть города аль-Кяхр с тесными улочками, огромным зданием железнодорожного вокзала (1950), построенного в псевдоклассическом стиле, и красивой мечетью Шейх аш-Шави с куполом, выложенным изразцами. Там же находится и Иракский музей древностей (1966).
Население, язык, вероисповедание
Численность населения Багдада до начала военных действии с США (2003 г.) составляла свыше 5.1 млн человек. Однако в результате гибели части жителей города, а также эмиграции багдадцев в другие города страны и за её приделы количество городского населения значительно уменьшилось. Национальный состав населения города представлен в основном арабами (75 %), а также курдами, турками, ассирийцами, армянами, евреями и др. Государственным языком является арабский, широкое распространение имеет и курдский язык, получивший статус официального. Среди верующих жителей Багдада преобладают мусульмане шиитского и суннитского направления (свыше 90 %), имеется незначительная часть приверженцев христианства и иудаизма.
Культурное значение
Создание большинства архитектурных сооружений Багдада, признанных впоследствии культурно-историческими памятниками, относится к XII—XIV вв. В их числе — дворец Аббасидов (конец XII — начало XIII вв.), мавзолей Зубайды (первая половина XIII в.), медресе Мустансирия (XIII в., реконструирован в XX веке), ворота Бао аль-Вастани (первая половина XIII в.), минарет Сук аль-Газаль (вторая половина XIII века), здание караван-сарая хан Марджан (середина XIV в.). В начале XVI века в Багдаде была построена Золотая мечеть, или мавзолей Муссы аль-Кадима. Это сооружение реставрировалось дважды: в XVII веке и в середине XX века.
Среди современных скульптурных произведений — рельефный монумент из камня и бронзы «Революция 14 июня», установленный в 1960 году, и памятник Неизвестному Солдату, который был, воздвигнут в 1959 году на проспекте Саадун. В западной части Багдада расположены здания парламента и правительства, а также дворец ар-Рихаб. В городе построены 3 университета, ряд и институтов и Академия наук; крупнейшей библиотекой Багдада является Публичная. Во время бомбардировок Багдад американской и британской авиацией весной 2003 года архитектурному наследию города был нанесён значительный ущерб. В Багдаде находятся 6 музейных учреждений: Музей Ирака (археологический), Иракский музей естественной истории, Музей современного искусства, Иракский военный музей. В период военных действий между Ираком и США (2003) значительная часть музейных экспонатов, имеющих культурно-историческую ценность, была разграблена.
Краткая история Багдада от зарождения до падения
История Багдада. (Источник фото: mvslim.com)
Ирак часто называют «колыбелью цивилизации». Считается, что именно на территории современного Ирака возникли первые в истории человечества поселения. Отчасти это объясняется плодородием долин между реками Тигр и Евфрат.
Эта земля видела взлеты и падения великих империй прошлого – Вавилон, Ассирия, Аккадская империи. Когда на Аравийском полуострове зарождался Ислам, Ираком правила Империя Сасанидов, которая была повержена в 638 г.н.э. Вначале это была одна из многочисленных провинций, но с появлением халифата Аббасидов, Ирак становится центральным регионом мусульманского халифата.
Проект будущего города был чудом архитектуры и назывался «величайшим строительным проектом исламского мира». Халиф аль-Мансур понимал, что удачное расположение на берегу реки Тигр обеспечит городу как экономическое процветание, так и стратегическое в военном плане положение.
Известно, что аль-Мансур, отлично разбиравшийся в геометрии Евклида, лично участвовал в планировании и строительстве города. Внешние стены города были обнесены глубоководным каналом. Сеть водных путей под названием Канал Сарат, связывавшие Евфрат с Тигром, добавляли визуальной эстетичности и, вероятно, помогали отводить воду из города.
На 4 главных доргах располагались базары. В центре города располагалась резиденция халифа с соборной мечетью. Дворец халифа венчал изумрудного цвета купол, который был отлично виден со всех сторон города.
Багдад стоял на пересечении торговых путей, поэтому ему суждено было стать центром мировой торговли, на рынках которого можно было встретить товары не только из всех частей мусульманского мира, но, а также из Индии, Европы и Китая. Багдаду, также суждено было стать центром науки мусульманского мира. Сюда со всех концов халифата стекались ученые как религиозных, так и светских наук.
Здесь халиф Харун ар-Рашид основал знаменитый академический центр «Байт аль-Хикма» (Дом мудрости), который аккумулировал научные достижения всего мира. В этом университете постоянно переводились научные труды с греческого, сирийского, индийского и персидского языков.
Его библиотека к IX веку стала крупнейшей в мире. В характеристиках древних и современных историков Багдад справедливо назывался «центром мира».
После смерти халифа Харуна в 809-м г.н.э., аль-Мамун убивает своего брата аль-Амина в борьбе за власть. Междоусобица медленно истощала власть в Багдаде. Кроме того, с востока вплотную к границам халифата стала продвигаться империя Чингизидов, которая к тому времени уже подчинила себе значительную часть Средней Азии и Китай.
