что такое анкетирование в педагогике

Анкетирование как метод сбора педагогической информации

что такое анкетирование в педагогике. Смотреть фото что такое анкетирование в педагогике. Смотреть картинку что такое анкетирование в педагогике. Картинка про что такое анкетирование в педагогике. Фото что такое анкетирование в педагогике Наташа Петрущак
Анкетирование как метод сбора педагогической информации

Мониторинг – определение качества образования. Это не отменяет контроль и руководство.

Существует несколько методов. Один из них – опрос.

Есть два вида опороса: анкетирование, интервьюирование.

Проводится для сбора информации по качеству образования. Второе направления – эффективность использования каких-то педагогических технологий.

Есть также анкетирование в социологическом и психологическом аспекте.

Возник в 19 веке от фр. «список вопросов».

АНКЕТИРОВАНИЕ – это тематически связанные между собой вопросы открытого или закрытого типа, определенным образом упорядоченные, включающие вопросы демографического характера (семейное положение, образование)

Анкетирование должно быть единым целым, а не просто набором вопросов.

+ Анкетирования:

1. анонимность, что влияет на степень откровенности.

2. массовый характер сбора информации, отсюда – легкость подсчета, если анкета составлена правильно.

3. анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося других лиц.

По времени: 30- 40 минут продолжительность заполнения.

Перед тем как проводить массовое анкетирование, проводится пробное пилотирование. Запускается на одну группу, после исправляются промахи, ошибки, дополняем анкету по необходимости.

СТРУКТУРА АНКЕТЫ

Анкетадолжна состоять из 3 частей:

Вступительная часть – настраивает на то, чтобы человек захотел участвовать в анкетировании. Указывается, какая организация это проводит, кто проводит. Определяется цель опроса. Заполнение анкеты должно быть очень четким.

Анкета должна быть корректной. Если анкета направлена на какие-то личностные стороны, должно быть обращение («Информация, которую вы дадите – анонимная»).

Основная часть – вначале идут контактные вопросы. Самые легкие из предложенных, вводят в проблему, не требуют особого размышления.

Цель: заинтересовать респондента.

В середине анкеты – самые трудные, ключевые вопросы. Если вопросов много, можно разбить их на блоки.

Заключительная часть похожа на вступительную. Вопросы более простые.

Включает вопросы демографического характера: возраст, профессия, образование, социальное положение. Не обязательно загружать «паспортичку». Необходимо всегда исходить из конкретной ситуации.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИ АНКЕТ.

1. Нарушение общей структуры.

2. Отсутствие четких целей.

3. Громоздкая анкета. Очень много вопросов и не все соответствуют основной цели.

4. Опосредованное влияние на мысли респондента.

5. Невалидность (человек не может среди предложенных ответов выбрать подходящий).

6. Не продумывание шкал. Есть шкалы номинальные, есть – порядковые.

7. Часто в ответах стоит «не знаю». Это должно быть исключением.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТЫ

Вопросы анкетымогут выделяться по форме:

Вопросы разделяются по конструкции:

Вопросы разделяются по содержанию:

? о фактах, о знаниях;

, отражающие внутреннее состояние и отношение.

Закрытые вопросы – это такие вопросы, когда приводится несколько вариантов ответов (подчеркнуть выбранный вариант)

Когда не рекомендуется использовать: при начальной стадии проблемы.

Лучше использовать полузакрытые: перечень ответов + последняя строчка «ваш вариант», «иное».

Открытый вопрос не предполагает жестких вариантов.

Опосредованные вопросы. Они сформулированы таким образом, когда есть возможность высказаться с позиции целой группы или коллектива. Используются когда надо выявить отношение к каким-либо негативным явлениям. При этом вопросы формулируются таким образом, чтобы звучало отношение к явлению не самого респондента, а его знакомых, других родителей.

Дихотамические – это вопросы, которые носят взаимоисключающий характер (да-нет, выбрать один из вариантов).

Поливариантные вопросы – предполагают выбор одновременно нескольких вариантов. (пролангирование – отметьте в порядке значимости)

1. Обычный вопрос с вариантами ответов, но эти ответы уже являются шкалами (всегда, редко)

2. Использование шкалы в виде таблицы.

Вопросы- иллюстрации. Используются очень редко. Включают рисунок, который отображает ситуацию. Если анкетируют женщин, то на рисунке тоже должна быть женщина.

Положение о системе внутреннего мониторинга по качеству развивающей среды в ДОУ МАДОУ «Детский сад №409» г. Перми I. Общие положения 1. Положение о мониторинге МАДОУ «Детский сад № 409»разработано в соответствии с Законом.

