что такое арка в литературе
Сюжетная арка
Сюже́тная а́рка (от англ. story arc ) — последовательность эпизодов в повествовательном произведении искусства, связанных общей сюжетной линией. Как правило, термин применяется только по отношению к телесериалам и комиксам, то есть, к произведениям, издающимся периодически. Функция сюжетных арок заключается в том, чтобы облегчать понимание структуры и ориентацию в сюжете длительных повествований.
На примере телесериалов сюжетная арка — это обычно несколько серий из всего сериала, иногда не связанных сюжетом с остальной его частью, но связанных между собой. Таких арок бывает несколько в одном сезоне.
Полезное
Смотреть что такое «Сюжетная арка» в других словарях:
Арка (значения) — Арка многозначный термин. Имеет следующие значения: Арка в архитектуре криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. Арка район (фрегезия) в Португалии, входит в округ Визеу. Арка район… … Википедия
Batman: Hush — Бэтмен: Тишина «Hush» Рекламное изображение для Hush Джима Ли и Скотта Уильямса История Издат … Википедия
Список серий «Блич» (сезоны 1-4) — Обложка первого DVD, номинированного на … Википедия
Список серий «Блич» (сезоны 1-3) — Обложка первого DVD, номинированного на American Anime Awards за лучший дизайн. На обложке Ичиго Куросаки. Серии Блич делятся на несколько сезонов (сюжетных арок), первые три из которых бы … Википедия
Nothing Can Stop the Juggernaut! — Ничто не может остановить Джаггернаута! Nothing Can Stop the Juggernaut! … Википедия
Бэтмен — У этого термина существуют и другие значения, см. Бэтмен (значения). Бэтмен Изображение с обложки выпуска Batman №608 (октябрь 2002, второе издание). Художник Джим Ли, контурщик Скотт Уильямс … Википедия
Список серий «Блич» (сезоны 4-5) — «Баунто» сюжетная арка аниме Bleach, состоящая из двух частей: «Баунто» и «Нападение баунто на Сообщество душ». Все серии созданы под руководством Абэ Нориюки на студиях TV Tokyo, Dentsu и Studio Pierrot.[1] Они являются филлерами, то есть… … Википедия
Dying Wish — Предсмертное желание Dying Wish … Википедия
Two Americas — Две Америки Two Americas Обложка коллекционного издания Captain America: Two Ameri … Википедия
Смерть Капитана Америки — The Death of Captain America Обложка выпуска Captain America (vol. 5) #25. История Издатель Marvel Comics Ф … Википедия
Арка персонажа
Чтобы быть понятным, буду разбирать на конкретном примере. В качестве примера я возьму фильм «День сурка». Потому что его все смотрели. А если вдруг по каким-то причинам вы фильм не видели, посмотрите, пожалуйста. В переводе Гаврилова. Только в переводе Гаврилова. Но я отвлекся.
В начале фильма герой — эгоист, любящий только себя.
Герой просыпается и сначала ему нравится то, что с ним происходит. Он начинает наслаждаться моментом, делать всякие глупости, грабить банковские фургоны, спать со всеми женщинами в городе (наутро все «обнулится» и все все забудут, но только не Коннорс, который день за днем выведывает у жертв, что они любят, что не любят, чтобы стать «идеальным» мужчиной».
Примерно в этот же момент Коннорс начинает охоту за самой неприступной женщиной — Ритой — коллегой (которую отправили, чтобы она следила за своенравным Филом. Рита оказывается не такой легкой добычей, как остальные и пытаясь завоевать ее (сначала просто из желания с ней переспать), день за днем Коннорс влюбляется в Риту.
Желание героя эволюционирует (помните, я много раз говорил, что желаний не может быть много — это плохо). Герой хочет вернуться домой вместе с Ритой. Как это сделать? На определенном этапе зритель понимает — Коннорсу нужно измениться. Он же такой dick.
Сам Коннорс до определенного момента не понимает, что он dick и не видит себя со стороны. Ему хорошо. Он эгоист. Махровый. Но он ищет пути, чтобы насладившись прекрасным днем с Ритой, наутро проснуться с ней, а не опять в том же дне, где Рита не помнит о его любви.
Итак, что же вызывает изменение героя? Внешние обстоятельства. Пересказывать весь фильм — не задача этого материала. Скажу лишь, что в конце — становится нормальным мужиком, который научился любить других.
Нам интересно наблюдать за развитием героя. Мы хотим видеть, что герой изменился.
