что такое активная познавательная деятельность

Активность познавательной деятельности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Несмотря на широкое функционирование терминов «познавательная деятельность», «активность» по сегодняшний день понятие активности познавательной деятельности остается дискуссионным в современной научной литературе.

Подходы к пониманию активности познавательной деятельности

В подходах одних исследователей категория активности может сближаться в своем понимании с категорией деятельности; другие рассматривают ее как более широкое понятие.

В наиболее общем виде активность представляет собой способность живых существ производить движения и изменяться под влиянием внутренних и внешних стимулов-раздражителей; специфическая, универсальная форма деятельности, которая характеризуется многообразием собственных проявлений в познавательной, волевой, эмоциональной, личностной сферах.

Познавательная деятельность представляет собой синтез чувственного восприятия, теоретического мышления с практической деятельностью.

Реализация познавательной деятельности осуществляется постоянно на протяжении жизненного пути личности, во всех видах деятельности, при установлении коммуникативного взаимодействия с социальным окружением.

В свою очередь, познавательная активность выступает процессом приобретения знания, постижения закономерностей окружающей социально-природной среды, обусловленным развитием социально исторической практики, результатом которого является формирование нового знания о мире; личностное образование, деятельное состояние, умственное напряжение, волевое усилие, которое проявляется в процессе получения знаний.

Структура познавательной активности

В структуре познавательной деятельности можно выделить следующие компоненты:

Готовые работы на аналогичную тему

Высокий уровень проявления активности познавательной деятельности имеет несколько значений: выступая как фактор личностного развития, она выступает стимулом для протекания всех мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности, мобилизации творческих сил для решения академических и профессиональных задач, положительно влияет на расширение и углубление системы знаний, служит показателем развития отдельных качеств личности.

Активность в процессах познания выступает неразрывно связанной с самостоятельностью: чем активней личность, тем более самостоятельной выступает она в процессе решения актуальных задач.

Активизация познавательной деятельности невозможна без активизации внимания личности: недостаток или отсутствие внимания не позволяет личности принимать активное участие в процессе реализации деятельности, сдерживает ее активность, негативно влияет на восприятие и интерпретацию условий академической или профессиональной ситуации.

Активизация познавательной деятельности

Управление активностью познавательной деятельности называют активизацией.

Под данным термином понимают длительный процесс побуждения личности к определенным видам деятельности, ориентированный на преодоление пассивных, стереотипных поведенческих паттернов, избегание спада умственной работы.

В процессе обучения активизация познавательной деятельности осуществляется посредством внедрения задач, проблемных ситуаций, направленных на поиск нескольких вариантов возможных решений познавательной задачи, проблемной ситуации; применение самопроверки, анализ собственных познавательных, практических действий.

Таким образом, активность познавательной деятельности выступает необходимым компонентом личностного развития, осуществляясь постоянно в процессе жизнедеятельности индивидуума. Интенсивность протекания познавательных процессов обусловлена личностными особенностями.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20 09 2021

Источник

Познавательная активность учащихся как инструмент обучения при реализации ФГОС в средней школе

что такое активная познавательная деятельность. Смотреть фото что такое активная познавательная деятельность. Смотреть картинку что такое активная познавательная деятельность. Картинка про что такое активная познавательная деятельность. Фото что такое активная познавательная деятельность

Дата публикации: 21.08.2018 2018-08-21

Статья просмотрена: 2401 раз

Библиографическое описание:

Беликова, Е. В. Познавательная активность учащихся как инструмент обучения при реализации ФГОС в средней школе / Е. В. Беликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52414/ (дата обращения: 07.12.2021).

Перед российской школой стоят задачи, целью которых является обеспечение высокого качества общего образования для экономического развития страны, выход на лидирующие позиции по уровню образования среди стран, участвующих в международных образовательных исследованиях.

В современных учебных заведениях широко применяют интерактивные методики и современные средства получения информации. Но необходимо активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя — системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у школьника интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Достижение поставленной цели требует от учителя организации учебного процесса, направленного на развитие стремления учащегося к познанию и саморазвитию. Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося в образовательном процессе, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли основного инструмента в достижении образовательных целей.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Что же представляет собой познавательная активность?

Доктор педагогических наук Ф. И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира, и овладения системой научных знаний».

Активная познавательная деятельность — это двусторонний процесс познания. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий — собственно познавательную активность — ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие — запоминание — сохранение — воспроизведение — интерпретация полученных знаний.Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последующих этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявляться и на каком-либо одном из этапов.

Одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия.Это разность отражается в уровнях (степени) познавательной активности, выделяемых различными авторами.

Так, педагог Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую итворческую активность, тем самым, предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует одной из классификаций методов обучения.

В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности не достаточна;

во втором — о поисково-исполнительской, при которой уже ученик самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи;

в третьем — о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы её решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности.

Учащиеся имеют различную степень включённости в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации.

Вот почему предлагается ещё один подход к познавательной активности, где выделяется

нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением;

ситуативно активный как переходная ступень от нулевой к стабильной исполнительной активности вучебном процессе;

– и творческий, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника.

Суммируя всё вышесказанное, мы можем определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается, в особым образом организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Педагогические технологии деятельностного подхода реализуются дидактическими принципами: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества. Каждый из принципов призван формировать разносторонние качества личности ребёнка, необходимые для успешного развития и обучения.

Какие способы и приёмы активизации можно использовать на уроках?

На уроках «открытия» нового знания для познавательного интереса можно включать: исторические задачи, сведения из истории, легенды; задачи занимательного характера, математические фокусы; создавать проблемные ситуации, педагогический приём «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.

«Эпиграф к уроку». Учащимся предлагается осмыслить тезис, записанный на доске (или листе), продумать, как данный тезис может быть связан с новой темой урока.

Например, при изучении темы в 7 классе «Взаимное расположение графиков линейных функций» выстраивается проблемная ситуация: построив графики функций у=0,8х-1 и у=0,7х+1задаю вопросы.

А могут эти прямые, при продолжении их далеко на плоскости, пересечься? Как это выяснить? Вопросы заставляют придти к выводу, что практически выяснить это не удастся. Поэтому рассуждаем, что если графики пересекаются, то имеют одну общую точку. Её абсцисса соответствует одному и тому же значению у для обеих функций. Тогда 0,8х — 1 = 0,7х + 1; 0,1х = 2; х = 20. При х = 20 обе функции принимают одно значение: у = 0,8 · 20–1 = 15, у = 0,7 · 20 + 1 = 15. Значит, точка (20; 15) — точка пересечения графиков.

Естественно, они затрудняются ответить. Быстро называю правильные ответы: 3844, 2491, что непременно вызывает удивление и интерес, желание узнать быстрое решение. После этого показываю применение формул сокращённого умножения (квадрат суммы, произведение разности и суммы двух чисел) а) (60 + 2) 2 = 60 2 + 2*60*2 + 2 2 =3600 + 240 + 4 =3844, б) 47*53 = (50–3)*(50+3) =50 2– 3 2 = 2500–9 =2491.

Для реализации практической направленности при изучении темы «Прямоугольный параллелепипед» можно предложить ученикам следующую задачу:

На уроках рефлексии можно использовать следующие приемы активизациии познавательной активности: кроссворды по теме, математический бой, «Зашифрованные ответы». Игру «Найди ошибку», можно использовать на различных этапах урока.

На многих уроках геометрии, для активизации познавательной деятельности, предлагаю ученикам решить устно задачи по готовым чертежам.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

Например, при изучении темы «Параллельные прямые», разбиваю класс на группы, смешанные по уровню подготовки. Каждая группа начинает решать задачи в определенном порядке. В ходе решения задач ребята совещаются, уточняют свои решения и результаты. Как только группа сделает вывод, что задача решена правильно, поднимают руку и сообщают учителю. После этого, один из членов группы идёт к доске, выполняет необходимые чертёж, записи и пояснения. Затем, объясняет решение своей задачи всему классу. Остальные члены группы в это время, решают другие задачи.

Положительные моменты использования системно-деятельностного подхода в обучении очевидны. Познавательная мотивация способствует учиться активно, участвовать в различных конкурсах, викторинах. Коммуникативность учениковпозволяет не боятся говорить и спрашивать, доказывать свою точку зрения. Дети стараются творчески подходить к решению любого задания и предлагать свои способы решения, им нравится высказывать свое мнение. Каждый ребенок на уроках успешен, потому что в образовательном процессе находится та «ниша», в которой он учится действовать, в которой ему интересно, в которой у него получается. Учащиеся чувствуют себя комфортно в общении с классом, учителем.

Источник

Сущность понятия «познавательная активность», особенности формирования познавательной активности у дошкольников

что такое активная познавательная деятельность. Смотреть фото что такое активная познавательная деятельность. Смотреть картинку что такое активная познавательная деятельность. Картинка про что такое активная познавательная деятельность. Фото что такое активная познавательная деятельность Маргарита Федорович
Сущность понятия «познавательная активность», особенности формирования познавательной активности у дошкольников

Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Сегодня понятие «познавательная активность»широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В. Н. Аксюченко, А. П. Архипов, Д. П. Барам, формирования общих учебных умений (В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич, З. Ф. Чехлова, оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, Л. П. Аристова, Т. И. Шамова, В. И. Лозовая, взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т. А. Борисова, Н. П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А. А. Андреев, Т. Н. Разуваева, Ю. И. Щербаков, Ю. Н. Кулюткин, Л. П. Хитяева. Е. А. Сорокоумова, Л. К. Гребёнкина).

Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же изучить особенности её развития у дошкольников. Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность[31].

Так, по мнению Леонтьева А. Н. активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [25].

Поддъяков Н. Н. выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым[29].

Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности,характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной[29].

Н. Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д. [29].

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом – ребёнком, продиктована его внутренним состоянием.

Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает учёный, малыш так усваивает содержание деятельности, определённое педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм[29].

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, т. к. очень тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [29]; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [29].

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

— сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);

— ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

— положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

— эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Последние нередко рассматриваются как наиболее диагностичные, однако их использование сопряжено со значительными трудностями[36].

Ф. И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний».

Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев). Познавательная активность 3-5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.

Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т. И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [37].

Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности[31].

Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников[37].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности.

Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка[11].

Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а так же законы их функционирования.

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях

что такое активная познавательная деятельность. Смотреть фото что такое активная познавательная деятельность. Смотреть картинку что такое активная познавательная деятельность. Картинка про что такое активная познавательная деятельность. Фото что такое активная познавательная деятельностьИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

что такое активная познавательная деятельность. Смотреть фото что такое активная познавательная деятельность. Смотреть картинку что такое активная познавательная деятельность. Картинка про что такое активная познавательная деятельность. Фото что такое активная познавательная деятельностьОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

что такое активная познавательная деятельность. Смотреть фото что такое активная познавательная деятельность. Смотреть картинку что такое активная познавательная деятельность. Картинка про что такое активная познавательная деятельность. Фото что такое активная познавательная деятельностьДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *