что такое асинхронный формат обучения

Дидактор

педагогическая практика

Что такое асинхроннное обучение?

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Прошла ещё одна неделя обучения в режиме самоизоляции. Давайте отстранимся немного от конкретных инструментов удалённого обучения, а задумаемся о том, как эффективнее выстроить образовательный процесс в таких невероятно сложных условиях.

В течение нескольких недель мы разобрались с вами гораздо лучше в методике дистанционного обучения, чем за предыдущие годы, когда нас это почти не касалось.

Виды дистанционного (удалённого обучения)

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Независимо от выбранного вида удалёнки, учитель должен обеспечить все необходимые компоненты, обеспечивающие результативность обучения

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Синхронное обучение

В первые недели обучения я обратил внимание на некоторый крен в сторону технологий синхронного обучения. Учитывая недостаточный опыт организации видеоконференций у большинства учителей, о методической стороне такой технологии многие из педагогов забывали. Так же и как о имеющихся недостатках такой формы обучения.

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Помимо этого, наблюдалось явное предпочтение технологиям видеоконференций, в то время, когда имеются и другие способы синхронного обучения с помощью онлайн досок и других приложений.

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Эти и другие аналогичные сервисы помогали осуществить те виды учебной деятельности, которые более эффективны. И их невозможно или, по крайней мере, было затруднительно проводить в режиме видеоконференции. Об этом Дидактор настойчиво утверждает в течение последних недель.

Асинхронное обучение

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Таким образом, асинхронное обучение происходит в том случае, когда ученики изучают одно и то же в разное время и из разных мест.

Очевидно, что это намного больше, чем синхронное обучение, как по времени обучения, так и по формам проведения, используемым платформам и инструментам.

Так или иначе, выбирая тот или иной способ реализации синхронного обучения, мы не должны забывать о формальной, академической, основанной на образовательных стандартах, среде обучения, где обязательно необходимо учитывать имеющиеся учебные программы.

И в этом случае асинхронное обучение является противоположностью синхронного обучения, которое сегодня происходит в большинстве случаев.

Этот традиционный подход к образованию предполагает, что учитель разбивает учебную программу на отдельные уроки и блоки. Отдельные уроки в синхронном режиме могут проводиться лично. Они ориентированы для всего класса сразу. Но обычно учитель пользуется комбинацией прямого обучения, технологий сотрудничества и стратегий асинхронного обучения.

Асинхронное обучение разбивает весь учебный материал на блоки и требует от учеников высокой самостоятельной активности.

Основные Характеристики Асинхронного Обучения

Основная характеристика асинхронного обучения заключается в том, что оно более или менее «отвязано» от обычных ограничений. То есть не продиктовано временем, местом или сотрудничеством между учителем и учениками. Хотя всегда есть исключения и вариации. Эта важнейшая тема независимости существенно меняет процесс обучения.

В зависимости от большого количества факторов: технических, социальных и ряда других условий, опыта и предоставляемой вышестоящей администрации свободы, учитель выбирает ту или иную модель асинхронного обучения.

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Если в условиях синхронного обучения учитель идёт изучение определённой темы в режиме реального времени, то в условиях асинхронного обучения ученику, как правило, предоставляются ресурсы для самостоятельной опосредованной работы.

Независимо от предоставленных условий, учитель должен убедиться, что ученик будет обеспечен всеми важнейшими компонентами, гарантирующими высокое качество асинхронного обучения.

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

В таких условиях ученик ограничен от общения со своим учителем и со сверстниками (по крайне мере, меньше зависит от них). Роль учителя в асинхронном обучении может быть различной, но одним из ключевых факторов является уменьшение доли живого общения с учителем, а следовательно, и уменьшение зависимости от него.

В асинхронном обучении темп обучения менее привязан к учебно-тематическому планированию, пошаговому усвоению, и даже последовательность изучения учебной программы может быть уникальной.

Это не значит, что ученик вообще не поддерживается учителем. Существует много типов смешанного удалённого обучения и много типов обучения на основе проектов, а также нет единой формы самого асинхронного обучения. Сохраняется лишь одна важнейшая особенность асинхронного обучения: «в разное время и из разных мест».

Это означает, что в асинхронном режиме дифференциация обучения более естественна и менее разрушительна, чем в режиме обычного или синхронного обучения. Она менее требовательна к учителю, поскольку нет никакого «реального времени» обучения.

Большая часть работы для преподавателей в этом стиле обучения ведется заранее при разработке онлайн-курсов, электронных учебных материалов, других цифровых дидактических единиц, средств коммуникации для общения с учениками, подборки соответствующих цифровых платформ.

То, сколько работы проводит учитель после асинхронного обучения, зависит от выбранных инструментов и образовательных плафторм.

Асинхронное обучение, как правило, является технологически интенсивным и зависит от того, будут ли учащиеся и преподаватели иметь доступ к этим инструментам и насколько они обладают опытом работы с ними. Плохо выполненное асинхронное обучение может нанести намного больше вреда, чем обычное неудачное обучение, где учитель, увидевший какие-то промахи, тут же вносит какие-то коррективы.

Большую ошибку делает тот учитель, который берёт свои обычные мультимедийные уроки, часто предназначенные для работы в лучшем случае в синхронном режиме, а затем без доработки размещает их в интернете для доступа ученикам.

Безусловно, как и любой другой подход в обучении, асинхронное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому при разработке своих онлайн курсов учитель должен учитывать эти обстоятельства.

Источник

Средства синхронного и асинхронного электронного обучения

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Общие тенденции развития электронного обучения показывают, что использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно).

Евгения Скиба, главный редактор Trainings.ru

В педагогике есть понятие синхронного и асинхронного обучения. Согласно Википедии, синхронное обучение описывает деятельность группы людей, которые работают над приобретением одинаковых знаний или навыков в одно и то же время. Этот тип педагогики в основном практикуется в довузовском образовании. В системе высшего образования распространенным остается один методологический тип синхронного обучения — лекции.

В современной практике обучения взрослых о синхронных и асинхронных методах обучения принято говорить по отношению к электронному обучению. Его бурное развитие позволило взглянуть на эти два типа обучения с другого ракурса.

Итак, синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие преподавателя/тренера/тьютора с аудиторией в режиме реального времени. Тьютор имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

При асинхронном обучении ответственность за прохождение курса, чтение литературы и т. п. целиком ложится на плечи учащихся. Преподаватель/тренер/тьютор остается «за кадром», зато появляется преимущество self-paced learning, когда учащийся может проходить курс в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему.

В категорию технологий асинхронного электронного обучения попадают самые популярные на российском рынке традиционные электронные учебные курсы. Не зависимо от того, каким образом происходит доставка учебного курса до учащегося: на диске или через систему управления обучением (LMS), связь с преподавателем разорвана во времени.

Подкасты — это еще одна разновидность технологий асинхронного обучения, кстати, хоть в небольшой мере, но используемая в России. Подкастинг (от англ. podcasting — производное от слов iPod, популярного mp3-плеера от Apple и broadcasting, что означает широковещание) представляет собой новый формат распространения аудио и видеоконтента через интернет. Подкасты, как и аудио книги, удобно слушать в машине, в метро, во время утренней пробежки.

Подкасты могут использоваться как в целях корпоративного обучения, так и при решении маркетинговых задач.

При подходе, когда сотрудники сами создают подкасты, они становится классическим элементом веб 2.0. Таким образом, сотрудники могут выражать свое видение чего-либо или создавать непосредственно обучающие подкасты и выкладывать их на внутренний сайт компании, обучающий портал (learning portal) или в LMS (система управления обучением).

Существует точка зрения (Professor Dr. Wolfgang Jager и Cristian Meser из немецкой компании DJM Consulting, по материалам www.hrm.de), что использование подкастов в обучении (речь идет о любом подходе) — лишь дань моде и никак не отражается на эффективности. Тем не менее, по данным исследования Bersin & Associates, в США за год использование подкастов в корпоративной жизни возрастает примерно на 10%.

Переключимся на категорию синхронного обучения. Из-за сравнительной молодости e-learning в нашей стране, в России используется весьма ограниченное количество средств и технологий, позволяющих взаимодействовать участникам процесса обучения в режиме реального времени. По моим данным, в той или иной мере российскими компаниями «укрощены» аудио, видеоконференции и виртуальный класс.

Видеоконференции позволяют транслировать видеоизображения на любые расстояния. Это может быть трансляция реальной конференции в отдаленный офис компании. Можно транслировать слайды презентации напрямую с компьютера спикера с голосовым сопровождением, т. е. собственно выступлением. Видеоконференции активно использует компания Ростелеком при проведении семинаров для своих региональных офисов.

Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т. д. через виртуальное общение.

В связи с ростом популярности совместного/коллаборативного обучения (collaborative learning) среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать — средства коллаборативного синхронного обучения. К ним относятся:

Whiteboard (дословно: белая доска. Электронный аналог школьной доски) — электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы, — считает Википедия. Словами компании-разработчика программного обеспечения для виртуального класса WebSoft, whiteboard — это доска, для рисования, где преподаватель управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе с обучаемыми. Как правило, есть стандартный набор инструментов для рисования как в Paint: линия, круг, прямоугольник, текст, загрузка картинки и т. п.

Виктор Жуков, руководитель отдела корпоративного контента компании Competentum, считает, что whiteboard представляет собой эволюцию классной доски для нужд e-learning. Она позволяет преподавателям и студентам совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников.

Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения. Поэтому whiteboarding отлично подходит для мозгового штурма, участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видео конференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.

Пример «виртуальной доски»:

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Рис. 1. Kerika’s graphical Wiki approach

Breakout rooms (дословно — комнаты прорыва) — виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видео материалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.

Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса, или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии.

По словам Алексея Королькова, генерального директора WebSoft, обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг-друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.

Breakout rooms бывают не только виртуальными. Физическая «комната прорыва» выглядит примерно так:

что такое асинхронный формат обучения. Смотреть фото что такое асинхронный формат обучения. Смотреть картинку что такое асинхронный формат обучения. Картинка про что такое асинхронный формат обучения. Фото что такое асинхронный формат обучения

Рис. 2. Breakout room in Temple University

Совместная работа с приложениями — инструмент когда преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами, начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.

Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.

Вебтуры (webtours) — совместный веб-серфинг. Технология, позволяющая совместно «путешествовать» по веб-сайтам.

Совместная работа с powerpoint — единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сразу нескольких членов команды или рабочей группы. Обычно имеется в виду удаленная работа.

Вебинар, или погоня за двумя зайцами

Такое средство обучения как вебинар (веб+семинар) «убивает сразу двух зайцев», т. е. может принадлежать к обеим категориям: как к категории синхронного, так и асинхронного электронного обучения. В том случае, если вы участвуете в «живом» вебинаре (онлайн вебинаре), т. е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то вы имеете дело с синхронным обучением. Если же вы скачали запись вебинара, прошедшего пару недель назад, то перед вами — асинхронный тип электронного обучения. Вебинары удобны как раз тем, что после их живого проведения остается «сухой остаток», который может быть еще более востребован людьми, нежели оригинал.

Помимо, собственно, средств обучения существуют средства общения/взаимодействия, которые могут быть использованы, в том числе и в целях обучения, получения/передачи информации. Больше того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы.

К таким средствам относятся мессенджеры (ICQ, SKYPE, чаты). Обычно преподаватели/тьюторы используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с учащимися и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п.

Отнесу к асинхронным средствам общения и электронную почту. А вот социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе online.

В категорию асинхронных средств общения, в том числе используемых для обучения, попадают форумы. На мой взгляд, этот тип взаимодействия имеет свои плюсы и минусы. Большой минус заключается в медленном темпе процесса взаимодействия: на форуме никогда нельзя предположить, как скоро получишь ответ на свою реплику или вопрос. Плюс — в индексации содержания форумов поисковыми машинами (Яндекс, Рамблер, Google): можно найти форум с обсуждением схожей темы и отыскать там ответы на свои вопросы.

Поговорим о том, что в России пока не используется или используется в очень маленьких количествах. На самом деле многообразие средств электронного обучения, используемых в мире, поражает даже самую смелую фантазию. Есть популярные технологии, завоевавшие внимание и доказавшие свою эффективность. Есть множество мелких разработок, применяемых малым количеством компаний.

Вывод

Мировые специалисты не сомневаются: наибольшей эффективности обучения можно достичь при использовании подхода смешанного обучения: некоторые модули программы проводятся в формате e-learning, некоторые — в обычном очном формате, собирая участников процесса в аудитории.

Интересно, что существует термин blended E-learning (смешанное электронное обучение), который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асинхронного. Другими словами, часть учебного материала может быть реализована в виде учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе и т. д. Благо, технологий на рынке существует масса, и они интересны своими возможностями для взаимодействия и совместной работы.

Вообще, совместная работа как подход к обучению (collaborative approach) — это тренд современной индустрии обучения и развития. Начался этот бум с идеи о том, что новое поколение Y (рожденное после 1980 года), пополняющее ряды рабочей силы, имеет другие потребности как в содержании обучения, так и в методах его доставки. Это поколение моложе компьютера, и оно не представляет свою жизнь без постоянной виртуальной связи с друзьями и родными. Но, как выяснилось, технологии виртуального взаимодействия важны не только для молодежи. Многие специалисты постоянно обмениваются ссылками и закладками на интересные сайты или конкретные статьи, пользуются википедией, регистрируются в социальных сетях и пользуются множеством других сервисов веб 2.0. Подход веб 2.0 оказался интересным и удобным, причем не только для общения, но и для решения рабочих вопросов и профессионального развития.

Общие тенденции развития электронного обучения таковы: использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно). Важно, что рост e-learning сейчас происходит за счет небольших компаний, начавших инвестировать в технологии.

Источник

Какие бывают формы онлайн-обучения

О методах взаимодействия в онлайне

Асинхронное обучение

Это самостоятельное изучение учебных материалов, когда обучающийся занимается в удобное ему время и не контактирует с преподавателем напрямую. Классический пример асинхронного обучения — заочное обучение.

Примеры асинхронного обучения. Онлайн-курсы, обучающие блоги, видеозаписи лекций, тесты, чат-боты, имейл-рассылка и т. д.

Синхронное обучение

А это занятия в реальном времени, когда встреча группы и тренера проходит лицом к лицу. Все одновременно находятся в одном месте, участвуют в дискуссии и отрабатывают навыки.

Примеры синхронного обучения. Вообще в онлайне под синхронным обучением понимают вебинары и тренинги. Однако между ними есть важное различие.

Вебинары — это в большинстве случаев онлайн-трансляции лекций, где обучающиеся могут только писать в чат вопросы и комментарии. Такая модель не может считаться полноценным синхронным обучением. Да, они находятся в одно время и в одном месте, но тренер не может оценивать реакцию слушателей и контролировать обучение. Отвлекаются ли участники на другие вкладки, насколько они вовлечены — эти данные, привычные для синхронного обучения, преподаватель получить не может.

Онлайн-тренинги — навыковое обучение, которое требует максимум вовлеченности. Этот вариант гораздо ближе к очному обучению, чем вебинары, потому что исключает трансляции монологов и «говорящие головы». Участники онлайн-тренингов должны сразу отрабатывать задания под контролем тренера. Из-за этой особенности долгое время считалось, что синхронные тренинги в онлайне проводить невозможно. Развитие технологий и массовый переход компаний на удаленный формат в 2020 году показали, что это не так. В онлайне можно эффективно работать, контролировать вовлеченность участников, масштабировать стандарты, анализировать качество проведенных тренингов. Главное выбирать правильные инструменты.

E-learning — электронное обучение

Это обучение с помощью интернета и цифровых технологий. То есть любые занятия на компьютере, планшете или мобильном телефоне будут считаться электронным обучением.

Электронное обучение часто путают с дистанционной формой, но это не одно и то же. В отличие от дистанционного, электронное может быть еще и очным, в офлайне. Например, когда группа отрабатывает задание на компьютерах при личном присутствии тьютора. Поэтому считать эти форматы синонимами нельзя.

Зато можно сказать, что современное дистанционное обучение — это вид электронного, так как для занятий используются компьютеры, смартфоны и планшеты. Обучение на расстоянии сегодня крепко связано с онлайном и цифровыми технологиями, поэтому со временем дистанционка может полностью слиться с электронным обучением.

D-learning — дистанционное обучение

В 1840 году британский ученый-стенограф Айзек Питман запустил первый известный в истории дистанционный курс, добавив к пересылке обучающих материалов обратную связь. В 1856 году немецкий книгоиздатель Густав Лангеншайдт и учитель французского языка Шарль Туссен открыли «почтовые» языковые курсы, по окончании которых выдавали студентам подтверждающий сертификат.

По мере развития каналов связи в университетах и колледжах США, Канады и Европы начали массово открываться дистанционные программы. Стало возможным учиться не только по почте, но и с помощью радио, телевидения или телефона. Желание ускорить, масштабировать и автоматизировать образовательные процессы росло, поэтому вместе с развитием технологий и интернета развивались и возможности цифрового обучения в онлайне.

Формат, в котором тренер и группа взаимодействуют друг с другом на расстоянии. Характерная черта дистанционки — наличие обратной связи, которая может быть как синхронной (мгновенной), так и асинхронной (с задержкой). Вебинары, онлайн-тренинги, видеокурсы, чат-боты, тесты, мобильные тренинги, онлайн-курсы, VR/AR — это все разные варианты дистанционного обучения.

Современное дистанционное обучение ориентировано на онлайн и использует цифровые технологии, хотя раньше у него были и другие формы. Его развитие привело к появлению новых требований. Как технических — наличие у обучающегося компьютера, видеокамеры, микрофона, колонок, наушников, смартфона или другой необходимой техники. Так и культурных — знание правил цифрового этикета.

В корпоративном обучении. Массовый переход компаний в онлайн в 2020 году сильно ускорил развитие корпоративного дистанционного обучения. Тренеры и сотрудники подстроились под новые условия, научились учить и учиться дистанционно и поняли, что дистанционное обучение во многом может быть не хуже очного. А HRD и T&D увидели возможность быстро масштабировать стандарты, экономя время и деньги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *