что такое академический вокал примеры
История развития, стили и обучения академическому вокалу
Академический вокал начал развиваться на основе народного и фольклорного, постепенно приобретая новые правила и ограничения, за которые выходить профессиональным певцам запрещено. Такие рамки основаны на понятии красоты и известны сейчас как классический.
Отличительные признаки академического вокала
История развития и видные деятели
Вокальное искусство начало развиваться в XVII веке, когда оперное пение было популярно по всей Европе. Родиной академического исполнительства считается Италия. В то время было создано множество трактатов про академическое пение. Несмотря на то, что вокальные техники развивались, основные принципы пения были заложены в эпоху Просвещения и дошли до наших дней неизменными. Сейчас такое исполнение также называют классическим.
Самый известный певец такого жанра в истории – Андреа Бочелли. В 1990-ых он прошел прослушивание у рок-певца Дзуккеро и спустя два года молодой тенор дал концерты во многих городах Европы. Сейчас он продолжает выпускать концертные альбомы, поет в опере и гастролирует по всему миру.
Андреа Бочелли
Яркой представительницей женского академического вокала является Монсеррат Кабалье. Испанская оперная певица, которая в совершенстве владеет техникой бельканто.
Монсеррат Кабалье
Направления академического вокала
Обратите внимание, что профессиональное академическое пение – это не только опера, но еще и бельканто, камерное и литургическое исполнение. Рассмотрим более подробно виды классического вокала:
Обучение академическому вокалу
Для новичков иногда сложно начать обучение самостоятельно. Поэтому, обратите внимания на следующие советы:
Для начала рекомендуем заниматься от 15 минут в день, постепенно увеличивая время репетиции. Не пытайтесь выполнить все упражнения сразу, дайте себе время. Ведь отдых так же важен, как и тренировки.
Упражнения и распевки
Распевку у вокалиста можно сравнить со спортивной разминкой. Важно помнить, что тут тоже необходимо разогреть мышцы для дальнейшей их нагрузки и предупреждения травм. Следующие упражнения предназначены для развития хорошей дикции. После постановки дыхания, отработки дикции и артикуляции и классической позиции можно приступить к развитию технических навыков: скачки, отрывистое голосоведение.
Наиболее эффективное упражнение для распевки – мычание. Для начала нужно выбрать удобную позу, обычно это позиция стоя: спина ровная, голова приподнята вверх. Затем необходимо выровнять дыхание и быть расслабленным, и только потом протянуть звук «м-м-м» обычным голосом, в комфортном диапазоне и без усилия. Начните с небольшого временного промежутка и постепенно его увеличивая, это поможет научиться контролировать дыхание и поток воздуха. Это одно из самых эффективных упражнений, которое помогает научиться расслаблять голосовые связки и управлять потоком воздуха.
Музыкальный слух
Сомнения в собственных силах были у каждого. Некоторые забрасывают академический вокал занятия только из-за мнения окружающих. Однако пение мимо нот не означает, что вы не можете исполнять любимые песни. Если вам слышно, как фальшивите во время исполнения, то можете обрадоваться – это и есть главный признак наличия музыкального слуха. Методика работы над музыкальном слуха достаточно проста. Развивать музыкальный слух можно, слушая классические музыкальные произведения, занимаясь сольфеджио и играя на фортепиано. Главное — делать это регулярно и уже через короткий промежуток времени вы поймете, что можете узнать каждую ноту на слух.
Советы и предупреждения
Может показаться, что занятие вокалом — это что-то легкое и развлекательное. Но доводя свои вокальные умения до совершенства, начинающие исполнители могут столкнуться со сложностями и ошибками. Чтобы их избежать, можно обратиться в школу современного вокала и пройти обучение быстро и увлекательно. Если же вы решили заниматься самостоятельно, то приведем несколько советов, которые помогут избежать распространенных проблем и сделать занятия академическим вокалом результативными и приятными.
Научитесь дышать. Для правильной постановки голоса необходимо контролировать свое дыхание. Важно научиться дышать, использую брюшные мышцы и диафрагму, петь на опоре, не создавая перенапряжения в голосовых связок. Так вокалист сможет избежать травм, а голос будет сильным, ярким и здоровым.
Чем отличается академический вокал от эстрадного
Если вы желаете научиться красиво и грамотно петь, то, без сомнения, уже знаете, что существуют разные направления вокала. К примеру, в музыкальной школе Artvocal.ru предлагаются курсы по развитию академической и эстрадной вокальной манеры исполнения. Так чем же отличаются эти вокальные техники?
Академический вокал и его особенности
При упоминании об академическом пении сразу же вспоминаются оперные арии, оперетты, романсы, мюзиклы. Основы академического вокала были заложены еще в ХVI веке. Музыканты, работающие в классической манере, воспроизводят сложнейший музыкальный материал. Соответственно, им требуется большое вокальное мастерство, которого невозможно достичь без профессионального обучения пению.
Овладение академической манерой исполнения базируется на классической постановке голоса. Музыканты обучаются приемам звукоизвлечения, характерным для классической музыки. Результатом работы является чистый объемный голос исполнителя, полностью лишенный посторонних шумов, хрипа. Такого эффекта добиваются все наши ученики на уроках академического вокала.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Что такое эстрадный вокал?
Сегодня существует множество музыкальных стилей, каждый из которых базируется на собственных законах, вокальных приемах и манере исполнения. Поп музыка, рэп, рок, соул и иные направления являются составными частями эстрадного вокала. Все упомянутые стили базируются на единой системе постановки дыхания и голоса.
Особенностью эстрадного вокала является его более доступная для восприятия форма и манера исполнения. Тексты зачастую характеризуются светским содержанием и простой повторной формой. На занятиях эстрадным вокалом мы обучаем мастерству исполнения этого стиля.
Принципиальные отличия в академической и эстрадной манере исполнения
Академический вокал возник во времена отсутствия любого оборудования, способного усилить голос исполнителя. По этой причине певец мог рассчитывать лишь на собственные вокальные данные. Классическая манера пения базируется на особом использовании гортани и дополнительных резонаторов, благодаря чему достигается чистое объемное звучание, способное заполнить большое помещение и подняться над симфоническим оркестром. Стоит отметить, что исполнителям с академической постановкой голоса затруднительно использовать эстрадный стиль.
Эстрадная манера исполнения получается более открытой и естественной. Несмотря на кажущуюся простоту эстрадного вокала, добиться его качественного исполнения подчас сложнее, чем овладеть академической техникой исполнения. Кроме того, преимуществом современного эстрадного вокала является многообразие доступных музыкальных направлений, максимально расширяющих творческие возможности вокалиста.
Основные отличия между академическим и эстрадным пением
По манере исполнения вокал бывает:
Академический вокал развился из музыки европейского церковного пения. Претерпев множество изменений, и будучи дополнен величайшими композиторами разных эпох (в том числе русскими композиторами-классиками Римским-Корсаковым, Бородиным, Глинкой, Чайковским и другими), он стал основой для оперной и камерной музыки.
Эстрадное направление (фр. estrade, «подмостки, помост») развивалось параллельно с академическим как объект массовой культуры, самое распространенное и востребованное среди населения.
Чем отличаются?
Главное отличие классического исполнения от эстрадного – в звукоизвлечении. А оно в свою очередь базируется на положении гортани и подвижного мягкого нёба.
Дополнительная информация
У человека в полости рта находится твёрдое нёбо, имеющее форму купола, и мягкое нёбо. Мягкое нёбо представлено небными занавесками, которые сходятся и образуют язычок, и небными дугами с миндалинами. Твёрдое нёбо усиливает звук и способствует лучшему резонансу, в то время как мягкое, наоборот, препятствует, добавляет звуку гнусавость. Чтобы исправить этот дефект, начинающим вокалистам очень важно тренировать мышцы, поднимающие мягкое нёбо и «раздвигающее» небные занавески.
Так в академическом хоре поют всё время в одной позиции, на «зевке», поднимая мягкое нёбо и округляя гласные. На выходе получается чистый объемный глубокий звук, который позволяет оперным певцам обходиться без микрофона и других, усиливающих голос, средств. Эстрадные же исполнители используют разные позиции, оперируют ими для придания композиции большей выразительности. В то же время они задействуют только естественный грудной регистр, как для обычной речи. Их произведения доступны и понятны слуху обычного человека.
Многообразие положений гортани в сочетании с различными техниками в эстрадном вокале породило огромное количество стилей: поп, рок, рэп, хип-хоп, регги, шансон, электро, кантри, дарквэйв, латино и другие. Каждый начинающий может найти тот, в котором ему будет интересно развиваться.
Вокалисты-эстрадники находят свое призвание на сцене в качестве солистов, бэк-вокалистов. Они поют в эстрадно-джазовых коллективах и музыкальных группах различных направлений. Занимаясь этим видом вокала, человек раскрывает себя, показывает свою индивидуальность и неповторимость.
Репертуар поющих в академической манере – разнообразные арии, романсы, оперетты. Эти певцы выступают на сценах больших и малых оперных театров в качестве солистов либо в хоре. Академические хоры следуют традициям, они могут петь либо под аккомпанемент инструмента и даже целого оркестра, но ничто так не завораживает, как хор, поющий a capella.
Как видите разница между классическим оперным вокалом и эстрадным пением существенная, но у этих столь непохожих направлений есть и общие черты.
Чем схожи?
При пении задействуются органы дыхания и слуха, а также речевой аппарат. Кроме самого пения, необходимо знать основы нотной грамоты и иметь представление о построении гармонии. И в академическом пении, и в эстрадном вокале обязательной является постановка голоса. Также большое значение имеют артикуляция, правильное дыхание и осанка. Всему этому можно научиться у педагогов, в музыкальных учреждениях и даже самостоятельно в домашних условиях.
Из плюсов индивидуальных занятий пением любого направления можно отметить глубокое дыхание, мелодичный голос, возможность воспроизвести любую услышанную мелодию.
Обучение эстрадному и академическому вокалу
Обучение академическому вокалу даёт свободу владения голосом и является основой для изучения остальных видов. Здесь как с гитарой: в большинстве музыкальных школ учат на классической, а потом можно играть и на акустической, и на электро-гитаре. Некоторые певцы зачастую испытывают трудности, если приходится менять стиль, однако многие известные звезды эстрады проходят спецкурс академического вокала, чтобы расширить диапазон, усилить и углубить звук.
Чтобы научиться петь в академическом стиле с нуля, на первых порах начинающие поют только распевки и вокализы, затем переходят к простым песням. Результатом тренировок является возможность исполнять сложнейшие арии и романсы. Зачастую те, кто ранее обучался академическому вокалу, меняют направление на эстрадное, джазовое или народное.
Тем, кто выбирает в качестве старта занятия эстрадным вокалом, также вначале нужно ставить голос и учиться правильному дыханию и разным техникам исполнения. Зато потом открывается широкое поле для деятельности: можно выбрать любой жанр эстрадной музыки и развиваться в нём.
Людям, которые хотят с нуля научиться пению, имеет смысл нанять хорошего педагога: он научит основам и вовремя укажет на ошибки, допускаемые по неопытности. Затем, получив нужный багаж знаний, можно обходиться и без него, продолжая заниматься самостоятельно.
Тем же, кто хочет научиться вокалу без посторонней помощи, поначалу следует быть очень осторожными. Желательно иметь дома гитару, фортепиано или синтезатор, чтобы аккомпанировать себе. Начать следует с простых народных песен и мелодий – они не перегружают голосовые связки и вполне подходят новичкам. Параллельно с этим имеет смысл изучать сольфеджио, чтобы понимать, как устроена музыка. Такие занятия – хорошее начало для эстрадного исполнителя, но следует помнить, что научить петь в академической манере может только квалифицированный педагог.
Пение – это искусство. Регулярными занятиями можно достигнуть поистине потрясающих успехов. Главное – получать удовольствие, и тогда занятия вокалом будут легкими и интересными.
Что такое академический вокал примеры
Академический вокал
Что такое академический вокал
«Если у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его, рассматривай это как прекрасный дар, которым тебя наделило небо.»
Певец академического стиля должен иметь красивого тембра округлый, звучный голос, ровно звучащий на всем диапазоне и на всех гласных, владеть кантиленой, иметь музыкальный слух и память, эмоциональную отзывчивость на музыку, хорошую дикцию, трудолюбие, сценическую внешность. Все качества в совершенном виде редко соединяются в одном лице. Слабость одних может восполняться другими, дополняться тренингом. У яркого интерпретатора обязательно соче-таются интеллект, эмоциональность, вокальная техника.
Академическому пению присущи:
— смешение рег истров и сглаженность гласных;
— округленность, опёртость. напевность, полётность звучания и насыщенность «верхов»;
— отсутствие чрезмерной замкнутости, голосовой шелк.
Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём.
Отличия академической техники вокала и современной эстрадной вокальной техники
В сегодняшней статье хотелось бы сравнить два направления – эстрадный вокал и академический вокал. После данной статьи вам станет окончательно понятно, чем же оперное исполнение принципиально отличается от эстрадного исполнения. Речь пойдет именно о различиях в вокальной технике, а не чисто в применении тех или иных вокальных приемов.
Вокальной техникой и техникой вообще называется комплекс определенных навыков по управлению конкретными мышцами. К этому определению можно отнести любую технику, как в спорте, так и при вождении автомобиля или показе фокусов. Всем, чем мы можем управлять в своем организме, мы управляем только за счет мышц, и пение не стало исключением. Управление голосом – это также управление мышцами, ни больше, ни меньше.
Многие непосвященные просто поражаются звучанию голоса великих певцов, поскольку его качества настолько разнятся от обычных голосов, повседневно раздающихся отовсюду, что наличие таких незаурядных качеств кажется нам невероятным, невозможным. Однако это вполне реально и возможно, нет ничего запредельно сложного в том, чтобы изменить качества собственного голоса.
Ключ к успеху в этом деле – это постичь вокальную технику. Однажды поняв, какие конкретно и как именно тренировать собственные мышцы, чтобы управлять своим голосом, можно совершенствовать его, добиваясь получения качеств голосов знаменитых певцов. Это будет являться вопросом времени, трудоспособности, терпения, желания, но отнюдь не принципиальной невозможности.
Существует большая разница между академической и современной эстрадной вокальной техникой. Нужно определиться, в чем конкретное отличие этих двух техник.
Можно говорить о различных специфических вокальных приемах, прекрасно себя зарекомендовавших в современном вокале (расщепление, драйв, субтон, скриминг, йодль, фальцет, обертоновое пение, глиссандо, штробас, микст, вибрато и пр.), но это только будет удалять нас от изучения основы вокала, которым является взаимодействие дыхания и голосовых связок, а также форсирование возникшего звука резонаторами. Эта основа заключает в себе главные расхождения технических принципов.
Первым принципиальным отличием является использование гортани.
В зависимости от того, какой высоты звук необходимо взять певцу, он поднимает и опускает гортань, напрягая мышцы сильнее или слабее до того положения, которое будет соответствовать определенному звуку. Поэтому для постановки классического (академического) голоса необходимы три вещи: умение управлять движением гортани, которое заключается в тренировке дыхания и сильной мускулатуре.
Современный эстрадный нетрадиционный взгляд прямо полярен. Исходя из него, гортань певца должна оставаться неподвижной.
На примере это объясняется следующим образом. Большому количеству певцов, как опытных, так и начинающих знакомо понятие «вокальная маска». Самое качественное звучание голоса происходит в момент его «попадания в вокальную маску». При этом поющий человек может ощущать легкую вибрацию в верхнем участке лица снаружи или же изнутри в районе корней верхних передних зубов. В этом случае голос получается «правильным», «сбалансированным», «звонким», в ином случае – «глухим», «загубленным», «неполетным».
Вопрос состоит в том, может ли человек, разговаривающий от природы довольно звонко и четко петь не «в маску»?
Значит, он что-то меняет в районе гортани и верхней резонаторной системе (глоточная и ротовая полость). Возможно, он опускает гортань и увеличивает глоточную полость (чтобы улучшить, украсить звучание – так ему поясняет педагог), при этом использует приемы, которые ему известны из классической вокальной школы. При неопытности певца, звук может «запасть» вглубь, «выйти из маски».
Следующим принципиальным отличием академической (классической) от современной эстрадной нетрадиционной вокальной техники является метод маскировочной артикуляции.
Такой прием применяется певцом классического стиля, если ему необходимо петь в районе или выше его переходного участка – в самом высоком (головном)регистре голоса. Маскировочная артикуляция используется вместе с пониженной гортанью, вот поэтому ее и можно назвать вторым принципиальным отличием. Не стоит искать совпадение этого названия и «вокальной маски», хотя это и однокоренные слова, никакого отношения они друг к другу не имеют. Маскировочная артикуляция является комплексом мышечных приемов.
По данному приему было написано много пособий, поэтому можно остановиться лишь на его сути, которая заключается в том, что при поэтапном повышении голоса более звонкая гласная, к примеру, «А», которую можно «взять», как средний звук между «А» и «О», постепенно должна превращаться в глухую чистую «О».
«Маскируя» одну гласную под другую певец добивается акустического сопротивления верхнего, надскладочного участка его вокального тракта (или импеданса). За счет импеданса растянутые (при фальцетном режиме пения) складки справляются с воздушным потоком таким образом, что голос не звучит фальцетом.
При выполнении данного приема, певцом достигается такое «соединение» двух регистров, при котором различие в звучании голоса и его тембре исчезает. Вернее, если более точно, незаметным становится сам переход от богатого обертонами грудного голоса к более бедному в этом плане головному.
Поскольку принципиально устранить задачу регистрового соединения, которая связана с присутствием в нашем голосе нескольких разнообразных механизмов работы голосовых связок невозможно, то нетрадиционной школе тоже приходится ее решать. И она с успехом решается, однако, другим путем, чем это принято в традиционном вокале:
— не нужно менять положение гортани;
— не нужно заменять одну гласную другой, и при этом «искать» нужный импеданс для определенной высоты звука;
Все, чему необходимо научиться – это координация силы дыхания и степень натяжения голосовых связок. Это может не даться сразу, однако, тренировки такого навыка гораздо проще, чем приведенные выше приемы академического вокала, которые нужно применять одновременно, об этом нужно помнить.