что такое арт объект в городе
Что такое арт объект в городе
Современные арт объекты, в большинстве случаев, – сложные, масштабные, грандиозные творения. Они отличаются формами, материалами, из которых производятся. Различаются размерами и тематикой, смысловой нагрузкой, вложенной авторами – Заказчиком, местными властями, коммерческими организациями и специалистом архитектурного бюро.
Не малую роль играет и функциональность: арт объекты могут быть не только украшением территорий, но также пространствами для коммерческих целей, для селфи и другого вида съемок. Часто арт объект используется для оформления места отдыха, сбора различных аудиторий (место встречи, митингов и выступлений и пр.), в качестве декорирования / оформления пространств во время праздников.
Нередко арт объекты сопровождаются проектами с разработкой и внедрением геопластики в ландшафтном дизайне (создание рельефа на участке путем сооружения насыпей, дамб, холмов, водоемов, горок, углублений и других конструкций).
Дополнительно важным фактором является разработка подсветки для арт объектов. От того, как правильно и насколько необычно они подсвечены, создается впечатляющий эффект, который формирует долгоиграющую реакцию по привлечению новых посетителей данного места.
Создание арт объектов – непростой процесс. Например, архитектурное бюро проектных решений по созданию благоустройства территорий и в том числе разработке арт объектов, привлекает для этих целей таких специалистов как конструкторы, технологи, архитекторы и дизайнеры, сварщики, декораторы и бутафоры. Глубокая проработка смысла и качественное исполнение помогает городским арт объектам акцентировать на себе внимание и нести художественную ценность, при этом сочетаться с окружающей обстановкой, гармонично встраиваясь в пространство. Новые арт объекты – экспозиции, скульптуры и инсталляции – способны превратить ничем не примечательные места и исторические территории в новые современные пространства с «изюминкой», становясь символом района нового времени.
Как меняет городское пространство и сознание горожан
Любовь Карась
Как заставить жителей города приехать не в центр, а в спальный район? Почему невозможно перенести арт-объект из музея на улицу? Что мешает паблик-арту развиваться в России? Т&Р поговорили с художницей, куратором и пионером российского паблик-арта Мариной Звягинцевой о специфике этого направления.
Марина Звягинцева
Художник, куратор, главный вдохновитель программы по преображению московских территорий и объектов «Спальный район»
Почему музейное искусство и — разные вещи
Мы ездим в центр города за эстетическим наслаждением, за красивой архитектурой. В спальный район же никто не поедет специально. А может это изменить. Когда я запустила свой первый проект «Спальный район», то поняла, что все может быть наоборот и люди будут ездить в Чертаново или Жулебино за положительными впечатлениями.
Очень сложно привлечь внимание людей, которые идут по улице по своим делам: они не настроены на восприятие внешнего мира. В музее зритель уже твой, он подготовлен и имеет конкретную цель. В городском пространстве совершенно другие законы. И тебе нужно не просто остановить человека, а заставить его подумать, почему этот объект здесь появился и для чего.
Паблик-арт находится в агрессивной в среде, на него давит реклама, вывески. Люди идут по своим делам, они не настроены на искусство.
Поэтому перенести арт-объект из музея на улицу невозможно. Там совершенно другие правила. Выход в городское пространство — это вызов. Тебе нужно быть не просто художником, но и архитектором, инженером. Необходимо учитывать особенности климата, погоды, людей, которые здесь живут. В музее у художника скорее цель самовыражения, в же все ваши силы направлены на то, чтобы удержать внимание прохожего и превратить его в зрителя.
Проект «Море спального района»
Для того чтобы зацепить человека, необходимо сделать его сопричастным к созданию арт-объекта. Я создавала проект для «МедиаДвора» в НИУ ВШЭ. Раньше возле корпуса находился склад с различными хозяйственными объектами и между этими коробками, железками стояли студенты. Я решила вовлечь их в создание своего же пространства — они подобрали различные высказывания о медиа, которые я уже как художник составляла.
В любом месте я стараюсь сделать проект так, чтобы люди становились частью арт-объекта.
Один из сложных проектов я реализовывала в Морозовской больнице для детей. Все-таки ребенок находится в чуждой для него среде — а ее нужно сделать дружелюбной, чтобы лечение и нахождение в этом здании было не наказанием, а, наоборот, благом. Кроме того, сейчас детей не удивишь мультяшными изображениями. Нужны новые необычные решения, способные отвлечь от телефона. Это была не просто выставка, а внедрение искусства в пространство.
Другой пример того, как люди могут быть вовлечены в искусство, — это проект «Карта памяти» на ЦТИ «Фабрика». Я придумала форму, а контент создавал сам коллектив. Они собирали знаковые слова, которые и заполняли карту памяти.
Как развивается паблик-арт в России
В России паблик-арт скорее проявляется в граффити. Но чаще всего оно ограничивается им же, их необходимо согласовывать бесконечное количество раз. Часто администрация городов воспринимает паблик-арт как украшение к празднику — какие-то арки, клумбы, сцены. Но это не искусство, а просто комфортное обустройство среды. Есть отдельные островки, люди, которые точечно меняют пространство, но пока что это не единое поле, каждый воюет на своей территории. Мало поддержки как со стороны властей, так и со стороны жителей. Они пока что не привыкли к этому. Но эта проблема есть не только в России. Британский скульптор Энтони Гормли создал инсталляцию на пляже — люди, постепенно уходящие в воду. Одни говорили, что Гормли уродует пляж, другие просили оставить объект и утверждали, что это придает идентичность городу. Всегда будут противоречивые мнения, а художник находится между ними.
Пока что паблик-арт существует не благодаря, а вопреки.
Не все города готовы принять паблик-арт. Есть архитекторы, но они скорее занимаются благоустройством, их деятельность направлена на комфорт. Художник уже находится на другом уровне, и ему нужно вывести прохожего из этого комфорта, придать смысл пространству.
Что такое арт объект в городе
Украшения — важная часть городской среды. Они формируют бренд и делают город узнаваемым. Арт-объекты могут быть маленькими или большими, но их важность трудно переоценить. Как украшают города во всём мире и что есть в Первоуральске, изучала редакция gorod.pervo.ru.
На замену обычным памятникам
Говоря об арт-объектах на улицах города, мы не имеем в виду классические монументы, например, исторических личностей. Они отражают не столько идентичность города, сколько историческую память — общую для любого города в любой стране.
Мы говорим о необычных инсталляциях, скульптурах, граффити, которые выполняют независимые художники. Как правильно, эти предметы искусства становятся символами городов наравне с традиционными.
Зачем они нужны?
Нестандартные украшения на улицах привлекают туристов, преображают знакомые или серые локации. Кроме того, при помощи нового монумента можно заполнить пустующую территорию.
Этим хороши всевозможные фестивали стрит-арта: авторы самовыражаются, а заодно решают проблему невостребованных локаций и переосмысляют архитектурный облик города.
Вот, например, известный арт-объект «Облачные врата» в Чикаго.
Его установил британский скульптор индийского происхождения Аниш Капур. Скульптура находится в «Миллениум парк» — музее современного искусства под открытым небом.
Другой арт-объект, приобретший мировую известность, создал легендарный художник Бэнкси. «Убитая» телефонная будка появилась в районе Сохо в Лондоне. Несмотря на то, что буквально через несколько часов будку уже убрали с улицы, она успела стать символом района и переосмысленным символом Лондона.
А вот район Холодово в подмосковном городе Раменском.
Граффити во всю высоту девятиэтажек спального района начали рисовать ещё в начале 2000-х. И это тоже арт-объект: оформление обычных «панелек» переосмысляет серые жилые районы и разнообразит привычную архитектуру.
Способ опознать город
Точно так же, как по памятнику «Родина-мать зовет!» каждый мгновенно узнает Волгоград, по граффити «Счастье не за горами» идентифицируют Пермь.
Источник: Яндекс Дзен
Объект был создан художником Борисом Матросовым для подмосковного фестиваля ландшафтных объектов. Но на этом жизнь инсталляции не закончилась: уже 11 лет «Счастье не за горами» — главный символ Перми.
Знаменитая цитата Гагарина «Из ресторанов в космос не летают» в один момент стала символом Берсеневской набережной в Москве.
В 2013 году, когда надпись смонтировали, она вызвала невероятный резонанс в СМИ и соцсетях.
Такой необычный арт-объект установили в честь знаменитого шквалистого ставропольского ветра.
Что в Первоуральске?
Как мы уже поняли, арт-объекты начинают ассоциироваться с городом — становятся символами, отражают идентичность. Именно поэтому даже в рамках официальных программ по обновлению городской среды могут создаваться объекты, совмещающие в себе арт и функциональность.
Хороший пример — указатели улиц в Первоуральске.
К 1 Мая 2017 года в городе поставили первые десять столбов со стрелками, указывающими, в каком направлении идет та или иная улица.
А ещё арт-объекты могут создавать сами жители, даже дети. Так, ученики первоуральской художественной школы превратили обычную трансформаторную будку в парке Новой культуры в произведение искусства и оживили важное общественное пространство.
Ещё раньше, в 2015 году, екатеринбургские граффитисты раскрасили множество таких же трансформаторных будок по всему Первоуральску. Годом позже граффити преобразило и здание Центральной библиотеки.
В прошлом году на фасадах обычных «панелек» в спальных районах появились сказочные растяжки с яркими животными.
А совсем недавно в Первоуральске установили арт-объект, разработанный в студии Артемия Лебедева. Надпись на забавном знаке, похожем на дорожный, так и гласит: «Знак, рядом с которым все фотографируются».
Как арт-объекты меняют имидж городов
Ещё недавно главными достопримечательностями и символами города считались только бронзовые монументы: литые цари, писатели и иногда книжные герои. Только классические образы в классическом исполнении. Эксперименты с арт-объектами в России пока проходят с осторожностью. А ведь во многих странах мира арт-объекты для города — это инвестиция в его имидж. Они объединяют людей и становятся средством коммуникации с туристами. Узнаем, на что способно новое смелое городское искусство.
Привлечение туристов
Большому городу есть чем похвастаться: достопримечательности, культурная программа, разнообразие видов отдыха. Поэтому и туристов ему проще привлечь. Что делать маленькому провинциалу? Если у него в запасе нет красивой легенды или архитектурного артефакта, то приходится обращаться за идеями к современным дизайнерам и архитекторам.
Например, маленький городок Агеда в Португалии стал знаменит в 2011 году благодаря арт-находке компании Sexta-Feira Produções. В рамках ежегодного фестиваля искусств Agitagueda дизайнеры придумали создать аллею парящих зонтиков на нескольких центральных улицах города. С тех пор каждый год с июля по сентябрь сюда приезжают туристы, чтобы прогуляться по необычной аллее. К тому же, зонтики спасают улицу от жары, ведь на ней почти нет деревьев. Идею уже переняли и в других странах: от Америки до России.
Своя Аллея парящих зонтиков теперь каждый год появляется и в Санкт-Петербурге в Соляном переулке. Обычная парковка на месяц превращается в фестивальную площадку с танцами, музыкой, театральными постановками и выставками.
Новый взгляд на старый город
Чикаго – промышленный и экономический центр Америки. Сюда едут за историей — посетить Институт искусств, посмотреть квартал старинных небоскрёбов, перенестись в атмосферу старого города 20-30-х годов на родину гангстеров. Но Чикаго доказывает, что способен не только вспоминать прошлое, но и смело смотреть в будущее. В 2004 году здесь открылся Миллениум парк — местные жители его называют музеем современного искусства под открытым небом. В этом парке расположился главный символ нового Чикаго — скульптура «Облачные врата» (Cloud Gate). Конструкцию спроектировали с помощью компьютерной технологии по подобию капли ртути. 168 пластин из нержавеющей стали собрали вместе, как головоломку, сварили и отполировали. Высота центральной арки – 3,7 м — под ней можно свободно гулять и разглядывать в отражении себя и город. В нём отражается всё тот же старый Чикаго, но под разными углами и в зеркальном отражении он выглядит уже по-новому.
Автор нового символа Чикаго — британский скульптор индийского происхождения Аниш Капур.
Освоение заброшенных территорий
Северное побережье Голландии — не самое популярное место для пляжного отдыха. Здесь немноголюдно, прохладно, но зато красиво. Местные власти давно искали способ сделать эту пустынную территорию более привлекательной и организовали на побережье арт-резиденцию Badgast. Сначала это были всего лишь два морских контейнера на территории бывшей промышленной зоны. Именно они стали первым шагом к освоению заброшенных территорий и превратились в модный творческий центр. Постепенно их становится всё больше на побережье и такие арт-места очень вдохновляют местных художников. Здесь можно жить, работать, вдохновляться пейзажами и даже устраивать выставки.
Арт-резиденция Badgast задала в Голландии моду строительство творческих мастерских из заброшенных морских контейнеров.
Свобода самовыражения
Улицы Нью-Йорка давно превратились в арт-галерею. Этот город задаёт моду и знает, что искусство должно рождаться и жить свободным. Поэтому идеи современных художников могут быть доступны всем, кто решил просто погулять по городу. Чтобы было проще их найти в Нью-Йорке, даже выпустили путеводитель по городским арт-объектам. Кроме адресов и пометок на карте, в нём можно найти расшифровку идеи художника, ведь каждая работа — это метафора и скрытое послание человечеству.
Работы скульптора Джеффа Кунса. Он считается самым успешным американским художником после Энди Уорхола.
Привлекательность спальных районов
Архитектурная идея обычно заканчивается там, где начинается спальный район города. Здесь главенствуют монотонные многоэтажки — туристу тут делать нечего, смотреть не на что, а местным жителям приходится мириться с бетонными джунглями каждый день. Но и тут изменить положение дел способен арт-объект, особенно если им становятся те самые серые многоэтажки. Переносимся в подмосковное Раменское. Здесь фасады скучных типовых домов превратились в яркие картины. Девятиэтажные граффити впервые появились в начале 2000-х и сегодня украшают целый район.
Район Холодово в подмосковном Раменском. Увидеть яркие дома можно даже проезжая мимо на поезде.
Жираф, розовый рояль и инсталляция из книг: как и зачем мы используем арт-объекты в своих дизайн-проектах
Коворкинг Avenue PAGE украшает инсталляция из книг, а в BENUA PAGE из них сделаны полки для цветов и светильники.
В лаунж-зонах клубного дома Meltzer Hall жильцов встречают розовый рояль, светильники в виде женских фигур и Давид, жующий жвачку.
А в офисе одной международной компании стоит огромный жираф, с которым любят обниматься сотрудники.
Всё это — арт-объекты из проектов студии DESIGNIC. Мы любим такие элементы, часто их используем и решили рассказать, как это грамотно делать.
Прочитав нашу новую статью, вы узнаете:
Что такое арт-объекты и какую роль они играют в интерьерах общественных пространств
Арт-объекты в дизайне интерьера офисов, коворкингов, апарт-отелей и других общественных пространств — это:
Мы активно используем такие элементы в своих проектах. Чаще всего заказываем у российских мастеров, подбирая исполнителя с учетом специфики арт-объекта и материала, из которого он должен быть выполнен. Еще ни разу не повторялись, потому что разработка таких предметов — история индивидуальная, каждый раз делаем что-то особенное. Кому-то нужна роспись, кому-то — авторские сложные скульптуры, каждый раз подключаются новые люди с опытом создания подобных вещей. С заграничными творцами пока не работали, но и это возможно.
Иногда покупаем что-то (обычно — картины) в галереях. Опираемся на общее «настроение» интерьера, цветовую гамму, используемые материалы. Бывает, что заказчик оказывается коллекционером и предлагает использовать предметы искусства из своего собрания.
Арт-объекты в интерьерах общественных пространств решают одну из двух задач:
Покажем на примерах из своих проектов, как это работает.
Арт-объекты в интерьере как часть концепции
Разрабатывая концепцию коворкинга BENUA PAGE, мы опирались на идею, которая скрывается за названием сети и ее логотипом. Ключевой символ — чистый лист, символизирующий открытость, готовность к новому опыту.
Акцент сделали на бумаге и документах, т. к. это рабочее пространство, а к работе данные элементы имеют непосредственное отношение. В задумку вписалось и то, что коворкинг разместился в историческом здании, а история — это архивные документы и книги.
Люстры, которые мы подобрали для коворкинга, — настоящие произведения искусства. Это творения известного предметного дизайнера Ingo Maurer. Они выполнены из нержавеющей стали, термостойкого стекла и японской бумаги. К люстре прилагаются 80 чистых листов, на которых можно оставлять напутствия и пожелания другим резидентам.
Получив в свое распоряжение книги из личной библиотеки руководителя ГК «БестЪ» Андрея Лушникова, которым он хотел дать вторую жизнь, мы придумали различные интересные элементы с ними.
В коридоре планировали построить арку из книг. От идеи в итоге отказались из-за сложности конструкции и недостатка места.
На стене предложили разместить инсталляцию из открытых книг.
В процессе реализации решили использовать книги иначе — сделали из них светильники и полки для цветов.
Во втором коворкинге сети, Avenue PAGE, ассоциации с книгами также присутствуют повсеместно: на стеклах перегородок написаны цитаты, а в рабочей зоне использован необычный светильник в виде читающей девушки.
Книгам из библиотеки руководителя ГК «БестЪ» нашли применение и здесь — под потолком общей зоны разместили инсталляцию из них.
В проекте общественных помещений клубного дома Meltzer Hall мы с помощью арт-объектов обыграли расположение комплекса. На этом месте в прошлом веке работали мебельные мастерские братьев Мельцер, которые создавали смелые предметы интерьера. Мы разместили на лестничных площадках инсталляции из стилизованной продукции их фабрики.
В парадной №8 стулья расположены по обе стороны от авторского светильника. На создание инсталляции нас вдохновило яйцо Фаберже «Конный памятник Александру III».
Холл конгрессно-выставочного комплекса NORD EXPO, расположенного в Архангельске, украшает необычный арт-объект — трехметровая световая инсталляция. Она символизирует таяние льда, днем похожа на дождь, а вечером — на сияющие звезды. Поскольку здание снаружи напоминает айсберг, мы решили создать внутри уютную теплую атмосферу, которую подчеркнули с помощью такого элемента.
Иногда арт-объекты получаются не только красивыми, но и функциональными. Полки и светильники из книг вы уже видели, покажем еще несколько примеров.
В офисе IT-компании NBCom Group, одного из лидеров рынка портативной техники и электроники, мы использовали руки из гипса, которые поддерживают демонстрационные гаджеты и медиа-экраны в переговорных.
А в кафе-бистро на территории лофт-квартала Docklands над стойкой подвесили бумажные полигональные фигуры: креветку, вок и стаканчик кофе. Они еще до изучения меню дают понять, что здесь можно заказать.
Разработаем концепцию стильного и функционального общественного пространства, которое влюбит в себя клиентов, сотрудников и партнеров!
Арт-объекты в интерьере как трансляторы ценностей и миссии компании
Для офиса международной компании Jotun, ведущего поставщика декоративных красок, мы предложили создать арт-объект в виде белой стены с кисточками. Человек делает вертикальный мазок и кисточка приклеивается к поверхности. В итоге получается стена с большим количеством мазков и кистей, расположенных в случайном порядке.
Один из девизов компании: Make your mark («Оставь свой след»), предложение ему соответствовало. Руководители загорелись идеей — решили пригласить директоров из Норвегии в новый офис и предложить им поучаствовать в формировании инсталляции. Это было реализовано, арт-объект до сих пор присутствует в интерьере офиса.
В проекте офиса Jotun был еще один арт-объект — скульптура в виде банки, из которой вытекает краска. Заказчик забраковал идею, т. к. она не соответствовала ценностям бизнеса: у руководства возникли ассоциации с загрязнением окружающей среды, а компания — за экологичное производство.
Эскиз скульптуры, который мы включили в альбом концепции.
Так арт-объект мог бы выглядеть в интерьере офиса.
Иногда арт в офисе отражает ценности не компании в целом, а ее руководителя. Пример тому — наша студия. Аня Саркисьянц, основатель и главный дизайнер DESIGNIC, коллекционирует предметы современного искусства. Новый офис, куда мы переехали летом 2021 года, украшают графика Лизы Бобковой, большие холсты Кирилла Челушкина и картина «Жажда адреналина 2».
На стенах второго этажа размещены холсты работы Кирилла Челушкина.
Графические работы Лизы Бобковой, приобретенные в Myth Gallery.
Похожая история получилась с юридической компанией «Прайм Эдвайс». В старом офисе были размещены картины современных художников из коллекции руководителя. Они всем нравились, поэтому мы вписали их в интерьер нового пространства.
Каких арт-объектов в интерьерах общественных пространств лучше избегать
Какими должны быть арт-объекты в интерьерах общественных пространств, чтобы служить вам долго
Есть два ключевых момента:
Для одного из заказчиков мы придумали большого жирафа. Это арт-объект, который можно трогать без опаски. Сотрудники сказали, что у него большие добрые глаза и его хочется обнимать — мы в процессе изготовления несколько раз изменяли изгиб шеи, чтобы это удобно было делать.
Сколько могут стоить арт-объекты в интерьере общественных пространств
Однозначного ответа на этот вопрос нет, зависит от конкретного предмета. Если арт-объект — это окрашенные брусочки дерева, наклеенные на стену в хаотичном порядке, он обойдется в условных 5 000 рублей. Если речь об авторской скульптуре или картине известного художника, количество нулей в сумме увеличится.
По нашему опыту арт-объект может стоить от нескольких тысяч рублей до бесконечности.
Арт-объекты в дизайне общественных пространств — как не испортить ими интерьер
Если просто взять и развесить по офису картины из коллекции руководителя в произвольном порядке, получится, что каждый элемент сам по себе интересный, а всё вместе не смотрится.
Чтобы арт-объект стал украшением интерьера и вписался в него, лучше заручиться поддержкой дизайнеров. Вот почему:
Иногда арт-объектов много — в таких случаях их особенно важно грамотно совместить друг с другом. Например, в проекте общественных пространств клубного дома Meltzer Hall мы предложили оформить женскую и мужскую лаунж-зоны в стиле китч. Только художественный вкус, насмотренность и опыт команды позволили получить стильные пространства, а не нагромождение случайных дизайнерских предметов.
Всегда можно посмотреть работы в нужном стиле и попробовать повторить, но тому, кто не занимается этим постоянно, сложно не перестараться.