Согласно мифу (двойной) авлос из костей оленя изготовила Афина и решила на пиру богов сыграть на нём. Она не могла понять, почему Гера и Афродита давились от смеха, глядя на неё. Бродя с авлосом возле ручья, Афина увидела в нём свое отражение. Тут ей стало понятно, как смешно она выглядела с напряжённым лицом и безобразно раздутыми щеками. В гневе она отбросила авлос и наложила проклятье на каждого, кто осмелится его поднять. Фригиец Марсий подобрал авлос и не успел поднести его к губам, как инструмент сам заиграл прекрасные мелодии, которые исполняла на нём богиня. Уверовав в свой талант, Марсий осмелился вызвать на соревнование самого Аполлона-кифареда. Музы, приглашённые в качестве жюри, не смогли присудить победу ни одному из двоих участников, так как были очарованы звучанием обоих инструментов. Тогда в качестве дополнительного конкурсного условия Аполлон установил играть на инструменте и одновременно петь. Понятно, что на авлосе сделать это невозможно, так что Марсий потерпел сокрушительное фиаско и был жестоко наказан «нежным» ценителем искусств: Аполлон содрал с несчастного кожу и прибил её к сосне.
Практика и этос авлоса
Наряду с кифарой авлос — один из самых распространённых инструментов в античном мире. Игра на авлосе применялась в античной трагедии, в культе Диониса (у римлян Вакха) и Кибелы, в жертвенных возлияниях (спондеях), во время траурных церемоний, в военной музыке (в Спарте), наконец, для развлечения различных слоёв населения (равным образом во время пира-симпосия аристократии и в бродячих ансамблях менестрелей-бедняков).
Сольное пение в сопровождении игры на авлосе называлось авлодией. Игра на авлосе называлась авлетикой. Наряду с мужчинами (авлетами) на авлосе часто играли женщины (авлетки), о чем свидетельствует обильная античная иконография. В античной литературе сохранились свидетельства детальной жанровой классификации музыки, исполнявшейся на авлосе (общетипологическое обозначение пьесы на сольном авлосе — авлема).
Античные писатели традиционно связывали авлос с Фригией, а традиционные характеристики фригийского лада как «возбуждённого», «экстатичного» и т.п., по-видимому, в свою очередь объяснялись употреблением авлоса во фригийских культах (прежде всего, Диониса). Впрочем, этос авлической музыки не ограничивался только указанными характеристиками (как и функционирование авлоса не ограничивалось одним только культом).
Древние греки подарили миру высочайшие культурные ценности. Задолго до наступления нашей эры были сочинены красивые поэмы, оды, музыкальные произведения. Уже тогда греки владели разными музыкальными инструментами. Один из них – авлос.
Что такое авлос
Исторические артефакты, найденные во время раскопок, помогли современным ученым составить представление о том, как выглядел древнегреческий авлос – духовой музыкальный инструмент. Он состоял из двух флейт. Есть свидетельства, что он мог быть и однотрубковым.
Керамические изделия, черепки, фрагменты ваз с изображениями музыкантов найдены на бывших территориях Греции, Передней Азии, Рима. В трубках было высверлено от 3 до 5 отверстий. Особенность одной из флейт – более высокий и короткий звук, чем у другой.
Авлос – прародитель современного гобоя. В Древней Греции играть на нем учили гетер. Авлетика считалась символом эмоциональности, эротичности.
История музыкального инструмента
Ученые до сих пор спорят об истории возникновения авлоса. По одной версии его изобрели фракийцы. Но фракийский язык настолько утрачен, что изучить его, расшифровать редкие экземпляры письменности не удается. Другая доказывает то, что греки заимствовали его у музыкантов из Малой Азии. И все же самые древние свидетельства существования инструмента, относящиеся к 29-28 векам до нашей эры, были найдены в шумерском городе Ур и в египетских пирамидах. Потом они распространились по всему Средиземноморью.
У древних греков это был неотъемлемый инструмент для музыкального сопровождения на похоронных обрядах, празднованиях, в театральных постановках, эротических оргиях. До наших дней он дошел в реконструированном виде. В деревнях Балканского полуострова местные играют на авлосах, народные коллективы также используют его на концертах национальной музыки.
Мифология
Согласно одному из мифов создание авлоса принадлежит богине Афине. Довольная своим изобретением, она демонстрировала игру, смешно раздувая щеки. Окружающие подняли богиню на смех. Она разозлилась и выбросила изобретение. Подобрал его пастух Марсий, у него получалось играть так искусно, что он бросил вызов Аполлону, который слыл мастером игры на кифаре. Аполлон установил невозможные условия для игры на авлосе – петь и издавать музыку одновременно. Марсий проиграл и был казнен.
История о предмете с прекрасным звучанием рассказывается в различных мифах, в трудах античных авторов. Его звук уникален, полифония завораживает. В современной музыке нет подобных по качеству звучания инструментов, в какой-то мере древним удалось передать традиции его создания, а потомки сохранили их для будущих поколений.