В январе 1258 года монгольское войско окружило Багдад. Оборона города была абсолютно неэффективна, поэтому уже меньше чем через неделю монголы установили контроль за стенами города. 10 февраля халиф сдался на милость военачальника монгольской армии Хулагу, в надежде сохранить за собой хотя бы какую-нибудь власть. Хулагу потребовал разоружить армию халифа и вывести ее из города. Халиф покорился и, к ужасу очевидцев, в городе началась жуткая резня. Халифу оставалось только беспомощно наблюдать.
По разным данным, в резне было убито от 200 до 600 тысяч жителей города. Байт аль-Хикма и его знаменитая на весь мир библиотека была сожжена. Книги из библиотеки были выброшены в Тигр, а его воды от чернил стали черными. Система оросительных каналов города была разрушена.
Когда Хулагу вошел в дворец халифа, он спросил у аль-Мустасима, почему он тратил огромные средства казны на роскошь, вместо того, чтобы укреплять оборону города. Халиф аль-Мустасим ничего не смог ответить Хулагу, кроме: «Такова воля Бога». Хулагу ответил: «То, что с тобой сейчас случится – тоже воля Бога».
20 февраля Хулагу вывел из города свои войска, которые уже не могли терпеть зловония множества разлагающихся тел на улицах и в домах. Халифа ждал ужасный конец – его по приказу Хулагу затоптала монгольская конница. Единственная «почасть», которая была оказана для представителя династии правителей, заключалось в том, что его поместили в кожаный мешок. По поверьям монголов, проливать королевскую кровь на землю означало навлечь на себя несчастья.
Падение Багдада в 1258 году нашей эры стало ударом по исламской цивилизации, крупным событием в истории Ислама, знаменующим конец эпохи образования и культуры.
Подготовка монголов к завоеванию Багдада
Перед тем как выдвинуться в поход против Аббасидов и выйти на поле сражения, монголы завершили работу в четырёх основных направлениях, которая увеличивала его шансы на победу над Аббасидским халифатом и уничтожение его столицы – Багдада.
В предыдущих статьях мы рассказали о двух из этих направлений: ремонт дорог, ведущих в Багдад, и психологическая атака на мусульман с целью вселить страх в их сердца. В этой и последующих статьях мы поговорим о других двух направлениях, по которым работали монголы.
Третье направление – политическая и дипломатическая подготовка.
Монголы начали заключать договоры и политические союзы с различными силами, чтобы обеспечить успех предстоящего важного похода. И это было серьёзным изменением в политике монголов, которые до этого ни с кем не заключали договоров и не занимались дипломатией.
Поскольку это был поворотный момент в политике монголов, заключение договоров и союзов стало чрезвычайно опасным делом. Великий хан монголов Мункэ лично всё контролировал. Он не дал Хулагу полной свободы действий, хотя в Монгольском государстве Хулагу считался одним из самых уважаемых людей, чьё мнение учитывалось в таких делах.
Переговоры монголов
1. Предводитель монголов Мункэ в 651 году хиджры лично принял посольство крестоносцев, отправленное королём Франции Людовиком IX, который не терял надежды на сотрудничество с монголами. Людовик IX затаил злобу на мусульман за своё поражение в битве при Аль-Мансуре за три года до этого – в 648 году по хиджре.
Посольство возглавлял фламандский монах-францисканец Виллем (Гильом) Рубрук. Эта делегация была отправлена из г. Акки (Северная Палестина) Людовиком IX после неудачного похода в Египет. Король надеялся найти в великом хане монголов союзника против мусульман.
Виллем Рубрук после долгого путешествия предстал перед Мункэ-ханом, и они начали переговоры о сотрудничестве. Но вскоре они зашли в тупик и завершились провалом. Причиной тому стала чрезмерная откровенность Мункэ-хана. Он не был достаточно дипломатичен, чтобы заключать такие союзы. Мункэ-хан не смотрел на политику с точки зрения Запада, не был в курсе их хитрых методов и не умел выбирать обтекаемые фразы, чтобы получить желаемое так, чтобы другая сторона чувствовала, будто он сдаётся. Он также ничего не знал о европейском лицемерии и о европейской улыбке, скрывающей за собой ненависть. Мункэ-хан не знал всего этого. Он был откровенным человеком, прямым в своих словах и конкретным в своих желаниях.
В самом начале переговоров он заявил, что не согласится на то, чтобы в мире был другой господин кроме него! Он не знает даже такого слова, как «друг», а признаёт только последователей. Его друзья – это те, кто следует за ним и заявляет о своей верности и покорности, а его враги – это те, кто сражается с ним или не проявляет ему покорность. С такими людьми он не ведёт переговоров, для них у него есть только меч.
Это была политика однополярного мира – Мункэ-хан делил государства на дружественные и враждебные, на вассалов и изгоев. Конечно же, король Франции отказался вступить в союз с монголами на этих условиях, и первые переговоры между монголами и христианами Западной Европы провалились.
Заключение союза с королём Армении
2. Христиане Западной Европы и их правители также отказались вступать в союз с Мункэ-ханом на этих условиях, но нашлись другие правители, которые были готовы безоговорочно принять все условия и считали такое положение дел нормой.
