что такое ампир в искусстве
Ампир
Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Национальный музей. Фонтенбло.
Литература: А. И. Некрасов, Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractиres, P., 1930; Isermeyer Ch.-A., Empire, Mьnch., 1977.
(от франц. empire – империя), стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Ампир с его стремлением к величию и грандиозности, героике и торжественности наиболее ярко выразил себя в основном в архитектуре и скульптуре. Массивные, подчёркнуто строгие архитектурные формы, военные мотивы в декоре, опора на художественное наследие Древнего Рима и Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы.
Ж. Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». 1800 г. Лувр. Париж
Возник во Франции во время правления Наполеона I (1804—15), позднее получил распространение в Европе и России. Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). Военный триумф наполеоновской армии находил выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн. Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри; загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу; Арка Карусель, 1806—11); Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях; Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806—10); в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена. Мастера прикладного искусства обращаются к формам и декоративным мотивам египетской и римской утвари (Ж. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир). В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише).
К. И. Росси. Ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. 1819—29 гг.
В отличие от Франции, где стиль воплотился в основном в украшении дворцовых интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, в России на первый план вышли градостроительные задачи, которые решались с небывалым размахом и масштабностью; возводились прежде всего общественные здания. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801—11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806—23), Ж. Тома де Томоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804—10); К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819—25; Александринский театр, 1829—32; ансамбль Дворцовой площади, 1819—29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812 г. Для них характерны незыблемая мощь и величие, предельный лаконизм и строгость, тяжеловесная торжественность форм. Архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга, окончательно сложившийся в эпоху ампира, включён в список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ж. Тома де Томон. Ансамбль стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. 1804—10 гг.
Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821—24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведённого по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817). Московский ампир отличается большей камерностью; создаётся тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущёвых-Селезнёвых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814).
Ф. Ф. Щедрин. «Морские нимфы, несущие небесную сферу». Известняк. 1812—13 гг.
В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809—11; памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором). Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединённый темой моря и развёрнутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812—13; рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812; статуи героев и маски мифических морских существ). Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804—18). В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. «Начало музыки», 1825; Б. И. Орловский. «Фавн и вакханка», 1826—28, «Парис», 1840); происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813; «Парень, играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). Бо́льшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьёй», 1811; серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814—22). Особой популярностью пользовался цикл гипсовых медальонов, посвящённых Отечественной войне 1812 г. и военной кампании 1813—14 гг.
Русская живопись первой трети 19 в. обнаруживает соприкосновение с ампиром лишь отдельными чертами: подчёркнутой статуарностью фигур, немного тяжеловесной торжественностью («Семейный портрет» Ф. П. Толстого, 1830; поздние работы В. Л. Боровиковского, например, «Портрет писательницы Ж. де Сталь», 1812).
Ампирные мотивы получили широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве. В орнаментах особенно часто используется римская символика и военные атрибуты: венки, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге воспроизводил в своих изделиях типы древнегреческих ваз («Гурьевский сервиз», 1809—18).
Что такое ампир в искусстве
Поделитесь с друзьями
Ампир — стиль империи Наполеона I. Триумфальные победы Великой армии, создание огромного государства Цезарем Нового времени, а также восхищение двора императора аристократизмом и роскошью королевской Франции стало основой для возникновения этого стиля. Стремление оставить след в Истории породило грандиозность архитектурных сооружений, прежде всего триумфальных, а желание насладиться жизнью в эпоху нескончаемых войн — элегантные интерьеры, изысканные и богатые костюмы, изнеженность быта. Ампир — завершающий этап классицизма, опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, впитав также мотивы искусства Древнего Египта. Во Франции идейным содержанием ампира — от фр. empire — было прославление Наполеона I и его империи, в России главной стала героико-патриотическая тема, что отразило торжество народа, отстоявшего независимость Отечества. Стиль первой четверти XIX века, питавшийся интересом к искусству не только Древнего Рима, но и Древней Руси получил название «русский ампир» или «александровский классицизм».
В области моды и вкуса… законы предписывал нам Париж
Ампир — стиль империи Наполеона I. Триумфальные победы Великой армии, создание огромного государства Цезарем Нового времени, а также восхищение двора императора аристократизмом и роскошью королевской Франции стало основой для возникновения этого стиля. Стремление оставить след в Истории породило грандиозность архитектурных сооружений, прежде всего триумфальных, а желание насладиться жизнью в эпоху нескончаемых войн — элегантные интерьеры, изысканные и богатые костюмы, изнеженность быта. Ампир — завершающий этап классицизма, опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, впитав также мотивы искусства Древнего Египта. Во Франции идейным содержанием ампира — от фр. empire — было прославление Наполеона I и его империи, в России главной стала героико-патриотическая тема, что отразило торжество народа, отстоявшего независимость Отечества. Стиль первой четверти XIX века, питавшийся интересом к искусству не только Древнего Рима, но и Древней Руси получил название «русский ампир» или «александровский классицизм».
Ампир. Эпоха и стиль
Русская мебель эпохи Ампир
Сервиз Евгения Богарне
Две вазы Императорского фарфорового завода из Зимнего дворца
«Гроза двенадцатого года»
Экспонаты
Кваренги, Джакомо. Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад с частью трибун. 1814 г.
Цокки, Джузеппе. Консоль. 1765 г. (столешница); 1809 г. (подстолье)
Одио, Жан Батист Клод. Чаша для вина, украшенная внутри медальоном с портретами Наполеона и Марии Луизы, начало XIX в.
Бутэ, Николя-Ноэль. Сабля парадная, около 1809 г.
Дюшен, Жан-Батист-Жозеф. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, начало XIX в.
Беггров, Карл Петрович, Росси, Карло. Вид на арку Главного штаба со стороны Дворцовой площади. 1822 г.
Пименов, Степан Степанович. Бутылочная передача с видами Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге и ворот «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе. 1890 г.
Станг, Готтхард Фердинанд. Холодильник со вкладышем, первая четверть XIX в.
Суарон, Жан-Франсуа. Портрет Наполеона I в коронационном одеянии. 1809 г.
Жерар, Франсуа-Паскаль-Симон. Портрет Жозефины, жены Наполеона. 1801 г.
Ратков (Ратьков), Алексей Иванович. Солонка подносная. 1801 г.
Неизвестный художник. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, урождённой принцессы Луизы Марии Августы Баденской (1779-1826), супруги императора Александра I. 1801-е гг.
Ваза в форме урны, декорированная фигурками египтян. Около 1805 г.
Ампир
Полезное
Смотреть что такое «Ампир» в других словарях:
Ампир — (от франц. empire империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной … Художественная энциклопедия
ампир — АМПИР, а, м. Что л. помпезное, вычурное, напыщенное, претенциозное. Не баба ампир. Сталинский ампир архитектура времен И. В. Сталина. Советский ампир типичная советская архитектура … Словарь русского арго
АМПИР — (от франц. empire букв. империя), Стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент),… … Большой Энциклопедический словарь
Ампир — Ампир. Ф.О. Жакоб. Шкафчик. Национальный музей. Фонтенбло (Франция). АМПИР (от французского empire, буквально империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1 й трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Первоначально сложился во… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АМПИР — АМПИР, ампира, муж. (франц. empire, букв. империя) (иск.). Художественный стиль, преим. в архитектуре и мебели, распространившийся из Франции эпохи империи (в начале 19 го в.) в Зап. Европе и России. Русский ампир. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
АМПИР — (от французского empire, буквально империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1 й трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества.… … Современная энциклопедия
АМПИР — 1. а, муж. Возникший во Франции в конце 18 нач. 19 в. стиль в архитектуре и в декоративном искусстве, основанный на подражании античным образцам. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура а. | прил. ампирный, ая, ое (к … Толковый словарь Ожегова
Ампир — (от французского empire, буквально империя), стиль в архитектуре первой четверти XIX в., завершивший эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, опирался на художественное наследие архаической Греции, императорского… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
ампир — сущ., кол во синонимов: 1 • стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ампир — (фр. empire – букв. империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ в., завершивший развитие классицизма. Сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной… … Энциклопедия культурологии
Ампир (Empire)
Ампир
Основные черты стиля ампир
Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима.
Парадоксально, но Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль».
В 1802-1813 гг. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам, исполненным во время похода бароном Д.-В. Деноном. В 1809-1813 гг. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона.
Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Но основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров. Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Отчасти это объясняется тем, что еще в период древнеримской империи произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попадали в Рим.
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.
История стиля
Развитие в разных странах
Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.
Видные представители
Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских.
В 1806-1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе.
Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг».
В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Ампир
Общая характеристика стиля
В годы, пердшествовавшие буржуазной революции, и в революционный период искусство франции оказалось захваченным новой волной классицизма. Увлечение античной культурой было вызвано потребностью в искусстве героическом, высокогражданственом, создающим образы, достойные подражания.
Ампир представлял собой поздний классицизм, так как сохранял общую ориентировку классицизма конца XVIII в. на образцы и формы классического искусства античности. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин.
Являясь выражением идей и вкусов крупной буржуазии, французский ампир преимущественное внимание уделял художественому наследию императорского Рима. Отсюда заимствовались мотивы силы и воинской мощи, монументальные формы массивных портиков, триумфальных арок, мемориальных колонн, обширных колоннад, а также военная эмблематика в архитектурных деталях и орнаменте: ликторские связки, скрещённые мечи и копья, воинские шлемы, орлы и т.п.)
Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Ампир в архитектуре и интерьере. Орнаментальные мотивы ампира.
Император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля.
Излюбленым сооружением становится триумфальная арка. На площади Карузель Шарль Персье и Франсуа Фонтен возводят Триумфальную арку, которая по сути является несколько уменьшенной копией арки Септимия Севера. На площади Этуаль Франсуа Шальгрен возводит ещё одну величественную Триумфальную арку как памятник славы императора. Повторяя колонну Траяна, Жан Батист Лепер и Гондуэн воздвигают Вандомскую колонну, на вершине её кульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге.
Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице.
Мебель в стиле ампир
В отличие от периода классицизма, когда в декоративном искусстве еще сохранялся легкий и галантный стиль, в эпоху Наполеона воцаряется атмосфера диктатуры, осуществляемой архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном. Они неукоснительно следили за соблюдением нового стиля, главной целью которого было утверждение величия императора и империи и были наиболее яркими выразителями стиля ампир в декоре интерьера.
Войнственный характер первой Французской империи отражен в мотивах декора. В орнамент входят трофеи, колчаны, луки, стрелы, лавровые венки, львы, императорские орлы с пучками молний, пчелы и вензель N, прославсяющий Наполеона, сфинксы и фигуры египтянок. Лептные и живописные фризы составляются из римских доспехов, щитов, шлемов, мечей, ликторских связок и топориков.
В мотива декора, корме воинских арматур, треножников, лир, рогов изобилия, дельфинов, химер, сирен, масок и пр., входят многочисленные варианты античных пальметок.
Декор потолков во времена ампира подчинен строгому канону: в центе – розетка из геометрического или стилизованого растительного орнамента с расходящимися более свободно расположенными мотивами; вся роспись окаймляется широким бордюром. Дверные панно часто украшает летящая женская фигура в духе помпейских росписей, а лебеди или сфинксы составляют бордюр, чередуясь с бесконечно повторяющимися гирляндами. Рисунок декора отличается безупречной правильностью и единообразием.
В эскизах для тканей, созданных Давидом, Персье и Фонтеном, в качестве орнаментальных мотивов используется заглавная буква «N» идругие эмблемы империи: орел, звезды, пчелы, орден Почетного легиона и связки трофеев.В цветовой гамме этого периода наблюдается преобладание красных и фиолетовых, а также желтых цветов; краски снова становятся яркими.
Очень многие декоративные мотивы характерны для классицизма и ампира. Но если для классицизма античный мир – лишь источник вдохновнения в поисках простоты и гармонии, то для ампира мотивы и содержания эмблематики Римской империи более органично сочетаются с идеалами новой эпохи. Классицизм предпочитает нежные тона: светло-зеленый, светл-голубой, светло-желтый. Ампир употребляет контрастные цветовые сочетания: алый с черным, красный с зеленым, глубокий синий, ярко-желтый. Оба стиля используют сочетания белого с золотом.
В целом стиль ампир несет в себе известный схематизм, суровость и строгость, торжественность и помпезность. Орнамент также понимается иначе. В ампире присутствует определенная скованность движения растительных мотивов, мифологических животных и человеческих фигур. От декоротивного искусства ампира в первую очередь требуются пышность, блеск, великолепие для прославления власти первого императора Франции.
Ампир в живописи и скульптуре
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар.
Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.
Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников: