что такое антропология кратко определение
Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.
Что такое антропология?
Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).
Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.
Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.
Объект и предмет изучения антропологии
Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.
Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.
Методы антропологии
В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:
История развития антропологии
Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Физическая (биологическая) антропология
Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.
В рамках физической антропологии существует три раздела:
Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Заключение
Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.
Значение слова «антропология»
[От греч. ’άνθρωπος — человек и λόγος — учение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Расоведение — один из основных разделов антропологии посвященный исследованию рас человека (проблемы классификации современных рас, их географическое распространение, историю формирования и т. д.).
АНТРОПОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. anthrōpos — человек и logos — учение]. Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
антрополо́гия
1. комплексная научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения человека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поразмышлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
АНТРОПОЛОГИЯ
Полезное
Смотреть что такое «АНТРОПОЛОГИЯ» в других словарях:
АНТРОПОЛОГИЯ — область научного познания, в рамках к рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. В совр. науке встречаются разл. варианты систематизации антропол. дисциплин. Так, к А. относят:… … Энциклопедия культурологии
АНТРОПОЛОГИЯ — (от греч. anthropos человек, и logos слово). Наука о человеке со стороны физической и духовной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОЛОГИЯ наука о человеке вообще, как по отношению к телу, так и… … Словарь иностранных слов русского языка
АНТРОПОЛОГИЯ — (anthropology) В буквальном смысле означает науку о человеке; в широком значении это слово использовалось в английском языке в течение нескольких веков. В XVIII и большей части XIX в. к антропологии в первую очередь относили исследования… … Политология. Словарь.
антропология — и, ж. anthropologie f. Учение о происхождении человека и его рас (религ. мифологич. и естественно научное), о физических и духовных особенностях человека. Сл. 18. Антропология наука о естестве человеческом вообще. Корифей 1 22. И, не будучи… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Антропология — (гр. antropos – адам және logos – ілім) – кең мағынада адамның шығуы мен дамуы туралы, оның табиғаты мен мәні туралы ілім. Ол негізінен әлеуметтік, медициналық, мәдени, теологиялық т.б. және философиялық антропология болып жіктеледі. Қазіргі… … Философиялық терминдердің сөздігі
АНТРОПОЛОГИЯ — англ. anthropology; нем. Anthropologie. 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. 2. Наука, изучающая… … Энциклопедия социологии
АНТРОПОЛОГИЯ — (от греч. anthropos человек и logos слово, учение), наука о человеке. С нач. 19 в. в определении А., её содержания и места среди др. наук наметились две осн. тенденции. Первая, уходящая своими корнями в систему взглядов франц. просветителей 18 в … Демографический энциклопедический словарь
антропология — Биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и человеческих рас. Иногда термин понимается расширительно как совокупность наук о человеке. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… … Большая психологическая энциклопедия
Антропология — Антропология ♦ Anthropologie Этимологически – познание (logos) человека (anthropos). Но термин выглядит достаточно туманным, как, впрочем, и само понятие. Имеется ли в виду философское познание? Или научное познание? Тогда в области какой… … Философский словарь Спонвиля
Антропология — * антрапалогія * аnthropology изучение развития человеческой расы, человеческого рода (род Люди). Термин используется в отшении всех людей во все времена и на всех уровнях проявления человеческих факторов. А. традиционно дистанцируется от других… … Генетика. Энциклопедический словарь
Что такое антропология?
Хотя история термина антропология восходит к началу 17 столетия, это вовсе не означает, что она возникла внезапно как продукт антропоморфизма и гуманизма, наступивших после эпохи теологического сознания. На самом деле этот термин (ta antropina) возник еще в античности и именно сложившиеся в этот период подходы в основном и определяют антропологические споры по принципиальным вопросам. Западная антропология может быть образно охарактеризована как аранжировка двух основных мелодий: человека характеризует способность к языку (говорящее существо – zoon logon echon) и способность к общественной жизни (политическое существо – physei politikon zonn).[1] Аристотель (384-322 гг. до н. э.) впервые употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы (в настоящее время этим занимается психология). С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось это понятие в теологии, психологии, философии и многих гуманитарных науках (искусствознание). История современной антропологии идет с конкретных научных школ и подходов, выросших из разработок американских и английских этнографов конца XIX – начала XX столетия, специализировавшихся на изучении так называемых «примитивных культур». Этнология и этнография – вот предметности, лежащие в основе антропологии. Объективная “туземная” реальность не укладывалась в научные европейские схемы. К этому следует добавить, что традиционные культуры были крайне закрытыми системами, табуировавшими для чужаков информацию о способах и формах их жизнедеятельности. Антропология на этом этапе развивалась автономно, даже противопоставляя себя порой другим дисциплинам, также занимавшимся изучением человеческого общества.[2]
Антропология возникла в силу необходимости методологического и теоретического осмысления многочисленных полевых наработок; общие вопросы о культуре, социуме, ментальности заставили антропологов обратиться и к более общим вопросам языка, мышления, символических систем. Наибольших успехов в XX веке профессиональные школы антропологов достигли в США и в Англии.
Антропология породила мощный пласт специфических дисциплин; когнитивная психология, психолингвистика, социолингвистика, этнопсихология. В России под антропологией до недавнего времени понимали преимущественно антропологию физическую, но, начиная с 1990-х гг., в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной и даже философской антропологии.
Физическая антропология
Классическими разделами физической антропологии являются: 1) учение об антропогенезе, 2) расоведение (этническая антропология), 3) морфология человека.
Расоведение (этническая антропология) занимается исследованием биологического сходства и различия географических рас Homo sapiens (Человека разумного), причин и времени их возникновения, а также значения для существования современного человека. Морфология человека изучает факторы и законы изменчивости биологической природы человека. Все разделы антропологии взаимосвязаны между собой. Морфология человека дает знание механизмов, которые обусловили возникновение особенностей человека. Расоведение использует информацию из области антропогенеза, касающуюся времени и места возникновения особенностей скелета, отличающих расы человека. Антропология по сути является классификацией временного и пространственного многообразия человека. Антропология необходима для построения научной картины мира и определения места человека в нем. Этногенез народов исследуется антропологами наряду с представителями общественных наук. Антропология доказывает несущественность для социальной жизни расовых отличий современного человечества. В антропологии развивается учение о конституции человека как совокупности индивидуальных морфологических и функциональных его особенностей. Антропометрические исследования находят применение в эргонометрических моделях, используемых для производства предметов личного потребления. Возрастная антропология и знание полового диморфизма человека необходимы для медицины.[6] С сер. 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).[7]
Философская антропология
Философская антропология — это часть философии, в которой осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, изучается его сущность и существование, отношения с миром. Антропология – понятие, обозначающее «человековедческий» аспект той или иной науки, соотнесенность той или иной области знания с проблемой человека. Особенно выделяется философская антропология. Философская антропология сложилась в самостоятельную дисциплину поздно, лишь в эпоху Возрождения 1 в трудах Фичино («Theologica platonica», 1474), Ландино («Disputationes Camaldulenses», 1480), Пико делла Мирандолы («De hominis dignitate oratio», 1486), Бовиллуса («De sapiente», 1510), Бруно («Degli eroici furori», 1585) и др.[8]
Общим для представителей «философской антропологии» является стремление к целостному рассмотрению человека, единому объяснительному принципу его органических особенностей, душевно-эмоциональной сферы, познавательных способностей, социальности. «Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину, сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование, во всей его полноте, определяет место и отношение человека к его окружающему миру»[11].
Попытка создать единую программу познания человека принадлежит немецкому философу Максу Шелеру (1874-1928). Этому посвящена его незавершенная работа по философской антропологии «Место человека в космосе» (1927). Работа Шелера не стала последним словом «науки о человеке», но космологический подход и масштаб, заданные Шелером, сделали его родоначальником и классиком этой дисциплины. «Оттесненная в послевоенное время экзистенциализмом, Философская антропология в 60-70-х гг. вылилась в широкое идейное движение, претендующее на теоретическое осмысление и истолкование современного знания о человеке, на достижение нового филос. понимания природы человека (прагматизм, глубинная психология, структурализм)»[12]. Экзистенциалисты указывали на отсутствие у антропологии собственной концепции бытия, где проблема человека является лишь одной из составляющих философского познания мира.
«Особое значение для понимания человека в рамках современной философской антропологии имеет принцип «негативности». В отличие от классических философских парадигм специфика каждой конкретной личности, как и сущность человека как родового существа, объясняется здесь влиянием не столько позитивных (в идеологическом, оценочном смысле) форм культуры и социальной жизни, сколько различных «негативных» факторов – социальной не востребованности, душевного страдания, потери личностной идентификации, родовой ущербности, чувства неполноценности, болезни и т.д. В зеркале негативных форм своего собственного существования человек получает новый содержательный опыт самопознания, и на его основе строит свою последующую жизнедеятельность …Разумеется, Шелер совершенно прав, критикуя в «Положении человека в космосе» не только классическую, но также и «отрицательные» теории человека. Негативный принцип не может быть главным, универсальным объясняющим инструментом. Общая концепция человека должна непременно включить в себя также и механизм позитивной детерминации. Но задача обоснования динамического источника «энергетики», создающей исходную глобальную антропологическую активность человека, вполне может быть реализована на его методической основе»[13]. Метод самопознания человека в современной антропологии стал доминирующим. Вследствие своей «продуктивности»: с его помощью возможно объяснение любых проблем индивида.
Развитие специальных (биологического, социологического, этнографического и др.) дискурсов о человеке вовсе не имеет того рокового для философской антропологии значения, как об этом говорят сами представители конкретных наук. На самом деле большие философы всегда учитывали научные открытия, а крупные ученые интересовались философией. Например, трудно сказать чему больше обязана теория Дарвина социальным идеям или биологическому материалу. Таким образом речь должна идти о взаимодействии о поиске более эффективных форм дополнительности философско-антропологического и конкретного (естественнонаучного и гуманитарного) дискурсов.[14]
Культурная антропология
Культурная антропология – это направление в развитии антропологических исследований, в которых в качестве основы полагается анализ культуры (ее исторических форм, ее общего генезиса, ее структурных особенностей и т. п.).
Особое значение для антропологических исследований анализ культуры имеет в тех случаях, когда закрыт непосредственный доступ к тем структурам, в которых функционирует человек; это относится либо к исчезнувшим структурам, т. е. к общественным системам, существовавшим в прошлом, либо к примитивным («закрытым») сообществам, которые, как правило, недоступны для непосредственного вхождения в них человека цивилизованного общества.
Первый тип исследований до сих пор в основном осуществляется историками, которые, не ограничиваясь фиксацией событийной стороны тех или иных эпох, пытаются обозначить общие составляющие культурного развития эпохи и через них показать специфику бытия человека. Одними из первых примеров такого рода исследований являются исторические труды Л. П. Карсавина (например книга «Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках, преимущественно в Италии», 1915). В 20-30-е годы по этому пути пошли многие западные историки, культурологи и, отчасти, философы. Среди самых известных трудов, созданных в этом направлении: Й. Хёйзинга «Осень средневековья», М. Дворжак «История итальянского искусства в эпоху Возрождения», М. Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья» и др. Во второй половине 20 века особенно большую известность приобрели выполненные в этом духе работы М. Фуко («История безумия в классическую эпоху» «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» и др.).
Дальнейший крутой поворот в антропологии связан с деятельностью К. Леви-Стросса, который существенно обогатил эту науку как фактическими данными этнографии, так и новым методом, который он назвал структурным. Данный метод имеет не только техническое, инструментальное значение, но радикально изменяет мировоззрение, так как обращает внимание исследователя не столько на содержание мифов, обрядов, обычаев и др. форм миропонимания, сколько на выяснение структуры отношений, образующих специфику коммуникативных связей первобытных людей. Их необычность объясняется не воображением и фантазией или некими кровожадными инстинктами, а своеобразием структур родства и способов освоения природы. Например, разного рода табу выступают как нормы, регулирующие отношения людей. Не только работы Леви-Стросса способствовали глубоким изменениям проблематики и методологии философской антропологии, которая до сих пор искала ответ на вопрос о сущности человека в исследовании взаимодействия духовного и телесного, в соединении результатов биологии и наук о духе. В Германии основатели Франкфуртской школы, творчески развивавшие идеи К. Маркса, критически относились к пионерскими работам в области философской антропологии. В сущности аргументы Хоркхаймера состоят в том, что антропология, говоря словами Гегеля, имеет дело с неразвитым самосознанием, не владеющим Идеей. Главный упрек заключался в том, что антропология, указывающая на фиксированную природу человека, становится тормозом исторического развития. После войны эти аргументы развил Ю. Хабермас, который выдвигал в качестве основных динамических характеристик истории способность человека к критической рациональности и открытой демократии и считал антропологический догматизм, выражающийся в ориентации на вечные природу или идею человека, опорой политического догматизма.[15]
Наконец, последним и самым современным направлением в рамках культурной антропологии является использование анализа отдельных феноменов современной культуры с целью выявления особенностей бытия современного человека. В силу сложности современной культуры взгляд исследователей концентрируется на особенно выразительных и специфичных культурных феноменах, характерных именно для современной постиндустриальной культуры: кинематограф, мода, реклама, техносфера, виртуальная реальность и т.п.
Предмет, задачи, методы антропологии
Антропологи располагают большим набором методов исследования, часть которых была заимствована ими из других соц. научных дисциплин. Исключительно антропологическим методом являются полевые исследования, которые предполагают проживание исследователя в изучаемом им обществе на протяжении продолжительного периода времени; участие, насколько это возможно, в его повседневной жизни; наблюдение за такой жизнью даже тогда, когда исследователь не может принимать в ней активное участие, и интервьюирование членов этого общества не только как конкретных людей, изучаемых с определенными целями, но и как информантов – т. е., носителей информации об обществе, его повседневной жизни и верованиях. Главным методом, отличавшим антропологию от других общественных наук, стал метод “включенного наблюдения”, который в то время оказался единственно адекватным изучаемому объекту и который и по сей день остается наиболее принципиальным для антропологии, потому что он дает исследователю возможность проникнуть в тайны “туземных” культур путем преодоления отчужденности их носителей. Этот метод требует от ученого умения стать “своим”, что открывает ему доступ к получению необходимых научных сведений путем наблюдения за повседневной жизнью и деятельностью людей. В этой своей ранней ипостаси антропология более известна как этнография.[16]
Антропологическая теория связана с попытками объяснения истории культуры. В основе большинства таких теорий лежит понятие эволюции, принимающее разнообразные и порой неожиданные формы. Антропологи XIX в. рисовали слишком упрощенную картину развития культуры как последовательного прохождения через ряд взаимосвязанных стадий. В начале XX в. этот подход уступил место функционализму, изучающему, каким образом отличительные черты, присущие успешно развивающейся культуре, поддерживают и обусловливают друг друга. Психологи могут обнаружить сходство идей, лежащих в основе работ функционалистов, с идеями многих психол. теорий, и поэтому не вызывает удивления то обстоятельство, что некоторые исследователи-антропологи находили полезным для себя использовать понятия бихевиоризма и психоанализа при разработке своих объяснений культуры. Менее четкая связь с психологией и порой даже уклонение от обращения к психол. теории отличает два др. антропологических подхода: диффузионизм, занимающийся разработкой систематического знания о распространении и передаче культурных особенностей от одного общества к другому, и когнитивную, или структурную антропологию, которая рассматривает культуру как сеть смыслов и значений, подлежащих интерпретации.
Определить, какие существующие ныне теории антрополог будет использовать. Для антропологии очень важно знать, какие понятия разных дисциплин она позаимствует. Также она должна указать, какие из выбранных понятий будут иметь статус аксиоматических. Данное обстоятельство весьма важно и следует из редукционной идеи антропологии. Аксиоматическими понятиями могут считаться, например, «молекула вещества», «химическая реакция», «биологическая клетка», «время», «внешнее раздражение». Все остальные понятия разделим на две группы: а) локально-аксиоматические; б) выводимые. Локально-аксиоматическое понятие является изначальным для той дисциплины (частной теории), откуда оно взято, но не является таковым для антропологии. Например, фрейдистское понятие «бессознательное» есть локально-аксиоматическое понятие. Понятие, которое не есть аксиоматическое, ни локально-аксиоматическое, есть выводимое понятие (например, «ужас»). По нашему мнению, базовыми дисциплинами для антропологии в обязательном порядке должны служить: Анатомия (структура и функция органов тела; антропология ведь изучает не только психику (если угодно, душу), но и тело); Эндокринология (гуморальная регуляция высшей нервной деятельности); Нейрофизиология (рефлекторная дуга, строение мозга); Этология и бихевиоризм (поведенческие акты у человека и животных); Гештальт-психология (вербальные и невербальные образы); Психоанализ (учение о высших психических функциях); Психиатрия (структура человека узнается также по следствиям, возникающим из отсутствия того или иного компонента); Палеопсихология и археология (нам важно знать через быт древних людей их самих); Сравнительное религиоведение (каков мир символов, в котором также живет человек?). Сгруппировать используемые понятия. На вербальном уровне решить эту задачу несложно, поскольку уже есть соответствующие наработки в избранных антропологом дисциплинах. Однако предстоит титанический труд по их приведению к унифицированному математическому образцу. В рамках концептуального моделирования это означает разработку концептуальных схем. Необходимо подчеркнуть, что важнейшую роль здесь играет искусство герменевтики, сочетанное со строгим логическим подходом. Обширность поля деятельности такова, что даже естественные науки, например, химия не имеют собственной, надлежащим образом формализованной концептуальной схемы (модели).
Антропологи приложили много усилий, чтобы понять значение ритуалов, мифов, магических обрядов и др. культурных феноменов и описать связанные с ними способы мышления. Подобно литературным критикам, пытающимся понять конкретное художественное произведение, они в большей степени тяготеют к тщательному изучению конкретного материала и его контекста, нежели к абстракции и созданию общей теории. Поэтому результатом таких исследований, как правило, является детальное истолкование имеющегося конкретного набора фактов в отношении конкретного общества, а не теория, претендующая на универсальную валидность, и это истолкование поддается эмпирической проверке отнюдь не легче, чем интерпретация художественного произведения литературным критиком. Однако когнитивные антропологи затрагивают такие аспекты мышления, которым когнитивные психологи уделяют мало внимания, и появляющиеся в этой области публикации вносят ценный вклад в изучение человеческого мышления.
Антропологическое знание является преимущественно продуктом XX в. Однако со временем возможностей для полевых исследований дописьменных обществ, особенно тех, которые еще не претерпели радикальных изменений в результате взаимодействия с индустриальными обществами, остается все меньше. Методы и теории, разработанные антропологами, в настоящее время все чаще применяются в ходе исследований нашего собственного и других индустриальных обществ.
[1] Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории / СПб.: Издательство «Лань», 1997.
[2] Бочаров В.В. Антропологическая наука и общество. Журнал социологии и социальной антропологии. 2000 год, том III, выпуск 1.
[3] Бочаров В.В. Антропологическая наука и общество. Журнал социологии и социальной антропологии. 2000 год, том III, выпуск 1.
[4] Емельянов Ю.Н. О номинации дисциплины и ее научном аппарате // Основы культуральной антропологии. СПб., 1994. с. 6–7
[9] Шелер М. Место человека в космосе. — Проблема человека в западной философии. М., 1988.
[10] Плеснер Г. Ступени органического и человек. — Проблема человека в западной философии. М., 1988.
[11] Универсальный словарь иностранных слов. – М.: Вече, 2000.
[12] Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. 1983, С. 735.
[13] Чечулин А. В. Негативная антропология. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена 1999, С.36-37.
[15] Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории / СПб.: Издательство «Лань», 1997.
[16] Бочаров В.В. Антропологическая наука и общество. Журнал социологии и социальной антропологии. 2000 год, том III, выпуск 1.