Армянский царь Хетум был готов на союз с монголами на условиях вассального подчинения, как того хотел Мункэ-хан. Властитель Армении знал о могуществе монголов, ибо его страна ранее уже была опустошена ими во времена правления Чингисхана, а затем ещё раз – во время правления Угэдэя. Хетум осознавал, что его государство ослабело и истощено и никак не сможет противостоять Монгольскому государству. Площадь Армении в то время составляла не более 30 тысяч квадратных километров.
И, наконец, король Армении осознавал, что он зажат между силами монголов и мусульман, а договориться с мусульманами у него не получится, так как его вражда с ними тянулась с давних времён.
Вдобавок ко всему этому Хетум мечтал вторгнуться в мусульманские страны и свергнуть Аббасидский халифат, он понимал, что если сегодня не примет эти условия, завтра его принудят к ним, и он потеряет свою страну, не получив ничего взамен.
Всё это побудило Хетума отправиться в столицу Монголии Каракорум на встречу с Мункэ-ханом. К этой встрече Мункэ уже научился некоторым приёмам политики, обходительным словам и манерам. Он устроил в честь Хетума официальный приём и грандиозный праздник. Мункэ-хан отнёсся к нему, как к правителю государства, а не как к вассалу, хотя все пункты заключённого между ними соглашения представляли собой договор между господином и его подданным, а не между правителями двух государств.
После торжественного приёма царя Армении, который признал себя верным подданным монгольского правителя, Мункэ-хан осыпал его обещаниями и дорогими подарками и тем самым купил его верность и покорность. Что же ему дал Мункэ-хан?
Мункэ дал Хетуму следующие обещания:
— обеспечение сохранности его личного имущества при любом исходе;
— освобождение всех христианских церквей и монастырей от налогов и податей;
— помощь армянам в возврате городов, которые мусульмане отняли у них во время войн;
— назначение царя Армении главным советником Великого хана Мункэ по вопросам Западной Азии.
Таким образом, царь Армении Хетум остался доволен своим приближением к правителю монголов. А что получили монголы взамен на свою доброту к армянскому царю?
Если оценить состояние армий того времени, можно обнаружить, что военная мощь Армении была несопоставима с военной мощью монголов, и присоединение армянской армии не повлияло на численность монгольской армии и не прибавило ей мощи.
Почему монгольский правитель даже при таком раскладе согласился заключить договор с царём Армении? Тот, кто тщательно проанализирует события того времени, придёт к следующим выводам.
Во-первых, Мункэ-хан хотел перенять у короля Армении ценный опыт военных действий против мусульман. Отношения между армянами и мусульманами сложились ещё в давние времена, армяне знали всё о мусульманских землях. Несомненно, правдивая информация, которую король Армении предоставит монголам, поможет им в войне с мусульманами.
Во-вторых, Мункэ-хану понадобятся помощники для управления этими огромными владениями после их завоевания. Назначенный монголами наместник из этого народа будет лучше, чем назначенный извне правитель. Такой наместник намного эффективнее проконтролирует ситуацию в регионе и успокоит гнев людей в случае волнений.
В-третьих, сделав такой шаг, монгольский хан снова открывал дверь в отношениях с христианами, которые понадобятся в будущем – когда он завершит завоевание Шама и Египта. Тогда ему понадобится король Армении, чтобы возобновить переговоры с правителями Европы. Он учитывал сильную ненависть, которую христиане питали к монголам из-за ужасной резни, которую они устроили в России и Восточной Европе.
В-четвёртых, союз с Арменией окажет особое психологическое воздействие на мусульман. Одно дело – война с монголами, другое – война с союзными силами. Да, союзные силы – это капля в море огромной монгольской армии, однако само слово «союз» имеет особое влияние на сердца людей.
В-пятых, армянским войскам могут быть поручены некоторые опасные задачи, которые монгольское командование не желает поручать своим войскам. Таким образом, людские потери понесут армяне, а не монголы.
Как мы видим, монголы в любом случае ничего не теряли, ведь переговоры велись между хозяином, которому принадлежит всё и вся, и вассалом, которому ничего не принадлежит. Именно так поступают лидеры сильных государств во всём мире. Они заключают договоры с местными князьками, которые из всех атрибутов правителя имеют только имя, и не доверяют им важные дела. В обмен на свою лояльность вассальные страны не получают ничего, кроме разрешения существовать на своих землях рядом с оккупантами.
Также эти правители получают возможность присвоить себе некоторые почётные звания: «Главный советник монгольского хана по западным делам в Азии», «Дружественный король», «Дружественная страна», «Его Превосходительство правитель» или «Его Величество Король». Это просто титулы, от которые ни холодно, ни жарко, а реальность такова, что власть находится в руках у монголов, и они диктуют свои условия, ведь так сложилось во все времена – права защищаются только силой.
Тем не менее, король Армении Хетум радовался заключению договора и гордился «близкими» отношениями с монгольским ханом. Он даже думал, что таким образом заработал себе авторитет перед своим народом, ведь он смог своей «мудрой» политикой избавить государство от войны.