что такое аксельбант в армии
Аксельбант
Аксельба́нт (нем. Achselband от Achsel — подмышка и Band — лента, тесьма) — наплечный отличительный предмет в виде золотого, серебряного или цветного нитяного плетёного шнура с металлическими наконечниками. Прикрепляется на правой (реже левой) стороне мундира (кителя), под погоном или эполетом. Принадлежность форменной одежды, прежде всего военной.
Содержание
История
Аксельбант впервые появился в вооружённых силах Западной Европы в середине XVII века. Существует несколько версий происхождения и назначения аксельбанта. Согласно одной из них, аксельбант — это шнур для измерения, а наконечники — карандаши. Согласно другой версии, аксельбанты появились в ходе борьбы Нидерландов против Испании за независимость и означали готовность восставших погибнуть — быть повешенными на носимых ими в знак презрения к поработителям веревках. Существует также версия, что предок аксельбанта появился, когда стрелки, вооружённые фитильными мушкетами, стали носить моток фитиля, обернув его через плечо.
В вооружённых силах ряда стран аксельбант является принадлежностью парадной военнной формы и знаком различия военнослужащих.
В вооружённых силах России
Российская империя
Аксельбант офицерских мундиров был позолоченный или посеребрённый, солдатских — нитяной.
В вооружённых силах XIX — начала XX века аксельбант был принадлежностью формы одежды генералов, флигель-адъютантов, офицеров Генерального штаба, адъютантов всех родов войск.
При изменении военной формы одежды в Вооружённых силах СССР с 16 февраля 1971 года были вновь введены аксельбанты для личного состава рот почётного караула и сводного оркестра Московского гарнизона.
а) Для офицеров аксельбант — плетёный шнур с двумя металлическими наконечниками и петлями. Шнур и наконечники золотистого цвета. Аксельбант прикрепляется тканевым хлястиком на правом плече под погоном. Плетёные концы аксельбанта пристегиваются нитяными петлями на пуговицы, пришитые под правым лацканом мундира или тужурки; при этом передний (короткий) конец аксельбанта пристегивается на нижнюю пуговицу, а задний (длинный) конец — на верхнюю пуговицу. На шинели передний конец аксельбанта пристегивается на третью, а задний — на вторую сверху бортовые пуговицы.
б) Для сержантов, старшин, солдат и матросов аксельбант — плетёный шнур с металлическим наконечником и петлями. Шнур серебристого, наконечник золотистого цвета. Аксельбант прикрепляется тканевым хлястиком на правом плече под погоном. Плетёный конец аксельбанта пристегивается нитяной петлей на пуговицу, пришитую под правым лацканом мундира, на вторую сверху пуговицу шинели и на верхнюю форменную пуговицу под правым лацканом куртки летней.
— Приложение к приказу Министра обороны СССР 16 февраля 1971 года № 29 «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почётного караула» [1]
В том же году аксельбанты носили военнослужащие — участники военного парада в Москве в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. С тех же пор увольняемые в запас военнослужащие срочной службы стали самовольно украшать свою форму одежды самодельными («дембельскими») аксельбантами. На этот счёт последовало специальное указание:
— Приложение № 1 к приказу Министра обороны СССР 1988 г. № 250
Российская Федерация
В Вооруженных Силах России аксельбант является принадлежностью парадной формы одежды личного состава почётного караула, парадной формы одежды парадных расчётов.
В вооружённых силах иностранных государств
Великобритания
В вооруженных силах установлены четыре класса аксельбантов:
«Мотошвейные войска»: кто и зачем придумал аксельбант
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первоначально аксельбант являлся элементом гражданского и военного платья, которое носили в XVI веке представители знатного сословия. Он представлял собой небольшие веревочки для стягивания вместе швов на одежде. Наиболее распространённая версия сводится к тому, что в качестве знака различия аксельбант развился в XVII веке во время Нидерландской революции, когда Голландия начала национально-освободительную борьбу от испанского владычества. Именно тогда проявившие себя с лучшей стороны солдаты стали отмечаться новым знаком различия.
Военным новый атрибут одежды пришелся по вкусу и постепенно аксельбант проникает во все большее количество стран. В первую очередь носить его начинают в офицерской среде в качестве знака различия и элемента парадной формы. В Российскую Империю аксельбант добрался в 1762 году. Солдатам мушкетерских и гренадерских батальонов полагались украшения, выполненные из простых ниток. Офицерам этих же подразделений полагалось носить посеребренные и позолоченные аксельбанты.
В первой половине XIX века аксельбант в Российской Империи полагалось носить только генералам, флигелям, адъютантам, а также прочим офицерам при условии, что они несли службу при Генеральном штабе. После революции 1917 года аксельбант был упразднен из воинской формы, как элемент царской и белой армии.
Вернулся в Советский Союз данный аксессуар 16 февраля 1971 года. Тогда было учреждено несколько видов аксельбанта для солдатского и сержантского состава, офицерского состава, а также для почетного караула и военного оркестра. Тогда же в солдатской среде родилась мода и традиция самостоятельно изготавливать «дембельские» аксельбанты по поводу увольнения со срочной службы в запас.
В Российской Федерации ситуация с аксельбантом не изменилась, и он успешно используется с парадной формой также, как и во времена СССР.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Аксельбант» – стильное украшение
Аксельбант украшал одежду для военнослужащих, всегда отличающуюся строгостью. Не принято говорить о том, чтобы на форменном кителе были бы специальные аксессуары. Всегда военная выправка соседствовала с элегантной форменной одеждой. Особенно выделяться среди остального мужского контингента было не нужно.
Ещё до революции аксельбанты носили генералы, офицеры, входящие в Генеральный штаб и некоторые адъютанты. Так демонстрировалось их отличие от представителей других родов войск.
Толкование понятия и происхождение слова
В словаре забытых и трудных слов даётся пояснение для тех, кто занимается пошивом военного обмундирования: аксельбант прикрепляется под погон на правом плече. Аксельбант придаёт форме нарядный праздничный вид.
Ефремова уточнила в своей словарной статье, что должностные чины прикрепляли наплечное украшение ещё со времён царской России. В стране употребление аксельбантов относится к 1762 году. Название аксельбанта произошло из сочетания двух немецких слов, которые в переводе означают «плечо» и «лента». Во все словари это слово так и вошло: «аксельбант».
Аксельбанты придают нарядность и праздничность военной форме / ru.wikinews.org
Кому разрешается носить аксельбант?
Это армейское украшение и сейчас продолжают считать принадлежностью военного костюма. Носить аксельбант разрешается только строго по военному приказу роте воинского караула и роте барабанщиц.
Женский аксельбант пришивается к мундиру, так как женский вариант форменного костюма шьётся без лацкана. Специального военного указа по ношению аксельбанта у женщин не существует.
Несколько версий о предназначении аксельбанта
Изначально существовала версия составляющих аксельбанта: плетёный шнур использовался в процессе измерения, а железные наконечники были карандашами. По другой версии стрелки с мушкетами носили фитильный моток, повесив его на плечо.
Французский аксельбант выполнял очень важную функцию. Верёвка придерживала лошадь, на которой спускался генерал, а адъютант крепко удерживал животное.
Полковой адъютант 5 гренадёрского Киевского полка в парадной форме, 1913 год /
medalirus.ru
Слово в литературе
Часто ли русские писатели и поэты использовали иностранное слово в своих произведениях? Слово-то иностранное, но использовали его русские офицеры, а писатели призваны были писать правду жизни, описывать всё так, как было исторически правильно.
В. Г. Короленко в «Истории моего современника» так употребил это слово:
«Однажды к нашей квартире подъехала извозчичья парная коляска, из которой вышел молодой офицер и спросил отца. Он был в новеньком свежем синем мундире, на котором эффектно выделялись белые аксельбанты».
В 1859 году Достоевский в своём произведении «Дядюшкин сон» тоже описал военную экипировку своих героев:
«Гость был довольно известный князь Щепетилов, родственник покойнику, человек еще почти молодой, лет тридцати пяти, в полковничьих эполетах и в аксельбантах».
Таким образом, аксельбант встречается в литературе, театре, в военной одежде. Этот атрибут является одним из любимых аксессуаров с богатой историей.
Аксельбант
Аннотация. В статье рассказывается об истории появления и правилах ношения в армиях Западной Европы и России такой части формы одежды, как аксельбант.
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ
ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея, кандидат исторических наук
(Москва. E-mail: pe4av@mail.ru).
АКСЕЛЬБАНТ
Одна из наиболее заметных деталей современного парадного воинского костюма — аксельбант. Слово пришло к нам из немецкого языка: Achsel — плечо, Band — лента, тесьма. Это плетёный шнур (золотой, серебряный или цветной нитяной) с металлическими наконечниками, пристёгиваемый к правому, реже к левому плечу под погоном (эполетом). Несмотря на всю свою простоту, эта деталь форменной одежды прошла изрядный исторический путь развития. Можно даже сказать, что происхождение и первоначальное назначение аксельбанта весьма загадочны.
Существуют две основные версии. Согласно первой в XVI веке во время борьбы Нидерландов за независимость от Испании командующий испанскими войсками приказал вешать взятых в плен повстанцев как разбойников и бунтовщиков. Те в свою очередь, желая показать врагам своё презрение как к смерти, так и к угрозам герцога, стали носить на плече верёвки. Данная версия, возможно, достаточно романтична, но, как иные подобные толкования, маловероятна. Более допустимой выглядит другая: аксельбант ведёт своё происхождение от плечевых ремешков, нашивавшихся на правое плечо офицерских и солдатских мундиров во времена Тридцатилетней войны (1618—1648) для фиксации плечевой портупеи.
Можно также предположить, что аксельбант появился случайно. Например, какой-то мушкетёр таким образом завязал запасной фитиль к ружью, который надо же было в походе куда-то девать! Известно, что вооружённые ружьями солдаты обматывали фитили вокруг талии, носили через плечо и т.д.1 Почему не поместить его на плече, создав при этом затейливый узел, особенно если стрелок обладал некоторым художественным взглядом на мир? Идея понравилась, её подхватили сослуживцы солдата. На взгляд автора, данная версия не хуже других, выводящих аксельбант от фуражных верёвок, носившихся кавалеристами в XVI—XVII вв., от шнуров, стягивавших борта и плечевые швы колета, и т.п.
Скорее всего, как это часто бывает, аксельбант не имел одного автора, одной причины или региона зарождения. Возможно, идея размещать на плече заплетённую причудливым узлом верёвку со свисавшими концами приблизительно одновременно родилась в ряде стран для разных целей. Во всяком случае, когда аксельбант прочно утвердился в западноевропейских армиях, он применялся по разнообразному назначению. Так, в британской армии к началу четвёртого десятилетия XVIII века наплечный шнур мог применяться как для обозначения конкретного воинского чина, так и для привлечения внимания общественности к определённому роду войск или даже к отдельным полкам.
С похожими задачами в те годы применялся аксельбант и во Франции. В 1762 году французские драгуны вместе с зелёными мундирами получили аксельбанты на правое плечо. Правда, к 1779 году они их «потеряли», зато аксельбантами в том году украсились мундиры только что сформированных шести полков лёгкой кавалерии. Через девять лет их переформировали в конно-егерские полки, личный состав которых уже не имел права на аксельбанты. В то же время аксельбанты использовались в ряде полков линейной кавалерии2.
В Пруссии подобно Франции или Великобритании драгунам также полагался аксельбант, а вот в пехоте его носили только солдаты ряда привилегированных полков — гвардейских или имевших шефами видных генералов, а также членов королевской фамилии. Однако личный состав 18-го пешего полка аксельбантов не носил, хотя его шефом почти бессменно являлся принц Фридрих Вильгельм, наследник прусской короны. Были и другие полки, имевшие именитых шефов, но аксельбанты им не полагались. При этом носили аксельбанты пешие и конные егеря, пользовавшиеся особым вниманием короля. Наблюдались и другие случаи использования аксельбантов в прусской армии3.
В российском военном костюме аксельбант утвердился в 1762 году, хотя был известен ещё в эпоху Петра I. В частности, имеются указания на то, что около 1718 года аксельбанты носили драгунские корнеты, возившие штандарты. Первыми в русской армии при Петре III аксельбанты получили полевые мушкетёрские полки и гренадерские батальоны. Носить аксельбант строевым чинам следовало на правом плече. Цвет аксельбанта предполагался жёлтым или белым, в зависимости от цвета пуговиц кафтана (теперь его именовали мундиром). Нитяной аксельбант длиной до 53,25 см (3/4 аршина) состоял из трёх петель, банта и двух концов с медными или оловянными наконечниками. Надевался он одной петлёй на пуговицу, пришитую на правом плече под воротником. Офицерские аксельбанты были золотыми или серебряными. Аналогичные предписывались и гвардейской пехоте. Тогда же аксельбанты получили и голштинские «войска» российского императора, кроме гусар4. Ничего более в этом плане Пётр III сделать не успел.
Лишь через полтора десятка лет при Екатерине II аксельбант стал необходимым предметом в гардеробе русского воина. Сначала — в качестве коллективной награды, о чём автор писал ранее5. Высочайшим указом от 7 мая 1778 года* для офицеров и нижних чинов лейб-гренадерского полка, отличившегося в войне с Турцией, вводились особые знаки отличия, в том числе аксельбанты. Как и при Петре III, они были золотыми для офицеров, жёлтыми нитяными — для нижних чинов, носить их следовало спущенными вниз по руке. Существенным отличием была длина аксельбанта — теперь около 35,3 см (пол-аршина).
Переход на «потёмкинскую» форму одежды отразился на манере подвешивать аксельбант — петельные концы застёгивали на пуговицы лацканов. При Павле I несколько изменился рисунок плетения, опять петельные концы носили опущенными вдоль плеча, но само право ношения аксельбанта лейб-гренадеры сохранили (нижние чины до 18 сентября 1802 г., офицеры до 17 сентября 1807 г.)6. Напомним, что в качестве награды право ношения аксельбанта получил тогда также Екатеринославский гренадерский полк. Правда, этого отличия он лишился сразу после смерти своего покровителя Г.А. Потёмкина.
В царствование Екатерины II началось формирование основных правил использования аксельбанта в русском воинском костюме: не только отмечать заслуги воинской части, но и подчёркивать её особенный статус или должностное положение конкретного военнослужащего. В частности, 27 июля 1764 года генеральским (или «генералитетским») адъютантам и адъютантам генеральских штабов было предписано носить золотой аксельбант. При этом старшим адъютантам (как тогда говорили, генеральс-адъютантам; эти должности занимали штаб-офицеры) полагался пехотный мундир с аксельбантом на правом плече, младшим адъютантам (обер-офицеры, их ещё именовали флигель-адъютантами при генералах) — на левом. Адъютанты, состоявшие при кавалерийских генералах, первоначально носили мундиры карабинерского образца, с 1776 года — также драгунские, пикинерские или кирасирские мундиры, но всегда с золотым аксельбантом на правом плече.
22 сентября 1775 года при императрице была учреждена постоянная группа адъютантов, получивших название флигель-адъютанты. Позже так назывались все офицеры, состоявшие в свите императора. Они носили особый мундир с аксельбантом на правом плече7. В последующие десятилетия, практически до 1918 года, любые категории адъютантов в русской армии легко будут узнаваться по аксельбанту, носимому на правом плече. Впрочем, аксельбант подчёркивал особый статус не только военнослужащего, но и воинской части в целом.
25 июля 1778 года карабинеры («удешевлённый» вариант тяжёлой кавалерии) получили жёлтый аксельбант на левое плечо. Переодевшись в «потёмкинскую форму», они его потеряли, зато жёлтые нитяные аксельбанты тогда получили драгуны и кирасиры, белые — солдаты легкоконных полков и конные егеря. Аксельбантом из жёлтого гарусного шнура с примесью чёрного выделялись и конные артиллеристы. Этот новый для России и невероятно тогда престижный род войск был в большой моде, производя фантастическое впечатление не только на людей военных, но и на весь столичный высший свет. Полагались аксельбанты чинам Генерального штаба (генерал-квартирмейстеру, генерал-квартирмейстеру-лейтенанту, обер-квартирмейстерам, дивизионным квартирмейстерам, колоножным офицерам**), воинам провиантской роты, около 1780 года для повседневного ношения надели аксельбанты и генералы. Впрочем, 31 марта 1790 года князь Потёмкин генералитету своей армии разрешил украшать аксельбантами только кафтаны без шитья.
Любопытно, что в Генеральном штабе в те годы была предпринята попытка использовать аксельбант и в качестве дополнительного способа обозначения воинского звания. 6 апреля 1771 года при штабе была учреждена группа провожатых к колоннам (10 сержантов и 50 каптенармусов). Провожатые к колоннам сержантского чина в отличие от коллег-каптенармусов носили на правом плече аксельбант из серебра с зелёным шёлком. Имелись и другие части и подразделения, носившие аксельбанты.
Таким образом, аксельбант активно использовался для обозначения родов войск или служб, общественным мнением не всегда оценивавшихся справедливо, но имевших большое значение для армии как в настоящем, так и в ближайшей перспективе. В пеших частях аксельбанты не применяли, думается, из-за относительной многочисленности личного состава. Здесь они, как было сказано, играли роль награды. Обходились без аксельбантов и в тех случаях, когда престиж службы и без того был высок. В частности, гвардейский мундир и без аксельбантов пользовался большим общественным весом8.
Павел I добавил в практику использования аксельбантов новый штрих: их получили пешие егеря и драгуны. Ведь в армии его кумира, Фридриха Великого, драгунам и пешим егерям полагались аксельбанты. В присвоении аксельбантов целому роду войск не было ничего нового по сравнению с эпохой его матери, но Павел Петрович посчитал необходимым пожаловать эту деталь и гвардейским офицерам. Началось с лейб-гвардии Семёновского полка, с декабря 1797 года золотые аксельбанты появились на плечах офицеров лейб-гвардии Преображенского и Измайловского полков. Чины лейб-гвардии егерского батальона получили аксельбанты цвета воротника, светло-оранжевые (у офицеров — золотые) по аналогии с армейскими пешими егерями, а офицеры лейб-гвардии Гарнизонного батальона — по примеру коллег-преображенцев, но изготовленные из серебра. Ближе к концу царствования Павла I чины Кавалергардского корпуса приобрели для использования вне службы так называемый вицмундир, обязательной принадлежностью которого стал золотой аксельбант. Позже золото сменилось серебром, после переформирования корпуса в полк вицмундир оставят только офицерам, но на нём сохранится серебряный аксельбант. В апреле 1800 года получили золотые аксельбанты и офицеры гвардейской артиллерии9.
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Функен Л., Функен Ф. Средние века. Эпоха Ренессанса: Пехота — Кавалерия — Артиллерия / Пер. с фр. М.Б. Ивановой. М.: АСТ; Астрель, 2002. С. 48.
2 Применительно к британской и французской кавалерии XVIII в. вопросы обозначения их различных категорий с современной точки зрения являются достаточно запутанными и требуют отдельного разговора.
3 Функен Л., Функен Ф. Европа XVIII век: Франция: королевская свита и пехота. Великобритания и Пруссия: пехота / Пер. с фр. И.Г. Галковой. М.: АСТ; Астрель, 2003. С. 106—109, 118, 119, 124, 125, 130—147; они же. Европа XVIII век: Франция — Великобритания — Пруссия: Кавалерия — Артиллерия. Армии европейских стран / Пер. с фр. А.А. Китайцевой. М.: АСТ; Астрель, 2003. С. 4—25, 40—54, 64—67, 74, 75; Уиндроу М. Воин и Солдат. История военного костюма: иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. С. Дробязко. М.: Эксмо, 2010. С. 139, 147, 148,154—56 и др.
4 Летин С.А., Леонов О.Г. Русский военный костюм. От Петра I до Петра III. М.: Русские Витязи, 2008. С. 75; Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 3. М.: Кучково поле, 2008. С. 73—80, 84—100.
5 Печейкин А.В. «Присвоить особое отличие в обмундировании…» // Воен.-истор. журнал. 2013. № 9. С. 60—63.
6 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 4. М.: Кучково поле, 2009. С. 59, 60; Ч. 6. М.: Кучково поле, 2010. С. 64.
7 Энгельгардт Л.Н. Записки. М.: Новое литературное обозрение, 1997. С. 40, 51.
8 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 4. М.: Кучково поле, 2009. С. 67—81, 99—101; Ч. 5. М.: Кучково поле, 2009. С. 10—20, 20—34, 56; Леонов О.Г. Русский военный костюм. Эпоха Екатерины II. М.: Русские Витязи, 2010. С. 39—45, 311—348, 355—361 и др.
9 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 6. М.: Кучково поле, 2010. С. 81, 95—100; Ч. 7. М.: Кучково поле, 2011. С. 26—40.
Аксельбант – символ висельной веревки и дембельского шика
Сегодня парадная форма российских военнослужащих почти не обходится без такой детали, как аксельбант. А ведь когда-то этот предмет военного гардероба ассоциировался исключительно с царской армией. Хотя и в армии советской он тоже был в почете. Особенно у дембелей из ВДВ.
В переводе с немецкого слово «аксельбант» составлено из двух: Achsel – «плечо», Band – «лента, тесьма». В общем, все понятно – «тесьма, спускающаяся с плеча». Но история этого предмета военного гардероба гораздо более интересная.
Говоря о происхождении аксельбанта, историки обычно приводят две версии. Как гласит первая, в XVI веке жители Нидерландов всеми силами пытались добиться независимости от испанской короны и часто устраивали восстания. Обычно они заканчивались виселицей для бунтовщиков. Но голландцев было не сломить. В качестве знака презрения к висельной веревке они стали носить ее копию на своем плече. Другая версия утверждает, что во времена Тридцатилетней войны (1618-1648) офицеры носили плечевые ремешки для фиксации портупеи. В какой-то момент вместо ремешков стали использовать плетеный шнур. Тот так удачно дополнил мундир, что и без портупеи смотрелся прекрасно.
Не стоит сбрасывать со счетов и версию случайного появления плетеной тесьмы на мундире. Например, некий мушкетер решил, что в бою ему не помешает дополнительный мушкетный фитиль, и подвязал его веревкой к плечу. Хорошему примеру могли последовать и другие солдаты, а затем и офицеры.
Впрочем, не исключено, что плетеная тесьма на мундире появилась не в одной стране, а в разных одновременно, и выполняла различные функции – от чисто утилитарных до декоративных. Свидетельство тому – мундиры европейских армий. Например, английские офицеры середины XVIII века носили наплечный шнур для обозначения воинского чина, а также – определенного рода войск или принадлежности к особым частям. С аналогичными функциями применялся аксельбант и во французской армии. В 1762 году в качестве поощрения французские драгуны в довесок к зеленым мундирам получили и аксельбанты на правое плечо. Но в 1779 году этот аксессуар у них отобрали, зато пожаловали его вновь сформированным полкам легкой кавалерии. Спустя девять лет эти полки стали конно-егерскими, а их офицеры уже не могли носить аксельбант. Зато их коллеги в линейной кавалерии продолжали оставаться с ним на мундире.
В Пруссии аксельбант носили драгуны, а в пехотных частях им украшали мундир только военнослужащие элитных полков – гвардейских или тех, где шефами были именитые генералы либо члены королевской семьи. Впрочем, и здесь были исключения. Так, 18-й пеший полк в качестве шефа имел наследника прусского трона – принца Фридриха Вильгельма, а вот его офицеры аксельбантов не носили.
Разумеется, когда российский император Петр I решил строить армию и флот по европейскому образцу, то не обошел вниманием и европейский мундир. Сохранились свидетельства того, что уже в 1718 году с аксельбантами щеголяли драгунские корнеты, перевозившие полковые знамена. Однако постоянное место на русском офицерском мундире аксельбанты займут много позднее.
Из Пруссии в Россию
После того как на престол взошел внук Петра Великого – Петр III, в русской армии начались реформы на прусский манер. Именно этот монарх ввел для полевых мушкетерских и гренадерских батальонов обязательные аксельбанты. Носить их следовало на правом плече и офицерам, и солдатам. Причем в зависимости от пуговиц кафтана выбирался и цвет аксельбанта – желтый или белый. Офицерам же полагался золотой или серебряный цвет. Длиной чуть более полуметра, аксельбант состоял из трех петель, банта и двух концов с оловянными или медными наконечниками. Одной петлей аксельбант цеплялся за пуговицу на правом плече под воротником, а другой крепился на груди. Немногим позже аксельбантом были награждены гвардейская пехота и голштинские «полки» Петра III, а затем его недолгому царствованию пришел конец.
Супруга почившего монарха, Екатерина II, хоть и была немкой, но про аксельбант вспомнила лишь через 15 лет после воцарения. Высочайшим указом от 7 мая 1778 года императрица пожаловала аксельбанты офицерам (золотые) и нижним чинам (желтые нитяные) лейб-гренадерского полка, как отличившимся в войне с Турцией. Правда, длина аксессуара уменьшилась, а носить его нужно было спущенным вниз по руке.
«Потемкинская» реформа обмундирования затронула и аксельбант, теперь его концы застегивались на пуговицах лацканов. Именно в екатерининскую эпоху сформировался культ ношения аксельбанта на русском мундире. Аксессуар подчеркивал не только заслуги полка, но и его специальный статус или воинское положение конкретного офицера. Например, с июля 1764 года генеральским адъютантам, а равно и адъютантам Генерального штаба было положено иметь на мундире золотой аксельбант. Старшим, или как тогда именовали, генеральс-адъютантам, предписывалось носить аксельбант на правом плече, младшим (флигель-адъютантам) – на левом. Адъютанты кавалерийских генералов независимо от мундира носили золотой аксельбант всегда на правом плече. Аксельбанты останутся неизменным атрибутом на правой стороне мундира адъютантов вплоть до 1918 года.
В конце XVIII века для офицеров Генерального штаба предполагалось назначить аксельбант еще одним атрибутом, указывавшим на воинскую должность. 6 апреля 1771 года при Генштабе был сформирован отряд сопровождающих колонн – 10 сержантов и 50 каптенармусов, которые носили аксельбант из «серебра» с зеленым шелком. Имелись и другие части и подразделения, носившие аксельбант.
Стоит отметить, что в царской армии аксельбанты носили не только офицеры Генштаба или государь-император, но и военные чины тыловых и хозяйственных подразделений. Такая «нелогичность» объяснялась как раз просто. Военнослужащие полков, которые имели возможность заслужить боевые награды, и без того имели их на груди. Например, гвардейский мундир и без аксельбанта пользовался большим уважением. В то время как для «небоевых» офицеров аксельбант немного компенсировал этот разрыв в восприятии.
После Октябрьской революции большевики сформировали Рабоче-крестьянскую Красную армию, где поначалу не было ни погон, ни чинов, а уж про аксельбанты и говорить нечего. Этот предмет считался уделом белогвардейских офицеров или «золотопогонников». Поэтому, даже когда в 1943 году в РККА вернули звания и погоны, об аксельбанте и не вспомнили.
Однако традиции русского офицерства понемногу брали свое. Сначала Красная армия была переименована в Советскую, а затем стали возвращаться и другие символы. Так, 16 февраля 1971 года была изменена воинская форма одежды для Вооруженных сил СССР, и в числе прочего вновь были введены аксельбанты для военнослужащих рот почетного караула и сводного оркестра Московского гарнизона. Офицерам полагался аксельбант с плетеным шнуром и двумя металлическими наконечниками и петлями. Шнур с наконечниками был золотистого цвета и цеплялся хлястиком на правом плече под погоном. Другие его концы крепились нитяными петлями на пуговицы, пришитые под правым лацканом мундира. Для солдат и матросов, сержантов и старшин аксельбант полагался с одним наконечником и серебристого цвета. Помимо военнослужащих рот почетного караула аксельбантами снабдили всех участников военного парада в Москве 1971 года в честь годовщины Октябрьской революции.
Именно после этих событий в армейской среде появилась мода на самодельные аксельбанты. Конечно, Уставом не подразумевалось ношение этого аксессуара другим частями, кроме рот почетного караула, но солдатам, демобилизуемым на «гражданку», на это было плевать. Первыми мастерами в изготовлении таких аксельбантов прослыли десантники. Именно в их частях можно было легко достать отслужившее свое стропы от парашюта Д-6, которые служили материалом для плетения аксельбанта. Единого стандарта «дембельского» аксельбанта никогда не существовало, но в каждой части имелось несколько его форм плетения. Крепился самопальный аксессуар на плече с помощью офицерской кокарды или посредством сплетенной из того шнура розетки. Уже в постсоветское время аксельбанты имели три косы, которые дембеля красили в цвет российского флага. Из-за неумной тяги к украшению такими «плетенками» дембельской формы, представителей любого рода войск стали относить к «мотошвейным» войскам.