Система мониторинга образовательного процесса В нашем детском саду переходят на новые стандарты. Стали разрабатывать мониторинг (диагностика). Что такое образовательный мониторинг?Это.

Источник

Педагогика

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

Анкетный опрос – это метод педагогического исследования с помощью анкет. Анкета – упорядоченный по содержанию и форме набор заданий, подготовленных в виде опросного листа.

Анкетирование применяется в педагогике для сбора первичных данных и, в отличие от интервью, может осуществляться заочно. Содержание вопросов и способ ответов на них заранее планируются.

Надежность данных анкетного опроса зависит от следующих условий:

— соответствие вопросов программе исследования, его задачам;

— изъятие «лишних» и отбор необходимых вопросов;

— соблюдение правил развития темы:

в начале – простые вопросы, касающиеся событий и фактов;

далее – более сложные вопросы (мнения, оценки);

еще дальше – наиболее сложные (выбор решений, ответы в свободной форме);

под конец – снова простые вопросы о демографических данных;

— ясности формулировки вопросов, их однозначности;

— четкость вариантов ответа (в закрытых вопросах);

— достаточного пространства для ответов на открытые вопросы;

— однозначности всех элементов выбора во времени, частоте событий, согласия или несогласия («да» или «нет») с предложенными вариантами ответов;

— отсутствии каких-либо намеков на желаемый ответ;

— наличии контрольных вопросов;

— наличии комбинаций прямых и косвенных, личных и неличных вопросов.

Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями:

1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц (так определяется устойчивость информации);

2) контролем данных анкетного опроса другими методами: опросом третьих лиц, наблюдением, анализом доступных документов.

Анкетный метод является весьма экономным, что дает возможность анализировать и обрабатывать данные с помощью статистики. Он применяется в педагогике только в комбинациях с другими методами.

Содержание вопросов. Среди различных по содержанию вопросов, которые используются в беседах, интервью и анкетах, можно выделить несколько типов.

1. Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и положении опрашиваемого (возраст, образование, профессия и тому подобное). Эти сведения нередко воспринимаются опрашиваемыми как личные. Вот почему в ходе интервью большинство таких вопросов задается, как правило, под самый конец, когда между интервьюером и опрашиваемым налажен определенный контакт.

2. Вопросы, выявляющие прошлые или сегодняшние факты поведения. Здесь имеются в виду вопросы о тех или иных действиях как самого опрашиваемого, так и других лиц.

3. Вопросы, выявляющие отношение к фактам, отношений, мотивов и норм поведения. Здесь получить достоверную информацию труднее. Ни для кого не секрет, что возможно существенное различие между ответом опрашиваемого на вопрос, что он сделал бы в такой-то ситуации и его действительным поведением. Сталкиваясь с вопросами подобного типа, опрашиваемый чаще, чем в предыдущих случаях, ведет себя неискренне или уклоняется от ответов.

4. Вопросы, выявляющие интенсивность мнений и отношений.

Источник

Опросные методы в педагогическом исследовании

что такое анкетирование в педагогике. Смотреть фото что такое анкетирование в педагогике. Смотреть картинку что такое анкетирование в педагогике. Картинка про что такое анкетирование в педагогике. Фото что такое анкетирование в педагогике Олеся Исаева
Опросные методы в педагогическом исследовании

Значение методов опроса в психологии и педагогике тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы (психолого-педагогические процессы и явления) исследовательской информацией, и чем менее эта сфера доступна непосредственному наблюдению. Вместе с тем, методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими методами психолого-педагогического исследования. [8, с. 64]

Широкое применение методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево.

Среди недостатков методов опросаможно указать следующие:

во-первых, субъективность получаемой информации (респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них);

во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности («выборки», интерпретации данных;

в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.

Различают следующие виды опроса: сплошной и выборочный; индивидуальный и групповой; очный и заочный; гласный и анонимный.

Общие требования, предъявляемые к опросным методам: соответствие вопросов целям и задачам исследования; адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов; нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов; доступность и понятность вопросов; самостоятельность ответов; доверительная психологическая обстановка при опросе.

Рассмотрим основные опросные методы и способы их применения в научно-педагогическом исследовании.

1. Опросные методики в педагогических исследованиях

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.

Практика психолого-педагогических исследований выработала определенные правила применения метода беседы: беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой; формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника; подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы; избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника; вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям; не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии; выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.

Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящего исследования и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера, с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. [7, с. 83]

Интервью имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними состоит в форме контакта.

При анкетировании общение исследователя и опрашиваемого опосредуются анкетой. Вопросы, содержащие в ней, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно в пределах, имеющихся у него знаний. Он формирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который указан в тексте анкеты, либо объявлен лицом, проводящим опрос. При проведении интервью контакт между исследователем и человеком-источником информации осуществляется при помощи специалиста (интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные программой исследования, организует и направляет беседу с респондентами, а также фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

В этом случае явно выявляются следующие преимущества интервью:

во-первых, в ходе работы с опрашиваемым удается учесть его уровень подготовки, определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам, зафиксировать его интонацию и мимику;

во-вторых, появляется возможность гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов;

в-третьих, можно поставить дополнительные (уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и т. п.) вопросы;

в-четвертых, приближенность интервью к обыденному разговору способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;

в-пятых, интервьюер может вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу. [5, с. 29]

В качестве основного недостатка этого метода следует выделить большую трудоемкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.

По цели, которую стремиться реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов.

Целесообразно,чтобы анкета включала в себя три смысловые части:

1. Вводную, содержащую цель и мотивировку анкетирования, значимость участия в нем респондента, гарантию тайны ответов и четкое изложение правил заполнения анкеты;

2. Основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответ;

К разработке анкеты исследованияцелесообразно предъявлять следующие основные требования:

1) апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности (валидности, поиска оптимального варианта и объема вопросов;

2) разъяснение перед началом опроса его целей и значения для результатов исследования;

3) корректная постановка вопросов, предполагающая одновременно уважительное отношение к респондентам;

4) оставление возможности анонимных ответов;

5) исключение возможности двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и иностранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;

6) следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценить несколько фактов сразу или высказать мнение о нескольких событиях одновременно;

7)построение анкеты по принципу: от более простых вопросов к более сложным;

8) избегать многословных, длинных вопросов и большого количества предложенных вариантов ответов на них, так как это затрудняет восприятие и увеличивает время на их заполнение;

9) постановка вопросов линейным (каждый последующий вопрос развивает, конкретизирует предыдущий) и перекрестным (ответ на один вопрос проверяет достоверность ответа на другой вопрос) способами создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и желание давать искренние ответы;

10) предусматривать возможность быстрой обработки большого количества ответов с использованием методов математической статистики. [8, с. 51]

Опыт проведения опросов свидетельствует о том, что ответы даются содержательнее и полнее, когда анкета включает небольшое количество вопросов (не более 7-10). При составлении анкеты используются несколько вариантов построения вопросов. Это открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, а также вопросы-фильтры.

Открытыми называют вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести их в специально отведенные для этого места в анкете или в специальном бланке. Такие вопросы используют в тех случаях, когда исследователь стремиться привлечь опрашиваемого к активной работе по формированию предложений, советов по какой-либо проблеме или когда не совсем ясен набор альтернатив по задаваемому вопросу.

Закрытыми называются вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Они используются в тех случаях, когда исследователь четко представляет себе, какими могут быть ответы на вопрос, или когда надо оценить что-либо по определенным, важным для изучения признакам и т. д. Преимуществами закрытых вопросов являются: возможность исключить неправильное понимание вопроса, сопоставить ответы различных групп респондентов, а также простота заполнения анкеты и обработки полученных данных.

Полузакрытый вопрос отличается от закрытого тем, что кроме предложенных вариантов ответов, имеется своеобразная строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Это делается в тех случаях, если исследователь не уверен, что для выражения своего мнения опрашиваемому будет достаточно списка возможных альтернатив.

Довольно часто в анкетах используются вопросы-фильтры. Они состоят одновременно как бы из двух вопросов: сначала выясняется, относится ли опрашиваемый к определенной группе или известен ли ему факт (явление, о котором пойдет далее речь. Затем респондентам, ответившим утвердительно, предлагается высказать свое мнение или оценку факта, события, свойства.

Анкетный опрос доступный, но и наиболее беззащитный от всякого рода субъективистских «рифов», метод исследования. Его нельзя абсолютизировать. Исследователю целесообразно прибегать к нему лишь в случаях, когда возникает необходимость выявить мнение большого количества незнакомых ему людей. Иначе говоря, нельзя подменять изучение реальных фактов изучением мнения о них.

1.4. Педагогическое тестирование

Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике,различают: интеллектуальные тесты, тесты достижений, тесты специальных способностей, личностные тесты, тесты интересов, установок ценностей, тесты, диагностирующие межличностные отношения.

