что такое апологетика в православии

Православная апологетика. Введение

что такое апологетика в православии. Смотреть фото что такое апологетика в православии. Смотреть картинку что такое апологетика в православии. Картинка про что такое апологетика в православии. Фото что такое апологетика в православииПравославная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения.

Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п.

Мы будем называть наш курс апологетикой или основным богословием, так как главная цель нашего курса будет защита основных богословских истин Православной Церкви. Давая систематическое изложение основ православного богословия, апологетика (основное богословие) вместе с тем является и основой органически целостного православного христианского мировоззрения.

Под именем православного богословия обычно разумеется систематическое изложение христианской религии на основании изучения Слова Божия, т. е. Священного Писания и Священного Предания, под руководством Православной Церкви.

Слово «православный» (ортодокс) значит правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правильно славящий Бога. Слово «богословие» (теология), по учению святых отцов и учителей Церкви, имеет несколько значений: «слово о Боге», «слово от Бога», «слово к Богу», «слово для Бога». Митрополит Московский Макарий (Булгаков) определил богословие как «слово Божие о Боге во славу Божию».

Согласно общему учению Православной Церкви, богословие можно определить как учение о Боге, Его свойствах и о всем относящемся к богопочитанию.

Первым христианским богословом был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в своем Евангелии преимущественно показавший, что Иисус Христос есть Сын Божий или Слово Божие, Бог Слово. Из святых отцов и учителей Церкви преимущественно богословом именуется святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов.

В отличие от всех других философских и религиозных мировоззрений, мировоззрение христианина представляет собой не отвлеченное умозрительное построение, а животворящий метод осмысленной и нравственной жизни человека в мире. Поэтому и основной метод науки апологетики заключается прежде всего в положительном жизненном изображении основных истин христианства и выяснении глубокой внутренней связи этих отдельных истин, представляющих собой органическое целостное единство. Лучезарно-светлый образ христианской истины, раскрытый перед духовными очами слушателя, убеждает его гораздо в большей степени, чем самые точные логические доказательства. Такой положительный способ защиты христианства является основным методом православной апологетики. Затем идут так называемые положительные рациональные обоснования и доказательства, опирающиеся на данные соображений разума, т. е. такие данные, которые заимствуются из философских, историко-филологических, естественно-исторических и физико-математических наук. При посредстве этих доказательств апологетика защищает христианскую религию от попыток дискредитировать ее указанием на якобы имеющиеся противоречия между религией и наукой, между верой и знанием, между разумом и откровением. Отрицательные или косвенные доказательства истин христианской религии, состоящие в критическом разборе противорелигиозных вообще и противохристианских воззрений в частности, также употребляются в апологетике, но имеют второстепенное значение.

Самая большая опасность, которой иногда подвергаются неопытные апологеты христианства, заключается в соблазне критикой, ради которой забывается положительная задача построения христианского мировоззрения. Наука апологетика, являющаяся основой и введением в богословие, не должна размениваться на мелочную критику частных обывательских заблуждений, обличение которых принадлежит по преимуществу пастырской деятельности, а должна сосредотачиваться на критике основ целых систем мировоззрений, враждебных религии вообще и христианству в особенности.

Окончательной целью православной апологетики (основного апологетического богословия) является построение несокрушимого фундамента целостного церковно-православного христианского мировоззрения, защита его основ от нападок философской и научной критики и, одновременно с этим, разрушение основ всех противных христианству мировоззрений. Отсюда ясно, что апологетика является и фундаментом для всего здания богословских наук. На этом фундаменте зиждутся исследования всех остальных богословских вопросов: догматических, нравственных, канонических и прочих.

Идеалом изучения всех богословских наук является построение единой целостной системы органического богословия.

Основное апологетическое богословие и представляет собой методологически зародыш такой системы.

Что касается плана построения апологетики, то он определяется сам собой из необходимости последовательно раскрывать, обосновывать и защищать положения, касающиеся религии вообще, а затем религии христианской.

При использовании научных данных следует быть особенно осторожным и не увлекаться, по примеру католичества, «строгой научностью» доказательств, памятуя, что все науки дают только временное гипотетическое знание, тогда как предметом апологетики является вечная и неизменная истина.

Защита христианской истины, эта благодатная и благодарная задача, требует безусловной честности, чрезвычайной осторожности, глубокой вдумчивости, основательной эрудиции, внутреннего смирения, терпения и самоотверженной любви к Богу и людям. «Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом» (Пс. 2, 11).

Источник

Православная апологетика. Введение

что такое апологетика в православии. Смотреть фото что такое апологетика в православии. Смотреть картинку что такое апологетика в православии. Картинка про что такое апологетика в православии. Фото что такое апологетика в православииПравославная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения.

Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п.

Мы будем называть наш курс апологетикой или основным богословием, так как главная цель нашего курса будет защита основных богословских истин Православной Церкви. Давая систематическое изложение основ православного богословия, апологетика (основное богословие) вместе с тем является и основой органически целостного православного христианского мировоззрения.

Под именем православного богословия обычно разумеется систематическое изложение христианской религии на основании изучения Слова Божия, т. е. Священного Писания и Священного Предания, под руководством Православной Церкви.

Слово «православный» (ортодокс) значит правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правильно славящий Бога. Слово «богословие» (теология), по учению святых отцов и учителей Церкви, имеет несколько значений: «слово о Боге», «слово от Бога», «слово к Богу», «слово для Бога». Митрополит Московский Макарий (Булгаков) определил богословие как «слово Божие о Боге во славу Божию».

Согласно общему учению Православной Церкви, богословие можно определить как учение о Боге, Его свойствах и о всем относящемся к богопочитанию.

Первым христианским богословом был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в своем Евангелии преимущественно показавший, что Иисус Христос есть Сын Божий или Слово Божие, Бог Слово. Из святых отцов и учителей Церкви преимущественно богословом именуется святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов.

В отличие от всех других философских и религиозных мировоззрений, мировоззрение христианина представляет собой не отвлеченное умозрительное построение, а животворящий метод осмысленной и нравственной жизни человека в мире. Поэтому и основной метод науки апологетики заключается прежде всего в положительном жизненном изображении основных истин христианства и выяснении глубокой внутренней связи этих отдельных истин, представляющих собой органическое целостное единство. Лучезарно-светлый образ христианской истины, раскрытый перед духовными очами слушателя, убеждает его гораздо в большей степени, чем самые точные логические доказательства. Такой положительный способ защиты христианства является основным методом православной апологетики. Затем идут так называемые положительные рациональные обоснования и доказательства, опирающиеся на данные соображений разума, т. е. такие данные, которые заимствуются из философских, историко-филологических, естественно-исторических и физико-математических наук. При посредстве этих доказательств апологетика защищает христианскую религию от попыток дискредитировать ее указанием на якобы имеющиеся противоречия между религией и наукой, между верой и знанием, между разумом и откровением. Отрицательные или косвенные доказательства истин христианской религии, состоящие в критическом разборе противорелигиозных вообще и противохристианских воззрений в частности, также употребляются в апологетике, но имеют второстепенное значение.

Самая большая опасность, которой иногда подвергаются неопытные апологеты христианства, заключается в соблазне критикой, ради которой забывается положительная задача построения христианского мировоззрения. Наука апологетика, являющаяся основой и введением в богословие, не должна размениваться на мелочную критику частных обывательских заблуждений, обличение которых принадлежит по преимуществу пастырской деятельности, а должна сосредотачиваться на критике основ целых систем мировоззрений, враждебных религии вообще и христианству в особенности.

Окончательной целью православной апологетики (основного апологетического богословия) является построение несокрушимого фундамента целостного церковно-православного христианского мировоззрения, защита его основ от нападок философской и научной критики и, одновременно с этим, разрушение основ всех противных христианству мировоззрений. Отсюда ясно, что апологетика является и фундаментом для всего здания богословских наук. На этом фундаменте зиждутся исследования всех остальных богословских вопросов: догматических, нравственных, канонических и прочих.

Идеалом изучения всех богословских наук является построение единой целостной системы органического богословия.

Основное апологетическое богословие и представляет собой методологически зародыш такой системы.

Что касается плана построения апологетики, то он определяется сам собой из необходимости последовательно раскрывать, обосновывать и защищать положения, касающиеся религии вообще, а затем религии христианской.

При использовании научных данных следует быть особенно осторожным и не увлекаться, по примеру католичества, «строгой научностью» доказательств, памятуя, что все науки дают только временное гипотетическое знание, тогда как предметом апологетики является вечная и неизменная истина.

Защита христианской истины, эта благодатная и благодарная задача, требует безусловной честности, чрезвычайной осторожности, глубокой вдумчивости, основательной эрудиции, внутреннего смирения, терпения и самоотверженной любви к Богу и людям. «Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом» (Пс. 2, 11).

Источник

Зачем нам апологетика? (+ВИДЕО)

Цикл «Защита веры». Беседа 1-я

Портал «Православие.ру» начинает новый цикл видеобесед «Защита веры», посвященный тому, как говорить о вере, отвечать на острые вопросы ее противников, аргументированно объяснять положения христианского учения.

Во вводной беседе речь пойдет о том, зачем, собственно, нужно защищать Истину, если она истинна, противоречит ли вера точному знанию, что об этом писали отцы Церкви. Рассказывает кандидат богословия Виктор Петрович Лега.

«Идите и научите!»

Здравствуйте! Мы начинаем новый проект, состоящий из целого цикла наших с вами встреч. Думаю, это проект очень важный, потому что касается он насущных, очень современных вопросов – вопросов защиты нашей православной христианской веры.

Почему, – спросите вы, – нашу веру нужно защищать? Об этом говорит Сам Господь наш Иисус Христос в Своих последних словах, переданных нам апостолом Матфеем: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). «Научите»!

Но чтобы учить, нужно и самому глубоко знать основы своего вероучения. Ведь, как говорит апостол Петр, мы всегда должны быть готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (ср.: 1 Пет. 3: 15). Вот такова христианская вера: она требует от нас знания – глубокого знания своей веры – и умения этой вере научить другие народы.

А как учить? Как учить тех людей, те народы, которые не просвещены истиной Христовой, которые не знают, что это такое – вера? И главное – почему нужно верить во Христа, почему нужно быть православным христианином? Этими вопросами как раз и занимается апологетика, дословно в переводе с греческого языка – «защита». Это защита нашей христианской веры.

Вообще христианство во все времена было апологетичным. Апостол Павел показал нам пример такой проповеди, когда выступал перед языческими греческими философами в Ареопаге. Он начал эту проповедь удивительными словами: он не обрушился на них с обличением в языческих заблуждениях, не упрекал их в языческих жертвоприношениях, наоборот, он сказал им, что они – люди благочестивые, ибо у них стоит памятник некоему Неведомому Богу, и вот этого Неведомого Бога, Которого они, не зная, чтят, он, апостол, и проповедует им. И проповедь его была столь успешна, что, как мы знаем из книги Деяний апостолов, многие из этих философов, а именно стоики и эпикурейцы, уверовали. Они увидели и услышали в словах апостола ту истину, к которой они стремились разумом. А ведь многим из язычников, особенно умным язычникам – грекам, римлянам, христианство представлялось чем-то абсурдным, какой-то глупостью. Ну как можно верить в воскресшего человека, Который к тому же был не просто человеком, но Богочеловеком? Как можно верить в чудеса?

«Признавая первым благом ученость»

На эти вопросы давали ответ уже следующие поколения христиан – они стали именоваться отцами-апологетами. Это, прежде всего, знаменитый Иустин Мученик, получивший за свою мудрость и глубокое знание философии прозвище Философ. Это Афинагор Афинский, Минуций Феликс, Климент Александрийский и многие-многие другие, которые в своих работах показывали, что христианство не противоречит истине, потому что Истина – одна. Истина, как Сам об этом сказал наш Спаситель, – это Он, Иисус Христос: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

И неважно, кто эту истину открывает, даже если об этой истине говорили языческие мудрецы – Пифагор, Платон, Аристотель. Как пишет Иустин Мученик, «всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божиим. Итак, всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», именно потому, что это истина.

Надо бы признать глупыми тех, кто ученостью внешней гнушается как злохудожной и опасной

Точно так же защищали истину – истину научную, философскую – последующие великие богословы: отцы-каппадокийцы, преподобные Иоанн Дамаскин и Максим Исповедник и другие, особенно когда они встречались не с любовью, а отчасти даже с презрением к науке и философии. Ну как же можно презирать науку и философию, ведь она ведет нас к истине! И потому святитель Григорий Богослов пишет: «Полагаю же, что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются как злохудожной, опасной и удаляющей от Бога… Напротив того, надо бы признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве». Замечательные слова великого святителя, который призывает своих современников и, конечно же, нас с вами любить истину в любом ее виде: не только истину христианскую, богословскую, но и истину внешнюю: физику, биологию, историю, филологию… Неважно, какая перед нами наука – она тоже может привести нас к Богу.

И эти же мысли мы встречаем в знаменитой работе «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина, одного из наиболее глубоких и великих христианских богословов и отцов Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что прежде всего надо изучить античную философию, потому что если что-то благое есть у них, то оно даровано людям свыше, от Бога. «Поэтому, – продолжает он, – подражая образу пчелы, я воспользуюсь тем, что близко к истине, и от самих врагов получу плод – спасение». Для меня это удивительные слова: от самих врагов христианской Церкви, то есть от язычников, мы можем получить важнейший плод – спасение, потому что мы от них узнаем истину. Истину физическую, истину философскую. Потому что дальше преподобный Иоанн объясняет, что «под познанием же я подразумеваю истинное познание сущего», то есть природы, или, говоря сегодняшним языком, физику.

Вот такие мысли мы встречаем в Евангелии, в Посланиях апостолов, в работах святых отцов Церкви. И мы видим, что христианство пробивало себе дорогу потому, что оно проповедовало истину. Истину не только богословскую, но и научную, философскую.

Христианство всегда поддерживало и защищало научные исследования. Великие отцы богословы, отцы Церкви изучали Аристотеля, Птолемея, Гиппократа, Галена, великих античных ученых, философов, а не только Священное Писание. Следовать их примеру должны и мы, современные православные христиане, чтобы так же умело, как и наши замечательные великие предшественники, нести истину Христову в народ.

И наука, и вера? Или наука vs вера?

что такое апологетика в православии. Смотреть фото что такое апологетика в православии. Смотреть картинку что такое апологетика в православии. Картинка про что такое апологетика в православии. Фото что такое апологетика в православии

А народ сейчас самый разный. Поэтому нужно идти к людям, безусловно, учитывая их потребности, их проблемы, их интересы. Потому христианская проповедь в любое время всегда, с одной стороны, не меняется, как не меняется слово Истины, слово Христа, а с другой стороны, эта проповедь всегда современна, потому что она должна учитывать современные проблемы тех людей, которым мы несем истину Христову.

Современное общество, к сожалению, во многом отошло от Церкви. Многие из людей отошли от веры в Бога потому, что, как им кажется, «наука доказала, что Бога нет». На самом деле всё обстоит иначе. А как иначе – об этом и говорит апологетика, об этом мы и будем рассуждать в нашем курсе.

Христианство не находится в противоречии с истинными науками, поскольку истина одна

Мы должны уметь показать современному физику, биологу, астроному, историку, геологу, представителям других естественных или гуманитарных наук, что христианство не находится в противоречии с истинными науками, поскольку истина одна, и эта Истина есть Христос. Многие люди, будучи верующими христианами, но не знающими, как соединить истину христианства с истинами науки, занимают так называемую позицию «двух истин»: одна истина излагается в биологии, а другая истина – в Евангелии. Дарвин, теория Большого взрыва – это одно, а Евангелие говорит другое. Мы и лекарства покупаем, разработанные биологами, верящими в теорию эволюции, и заодно мы не соглашаемся с ними, когда переходим другую грань, становясь православными христианами. Но такая позиция мне кажется совершенно абсурдной. Не могут быть две истины, тем более друг другу противоречащие.

«Но как же так? – скажет современный мыслящий человек. – Ведь в христианстве есть много положений, которые кажутся, мягко говоря, странными с точки зрения современного ученого. Как может современный ученый, например, верить в чудеса? Верить в то, что человек может ходить по воде, воскрешать других из мертвых и воскреснуть сам? Как можно верить в мироточение икон, в чудесные исцеления? Чудес не бывает», – скажет любой современный человек, который занимается наукой или просто хотя бы доверяет науке. Как быть с этими вопросами? Мы обязаны отвечать на них.

А как быть, например, с вопросом о преследованиях ученых? За что сожгли Джордано Бруно? За что пытались отлучить от Церкви Галилео Галилея? Ведь наверняка потому, что в Церкви сидят мракобесы, которые ненавидят науку. А ученые – это всегда атеисты. А ведь мы с вами пользуемся плодами науки: мы ездим в автобусах, на машинах, работаем на компьютере и т.д. Не является ли это некоторым лицемерием с нашей стороны? Мы пользуемся плодами ученых-атеистов, а сами при этом ходим в церковь. Поэтому нужно и эти вопросы решить. Действительно ли правы те, кто утверждает, что наука и христианство находятся в радикальном противоречии? И мы увидим, что это совершенно не так. И так называемые «великие процессы» над Джордано Бруно, Галилео Галилеем объясняются совсем другими причинами.

Или, например, другой вопрос, касающийся тоже научной проблематики: «Почитайте, – скажут нам атеисты, – самое начало Библии, о том, как Бог сотворил небо и землю. Как можно небо сотворить? Неба же нет, это иллюзия, это некоторый оптический феномен, вызванный преломлением солнечных лучей в земной атмосфере! А дальше глупость на глупости: сначала свет, потом солнце; сначала растения, потом, опять-таки, солнце… Что, зеленые растения существуют без хлорофилла. » Таких примеров, которыми спекулируют атеисты, можно привести десятки.

Но многие и не спекулируют – многие честно, искренне занимаются наукой и не понимают, как можно это совместить с христианством. И им нужно помочь, им нужно объяснить и процессы над Галилеем и Бруно, и истолковать некоторые сложные места Священного Писания, и сложные вопросы, касающиеся некоторых философских проблем. Вот как, например, оценить свободу человека? Это хорошо или плохо? Если хорошо, то почему мы говорим о послушании как одной из замечательных добродетелей? А вообще есть ли свобода у человека? При том что Бог всё промышляет, всё видит и без Его воли волос с головы человека не упадет?

И самый любимый нашими противниками – оппонентами-атеистами – вопрос: а откуда страдания? Страдания невиновных детей, страдания праведников откуда? Неужели же Бог нас не любит? А как Он может нас не любить, ведь Бог – это Любовь, – говорим мы, христиане. И эта проблема, по выражению великого французского философа, к сожалению – атеиста, Дени Дидро, породила самое большое количество атеистов. Потому и без этого вопроса никак не обойтись.

Нужно объяснять, в чем смысл страданий, в чем смысл телесной жизни человека, существует ли душа, действительно ли жил на земле Иисус Христос как Богочеловек, страдал, умер на Кресте и воскрес, – это ведь тоже предмет науки под названием история. И этими вопросами также нужно заниматься, их также нужно объяснять современному просвещенному человеку, опираясь на доводы другой уже науки – истории.

Поэтому апологетика – это действительно важная область христианского знания. Кстати говоря, именно этим отличается христианство от всех остальных религий: ни в одной из религий, даже мировых религий, я не говорю уже о языческих, такого раздела, как апологетика, или, как принято называть в духовных школах, основное богословие… так вот, ни в одной из религий такого учения нет. Ни в исламе, ни в иудаизме, что уж вспоминать о язычестве, – во всех этих религиях упор делается на слепую, фанатичную веру. И только христианство находится в целостном, гармоничном единстве с наукой, с истинной философией, и на это единство обратили внимание великие отцы Церкви.

Поэтому, продолжая дело апостолов, продолжая дело отцов Церкви, мы должны умело нести слово Божие в разные круги населения, и прежде всего людям образованным. В свое время я получил образование в области физики, затем образование в области философии, затем образование в области православного богословия, и, пользуясь тем, что у меня есть некоторые познания в области естественных наук, я могу смело говорить, что никакого противоречия между христианством и науками – ни естественными, ни гуманитарными, ни историческими – не существует. И те проблемы, которые я кратко обозначил в нашей сегодняшней беседе, предваряющей цикл «Защита веры», получат дальнейшее развитие и объяснение в следующих наших встречах.

Источник

Апологетика

Апологе́тика (от греч. ἀπολογία – защита, заступ­ни­че­ство, оправ­да­ние) или Основ­ное бого­сло­вие – направ­ле­ние бого­сло­вия, ори­ен­ти­ро­ван­ное на: 1) отста­и­ва­ние досто­ин­ства хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, как един­ственно истин­ного, перед отри­ца­ю­щими это досто­ин­ство; 2) рас­кры­тие и защиту хри­сти­ан­ского веро­уче­ния при помощи средств, при­ни­ма­е­мых ино­вер­цами и неве­ру­ю­щими.

В общей апо­ло­ге­тике можно выде­лить три само­сто­я­тель­ных направ­ле­ния, условно обо­зна­ча­е­мых, как бого­слов­ская, исто­рико-фило­соф­ская и есте­ственно-науч­ная апо­ло­ге­тика.

Пер­во­на­чально гре­че­ским словом апо­ло­гия назы­вали речь защит­ника на суде в ответ на речь обви­ни­теля. С рас­про­стра­не­нием хри­сти­ан­ства стала акту­аль­ной задача глу­бо­кого обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ской веры перед лицом язы­че­ского мира, а также ее защита от напа­док и извра­ще­ний.

Эту задачу взяли на себя те хри­сти­ане, кото­рые были пре­красно зна­комы с фило­со­фией и рито­ри­че­ским искус­ством язы­че­ского мира. Во 2–4 вв. н. э. ими была осу­ществ­лена гран­ди­оз­ная работа по рас­кры­тию основ хри­сти­ан­ской веры перед обра­зо­ван­ными и вли­я­тель­ными слоями греко-рим­ского обще­ства. К ним отно­сят имена Ари­стона, Кодрата, Мели­тона, Ари­стида, Иустина Фило­софа, Тати­ана, Афи­на­гора, Мину­ция Феликса, Мель­ти­ада, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, Лак­тан­ция, Орозия, Авгу­стина и Тер­тул­ли­ана.

Одна из важ­ней­ших целей ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов была достиг­нута, когда Рим­ское госу­дар­ство, при Кон­стан­тине Вели­ком, при­знало закон­ность хри­сти­ан­ства (см.: Милан­ский эдикт 313 г.) Оно прочно вошло в хри­сти­ан­ское бого­сло­вие и стало опорой в борьбе с иска­же­ни­ями хри­сти­ан­ства (ере­сями) и анти­хри­сти­ан­скими лже­уче­ни­ями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *