что такое атмосфера в литературе

Пишем книгу: Атмосферность произведения

Атмосферность (иначе – собственно атмосфера произведения) – это явление, благодаря которому история становится зримее, осязаемее, ощутимее.

Именно атмосферность помогает читателю с головой окунуться в повествование. Без нее история, даже сверхинтригующая и интересная, скажем так, «не смотрится». И не ощущается. Без атмосферности история – лишь сценарий, заготовка, которая, да, держит в напряжении, но читатель остается посторонним, а не участником событий. А дело писателя – не только в том, чтобы рассказать, но и в том, чтобы показать. И помочь читателям ощутить на своей шкурке все прелести истории.что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

Из чего состоит атмосфера произведения?

Мы живем в трехмерном мире, и повествование также должно быть трехмерным: вижу + слышу + ощущаю = чувствую. Атмосферность – это яркие детали видения, звучания и ощущения, благодаря которым появляется чувство присутствия, сопричастности.

Из чего, к примеру, состоит атмосфера ярмарки – праздника?

1. Это обилие ярких красок – нарядная одежда, украшенные дома и палатки торговцев, развивающееся флаги; это непрерывное движение – на сценах, в толпе; это эмоции на лицах людей – улыбки, предвкушение, недовольство.

2. Это звуки – крики зазывал, праздничная музыка, жалобы «держи вора!», разговоры у праздничных палаток, гудки рожков.

3. Это ощущения – запах жареной кукурузы и шашлыка, парфюма и канализации, осеннего (или весеннего ветра) и увядания (или цветения); это толчки и тычки толпы, отдавленные ноги и отбитые локти; это жар от шашлычной жаровни или холод ветра; это боязнь толпы и так далее.

4. Это чувства: радости – от долгожданного события, от участия в празднике; осторожности – воров много, толпа опасна; бесшабашности – наесться шашлыка и напиться, а потом – на танцы; сопричастности и т. п.что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

Элементы атмосферности, как правило, есть везде, главное – уметь их замечать, отмечать и вплетать в историю. И, конечно, важно:

а) не переборщить, ибо атмосферность – это зачастую описания;

б) обойти противоречия – элементы атмосферности должны дополнять друг друга, создавая единое трехмерное пространство.

Где в истории можно найти место для атмосферности

1. Время года и погодные явления.

Почему мы любим осень? Не только за ковры из ярких листьев, но и за особую атмосферу – это романтика увядания, прощания, это домашний уют и тепло, когда за окном льет дождь. У каждого времени года есть своя неповторимая атмосфера, которую «выражают» как погодные условия – ощущения, так и видимое-слышимое.

Конечно, не стоит писать «простыни» о любви-ненависти к осени и в деталях изучать каждую смену погоды, но вот отмечать – по выходу героя из дома, в пути – нужно. Шорох листьев по мостовой, туман над рекой, крики перелетных птиц в серых небесах, сырой ветер, пробирающий до костей, не занимают много места, но помогают читателю проникнуться атмосферой времени года.
что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

Здесь же – необычные явления (красная луна, солнечные затмения) и время суток (закаты, рассветы мы тоже за что-то любим, верно?).

2. Локация.

Древние развалины, старинный город, крупная деревня, покосившаяся лачуга, соловьиная рощица или пустынные земли – все имеет свою особую атмосферу. В развалинах пахнет сыростью и уныло воет ветер; в старинном городе восхищают или пугают вычурные строения готического стиля, воркуют на красных крышах голуби и пахнет булочками с корицей; в лачуге грязно и неуютно. И так далее.

В каждой локации можно найти элементы атмосферности. Две-три яркие черты от каждого восприятия – и атмосфера города и леса проявляется. А в соединении явлений и локации объемность проявляется во всей красе. Кого не пугали или не интриговали полнолуния на заброшенных кладбищах или безлунная ночь в старом лесу, где, кажется, из-за каждого дерева за тобой наблюдают чьи-то голодные глаза.

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

Вы научитесь подбирать необходимую информацию и перерабатывать ее в новые сюжетные идеи, а также узнаете, из чего состоит атмосфера мистики, как придумать мистический сюжет и прописать достоверного мистического персонажа.

По итогам работы у вас на руках будет план истории + проработанные детали мира, мистической атмосферы + опыт в написании мистических сцен.
Заказать практикум

3. Обстановка.

Разбросанные по комнате вещи, запах краски в мастерской художника, натертые до блеска полы и запах воска, ползущий по стене дома плющ, круглая комнатка с восточными коврами на стенах, яркими подушками на полу и запахом табака, книжные полки на стенах и вышитые занавески – все эти бытовые, обычные на первый взгляд детали создают атмосферу обстановки.

Уютная и домашняя, неряшливая и необжитая, обстановка бывает разной, как в доме, так и на улице или на лесной поляне, где «дубы-колдуны что-то шепчут в тумане». Элементы обстановки всегда перекликаются (или совпадают) с деталями локации и погодных явлений.

4. Отношения.

Взаимоотношения между героями/персонажами (семья, пара влюбленных/врагов, между напарниками, друзьями или студентами в группе) – это так же часть общей атмосферности, о которой не стоит забывать. Это взгляды, интонации в беседах, жесты и проявленные чувства: дружелюбие, враждебность, равнодушие и т. д.

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

5. Персонажи.

Отдельные личности героев/персонажей (или группы) тоже могут быть частью атмосферы: это и национальная одежда, и вероисповедание с его ритуалами, и профессия.

Художник, рисующий на пристани закат; уличный музыкант, играющий на флейте; цыганский табор на городской ярмарке.

Персонажи как носители культуры – это очень яркий элемент атмосферности.

Конечно, необязательно учитывать все детали и рассказывать обо всех элементах, тем более что атмосферность бывает разной: «крупной», общей – мира, страны или города, и «точечной», ситуационной – для дома, семьи, праздника, персонажа. Однако помнить о ней нужно.

Атмосферность – залог объемного мира истории

Атмосферность – явление «штриховое», «набросочное», образное: там – черта, здесь – деталь, тут – образ. Но именно из совокупности всех штрихов и складывается общая атмосфера как всей истории, так и отдельных ее эпизодов.

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

И напоследок: ищите свои черты атмосферности, свои образы и слова для ее создания. Золотая осень и жалобные крики чаек – это, конечно, понятно, но, к сожалению, шаблонно. Нельзя сказать, что шаблоны в описаниях мира совсем плохо, но это – обыденно, как цветы на поляне.

Каждый из нас видит, слышит, ощущает и чувствует мир по-своему, и ничто не мешает нам в наших историях создавать собственную атмосферу. Ибо запоминается то, что отличается от стандарта.

Источник

Что такое атмосфера в литературе

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

Место действия, например, квартира, дом, парк или вагон метро, многое даёт повествованию. Хороший сеттинг служит каркасом, к которому крепятся другие элементы сюжета. Если вы создаёте яркое описание места, в котором разворачивается действие, то буквально переносите туда читателя.

Грамотное описание места действия задаёт нужную атмосферу и настраивает на требуемый лад, придаёт контекст происходящему и добавляет необходимые детали.

В определённых случаях сеттинг способен и сам стать двигателем сюжета. Например, в «Убийстве в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи все персонажи оказываются заперты в поезде, застрявшем на горном перевале. С одной стороны, передвижения персонажей ограничены десятком вагонов, но с другой стороны, замкнутая локация значительно нагнетает напряжение. Эркюль Пуаро отчётливо понимает, что убийца Рэтчетта где-то в поезде.

Для того, чтобы локация работала на атмосферу, требуется:

Начинайте сцены с описания локации, в которой разворачивается действие — читатель должен понимать, в какой обстановке находятся герои. Нарисуйте общий план и дайте максимально широкое описание места, затем переходите к крупному плану и переключайтесь на детали, не видные издалека.

Если герои никуда не уходили, вам следует время от времени напоминать, что действие всё ещё разворачивается в том же месте. Если протагонист периодически будет возвращаться в локацию, то подробное описание следует давать только в первый раз. В последующие достаточно будет подчеркивать наиболее заметные детали.

Избегайте общих фраз и описаний (дом был большим, а город не очень). Старайтесь выделять те конкретные детали, которые присущи этому конкретному месту. Посмотрите, как одним предложением характеризует место действия «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес:

«Макондо был тогда небольшим поселком из двадцати глинобитных, с камышовыми кровлями домишек, стоявших на берегу реки, которая несла свои прозрачные воды по ложу из белых, гладких и огромных, как доисторические яйца, валунов».

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

Вот так начинает описание французского городка Джоан Харрис в романе «Шоколад»:

«Нас пригнал ветер, не по-февральски тёплый ветер, полнящийся горячими сальными запахами жарящихся лепёшек, колбасы и посыпанных сладкой пудрой вафель, которые пекут на раскалённой плите прямо у обочины дороги. В воздухе, словно некое жалкое противоядие от зимы, вихрятся кружочки конфетти, скользящие по рукавам, манжетам и в конце концов оседающие в канавах».

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

А вот Герман Мелвилл описывает будни американских китобоев в «Моби Дике»:

«Однако из кухни потянул горячий дымный аромат, в значительной мере опровергавший мои безрадостные опасения. Когда же дымящееся блюдо очутилось перед нами, загадка разрешилась самым восхитительным образом. О любезные други мои! Послушайте, что я вам расскажу! Это были маленькие, сочные моллюски, ну не крупнее каштана, перемешанные с размолотыми морскими сухарями и мелко нарезанной соленой свининой! Все это обильно сдобрено маслом и щедро приправлено перцем и солью!»

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

Не стоит включать в начало каждой главы несколько абзацев описания локации, и только потом переключаться на действие. Персонажи и сеттинг не должны существовать отдельно друг от друга, они должны взаимодействовать. Если персонаж едет в поезде, то пусть описания окружающего мира перемежаются с его мыслями, наблюдениями и действиями. Если действие разворачивается в кафе, пусть герой закажет кофе, изучит меню, осмотрится по сторонам, присмотрится к посетителям или поищет глазами свободный столик.

Хороший сеттинг поддерживает экшен, помогает нагнетать напряжение или поддерживает развитие персонажей. Почему действие многих триллеров разворачивается на тёмных улицах или заброшенных складах? Потому что подобные места нервируют сами по себе. Однако одна и та же локация в зависимости от нужд сюжета может как навевать благостные чувства, так и приводить в ужас. Самая обычная съёмная квартира, такая уютная и желанная после тяжелого трудового дня, может превратиться в комнату ужасов, если герой заметит, что в его отсутствие в ней кто-то побывал: слегка приоткрыта створка шкафа, вещи стоят несколько иначе. А если ещё где-то послышится шорох или скрип…

Источник

Полезное: атмосферность произведения

Атмосферность (атмосфера произведения) – это явление, благодаря которому история становится зримее, осязаемее, ощутимее.
Именно атмосферность помогает читателю с головой окунуться в повествование. Без нее история, даже сверхинтригующая и интересная, не ощущается. Без атмосферности история – лишь сценарий, заготовка, которая, да, держит в напряжении, но читатель остается посторонним, а не участником событий. А дело писателя – не только в том, чтобы рассказать, но и в том, чтобы показать. И помочь читателям ощутить все прелести истории лично.
Из чего состоит атмосфера произведения?
Мы живем в трехмерном мире, и повествование также должно быть трехмерным: вижу + слышу + ощущаю = чувствую. Атмосферность – это яркие детали видения, звучания и ощущения, благодаря которым появляется чувство присутствия, сопричастности.
Из чего, к примеру, состоит атмосфера ярмарки – праздника?
1. Это обилие ярких красок – нарядная одежда, украшенные дома и палатки торговцев, развивающееся флаги; это непрерывное движение – на сценах, в толпе; это эмоции на лицах людей – улыбки, предвкушение, восторг.
2. Это звуки – призывы зазывал, праздничная музыка, крики «держи вора!», разговоры у праздничных палаток, гудки рожков.
3. Это ощущения – запах жареной кукурузы и шашлыка, парфюма, цветов, осеннего (или весеннего ветра); это толчки и тычки толпы, отдавленные ноги и отбитые локти; это жар от шашлычной жаровни или холод ветра.
4. Это чувства: радости – от долгожданного события, от участия в празднике; осторожности – воров много, толпа опасна; бесшабашности – наесться шашлыка и напиться, а потом – на танцы; сопричастности и т. п.
Элементы атмосферности, как правило, есть везде, главное – уметь их замечать, отмечать и вплетать в историю. И, конечно, важно:
а) не переборщить, ибо атмосферность – это зачастую описания;
б) обойти противоречия – элементы атмосферности должны дополнять друг друга, создавая единое трехмерное пространство.
Где в истории можно найти место атмосферности
1. Время года и погодные явления.
Почему мы любим осень? Не только за ковры из ярких листьев, но и за особую атмосферу – это романтика, подготовка природы к зиме, это домашний уют и тепло, когда за окном льет дождь. У каждого времени года есть своя неповторимая атмосфера, которую «выражают» как погодные условия – ощущения, так и видимое-слышимое.
Конечно, не стоит писать много о любви-ненависти к осени и в деталях изучать каждую смену погоды, но вот отмечать – по выходу героя из дома, в пути – нужно. Шорох листьев по мостовой, туман над рекой, крики перелетных птиц в серых небесах, сырой ветер, пробирающий до костей, не занимают много места, но помогают читателю проникнуться атмосферой времени года.
Здесь же – необычные явления (красная луна, солнечные затмения) и время суток (закаты, рассветы мы тоже за что-то любим)
2. Локация.
Древние развалины, старинный город, крупная деревня, покосившаяся лачуга, соловьиная рощица или пустынные земли – все имеет свою особую атмосферу. В развалинах пахнет сыростью и уныло воет ветер; в старинном городе восхищают или пугают вычурные строения готического стиля, воркуют на красных крышах голуби и пахнет булочками с корицей; в лачуге грязно и неуютно.
В каждой локации можно найти элементы атмосферности. Две-три яркие черты от каждого восприятия – и атмосфера города и леса проявляется. А в соединении явлений и локации объемность проявляется во всей красе. Кого не пугали или не интриговали полнолуния на заброшенных кладбищах или безлунная ночь в старом лесу, где, кажется, из-за каждого дерева за тобой наблюдают чьи-то голодные глаза?
3. Обстановка.
Разбросанные по комнате вещи, запах краски в мастерской художника, натертые до блеска полы и запах воска, ползущий по стене дома плющ, круглая комнатка с восточными коврами на стенах, яркими подушками на полу и запахом табака, книжные полки и вышитые занавески – все эти бытовые, обычные на первый взгляд детали, создают атмосферу обстановки.
Уютная и домашняя, неряшливая и необжитая, обстановка бывает разной, как в доме, так и на улице или на лесной поляне, где «дубы-колдуны что-то шепчут в тумане». Детали обстановки всегда перекликаются (или совпадают) с деталями локации и погодных явлений.
4. Отношения.
Взаимоотношения между героями/персонажами (семья, пара влюбленных, враги, напарники, друзья или студенты в группе) – это так же часть общей атмосферности, о которой не стоит забывать. Это взгляды, интонации в беседах, жесты и проявленные чувства: дружелюбие, враждебность, равнодушие и т. д.
5. Персонажи.
Отдельные личности героев/персонажей (или группы) тоже могут быть частью атмосферы: это и национальная одежда, и вероисповедание с его ритуалами, и профессия. Художник, рисующий на пристани закат; уличный музыкант, играющий на флейте; цыганский табор на городской ярмарке.
Персонажи как носители культуры – это очень яркий элемент атмосферности.
Конечно, необязательно учитывать все детали и рассказывать обо всех элементах, тем более что атмосферность бывает разной: «крупной», общей – мира, страны или города, и «точечной», ситуационной – для дома, семьи, праздника, персонажа. Однако помнить о ней нужно.
Атмосферность – залог объемного мира истории. Явление «штриховое», «набросочное», образное: там – черта, здесь – деталь, тут – образ. Но именно из совокупности всех штрихов и складывается общая атмосфера, как всей истории, так и отдельных ее эпизодов.
И напоследок: ищите свои черты атмосферности, свои образы и слова для ее создания. Каждый из нас видит, слышит, ощущает и чувствует мир по-своему, и ничто не мешает нам в наших историях создавать собственную атмосферу. Ибо запоминается то, что отличается от стандарта.

Источник

Атмосфера произведения

Создается атмосфера мелкими фразами, деталями, а иногда и прямыми указаниями. Это делается либо с первых строк, либо по ходу сюжета.

Атмосфера произведения задается с первых строк — это самый распространенный, самый простой и самый эффективный способ. Вот тут вы можете посмотреть несколько примеров того, как авторы задают настроение и погружают читателя в сюжет с первых строк. Такое начало нужно, если на протяжении всего произведения эта интонация, атмосфера будет сохраняться.

3) Самый сложный для автора (да и читателя тоже) вариант — когда произведение начинается с энергичного «бэмца», а потом вдруг начинаются авторские сопли, описания и отступления, которые в итоге отталкивают читателя (самый старательный просто перелистнет эти описания, но большинство закроет книжку и больше к ней не вернется). Так что, выбирая этот подход, нужно стараться очень осторожно и выверено перемешивать «глагольные» и «описательные» куски.

Факторы создания атмосферы

Для создания атмосферы произведения нужно четко определить а) время действия и б) визуальные ориентиры.

а) Время действия определяется двумя показателями:

б) Визуальные ориентиры должны помочь читателю «увидеть картинку» — кстати, не обязательно описывать все до мелких деталей, важно лишь дать наметки, по которым читатель сможет воссоздать картинку на основе своего воображения и жизненного опыта. Эти ориентиры включают:

Средства создания атмосферы

Для создания атмосферы произведения используются самые разные средства. Вот основные из них.

1. Использование особых слов. Ни на что напрямую не указывается, но через ключевые слова атмосфера становится понятной и приятной/отталкивающей для читателя. ВОТ ТУТ вы можете посмотреть, как различные слова-триггеры влияют на восприятие текста читателем.

2. Использование ритма. Ритм текста может быть:

3. Прямое указание на настроение и фон. «Настроение у меня было поганым», «Улицы города были грязны, тротуары выщерблены», «Сама природа, казалось, пела гимн жизни».

Этот прием используется либо не слишком мастеровитым автором, который не может создать атмосферу другими средствами, либо хорошим автором для экономии сил (своих и читателя). У хорошего автора это ВСЕГДА только архетипические образы:

Существует множество других средств (разговор / авторский текст, прямое указание / завуалированный намек и т.д.), но каждый автор находит их сам для себя.

Рекомендуем также почитать:

Понравилось? Поделись с друзьями!

Источник

Что такое атмосфера в книге?

Здравствуйте, уважаемые читатели! На днях я задался вопросом, что же такое атмосфера в произведении. Как мне объясняли ранее, атмосфера, прежде всего, складывается из деталей, внимания к мелочам. Допустим, гг кушает что-то жирное, а ты, после того как он закончил трапезу, описываешь, вытер ли он руки или пошёл делать что-то дальше прямо так. Я пишу в жанре литрпг/фентези, а потому решил ввести довольно продвинутую систему алхимии. Т.е. не пишу, что, допустим, герой бросил в горшок мухомор просто потому, что так нужно по рецепту, а пишу обоснование его свойств и конкретную роль именно в этом эликсире. Свойства, конечно же, выдумываю. Как вы считаете, добавит ли это произведению атмосферы или же не стоит заморачиваться?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

У мухоморового элексира просто обязана быть побочка в виде реактивного поноса. Подобные свойства работают на атмосферу, приписка «режим берсерка +10 мин» нет.

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

Ну, про понос не знаю, но что-то такое точно будетчто такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

Действительно завораживающая, обволакивающая и погружающая читателя глубже в мир произведения атмосфера, на мой взгляд, складывается не из деталей окружающей героев среды как таковых — а в первую очередь из отношения самих героев к этим деталям. Из их взаимодействия с окружающим миром и из мимолетных мыслей, что проносятся в их сознании.

Воин, после затяжного боя смывающий с себя кровь на берегу лесного ручья, сокрушающийся из-за слишком холодной воды; снежинка, попавшая герою за шиворот и заставившая вздрогнуть; ароматы трав и отваров, сплетающиеся в душистый жгут, перехватывающий горло и вынуждающий зайтись в приступе кашля персонажа, заглянувшего в хижину старого алхимика — вот это, как по мне, атмосфера. Атмосфера момента, запечатленная в строках текста, которую непременно следует подкреплять мыслями персонажей, их короткими репликами и реакциями, дабы внушить читателю, что ваш мир существует и герои в нем действительно живут, а не просто выполняют поставленные автором задачи и идут дальше, словно безразличные ко всему юниты в компьютерной игре.

что такое атмосфера в литературе. Смотреть фото что такое атмосфера в литературе. Смотреть картинку что такое атмосфера в литературе. Картинка про что такое атмосфера в литературе. Фото что такое атмосфера в литературе

детали могут создать атмосферу. детали могут не создать атмосферу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *