что такое активный человек определение
активный
Активный участник дискуссии. | Активный профсоюзный работник.
Активное участие в соревнованиях. | Активное использование метода.
Активный гепатит. | Активная форма туберкулёза.
Польза активного отдыха бесспорна.
А сейчас мы займёмся активным языком американского бизнеса.
Я строю дом — здесь употреблена глагольная форма активного залога.
Продукты питания, обогащённые биологически активными добавками. | Увлекаться биологически активными добавками.
Творческая активность. | Политическая активность. | Активность избирателей на выборах.
Полезное
Смотреть что такое «активный» в других словарях:
АКТИВНЫЙ — (лат. activus, от agere действовать). Действительный; самодеятельный, производящий что либо вне действующего предмета. Активный капитал имеющийся в наличности и в долгах на разных лицах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка
АКТИВНЫЙ — АКТИВНЫЙ, активная, активное; активен, активна, активно (лат. activus); ант. пассивный. 1. Деятельный, энергичный. У него активный характер. || Принимающий усиленное участие в чем нибудь. Активный член профсоюза. 2. Действующий, проявляющийся в… … Толковый словарь Ушакова
АКТИВНЫЙ ИЛ — используемый при обработке сточных вод в аэротенках. Состоит из осажденных коллоидов с размножающимися на них аэробными микроорганизмами. Активный ил ускоряет процессы окисления и очистки сточных вод. Экологический энциклопедический словарь.… … Экологический словарь
Активный ил — ил, осадок, образующийся при биологической очистке сточных вод, аккумулирующий в себя большое количество микроорганизмов и интенсивно окисляющий органические загрязняющие вещества. По английски: Activated sludge См. также: Активный ил Ил… … Финансовый словарь
Активный — название нескольких населённых пунктов: Активный посёлок в Похвистневском районе Самарской области. Активный посёлок в Курильском районе Сахалинской области … Википедия
Активный ил — Активный ил один из методов биологической очистки сточных вод. Данный метод был изобретён в Великобритании в 1913 году. Биологическая очистка сточных вод осуществляется с целью удаления из них органических веществ, в том числе соединений… … Википедия
активный ил — см. ил активный. (Источник: «Микробиология: словарь терминов», Фирсов Н.Н., М: Дрофа, 2006 г.) … Словарь микробиологии
активный — ая, ое. actif, ve adj. 1. дипл. Действительный, действенный, решительный. Сл. 18. Лучше осмотреться некоторое время, без всякого активного решения, по причине быстрого стремления, с коим переменяются политические обстоятельства. 1798. Репнин А. Б … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АКТИВНЫЙ ИЛ — [англ. «activated sludge», Фаулер (Fowler), 1912 г.; точный перевод активированный ил], объемистый хлопкова тый осадок (взвесь) буроватого оттенка, лишенный неприятного запаха, состоящий из массы микроорганизмов, способных к быстрому… … Большая медицинская энциклопедия
активный — АКТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. 1. Деятельный, энергичный. А. член кружка. Активная оборона (прочная оборона, сочетающаяся с контрударами по врагу, а также рассчитанная на истощение его сил). Активно (нареч.) действовать. 2. Развивающийся, усиленно… … Толковый словарь Ожегова
Активность в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие активности
Активность как категория затрагивается в различных сферах научной мысли. Однако полного ее освещения нет ни в одной из них.
Активность – это универсальное свойство, которое характерно для всего живого.
Различные концепции по-разному соотносят активность с другими процессами. В ряде случаев она рассматривается как составляющая поведения.
Активность личности – это способность человека к осуществлению общественно значимых преобразований в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, которая проявляется в творчестве, волевых актах, общении.
Согласно позиции других авторов, активность сопоставляется с деятельностью. Сторонники третьей точки зрения рассматривают активность опираясь на ее составные элементы. В психологии активность рассматривается как отображение трех явлений:
Соотнесение активности с категорией деятельности
Широкое распространение получила теория В.А. Петровского, который рассматривал личность как подлинный субъект активности. В процесс становления деятельности автор выделяет три последовательных этапа:
Готовые работы на аналогичную тему
Признаки активности
Анализ различных концепций позволяет выделить некоторые существенные признаки активности личности. Согласно им активность выступает как:
Компоненты активности
Рассматривая активность как форму деятельности следует отметить ее составляющие, которые схожи с процессом деятельности. К ним относятся:
Цель подразумевает направленность на что-то, то есть наличие смыслообразующей составляющей. Любая деятельность человека подразумевает наличие мотивов: внешних и внутренних. Они определяют направление активности, превращаясь в ее цель. Однако, некоторые мотивы человеком не осознаются. Как правило, они появляются в виде эмоций. Последние связаны с различными событиями в жизни человека и всегда характеризуют отношение к ним. Способы и приемы осуществления деятельности позволят составить схему действий для реализации поставленной цели.
Активность личности
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Подходы к определению понятия активности личности
Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).
Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.
В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.
В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997).
Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.
Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.
Активность и деятельность, соотнесение понятий
Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.
На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности (В. Н. Кругликов, 1998).
Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.
Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.
Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.
Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.
Значение слова «активный»
2. Действующий, развивающийся. Активный процесс в легких. □ Активный ледник северного острова и образовывал большое количество айсбергов. Ушаков, По нехоженой земле.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Активный — посёлок в Похвистневском районе Самарской области.
Активный — бывший посёлок в Курильском городском округе Сахалинской области.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
акти́вный I
1. осуществляющий интенсивную деятельность ◆ Активный ребёнок. Активный участник чего-либо.
2. интенсивно осуществляемый, протекающий; такой, в котором протекает интенсивный процесс
3. связанный с интенсивной двигательной деятельностью, затратой физической энергии ◆ Активный отдых. Активный туризм.
4. способный к интенсивному взаимодействию с чем-либо
5. комп. выполняемый или используемый в данный момент ◆ Активное окно.
6. лингв. входящий в число слов, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в собственной речи; состоящий из таких слов ◆ Активная лексика.
7. лингв. связанный с производством речи, предназначенный для этого
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
акти́вный II
1. бухг. связанный, соотносящийся по значению с существительным актив
Активность Активный
Всё управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей
Активные натуры редко бывают меланхолическими: активность и уныние трудно совместимы.
Жизнь даёт нам то, что мы готовы реализовать или осознанно пытаемся от неё получить, а не то, что укладывается лишь в наши радужные мечты и эмпирические желания. На что рассчитываешь, чего добиваешься делом, а не словами, то и обретёшь. Активный практик получает победы, бездеятельный мечтатель — разочарования.
Татьяна Устименко. Принц для Сумасшедшей принцессы.
Активность как качество личности – способность поддерживать деятельное состояние тела, ума, разума и души, готовность к переменам, склонность деятельно использовать своё время, быть лёгким на подъём, самостоятельно прилагать усилия, а не идти на поводу у обстоятельств.
Оптимальное управление предполагает заинтересованность людей в проявлении активности.
Активность личности — это включение в режим интенсивной работы таких своих качеств, как целенаправленность, мотивированность, осознанность, профессионализм, эмоциональность, инициативность и ситуативность. Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося.
Активность означает дать проявиться своему дарованию, таланту, своему жизненному предназначению. Активный талант обойдет пассивного гения, как джип телегу, «везущую хвороста воз». Активность – это способность самосовершенствоваться, отдавать и принимать любовь, обновляться, системно удовлетворять потребности своего ума, разума и души, испытывать разносторонний и, в то же время, глубокий интерес к разным сферам жизни, быть целеустремленным, проявляя на пути к цели упорство, настойчивость и постоянство.
Активность в благости вырывается из границ своего эгоизма и бескорыстно служит людям. Активность в страсти – это олицетворенная предприимчивость, деловитость и инициативность. Люди, реализуя материальные цели, стремятся создавать новые производства, организовывать фирмы, возделывать свои земли, рекламировать и продавать свою продукцию, зарабатывать больше денег, помещать свои сбережения в банки или в акции каких-то предприятий. Активность в невежестве – это желание открутить кому-нибудь голову, быстро сорвать деньги незаконным способом. От такой злой активности лучше абстрагироваться. Иными словами, активность – это проявление личностью общественно значимых усилий, социально признанного целенаправленного поведения.
Активность живет в режиме «здесь и сейчас». Активность в прошлом или в будущем – это иллюзии деятельности, оправдания для ленивого ума. Для активности существует только сегодня и сейчас. Нолан Бушнелл – «отец» видеоигр, один из самых успешных бизнесменов, утверждает: «Самое важное – сделать хоть что-то для достижения успеха, и сделать это прямо сейчас. Это и есть самый главный секрет – несмотря на всю свою простоту. Потрясающие идеи есть у каждого, но редко кто делает хоть что-то, чтобы воплотить их на практике, причем прямо сейчас. Не завтра. Не через неделю. Сейчас».
Однажды ученик спросил Учителя: — Учитель, скажи, существует ли день, наиболее благоприятный для того, чтобы обращаться с предложением к покупателю? — День? — удивился Учитель. — Ну, может быть, день недели или число месяца… — А-а-а, день недели… — кивнул Учитель. — Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников. Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное Учителем. — А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя. — Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель. — И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли. Тогда ученик, который не записывал, сказал: — Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье. — Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник. Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти всё правильно. А потом один из них спросил: — Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ и сделал ему знак рукой: — Ответь! — Только один день, — сказал тот. — Этот день — сегодня.
При этом в активности должна отсутствовать чрезмерность, избыточность. Человек не должен пахать, как папа Карло, чтобы не страдало его здоровье, не разрушались отношения в семье, не было времени для личностного роста. Китайский философ Чанг Инг Ю заявляет: «Тот, кто в течение дня активен как пчела, силен как бык, вкалывает как лошадь и приходит вечером домой уставшим как собака, должен проконсультироваться с ветеринаром – есть большая вероятность, что он осёл».
Энергия активности дается одна на мужа и жену. Идеальный вариант, когда женщина спокойна, а мужчина активен. Он несет ответственность за материальную, эмоциональную и духовную защиту женщины, он больше соприкасается с внешним миром, ему и «карты в руки» — проявлять активность для блага жены и детей. Задерганная, вся на нервах женщина – это нонсенс для семьи, это удобная платформа для стресса не только ее самой, но и всех членов семьи. Не берите в расчет свекровь. Она всегда активна и всегда в состоянии стресса. Активность мужчины никогда не порождает стресс.
Мужчина знает, что под лежачий камень вода не течет, что нужно работать, проявлять активность, иначе дети попросят: «Папа! Хлеба!», а он будет стыдливо отводить глаза, если у него есть совесть. Персидская пословица гласит: «Мужчина тот, кто сомкнёт уста и засучит рукава». Однажды некий человек, гуляя по лесу, увидел хромую лисицу. Его удивило, как она поддерживает своё существование, и он решил понаблюдать за ней. Вскоре он увидел, как из леса появился лев, с куском мяса в зубах, отъел немного и оставил его лисице. Человек, наблюдавший за этим, был немало удивлён, и заключил для себя, что если он будет вести себя так, как эта лиса то Провидение, несомненно, поступит с ним так же. Он сел на землю и стал ждать. Время шло, но с течением времени ничего не происходило, человек же становился всё слабее и слабее. И вот, когда он ослабел настолько, что не мог встать, с небес раздался голос: — Не будь хромой лисой! Будь сильным львом, и тогда ты сможешь пропитать себя и обеспечить остальных!
Иногда активность в человеке проявляется под воздействием экстремальной ситуации, когда бездействие губительно, когда нужно решительно и безотлагательно действовать. Однажды Бернард Шоу позвонил своему врачу и заявил: — Мне очень плохо. Сердце, кажется, совсем сдаёт. Приходите скорее! Врач прибежал. Ему пришлось взбежать три лестничных пролёта, и он тяжело дышал. Он вошёл и, не говоря ни слова, рухнул в кресло и закрыл глаза. Бернард Шоу выскочил из постели и испуганно спросил: — Что с вами? — Ничего, ничего, — ответил врач. — Похоже, я умираю. Сердечный приступ. Бернард Шоу кинулся помогать ему: он принёс стакан воды, несколько таблеток, он сделал всё, что мог. Через полчаса его врач пришёл в себя. И вдруг заявил: — Теперь мне пора идти, выдайте мне мой гонорар. — Вот это да! — воскликнул Шоу. — Это вы должны бы заплатить мне! Я полчаса бегал вокруг вас, а вы даже не спросили ничего о моём самочувствии. — Я вылечил вас, — возразил ему врач. — Это и есть лечение, и вам придётся мне заплатить.