что такое антропогика в педагогике определение кратко
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
В Педагогической антропологии выделяют два направления. Наиболее развито направление, которое рассматривает Педагогическая антропология как интегративную науку, обобщающую различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения, служащую основанием педагогической теории и практики, методологическим ядром педагогических наук. В этом значении Педагогическая антропология ориентирует педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода, который предполагает соотнесение любого знания об образоват. явлениях и процессах со знаниями о природе человека, связывает получение педагогического знания методом, обеспечивающим интеграцию человека в педагогику, опирается на антропологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблем становления и развития личности.
Педагогическая антропология как самостоятельная отрасль знания стала разрабатываться К. Шмидтом в Германии и К.Д. Ушинским в России в 1860-х годах. Ушинский в своём фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» исходил из того, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (Педагогические сочинение М., 1990. Том 5. Страница 15).
Другое направление Педагогической антропологии оформилось в Западной Европе в середине XX века на основе синтеза теоретико-педагогического, философско-антропологического и гуманистического знания. Это направление получило развитие преимущественно в ФРГ, Австрии и Швейцарии (О.Ф. Больнов, Й. Дерболав, Г. Рот, А. Флитнер, Г. Цдарцил).
Оба направления Педагогической антропологии часто присутствуют в работах одних и тех же авторов в различных исследовательских контекстах.
Дополнительная литература:
Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М., 2003;
Грешилова И.А. Педагогическая антропология: философско-культурологическое основание. Чита, 2008;
Козырева О.А. Категории психолого- педагогической антропологии. Новокузнецк, 2008.
Антропологический подход в педагогике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и значение антропологического подхода в воспитании
Антропологический подход в педагогике развивался на протяжении ряда лет. Он остается актуальным и в современном обществе. Текущей тенденцией развития в сфере педагогики является применение этого подхода. Этот подход возник в конце 60-ых – начале 70-ых годов 20-го столетия.
Антропологический подход основывается на принципе антропологического обоснования образования и воспитания. Педагогическая антропология была наполнена смысловым и содержательным значением К. Д. Ушинским. Появление этого понятия связано с переосмыслением основных взглядов и подходов в учебно-воспитательной сфере деятельности. Он связан с переходом к гуманистической направленности воспитания и переориентации воспитательного процесса на личностный приоритет.
Педагогическая деятельность представляет собой процесс, имеющий целостный и нерушимый характер и способный оказать целостное, комплексное воздействие на развитие чувственной и волевой сферы личности человека, совершенствование всех сторон его развития: физической, духовной, нравственной, являющихся взаимосвязанными и взаимозависимыми. Огромное значение в педагогической антропологии отводится развитию самостоятельности и выбору сферы деятельности.
Антропологический подход занимает ведущее место в педагогической науке, а антропологическое знание является фундаментом профессиональной подготовки педагога. Педагогическая антропология продолжает развиваться и совершенствоваться в виде отрасли человековедения. Она выполняет функцию комплексного знания о ребенке, как организме, имеющем целостное структурное строение и выступающем полноправным участником воспитательного процесса.
На современном этапе развития, антропологический подход связан с защитой и принятием воспитанника в роли субъекта воспитания, которое организуется посредством создания условий для оптимального применения методик и технологий воспитания, позволяющих учащимся принимать активное участие в воспитательном процессе и способствовать его преобразованию. В этом процессе, учащийся постигает себя, как личность с индивидуальными качествами, являющуюся целостной структурой и развитой системой. Это позволяет рассматривать человека как существо, воплощающееся в гармонии социального и биологического бытия.
Готовые работы на аналогичную тему
Антропологический подход рассматривает воспитательный процесс как способ существования и развития личности, при котором самореализация и самоутверждение осуществляются посредством свободного выбора действий, через волевое становление, внимание, восприятие, умение справится с трудностями, препятствиями и противоречиями на основе протекания мыслительной деятельности.
Рисунок 1. Антропологический подход к воспитанию личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функциональное значение антропологического подхода в педагогике
Антропологический подход на современном этапе общественного развития применяется для поиска новых путей и направлений развития педагогического знания, а также совершенствования учебно-воспитательной деятельности.
Для понимания значимости и важности использования антропологического подхода следует рассмотреть его основные функции. К ним относятся:
Комплекс функций антропологического подхода представляет собой методологический фундамент теоретического концептуального учения и практики образовательной деятельности.
Антропология педагогическая
Смотреть что такое «Антропология педагогическая» в других словарях:
Антропология педагогическая — составная часть педагогики (наряду с философией педагогики и теорией воспитания), посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого. Как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания педагогическая антропология… … Педагогический терминологический словарь
Педагогическая антропология — 1. самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и… … Педагогический терминологический словарь
Антропология — (гр. – наука о человеке) – это наука о человеке как органической части мироздания, его происхождении и развитии. Основной мировоззренческой категорией антропологии является «человек» в его целостности и гармонической единстве всех составляющих.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Антропология — (греч. antropos человек) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — направление в теоретич. педагогике и человекознании, возникшее в Зап. Европе после 2 й мировой войны. наиб. развитие получило в Германии, что было обусловлено поиском выхода из кризиса системы социальных и воспитат. ценностей и необходимостью… … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогическая антропология — наука о более полном, целостном, системном представлении о человеке как предмете воспитания, образования и обучения, это система знания о его развитии под влиянием конкретных образовательных систем. Педагогическую антропологию занимают вопросы… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Педагогическая антропология — педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Антропогогика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность антропогогики, ее предмет и объект
Антропогогика – это раздел педагогической науки, занимающийся изучением процессов обучения, воспитания и развития личности на всем ее жизненном пути.
Антропогогика занимается исследованием сущностного развития личности в интерпретации ее участия в воспитательном и образовательном процессах. Она характеризует положение человека в образовательном пространстве. Посредством данной научной области удается найти осознанный подход к построению воспитательного процесса и его структуре в соответствии с природными качествами личности.
Антропогогика представляет собой теоретические концепции, педагогической ориентации, основанные на данных наук, занимающихся изучением личности и ее пространственного функционирования.
Данная отрасль нацелена на исследование процессов построения взаимоотношений в человеческом мире, исходя из природной специфики его развития, отражая возможности накопления и передачи опыта между поколениями, выявление принципов организации данного процесса и развитие категориального инструментария.
Объектом исследования антропогогики являются человеческие взаимоотношения, построение системы коммуникаций между людьми в образовательной сфере.
Предметом исследования педагогической антропогогики является человеческая личность, находящаяся в стадии социального становления и развития, посредством воспитательного воздействия. Изучается то, каким образом процесс воспитания способствует социализации личности, механизмы реализации этого процесса и стадии его прохождения. Также, предметной областью исследования выступают источники развития и саморазвития, личностной динамики, которые рассматриваются через призму педагогического целеполагания т.е. наличия научно обоснованных целей организации педагогического процесса.
Готовые работы на аналогичную тему
Антропогогика занимается изучением всех этапов реализации учебно-воспитательной деятельности в разных возрастных периодах личности. Она исходит из того, что на протяжении всей жизнедеятельности человек должен развиваться, саморазвиваться и обучаться. Процессы воспитания и обучения сопровождают весь жизненный путь человека. Воспитание является незыблемым элементом человеческого бытия. В этой связи педагогический процесс является достаточно сложным и многогранным. В процессе взаимодействия педагога и воспитанника оба занимают субъектную позицию, что приводит к координальной смене педагогического мышления.
Кроме того, антропогогика исследует все периоды получения знаний личностью, ее обучение:
Задачи антропогогики
Поскольку, целевым назначением антропогогики является выявление закономерностей воспитания и обучения личности на каждом возрастном этапе ее развития, исходя из природного потенциала, а также определение принципов и механизмов организации функционирования процессов воспитания и обучения, то оно предполагает постановку ряда задач, выполнение которых ориентируется на достижение цели. К ним относятся:
Принципы антропогогики
На основе методологических положений организации функционирования взаимодействия с личностью устанавливаются следующие ведущие принципы антропогогики:
Антропологический подход к воспитанию
Содержание
Становление Антропологического подхода к воспитанию за рубежом
Антропологический подход к воспитанию имеет давнюю историю и прослеживается с древних трудов философов, психологов и педагогов. Ещё Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, обосновывая свои взгляды на воспитание человека, упоминали о необходимости учёта человеческой природы и её изучения. Однако это ограничивалось ссылками на природу и трактовкой её тем или иным мыслителем. Впервые системно поставил вопрос о необходимости изучения природы человека в связи с задачами его воспитания основоположник научной педагогики Я. А. Коменский. Он считал необходимым согласовать природу человека и воспитательные влияния на него. В его трудах это выразилось в принципе природосообразности воспитания. По мнению Я. А. Коменского, в результате реализации этого принципа в практике воспитания облагораживается и совершенствуется самая природа воспитания. Однако природосообразность в трудах педагога является весьма абстрактным соответствием педагогических средств законам духовной жизни человека и общим законам природы. Идеи, выдвинутые им, являются важнейшим базисом антропологического подхода к воспитанию, поскольку обосновывают эффективность воспитания и обучения при условии их природосообразности.
В дальнейшем многие выдающиеся мыслители разрабатывали антропологический подход к воспитанию.
Выдающийся французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо настаивал на необходимости природосообразности воспитания. При этом, главной задачей он считал развитие заданных природой свойств и качеств человека не под влиянием культуры, а под влиянием естественных природных условий.
Выдающийся философ И. Кант написал свою «Антропологию». В ней он пытается систематизировать и обобщить знания о человеке и представить свою позицию. Философ обосновал необходимость педагогики. По его мнению, она позволяет воспитывать менее совершенными людьми более совершенных. Орудием воспитания он считал культуру моральных чувств и культуру мышления. Большой вклад в антропологический подход к воспитанию внёс Г. Ф. В. Гегель. Разработанная им феноменология духа объединила воспитание человечества с развитием и совершенствованием конкретного индивида. Он считал, что человеческое в человеке формирует дух его народа — история, воплощённая в языке, нравах, религии, политическом строе и др. Однако, такое саморазвитие недостаточно. Необходима работа духа воспитуемого. Важнейшим фактором воспитания он видел самосовершенствование.
Чётко прослеживается антропологический подход в трудах Л. А. Фейербаха. Он рассматривал общественные явления сквозь призму антропологии. В разработанной им теории познания утверждается сила человеческого разума. Он показывает, что с помощью теоретического мышления человек может достичь больших успехов в познании мира.
На рубеже XVIII—XIX веков активизировалась педагогическая мысль, и вопросы антропологического обоснования педагогического знания стали интенсивно разрабатываться.
И. Г. Песталоцци в своей педагогической системе выдвигал необходимость соответствия воспитательных мер и природы человека. Он считал необходимым осуществление воспитания с учётом законов вечного саморазвития человека. Несмотря на то, что система И. Г. Песталоцци была эмпирической, он всегда указывал на необходимость естественнонаучного и психологического обоснования педагогического воздействия.
Одну из первых попыток подвести под педагогику философский и психологический фундамент осуществил И. Ф. Гербарт. По его мнению, без привлечения к педагогике наук о человеке, без её «антропологизации» вряд ли возможно научно обработать её основные понятия и создать стройную и развитую теорию воспитания человека. Сама постановка и попытка решения проблемы о необходимости разработки теории воспитания на антропологической основе имела большое значение в истории педагогики. Однако, поскольку теория И. Ф. Гербарта основывалась на метафизике и отрицала многие данные физиологии, она не могла стать продуктивной основой для дальнейшего развития педагогики.