что такое аманат в истории
Значение слова «аманат»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ама́нат — в общем смысле: вверенное на хранение, надёжность. То, что Аллах вверил, поручил людям. Понимается как отданное на ответственное хранение, как нематериальных ценностей (язык, культура, национальность), так и материальных (вещи, недвижимость).
Амана́т — детско-юношеский журнал на башкирском языке.
Аманат — село в Курчумском районе Восточно-Казахстанской области.
Аманат — село в Жанибекском районе Западно-Казахстанской области.
Амана́т (уст.) — заложник; историческое название заложников на Северном Кавказе во время Кавказской войны
АМАНА’Т, а, м. [араб. amānat — залог] (устар.). Заложник.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Аманат
1. мужское и женское имя ◆ Моего друга зовут Аманат. ◆ Мою подругу зовут Аманат.
амана́т
1. истор. заложник, переданный в обеспечение выполнения какого-либо соглашения (в Древней Руси, некоторых странах Востока, на Кавказе) ◆ Болгары искали дружбы Георгиевой после шестилетнего несогласия: разменялись пленниками, с обеих сторон дали аманатов и клятвенно утвердили мир. Карамзин, «История государства Российского», 1808-1818 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Дед её был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне, в 1707 году, … и дал ему фамилию Ганнибал. А. С. Пушкин, «Начало автобиографии», 1834 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Шашлыки наши разбойнички научились жарить, научатся и аманатов брать.〈…〉Поднимайте на ноги полицию, ищите. Леонид Юзефович, «Дом свиданий», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: биссектриса — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое аманат в истории
Виды аманата
1. Величайший аманат — это религия, приверженность и преданность ей. Донесение этой религии — тоже аманат, а посланники — верные хранители откровения. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Неужели вы не доверитесь мне, в то время как я — доверенный Того, Кто над небесами (Аллаха), ко мне приходят новости небес днем и ночью» (Муслим). Все ученые и призывающие, которые пришли после пророков, тоже являются теми, кому вверено донесение этой религии. Все следующие виды аманата можно отнести к этому виду (так как он охватывает всю религию).
2. Все милости, что Аллах даровал нам, — тоже аманат. Следует беречь это и не расточать попусту, а также использовать так, как доволен будет этим Тот, Кто дал нам этот аманат: Аллах, Велик Он и Возвышен. Зрение — аманат; слух, руки, ноги, язык, имущество — всё это тоже является аманатом, и не подобает использовать их кроме как в том, чем доволен Аллах.
3. Честь является аманатом, и обязательно нужно сохранять ее, беречься от непристойных поступков. Точно так же и все, кто под нашей опекой: следует беречь их от совершения непристойных поступков.
4. Ребенок — аманат, следить за ним и беречь его является аманатом, его воспитание — тоже аманат.
5. Дело, которое было поручено, — аманат, его провал — хъиянат. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда аманаты будут утеряны — ждите Часа». Его спросили: «Как они будут утеряны, о Посланник Аллаха ﷺ?» На что он ответил: «Когда дела будут поручаться тем, кто этого не заслуживает, — ждите Часа» (Аль-Бухари).
Кроме того, Пророк ﷺ, когда Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, попросил назначить его на должность, в частности ответил: «…поистине, это аманат. » (Муслим).
6. Секрет — это аманат, а его разглашение — предательство (хъияна). Если случилась между друзьями ссора, это не причина для того, чтобы разглашать секреты друг друга, потому что это будет проявлением подлого нрава и низости. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если человек сообщил что-то, а затем оглянулся (вокруг себя), то это аманат» (Аль-Бейхакъи).
Ужасный поступок — разглашение супружеских секретов! Передано от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Величайшим [нарушением] аманата в Судный день перед Аллахом будет [то, как] человек вступает в близость со своей женой, а затем распространяет ее секреты» (Муслим).
7. Вещь, отдаваемая на хранение. Ее следует беречь, а затем вернуть в таком виде, в котором брал.
Веление сохранения аманата и запрет его нарушения
Шариат приказывает хранить аманат и возвращать его должным образом, а также порицает вероломство и предостерегает от него во множестве текстов, среди которых эти:
1. Слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах велит вам возвращать аманаты владельцам» (Св. Коран, сура «Ан-Ниса», аят 58). Упомянутые в аяте аманаты относятся ко всем видам аманатов, являющихся обязательством для человеке, которые делятся на две категории: права Всевышнего Аллаха (молитва, пост и т.д.) и права Его рабов (вверенное на хранение имущество и т.д.).
2. Всевышний Аллах сказал: «Которые берегут аманаты и соблюдают договоры» (Св. Коран, сура «Аль-Муминун», аят 8).
3. Аллах, описывая качества верующих, сказал: «О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не поступайте вероломно по отношению к аманатам сознательно» (Св. Коран, сура «Аль-Анфаль», аят 27).
4. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Соблюдай аманаты, которые вверены тебе, и не предавай того, кто предал тебя» (Ат-Тирмизи).
5. Посланник Аллаха ﷺ сказал, описывая подлость лицемеров: «Признаков лицемера три: когда говорит что-то — лжет, когда заключает договор — нарушает, когда ему вверяют что-то — предает» (Аль-Бухари, Муслим).
Достоинство сохранения аманатов
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Верный хранитель [чужого имущества], который подает милостыню [из хранимого] так, как это велел сделать [хозяин], в полной мере и в сохранности, так что его душа спокойна, отдает [милостыню] тому, кому велено было отдать, — тот один из двух подающих милостыню» (т.е. получит награду как тот, кто отдал милостыню из собственного кармана) (Аль-Бухари).
Вероломство и нарушение аманатов — из числа больших грехов
Хъияна — вероломство и обман — один из больших грехов. Вероломство в любом деле является мерзким, и в одних случаях оно бывает хуже, чем в других. Тот, кто обманул тебя с монеткой, не равен тому, кто поступил с тобой вероломно по отношению к твоей семье и имуществу — он совершил великое преступление.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет имана у того, кто не соблюдает аманата, и нет религии у того, кто не соблюдает договоры» (Бейхакъи). Имеется в виду, что иман (вера) и религия такого человека не будут полноценными, а не то, что они будут отсутствовать.
Кому и как казах мог отдать сына — традиция Аманат
Слово «аманат» много значит для любого казаха. Аманат — это большая ответственность. Оно одинаково важно как на государственном, так и на личном уровнях.
Вообще, слово «аманат» состоит из двух: «аман» (невредим, цел) и «ат» (весть). За этим стоит долгое ожидание благой вести.
Аманат в средневековой дипломатии
В давние времена у традиции Аманат существовало другое название — Ақ үйлі аманат (гарантия, подкрепленная белой юртой). Благодаря ей достигались мирные соглашения, она служила дипломатическим инструментом, средством обеспечения мира между государствами.
У казахов каждый цвет имеет свое значение. Как писал великий казахский ученый Алькей Маргулан: «Белый цвет означает правду, справедливость». Именно поэтому белые юрты символизировали честность и искренность намерений сторон по отношению друг к другу. С того дня, как правители приходили ко взаимному соглашению,
одного из сыновей хана отправляли жить в соседнее государство
К молодому султану были приставлены его семья, аталык (наставник), дети известных биев и слуги. С такой свитой он жил свободно в соседней стране столько, сколько действовали договоренности о мире.
Ученый Жамбыл Артыкбай пишет: «Из истории известно, что традиция Ақ үйлі аманат имела место между казахами и киргизами, каракалпаками, башкирами и калмыками».
Ученый Чокан Валиханов в статье «Исторические предания о батырах ХVІІІ века» говорит о том, что аманатом (по-русски — заложник) оставляли сына одного из отпущенных пленных.
Аманат как… страховка
Историк Н. И. Гродеков (1843-1913) казахскую традицию Аманат описал так:
«Добросовестность по отношению к вещам, принятым на сохранение (аманат), есть обязанность нравственная, не юридическая, как видно из названия: божий аманат (кудаи аманат). Поэтому вещи поручают на сохранение только лицам хорошо известным или родственникам.
…Кладь у возчиков тоже считается аманатом. …Если во время пожара или общего бедствия (тенгри казасы) погиб только аманат, а не другое имущество, присуждают к уплате стоимости его сполна».
Особая просьба
Аип Нусипокасулы, написавший о казахских традициях книгу «Тал бесіктен жер бесікке дейін» (От рождения до конца жизни) об Аманате пишет следующее:
«Если человек, не имевший близких родственников, уходил в долгий поход или на войну, он приглашал к себе в дом высоконравственного и уважаемого в обществе человека и обращался к нему:
– Сына своего желаю оставить вам в аманаты! Если со мной случится так, что я не вернусь, прошу вас, будьте ему названным отцом и вырастите его достойным человеком!»
