что такое атлас в географии 5 класс
Географический атлас
Географический атлас — это собрание географических карт планеты или некоторой части планеты (обычно планеты Земля). Но также имеются атласы для других планет Солнечной системы и их спутников. Обычно атлас представляет собой книгу, но некоторые современные атласы представлены в электронном виде. Чтобы лучше представить информацию о планете Земля или её регионах нередко в атлас включают не только физическую карту, отражающую рельеф, но и политическую, климатическую, религиозную (распространение религий в различных областях мира), различного типа социальные карты (плотность населения, средний уровень дохода, рождаемость, смертность), климатические и экономические (развитие различных отраслей промышленности) карты.
Содержание
История
Первые атласы не носили такового имени до атласа 1595 года от Герарда Меркатора. Первой книгой, которая может быть названа атласом, является атлас, который был составлен Клавдием Птолемеем, географом из Александрии, примерно в 150 нашей эры. Первое издание было опубликовано в Болоньи в 1477 году и содержало 27 карт. Начиная с 1544 года начали издаваться многие карты, особенно в крупных торговых центрах, таких как Рим и Венеция. Каждый издатель карт выпускал их в соответствии со своими представлениями и нуждами, поэтому карты того времени сильно отличались друг от друга, в том числе и по размерам. Требовалось время, чтобы привести их в соответствие друг с другом. Хотя термин «атлас» ещё не использовался в 1544 году, данные карты называются «атлас IATO» (Italian, Assembled to Order — итальянское собрание карт) или «атласы Лафрери» по имени основного издателя карт тех времён.
Абрахам Ортелий издал свой атлас 20 мая 1570 года. Основной особенностью данного атласа является то, что он наиболее похож на современный, в отличие от его предшественников. Зрелище шара земного (Theatrum Orbis Terrarum) содержало 53 карты-страницы, отражающие различные страны мира. Это была первая книга, содержащая наиболее хорошие карты унифицированного размера, что было очень важно для торговых путешествий.
Однако, термин «атлас» появился несколько позже и вошёл в употребление вместе с атласом Герарда Меркатора, который назывался «Atlas, Sive Cosmographicae Meditationes De Fabrica Mundi et Fabricati Figura». В конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона появление термина «Атлас» объяснялось тем, что
Современные атласы
Развитие коммуникационных технологий привело к тому, что сегодня карты могут быть перепечатаны в любом регионе мира. Это приводит к искажениям названий и аббревиатур, например, в российских картах, названия островов имеют сокращение «о.» от слова «остров» перед названием. Но в английском языке ставится сокращение «i.» от слова island (остров). И если российская карта будет перепечатана без соответствующих исправлений для англоговорящих людей, то они получат некорректные названия географических объектов. Каждый язык имеет свои особенности в обозначении объектов и это следует учитывать при составлении карт.
Что такое географический атлас?
Географический атлас представляет собой целый сборник различных географических карт, которые объединены некоторой общей идеей. Атласы позволяют более подробно представлять географическую информацию, которую невозможно отобразить в рамках одной карты.
Классический пример – атлас России. На его первых страницах может быть дана общая карта всей России, сначала физическая, а потом административная. На последующих листах приводятся подробные карты каждого ее региона.
Отметим, что атласы могут составляться не только для нашей планеты, но также для других небесных тел, в первую очередь планет и их спутников.
Атласы классифицируют по территории, которую они отображают. Есть атласы мира, атласы отдельных континентов (Европы, Африки, Антарктиды). Атласы составляются для отдельных стран и даже городов.
Также атласы классифицируются и по своей тематике. Например, в общегеографических атласах почти все карты также являются общегеографическими. Можно выделить физические атласы, экономические, политические и культурные. Бывают и комплексные атласы, которые содержат самую разнообразную информацию о территории, которой они посвящены.
По назначению выделяют учебные, туристические, дорожные и т. п. атласы. Также отдельно выделяют популярные атласы, которые рассчитаны на обывателя, и подробные научно-справочные атласы, где акцент сделан на как можно более полное отображение информации.
Традиционно атласы издаются в бумажном виде, однако есть и электронные атласы. Так, Национальный атлас России, в бумажном виде занимающий 4 тома примерно по 500 страниц каждый, доступен в электронном виде.
Название «атлас» восходит к имени древнегреческого титана Атласа, державшего всю Землю на своих плечах. Дело в том, что в 1595 г. вышел сборник карт Герарда Меркатора, на обложке которого как раз и был изображен Атлас. Сборник получил огромное распространение, и со временем все сборники карт стали именовать атласами.
Список использованных источников
Реферат по географии по теме: «Школьные карты и атласы: особенности и виды» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Реферат по дисциплине:
« Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии »
«Школьные карты и атласы: особенности и виды»
Попов Владимир Викторович
1. Формирование картографических знаний и умений обучающихся при изучении школьного курса географии..………………………………4
2. Специальные школьные карты и другие картографические произведения…………………………………………………………………..7
3. Особенности школьных карт и атласов……………………………..13
Цель данной реферативной работы – рассмотреть отличительные особенности школьных карт и атласов, их виды.
1. Формирование картографических знаний и умений обучающихся при изучении школьного курса географии
К главным картографическим умениям, формируемым при изучении географии в школе, можно отнести следующие. При изучении начального курса физической географии:
1) Ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты и без них;
2) Измерять расстояние на местности и на плане и карте;
3) Определять азимуты направлений и двигаться по азимуту;
4) Определять направления по карте, географические координаты;
5) Читать по физической карте рельеф.
При изучении географии материков и океанов:
1) Характеризовать по тематическим картам отдельные компоненты природы;
2) Сравнивать особенности компонентов на разных материках, на разных территориях внутри одного материка;
3) Составлять комплексное описание природы определенных регионов по нескольким картам, используя прием наложения и сопоставления карт;
4) Анализировать и обобщать данные карт, объясняя закономерности и др.
При изучении физической географии России и сопредельных государств: свободно переносить знания и умения в работе с картами на конкретные территории России, более глубоко постигая сущность природных явлений и процессов; развивать умения комплексного использования карт при составлении характеристик ПТК различной величины и рангов; проводить оценку территорий по картам с целью их хозяйственного использования.
При изучении курсов экономической географии:
1) Читать и анализировать социально-экономические карты;
2) Устанавливать зависимость размещения хозяйства от природных условий;
3) Давать по картам экономико-географическую характеристику страны, района, промышленного узла или города;
4) Проводить оценку ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран;
5) Оценивать миграционные потоки и направление ввоза и вывоза товаров и т. п.; составлять картограммы и картодиаграммы.
Но все вышеперечисленные умения необходимо формировать, последовательно вовлекая учеников в работу с картами, учитывая их возрастные особенности и познавательный интерес.
Любому виду использования карт должно предшествовать знакомство с нею, сначала общее, а затем и более углубленное (т.е. сначала представление карты, а потом анализ).
Представить учащимся новую карту – значит ознакомить их с заголовком, легендой, размещением на карте дополнительных данных и указать, на что необходимо обращать внимание при работе с картой. Первое знакомство с картой необходимо завершить и первыми пробами работы с ней, которые выражаются в конкретных заданиях по чтению и использованию карты.
При изучении многих картографических понятий, ведущих к пониманию карт, уместно применять частично-поисковый и исследовательский метод (например, понятие о плане местности и его отличии от других изображений земной поверхности лучше всего достигается путем сопоставления этих изображений во время практической работы. При формировании картографических понятий большую роль играют схемы, рисунки на доске и иллюстрации учебников. Формирование некоторых понятий (план местности, съемка, ориентирование…) требует организации полевых работ во дворе школы.) Сложные понятия, относящиеся к математической основе, требуют установления межпредметных связей с математикой (понятие масштаба) и черчением (картографические проекции) [4]
2. Специальные школьные карты и другие картографические произведения
3. Особенности школьных карт и атласов
По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
• обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
• применение довольно ограниченного числа картографических проекций ;
• масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
• ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север – вверху, юг – внизу).
В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т.д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса [2].
Берлянт А.М. Картография. – М.: Аспект Пресс. 2001
Географический атлас для учителей средней школы (Отв. ред. Л.Н.Колосова). – М.: ГУГК, 1986.
Южанинов В.С. Картография с основами топографии. – М.: «Высшая школа», 2001