что такое агрессия в международном праве
Статья 3
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
a) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;
е) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конвенции и соглашения
Определение агрессии
Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года
исходя из того, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций является поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира,
напоминая, что согласно статье 39 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности,
напоминая также об обязанности государств по Уставу разрешать свои международные споры мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость,
учитывая, что ничто в этом определении не может истолковываться как каким-либо образом затрагивающее сферу действия положений Устава в отношении функций и полномочий органов Организации Объединенных Наций,
вновь подтверждая обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или нарушения территориальной неприкосновенности,
вновь подтверждая также, что территория государства является неприкосновенной и что она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации или других мер применения силы, предпринимаемых другим государством в нарушение Устава, и что она не должна быть объектом приобретения другим государством в результате таких мер или угрозы их применения,
будучи убеждена, что принятие определения агрессии оказывало бы сдерживающее влияние на потенциального агрессора, облегчало бы констатацию актов агрессии и осуществление мер для их пресечения, а также способствовало бы оказанию помощи жертве агрессии и ограждению ее прав и законных интересов,
считая, что, хотя вопрос о том, совершен ли акт агрессии, должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств в каждом отдельном случае, тем не менее желательно сформулировать основные принципы в качестве руководства для такого определения,
одобряет нижеследующее определение агрессии 1 :
Статья 1
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.
Пояснительное примечание: В настоящем определении термин «государство»
а) употребляется, не предрешая вопроса о признании или вопроса о том, является ли государство членом Организации Объединенных Наций;
b) включает там, где это уместно, понятие «группы государств».
Статья 2
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
Статья 3
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Статья 4
Вышеприведенный перечень актов не является исчерпывающим, и Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава.
Статья 5
1. Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.
2. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность.
3. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
Статья 6
Ничто в настоящем определении не должно толковаться как расширяющее или сужающее каким-либо образом сферу действия Устава, включая его положения, касающиеся случаев, в которых применение силы является законным.
Статья 7
Ничто в настоящем определении, и в частности в статье 3, не может каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права и о которых упоминается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, в частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства, а также праву этих народов бороться с этой целью и испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава и согласно вышеупомянутой Декларации.
Статья 8
При их толковании и применении изложенные выше положения являются взаимосвязанными, и каждое положение должно рассматриваться в контексте всех других положений.
1 Пояснительные примечания к статьям 3 и 5 содержатся в пункте 20 доклада Специального комитета по вопросу об определении агрессии [Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 19 (A/9619 и Соrr.1 и 2)]. Заявления по определению содержатся в пунктах 9 и 10 доклада Шестого комитета (А/9890).
Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 31, стр. 181–182
Международно-правовое понятие агрессии
Агрессия – одно из наиболее опасных преступлений международного характера.
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, не совместимым с уставом ООН.
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является свидетельством акта агрессии.
Актом агрессии является:
1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такой агрессии, или любая иная агрессия с применением силы на территории другого государства или части ее;
2) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
3) действие государства, которое позволяет, чтобы его территория использовалась другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
5) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские и воздушные флоты другого государства;
6) засылка одним государством вооруженных бандформирований, вооруженных групп, регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
66. Нейтралитет в войне, основные права и обязанности нейтральных государств.
Нейтралитет в войне — это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам.
Различают: постоянный нейтралитет (Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г. и др.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами.
Гос-ва объявляют о своем нейтралитете в спец. декларации или заявлении, они обязаны строго соблюдать правила нейтралитета; имеет право отказаться от нейтралитета.
Нейтральные государства, сохраняя право на самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; допускать передачу воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил, воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий.
Вместе с тем нейтральные государства имеют право:
— отражать силой любые попытки воюющих нарушить статус нейтралитета;
— предоставлять свою территорию для содержания раненых;
— оказывать посредничество в переговорах;
— предоставлять доступ воен.кораблям воюющих сторон в свои порты на срок не более 24ч.для исправления последствий аварий;
— разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств.
— не предоставлять свою тер-рию для формирования воен. отрядов воюющих и их военных баз;
— не передавать им боеприпасы, технику, препятствовать и не разрешать воюющим задерживать, осматривать и обыскивать в своем тер-ном море суда под любыми флагами;
— препятствовать тому чтобы раненые и больные воюющих гос-тв по выздоровлении могли снова участвовать в военных действиях;
— принимать меры для защиты и охраны культурных ценностей воюющих сторон.
Международно-правовое регулирование военных конфликтов
Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов
Обеспечение национальной обороны и военной безопасности является основной функцией государства. Интересы безопасности вынуждают все страны активно сотрудничать в военной сфере на многостороннем, региональном и двустороннем уровнях, особенно в рамках межправительственных организаций.
Международная военная деятельность сегодня направляется, в первую очередь, на пресечение актов агрессии и вооруженных конфликтов, сокращение вооружений и вооруженных сил, предотвращение опасной военной деятельности в определенных пространственных средах, ограничение военной деятельности в космическом пространстве, в открытом море и т.п. При этом масштабы военного сотрудничества государств и международных организаций постоянно расширяются.
Пацифистские рассуждения об отсутствии в настоящее время военной опасности для России несостоятельны. Существующий сегодня комплекс межгосударственных противоречий политического, экономического и военного характера обусловливает объективную реальность военной опасности и необходимость принятия мер по обеспечению безопасности Российской Федерации. Подтверждением служит постоянное продвижение НАТО к государственным границам России.
В связи с вышесказанным необходимо рассмотреть понятие агрессии и связанное с ним понятие агрессивных войн в международном праве.
Понятие агрессии
Определение агрессии дается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года.
К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относятся:
Перечень актов агрессии содержит их основные виды, но не является исчерпывающим. Никакие соображения любого политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии.
Оправданность военных действий государства по отношению к противнику зависит от интенсивности и масштаба вооруженного нападения, ответственность за которое несет противник, и серьезности создавшейся угрозы.
В соответствии с Конвенцией об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 года) военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Однако в соответствии с современным международным правом объявление войны не может быть оправданием и прикрытием агрессии.
Международно-правовое запрещение агрессивных войн
Современное международное право признает агрессивные войны преступлением против мира и предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров или конфликтных ситуаций между ними. Нормы цивилизованных межгосударственных отношений предусматривают применение в подобного рода случаях принципа мирного разрешения международных споров. Данный принцип впервые был четко закреплен в принятом в 1928 году Парижском договоре о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога). Принятый в 1945 году Устав ООН закрепил принцип мирного разрешения международных споров в качестве одного из основополагающих правил современного международного права.
Главное содержание принципа мирного разрешения международных споров составляет обязанность государств использовать переговоры, консультации, процедуры примирения (согласительные процедуры), международный арбитраж, прибегать к судебному разбирательству в случае возникновения споров или конфликтных ситуаций.
Однако международно-правовое запрещение агрессивных войн не устраняет причин, порождающих вооруженные конфликты. К настоящему времени международное сообщество выработало целый ряд важнейших актов, нормы которых призваны регулировать применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивать защиту раненых, больных военнопленных и гражданского населения. Эти нормы, обязательные для применения воюющими сторонами в ходе международных и немеждународных (внутренних, локальных) вооруженных конфликтов, устанавливают международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение.
Рассмотрим виды войн, которые регулируются международным правом.
Виды войн
Войны между государствами ведутся их вооруженными силами, действия которых регулируются большинством норм права вооруженных конфликтов. Это не только нормы-запреты на использование средств и методов ведения войны, но и положения, обеспечивающие защиту раненых, больных, медперсонала и духовенства, потерпевших кораблекрушение на море, военнопленных и других лиц из числа личного состава вооруженных сил.
В науке международного права и на практике утвердилось основное правило современной войны: вооруженная борьба ведется между государствами, а не их населением и отдельными лицами, это отношения не между людьми, а между государствами.
Уставом ООН на государства возложена обязанность разрешать международные споры мирными средствами. Агрессивные войны запрещены международным правом и поставлены вне закона.
Сам термин «война» уже не применяется в официальных документах и заменяется термином «вооруженный конфликт», под которым понимается любая ситуация, независимо от ее правовой квалификации, в которой две или более вооруженных стран противостоят друг другу.
Под вооруженным конфликтом международного характера
принято понимать вооруженное столкновение между двумя или более государствами, обладающими международной правосубъектностью, а именно между вооруженными силами:
В отличие от него конфликт немеждународного характера определяется как вооруженное столкновение антиправительственных вооруженных формирований с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо одного государства. Можно выделить некоторые критерии, отличающие конфликт немеждународного характера от международного конфликта:
В 1949 году были приняты четыре Женевских конвенции о защите жертв войны, которые обобщили факты массового нарушения прав человека и явились венцом кодификации этой отрасли. В 1977 году были приняты два протокола к этим конвенциям:
Понятие, принципы и нормы международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов)
На заре человеческого общества господствовали так называемые законы джунглей: триумф сильных и изворотливых достигался чудовищными жертвами. Законы чести запрещали воинам сдаваться: они должны были победить или умереть. Но уже в этот период, особенно среди оседлых народов, мы находим попытки уменьшить ужасы боя, страдания раненых. Археологи обнаружили, что в период неолита после больших битв о раненых заботились. Об этом свидетельствуют следы лечения переломов и даже трепанации черепа на найденных скелетах.
Из истории известно, что первобытные племена обычно предупреждали противника о нападении; бой не начинался до тех пор, пока обе стороны к нему не подготовятся. Наконечники на стрелы не надевали, чтобы избежать тяжелых ранений. Если были раненые и убитые, бой прекращался на 15 дней.
Первые правила, которые начали действовать в период вооруженных конфликтов, появились около 2 тысяч лет до нашей эры. Они стали своеобразным фундаментом, на котором позднее и было создано международное право. Так, у самаритян война была уже одним из организованных институтов с военными декларациями, возможностью арбитража, неприкосновенностью курьеров и, наконец, мирными договорами.
А вот что гласят древнеегипетские «Семь заповедей истинного милосердия»:
Заповедь, датированная вторым тысячелетием до нашей эры, также учит:
С XVI века военная практика привела к развитию системы соглашении и капитуляций между командующими воюющих армий. С 1581 по 1864 год было заключено около 290 таких соглашений. В них оговаривалось и отношение к женщинам, раненым воинам.
Тенденция к гуманизации боевых действий проявилась в XIX веке с появлением общественных организаций, действовавших во многих странах. Так, в России во время Крымской войны была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, оказывавшая помощь раненым на поле боя. Руководил ею известный русский хирург Пирогов.
В 1864 году швейцарское правительство провело дипломатическую конференцию, на которой 12 государств подписали конвенцию о защите раненых и больных во время войны. Женевская конвенция стала первым документом международного гуманитарного права. Вскоре к ней присоединились более 60 государств, в том числе и Россия.
Затем были Гаагская конференция в 1899 году и принятие Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, Женевская конференция в 1906 году, еще одна в этом же городе в 1929 году. В целом же международное гуманитарное право приобрело целостность и системность после создания ООН и принятия целого ряда важных документов международно-правового характера.
В настоящее время Российская Федерация является участницей абсолютного большинства международных договоров МГП. Тем самым наше государство взяло на себя обязательство при любых обстоятельствах выполнять их нормы.
Что же такое международное гуманитарное право?
Понятие международного гуманитарного права
За 3400 лет писаной истории человечества, только 250 были мирными. К сожалению и сегодня война является обычным состоянием отношений между людьми. Со времен окончания Второй мировой войны имели место около 150 войн или конфликтов, унесших около 20 миллионов жизней. По подсчетам военных историков только 3 дня в году нет активных военных конфликтов на земле.
МГП определяет правовое положение организаций и отдельных лиц, находящихся в зоне международного вооруженного конфликта, исходя из принципа законности их участия в вооруженной борьбе.
Основные принципы современного международного права сформулированы и закреплены в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, а также (на региональной основе) в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года и других актах. Особенность этих принципов состоит в том, что их никто не вправе отменить или изменить. Любая норма, противоречащая этим принципам, является недействительной.
Рассмотрим более подробно основные принципы и нормы международного гуманитарного права.
Принципы и нормы международного гуманитарного права
Основные принципы международного гуманитарного права можно разделить на три основные группы:
1. Основные принципы обеспечения мира и мирного существования:
2. Основные принципы обеспечения сотрудничества между государствами:
3. Основные принципы обеспечения международной защиты прав народов (наций) и человека:
В условиях современного боя командиру, а тем более солдату порой тяжело разобраться в хитросплетениях права и, тем не менее, следует уяснить и запомнить основные принципы ведения боевых действий:
Основными источниками международного гуманитарного права являются следующие:
1. Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года.
2. Гаагские конвенции:
3. Женевский протокол о запрещении на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1926 года.
Кроме того, важно назвать Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны:
Приказом Министра обороны РФ Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним объявлены для руководства в Вооруженных Силах, также приказ МО РФ определяет и меры по соблюдению норм международного гуманитарного права в ВС РФ.
Рассмотрим некоторые понятия, связанные с реализацией норм международного гуманитарного права.
Лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, принимающих участие в международном вооруженном конфликте (за исключением медицинского и духовного персонала), признаются законно воюющими и называются комбатантами. Комбатанты вправе применять боевые средства, выводить из строя комбатантов противника, а также любое его движимое и недвижимое имущество, используемое в военных целях. За эти действия они не могут быть привлечены к ответственности. Оказавшись во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, они получают статус военнопленных и пользуются правовой защитой. Комбатанты обязаны соблюдать нормы МГП и отличаться от гражданского населения при участии как в боевых действиях, так и в мероприятиях, связанных с подготовкой к бою. Как правило, военнослужащие регулярных вооруженных сил государства отличают себя ношением военной формы и знаков различия установленного образца. МГП запрещает использовать флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия и форменную одежду противника в ходе боя для прикрытия военных действий и защиты своих войск. Кроме того, запрещается использовать военную форму и национальную атрибутику нейтральных государств или других государств, не участвующих в конфликте, а также отличительную эмблему ООН без разрешения этой организации.
Военный плен не является ни местью, ни наказанием, а применяется сторонами, находящимися в международном вооруженном конфликте, как вынужденная мера, предпринимаемая для того, чтобы не допустить возвращения военнопленных в боевые порядки своих войск. Исторически в России, как и в других государствах мира, добровольная сдача в плен из-за трусости или малодушия расценивалась как поступок, порочащий честь русского воина. В то же время в плену можно оказаться по различным, не зависящим от самого военнослужащего причинам. Устав внутренней службы ВС РФ допускает возможность захвата военнослужащего в плен, если он оказывается в отрыве от своих войск и исчерпывает все средства и способы сопротивления или же находится в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии. Военнослужащие должны знать свои права и обязанности при нахождении в плену, которые определены Женевской конвенцией от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными.
Ранеными и больными в целях предоставления защиты, предусмотренной нормами международного гуманитарного права, считаются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие травмы, болезни, другого физического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. К этой категории относятся также роженицы, новорожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.
Независимо от того, к какой воюющей стороне они принадлежат, эти лица пользуются покровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение; им предоставляется в максимально возможной степени и в кратчайшие сроки медицинская помощь.
Во всякое время, и в особенности после боя, стороны должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство).
Во время вооруженного конфликта запрещается:
— подвергать этих лиц, даже с их согласия, физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки, кроме случаев, когда это оправдано состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой хирургической операции.
Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, обязана оставить вместе с ними, насколько это позволят военные условия, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними.
Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать раненых, оставшихся на поле боя, и произвести обмен ими.
Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года, согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта:
Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С ними следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению либо научному или медицинскому экспериментам. Запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения. Эти положения действуют и в отношении участников гражданских и национально-освободительных войн.
Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности. Лагерь военнопленных находится под ответственностью офицера регулярных вооруженных сил держащей в плену державы.
Военнопленных (за исключением офицеров) можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями: сельское хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнему хозяйству, погрузочноразгрузочные работы на транспорте. Их нельзя лишать права переписки с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами питания, одеждой и т.д. Военнопленные могут обращаться с просьбами к военным властям, под контролем которых они находятся, направлять жалобы представителям державы-покровительницы. Военнопленные избирают из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями, представителями державы- покровительницы, Общества Красного Креста.
Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы. За совершенные проступки военнопленного может судить только военный суд. Запрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.
Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к побегу, то он несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали ему помощь. Военнопленный, совершивший удачный побег и вновь попавший в плен, может быть наказан за свой побег только в дисциплинарном порядке. Однако к нему могут быть применены более строгие меры охраны.
Военнопленные освобождаются или репатриируются тотчас же после окончания военных действий. Однако это положение не распространяется на военнопленных, против которых возбуждено уголовное дело, а также на тех военнопленных, которые осуждены по законам держащей в плену державы.
Конвенция предусматривает организацию справочных бюро и обществ помощи военнопленным. Для концентрации всех сведений о военнопленных предусматривается создание центрального справочного бюро в нейтральной стране.
Персонал гражданской обороны занимается решением гуманитарных задач по защите гражданского населения от опасностей военных действий, оказывает помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивает выживание гражданского населения. Невоенные организации гражданской обороны пользуются уважением и защитой. Международным отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний треугольник синего цвета на оранжевом фоне. На оккупированной территории и в районах боевых действий невоенный персонал гражданской обороны должен иметь специальное удостоверение.
Уважением и международно-правовой защитой пользуется также персонал, деятельность которого связана с защитой и охраной культурных ценностей в период вооруженного конфликта. К культурным ценностям относятся движимые и недвижимые предметы и объекты, являющиеся культурным наследием каждого народа (например, музеи, церкви, мечети, произведения искусства, коллекции книг и т.п.). Такому персоналу, оказавшемуся во власти противника, должна быть предоставлена возможность продолжать выполнение своих функций, если культурные ценности, которые ему поручено охранять, также попадают в руки противника. Чтобы обозначить персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей, используются международно-признанные знаки, представляющие собой щит бело-голубого цвета.
Незаконными участниками вооруженных конфликтов считаются шпионы и наемники.
Шпионами признаются лица, которые, действуя тайно или обманным путем, собирают или пытаются собирать сведения на территории, контролируемой одной из сторон в конфликте, для последующей передачи их противной стороне. Лица из состава вооруженных сил, занимающиеся сбором информации на территории, контролируемой противной стороной (например, войсковые разведчики), не будут считаться шпионами, если в случае захвата противником будут одеты в военную форму своих вооруженных сил.
Наемниками считаются лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях с целью извлечения личной выгоды. При этом они не являются ни гражданами одной из сторон в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем. Не считаются наемниками военные инструкторы и советники, которые официально направляются одним государством для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государство, если только они не принимают непосредственное участие в боевых действиях.
Не являясь комбатантами, шпионы и наемники, оказавшись во власти противной стороны, не имеют права на статус военнопленного и могут быть наказаны за свои действия. Однако наказание может быть назначено им только по приговору компетентного судебного органа, при этом обвиняемым должны быть предоставлены общепризнанные гарантии судебной защиты. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание за шпионаж в пользу иностранного государства и наемничество.
Воин-миротворец должен неукоснительно следовать установленным нормам поведения, в том числе международно-правовым. Это позволит ему успешно выполнить почетную миссию и заслужить доверие и уважение всех сторон, вовлеченных в конфликт, тем самым достойно представлять государство, гражданином которого он является. Русская армия всегда была известна своими гуманными традициями, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории. Так, великий русский полководец М.И. Кутузов призывал войска, направляющиеся под его командованием за пределы Отечества, «заслужить благодарность иноземных народов и заставить Европу с чувством удивления воскликнуть: «Непобедимо русское воинство в боях, и неподражаемо в великодушии и добродетели мирных. Вот благородная цель, достойная Героев»».
Продолжая разговор о международном гуманитарном праве, рассмотрим запрещенные средства и методы ведения военных действий.
Запрещенные средства и методы ведения военных действий
Запрещенными средствами ведения войны являются:
Запрещенными методами ведения войны являются:
Основным руководящим, обучающим и направляющим документом, определяющим поведение военнослужащих РФ во время ведения боевых действий является, разработанное Министерством обороны РФ, Наставление по международному гуманитарному праву для ВС РФ, утвержденное министром обороны РФ.
Данный документ, в частности, определяет ограничения при ведении радиоэлектронной борьбы.
При организации и ведении РЭБ вводятся запреты на радиоэлектронное подавление бортовых радиолокационных станций воздушных судов, а также радиоэлектронных средств и линий связи, используемых военной и гражданской медицинскими службами, гуманитарными организациями, гражданской обороной, персоналом объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Одновременно проводится комплекс организационных и технических мероприятий по радиоэлектронной защите систем и средств аналогичных служб и организаций.
Опознавание радиоэлектронных средств вышеуказанных организаций производится по отличительным радиосигналам, а также по опубликованным радиочастотам и сигналам. Перечень сигналов и рабочих частот доводится до командиров частей и подразделений РЭБ и хранится на соответствующих командных пунктах в мирное и военное время.
Международно-правовая ответственность государств и военнослужащих
Наиболее распространенными формами прекращения военных действии являются перемирие и капитуляция.
Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.
Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т.д.
Общее перемирие существенно отличается от местного. Во- первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями.
Согласно обычной норме международного права, нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такого указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание виновных как военных преступников.
Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т.п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими.
Основанием возникновения международно-правовой ответственности является совершение им международного правонарушения.
В зависимости от характера и тяжести правонарушения подразделяются на:
а) международные деликты (проступки);
б) международные преступления.
В практике межгосударственных отношений сложилось два вида ответственности государств:
Для физических лиц в практике межгосударственных отношений предусмотрена уголовная ответственность за преступления международного характера.
Уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и безопасности человечества в российском законодательстве выражена в наказаниях за следующие виды преступлений:
К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные вышеуказанными основаниями Уголовного Кодекса, сроки давности не применяются.
Правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
Рассмотрим правовое обеспечение действий войск в вооруженных конфликтах и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Основными, регулирующими эту деятельность, нормативноправовыми актами являются уже известные нам Наставление по правовой работе и Наставление по международному гуманитарному праву для ВС РФ.
Правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности организуется в целях соблюдения в этих условиях законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.
Оно заключается в оказании юридической (правовой) помощи органам военного управления, командирам (начальникам) и осуществляется путем проведения правовых экспертиз проектов боевых документов и соответствующих консультаций, контролем соблюдения норм международного гуманитарного права непосредственно в ходе боевых действий, а также проведением других мер по предотвращению или пресечению нарушений указанных норм.
Действенность правового обеспечения деятельности войск (сил) в этих условиях зависит от состояния в них правопорядка и воинской дисциплины, знания военнослужащими норм международного гуманитарного права и умения их применять в вооруженных конфликтах.
Рассмотрим обязанности должностных лиц по соблюдению норм международного гуманитарного права.
Обязанности должностных лиц по соблюдению норм международного гуманитарного права
Командиры всех степеней в служебной деятельности руководствуются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, исходя из которых, они обязаны:
б) в период вооруженного конфликта:
Командир для решения вопросов, касающихся применения норм международного гуманитарного права, в период вооруженных конфликтов, в случае необходимости, привлекает помощника по правовой работе или другое, находящееся в его непосредственном подчинении должностное лицо юридической службы, которые в таких случаях исполняют обязанности юридического советника.
Правовое обеспечение при организации и ведении боевых действий
При принятии решения командир может снять иммунитет с объектов (изменить статус объекта), пользующихся защитой в соответствии с нормами международного гуманитарного права, или использовать гражданские объекты для выполнения поставленной боевой задачи исключительно только в случае военной необходимости, предусмотренной нормами международного гуманитарного права.
При подготовке правового заключения по проектам боевых приказов и других документов помощник командира по правовой работе руководствуется законодательством РФ, международными договорами, относящимися к международно-гуманитарному праву, участницей которых является РФ, и указаниями командира.
При ведении боевых действий постоянно уточняются сведения:
Важнейшей задачей правового обеспечения боевых действий является осуществление постоянного контроля за соблюдением войсками норм международного гуманитарного права. В случае их нарушения помощник командира по правовой работе докладывает об этом своему командиру и по его указанию организует проведение предварительного расследования (разбирательства) правонарушения.
Одновременно штаб совместно с помощником командира по правовой работе осуществляет регистрацию и анализ нарушений норм международного гуманитарного права, совершаемых противником.
Значительное место в правовом обеспечении боевых действий как непосредственно в бою, так и после выполнения поставленной задачи должно быть уделено принятию мер по розыску и подбору раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, независимо от их принадлежности, организации оказания им в кратчайшие сроки медицинской помощи и ухода, ограждению их от мародерства. Командир может обращаться с призывом к местным жителям добровольно подбирать раненых, больных и ухаживать за ними под контролем командования.
Составной частью правовой работы в ходе боевых действий и после выполнения поставленной задачи является контроль за соблюдением норм международного гуманитарного права в части гуманного обращения с военнопленными при их пленении, допросе и эвакуации в сборные пункты.
Правовое обеспечение действий войск при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
В целях правового обеспечения действий войск, участвующих в проведении мероприятий при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, на помощника командира по правовой работе возлагаются следующие дополнительные обязанности:
К основным нормативным актам, регламентирующим правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях относятся: