Анкерная вилка в часах: за что она отвечает в часовом механизме?
Часто люди, которые хотят самостоятельно разобраться с устройством часов, не знают ничего о деталях механизма. Часы – точный механизм, показывающий время. За точность работы отвечают все элементы устройства, у каждого есть своя роль и функции.
Вилочка в механизме часов обеспечивает равномерный ход часов. Если она повреждена или ослаблена, часы ходить будут, но порывисто, неточно. В некоторых случаях возможна бесконтрольная остановка часов.
Ее можно назвать регулятором часового хода. Вилка внутри часов отвечает за баланс часовой системы
Правильное ее название – анкерная вилка. Но в работах по мастерскому делу часто можно встретить другие ее названия: якорь, анкер, анкерная скобка. Это нужно знать и учитывать, чтобы не запутаться в терминологии.
Из чего состоит вилка?
Вилка в часах не является цельной деталью, она сборная. Каждый ее элемент важен для всей работы механизма. Поэтому, когда говорят, что повреждена вилка, могут иметь в виду дефекты разных ее частей. Сама деталь включает в себя копье, ось и палеты, которые расположены в ее пазах.
Ремонт вилки может потребовать замену оси или копья. Некоторые измерители точного времени имеют в своем устройстве предохранители, его повреждение может вызвать сбой вилки. Предохранитель защищает анкер от сотрясения, обеспечивает ей защиту от ударов.
Анкерные вилки бывают равноплечими, неравноплечими и микст. Вилки в наручных часах более сложные, чем, например, в будильниках или настенных. Часто вилка одних часов не подойдет к механизму часов другой марки. Потребуется приобрести деталь фирмы-изготовителя.
Вилка в часах
Как работать с анкерным механизмом?
Новичкам в часовом деле следует знать, что то, как держится сам механизм часов, влияет на его удачное исправление. Профессионалы советуют держать его кончиками пальцев. Тогда будет видно все устройство и удастся извлечь сломанную деталь. Для этого используют бумагу. Ее поддевают под анкер и осторожно тянут на себя. Вилочка падает на бумагу. Далее проходит внимательный осмотр анкерной вилки и выявляются неисправности. Чаще всего ремонт вилки подразумевает замену копья или оси. То, как прилегают палеты, тоже влияет на правильную работу механизма. Иногда бывает достаточно их подтянуть, чтобы работа часов возобновилась.
Опытному мастеру потребуется не более 10 минут, чтобы проверить анкерный механизм и выявить его неполадки. Тогда как новичок может потратить на это длительное время
Какие инструменты нужны для ремонта анкерной вилки?
Детали в часах маленькие, поэтому каждый уважающий себя часовщик имеет в своем арсенале лупу. Кроме нее потребуются отвертки, пинцеты, бумага, кусачки. Следует отметить, что инструменты часовщиков особые, они предназначены для сборки крохотных механизмов, обычными инструментами тут не обойдешься. Потребуется хорошее освещение и настольная лампа. Многие мастера обходятся специальным фонарем, крепящимся на голову.
Обычно бывает нужно просто почистить механизм, чтобы он заработал.
Чтобы вернуть часам ход, прежде всего, проверяют зазор. Их неплотность или слишком плотное сближение к другим частям влияют на ход часов: он становится медленным или порывистым. Если часы останавливаются без причины, дело в слишком маленьком зазоре между анкерной вилкой и штифтом. Собирают часы в той же последовательности, что и разбирают. Детали следует разложить на столе в том порядке, в каком они снимались.
Иногда проще заменить всю вилку целиком, чем исправлять неполадки в самой детали
Кроме того, в некоторых случаях палеты невозможно починить, не заменив полностью анкерное устройство.
Ремонт часов – кропотливое дело, требующее терпения и усидчивости. Если человек обладает этими качествами, то у него все получится.
Спуск — сердце часового механизма, от которого всецело зависит точность его хода
Спуск издает характерный звук “тик-так” и состоит из анкерного колеса, анкера и узла “баланс-спираль”.
Существует множество типов спусков, но самым распространенным является швейцарский анкерный, прототип которого был изобретен английским мастером Томасом Мюджем в 1755 году и впоследствии усовершенствован целой плеядой часовщиков.
Из известных спусков, использующихся сегодня в часовой промышленности, можно отметить хронометрический спуск, основным недостатком которого считается особая чувствительность к внешним воздействиям, и коаксиальный спуск англичанина Джорджа Дэниелса, использующийся эксклюзивно компанией Omega. Последний считается более эффективным и долговечным по сравнению с анкерным.
О новейших разработках в конструкции спусков читайте в статье Тимура Бараева “Что обеспечивает точность хода часов”.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта
На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand
Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All
Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки
Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов
Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите
Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами
Традиционный анкерный спусковой регулятор трудится без устали вот уже более чем двести лет. Изобретенный английским часовым мастером Томасом Маджем (Thomas Mudge), позже доработанный швейцарскими мастерами, этот спуск позволяет создавать надежные часы, которые можно отрегулировать до точности порядка трех секунд в сутки. Однако, в основе разработки лежит трение скольжения, когда импульсные поверхности анкерного колеса скользят по палетам вилки для передачи энергии балансу. Трение скольжения подразумевает смазку, она же выступает Ахиллесовой пятой анкерного спуска. Несмотря на выпуск синтетических масел, например «Moebius 9415 для смазки палет», которая до некоторой степени уменьшила проблему, тема все еще не закрыта. Трение скольжения (в противовес к трению качения) всегда нежелательно.
Джорж Даниэлс
Трение скольжения в традиционном спуске.
Радиальное трение в коаксиальном спуске.
Механизм Omega 2500
Система автоподзавода имеет отличия, в частности изменен подшипник, поэтому Омеговский механизм выглядит несколько иначе, чем стандартный 2892.
Система колес автоподзавода в 2892 расположена в виде модуля на мосту автоподзавода.
Двунаправленный подзавод производится через сложную систему с реверсивным колесом, представленную компанией Eterna еще в 1948 году, сейчас используемую в стандартной серии ЕТА.
Если снять ротор и мост автоподзавода, можно увидеть очень красиво сделанный механизм. И все же это большая редкость получить возможность взглянуть на техническое чудо.
Вольный перевод Андрея Бабанина Оригинальная версия статьи находится на TimeZone
Эти 16 пользователей сказали Спасибо! Augusta за это сообщение:
Омега с коаксиальным спуском:
Уолт Одетс (Walt Odets)
Первое, что бросается в глаза при пристальном осмотре механизма, это его потрясающее качество исполнения. Не будучи шедевром, на тонкую обработку которого потрачена масса времени и труда мастера, он отражает некое основополагающее качество изготовления, присущее Омеге еще с 20 годов прошлого столетия. Несмотря на то, что мосты и колеса не имеют фасок (anglage), встречающихся в очень дорогих моделях, качество их изготовления превосходно. Хочется отметить, что в данных часах я нашел небольшие недостатки (включая связанные со смазкой), присущие новым часам, которые я выявляю уже на протяжении многих лет. Но об этом позже.
При снятом мосту автоподзавода мы можем рассмотреть нижний мост ангренажа, под которым уютно расположились третье, четвертое и пятое колеса. Пятое колесо? Ну что ж, это тоже особенность спуска. В калибре 2892 это колесо было бы анкерным.
На первый взгляд Омеговский баланс покажется стандартным четырехспицевым, выполненным из Глюсидура.
Продолжение внешнего витка (показано стрелкой) отогнуто в сторону и закреплено в колонке. Сама колонка выполнена подвижной для простой регулировки выкачки.
Взглянем на колесную систему при снятых мосте ангренажа и узле баланса. Наконец-то мы можем беспрепятственно взглянуть на мост вилки. В мосте мы видим верхнюю ось вилки спускового регулятора (1), ось коаксиального спускового колеса (2). Хвостовик необычной по форме вилки ограничивает ее поворот с помощью стенок моста (3 и рамка).
Для любого часовщика, живущего в наши дни, анкерный спуск служит критерием высококачественных часов. Сложно описать чувства, возникающие при первом взгляде на спуск Даниэлса в серийных часах. Знакомый с основными концепциями, я оказался не готов к шокирующему состоянию от впервые увиденного коаксиального регулятора от Омеги.
Сняв, наконец, и мост вилки, мы наконец сможем лицезреть ангренаж и коаксиальный спуск калибра 2500. Что мы видим: заводной барабан (1), центральное колесо (2), третье колесо (3), четвертое колесо (4), пятое колесо (5), спусковое колесо (6), состоящее из нижнего (большого) колеса, а также верхнего (малого) триба, а также вилка регулятора (7).
Вольный перевод Андрея Бабанина Оригинальная версия статьи находится на TimeZone
Эти 13 пользователей сказали Спасибо! Augusta за это сообщение:
Омега с коаксиальным спуском:
Невероятное достижение Часть 3
Уолт Одетс (Walt Odets) Работа спуска
Коаксиальный спусковой регулятор значительно более сложный, чем знакомый нам анкерный спуск. Омега повторяет слова Даниэлса и называет регулятор сверхплоским коаксиальным спуском. Как показано ниже, у двойного коаксиального колеса даже нет триба для приведения его в движение четвертым колесом (1). Вместо этого, последнее приводит в движение пятое колесо (2), которое, в свою очередь, вращает верхний анкерный триб (3). Последний (3), а также нижнее (4) анкерное колесо напрессованы на один вал.
Вилка спуска обозначена цифрой (5). У нее есть две палеты (6 и 7), которые служат лишь для поочередного запирания нижнего спускового колеса. Третья палета (8) служит только для получения импульса от зубьев анкерного триба (9). Импульс от вилки передается балансу двумя путями. При вращении обода по часовой стрелке зуб нижнего анкерного колеса (10) передает импульс палете двойного ролика баланса (А на вставке). При обратном вращении обода верхнее колесо спуска воздействует на палету (8), а хвостовик вилки (11) передает энергию верхнему импульсному камню баланса (В на вставке) также, как и в традиционном анкерном спуске. На рисунке также видна нижняя опора баланса (12).
На рисунке баланс вращается против часовой стрелки. Импульсный камень баланса (эллипс) ударяет по хвостовику вилки регулятора и начинает вращать ее по часовой стрелке. Выходная палета (не видна, расположена ниже слева) освобождает спусковое колесо. Оно, в свою очередь, воздействует на центральный камень (1). Тот через вилку передает энергию балансу. Входная палета запирает спусковое колесо (2).
При вращении баланса по часовой стрелке вилка занимает положение, обозначенное на рисунке синим цветом. Входная палета открыта (1), спусковое колесо начинает вращаться. Нижнее анкерное колесо регулятора непосредственно воздействует на баланс (не показано). Выходная палета запирает спусковое колесо (2).
На рисунке изображен инвертированный баланс. Вилка регулятора располагается сверху импульсного ролика (1), когда баланс установлен в механизме. Предохранительный ролик (2) находится между импульсным роликом и балансом. (Эта конструкция «наоборот», возможно, является результатом того, что Омега использует «зеркальную» компоновку оригинальной конструкции Даниэлса, в которой требуется перевернуть наоборот вилку.) В момент, когда баланс получает энергию от вилки, задействован импульсный камень (3). В момент получения импульса непосредственно от зуба нижнего спускового колеса задействована палета (4).
Здесь мы видим два источника импульсов, передаваемых балансу. Это перевернутый хвостовик анкерной вилки (1) и зуб нижнего колеса коаксиального спуска (2). Нижний камень балансовой опоры обозначен на рисунке цифрой (3).
В связи с тем, что в механизме применена спираль баланса со свободным колебанием (нет штифтов градусника), для регулировки точности хода используют пару оппозитно расположенных винтов (выше). Поворот обоих винтов на пол- оборота приблизительно равен регулировке на 30 секунд в сутки. Несмотря на то, что такое размещение винтов (сходное с используемым в часах Rolex) наиболее предпочтительно в конструкции регулятора, такие простые винты потеряли в изысканности, а также в простоте и точности регулировки такой, как, например, в Patek Philippe Gyromax с вращающимися разрезными шайбами. Размещение винтов в Омеге, однако, вполне удобно для сервиса, регулировка хотя бы работает адекватно, если и не так удобна. В отличие от балансов Gyromax или Rolex (которые, надо отметить, используют шесть или восемь регулировочных винтов и четыре грузика), пару винтов от Омеги вряд ли можно будет использовать для корректировки ошибок балансировки.
Вольный перевод Андрея Бабанина Оригинальная версия статьи находится на TimeZone
Эти 13 пользователей сказали Спасибо! Augusta за это сообщение:
Омега с коаксиальным спуском:
Уолт Одетс (Walt Odets)
Кстати насчет смазки, интересно, что камневые опоры вилки (особенно нижняя) оказались очень сильно смазанными. В традиционном анкерном механизме такого размера не принято смазывать оси анкерной вилки, а если они и смазываются, то незначительно. Так как инерционный отклик вилки (который очень мал в силу ряда причин) весьма важен для работы спуска, нагрузки в спуске малы, масло скорее мешает работе, нежели помогает. Я не знаю повлияет ли на продолжительность работы износ этой смазки, а также использовал ли смазку Даниэлс.
В малых калибрах, таких как Omega, целью коаксиального спуска является в большей степени увеличение стабильности работы часов с течением времени, а не увеличение точности. Доставленная с фабрики, Omega с коаксиальным спуском выдавала стабильный ход. Часы были отрегулированы приблизительно на +15 секунд в сутки. Разброс в разных положениях оказался весьма мал.
Я подозреваю, что запирающие перемещения палет одинакового радиуса, одинаковые импульсы, передаваемые балансу в обоих направлениях, а также, что наиболее важно, малый угол подъема коаксиального спускового регулятора определяют замечательные характеристики Омеги в различных положениях. В традиционном анкерном спуске на выходной палете обычно более крутой запирающий угол, чем на входной. Эта разница может взаимодействовать с влиянием гравитации в разных положениях (к примеру, когда выходная палета опускается). В традиционном анкерном спуске разница в импульсах, поступающих к балансу различными путями может также взаимодействовать с эффектами гравитации в вертикальном положении.
Интересно, что Даниэлс предполагал, что максимальная амплитуда баланса в коаксиальном спуске не превысит 270 градусов, а угол падения порядка 40 градусов в вертикальных положениях (он аналогичен углу падения в традиционном анкерном спуске). Согласно Даниэлсу наименьшая максимальная амплитуда в 270 градусов возможна из-за отсутствия необходимости учитывать ухудшение смазки. Преимуществом меньшей максимальной амплитуды является следующее: в вертикальных положениях амплитуда, по-видимому, упадет до приблизительно 230 градусов. Это достаточно мало, чтобы скрывать ошибки в балансировке обода, которые выявят неустойчивые изменения хода, зависящие от амплитуды. Ввиду того, что баланс Омеги имеет амплитуду порядка 300 градусов, это покажется возможным объяснением для замечательных ходовых характеристик часов в различных положениях.
Какие бы ни были объяснения, но мой образец показал характеристики, наблюдаемые лишь в часах с очень тонкой ручной регулировкой.
Интересен следующий факт: Так как каждое колебание коаксиального баланса включает контакт между балансом и импульсным камнем и вилкой, запирающее действие большого колеса спуска, то такой регулятор вполне корректно воспринимается традиционным прибором проверки часов. Однако электронный прибор уже не в силах нормально расшифровать измененные звуки импульсов, хотя в коаксиальном спуске отличие имеет только путь передачи импульса к балансу.
Сверху: Геометрия сверхтонкого коаксиального спуска Внизу: Взаимодействие баланса и вилки. Рисунки из книги Джоржа Даниэлса Watchmaking, Revised Edition.
Сложность спуска Даниэлса приводит в замешательство. Он значительно более сложный, чем замечательный, стабильный и относительно постоянный анкерный спуск, однако и здесь не обошлось без особенностей. Цапфы оси вилки спуска, по-видимому, требуют обильную смазку, не импульсные поверхности малого колеса спуска тоже нуждаются в масле. Кто-то заподозрит, что в современных часах с автоподзаводом, заводной барабан с его критическим отношением к смазке в мосту, цапфы осей баланса (с использованием традиционной схемы камневых опор Incabloc) вполне могут стать ахиллесовой пятой при межсервисных интервалах, увеличенных из-за коаксиального спуска до 10 лет.
С другой стороны коаксиальный спуск дает множество теоретических достоинств, появляющихся при переводе в подлинную равномерность хода. Несмотря на отсутствие ручной обработки и регулировки, Omega, которую я тестировал, ходила настолько точно, как работают часы с лучшими, отрегулированными вручную анкерными спусками. Свободные от смазки импульсные поверхности, короткий, равный радиус запирания, большая дуга свободного колебания баланса, а также одинаковые импульсы в обоих направлениях движения обода несомненно являются важными преимуществами.