что такое акрополь где находится акрополь
Афинский Акрополь
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_5900″>
Афинский Акрополь – самое необычное сооружение в мире. Он стал символом столицы Греции. Акрополь виден из любой точки Афин: правительство запретило выстраивать в черте города здания выше. Поэтому туристы могут использовать его в качестве ориентира.
История
Акрополь – древний город на высоком холме. За стенами располагалось основное поселение. Город был абсолютно неприступен при штурме. Как и любое значимое в жизни горожан место, Акрополь овеян легендами. Одна из них рассказывает о том, что построил город Кекропс. Он был наполовину змей, наполовину человек. Кекропс посвятил свое творение богине Афине. И первый храм был воздвигнут в ее честь. Для перетаскивания камней и грубых работ Кекропс нанимал циклопов. Постройки Кекропса были относительно скромными. Впоследствии на их месте появились изящные здания, украшенные золотом и серебром.
После захвата Греции Римом храмы язычников были отданы христианам. Но значительных изменений в архитектуре построек не происходило: в основном, переделывались внутренние интерьеры. Мусульманское (турецкое) владычество в 15 веке тоже не сильно повредило ансамблю: языческие, а впоследствии христианские, храмы переделали в мечети, не изменяя архитектуру. Холм снова сохранил первозданный вид. А вот 17 век оказался для Акрополя роковым: во время осады венецианцы стреляли по ансамблю из пушек. Многие храмы оказались сильно поврежденными: они не восстановлены до сих пор.
19 век принес комплексу дополнительное разорение: части скульптурных композиций были отправлены в музей Великобритании. И до сих пор ценные элементы находятся там, несмотря на протесты правительства Греции. В настоящее время в Акрополе ведутся масштабные реставрационные работы. Средства для этого выделяются из государственного бюджета. Частные лица тоже выделяют пожертвования. Но сделать предстоит еще очень много.
Архитектура
Основное строительство развернулось после победы греков над персами во второй половине пятого века до н.э. В это время греческая демократия привела к расцвету страны. И для увековечения силы страны Перикл решил заново отстроить Акрополь. Место было выбрано удачно. Холм высотой 156 м над уровнем моря представляет собой возвышенность из серо-синего известняка. Он абсолютно неприступен: с трех сторон его защищают скалы, а с четвертой – море. Для увековечения проекта архитекторам была представлена возможность разработать новый стиль: комбинацию из дорического и ионического. Этот синтетический стиль должен был стать единым для всей Эллады.
Архитекторы представили неожиданные решения при создании ансамбля:
Конечно, масштабные работы требовали крупных финансовых вложений:
Масштабная задумка Перикла не всеми была встречена благосклонно. Афины получали от других городов деньги на содержание армии и флота, поскольку Афины обязывались защищать своих соседей. Но происходило нецелевое использование средств: финансы направлялись на строительство Акрополя. И ремесленники были недовольны обязательным участием в проекте. На все возражения Перикл заявил, что с момента предоставления денег Афины будут распоряжаться ими по своему усмотрению, потому что соседние города не дают в армию воинов и моряков. Цель создания ансамбля была достигнута: новый комплекс сохранил защитные функции и одновременно прославил Афины и правителя Перикла. Туристы до сих пор любуются великолепными храмами.
Что посмотреть
В Акрополе многие храмы уже отреставрированы: туристы могут полюбоваться работой древних и современных мастеров. Но часть сооружений пока только ожидают восстановления. Осмотр комплекса следует начинать с тех построек, которым возвращен первозданный вид.
Парфенон
Этот храм был и остается основным в ансамбле. Он посвящен богине Афине и построен вместо разрушенного во время осады города персами храма Гекадомпедон. Работы по строительству были начаты в 447 году до н.э., а освящение состоялось в 438 году до н.э. Отделка внутри завершилась лишь в 432 году до н.э. Примечательно, что Перикл лично руководил всеми работами, хотя проектировал храм Иктин, а Калликрат контролировал ход строительства.
Парфенон выглядит идеально ровным, все сочленения кажутся сделанными под 90 градусов. Но это оптический обман. Иктин знал об особенностях глаза человека искажать перспективу, поэтому ни одной прямой линии в Парфеноне нет:
Эти находки Иктина были революционными для того времени. Но сегодня их используют архитекторы в своих проектах.
Гекатомпедон
Гекатомпедон – храм, посвященный Афине. До 480 года до н.э. это был главный храм государства. Он простоял всего несколько десятков лет, а затем был разрушен во время осады города персами. Археологами установлено, что здание было построено во время правления Писистрата. Остатки фундамента показывают, что здание было четырехугольным. По всему периметру его украшали колонны. Гекатомпедон – значит “стофутовый”, “состоящий из ста ступеней”. Он располагался в самой высокой точке холма. И каждый посетитель, в первую очередь, видели Гекатомпедон. Вход в главный храм находился напротив Пропилей, главного входа в Акрополь.
Интересно! На месте Гекатомпедона в более ранние времена находился алтарь богини Афины. Примечательно, что часть Парфенона называется Гекатомпедоном.
Гекатомпедон разрушили персы по приказанию царя Ксеркса. Он был раздражен длительной осадой и мужеством защитников города. Ксеркс желал уничтожить саму память о государстве. После окончания войны с персами афиняне не стали восстанавливать разрушенный Гекатомпедон. Более того, уцелевшие фрагменты использовались при строительстве Парфенона. Поэтому археологи не могут достоверно восстановить облик Гекатомпедона. Но при раскопках обнаружены прекрасно сохранившиеся статуи.
Они были выполнены из пористого известняка и раскрашены яркими красками:
Скульптурные композиции выставлены в музее Акрополя. Там для них обеспечены требуемые условия сохранности.
Эрехтейон
Севернее главного храма Акрополя, Парфенона, расположено уникальное строение – Эрехтейон. Он назван в честь эллинского царя Эрехтея. Создание храма отражено в легенде. Когда-то Посейдон и Афина поспорили, кто из них будет покровительствовать Элладе. Главным становился тот, кто приносил жителям ценнейшие дары. Посейдон ударил в гору трезубцем: из скалы потек источник с соленой водой. Афина стукнула копьем о землю: мгновенно выросла олива. И дар Девы оказался наиболее значимым для эллинов. Храм построен рядом с легендарным деревом, а источник находился внутри здания.
Инициатором создания Эрехтейона стал Перикл, но работы завершились после смерти царя.
Проект разработал архитектор Мнесикл. Он же создавал Пропилеи, парадный вход в Акрополь. Но не все шло гладко: время начала строительства (421 год до н.э.) совпало с войной, которую Афины вели против Спарты. Финансов и рабочей силы для обеспечения стройки уже не хватало. Тем не менее, работы завершились в 406 году до н.э.
После освящения в Эрехтейон перенесли значимые для афинян предметы:
Но афиняне молились в Эрехтейоне всего 1,5 года: Спарта и ее союзники, персы, победили в войне. Афины не восстановили свое могущество.
Интересно! При разрушении Акрополя во время персидских войн олива, подаренная Афиной, сгорела. Но потом выросла на том же месте без участия человека.
Эрехтейон поражает туристов необычной архитектурой:
До прихода в Афины христианства Эрехтейон оставался действующим. Затем в нем расположился храм Пресвятой Богородицы. После прихода крестоносцев здесь устроили дворец герцога Афинского. После завоевания Афин турками в Эрехтейоне располагался гарем. Во время осады венецианцами Эрехтейон был поврежден при обстреле. А в 19 веке часть статуй была вывезена в Великобританию, часть – уничтожена. Поэтому восстановить Эрехтейон в данный момент невозможно.
Храм Ники Аптерос
Это сооружение расположено вне Акрополя. Ранее на этом месте был укрепленный бастион, а для того, чтобы воинам было удобно приносить дары, здесь же установили алтарь Афины Ники. В 6 веке до н.э. вместо жертвенника построили храм Афины. Но после падения города, по приказу Ксеркса в 480 году до н.э. это сооружение было уничтожено. В период правления Перикла государство достигло пика могущества. И началось восстановление Акрополя. Проект храма Афины Ники разработал Калликрат, а утвердило его общее собрание жителей города в 449 году до н.э.
Неизвестно, когда началась стройка, но освящение состоялось в 421 году до н.э. Через 500 лет после постройки храм неожиданно получил новое название. Виной тому ошибка историка и путешественника Павсания. Он принял статую Афины без обычного военного наряда за статую Ники, но без крыльев. Павсаний даже придумал историю о том, что строители специально оторвали у Ники крылья, чтобы победа и удача от них не улетела. Естественно, через 500 лет поправить Павсания было некому. И случайное название прижилось.
Архитектурная композиция Ники Аптерос необычна:
Ника Аптерос была разрушена во время осады крепости венецианцами. В 19 веке Греция добилась независимости. Началось восстановление Акрополя. Но первая реставрация проводилась без подготовки, поэтому заново отстроенное здание мало соответствовало оригиналу. В 20 веке в фундаменте возникли трещины. Здание разобрали, основание укрепили. Повторная реставрация была успешнее: добавлены новые фрагменты. Финальная реставрация проводилась в начале 21 века. Теперь храм полностью соответствует описаниям историков.
Одеон Герода Аттического
Это древний театр, построенный Геродом Аттиком, чтобы увековечить память умершей жены. Примерный период постройки: 160-174 год. До этого в Афинах уже было 2 одеона.
Археологические раскопки показали, что одеон использовался не только для концертов, но и для гладиаторских боев. Одеон Герода Аттика начали реставрировать в 19 веке. Сейчас в него можно попасть только в дни представлений по заранее приобретенному билету.
Асклепион
Это очень необычное сооружение. С одной стороны, здание посвящено богу Асклепию, с другой – это место для излечения заболевших. Храм был выстроен по инициативе Телемаха. Новый бог (Асклепий) имел земное воплощение змеи. Он находился в храме Деметры до тех пор, пока не обзаведется собственным домом. Место положения сооружения – южный склон Акрополя рядом с источником чистой воды. Это не случайно: в процессе лечения вода была важна.
Комплекс включал в себя:
Храм украшали изображения самого Асклепия, его детей, в том числе дочерей Гигиены и Панацеи. Пришедшие за исцелением, должны были пожертвовать богу что-нибудь. Это мог быть петух. После исцеления требовалось снова принести жертву: деньги, драгоценности, посуду. Иногда в качестве даров приносили вылеченные органы, вырезанные из драгоценных пород дерева или камней.
Интересно! В этом Асклепионе жрецы вели ежедневный учет приношений. По этим записям историки установили, какие операции и процедуры проводились врачами.
Храм неоднократно повреждался, но немедленно восстанавливался. После прихода в Грецию христианства Асклепион перестроили под храм в честь Спасителя и православных святых-целителей. Во время турецкого владычества Асклепион оказался никому не нужным, он начал разрушаться. Сейчас проводятся реставрационные работы.
Театр Диониса
Бога вина и веселья любил Писистрат. Именно он приказал, чтобы на холме Акрополь построили храм Диониса. Сооружение украшала статуя бога из кости с золотом. Рядом устроили площадку для ритуальных танцев. Она и стала началом театра. Сам театр не имел стен. Ряды кресел восходили вверх с повышением. Снизу сидели самые знатные посетители. На спинках были выбиты имена зрителей. Вместимость театра впечатляла: до 17000 зрителей. В Афинах в то время жило вдвое больше народа.
Сначала в театре были только религиозные представления, но потом стали показывать и светские пьесы. Позднее, театр стал ареной для боев гладиаторов. В это время для безопасности зрителей построили мраморный портик с металлической решеткой. Сейчас театр Диониса отреставрирован практически до конца. Средства выделялись из государственного бюджета Греции. Частные лица и учреждения тоже выделяли пожертвования.
Разрушенные объекты
Реставрация Акрополя далека от завершения. Но даже разрушенные постройки интересно осмотреть. Стоит посетить:
Процесс реставрации и восстановления замедляется тем, что на территории Акрополя до сих пор проводятся раскопки.
Старый музей Акрополя
Для того, чтобы посетители могли ознакомиться со всеми экспонатами, найденными на территории Акрополя, в 1878 году был организован Музей Акрополя. В то время казалось достаточно небольшого здания вблизи Парфенона. Но количество предметов росло, скоро экспонаты перестали помещаться в 9 залах. Ученые критиковали власти Греции за то, что уникальная коллекция находится в сейсмоопасном районе и подвергается риску. Поэтому было принято решение о строительстве нового Музея.
Новый музей Акрополя
Новый Музей Акрополя начал работать в 2009 году. Здание построено в 300 м от стены, ограждающей Акрополь. Автор проекта – швейцарец Бернард Чуми. Примечательно, что здание имеет стеклянный пол и стены. По задумке архитектора, так туристы лучше погрузятся в атмосферу древнего мира. Площадка наверху позволяет любоваться Акрополем, не выходя из Музея. Основная коллекция состоит из статуй, которые найдены во время раскопок. Для уникальных экспонатов созданы требуемые температура и влажность. Их контролирует автоматика.
Важно! Посещение музея Акрополя оплачивается отдельно. Входной билет не дает права пройти в Акрополь.
Интересные факты
Известно, что осажденные в крепости Акрополь турки нуждались в свинце. Они начали разрушать здания, чтобы добыть металл из крепежа. Но эллины не допустили такого варварства и прислали врагам искомый свинец. Человеческий глаз обладает свойством искажать перспективу. Архитектор Иктин максимально исказил реальность и получил мнимо идеальный Парфенон. Эллины были большие оригиналы: сначала они убили бога Диониса, обвинив его в попытке отравления, а затем, оценив качества вина, построили в честь Диониса храм. Новый, открытый в 2009 году музей Акрополя по счету третий. Его площадь больше, чем у предшественников, в 10 раз.
Экскурсии
Некоторые туристы предпочитают самостоятельно изучать Акрополь. Но для этого понадобится не один день. Гораздо разумнее взять опытного русскоговорящего гида. Сопровождающий познакомит с легендами Акрополя, сделает прогулку незабываемой. Экскурсии бывают групповыми и индивидуальными. Время подбирается с учетом пожеланий экскурсантов.
Время работы и цены на билеты
Попасть на территорию Акрополя можно каждый день с 8 утра до половины седьмого вечера. Посещение платное: 12 евро. Но граждане Евросоюза пользуются льготами: пенсионеры и школьники покупают билет за половину цены – 6 евро. По одному билету можно проходить на территорию Акрополя в течение 4-х дней. Чтобы осмотреть Музей требуется оплатить вход. Цена – 1 евро.
Существуют дни, когда можно посетить бесплатно:
Закрыт для посетителей в Светлое Христово Воскресенье, Рождество, первый день Нового года.
Где находится и как добраться
Акрополь находится в западной части Афин. Туристам удобнее всего доехать до холма на метро. Выйти следует на станции Акрополь. До такой же остановки идут троллейбусы 1, 5, 15 или автобусы 135, 106, 208.
Афинский Акрополь
Афинский Акрополь (Acropolis of Athens)
Афинский Акрополь – холм высотой 156 метров с возведенным на нем храмовым комплексом, защищавший горожан от вражеских набегов. Верхний город, занимающий территорию размером 300 на 130 м, строился в течение многих веков, начиная с древнегреческой архаики и заканчивая эпохой Римской Греции. Сегодня Афинский Акрополь – это самая посещаемая достопримечательность греческой столицы: ценителям истории не мешают ни строительные леса, окружающие древние храмы, ни непрерывные раскопки, ни палящее солнце. Не смущает их и тот факт, что значительная часть декора – плод труда современных мастеров, изготовивших копии вместо оригиналов, хранящихся в залах европейских музеев.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Вид на Афинский Акрополь с высоты
История Акрополя
По легенде, основателем Афин и Верхнего города стал получеловек-полузмей Кекропс. Именно он предпочел в качестве покровительницы богиню мудрости и воздвиг в честь нее первые храмы. В последующие столетия на их развалинах появлялись более пышные сооружения, пока все здания Акрополя, за исключением фрагментарно уцелевшего храма Гекатомпедона, в V веке не были разрушены персами. Во времена Перикла и непосредственно после его смерти холм украсили лучшие произведения античной архитектуры – Парфенон и Эрехтейон.
В эпоху раннего эллинизма и подчинения Греции Риму у подножия холма появилось несколько театров. Христиане превратили языческие храмы в христианские, не перестраивая их, но частично изменяя интерьеры. Пришедшие на Балканы в XV веке турки использовали здания Афинского Акрополя как мечети. Существенных изменений на холме не происходило до тех пор, пока венецианцы в XVII веке не обстреляли город из пушек. Многие храмы были разрушены, требующая гигантских затрат реконструкция их не завершена до сих пор.
В XIX веке часть скульптур, украшавших фасады храмов, были вывезены во Францию и Великобританию, спор об их принадлежности ведется и сегодня.
Панорама Афинского Акрополя
Архитектурные особенности Афинского Акрополя
Территория холма застраивалась постепенно, новые здания возводились на руинах или незаконченных фундаментах прежних. Работы замораживались на десятилетия из-за нехватки средств. В общем, и в древности холм почти постоянно представлял собой стройплощадку. Старейшие из сохранившихся объектов Афинского Акрополя, такие как Парфенон, выполнены на исходе господства в архитектуре строгого дорического ордера с массивными колоннами. В близких к ним по времени сооружениях, например в Пропилеях, наряду с дорическими уже проявляются элементы более декоративного ионического стиля. Более поздний Эрехтейон – образец ионического архитектурного ордера.
Видео: Хронология Афинского Акрополя
Парфенон – важнейший храм Древних Афин
Центральная, верхняя точка панорамы Акрополя – храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. Это вершина творчества зодчего Иктина, действовавшего, правда, не в одиночку, а с командой единомышленников. Материалом для храма стал добывавшийся поблизости белый мрамор, в солнечном свете приобретавший золотистый отблеск. Эти особенности камня стали заметны сейчас, а в античные времена храм и все статуи были раскрашены в яркие цвета – красный, синий, желтый.
Все работы, начиная с создания проекта и заканчивая украшением Парфенона, проводились при Перикле, с 447 по 432 гг. до н. э. По замыслу архитекторов, храм на Афинском Акрополе должен был превзойти все, существовавшие ранее. Формально это прямоугольное в плане здание, покоящееся на трех мраморных ступенях и окруженное по периметру колоннадой высотой более 10 м. Люди попадали в храм через западный вход с невысокими ступенями. То, что видят туристы сегодня, и есть ступени с колоннами.
Заслуга зодчих состоит в том, что они поставили законы оптики на службу архитектуре. Колонны расширяются в центре, угловые колонны и пол расположены под углом – все это создает у наблюдателя ощущение строгой прямолинейности. Кроме того, благодаря ухищрениям архитекторов, Парфенон выглядит строго пропорциональным с любой точки обзора – и с территории Нижнего города, и при приближении к нему.
Скульптуры Фидия
Гигантскую, 13-метровую статую Афины, не дошедшую до наших дней, подготовил для храма Фидий, автор одного из чудес света – статуи Зевса Олимпийского. Деревянная фигура вооруженной богини-воительницы, по предположениям историков, была декорирована драгоценными камнями, слоновой костью и золотом. Об этом косвенно свидетельствуют найденные записи, содержащие отчеты строителей о приобретенных материалах, – всего на статую ушло около тонны металла. Примерный внешний облик воительницы восстановлен благодаря сделанным в древности копиям, одна из которых хранится в Национальном музее Афин. Богиня в длинном одеянии и шлеме левой рукой опиралась на щит, а в протянутой к зрителям правой держала фигурку крылатой Ники.
Кроме Афины Парфенос, мастер вместе с учениками изготовил рельефные плиты-метопы для фриза Парфенона. Часть из них в XIX веке была вывезена лордом Элджином в Великобританию и сейчас экспонируется в Британском музее, в огромном отдельном зале, украшая мраморные стены на уровне глаз посетителей. Совсем недавно проходила выездная выставка собрания в санкт-петербургском Эрмитаже – беспрецедентный случай, поскольку до сих пор парфенонские скульптуры никуда не вывозились. Греция судится с Великобританией в надежде вернуть артефакты на родину, поскольку разрешение на их вывоз давали не сами греки, а турки, под гнетом которых находилась страна. Впрочем, в Греции тоже есть на что посмотреть: здесь сохранилось более 40 оригинальных плит. Скульптуры фронтона, в отличие от рельефов, почти не уцелели и дошли до наших дней только во фрагментах.
Конница фриза Парфенона, Западная часть II, 2-3, Британский музей Процессия на южной стороне фриза, X XI, 26-28, Британский музей
Дальнейшая история Парфенона
Храм частично пострадал от пожара еще в античности, затем, в VI веке, после окончательного упадка Афин, стал христианской церковью, посвященной Деве Марии. При переделке под нужды культа пострадали статуи и интерьер Парфенона, взамен прежнего декора появились росписи стен. При турках, начиная с XV века, здание служило мечетью. Все это время храм был в относительной сохранности, пока в 1687 году венецианцы в очередном конфликте с турками не обстреляли его, спровоцировав разрушение. Декоративные детали были частично вывезены за пределы страны. В конце XIX века начались реставрационные работы, не завершенные и по сей день.
Эрехтейон – память о легендарном царе
Храмы возводились не только в честь богов, но в память о смертных. Такой чести удостоился царь Эрехтей, который, по легенде, был захоронен в этих местах. По другому мнению, именно в этой точке Афинского Акрополя, где в 421-406 гг. до н. э. появился Эрехтейон, поспорили Афина и Посейдон за главенство в регионе. Побелила, как известно, Афина, но храм на всякий случай посвятили обоим. Правивший Афинами Эрехтей для богов тоже был не чужим: погиб он по велению разгневанного Посейдона. Живописные разноуровневые руины Эрехтейона расположены к северу от Парфенона. Здание выполнено из нескольких сортов мрамора – белоснежного паросского, золотисто-белого пентелийского и сероватого элевсинского.
В отличие от внешне прямолинейного, величественного Парфенона, Эрехтейон состоит из частей разной высоты. Причина кроется в неровности почвы – архитектору нужно было преодолевать особенности рельефа. За дело взялся Мнесикл: ранее он уже оправдал доверие Перикла, построив входные ворота в Акрополь – Пропилеи. Чтобы не обидеть богов, зодчий разумно разделил пространство храма: Афине досталась восточная часть, Посейдону и Эрехтею – западная. Южный портик Эрехтейона поддерживают кариатиды – фигуры женщин, заменявшие колонны. Сегодня на месте работ древних скульпторов установлены копии статуй, оригиналы хранятся в музее Акрополя и Британском музее.
История Эрехтейона повторяет путь Парфенона: здание пережило христианизацию и нашествие турок, но было разрушено в борьбе с венецианцами. Впоследствии итальянцы попытались сложить детали, как конструктор, так что общие очертания храма восстановились, но впечатление разрухи все равно осталось.
Пропилеи – главные ворота комплекса
Туристы попадают в Афинский Акрополь через западные ворота, Пропилеи. Шесть массивных дорических колонн центральной части входа напоминают Парфенон, основная часть которого к моменту строительства была завершена. Боковые ионические колонны, более легкие и декоративные, снимают ощущение напряженности. Некогда к воротам примыкала художественная галерея и библиотека – археологам удалось найти их следы и воссоздать их очертания в объемных моделях. Сейчас общий комплекс ворот в основном восстановлен, разрушенные колонны заменены копиями.
Храм Ники Аптерос
Перед главными воротами сохранился небольшой храм с четырьмя ионическими колоннами со спиралями-завитками наверху, по краям портиков. Святилище было призвано охранять вход в Акрополь. Некогда внутри стояла статуя Афины, обычная спутница которой – Ника, богиня победы. Обычно ее изображали крылатой, но этот храм – исключение, не случайно его покровительница получила имя Аптерос – «бескрылая». Причиной такого отступления от канонов, по легенде, считается маленькая хитрость афинян. Они лишили Победу крыльев, чтобы она никогда не улетала из города.
Храм воздвигли во время Пелопонесской войны, поэтому здание украсили рельефами с изображениями побед жителей Аттики над персами и спартанцами для дальнейшего вдохновения. Турки разобрали храм на строительные материалы, чтобы возвести укрепления от венецианцев. Сегодняшний храм восстановлен значительно позднее, оригинальные скульптуры отданы в Новый музей. Активная фаза работ не пройдена, поэтому храм Ники часто закрывают для посетителей.
Разрушенные объекты
Туристические маршруты по Акрополю
Не искушенному в археологии и архитектуре туристу сложно разобраться в древнегреческих развалинах: на первый взгляд, все руины похожи друг на друга, перемешаны периоды и стили. Чтобы не заблудиться, можно выбрать простые ориентиры. Главные ворота с запада – Пропилеи, скромный храм перед ними – святилище Ники. Самое крупное, видное во всех сторон прямоугольное скопление колонн – Парфенон. Здание поменьше, гармонично сочетающее колонны разной высоты и украшенные женскими фигурами портики – Эрехтейон. Гулять по Афинскому Акрополю можно и в темное время суток – объекты подсвечиваются мощными прожекторами.
Новый музей Акрополя
Афинский музей Акрополя, в котором хранились декоративные фрагменты зданий Верхнего города, был открыт в 1874 году. Со временем коллекция так разрослась, что имеющихся залов и запасников не хватало для хранения объектов. Новое здание, значительно превышающее старое по размерам, нужно было расположить недалеко от Акрополя. Злоключения с проектом начались в 70-е годы ХХ века и длились до конца столетия: то греческие власти не могли найти подходящих архитекторов, то земельный участок не выдерживал никакой критики. Наконец, строители начали копать землю под фундамент и обнаружили новые археологические находки. Работы в этом месте были заморожены, пока архитекторы не предложили проект, не затрагивающий земельный слой.
Трехуровневый комплекс был открыт в 2009 году, в 300 м к югу от комплекса, рядом со станцией метро «Акрополь». Его цокольный этаж опирается на сотню колонн, а стеклянный пол позволяет любоваться раскопками, проходящими под ногами посетителей. Через стеклянные стены открывается фантастический вид на Акрополь. На нижнем этаже работает кафе, в двух уровнях – сувенирная лавка и книжный магазин. В туристический сезон музей ждет гостей с 8 утра до 8 вечера, в пятницу – до 10 вечера, в понедельник – до 4 часов, зимой работает по сокращенному графику. Стоимость билета для взрослых – 5 евро.
Новый музей Акрополя
Информация для туристов
Наибольшее число туристов приезжают в Афины с апреля по октябрь, хотя Акрополь принимает гостей круглый год. Осмотр комплекса займет около двух часов, планировать его нужно на раннее утро, около 8, пока мрамор не прогреется под лучами солнца. Вечером до 6 часов еще жарко, основной поток организованных туристов уходит до 15 часов. С собой обязательно берут питьевую воду, обувь выбирают нескользкую, без каблуков.
Билет на осмотр Афинского Акрополя с лежащими на склонах холма театрами и находящимися по соседству Агорами и храмом Зевса стоит 12 евро. Осмотреть все достопримечательности за один раз сложно, поэтому билет на одно посещение каждого объекта действителен 4 дня. Возле касс Акрополя обычно очередь, избежать ее можно, если купить билет возле другого исторического памятника из списка. В майскую Ночь музеев и сентябрьские Дни европейского наследия на территорию комплекса можно попасть бесплатно.
Вид с Акрополя на Афины
Как добраться
Рядом с Акрополем расположено сразу несколько остановок общественного транспорта. Удобнее всего выходить на одноименной станции метро ветки M2, рядом с которой – пересадочный узел трамваев и автобусов. Чуть дальше к югу – остановка трамвая 1, 5, 15. С юга проходит автобус № 230. От метро и от музея Акрополя к кассам гостей отвозит электропаровозик.
Праздники и фестивали в Акрополе
Захватывающий лето и часть осени Афинский фестиваль выбрал одной из главных площадок Одеон Герода – отлично сохранившийся театр, построенный в 165 г. н. э. Постоянный доступ в него закрыт, посетители попадают внутрь только во время концертных мероприятий по билетам. Вместимость театра около 5000 зрителей.
Такая же судьба уготована расположенному с восточной стороны южного склона Акрополя театру Диониса. В эпоху расцвета Аттики здесь проходили состязания комедиографов и авторов трагедий, при римлянах в нем сражались гладиаторы. В процессе реконструкции предполагается укрепить сохранившиеся каменные ярусы и добавить к ним еще несколько зрительских рядов.
Отели в окрестностях Акрополя
Гостиницы в районе Акрополя стоят дорого, но бронировать номера в них нужно задолго до поездки из-за высокого спроса. Рядом с Новым музеем расположен 4-звездочный «Herodion Hotel», с юго-востока – The Athens Gate Hotel, заслуживший отличные отзывы постояльцев. 4-звездочный апарт-отель AVA Hotel and Suites с востоку от холма обойдется туристам примерно в полтора раза дороже, чем гостиница с номерами.
Вид на Акрополь из ресторана отеля «Herodion Hotel» The Athens Gate Hotel
Рестораны и кафе возле Акрополя
Помимо музейного кафе, можно перекусить в нескольких ресторанах по периметру холма. К юго-западу от Пропилей, у подножия полудикого парка «Холм муз», рядом с остановкой 230 маршрута автобуса, расположен ресторан «Дионисос» с роскошными видами на Акрополь с летней веранды. Чуть восточнее – ресторан национальной кухни «Строфи». С северной стороны холма – таверна «Стаматопулос», открытая еще в 1882 году. Тесное кафе «Клепсидра» расположено на узкой улочке с граффити на стенах. Недалеко от него – «Анафиотика» с живой музыкой.
Достопримечательности в окрестностях Акрополя
В районе Акрополя сосредоточены основные исторические достопримечательности Афин. На востоке – руины храма Зевса Олимпийского, вернее, одного его угла, отлично сохранившийся храм Гефеста и остатки кладки рыночной площади-агоры – с северо-запада. К западу – Ареопаг, скалистый холм, где заседали власти Афин.