Такое обращение казахами воспринималось как большая честь. В подобных случаях никто не отказывался брать ребенка в аманаты.
С подобными аманатами (просьба) люди обращались и когда предчувствовали скорую кончину. Так, народная артистка Казахстана Фарида Шарипова вспомнила один эпизод из жизни своей семьи:
«Великая актриса Сабира Майканова очень хорошо относилась к моему мужу, актеру театра и кино Идрису Ногайбаеву. В свою очередь он тоже относился к богине казахского театрального искусства с подобающим уважением. В тот день, когда они с Сабира апай должны были выйти на сцену вместе, он говорил, чтобы я добиралась на троллейбусе, а сам на своей машине заезжал за ней, привозил в театр и после спектакля обязательно отвозил ее домой. А я возвращалась на троллейбусе.
Мать Идриса и Сабира апай очень тесно общались и дружили. Моя свекровь в один из последних своих дней обратилась к Сабире апай: «Сына поручаю тебе, это мой тебе аманат». Об этом было написано в журнале «Мадениет».
Традиция в художественной литературе
О традиции Аманат упоминается в романе «Жанталас» (Отчаяние) Ильяса Есенберлина:
«Утром хан приказал жене Каракыз: «Подготовь Чингиза, он поедет в город». Каракыз не нашла в себе сил спросить, зачем и как надолго он уедет, потому как знала характер хана — если он сам не собирается сказать, будет молчать, поэтому спрашивать бесполезно. Каракыз оставалось лишь покорно принять это. Она попросила Жаната: «Узнай, куда повезут моего сына, зачем, сколько мне придется ждать?». Знала, хоть Абулхаир и был строг с детьми, но в отношений Жаната душою был очень мягок и всегда выполнял все его просьбы.
– Чингиз будет отсутствовать долго. Может быть не увидит родные края несколько лет. Пусть серьезно подготовится к отъезду, – ответил хан.
Услышав слова отца, Чингиз сильно побледнел. Увидев, как сын изменился в лице, Абулхаир немного подобрел.
– Ты вырос, уже почти джигит, не помешает тебе посмотреть чужие страны. Характер тоже требует закалки, да и научишься многому, – сказал он.
Все стоявшие рядом поняли, о чем речь. Никто не сомневался, что хан повезет сына в аманаты.
– Слушаю, отец, – ответил Чингиз, почтительно склонив голову.
Что такое аманат в истории
Понятие «аманат» имеет арабское происхождение и множество переводов: «вещь, отданную на хранение», «что доверяется», «заложник», однако в статье «amanat», опубликованной в последнем английском издании «Энциклопедия Ислама» говорилось об изначальных истоках термина у древних семитах. По мнению исследователей термин «amanat» происходил из слова «aman», что означает «безопасность, укрытие». Человек оказавшейся вне закона и своей группы мог принять защиту посторонних лиц и их святого.
Основной смысл аманатства поначалу сводился к принятию покровительства чужого социума, что делает этот институт специфической разновидностью искусственного родства, истоки которого следует искать в недрах поздних родовых общин.
Основное значение аманатства в жизни кавказцев сводилось к стремлению горца, оказавшейся в своей общине вне закона, восстановить свой законный статус в чуждой ему группе
А.П. Ермолов яро практиковал политику аманатов
С развитием истории аманатство стало практиковаться в качестве регулятора политических отношений внутри самих кавказских народов, между российской администрацией и северокавказцами. Появилась новая форма аманатства как заложничество. Шамиль в период борьбы неоднократно брал амантов в качестве заложников.
Российская империя использовала аманатство как инструмент сдерживания. Военачальники насильственно забирали заложников и таким образом обеспечивали лояльность здешней знати. При этом на территории всех горских народов практиковалась выдача аманатов из влиятельных местных семей в качестве сохранения верности России.
Аманаты от северокавказских горцев содержались в Терках, Святом Кресте, Кизляре, Моздоке, Астрахани: в Терках в начале XVIII в. аманатов было 14 человек, в Святом Кресте в 1733 г. – 18 человек, в Кизляре в 1760 г. – 20 человек, все в возрасте от 3 до 26 лет
Каждому из аманатов выдавалось жалование, размер которого был обусловлен его происхождением. Формально периодом пребывания в заложниках исчислялся одним годом, а после его место занимал новый человек, однако освобождение никогда не происходило в срок. Многие горцы, находясь на таком положении слишком долго, успевали обрусеть и навсегда оставались в России, а те, кто всё-таки возвращались на родину были уже носителями иной культуры.
В условиях Кавказской войны институт аманатства служил достаточно эффективным механизмом поддержания стабильности на Центральном Кавказе и содержания в покорности горских обществ
Со временем в российских пограничных крепостях стали появляться специальные аманатские школы. По указанию от 1 февраля 1829-го г. командующего войсками и начальника Кавказской области Г.А. Эммануэля было открыто учебное заведение для детей в крепости Нальчик, «чтобы находящиеся от разных горских народов в залог покорности их аманаты занимались по мере письменным учением, как на турецком, ровно и на русском языках».
Хоть история аманатской школы и оказалась недолгой, её роль в приобщении представителей местной знати к российской культуре была весьма значительной. Согласно исследованиям, обучение в Нальчике прошло около 20-ти детей в возрасте от 9-13 лет. Все они были выходцами из богатых осетинских и кабардинских семей.
В течение всего периода освоения Северного Кавказа царская администрация видела в детях-аманатах не только заложников, но и проводников российской культуры.
Появление на Северном Кавказе института аманатства было вызвано различными факторами социального, хозяйственного и экономического характеров, которые дестабилизировали общественные отношения, однако защита и покровительство, предоставленное индивиду другой группой спасало ситуацию.
После окончания Кавказской войны наступает новый этап отношений между Россией и северокавказским народом, поэтому институт аманатства изживается и перестаёт играть роль важного регулятора.
Кавказское аманатство. Забытый социальный институт
Всё это, конечно, никакого отношения к аманатству как дипломатическому, политическому и социальному институту не имеет.
Само слово «аманат», к примеру, в исламе понимается как обязанность сохранения чего-либо доверенного вам Богом или человеком и одновременно является самой доверенной сущностью. При этом под аманатом могут выступать как нематериальные ценности, так и вполне осязаемые предметы. Так, аманатами Аллаха, ниспосланными людям, предстают душа, тело, ислам и даже время. А вот к аманатам, даруемым обществом, относятся семья и имущество, долги и рассказанные под строжайшим секретом тайны. И бережное и аккуратное отношение к аманату считается священным долгом. Часть этих тонкостей в итоге перешла в военно-политическое толкование аманата.
Само аманатство было известно издревле. Не стоит путать его с банальным грабительским набегом с последующим угоном людей в плен с целью перепродажи или обмена. И, конечно, никаким изобретением русских аманатство не было в принципе. Его практиковали в Испании и Османской империи, в Австрии и Италии, в Древней Руси и Золотой Орде и т.д.
Аманат был не просто заложником, он был живым залогом доверия, гарантией соблюдения заранее оформленного вполне официально договора. И следовать условиям договора должны были обе стороны, включая ту, у которой на содержании находился высокопоставленный аманат. Его здоровье и комфорт пребывания были целиком на совести стороны, взявшей аманата. Убийство такого «заложника» считалось не просто каким-то позором для совести, но имело вполне осязаемые последствия на политической арене, подмывающие репутацию и статус того или иного правителя и, как следствие, государства, коим он управлял.
Аманатство на Кавказе – необходимый компромисс
Кавказ, на котором аманатство также существовало с древних времён, во время наиболее активного расширения границ Российской империи в его сторону, т. е. в 18-19-м веках, представлял собой кипящий котёл из княжеств, царств, ханств, шамхальств, майсумств, уцмийств, общин и квазигосударственных объединений, которые быстро появлялись и с такой же скоростью исчезали.
К примеру, ко второй половине 18-го века на западе Кавказа находились земли разобщённых черкесских племён и ногайские кочевники, Абхазия и Сванетия, Мегрелия и Гурия и т.д. В центре располагались Кабарда и Осетия, земли ингушей и чеченцев, разбитые на отдельные тейпы и периодически зависимые то от кабардинских, то от кумыкских правителей. На западе стелился настоящий ковёр: Аварское, Кюринское, Казикумухское, Кубинское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Дербентское и Гянджинское ханства, Тарковское шамхальство, Табасаранское майсумство и Кайтагское уцмийство, и это далеко не все образования, имеющие квазигосударственную структуру.
Всё это богатство было в постоянном движении. Союзы создавались и рушились, одни ханства или княжества возвеличивались, облагая данью соседей, другие мгновенно исчезали. При этом княжеские и ханские семьи были чрезвычайно перемешаны. К примеру, знаменитая дербентская воительница Тути-Бике, будучи выданная замуж собственным братом за своего союзника Фат-али-хана, вскоре оказалась перед страшным выбором, т.к. брат и муж начали враждовать. Когда войско брата Тути-Бике Амир Гамза оказалось у стен Дербента, она встала на сторону мужа и возглавила оборону города, воюя, по сути, с собственной родной кровью.
Естественно, в такой ситуации любой, пусть самый выгодный договор, скреплённый высокопоставленными лицами, легко терял всяческую силу. Даже, если князь или хан сам просил российского подданства, через некоторое время его собственные дворяне (младшие князья, уздени, визири и т.д.) могли склонить правителя на выгодный традиционный набег или вовсе сместить строптивое «начальство». После этого следовала военная экспедиция Российской империи с целью заставить исполнять добровольно возложенные обязательства. Подобные экспедиции приносили часто более вреда, чем пользы.
Именно поэтому институт аманатства стал компромиссным выбором. К тому же с аманатством Кавказ был знаком лучше, нежели русские войска. Более того, высокопоставленные аманаты правили целыми княжествами. К примеру, прежде чем стать князем Абхазии, Келеш-бей Чачба был аманатом в Константинополе у «дружественных» осман.
Принято считать, что именно Алексей Петрович Ермолов стал основным инициатором аманатства и чуть ли не его автором. Как уже стало ясно, автором он не мог быть в принципе, а то, что он в своей энергичности ловко сочетал жёсткость военную и дипломатическую, – правда. Беря в аманаты людей, Ермолов ставил твёрдые, но оправданные и вполне реализуемые условия. Часто эти условия лишь были повторением ранее заключённых договоров.
И точно не нужно думать, что Ермолов практиковал аманатство в одиночку или насаждал этот институт в русской армии. Аманатов в виде князей брал, к примеру, генерал Иван Петрович Дельпоццо в Кабарде. Князья эти, кстати, пользовались большой свободой, пока не составили вооружённый заговор. Лишь после этого князей посадили в Кизлярскую крепость. К тому же Дельпоццо в своё время сам был заложником на Кавказе, но далеко не на договорных основаниях, а на ниве наживы.
Брал в аманаты противников и грузинский князь генерал Егор (Георгий) Евсеевич Эристов-Ксанский. Устав от набегов из-за Терека и пустых обещаний их более не проводить, тогда ещё полковник Эристов не просто провёл жёсткую военную экспедицию, но и взял с собой нескольких знатных чеченцев в качестве гарантий исполнения обещанного мирного сосуществования.
Бывали и несколько курьёзные случаи. Перед знаменитым походом в Хевсурию (Хевсурети, область на северо-востоке современной Грузии) в 1813-м году генерал-лейтенант Фёдор Фёдорович Симанович решил гарантировать верность пшавов (считается этнографической группой грузин при различных версиях происхождения). Проведя должную разведку социального устройства, Симанович отказался брать в аманаты каких-либо старейшин, а взял в аманаты… пшавский скот в несколько десятков тысяч голов. Скотину стали выпасать русские войска, а пшавы из неблагонадёжных поданных превратились в лучших проводников и лазутчиков.
Как содержали аманатов
Аманатов обычно содержали в крепостях (Георгиевская, Кизлярская, Нальчикская, Астраханская и т.д.), хотя было множество исключений. Естественно, такое содержание рисует картину какого-то каменистого зиндана или каземата графа Монте-Кристо, но опять-таки обывательское воображение будет лгать.
Более того, существовала даже определённая инструкция обращения с аманатами. Надлежало
Образованные аманаты могли вести свободную переписку, имели право выписывать нужные книги. Обеденный стол аманата никогда не уступал трапезе коменданта крепости, а порой и превосходил её. К услугам аманатов всегда были предоставлены лекари и прочий необходимый персонал.
Всё содержание аманатов ложилось на казну Российской империи. Одни жили на уровне офицерства, а вот другие благодаря всё тем же политическим и дипломатическим коллизиям Кавказа жили как настоящие принцы. К примеру, после того как генерал Павел Дмитриевич Цицианов склонил Карабахское ханство со столицей в Шуше к вступлению в российское подданство, он принял присягу от самого владетеля ханства Ибрагим-хана. В то же время внук правителя был взят в аманаты с ежегодным содержанием мальчика, по разным данным, от тысячи до 10 тысяч рублей.
Аманатские школы как путь в жизнь
Чаще всего аманатами становились дети кавказских владетелей. По мере замирения Кавказа и умножения земель империи аманатов становилось всё больше. К тому же, естественно, никто из русских офицеров, принимая аманатов, даже не помышлял как-либо карать детей за грехи родителей. Некоторые общины были столь разобщёнными, что за раз отдавали до десятерых мальчишек. С одной стороны, ничего путного ватага мальчиков, предоставленных самим себе, придумать не сможет, с другой стороны, империя получила прекрасный ресурс воспитания у горских детей имперского чувства принадлежности.
Осознание этих фактов и создало особое явление – аманатские школы. В этих школах аманатов учили русскому языку, математике, географии и прочим наукам. Обучение и содержание учеников, естественно, шло за счёт казны империи. Многие горские мальчишки, открывшие для себе целый мир, проявляли просто поразительные способности. Некоторые уже к концу первого года вполне внятно и расторопно читали книги на русском языке.
Выдающиеся аманаты периодически направлялись в кадетские корпуса для продолжения обучения. Позже многие из них составят настоящие династии «русского» офицерства, сражавшиеся во славу империи, в заложниках которой они некогда находились. Так институт аманатства в итоге стал орудием социализации, образования и просто трамплином в жизнь.
Выдающиеся аманаты Кавказа
Аманатов, ставших блестящими офицерами в русской армии, множество. Так, Асламурза Есиев, родившийся в 1836-м году, был взят в аманаты в 9-летнем возрасте. Вскоре мальчик попал в Петербург, где был зачислен во Второй кадетский корпус. В 1853-м году начал службу в Елисаветградском гусарском полку. После шести лет исправной службы был вынужден выйти в отставку по семейным обстоятельствам.
Есиев вернулся на службу в 1864-м году в должности командира 2-й сотни Терско-Горского иррегулярного полка. К началу Русско-турецкой войны 1877-1879 годов Асламурза уже командовал Осетинским дивизионом вышеозначенного полка, отличившись в составе Дунайской армии. После войны вошёл в отряд генерала Скобелева в Туркестане и т.д.
Бывший аманат Асламурза вышел в отставку в звании подполковника, гордо неся на груди орден Св. Владимира 4-й степени, орден Св. Анны 2-й степени, орден Св. Станислава 2-й и 3-ей степени. Последние дни жизни Есиев провёл в селе Карца, занимаясь мирным земледелием, садоводством и пчеловодством.
Другим прославленным аманатом был Асламбек Туганов, дослужившийся до звания генерала и ставший своеобразным основателем осетинской военной интеллигенции. Туганов, происходивший из знатного феодального рода, был отдан в аманаты в 4-летнем возрасте в 1808-м году. Воспитывался Асламбек в семье русского полковника, поэтому уже в 19 лет начал службу рядовым в Кабардинском пехотном полку, в котором быстро дослужился до звания офицера с переводом в Лейб-гвардии Кавказский горский полуэскадрон.
Судьба этого офицера, как и многих других, заслуживает отдельного материала, если не книги. Он участвовал в Польской кампании и в Кавказской войне, состоял в конвое самого императора и служил своеобразным дипломатом, рекрутируя горскую молодёжь в ряды русской армии. 6 декабря 1851-го года Туганов был произведён в генерал-майоры. Список его наград был велик: орден Св. Анны, Св. Станислава 1-й и 2-й степеней, Св. Владимира 1-й и 4-ой степеней, знак отличия Польского ордена и т.д. Умер генерал в 1868-м году.
Самый высокопоставленный и самый несчастный аманат Кавказа
Самым знаменитым и одновременно несчастным аманатом был сын Шамиля – Джамалуддин. В аманаты 10-летний Джамалуддин попал во время боёв за аул Ахульго, когда Шамиль послал его к генералу Павлу Граббе, чтобы оттянуть неизбежный штурм, грозивший ему и его мюридам гибелью. В итоге Шамиль бежал, а Граббе остался с малолетним Джамалуддином на руках.
Мальчика быстро отослали в Петербург, где сам Николай I взял над ним шефство, в каком-то смысле даже заменив ему отца. Джамалуддина зачислили в Александровский сиротский кадетский корпус для дворянских детей, потерявших родителей. Император принимал в судьбе мальчика самое активное участие, подолгу беседовал с ним и принимал в любое время. Мальчик обладал острым умом и живостью характера. Он интересовался решительно всем, открывая для себя всё новые науки и аспекты жизни. В 1849-м году Джамалуддин в чине корнета был отправлен во Владимирский 13-й уланский полк. Во время службы он влюбился в дочь генерала Петра Оленина Елизавету, одновременно твёрдо решив принять крещение. Будущее профессионального офицера казалось безоблачным.
Всё это время Шамиль продолжал переговоры, стараясь вернуть сына. Для этих целей он даже взял в заложники князя и генерала Илико Орбелиани. Правда, выставленные Шамилем требования были столь утопическими, что сам Орбелиани отказался от свободы на таких условиях. После этой неудачи Шамиль совершил дерзкий набег на Кахетию, захватив множество заложников, в том числе знатных персон княжеской фамилии Чавчавадзе. Среди пленных были женщины с годовалыми детьми на руках. Император оказался в сложной ситуации. С одной стороны, он совсем не хотел отдавать любимого им Джамалуддина, а с другой — не мог бросить на произвол судьбы заложников Шамиля.
Джамалуддин в то время был откомандирован в Польшу в чине поручика. Он и не знал, какая беда его ожидает, продолжая мечтать о браке с Елизаветой и читать труды по математике, которой он увлёкся ещё в кадетском корпусе. Вскоре его вызвали в штаб в Варшаве, обрисовав ситуацию. Джамалуддин был ошарашен. Его жизнь, новый мир, офицерская служба, любимая женщины – всё это рушилось на глазах. Он долго колебался, но был вынужден дать согласие.
10 марта (по старому стилю) 1855 года близ селения Майртуп состоялся обмен. Джамалуддин горячо попрощался со своими товарищами и, прихватив с собой в качестве багажа только многочисленные книги, атласы, бумагу и карандаши, побрёл в сторону семьи, торжественно встречавшей сына из «плена».
Многие близкие Шамилю люди отмечали необыкновенный ум и образованность Джамалуддина, но уже спустя несколько дней после жаркой встречи чувствовалось растущее напряжение между отцом и сыном. Джамалуддин уговаривал отца примириться с Российской империей, крайне хвалебно отзывался о Николае I и восхищался русской армией, чем, конечно, вызывал неприязнь отца. А как ответственный офицер Джамалуддин не мог чахнуть без дела, поэтому провёл инспекцию аулов, административного устройства и самих войск Шамиля. После этого он обрушился с крайне резкой критикой всего, что он видел. Это ещё более оттолкнуло сына от отца.
Правда, на некоторое время Джамалуддину удалось умерить пыл Шамиля, наладить ему связь с наместником на Кавказе генералом Александром Барятинским. Начался массовый обмен пленными, а Джамалуддину поручили привести в порядок административные дела в Северо-Кавказском имамате. Но откровенно пророссийская ориентация сына всё более злила Шамиля. Несмотря на безусловные успехи Джамалуддина, от него отстранились братья, с ним не общались соплеменники, его сторонились наибы.
Последней каплей для могущественного имама была попытка тайной встречи Джамалуддина со своей возлюбленной Елизаветой. Эту встречу Шамиль смог сорвать. Имам сразу же после этого женил сына против его воли на дочери своего наиба Талхига Шалинского, что окончательно надломило бесконечно одинокого Джамалуддина.
Молодой человек начал мучиться от болей в груди и кашля, ходил по аулу словно бессловесный призрак, будто ожидая трагического конца. Шамиль, заметив это, всё же любя сына, отправил его в высокогорный аул Карата (ныне село в Дагестане), климат которого считался целебным. Но молодой человек продолжал гаснуть, не видя смысла в продолжении жизни. Шамиль был вынужден вступить в переговоры с Барятинским, чтобы он прислал к Джамалуддину русского врача. Барятинский отправил полкового доктора Пиотровского.
Ныне мавзолей Джамалуддина, аманата и офицера русской армии, находится всё в том же селе Карата.