что такое аи в стихотворении блока в ресторане
Александр Блок «В ресторане»
как пособие
по отмывке штампов
«Штампом» я называю словосочетание, которое до вас использовалось более двух раз. Генрих Гейне был ещё строже: «Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом».
Примеры штампов: «райское наслаждение», «незабываемый вечер», «он пошёл», «она сказала».
Недостаток штампов: они нейтральны. Читатель проглатывает их, не напрягаясь. Вы напишите «райское наслаждение», а читатель не увидит Рая, не услышит пения ангелов, не ощутит присутствия Бога… (что, кстати, и хорошо: христианский Рай не предусматривает в своем ассортименте плотских наслаждений, более того из-за некоторых из оных, вроде бы, даже лишают тамошней прописки).
Достоинства штампов: они нейтральны. Читателю не надо напрягаться, чтобы прочитать «она пошла в кино». Ему не надо всматриваться в её походку, вслушиваться в цокот каблучков, вчувствоваться, как «шелковые струи колышутся вокруг колен». Что, кстати и хорошо – в прозе. Проза она длинная, и если читателя напрягать каждой фразой, он устанет, зевнёт и бросит книгу. И из-за чего? Из-за не важной для автора фразы? Из-за не важных для прозаика слов?
Но в стихах слов – мало, поэтому для поэта неважных слов быть не может.
Но у штампа есть и ещё одно достоинство – его потенциал. Штамп использовался многими и многими. И графоманами, и гениями – и фраза каждого гения даже, если и не маячит у нас в памяти, то эгрегор хранит её в своих запасниках и подсвечивает ею наше подсознание. И если всё это активировать…
Соответственно, есть две манеры письма.
Одна – это принципиальное неприятие изношенных слов, измызганных ритмик, затертых образов:
Я сегодня буду играть на флейте.
На собственном позвоночнике.
Вторая – пытается использовать вековечные слова, древние символы, классические ритмы, но – подновив их, но стерев с них пыль библиОтик, но – вернув им их первоначальное значение, чтобы читатель опять удивился, а ведь правда: женщина-то – что цветок…
Игорь Северянин для этого чуть обновлял сами слова, нестандартно применяя стандартные грамматические конструкции: «по аллее олуненной Вы проходите морево» или сталкивая новые слова со старыми: «И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом».
Но можно и проще. Проще. хм…
Попробую показать, как это делал Александр Блок. Как он это сделал в стихотворении «В ресторане».
А теперь почитаем Блока.
«Никогда не забуду» – штамп. То есть словосочетание, за которым давно уже не стоит его истинного значения, то есть для читателя эти три слова – это прочитал и пошел дальше, прочитал и забыл. И Блок тормозит читателя: стоп! Блок делает врезку: «(он был, или не был,/Этот вечер)». У фразы в скобках несколько значений. Первое – самое простое: сам придумал – поэт! И сам же поверил в придумку – поэт…
Но есть и другое… Даниил Андреев называл Блока – «вестником», Даниил Андреев не сомневался, что Блок в своих стихах часто рассказывал о своих впечатлениях о блужданиях по мирам Шарданакара (в основном – тёмным). Так вот этот вечер, вечер в ресторане – который он не может забыть, но про который не знает: был ли он. Был ли он в НАШЕМ мире?
Конечно, его современники не читали «Розу Мира», но что Блок давно не только абориген Земного номоса, чувствовали все. И сквозняк иномирья заставлял, заставляет возвращаться к «штампу», сдирает с него засохшую корку, заставляет верить заявленному значению: лирический герой стихотворения никогда его не забудет.
«Пожар зари» – штамп, но и он преодолен, и он очищен – ему вернули первоначальное значение, во-первых, уточнением, что этим пожаром «сожжено небо», во-вторых тем, что это вроде бы замызганное до потери образности выражение поставлено в перечисление с очень точным «бледным» небом, необычной жёлтой зарёй и очень конкретными фонарями.
А весь пейзаж: горящее реальным огнём небо, к которому прилеплены фонари опять намекает, развивает тему ненашести.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».
Обратите внимание на абсолютную психологическую точность катрена, на фоне которого и следующий – где штампы надо бы выметать поганой метлой… Так вот на фоне абсолютно ВИДИМОГО читателем реально бледного неба, реальной черной розы (а самом-то деле роза была – помните? – красной), абсолютного УЗНАВАЕМОЙ реакции красавицы на навязчивость поэта. «тоже мне гений!». так вот на фоне этих реальных реальностей и следующие две строфы становятся не набором штампов, не набором красивостей, а тоже – свитком сущего!
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки.
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Опять же обратите внимание, как психологическая ТОЧНОСТЬ: напускное презрение + неподделываемая дрожь пальцев поддерживает романтическое «безумие» смычков. И как звукопись держит, скрепляет– цементирует! – образ:
СЛовНо СоН мой Легка
леХка.
И вздоХНули дуХи
И наконец, высший пилотаж, как во времена Блока – петля Нестерова:
И вздохнули духи, задремали ресницы
Ты рванулась
Ты прошла
вздохнули духи
Зашептались шелка
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
А монисто бренчало, цыганка плясала…
И тут же – вспоминая нереальный мир первой строфы, соединяет всё: и кабак, и иномирный мир, и… и реальную любовь.
И визжала заре о любви.
Помните последнее предложение из коротеньких воспоминаний Нелидовой: «Мы встречались ещё. »
Александр Александрович Блок является одним из известных русских поэтов. В данной статье будет рассмотрено стихотворение «В ресторане» Блока и проведён его анализ. Представленное произведение изучается в старших классах школы, и часто ученики пишут по нему сочинения и делают доклады.
Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане»
Стихотворение написано полностью в прошедшем времени. Воспоминания героя о том вечере не ясны, создаётся впечатление иллюзии. Блок сам пишет в начале первого четверостишия «. он был, или не был, Этот вечер. ».
Настроение произведения можно назвать элегическим. В стихотворении представлены такие чувства, как грусть, неразделённая любовь.
История создания
Жанр и композиция
Композиция стихотворения хорошо продумана. На первый взгляд сюжет произведения ничем не примечателен, но стоит лишь вчитаться, и понимаешь всю суть проблемы. Главный герой сидит в ресторане возле окна, через которое виднеется небо, с золотым отливом от заката. Персонаж расстроен из-за неразделенной любви, и, чтобы забыть свои переживания, заказывает из меню алкогольный напиток. Он чувствует себя поникшим и одиноким, но тут замечает прекрасную даму. Хотя герой увидел, что рядом с женщиной сидит кавалер, он все равно преподнёс ей в виде презента чёрную розу в бокале. Дама оценила данный жест и заинтересовалась незнакомцем.
Данное произведение представлено в виде лирики с философскими рассуждениями. Образ мужчины передаёт свои чувства через различные знаки и символы.
Главная тема и идея стихотворения
Главной темой и идеей является разочарование в любви. Лирический герой пришёл в ресторан грустным из-за того, что стремился к идеалу, которого в реальном мире не существует. Женщину, которую он находил прекрасным созданием и считал, что является любовью всей его жизни, оказалась надменной и циничной.
Стихотворный размер
Блоку удалось грамотно и гармонично связать все детали стихотворения. В произведении он использовал пятистопный анапест, а в качестве формы рифмовки выбрал перекрёстную.
Александр Блок — В ресторане: Стих
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Анализ стихотворения «В ресторане» Блока
Стихотворение «В ресторане» было написано Блоком в 1910 г. Считается, что оно посвящено актрисе О. Судейкиной. У поэта были очень сложные взаимоотношения со своей женой. Они уже давно не жили вместе, короткие встречи напоминали мимолетные свидания. Блок продолжал считать жену своей поэтической музой, но это не мешало ему заводить новые романы. Поэт уже был достаточно известным человеком, поэтому часто проводил вечера в богатых ресторанах. В один из таких вечеров он встретил таинственную незнакомку и описал эту встречу в стихотворении.
Хотя Блок и описывает реальный случай из жизни, вечер в ресторане сразу же приобретает мистический оттенок («он был или не был»). Тем самым поэт подчеркивает, что случившееся вполне могло быть просто сном или плодом разгоряченного воображения.
Лирический герой находится в ресторане. Зал переполнен, но он все равно ощущает свое духовное одиночество. Автор одинок, потому что не может никому поведать о своих чувствах. Окружающая его толпа не способна понять сложный внутренний мир поэта. Внезапно в нем просыпается надежда в образе незнакомой женщины. Он делает ей символический подарок – черную розу в бокале вина. Этим он выражает свою глубокую печаль и надеется встретить в женщине понимание.
Лирический герой и незнакомка встречаются глазами. Ее взгляд, как и полагается приличной женщине, надменный, а у него – «смущенный и дерзкий». Такое противоречивое сочетание указывает на то, что душевное равновесие автора нарушено. Он не ожидал, что женщина произведет на него такое впечатление. Но и строгое равнодушие незнакомки поколеблено: ее замечание своему кавалеру звучит «намеренно резко». Этого мимолетного обмена взглядами хватило, чтобы главные герои почувствовали свое душевное родство. Вероятно, женщина также испытывает острое одиночество. Ее кавалер – всего лишь попытка скрыть одиночество от окружающих.
Внезапно грянувшая музыка подтвердила, что роковая встреча произошла. С этого момента лирический герой и незнакомка существуют только друг для друга. В иллюзорном мире никого уже нет кроме них. Автор замечает это по едва уловимым изменениям в облике женщины («презрении юном», «дрожанье руки»). Незнакомка, стремясь избавиться от наваждения, поспешно направляется к выходу. На ее порывистое движение отзываются все прежде дремавшие чувства и ощущения лирического героя.
В воображаемом мире их общение не прекращается. Отражение женщины в зеркалах ведет с автором своеобразную игру: один за другим бросает взгляды и кричит: «Лови!». Даже музыка подхватывает эту игру. В ней и в песне цыганки звучит мотив любви.
У Блока и О. Судейкиной любовные отношения все же не сложились. Но поэт не зря придавал встрече большое значение. Со временем они стали очень близкими друзьями.
Анализ стихотворения «В ресторане» (А. А. Блок)
Самым «романтичным» поэтом Серебряного века смело можно считать Александра Александровича Блока. Большинство стихов поэта посвящены теме Любви. Многомудрый Литрекон представляет анализ по плану одного из произведений Александра Александровича «В ресторане» и предлагает ознакомиться с данным разбором в этой статье.
История создания
Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:
«Люба довела маму до болезни… Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей…»
В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока!
Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.
Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков. Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях. Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой.
Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «В ресторане» похоже на воспоминания автора, его раздумья. Поэт излагает свои мысли, припоминая значимые нюансы той самой встречи, мимолетные взгляды, облаченные в вуаль тоски, какой-то безысходности. Всё это близко к такому жанру лирики, как элегия.
Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок.
Свою «Прекрасную Даму» Александр Александрович рассмотрел в Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала его женой, музой, вдохновительницей.
Блок – поэт-младосимволист. Но данное определение очень узкое. Что касается Александра Александровича, то он «просто» символист, то есть символизм – это образ жизни Блока, его мироощущение.
«Символистом можно только родиться» (А. А. Блок)
Встреча, жизнь с Менделеевой были пронизаны тайными нитями символизма. Для самой Любови Дмитриевны это было не в радость. Ей не хватало Блока-мужа, она жила с Блоком-творцом, относившимся к ней как к «символу», а не как к женщине. Вскоре она не выдержала и попыталась уйти от него, но от любви не уйдёшь.
Размер стихотворения «В ресторане» – чередование четырехстопного анапеста с трехстопным. Рифмовка перекрестная, со сменяющими друг друга женской и мужской рифмой.
Композиция
Стихотворение «В ресторане» состоит из 6 строф. Композиция – кольцевая.
Образы и символы
Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой.
Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья». Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности.
Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.
Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.
Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов.
Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.
«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)…»
«Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер)…»
В описании дамы также можно заметить некое подобие.
«Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами…»
«Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка…»
Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.
Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.
Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане».
«…раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари…»
Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.
Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.
«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи…»
Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.
Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши. Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни.
Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.
«…в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…»
«Зашептались тревожно шелка.»
«И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»
Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.
«А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»
Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».
Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.
Темы, проблемы, настроение
Главная тема произведения «В ресторане» — это тема Любви. В поэзии Александра Александровича она занимает главенствующее положение. Эта тема проявляет себя по-разному в каждом новом стихотворении автора, приобретая то возвышенные, неземные черты, то черты трагические.
Проблематика произведения «В ресторане» сводится к некой разочарованности в светлом чувстве, в идеалах. Но поэт будто пытается переубедить себя, читателя в том, что осознал, пытается сказать, что, возможно, мир не такой идеальный, как представлялся изначально, но и не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд.
За счет этого настроение стихотворения «В ресторане» волнообразное, послевкусие остается довольно приятным, без нот отчаяния.
Основная идея
Смысл произведения «В ресторане» — это осознание автором неидеальности окружающей действительности, разрушение устоявшихся идеалов поэта.
«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.»
Данные строки можно считать отражением главной мысли стихотворения «В ресторане», так как они являются симбиозом Блоковских идеалов и Блоковского трагического осознания, являются чем-то новым, более реалистичным и живым. Идеальная любовь омрачена порочной действительностью, но человек может дотронуться до нее в мгновении созерцания красоты, молодости, грации.
Анализ стихотворения «В ресторане» был бы неполным без списка средств художественной выразительности.
Средства выразительности
Обратите внимание на тропы в стихотворении «В ресторане». Главная мысль произведения воплощена в этих художественных средствах выразительности.
Анализ стихотворения «В ресторане» Блока
Всего получено оценок: 44.
Всего получено оценок: 44.
Одно из самых сложных произведений Блока — стихотворение “В ресторане”, посвящённое актрисе Ольге Судейкиной и наполненное множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 11 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.
История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.
Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.
Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “бледное небо”, “жёлтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”.
Олицетворения – “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.
История создания
Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.
Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребёнка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, всё же не может не чувствовать боль. Он выплескивает её со свойственным ему изяществом – в творчестве.
Лирический герой, стремившийся к недосягаемому идеалу, разочарован тем, что не может найти его в реальном мире. Женщина, которая казалось ему прекрасной и далекой, на деле оказывается такой же продажной, как и все в этом мире.
Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.
Композиция
Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.
Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.
Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что всё происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведётся от лица искренне страдающего человека.
Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюблённого в неё мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.
Это лирическое стихотворение с философскими элементами, где герой опосредованно, через символы и образы, передаёт свои чувства и рассказывает о разбитом сердце. Такой жанр идеально подошёл Блоку для воплощения его идеи.
Разностопный (трёх- и четырёхстопный) анапест с перекрёстной рифмовкой делает этот литературный шедевр совершенным с точки зрения формы. Все части стихотворения гармонично связаны между собой.
Средства выразительности
Это стихотворение прежде всего наполнено символами, однако Блок использует в нём и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:
Все художественные приёмы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.