что такое аскар в исламе
Азкары – молитвы, читаемые после намаза
По окончании намаза желательно (сунна), оставаясь в положении сидя, поминать Аллаха (совершать зикр, мн. ч. – азкар), читая молитвы. Приведем некоторые из молитв (азкаров), читаемых после намаза.
1. اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلهِ الْحَمْدُ
«Аллаhу акбар ва лилляhиль-хамд»
«Аллах превелик, и Аллаху вся хвала»
2. أَسْتَغْفِرُ اللهْ
«Астагфируллаh» – 3 раза
«Прошу прощения у Аллаха»
Произнеся «Астагфируллаh», ладонью правой руки проводят по лбу
3. أَسْتَغْفِرُ اللهَ الْعَظيمَ الَّذي لآ إِلهَ إِلاّ هُوَ الْحَيَّ الْقَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ
«Прошу прощения у Аллаха Великого, нет ничего достойного поклонения кроме Него, Живого, Вечного, и к Нему я обращаюсь с покаянием»
4. اَللّهُمَّ أَنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلامُ تَبارَكْتَ وَتَعالَيْتَ يا ذَا الْجَلالِ وَالْإِكْرامِ
«Аллаhумма анта-ссаляму ва минка-ссаляму табаракта ва та‘аляйта, я заль-джаляли валь-икрам»
«О Аллах! Ты есть Салам (Салам – Наделяющий Свои творения миром и благополучием; Тот, сущности которого не присущи недостатки, временность, исчезновение), и от Тебя исходит салам (благополучие, мир, сохранность от невзгод). Умножилась Твоя благодать, о Обладатель величия и почета»
5. اَللّهُمَّ أَعِنّي عَلى دَوامِ ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبادَتِكَ
«Аллаhумма а‘инни ‘аля давами зикрика ва щукрика ва хусни ‘ибадатик»
«О Аллах, помоги мне постоянно поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо служить Тебе»
6. لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ. لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلى كُلِّ شَيْءٍ قَديرٌ
«Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль-хамду ва hува ‘аля кулли шайъин кадир»
«Нет бога кроме Аллаха, Единственного, не имеющего сотоварища, Ему принадлежит царствие (все владения, все сущее), и Ему хвала, и Он всемогущ»
7. اَللّهُمَّ لا مانِعَ لِمآ أَعْطَيْتَ وَلا مُعْطِيَ لِما مَنَعْتَ وَلا رآدَّ لِما قَضَيْتَ وَلا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاّ بِاللهِ
«Аллаhумма ля мани‘а лима а‘тайта ва ля му‘тия лима мана‘та, ва ля радда лима казайта, ва ля янфа‘у заль-джадди минкаль-джадду ля хавля ва ля куввата илля билляh»
«О Аллах, никто не воспрепятствует тому, что Ты даешь, и никто не даст того, чему Ты воспрепятствуешь, и нет возврата тому, что Ты решил, и нет пользы от стараний, (ибо) старания только от Тебя, нет силы и могущества, чтобы удержаться от ослушания Богу и совершать богослужение, кроме как от Аллаха»
Что такое аскар в исламе
Предлагаем перевод раздела об азкарах после намаза, из книги великого ученого из Индии, ученика Ибн Хаджара аль-Хайтами, «Иршадуль Иббад» в котором он, в качестве довода, к каждому азкару приводит хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
«Азкары, читаемые после намаза, которые пришли от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Привел Тирмизи от Абу Умамата, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какая мольба скорее будет услышана Господом?»
Он ответил: «Мольба в последнюю часть ночи и после предписанных молитв».
Сказал имам Навави: «Алимы единогласно решили, что желательно читать зикр и дуа после намаза».
Из зикра (упоминаний Аллаха) пришедших от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является то, что передал ибн Сина и Абу Я’ля от Барраа, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто скажет после намаза три раза:
أستغفر الله الذي لا إله إلا هو الحي القيوم وأتوب إليه
«Астагфируллаhа-ллязи ля иляhа илля hуваль-х’аййяль-к’аййюма ва атубу иляйhи», тому Аллах простит все его грехи, «если даже он будет сбежавшим с поля битвы». А после обеденного и вечернего намазов добавляется слово «‘азым» (после слов: «Астагфируллаhа»).
Также передал имам Муслим, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после намаза три раза произносил истиг’фар, затем говорил:
:» اللهم أنت السلام ومنك السلام، تباركت يا ذا الجلال والإكرام. لا إله إلا الله وحده لا شريك له، له ملك وله الحمد، وهو علي كل شيء قدير، اللهم لا مانع لما أعطيت، ولا معطي لما منعت ولا راد لما قضيت، ولا ينفع ذا الجد منك الجد ولا حول ولا قوة إلا بالله العلي العظيم، لا اله إلا الله ولا نعبد إلا إياه له النعمة وله الفضل وله الثناء الحس، لا إله إلا الله مخلسين له الدين ولو كره الكافرون «
«Аллаhумма анта ссаляму ва минка ссаляму табаракта ва та‘аляйта, я заль джаляли валь-икрам, Ля иляhа илляллаhу вах’даhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль хамду ва hува ‘аля кулли шайъин кадир. Аллаhумма ля мани‘а лима а‘тайта ва ля му‘тия лима мана‘та, ва ля радда лима каз’айта, ва ля янфа‘у заль-джадди минкаль-джадду ля х’авля ва ля куввата илля билляhиль алийиль а’зым, Ля иляhа илляллаhу ва ля на‘буду илля ийяhу лаhу ни‘мату ва лаhуль фазлю ва лаhу ссанауль хасан, Ля иляhа илляллаhу муhлисина лаhу ддин ва лав кариhаль кафирун»
От него было же передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто после каждой молитвы будет говорить тридцать три раза слова «Субхана-Ллах», тридцать три раза «Альхамду ли-Ллях» и тридцать три раза «Аллаху акбар», говоря на сотый раз: «Ля иляhа илляллаhу вах’даhу ля шарика ляh, ляhуль-мульку ва ляhуль-х’амд, ва hува аля кули шай-ин къадир», — простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской»
Передано от Рафи’и, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда вы совершите обязательный намаз, вы читайте после каждой молитвы по десять раз:
لا إله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد وهو علي كل شيء قدير
«Ля иляhа илляллаhу вах’даhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль-х’амду ва hува ‘аля кулли шай-ин к’адир» добавив: «юх’-йи ва юмиту би ядиhиль хайри» после утреннего, предзакатного и вечернего намазов. Тому, кто прочитает это, записывается вознаграждение подобно тому, кто освободил раба»
Харис ибн Умайр сообщает от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: « Воистину сура «аль-Фатиха» и «аятуль-Курси» и два аята из суры «аль-Имран»:
شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلا هُوَ وَالمَلائِكَةُ وَأُولُو العِلْمِ قَائِمًا بِالقِسْطِ لا إِلَهَ إِلا هُوَ العَزِيزُ الحَكِيمُ إِنَّ الدِّينَ عِنْدَ اللَّهِ الإِسْلامُ
(смысл): «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого. Воистину, религией у Аллаха является ислам».
А также 27 аят из той же суры:
و قُلِ اللَّـهُمَّ مَالِكَ الـمُلْكِ تُؤْتِي الـمُلْكَ مَنْ تَشَاءُ وَتَنْزِعُ الـمُلْكَ مِمَّنْ تَشَاءُ وَتُعِزُّ مَنْ تَشَاءُ وَتُذِلُّ مَنْ تَشَاءُ بِيَدِكَ الخَيْرُ إِنَّكَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ تُولِجُ اللَّيْلَ فِي النَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ وَتُخْرِجُ الحَيَّ مِنَ الـمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الـمَيِّتَ مِنَ الحَيِّ وَتَرْزُقُ مَنْ تَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ
(смысл): «Ты удлиняешь день за счет ночи и удлиняешь ночь за счет дня. Ты выводишь живое из мертвого и выводишь мертвое из живого. Ты даруешь удел безо всякого счета, кому пожелаешь».
Ангелы сказали: «О Аллах ты отправляешь нас на твою землю, где Тебе ослушаются? Тогда Всевышний Аллах сказал: «Я поклялся, что кто бы не прочитал их (выше указанные аяты) после каждого намаза его место пребывания будет Рай в степени Фирдавс. Я буду смотреть на него сокровенным взором каждый день 70 раз, исполню его 70 нужд, самое меньшее, это прощение грехов, а самое высшее это дарование победы над каждым врагом и завистником».
Передал Абу Я’ля, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот кто, будучи уверовавшим во Всевышнего Аллаха, совершит три деяния, войдет в любую из дверей рая и возьмет в жены любую из гурий сколько пожелает:
• Тот, кто простит кровника,
• Тот, кто возместит долг (другого) скрыто (от него)
• Тот, кто читает после каждого предписанного намаза по десять раз Суру аль-Ихлас»
Абу Давуд и Тирмизи передали от Ак’бата бину Амира что, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему читать после каждого намаза Суру «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас».
Также передано, что желательно читать по десять раз «Ля иляhа илля Ллаh».
Передано от Хуффара сына Язида известного как Аль-Фазл и Салах, что он выкопал могилу и увидел человека сидящего на минбаре (кафедре), рядом с которым был поднос с финиками:
Он спросил меня: «Судный день наступил?»
Затем я спросил его: «Как ты достиг этого уровня?»
Он ответил: « Я читал после каждой молитвы:
«Ля иляhа илляллаhу урзы биhа рабби, Ля иляhа илляллаhу уфни биhа ’умри, Ля иляhа илляллаhу укт’а’у биhа даhри, Ля иляhа илляллаhу Унису биhа к’абри, Ля иляhа илляллаhу улк’и биhа рабби, Ля иляhа илляллаhу у’иддуhа ли кулли шай-ин яджри»
Абу Дауд и Насаи рассказали от Муаза, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял его за руку и сказал ему:
«О Муаз, клянусь Аллахом, я люблю тебя ради Аллаха, и завешаю тебе, не переставая читать после каждой молитвы:
اللهم أعني على ذكرك وشكرك وحسن عبادتك
Аллаhумма а‘инни ‘ала зикрика ва шукрика ва хусни ‘ибадатик».
Передал Ибн Сана от Аби Умама:
«Я не приближался к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после предписанных и желательных намазов, кроме как услышав его читающим:
اللهم اغفر لي ذنوبي وخطاياي كلها، اللهم أنعشني وأجبرني واهدني لصالح الأعمال والأخلاق إنه لا يهدي لصالحها ولا يصرف سيئها إلا أنت
«Аллаhумма-г’фирли зунуби ва хат’аяя куллаhа, Аллаhумма-н‘ашни важбурни в аhдини ли салих’иль а‘мали валь ахлак’ иннаhу ля яhди ли салих’иhа ва ля ясрифу сайиаhа илля анта»
Также он (ибн Сана) передает от Анаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после намаза говорил:
اللهم اجعل خير عمري آخره وخير عملي خواتمه، واجعل خير أيامي يوم ألقاك
«Аллаhумма-ж‘аль хайра ‘умри ахираhу ва хайра ‘амали хаватимаhу, ва-жг’аль хайра аями явма алк’ак»
Передано от Абу Бакра, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после каждого намаза говорил:
اللهم إني أعوذ بك من الكفر والفقر وعذاب القبر
«Аллаhумма инни а‘узубика миналь куфри валь фак’ри ва ‘азабиль к’абри»
Передал Ахмад от Умму Салама, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после утреннего намаза говорил:
اللهم إني أسألك علما نافعا وعملا متقبلا ورزقا طيبا
«Аллаhумма инни ас’алюка ‘илма-нафиан ва ‘амалан мак’булан ва ризк’ан т’айибан».
Он же передает от Суайба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после утреннего намаза шевелил губами, проговаривая кое-что, затем я спросил его: «О Посланник Аллаха, что ты читаешь?»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
أللهم بك أحاول وبك أصاول وبك أقاتل
«Аллаhумма бика ух’авилю ва бика усавилю ва бика ук’атилю»
Передал Абу Давуд от Муслима сына Хариса ат-Тамими что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прошептав на ухо Харису, сказал:
Полезное примечание:
Желательно не имаму, который хочет обучить людей, читать азкары и дуа про себя, а имаму, который хочет (обучить людей, желательно) читать их вслух. (Также желательно) тому, кто делает дуа, который не совершает намаз и не делает хутбу, поднимать чистые руки напротив плеч (во время дуа), протереть ими лицо после завершения, поднять взор на небо. Начать её (дуа) воздаянием хвалы Господу (словами «АльхамдулиЛляхи раббиль алямин»), приветствием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (словами «Аллахумма ссалли аля саййидина Мухаммадин ва аля али саййидина Мухаммад»), и закончить её ими же (хвалой и приветствием) со словами «Амин». Также, желательно повернуться в сторону Каабы, если он один или является маъмумом (тем, кто совершает намаз в джамаате), а если он является имамом (в намазе), то он повернется к маъмумам своим лицом…
[ЗайнуДдин аль-Малибари, «Иршадуль Иббад», 33 стр.]
О том, можно читать азкары вслух или нельзя, вы сможете подробно ознакомиться тут.
Некоторые азкары и их достоинства
1. Самым важным и, лучше всего, приближающим раба к Аллаху действием является своевременное и полное исполнение вирдов устаза. Их должен исполнять и паломник. Нужно исполнить то, что поручил устаз, и увеличить его сколько можно (кроме некоторых исключений).
2. Утром, вечером и в обед желательно произнести 300, 500
или 1000 раз
3. В таком же количестве желательно читать салават Пророку (мир ему и благословение Аллаха)
В хадисе, переданном имамом Муслимом сказано, что если кто-то один раз прочитает один салават Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то Всевышний этому рабу прочитает десять салаватов. Подумайте о разнице салавата раба и Аллаха, а более того, о десяти за наш один.
Особенно много салавата нужно читать по дороге в Медину, и после возвращении с Мекки в Медину. С приближением к Медине нужно увеличить читаемый салават.
4. Утром, в обед и вечером как можно больше нужно читать
Коран (знающим). Те, же, кто не умеет читать Коран, могут ежедневно читать по сто раз «Къулгьу» (самое меньшее).
В хадисе, переданном Муслимом, сказано, «Къулгьу валлагьу ахIад» приравнивается одной трети Корана, т.е. от чтения «Къулгьу» три раза можно получить воздаяние, как за чтение всего Корана.
5. У кого есть пропущенные намазы, надо как можно больше их возмещать, особенно в Мекке и в Медине.
6. В достоверном хадисе говорится: «сура «Фатиха» (Алхам) является в Коране самым достойным и ценным» (Бухари). По этому случаю повторите его побольше.
7. «Аятуль Курси» (Аллагьу лаиллагьа) читают до конца. В хадисе, рассказанном Тирмизи, говорится, что «Аятуль Курси является господином, главой аятов Корана». Самое меньшее его читают по семь раз в день.
Перевод: «Нет ничего, которому можно поклоняться кроме сущего Аллаха, Он один. Нет равного Ему и нет сотоварища у Него. Все царствование Его. Вся хвала тоже Ему одному и Он могущ на все.
В хадисе сказано: «Тому, кто эти слова прочитает сто раз в день, запишется воздаяние, равное как за освобождение ста рабов, ему напишет сто дорогих их деяний, с него смоется сто зло и он в тот день до вечера будет защищен от сатаны и не будет человека, совершившего лучших деяний, кроме того, кто прочитал тоже больше него». (Бухари, Муслим и др.).
Перевод: «Слава Аллаху, Он чист от всего, что не приличествует Его величию. И вся хвала принадлежит Ему. И нет ничего, которому можно поклоняться, кроме Одного Сущего Аллаха. Аллах велик превыше всего».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что читать эти слова он любит больше того, на что падает солнечный свет. (Муслим, Тирмизи). Ежедневно хоть по сто раз желательно читать и эти слова.
10. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Есть две фразы, которые легки языку и тяжелы на весах и которых любит Аллах»
Перевод: «Я говорю, Аллах чист от всего, что не приличествует Его Величию, и вместе с этим воздаю Ему хвалу. И еще раз, слава Аллаху и Он пречист».
В хадисе говорится, что у того, кто сто раз в день прочтет эти слова, грехи смываются, если они у него столько, сколько пена морская. (Муслим)
11. Посланник Аллаха сказал: «Ты скажи:
— Эта фраза является кладом из сокровищ кладов Рая»
Перевод: «Нет сил отвернуться от плохого и совершать добро, кроме как от Одного Аллаха «.
12. Это тоже можно читать каждые сутки по сто раз.
Перевод: «О, наш Господин. Ты дай нам лучшее в этом Миру и в Ахирате. Ты защити нас от огня Ада «. Это дуа приведен в Коране и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал его больше других.
Это дуа приведено в Коране и он является молитвой (дуа) пророка Юнуса (мир ему).
Есть достоверный хадис, что тот мусульманин, который прочтет это дуа и будет просить, что пожелает, то это сбудется. (Тирмизи, Нисаи, Хаким).
14. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто хочет в судный день обрадоваться бумагой своих деяний побольше читайте»
Перевод: «Япрошу защиты от грехов у Аллаха, тот Аллах, который достоин поклонения, Вечный, управляющий всем, самостоятельный, от которого все зависит. Я возвращаюсь к Нему и каюсь».
В хадисе говорится, что грехи того, кто эти слова прочитает, смоются, если даже он сбежит из поля боя во время газавата. (Абу Давуд, Тирмизи).
Перевод: «Нет ничего, которому можно поклоняться, кроме Сущего Аллаха, Истинного, являющимся Владыкой всего ясного, что существует».
В хадисе говорится, что если это читать сто раз в день, то он будет защищен от бедности и скуки в могиле, станет богаче и он является стучащим в райские врата. (Хатиб, Мустагфири).
Перевод: «Я именем Аллаха, возле которого ничто не может навредить ни на небе, ни на земле, прошу защиты, и Он Всеслышащий и Всевидящий».
Если к вечеру читать это дуа, то он будет защищен до утра от неожиданной беды, а если он прочтет утром, то до вечера будет защищен от неожиданной беды, сказано в достоверном хадисе (Абу Давуд, Нисаи, Хаким, ИбнуХаббан).
Перевод: «Япрошу защиты у Всевышнего и Всезнающего Аллаха от изгнанного от Его Милости, сатаны».
Если утром и вечером по три раза это дуа и после этого читать суру «Аль-ХIашри» (59 сура Корана), (последние три аята), то его защиту Всевышний поручает семидесяти тысячам ангелам, сказано в хадисе (Тирмизи).
Перевод: «Слава Аллаху и Он пречист от всего, что не приличествует Его величию, Он Всевышний, Дарующий».
Перевод: «Я доволен Аллахом, тем, что Он является моим Господином. Также доволен и Пророком (мир ему и благословение Аллаха), что является моим Пророком (мир ему и благословение Аллаха) Также доволен Исламом, что эта моя религия.
В хадисе сказано, что того, кто утром и вечером по три раза прочтет эти слова, Всевышний в Судный день обязательно удовлетворит. (Ахмад, АбуДавуд, Нисаи, Ибну Мажах и др.).
Перевод: «О, мой Аллах, я прошу у Тебя прощения в этом мире и в Ахирате, здоровья и спасения». В хадисе сказано, что это самое достойное дуа (Жну Мажах).
Перевод: «Слава Господу моему и хвала Ему».
Перевод: «Слава Господу моему Всевышнему и хвала Ему».
Перевод: «Вся хвала Аллаху, равная Его благам, и благам прибавляющих Им». Это самое любимое восхваление для Аллаха.
В хадисе сказано, что с того, кто с утра до вечера по семь раз прочитает это дуа, Всевышний снимет всякую печаль и заботу.
Перевод: «Нам достаточен Аллах, как прекрасен тот, на которого мы уповаем». В хадисе говорится, чтобы мы в трудных ситуациях читали эти слова (Тафсир ибн Кассир).
28. Оба «Къул агIузу» читают побольше. В хадисе говорится, что, кто утром и вечером прочитает по три раза «Къулгьу» и оба «Къул агIузу», защитят во всех делах. Во всем это будет достаточно.
Перевод: «Я начинаю именем Аллаха. Я верую в Аллаха, я прошу защиты у Аллаха, нет силы отвернуться от зла и творить добро, кроме как от Всевышнего.
В хадисе сказано: «Это дуа является неприступной крепостью, защищающей от сатаны. Оно направляет к добру, освобождает от плохого, защищает от вреда. Если читать перед выходом из дома, то в этом (выходе) Всевышний даст ему добро как Милость».
Перевод: «Это то, что нравится Аллаху, любить и дать то, что любо.
В хадисе сказано: «Если Всевышний даст благо рабу будь-то в семье, в состоянии, в детях, и он скажет: «Машааллагь, ла кьувва-та илла биллагь, то в том, что Аллах дал ему не встретит ни одну беду, кроме смерти».
31. В хадисе сказано: «Намаз-зуха (намаз, который совершает-ся после восхода солнца до обеда в 2, 4, 6, 8 ракаатов) способствует защите благ, увеличению состояния, убережению здоровья, и является намазом-восхвалением для улучшения всего этого. Этим в тот день с того, кто совершит этот намаз, отводятся все беды».
Перевод: «О, мой Аллах, Ты мой Господин. Нет ничего, которому можно поклоняться кроме Тебя. Я твой раб. Я как могу, нахожусь в Твоем повелнии и договоре. Я прошу у Тебя защиты от грехов, совершенных мною, я признаюсь Тебе тем, что Ты дал благо. Также признаюсь моим грехом. Ты смой мои грехи, поистине, грехи не смывает никто, кроме Тебя».
В хадисе сказано: «Это является самым большим из видов «ис-тигьфаров». Тот, кто, поверив о его вознаграждении в это, будет всю ночь его читать и умрет в эту ночь, то он войдет в рай, тот, кто, поверив в это прочтет днем, и умрет в этот день, то и он войдет В Рай» («Альхуснул маниат», стр. 26).
Эти славословия лучше читать, понимая их смысл. Но если читать не понимая значения, тоже получат вознаграждение.
Разбор вопросов, касаемых поминания Аллаха (азкаров)
Вопрос № 266:
«Каковы достоинства поминания Аллаха?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и его сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Поминание Аллаха — одно из самых важных поклонений, и это поклонение не ограничивается каким-то временем. Человек может поминать Аллаха в любой час дня или ночи. Единственное, чем ограничивается поминание Аллаха, — наличием некоторых мест, в которых запрещается поминать Аллаха, поскольку они не подобают для этого поклонения.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا
«О вы, которые уверовали, поминайте Аллаха частым поминанием»
[сура «аль-Ахзаб», аят 41].
Количество и время поминания не ограничено, можно поминать Аллаха сколько хочешь и когда хочешь, и это единственное поклонение, имеющее такую особенность. И несомненно, что поминание Аллаха — одно из самых величайших поклонений.
Всевышний сказал в Коране:
«Поминайте Меня, и Я буду поминать вас»
[сура «аль-Бакъара», аят 152].
Если ты поминаешь Аллаха, то Он вспомнит тебя. Также наш Пророк ﷺ сказал: «Вспомни об Аллахе, когда ты в благоденствии, и Он вспомнит о тебе, когда ты в нужде»[1].
В наши дни человек обычно забывает Аллаха, находясь в благоденствии: у него прекрасное здоровье, отличная работа, хорошая семья, живы и здоровы родители — и он проявляет небрежность в поминании Аллаха. Но как только человека постигают беды, несчастья, болезни, долги и т. п., он начинает поминать Аллаха. Мы знаем, что так же поступали многобожники: когда они выходили в море и начиналась буря, они вспоминали Аллаха; когда же они выходили на сушу, они возвращались к своим идолам. И в этом многие мусульмане уподобляются многобожникам. Однако поминать Аллаха нужно постоянно, неважно, в благоденствии ты или в нужде. Поэтому Пророк ﷺ сказал: «Вспомни об Аллахе, когда ты в благоденствии, и Он вспомнит о тебе, когда ты в нужде», т. е. познавай Аллаха, поминай Его, следуй Его законам, не ослушивайся Его во время благоденствия — и Он не забудет тебя, поддержит тебя, укрепит тебя, когда тебя постигнет бедствие» И все это возвращается к поминанию Аллаха.
Обязательно ли быть в омовении, для того чтобы поминать Аллаха?
Для поминания Аллаха не является обязательным ни большое, ни малое омовение. Конечно, лучше, когда ты находишься в полном очищении: в большом и малом. Но бывают ситуации, когда нет такой возможности, например, у женщин в определенные дни. Единственным ограничением для поминания Аллаха являются некоторые места, где оно запрещено, такие как туалеты и т. п.
Здесь необходимо сделать одно замечание: нельзя вводить какие бы то ни было виды поминания Аллаха, не установленные Кораном и Сунной. Некоторые нововведенцы делают зикр, бегая по кругу или сидя в кругу, или вводят какую-то особенную форму зикра, на которую нет никаких доводов ни в Коране, ни в Сунне. Это запрещено, и они не имеют права оправдывать свои нововведения в этом вопросе аятом: «…поминайте Аллаха частым поминанием». Не об их новшествах говорится в этом аяте. Пожалуйста, поминай Аллаха, но не в какой-то особой форме, или в каком-то особом положении тела, или в каких-то особых количествах. Если у тебя нет на это довода из Корана и Сунны, ты не имеешь права придумывать что-то от себя. Пророк ﷺ сказал в достоверном хадисе, приведенном в сборниках аль-Бухари и Муслима: «Если кто-то внесет в это наше дело нечто новое, что к нему не относится, это будет отвергнуто»[2]. Поэтому все эти азкары нововведенцев отвергнуты.
Расскажите о достоинстве утренних и вечерних азкаров.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلً
«И восхваляйте Его по утрам и по вечерам»
[сура «аль-Ахзаб», аят 42].
В предыдущем аяте этой суры Всевышний призывает нас поминать Его, а здесь Он говорит об утренних и вечерних восхвалениях. Эти повеления: «…поминайте Аллаха частым поминанием» и «…восхваляйте Его по утрам и по вечерам» — не случайно приходят друг за другом. И Пророк ﷺ показывает нам, что он никогда не оставлял утренние и вечерние азкары. Однако, к сожалению, мы, сегодняшние мусульмане, часто забываем о них, отвлекаемся, проявляем небрежность. Нам следует вернуться к этим великим основам нашей религии.
Есть ли в исламе какие-либо виды коллективного зикра?
Да, есть виды коллективного зикра; молитва, например, — это тоже зикр. Мы вместе совершаем обязательную молитву, пятничную молитву, тарауих — все эти виды поклонения являются зикром. Вспомните историю Мусы, мир ему: когда Аллах приказал ему совершать молитву, сказав:
إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
«Воистину, Я — Аллах! Нет божества кроме Меня. Поклоняйся же мне и совершай молитву в мое поминание»
[сура «Та Ха», аят 14].
Он сказал, что эта молитва для Его поминания. И молитва, и пост, и хадж, и любое поклонение — все это является зикром, имеет отношение к зикру. То, что в Коране и Сунне узаконено делать коллективно, мусульмане делают коллективно; то, что узаконено делать индивидуально, — делают индивидуально.
Каков хукм чтения азкаров, которые дошли до нас со слабыми иснадами?
Нет разницы в том, к какой теме относятся слабые хадисы: к азкарам, законоположениям или еще чему-нибудь, — если хадис является слабым, мы его не принимаем. Это наша религия, и азкары — тоже часть религии. На это указывает хадис, который передается в достоверных сборниках, что сподвижник, которого Пророк ﷺ обучал мольбе, сказал: «ورَسُولِكَ الَّذِي أَرْسَلْتَ» — «И Посланника, которого Ты послал нам?» Однако Пророк ﷺ исправил его: «ونَبِيِّكَ الَّذِي أَرْسَلْتَ» — «И Пророка, которого Ты нам послал!»[3].
Аль-Бара ибн ‘Азиб или по ошибке, или посчитав, что замена одного слова близким по значению роли не играет, прочитал подобным образом. Обратите на это внимание! Если бы можно было принимать слабые хадисы в вопросах азкаров, то мы сказали бы: «Да никаких проблем, читайте любые азкары, даже если они слабые». Но нет! Аль-Бара ибн ‘Азиб изменил всего лишь одно слово — и Пророк ﷺ остановил его и поправил, хотя между пророком и посланником нет большой разницы. Однако это шариат, это откровение, и нельзя от себя что-то добавлять туда или убавлять оттуда. Поэтому слабые хадисы и не принимаются, потому что там может быть что-то добавлено или убавлено, и этот хадис явно указывает на то, что даже в азкарах надо следовать только достоверным хадисам.
Время утреннего поминания Аллаха — до восхода солнца? А вечернего — после магриба или после ‘иша? Расскажите о времени, когда наиболее желательно поминать Аллаха.
И утро, и утренняя молитва начинаются с первой зарей. Известно, что заря бывает ложная и истинная. При ложной заре на черном ночном небе появляется светлая полоса. А когда светлая полоса распространяется по горизонту — это уже истинная заря. Как только начинается время молитвы аль-фаджр, это уже утро, и в любое время с утра можно делать утренние азкары, и до намаза, и после намаза. Известно, что до утреннего намаза Пророк ﷺ совершал сунну, потом шел в мечеть, совершал там обязательную молитву, после чего сидел в мечети, пока солнце не поднималось на высоту копья, и читал азкары. Это пришло в достоверном сборнике имама Муслима[4].
Время вечерних азкаров начинается после асра и продолжается до захода солнца. Но если человек не успел сделать азкары до захода солнца, то пусть делает их после магриба, или когда ему удобно, или когда он вспомнит о них, так как лучше сделать их позже, чем вообще не сделать.
Какая самая достоверная форма саляуата?
Самым известным является саляуат, который мы читаем в молитве после ташаххуда, он передается в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима[5]:
اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـى إبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـى إبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد
[Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммадин, кяма салляйта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, иннакя Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммадин, кяма баракта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, иннакя Хамидун Маджид].
«О Аллах, воссхвали Мухаммада и семейство Мухаммада, как восхвалил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!»
Какой совет вы можете дать неарабоязычному мусульманину, имеющему достаточно слабые знания в арабском языке, относительно Корана? Чему следует уделять больше внимания: заучиванию Книги Аллаха или чтению ее тафсира? Ведь, как известно, память с годами только слабеет.
Часто говорят, что с возрастом память становится слабее, но у этого нет никаких доказательств. Если человек развивает свою память, то она будет у него сильной в любом возрасте, а если не развивает, то она атрофируется уже в молодости. Память подобна мышцам: если ты ее тренируешь — она становится сильной, если ты ее запускаешь — она становится слабой независимо от возраста. Конечно, если человек уже совсем в преклонном возрасте, после 70–80 лет, то тогда уже не только память, все тело стареет. Но до этого сила памяти зависит от самого человека, а не от его возраста. Единственная разница между молодыми людьми и людьми зрелого возраста заключается в том, что чем старше человек, тем больше на нем забот и ответственности, которые требуют его внимания, занимают его голову и мешают сосредоточиться. Аллах дал нам всем одинаковую память, просто кто-то ее развивает, а кто-то нет.
Что касается хифза — заучивания Корана, то конечно же, надо заучивать его как можно быстрее, не растягивая этот процесс на десятилетия. Есть специальные курсы, кружки, онлайн-группы даже, куда можно записаться и по определенной серьезной методике заучить Коран полностью в течение года, максимум двух. Поэтому не нужно ни на что отвлекаться, если человек заучивает Коран, а после заучивания переходит к другим знаниям.
Если он может объединить заучивание Корана и получение других знаний, то это еще лучше. Но если человеку сложно сосредоточится больше чем на одной вещи и приходится делать выбор: либо Коран, либо другие знания, — на первое место следует поставить Коран, потому что все шариатские знания основываются на Коране, нет и не может быть шариатских знаний без Корана. Человек не может быть знающим, не зная Коран, — это известное правило ученых.
Расскажите про коллективный зикр нововведенцев, когда они сидя или стоя поминают Всевышнего Аллаха, делают салауат на Пророка ﷺ или дуа после обязательной коллективной молитвы. Узаконено ли что-то подобное в исламе?
Я не знаю ни одного довода, который узаконил бы нечто подобное. Если кто-то может привести достоверный довод от Пророка ﷺ, от сахабов — пусть приведет, но не басни, не сказки, а именно достоверные хадисы. Если я увижу довод на что-то подобное, я первый буду это практиковать. Но по сей день я не видел ни одного достоверного хадиса, который узаконил бы подобные формы азкаров: когда бегают, ходят по кругу или сидят в кругу, и делают коллективные азкары. Я не встречал ничего достоверного ни от Пророка ﷺ, ни от сахабов, что указывало бы на это, кроме как сказки, басни или легенды. Мы не строим свою религию на подобных россказнях. Наша религия строится на серьезных вещах, здесь нет места каким-то играм или басням. Если у тебя есть довод из Корана и Сунны — приводи его, если нет — то мы не можем следовать за всякими байками и легендами.
Как лучше поступить: сначала выучить арабский язык, а потом приступить к хифзу; или сначала заучивать Коран, а потом изучать арабский язык?
Одно другому не мешает. Если человек может одновременно заучивать Коран и изучать арабский язык, это не будет мешать одно другому, и даже наоборот. Священный Коран ведь на арабском языке, и ты вкладываешь в изучение языка еще и изучение Корана. Однако если человек не может объединить эти две вещи, то пусть лучше учит Коран. Но пусть он занимается этим серьезно, не так, как многие, обманывая самих себя. Заучивающий Коран должен начинать с половины страницы в день в первый месяц, потом переходить на страницу в день, с третьего месяца — на полторы страницы, и так постепенно поднимать планку, пока не дойдет до пяти страниц в день. Таким образом можно выучить Коран примерно за год-полтора.
С каких книг вы посоветуете требующему знания, изучающему арабский язык, начать чтение и перевод, чтобы в будущем он мог с легкостью понимать книги по тафсиру на арабском языке?
Книги по тафсиру на арабском языке будут понятны человеку, знающему арабский язык. Поэтому прежде всего следует выучить арабский язык, для чего следует найти уроки или курсы, которые будут соответствовать твоим возможностям в плане времени, нагрузки, понимания. И уже после изучения арабского языка следует переходить к получению шариатских знаний. Тафсир не изучается по переводам, а самые известные тафсиры Корана не переведены ни на русский, ни на другие языки, они есть только на арабском языке.
Какой тафсир на арабском языке вы можете посоветовать на первых этапах?
Многие ученые советуют начинающим тафсир «Тауфикъ ар-Рахман» написанный шейхом Фейсал аль-Мубарак, а также тафсир шейха АбдурРахмана ас-Са’ди под названием «Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калям аль-Маннан», да смилостивится над ними Аллах. Однако тафсир ас-Са’ди сложнее, чем Фейсалом аль-Мубарак, известным аравийским ученым.
Если у человека нет возможности учить Коран на арабском языке, дозволено ли ему учить перевод Корана?
Это дозволено, но какой в этом смысл? Сегодня есть один перевод, завтра выйдет другой, лучше него, через десять лет — третий, еще лучше… Поэтому Коран нужно учить на арабском языке и изучать арабский язык. Тот, кто хочет приобрести серьезные знания, найдет их только на арабском языке.
Можно ли использовать четки для азкаров?
Нет в этом проблем, если человек не считает это Сунной, а использует четки в силу необходимости, как, например, старики, которые сбиваются, если делают азкары на пальцах, и поэтому нуждаются в четках. На это есть указание от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который делал азкары, используя камешки[6]. Также некоторые известные имамы-мухаддисы, Яхья ибн Ма’ин например, некоторые шейхи имама Бухари использовали четки и не считали это нововведение. Однако это не является Сунной, Сунна — использовать во время чтения азкаров пальцы, как делал наш Пророк[7] ﷺ.
Можно ли распечатать суры на листе, класть его перед собой на землю и читать с него во время намаза, пока не выучишь эти суры?
Если человек нуждается в этом, то можно, однако не следует класть лист с аятами непосредственно на землю. С точки зрения этикета по отношению к аятам Священного Корана будет правильнее класть эти листы на что-либо, например на какую-нибудь нешариатскую книгу.
А Аллаху известно лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
20 Раджаб 1441 г. (15.03.2020)
[1] Муснад Ахмада, хадис от Ибн Аббаса под № 2803.
[2] Сахих аль-Бухари, хадис от Аиши под № 2697; Сахих Муслима, хадис № 1718.
[3] Сахих Аль-Бухари, хадис № 247; Сахих Муслима, хадис № 2710.
[4] Сахих Муслима, хадис № 670.
[5] Сахих аль-Бухари, хадисы № 3370, 4797, 6357; Сахих Муслима, хадис № 406.
[6] Хильяту-Аулия Абу Нуайма аль-Асфахани, т. 1, с. 383.
[7] Сунан Абу Дауда, хадис № 1501; Сунан ат-Тирмизи, хадис № 3583; Муснад Ахмада, хадис № 27089.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]