Важный момент: в кинематографе арка героя обязательна. В художественной литературе — нет. Но при этом, повествование сильно выигрывает, если арка есть. Пример? Гамлет. В начале — слабый и сомневающийся. В конце? Ответьте на этот вопрос сами, благо читали.
Драматическое повествование диктует изменение героя. Если изменения нет — оно может быть воспринято читателем, как обман. С другой стороны, есть Дарья Донцова. Какая уж там арка?
Если в начале рассказа нам представят характер, который ведет себя как «любящий муж», и к концу он остается таким же — любящим мужем без каких бы то ни было секретов, нереализованных желаний или тайных страстей, — то мы будем крайне разочарованы. Я буду разочарован. А вы?
Дадим слово профессионалам.
Изменение — это ключевое слово для такого вида искусства как кино, так как в его основе движение, перемена изображения. Я когда-то размышляя над сутью кино и пришел к выводу, что в фильме вообще все должно постоянно видоизменяться. Это такое редкое искусство, в котором все находится в «текучем состоянии»: фон на котором рассказывается история, время внутри фильма, люди, действующие на экране. И все это также относится к персонажам: герои должны изменяться. Фильм — это, по сути, нравственный урок, который получает протагонист посредством истории.
В начале фильма есть персонаж, который нам симпатичен (эмпатичен), но который имеет в своем образе мышления определенный мировоззренческий изъян. Он может придерживаться мысли, например: «В этом мире каждый за себя. Сам о себе не позаботишься — никто о тебе не позаботится» или «Всегда бей первым» или «В этом мире успеха добиваются только избранные. Если тебе на роду написано стать известным, ты станешь. А если нет — что ни делай — не получится». Т.е. Герой придерживается некой точки зрения, которая полемична по своей сути. Вы, как автор, с ней спорите. Вы сталкиваете человека, носителя этой идеи, с теми событиями, которые вынуждают героя пересмотреть свой взгляд на жизнь.
В итоге он меняет свою точку зрения. Неслучайно в структуре Блейка Снайдера есть понятие opening image и final image — которые должны сопоставить, на уровне изображения фильм: «было» — «стало», «до» и «после». Как в «Назад в будущее», сцена за столом в доме Марти МакФлая, была семья лузеров, стала семья успешных людей. И повторяется один в один сцена обеда в этой семье. Вот собственно подобная перемена во взглядах зачастую и составляет арку (дугу) персонажа. Герой, в ходе вашей истории, производит своеобразную «работу наш ошибками». Иногда у него попросту меняется характер, не все так очевидно, скажем, в драме.
Был трусливым, но добрым, стал решительным, но бесчеловечным. Кстати, в комедии главный герой, как правило, статичен. Там весь цимез в том, что герой НЕ меняется в истории. Ситком — жанр, в котором ВООБЩЕ никто не меняется. Есть люди с определенными комическими перспективами, которые очень болезненно сталкиваются при их тесном соседстве. И весь цимез ситкома, что в каждой серии набор этих угловатых персонажей будут больно и со звоном биться в кадре, к нашему удовольствию.
Резюмирую: арка персонажа — необратимое изменение, которое вызывает отклик у зрителя. Изменение необязательно со знаком «плюс». Возможные варианты:
В художественной литературе арка героя — необязательный элемент. В драме — обязательный (не вся художественная литература — драма). В кино — обязательный, если речь о хорошем фильме.
Нужна ли арка вашему герою? Не факт. Но если вы уделите время ее созданию, повествование станет интереснее. Читателю неинтересны плоские герои. Ему интересно смотреть, как меняется внутренний мир.
Итак, резюме: арка героя (дуга) — изменение, возникающее к концу повествование, становящееся итогом большого пути. Совершенно необязательно, что вашему герою такое изменение нужно, но с ним определенно путешествие, в которое вы отправляете читателя, будет интереснее самому читателю.
А вам будет интереснее такого героя прописывать. И ваше путешествие — путешествие писателя — тоже приведет неизбежно к вашей собственной дуге. А знаете, почему? Потому что прописывать сложных героев и сложные истории — то еще путешествие. Путь, наполненный препятствиями, страхами, преградами. Если вы пройдете этот путь, вы тоже непременно изменитесь. Вы увидите собственную арку. Почувствуете ее.
У вас есть желание: дописать роман. Оно движет вашу историю. На пути вы встречаете трудности (внешние препятствия — родственники говорят, что вы бездарность и вам нужно идти работать руками, а не головой) и внутренние (неуверенность в себе, страхи и тд). Желание ведет вас к финалу. Дойдя до финальной черты, вы либо побеждаете (роман выходит из типографии), либо нет (вы бросили все и напились, сказав себе: «Я неудачник»).
Кстати, написанный роман в стол — тоже результат, потому что вы не бросили его. И это — первый акт большого путешествия, которое называется «Когда я издам свою первую книгу». Видите, как все хитро устроено?
Какой будет ваша персональная арка (дуга героя)?
Если вы не сдадитесь то вы получите арку с положительным зарядом:
Теперь вы понимаете, о чем я?
Что такое арка в литературе
В этот раз законспектировали книгу Кэти Мэри Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя». Речь пойдет об арке героя и том, как с ней работать.
Умеете ли вы выстраивать образы персонажей?
Схема построения арки персонажа выглядит просто и состоит из трех фаз
На деле все гораздо сложнее, потому что персонаж существует не сам по себе, он сосуществует с другими элементами сценария:
Все, что происходит в сюжете вашей истории неразрывно связано с действиями и эмоциями героя. И тогда, как сюжет двигается благодаря действиям героя, арка персонажа формируется за счет развития сюжета. По отдельности это не работает.
Говоря сюжет, мы подразумеваем структуру, ведь она его формирует. Говоря герой мы подразумеваем арку героя, ведь именно в ней и заложены его изменения, а значит, и движение вперед.
На самом деле, можно сказать, что арка персонажа – это и есть тема фильма. То есть, то, чем обусловлены изменения в герое, а значит и сюжет. Таким образом, все три элемента оказываются связаны воедино. Подробнее в материале Как придумать и развить персонажа>>>>
Осознав, как работают вместе сюжет, персонаж и тема, вы, скорее всего, научитесь справляться со всем этим, выстраивая что-то одно.
Типы арки героя
Существует три типа арки персонажа
У нас есть герой, который испытывает определенное чувство неудовлетворенности или недовольства чем-то в своей жизни. По ходу сюжета этому герою придется переосмыслить как свои взгляды на внешний мир, так и свое поведение и осмысление событий этого мира.
В финале, герой всех победит и завершит арку претерпев положительные изменения.
Такая история, как правило, вызывает очень сильное сопереживание и такой тип арки самый популярный.
Она используется в разработки героев, у которых по факту уже все есть. Им не нужно как-то сильно меняться, чтобы вырасти внутреннее и победить проблемы внешнего мира.
Такие герои не меняются в течение истории, или претерпевают незначительные изменения. Благодаря им ярче и интереснее высвечивается эволюция и рост второстепенных персонажей.
Работает так же, как и положительная арка, только наоборот. Герой в конце истории изменяется не к лучшему а к худшему.
Ложные убеждения персонажа
Можно сказать, что положительная арка – это история о том, как меняются приоритеты у главного героя. В какой-то момент он понимает, что не может получить желаемое и на то есть две причины:
По факту, арка персонажа держится на том, что герой верит изначально во что-то ложное. Или это ложное зреет в его жизни.
Также персонаж не будет развиваться, если в его жизни ему всего будет хватать. Именно нехватка чего-то или потеря становится причиной, по которой герой меняется. Это может быть как внутренний, так и внешний фактор.
Иногда персонаж может и догадываться о том, чего ему не хватает, или в чем его проблема. Но об этом могут догадываться, например, второстепенные герои. Или персонаж будет это выяснять на протяжении всей истории.
Как правило, убеждения героя о мире, в котором он живет, и его мнение о себе показываются в первом акте. И как раз тут зритель понимает насколько ложные убеждения у персонажа.
Ложь – это конкретное убеждение, которое вы можете выразить одним коротким предложением.
Ложь, которую, возможно, не замечает сам персонаж, выражается и проявляется в конфликте, в ситуациях, в которые попадает герой и в его реакциях на события.
Что может быть признаком лжи:
Часто вышеперечисленные признаки являются последствиями лжи, исследуйте своего героя на предмет этих эмоций.
Чего хочет персонаж и что ему нужно
Почему нужно так много времени уделить исследованию ложного убеждения? Да потому что оно – основа арок персонажей. Если у героя все хорошо, его ничего не гложет и не мучает, он во всем прав, разве ему нужны изменения?
Ложь – как дырка в зубе. Снаружи все блестит и сияет, а изнутри – гниет.
Именно ложное убеждение создает конфликт между тем, что нужно герою и чего он хочет.
Основой сюжета и арки персонажа является его цель. История начинается именно с постановки цели.
То что лежит на поверхности – это сюжетная цель. Она должна отражать то, что имеет значение для внутреннего мира героя. Герой стремится к этой цели именно по внутренним, глубинным причинам.
Если глубинной цели нет, невозможно и сопряжение сюжета с аркой персонажа. Ну, а двигает героя к этому – ложное убеждение.
На самом деле, единственное, что нужно персонажу – это истина, без нее не будет внутреннего роста и развития.
В истории, как правило, основная часть посвящена поиском сюжетной цели, которая связана не с поиском истины, а с тем, чего хочет герой. Но на втором уровне история с самого начала должна идти и по внутренней цели.
То есть, в начале герой ставит цель и на протяжении всей истории движется к ней. Но, возможно, сам того не понимая, ищет истину, то, что нужно ему на самом деле.
Найдите способ продемонстрировать внутреннюю цель физически или визуально и после того, как герой заявит об этой цели, следите, чтобы он начал действовать согласно ей.
Что еще формирует арку героя?
Еще один вопрос, который важно решить при разработке арки персонажа – а почему вообще герой верит в какую-то ложь. Скорее всего, все дело в его прошлом, а точнее, в призраках прошлого, ведь у каждого следствия должна быть причина. Выяснив ее – вы найдете призрака.
Чем больше призрак, тем больше ложь – и тем больше арка.
В жизни нам всегда советуют – не нужно судить о человеке по первому впечатлению. Но на самом деле, именно так все мы и делаем. То же самое будет, когда зритель увидит героя – он сразу начнет формировать определенное впечатление о герое. Поэтому неудачных показательных моментов нужно избегать.
Показательный момент решает следующие задачи:
Таким образом, ваша задача, в первую очередь, убедить зрителя инвестировать в вашего персонажа свое время. Больше в материале Теория кино: как вызвать эмоции>>>>
Майкл Хейг подчеркивает:
Читатель должен поставить себя на место героя и испытывать его эмоции. Это не значит, что герой морально безупречен, лишен недостатков и пороков. Это значит лишь то, что идентификация с героем должна быть достаточной, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Только тогда можно начинать раскрывать слабости персонажа.
Главная задача сценариста – удержать внимание зрителя. Поэтому, если вы покажите ему сразу эгоистичного трусливого лжеца, многие могут просто выключить фильм.
Начните с того, что вам нравится в герое, даже если в начале истории перед нами слабый человек.
Сначала подчеркните его достоинства и покажите их масштаб. Если он умеет сопереживать, вместо того чтобы показать как он гладит собаку, заставьте его перемахнуть через шоссе с активным движением, чтобы выяснить, почем на другой его стороне стоит и плачет маленькая девочка.
При этом не забывайте про ложное убеждение, идеальные персонажи не интересны, арка героя строится на лжи, а значит, на ней же строится вся история. Дайте зрителю доказательства слабости героя, чтобы он мог предположить, что герою придется преодолевать.
Мир героя
Арка героя неразрывно связана с миром, в котором находится герой.
Персонаж и его изменения, конфликт и ложные убеждения нуждаются в контексте. Его обеспечивает обычный мир. То есть то, что окружает героя и влияет на его формирование. Тот микромир, который его определяет.
Обычный мир – это место, в котором персонажу комфортно живется и с которого начинаются его дальнейшие приключения. Сначала он не понимает, что это лишь временная остановка в его жизни, ведь его все устраивает.
Думайте об обычном мире, как о символическом представлении внутреннего мира персонажа. Обычный мир усиливает ложное убеждение героя, укрепляет его уверенность во лжи, не давая повода взглянуть на ситуацию шире.
Обычный мир должен отвечать ложным убеждениям героя. Создавая его, подумайте, что обеспечит наиболее логичную подоплеку этим убеждениям, что сделает этот мир удобным для лжи?
При этом, мир удобный для лжи – не значит мир удобный для протагониста. Потому что обычный мир показывает то, кем является главный герой до изменений, до конфликта, до начала вашей истории.
Примеры из книги
Затянутая сюжетная арка
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Arc Fatigue. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Сюжетные арки — вещь полезная, они помогают поддерживать удобный темп повествования и для зрителя, и для производителя, особенно если речь идет о произведениях, которые публикуются регулярно и небольшими порциями, а не сезонами и томами. Но иногда бывает так, что эти тянутся очень долго, иногда в реальном времени, идя месяцами и годами, иногда во времени в произведении, когда внезапно история, тянувшаяся годы внутреннего времени, зацикливается на событиях нескольких дней, если не часов. А иногда они бывают непропорционально велики в отношении размера произведения к другим аркам.
Но все эти случаи укладываются в одну ситуацию: арка затянулась.
Причин этого бывает много, хотя чаще всего они укладываются в (если повезет, временную) творческую импотенцию автора или разлив воды ради затягивания произведения. Иногда, впрочем, это может быть и временем для того, чтобы перегруппироваться без явного простоя и лучше продумать будущий сюжет, что может пойти и на пользу. Но в любом случае, такие арки обычно вызывают недовольство фанатов и падение популярности произведения.
Специфической вариацией этого тропа является Затянутый пролог.
Что такое арка в литературе
Не допускайте эту ошибку при создании арки персонажа!
Для опытных сценаристов возможно эта тема покажется наивной. Но я пишу больше для начинающих. Возможно, именно мой пост поможет вам избежать главной ошибки при создании арки.
Также для того, чтобы изменить героя, нужно знать, что мы будем менять. У героя должна быть психологическая или моральная слабость, которую герой должен преодолеть.
Кроме того, арка это важнейшая характеристика персонажа. Персонаж и сюжет в свою очередь тоже неразрывные части одного целого.
А может ли сюжет быть главным, а персонаж второстепенным? Разумеется, вы можете взять в качестве своего персонажа нормального среднестатистического человека, который будет реагировать на все проблемы среднестатистически. В таком случае, первичным будет именно сюжет. Но тогда Ваш персонаж будет совершенно плоским. Вам это надо? Вспомните хотя бы сериал «Друзья». Что вы можете сказать о каждом из героев? Какие они? Вы примерно можете представить как Росс, Чендлер и Джо отреагируют на одну и ту же ситуацию. У каждого будет своя неповторимая реакция. Хотели бы, чтобы они были среднестатистическими и абсолютно одинаковыми? Думаю, нет. Если вы наделяете героя конкретными чертами характера и характеризацией, то персонаж просто обязан влиять на сюжет и тем самым показывать свою индивидуальность.
И все же, если наплевать на персонажа и сделать сюжет главным? Хорошо. Что бы вы сказали, если бы Форрест Гамп ударил бы женщину? Чтобы вы сказали, если бы Тони Старка обдурил бы капитан Америка? Что бы вы сказали, если бы Шерлок победил врага при помощи физической силы? Скорее всего, вы бы почувствовали фальш в этих ситуациях. Я пытаюсь сказать, что персонаж влияет на сюжет. Может быть, вам очень надо по сюжету, чтобы возникла щекотливая ситуация. Может, вам нужно повернуть сюжет определенным образом. Но это не значит, что добряк Форрест Гамп может ударить женщину. Даже, если она его оскорбила. Даже, если она самая худшая женщина в мире. Нельзя жертвовать персонажем в угоду сюжета.
Я не хочу сказать, что вы должны придумать сначала персонажа, потом сюжет. Нет! Вы можете начинать разработку фильма с чего угодно: с персонажа, с сюжета, с арки, с ситуации, с темы. Вы можете придумать примерный сюжет и написать синопсис. Но потом вы должны будете подобрать такого героя, который наилучшим образом впишется в этот сюжет. Далее при разработке сюжета и поэпизодника вы должны держать в голове каков ваш герой и прорабатывать сюжет исходя из того, как будет вести в разных ситуациях ваш герой. Вы не можете разрабатывать сюжет, а на героя просто забить. Сюжет не может быть отдельно от героя. Это две части одного целого. Я хочу сказать: разрабатывайте арку, сюжет, персонажа параллельно, потому что это единая система.
Теперь понятно, что сюжет не существует в вакууме? Сюжет продумывается в тандеме с персонажем и линей его изменения. Попытки добавить арку во время написания 70-ой страницы сценария похожи на попытку заменить колеса движущегося поезда. Я уже не говорю о том, что арка придумывается исходя из цели героя и главного действия, которое герой совершает. Придумывая арку персонажа мы всегда ориентируемся на сюжет и видим подходит арка конкретно этому сюжету или нет. Возможно потребуется переделать сюжет под арку. Или наоборот, если вам важна именно арка, можно переделать сюжет под неё.