что такое автопортрет в изобразительном искусстве
Тайны автопортретов известных художников: Отражение в зеркале, портрет-бекон и другие странности
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини»
«Портрет четы Арнольфини», написанный в 1434 году, во многих отношениях был первым – для картины, например, была использована новая технология получения красок, здесь впервые указана подпись художника – ранее оставлять свое имя на полотне было не принято. Картина содержит множество загадок, столетиями порождая споры среди искусствоведов, а главное – в ней очень сильно ощущается присутствие художника – то ли зримое, то ли нет. Зеркало, расположенное за спиной купца Арнольфини и его супруги, отражает не только фигуры их самих, но и двух других, скрытых от зрителя персонажей. Одним из них, возможно, и является Ян ван Эйк, о чем косвенно свидетельствует подпись на картине «Ян ван Эйк здесь был».
По другой версии, художник изобразил на картине не семейство Арнольфини, а себя и свою жену Маргариту – в подтверждение такой версии приводят портретное сходство фигур с четой ван Эйк.
2. Франческо Пармиджанино, «Автопортрет в выпуклом зеркале»
Эпоха Возрождения дала истории искусства произведения живописи, написанные в разных стилях – художники Италии создавали собственные традиции, предлагая зрителям порой странные, но все же великие произведения искусства. Пармиджанино, в переводе с итальянского – «житель Пармы», экспериментировал с пропорциями, часто усложнял и искажал композицию произведения, нарушая законы перспективы. Считается, что он увлекался магией.
Автопортрет был написан совсем юным, двадцатилетним художником, на деревянной полусфере. Пармиджанино преподнес его в числе прочих своих работ папе Римскому Клименту VII, сумев привлечь внимание ценителей к таланту, проявленному в настолько раннем возрасте. Неестественно большая рука – необычный способ изображения человеческой фигуры, но для художника он типичен – нечто похожее можно встретить и в других его работах, например, на картине «Мадонна с длинной шеей».
3. Микеланджело, фреска «Страшный суд»
Фреска, которую мастер писал с 1537 по 1541 годы, является частью алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане. К моменту работы над «Страшным судом» Микеланджело испытывал разочарование в философии Возрождения, что отразилось в его произведении. Церковь обвиняла художника в том, что обнаженные тела фрески имеют непристойный вид, а потому изображенное на фреске может считаться ересью. Ответом Микеланджело, направленным папе, было – «удалить наготу легко, пусть он мир приведет в пристойный вид». Тем не менее в изображения фигур были внесены некоторые изменения.
4. Караваджо, «Давид с головой Голиафа»
На картине «Давид с головой Голиафа», где показан результат битвы библейского героя с великаном, автопортретом является отсеченная голова побежденного. Дописанная в 1610 году, эта работа сопровождала Караваджо в его скитаниях – проведя годы жизни в изгнании, он неоднократно подправлял и корректировал свое произведение. По одной из версий, в образе Давида художник изобразил самого себя в юности.
5. Рембрандт, «Блудный сын в таверне»
6. Диего Веласкес «Менины»
«Менины» на протяжении веков считаются картиной-загадкой – слишком много вопросов остаются без ответа. Сложная композиция произведения вовлекает зрителя в происходящее, заставляя искать закономерности и связи в отдельных группах персонажей, проходить через двери и оглядываться на персонажей. Обычно считается, что картина представляет собой то, что видит королевская пара, позирующая художнику и отражающаяся в зеркале за его спиной.
Картина была написана в 1656 году, а крест Святого Иакова ордена Сантьяго на груди Веласкеса, был получен художником только спустя три года. Изображение этого креста отсутствовало в первоначальном варианте картины, он был написан уже после смерти художника по приказу короля Филиппа.
7. Уильям Хогарт, «Автопортрет с собакой»
Уильям Хогарт – один из самых выдающихся представителей английской школы живописи. Он развивал в своих работах идеи Просвещения, видел свою задачу в воспитании нравственности человека посредством искусства и творчества.
На картине, созданной в 1745 году, художник изобразил себя в модном тогда стиле «портрета в портрете». Фигура собачки на холсте оказалась не случайно – Хогарт, не имевший детей, очень любил животных. Он запечатлел своего питомца по имени Трамп, сидящего перед портретом художника в овальной раме. Стопка книг, служащая опорой для «картины», подобрана не случайно – Шекспир, Свифт, Мильтон были для Хогарта и главными писателями, и основными ориентирами в литературе и философии.
8. Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»
Над полотном художник работал шесть лет, начиная с 1827 года, когда он посетил раскопки древнего города, уничтоженного извержением вулкана Везувий в I веке. Законченная картина стала большим событием культурной жизни Рима, где она выставлялась для публики, а затем – Парижского салона 1834 года, получив большую золотую медаль выставки. Позже это произведение было отправлено в Россию.
Свой автопортрет Брюллов поместил среди группы людей на ступенях гробницы – он изображен с поднятой головой, смело и трагически встречает неизбежное. Рядом изображены инструменты художника – которые он не оставляет даже перед лицом неминуемой гибели.
9. Сальвадор Дали «Мягкий автопортрет с жареным беконом»
Сам художник определял себя как «живущего, чтобы позировать», а потому наличие автопортретов среди его наследия кажется явлением закономерным. Как, впрочем, и нестандартный подход к изображению собственного лица – его черты «плывут» под собственной тяжестью, напоминая картину Дали «Постоянство времени». Закрученные усы-антенны позволяют легко установить личность персонажа на портрете. Картина полна иронии – ее передают и подпорки-костыли, за счет которых «держится лицо», и бекон, отсылающий к органической сущности всего живого.
10. Фрида Кало, «Две Фриды»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Автопортрет
Автопортре́т — портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д.
Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола. Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями, оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники неврологии.
Содержание
Автопортрет в изобразительном искусстве
Виды автопортрета
На профессиональном автопортрете, как вот на этом, принадлежащем кисти Карла Людвига Йессена, художник изображает себя за работой.
Этот автопортрет Дюрера личностный, так как он передает духовный облик автора.
Картина Боттичелли «Поклонение волхвов» содержит вставной автопортрет художника.
Искусствовед Васильева-Шляпина выделяет два основных вида автопортрета: профессиональный, то есть тот, на котором художник изображен за работой, и личностный, раскрывающий моральные и психологические черты. Она также предлагает более детальную классификацию: 1) «вставной автопортрет» — художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; 2) «представительский, или символический, автопортрет» — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; 3) «групповой портрет» — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; 4) «отдельный или естественный автопортрет» — художник изображен один.
Идентификация автопортретов
История
Античность
Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 — ок. 127), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне. Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.
Эпоха Возрождения
Итальянский художник и архитектор Джотто (1267—1337) включил себя в цикл «знаменитых людей» в неаполитанской кастели.
Итальянский живописец Мазаччо (1401—1428) изобразил себя одним из апостолов в росписи капеллы Бранкаччи.
Тосканский художник Боттичелли (1447—1515) сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».
Наиболее известное изображение Леонардо да Винчи (1452—1519) многие исследователи считают поздним и единственным автопортретом. Однако, другие искусствоведы полагают, что принадлежность этой работы Леонардо полностью не доказана. Существует версия, впервые высказанная писателем Мережковским, что Леонардо положил в основу знаменитой картины «Мона Лиза» собственный автопортрет.
Изображали себя и Рафаэль (1483—1520), и Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Полагают, что Микеланджело придал сходство собственному лицу изображению содранной со святого Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.
Тициан (1477—1576) выполнил «Автопортрет с Орацио и Марко Вечелио», который, по мнению критиков, имеет глубокое философское содержание. На полотне изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко. Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.
Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер (1471—1528). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на «Автопортрете с гвоздикой» (1493, Лувр). Мадридский «Автопортрет» (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем «Автопортрете» художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).
Барокко
Большое количество автопортретов написал Рембрандт (1606—1669). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.
Постимпрессионисты
Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причем всего за два года.
Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало. Она писала саму себя 55 раз.
Фотопортреты
Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов: фотографирование своего отражения в зеркале, и фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке.
Известна работа Е.Лангмана, сфотографировавшего свое отражение на поверхности никелированного чайника.
Диагностика по автопортрету
Автопортреты художников, страдавших теми или иными заболеваниями, дают медикам уникальную возможность для исследования самовосприятия у людей с психологическими, психиатрическими или неврологическими нарушениями.
Автопортреты в живописи
С егодня каждый из нас встречается с собственным образом во множестве зеркал, прогрессивные люди призывают прислушиваться к своим эмоциям, желаниям, страхам. У нас есть те возможности видеть, слушать и говорить о своих персонах, какие сложно было представить ранее. Но художники с древних времен заявляли о себе в форме автопортрета (auto – самостоятельный, portrait – изображение человека). Живописали себя они в самых разных формах: в сдержанном образе за мольбертом (профессиональный автопортрет) или сосредоточиваясь на эмоциональном фоне (личностный). Так или иначе, автопортрет в живописи был (и остался) очень личным жанром (поджанром?), требующим внимания к человеку.
История автопортретов
Появление автопортрета в живописи становится возможно с укоренением представления о ценности человека. В средние века жизнь на земле представлялась подготовкой к настоящему бытию – загробному. А если все, что происходит в этом мире с человеком, временно, то как может идти речь о личности, ее уникальности или даже видимости? Из этого получалось, что в средние века категории авторства не было, тем более художник или писатель не могли писать о себе, об отдельных своих особенностях. Все изменилось в эпоху Возрождения – идеи гуманизма позволили приблизиться к отдельному человеку, открыть значимость материи. Так начался долгий и сложный путь человека к самому себе, пролегавший через сопротивление традиции, социальных норм, через недоверие к своим правам и возможностям.
Со времени Высокого Возрождения один за другим начали появляться всем известные автопортреты ярких художников: Леонардо, Рафаэля и Микеланджелло, а за ними сотни подобных авторских отражений. Но мы все еще в движении, далеко не все человеческие проявления кажутся нормальными, достойными исследования ученым или художником. Вспомним автопортреты экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона («Автопортрет № 1», 1964; «Автопортрет с поврежденным глазом», 1972).
Они не имеют ничего общего с установленными понятиями красоты, человек на них искажен болью, лицо его смято, размазано. Портретного сходства нет, но картина говорит значительно больше об изображенном, чем сдержанный портрет Андрея Матвеевича Матвеева («Автопортрет с женой Ириной Степановной», 1729). Однако художник Матвеев в свое время (петровскую эпоху) сделал огромный шаг вперед, написав одну из первых в России картин в жанре автопортрета. Да, в русском искусстве не было Возрождения и развитие светской живописи немного отставало от Европы. В результате экспериментальный автопортрет Диего Веласкеса со сложной (вывернутой) композицией («Менины», 1656) появился значительно раньше сдержанной картины Матвеева.
Впрочем, уже в XIX веке отечественные художники догнали западных коллег, чтобы в ХХ веке стать в центре экспериментов над собственным образом. Казимир Малевич и Марк Шагал не раз занимали позиции моделей. Оба художника пробовали говорить о себе в разных техниках, вплетая новые смыслы или устраняя лишние (Марк Шагал «Автопортрет», 1914; «Автопортрет с семью пальцами», 1913 и Казимир Малевич «Автопортрет», 1933; «Автопортрет», 1910-1911). Возвращения, новые формы выражения доказали, что человек – часть искусства, он не просто объект, но источник смыслов и их выражение.
Перспективы
Оказалось, что исследовательский потенциал художника при создании автопортрета совершенно бесконечен, как бесконечны разные настроения человека. Никогда не повторятся исторические условия, в которых картина была написана, ощущение себя, своего положения в мире отражается на лице и меняется с течением времени. Будет ли спокойствие у молодого человека, ожидающего начала жизни, похоже на спокойствие зрелого мужчины, попробовавшего свои силы и убедившегося в них? Будет ли картина, написанная в XVIII веке, иметь что-то общее с картиной из века XX? В конечном счете в центре всегда остается интерес, внимание к человеку, к самому себе.
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Автопортрет в искусстве
Давайте вспомним, кого рисовали пещерные люди на стенах своих жилищ? Правильно, самих себя. Древний человек пытался выделить свое изображение на фоне остальных, добавляя ему внушительных габаритов. Если копьё, то самое большое. Если руки, то самые сильные. Вот такое занятное самоутверждение получалось, без лишней скромности. Выразив себя, пещерный житель отправлялся убивать мамонтов. Он ничего не смыслил в искусстве. Он даже не подозревал, как это повлияет на историю. Тем не менее, автопортрет занял весомое место в творчестве.
Автопортрет – это многотомник об истории становления человечества. Давайте вместе прогуляемся по его уникальным страницам.
Экскурс в историю
Наверное, многие хотели бы знать, кто является автором самого первого автопортрета. Кому пришла в голову столь простая, но вместе с тем гениальная идея изобразить самого себя? Название жанра – автопортрет – говорит само за себя. Создатель творения демонстрирует людям не только свои художественные навыки, но и тайную сущность автора.
Виды автопортрета:
Если вы видите изображение человека, стоящего у мольберта с палитрой красок и кисточкой в руке, – перед вами профессиональный автопортрет. Личностный – это любой другой рисунок, который не изображает художника в процессе создания новой картины.
Подвиды автопортрета:
Зачем художники пишут автопортреты
Талантливый человек не обделен себялюбием. Да и обычные смертные не прочь полюбоваться собой в зеркале. Ни для кого не секрет, что многие всемирно известные художники страдали нарциссизмом. Вот и хочется им почаще лицезреть до боли знакомое лицо.
В наши дни на смену автопортрету пришла фронтальная камера смартфона. Она готова запечатлеть облик своего владельца в любое время дня и ночи. На это уходит от силы пару минут. А порой – и того меньше. Мастерам прошлого такое, пожалуй, даже не снилось. Хочешь оставить память о себе – бери краски, кисти. Твори. Других вариантов не было.
Для бедных художников автопортрет был неким спасением от голода. Картину можно продать, но для её создания не нужно нанимать натурщика. Им является сам автор. Удобно, не так ли? И делиться ни с кем не надо.
Отдельно взятые творцы выражали при помощи автопортрета своё скрытое нутро. Это была готовность открыться миру с новой стороны. Другие художники пытались выразить свое мировоззрение или обратить внимание общества на какую-нибудь социальную проблему. В любом случае, этот жанр подарил нам множество неповторимых шедевров.
Известные автопортреты
Порой они позволяют заглянуть в душу самого творца. К примеру, поговорим о Ван Гоге. Перед смертью он успел создать несколько известных картин с изображением самого себя. При помощи полотен он пытался показать свое душевное и психическое состояние.
Глядя на его картины, сразу становится ясно, насколько сильной и затяжной была его депрессия. Внутренние невзгоды Ван Гога превратили его в шизофреника. Скорее всего, вы знаете о дальнейшем витке этой грустной истории – художник собственноручно лишил себя уха. Благо, оставил глаза и руки, и смог творить новые шедевры.
Вряд ли кому-то хотелось находиться с ним рядом. Вот и увлекся творец автопортретами. Кого-то ведь нужно изображать.
Фрида Кало – выдающаяся художница из Мексики – просто обожала изображать на полотнах себя любимую. Её картины пропитаны национальным колоритом. Её темперамент пылкий, как перец чили.
Автопортрет русской художницы Зинаиды Серебряковой – совсем другая история. Картина излучает спокойствие, гармонию и благодать. Таким холстом можно изгонять любу тоску. Чудное лекарство от хандры!
Копилка сокровищ мастеров прошлого поражает своей величиной. А ведь мы обсудили лишь каплю в море! Возможно, и вы захотите оставить о себе память в виде уникального автопортрета. Ван Гог и вовсе не учился рисованию, но его самовыражение покорило сердца миллионов ценителей искусства.
Автопортреты художников
Автопортрет – это портрет самого художника, который он пишет собственной рукой.
Интересный факт: автопортреты художников, страдавших неврологическими или психиатрическими заболеваниями и нарушениями, подарили медикам уникальную возможность исследовать их самовосприятие, тем самым значительно продвинув науку в этой области знаний.
Различают два вида автопортретов: профессиональный – где художник запечатлён за работой, и личностный, где раскрываются черты его характера и настроение.
Художники писали портреты самих себя, начиная с Античности. Первое упоминание нашлось в трудах Плутарха, он говорил о скульпторе Фидии (490 до н.э. – 430 до н.э.), который включил себя в группу персонажей композиции «Битва амазонок». Лидируют в этом направлении постимпрессионисты: Ван Гог написал 20 автопортретов всего за 2 года, а Фрида Кало изобразила себя целых 55 раз!
Рассмотрим подробнее нескольких автопортретов знаменитых художников:
Диего Веласкес и его «Менины». В переводе с французского название картины можно читать, как «Фрейлины». Художник изобразил на картине портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, их пятилетней дочери, фрейлин, придворных карликов и даже охранника.
Интересный факт: портрет короля и королевы представляет собой отражение в зеркале, висящем на дальней стене. Сам Веласкес изображён слева у мольберта.
Рембрандт, «Автопортрет с женой Саскией». Один из известнейших художников золотого века голландской живописи изобразил себя пышно одетым женихом. Он держит на руках свою супругу, также облачённую в дорогой старинный наряд. Картина пропитана торжеством любви и семейного счастья.
Эдгар Дега, «Автопортрет с приветствием». Эдгара Дега часто называют «живописцем танцовщиц». На автопортрете он изобразил себя важной персоной: снисходительный взгляд, хороший костюм, цилиндр в руках.
Пабло Пикассо, «Автопортрет с палитрой». По мнению экспертов, Пикассо изображал себя в невозмутимой и уверенной позе, о чём говорит сжатый кулак и массивность фигуры. Это связывают с тем, что в то время (прим. 1901 год) Пикассо имел вес в художественной среде Парижа.
Сальвадор Дали. Хорошо известно, что Сальвадор Дали имел потрясающе высокую самооценку и никогда не терял веры в то, что делает. Это относилось не только к творчеству, но и к самой его личности. Дали написал множество автопортретов, самым известным из которых стал «Мягкий автопортрет с жареным беконом». Форма лица здесь расплывчатая, и черты почти не узнаваемы, только усы говорят зрителю о том, кто перед ним.
Леонардо да Винчи. Сохранился лишь один его автопортрет, пожалуй, самый известный: он изображён в виде старца с длинными волосами и длинной седой головой.
Фрида Кало. Её истории стала широко известна после выхода одноименного фильма с Сальмой Хайек в главной роли. Она была талантливой художницей, которой приходилось прятаться в тени своего супруга Диего Ривера. Брак был несчастным, Фрида – глубоко раненой, одинокой и очень творческой натурой. Автопортреты были основой её творчества. «Я пишу себя, потому что провожу много времени в одиночестве и знаю эту тему лучше всего» – говорила она.
В её арсенале более 55 автопортретов. Её идеи зашифрованы в символах, которые она писала рядом со своим изображением: она опиралась на национальные традиции и мифологию.
За автопортреты русских художников отвечали: В. Перов, А.Венецианов, И. Крамской, И.Репин, И.Грабарь и многие другие.