По структурным признакам могут быть:

1) закрытые тесты со свободно конструируемым ответом;

2) тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

3) тесты на скорость и на сложность (состоящие из все более усложняющихся заданий;

4) тесты с выводом и обработкой ответов с помощью машин и без них. [1, с. 26]

Наконец, имеется целая серия тестов, основывающихся на предположении о том, что качества личности могут отражаться только в формализованных ответах на вопросы, a и в реакциях на неопределенные, произвольные ситуации. Это могут быть картинки, неоконченные предложения, продукты свободной творческой деятельности, игра и т. д. Предполагается, что такой тестовый материал должен выступать как своего рода экран, на который испытуемый «проецирует» свои мысли, потребности, чувства и т. д. Такие тесты называются проективными (например, методики незаконченных предложений, рисуночных ассоциаций, чернильных пятен и др.).

1.5. Социометрические методики

Особой областью применения опросных методов является изучение групп и коллективов. Взаимоотношения, степень сплоченности, совместимость, коллективизм, уровень организации (управления) и другие качества группы определяются с помощью определенных тестов (анкет, называемых социометрическими методиками. Например, учащиеся указывают, с кем из членов группы они желали бы вместе дружить, выполнять домашние задания, работать и т. п. Полученные данные подвергаются статистическому анализу по определенной программе, в результате чего обнаруживаются искомые показатели уровня и тенденции развития группы. [8, с. 93]

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, других науках. К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписей населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики. А различные формы госотчетности в принципе близки к опросным методам получения сведений о состоянии тех или иных структур и процессов общественного бытия. Не обходятся без опросных методов и избирательные системы во всем мире.

Значение методов опроса в психологии и педагогике тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы (психолого-педагогические процессы и явления) исследовательской информацией и чем менее сфера доступна непосредственному наблюдению. Вместе с тем методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими психолого-педагогическими методами исследования. Основным их недостатком является субъективность получаемой информации. Однако, при правильном их использовании, а так же при создании благоприятных условий их проведения, полученные в ходе опросных методов данные, могут быть достаточно объективными и полезными в педагогическом исследовании.

Список использованных источников

1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2. Гурин В. Е. Опросные методы в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева, М,1988.

что такое анкетирование в педагогике. Смотреть фото что такое анкетирование в педагогике. Смотреть картинку что такое анкетирование в педагогике. Картинка про что такое анкетирование в педагогике. Фото что такое анкетирование в педагогикеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

что такое анкетирование в педагогике. Смотреть фото что такое анкетирование в педагогике. Смотреть картинку что такое анкетирование в педагогике. Картинка про что такое анкетирование в педагогике. Фото что такое анкетирование в педагогикеВыступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

что такое анкетирование в педагогике. Смотреть фото что такое анкетирование в педагогике. Смотреть картинку что такое анкетирование в педагогике. Картинка про что такое анкетирование в педагогике. Фото что такое анкетирование в педагогикеФотоотчёт об участии во II Международном педагогическом калейдоскопе «Образование без границ» (Казахстан — Росиия) Уже стало доброй традицией проведение в нашем Советском районе Саратовской области II Международного педагогического калейдоскопа. На этот.

что такое анкетирование в педагогике. Смотреть фото что такое анкетирование в педагогике. Смотреть картинку что такое анкетирование в педагогике. Картинка про что такое анкетирование в педагогике. Фото что такое анкетирование в педагогикеФотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения» С целью познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число ;совершенствовать навык правильного.

что такое анкетирование в педагогике. Смотреть фото что такое анкетирование в педагогике. Смотреть картинку что такое анкетирование в педагогике. Картинка про что такое анкетирование в педагогике. Фото что такое анкетирование в педагогикеФотоотчет о педагогическом проекте «Животные Севера и жарких стран» В начале февраля у нас в саду завершился педагогический информационно-творческий, речевой проект «Животные Севера и жарких стран». Проект.

что такое анкетирование в педагогике. Смотреть фото что такое анкетирование в педагогике. Смотреть картинку что такое анкетирование в педагогике. Картинка про что такое анкетирование в педагогике. Фото что такое анкетирование в педагогикеВыступление на педагогическом совете по теме: «Летний — оздоровительный период» в нетрадиционной форме втор: Федосеева Юлия Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории ДОУ Сегодня вашему вниманию представлю свой опыт с выступлением.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Безопасность на улице» Выступление на педагогическом совете Тема: «Безопасность на улице» Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *