что такое аффект в возрастной психологии
Что такое аффект в возрастной психологии
Тест по теме Возрастная психология с ответами.
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Возрастная психология делится на такие разделы:
а) психология перинатального развития, психология младенца, психология дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;
+б) психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная, младшего школьника, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;
в) психология младенца, школьного возрастная, юности, среднего возраста, психология старости.
2. Предмет возрастной психологии – это…
+а) периоды развития, переход от одного возрастного периода к другому, его причины, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе;
в) закономерности психического и социального развития ребёнка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности.
3. Возрастная психология изучает…
а) возрастные изменения в поведении людей;
+б) феномены и закономерности психического развития;
в) психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса.
4. Какова главная задача возрастной психологии?
+а) раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости;
б) выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
в) изучение механизмов развития личности.
5. Каковы актуальные проблемы возрастной психологии?
а) проблема соотношения психики и поведения; исследование влияний социума на психические явления, как прямых, так и обратных;
+б) научное обоснование возрастных норм; выявление потенциальных и актуальных возможностей личности в определенном возрасте;
в) проблема соотношения обучения и развития; проблема одаренности; проблема соотношения обучения и воспитания.
6. Каковы основные методы исследования в возрастной психологии?
+а) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, метод поперечных и лонгитюдных срезов;
б) наблюдение, тестирование, автобиографический метод, метод анализа продуктов деятельности;
в) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, интроспекция, сравнительно-генетический метод.
7. Возрастная психология тесно связана с такими науками:
а) общей психологией, психологией человека, психологией труда, социальной, юридической и дифференциальной;
+б) дифференциальной психологией, общей психологией, социальной, психологией человека, педагогической психологией;
в) общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и юридической психологией.
8. Теоретические и практические знания возрастной психологии о воспитании и обучении детей связаны с такими отраслями психологии:
+а) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология;
б) дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология; психология труда, клиническая психология;
в) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; психология труда; социальная психология; педагогика.
9. Лонгитюдный метод в возрастной психологии применяется для…
а) оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка;
+б) изучения возрастной динамики, преимущественно в детском периоде;
в) диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения.
тест 10. В возрастной психологии, возраст – это…
+а) конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития; совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений;
б) временная характеристика индивидуального развития;
в) это уровень социальных достижений индивида в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.
11. Социальные факторы развития ребенка включают в себя.
+а) социальную среду, обучение, социализацию;
б) социальную среду, обучение, социальный статус;
в) социальный статус, воспитание, адаптацию.
12. Стадия социализации, когда у человека появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения, называется…
а) первичной стадией;
б) стадией интеграции;
+в) стадией индивидуализации.
13. Развитие предметной деятельности у ребенка происходит в…
а) дошкольном периоде;
+б) в периоде раннего детства;
в) в младшем школьном возрасте.
14. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является…
+а) игровая деятельность;
15. Что такое аффект в возрастной психологии?
+а) это эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций;
б) реакция организма на воздействие чрезвычайных раздражителей, которая проявляется в нехарактерном поведении;
в) психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
16. Геронтология- это…
+а) наука, которая изучает процесс старения;
б) наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека;
в) наука, изучающая развитие ребенка во внутриутробной стадии.
17. С каких двух этапов состоит раннее детство?
а) новорожденности, на котором развивается когнитивная сфера; раннего возраста, на котором происходит развитие мотивационно-потребностной сферы;
+б) младенчества, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности; раннего возраста, на котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сфер;
в) младенчества – развитие мотивационной сферы; ранний возраст – развитие когнитивной сфера.
18. Что такое депривация в возрастной психологии?
+а) сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные;
в) обратное развитие, регресс, потеря стабильности, ослабление активности, спад работоспособности и психической уравновешенности;
в) поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах.
19. Что является центральными новообразованиями дошкольного возраста?
а) устойчивость внимание и потребность в достижении успеха;
+б) соподчинение мотивов и самосознание;
в) избирательность восприятия и саморефлексия.
тест_20. Что является центральным новообразованием ранней юности?
а) чувство взрослости;
б) внутренний план действий;
+в) профессиональное и личностное самоопределение.
21. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте?
а) учебная деятельность;
+б) общение со сверстниками;
в) трудовая деятельность.
22. Референтная группа для подростка – это…
Как объяснить состояние аффекта и чем оно опасно: определение и примеры, помощь
Состояние аффекта возникает, когда человек не может найти выход из сложной, критической или опасной ситуации. Часто о состоянии аффекта говорят, когда человек совершает какие-то противозаконные действия. А вы знали, что в состоянии аффекта человек буквально перестает быть самим собой?
Что такое состояние аффекта – механизм
Значение слова аффект произошло от латинского affectus. Означает сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (Большой словарь психологических терминов Мещеряков Б., Зинченко В.).
Понятие состояния аффекта тесно связано с физиологическими процессами, происходящими в организме человека. Самое первое, что происходит с человеком – это мощнейший выброс гормона адреналина. На уровне вегетативных (внутренних) реакций учащается пульс, дыхание становится более поверхностным, повышается уровень артериального давления, могут возникнуть спазмы сосудов или нарушиться координация движений.
Люди, пережившие состояние аффекта, затем отмечают у себя обострение хронических или наследственных заболеваний, состояние моральной и физической истощенности.
Аффект в психологии
Состояние аффекта в психологии – это сильное, но кратковременное эмоциональное переживание. Наступает оно после действия серьезного раздражителя извне. Это состояние появляется против воли человека, он не в состоянии его контролировать.
Часто состояние аффекта мобилизует психические и физические ресурсы человека, но индивид не может в полной мере осознавать свои действия.
Аффект в уголовном праве
В состоянии аффекта, согласно уголовному праву, человек практически лишается возможности трезво мыслить, поэтому человек не может в полной мере отвечать за свои поступки.
Выделяют физиологический и патологический эффекты.
Физиологический аффект сравнивают с резко возникающим и очень сильным душевным волнением. Психика полностью дезорганизуется, человек теряет над собой контроль. Главная особенность физиологического аффекта – внезапность возникновения.
Аффект обычно исчисляется несколькими секундами, быстро достигает своего высшего предела, поэтому люди, которые утверждают, что находились в состоянии аффекта 10-20 минут, ошибаются. Значит, они находились не в состоянии аффекта, а, например, в сильном гневе.
Патологический аффект характеризуется кратковременным болезненным психическим расстройством. Часто из-за патологического эффекта может случиться глубокое помрачение сознания.
Это состояние является довольно редким, даже исключительным случаем в судебной практике. Часто для установления, был ли подозреваемый в состоянии аффекта, назначают специальную психолого-психиатрическую экспертизу.
Признаки аффективного поведения
Основными показателями состояния аффекта являются:
Состояние аффекта – примеры
Есть много примеров действий, где человек находился в состоянии аффекта:
А вам приходилось лично наблюдать или испытывать состояние аффекта? Расскажите о своем опыте в комментариях.
Чем опасны такие состояния
Аффект не всегда несет угрозу для окружающих, а вот самой личности, испытывавшей его, может нанести относительный или даже серьезный ущерб. В состоянии аффекта человек может пострадать физически (разбиться, пораниться, сломать себе что-нибудь). Нередко такое состояние приводит к смерти. Например, как в случае, когда солдат пытается прикрыть собой от пуль товарища.
Также из-за вспышек аффекта и беспокойства может пострадать психика человека. Чаще всего это выражается в виде расстройств:
Последствием аффекта всегда является эмоциональное истощение и падение уровня личностной продуктивности, разбитое нестабильное состояние.
Виды аффекта
Наряду с патологическим и физиологическим аффектом существует еще одна классификация, по которой аффективное переживание бывает классическим и аккумулятивным.
Во время классического аффекта, произошедшего после противоречивого действия, человека одолевают бурные эмоциональные переживания. Состояние отличается кратковременным протеканием.
Аккумулятивный аффект не возникает неожиданно и вдруг. Он связан с тем, что человек долгие дни или даже месяцы накапливает негативные эмоции, стресс и переживания, а потом взрывается. В моменте аккумулятивный аффект происходит тоже быстро, длительностью выражается лишь «подготовка» к нему.
Фазы аффекта
Если человек испытывает сильное душевное волнение, которое перерастает в аффект, то в своем состоянии он проходит 3 стадии.
Причины аффективных реакций
Причинами состояния аффекта являются:
Иногда состояние аффекта возникает у человека, которому резко и неожиданно повезло (например, выиграл крупную сумму денег). Также может возникать у людей, которые предпочитают экстремальные виды спорта.
Как помогать при состоянии
При переживании состояния аффекта человек нуждается в помощи.
Психотерапия
Помощь при аффективности обязательно включает в себя купирование симптомов при помощи медикаментозной терапии, психотерапевтическую помощь и помощь в дальнейшей социальной адаптации. Все эти действия совершаются специалистами (психиатр, психотерапевт, другой медицинский персонал).
Можно ли помочь себе самостоятельно
В некоторых случаях человек может помочь себе сам. Особенно это нужно людям, которые не вполне осознают и не проживают полностью свои эмоции. При возникновении напряжения им следует:
Конечно, невозможно застраховать себя от несчастных случаев, тяжелых жизненных ситуаций и чрезвычайных происшествий, но можно научиться выражать свои эмоции и защитить себя от аффекта, который может возникнуть в быту.
Если человек испытывает серьезные трудности с осознанием и проживанием эмоций, стоит начать вести дневник и учиться осознанности. Дневник поможет структурировать свои достижения и вовремя скорректировать промахи.
Благодарим за прочтение статьи. Делитесь своими мыслями и опытом по поводу нахождения в состоянии аффекта. Случалось ли вам наблюдать такое? А испытывать? Делайте репосты статьи в социальных сетях и сохраняйте ее, чтобы не потерять и возвращаться к ней по мере необходимости.
Место и роль аффекта в системе эмоциональной регуляции ребенка
Проблема регуляции поведения человека занимает одно из центральных мест в работах различных научных дисциплин и направлений. Особое значение в системе индивидуальной саморегуляции придается изучению роли эмоций как ее чувственно-смысловому уровню.
В психологических исследованиях подчеркивается важность изучения внутренней эмоциональной регуляции человека (П.К.Анохин, 1964, Л.С.Выготский, 1960, 1984, С.Л.Рубинштейн, 1973, П.В.Симонов, 1966, 1975, А.Н.Леонтьев, 1975 и др.). Именно эмоции рассматриваются большинством исследователей как особая, «пристрастная» форма отражения действительности. Участвуя в системе общей интегральной психической регуляции поведения, эмоции в то же время составляют достаточно автономную подсистему собственно эмоциональной регуляции поведения (В.К.Вилюнас, 1976, 1990, К.Изард, 1979, Л.Я.Дорфман, 1991, В.В.Лебединский, 1990, Pocher, 1985, Papousek, 1987).
В теоретических работах, посвященных психологии эмоций, указывается, что условия и детерминанты, определяющие жизнь и деятельность человека, становятся психологически значимыми и действенными лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу эмоциональных отношений человека, преломиться и закрепиться в ней.
В ряде психологических работ подчеркивается универсальная значимость эмоций в жизни и поступках человека. Рассматривается многообразие функций, выполняемых эмоциями. «Именно эмоции, благодаря их психогенетической ориентации, осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерений и рассудочной способности» (А.Валлон, 1967, с. 120).
Эмоции ребенка рассматриваются в первую очередь «как внутренняя система подкрепления, мотиваторы познания и деятельности, система эффективной селекции «полезных» с точки зрения генетической программы развития стимульных ситуаций и форм поведения на данном возрастном этапе» (Papousek, 1987. Цит. по 141. с. 123).
По данным психологической литературы в системе эмоциональной регуляции поведения ребенка выделяются три основные подкласса: эмоции, чувства и аффекты. При чем наиболее изученными в поведении детей являются эмоции и чувства. Что касается аффекта, то феномен аффекта, его специфика и роль в системе эмоциональной регуляции понимаются в психологической науке неоднозначно и даже противоречиво. В психологических работах можно выделить разные подходы к пониманию феномена аффекта.
Л.С.Выготский, уделяя большое внимание эмоциональному развитию ребенка, подчеркивал, что наличие аффективных проявлений является характерной особенностью «каждого нового этапа в развитии ребенка, от самого низшего до самого высшего Участвуя в процессе психического развития от самого начала и до самого конца в качестве важнейшего момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому этапу и являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической природы» (61, с.296-297). Таким образом JI. С. Выготский, как и В. Вундт, не выделял специфики аффекта, употребляя это понятие как равнозначное понятию эмоция.
В более узком смысле слова аффект рассматривается как стремительная, бурная, неконтролируемая, относительно кратковременная эмоциональная реакция (Л.С.Выготский, 1960, 1984; В.К.Вилюнас, 1976, 1990; А.Н.Леонтьев, 1975, С.Л.Рубинштейн, 1973).
С.Л.Рубинштейн (1973) определяет аффект как стремительно и бурно протекающий процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Обладая свойствами доминанты, аффект подавляет другие психические процессы и навязывает определенный способ разрешения ситуации.
А.Н.Леонтьев под аффектами понимает сильные, но относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые сопровождаются резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. И С.Л.Рубинштейн, и А.Н.Леонтьев отмечают, что аффекты могут вызываться биологическими факторами и могут возникать в социальных отношениях под влиянием социальных оценок.
Примечательной особенностью аффекта является то, что аффект возникает в ответ на уже наступившую ситуацию. Аффект также способен аккумулироваться и разрешаться в бурном «аффективном взрыве». Аффект может иметь свое продолжение в «аффективных следах», которые задают две тенденции: тенденцию навязчивости и тенденцию к торможению, ярко проявляющиеся в последействии (А.Н.Леонтьев, 1973). Именно последействие, понимаемое как характер действий человека, пытающегося справиться с последствиями аффекта, отвечает термину «аффективное состояние» (А.Д.Кошелева, 1995).
В теоретическом исследовании В.К.Вилюнаса, аффект рассматривается как универсальная, закрепившаяся в эволюции «аварийная» реакция на экстремальную ситуацию, не получившую разрешения, а со стороны мотивационной регуляции означает возвращение к инстинктивному поведению. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и «навязывает» способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессия, депрессия и др.). Душевная деятельность в состоянии аффекта становится односторонней из-за единственного стремления осуществить намерения, недостаточно сознаваемой и контролируемой.
Аффект сопровождается глубокими нарушениями функций в организме человека, нарушает энергетику организма, вызывает отклонения в нервно-психических процессах (А.Р.Лурия, 1928).
В ряде психологических исследований аффект понимается как устойчивое, длительное эмоциональное состояние, разрушающее стереотипы поведения. В состоянии аффекта могут изменяться личностные установки, человек неадекватно оценивает ситуацию, остро воспринимает события, которые связаны с ситуацией, вызвавшей аффект (Н.И.Ланге, 1888, А.Р.Лурия, 1928, М.З.Неймарк, 1965, Л.С.Славина, 1966, К.Юнг, 1976 и др.).
В некоторых зарубежных исследованиях выделяются факторы, которые рассматриваются как провоцирующие аффект, ими являются: новизна ситуации, ее необычность и неожиданность возникновения. Причиной аффекта может стать также конфликт между необходимостью преодоления ситуации и отсутствием стереотипа реагирования (Дж.Уотсон, П.Фресс).
Анализ литературы показывает, что психологических работ, где предприняты попытки описать специфику аффекта как особого подкласса эмоциональных явлений и функциональную роль аффективного поведения в развитии ребенка, не так много.
В частности, в работе М.З.Неймарк, под аффектом понимается устойчивое и длительное эмоциональное состояние, порожденное столкновением противоречивых внутренних тенденций, одну из которых человек не хочет признать у себя. Аффект в этом случае является защитной эмоциональной реакцией, которая возникает для того, чтобы не допустить до сознания травмирующие психику воздействия (М.З.Неймарк, 1965).
Понимая под аффектом неадекватности защитную эмоциональную реакцию, помогающую ребенку-школьнику оградить себя от травмирующих воздействий действительности, М.З.Неймарк считает, что аффект может длиться очень долго (месяцами, годами, а иногда десятилетиями). Согласно ее исследованию, аффект возникает в связи с неудовлетворением у ребенка потребности в достижении определенных результатов, в связи с существенным расхождением его возможностей и притязаний.
В целом понимание аффекта как сильной эмоциональной реакции, способной нарушить течение всех психических процессов, сознания в целом достаточно выражено в психологической литературе. Признается деструктивное влияние отрицательных аффектов на поведение человека.
Итак, аффект как форма эмоционального реагирования занимает важное место в системе эмоциональной регуляции, аффект ярко выражен на ранних этапах развития и претерпевает значительные изменения на протяжении дошкольного возраста.
Основы для формирования системы эмоциональной регуляции закладываются еще до рождения ребенка. Ими являются природно-биологические особенности развития ребенка в пренатальном периоде, а также существующие еще до рождения ребенка эмоциональные ожидания родителей. С рождением ребенка в каждой семье создается своеобразная эмоциональная атмосфера, в которую «погружается» новорожденный и в которой удовлетворяются его самые важные потребности.
Свое отрицательное эмоциональное состояние ребенок выражает в крике как сигнале о неблагополучии. По мнению психологов, главная функция крика состоит в актуализации эмоционального взаимодействия в диаде «мать-ребенок». В крике выражаются потребности ребенка, которые «прочитываются», понимаются взрослым. Сигнальная и побуждающая роль крика как способа эмоционального реагирования существенно уменьшается к концу первого года жизни (Г.М.Бреслав, 1990, С.Ю.Мещерякова, 1991, Е.В.Чудинова, 1992).
В младенчестве «эмоциональные проявления ребенка тесно связаны с органическими потребностями, прежде всего с потребностями в еде, тепле, положительном самоощущении. Аффекты являются единственным, готовым от рождения и содержанием, и средством, с помощью которого ребенок сообщает окружающим, в первую очередь матери, о характере этих потребностей, особенностях и результатах их удовлетворения» (115, с. 73). Именно субъективное состояние ребенка, а не предметное содержание окружающего мира отражается в первую очередь в аффективном реагировании. Это содержание эмоций задает направление развитию психической активности младенца (Н.Н.Авдеева, 1985,1991, М.В.Колоскова, 1991, А.Д.Кошелева, 1993, 1995 и др.).
Как показано в исследовании «Активность младенца из семей группы высокого риска», проведенном М.В.Колосковой, одной из основных причин появления у младенца эмоционального реагирования как социального ответа, является перенос аффекта с состояния удовлетворения потребности на звено, опосредующее это удовлетворение, то есть на взрослого, прежде всего на мать: ее лицо, мимику, голос, прикосновение, ласку. По данным М.В.Колосковой, одним из основных психологических механизмов развивающегося взаимодействия «мать-дитя» является циркуляция аффекта между ребенком и матерью. Однако, процесс этот зависит не только от характера аффективного поведения ребенка, но и в значительной степени от того, насколько мать эмоционально действенна в отношении ребенка: умеет ли она «прочитывать» состояние младенца по его реакциям, как отвечает на них, поддерживает ли движение аффекта между ней и младенцем соответствующими действиями. В.В.Лебединский и О.С.Никольская указывают, что для того, чтобы система аффективной регуляции у младенца работала эффективно, она требует постоянного тонизирования, в котором преимущественно участвует мать (1980).
Уже на первом году жизни происходит становление и развитие коммуникативных эмоционально-речевых связей между матерью и ребенком, которые играют важную роль в формировании системы эмоциональной регуляции. Ребенок учится понимать эмоции взрослых и адекватно отвечать на них. На первом году жизни идет постоянная отработка способов эмоционального регулирования с ориентацией на реакцию взрослого, ребенок приобретает определенную эмоциональную стабильность в контактах. При дефиците внимания и любви со стороны родителей у ребенка появляется недоверие, боязнь окружающих. Выход из первого аффективного кризиса возможен лишь при помощи внешней организации поведения ребенка, которая осуществляется взрослым (Н. Н.Авдеева, 1985, 1991; О.В.Баженова, 1986; С.Ю.Мещерякова, 1985, Е.В.Чудинова, 1992).
Для детей второго, а затем третьего года жизни характерно усложнение взаимодействия с миром и, как следствие, возникновение значительного усложнения в структуре эмоциональной жизни. К концу преддошкольного возраста ребенку доступны самые разнообразные эмоциональные проявления. Протекают они порой сильно, ярко, бурно. Особенности нервной деятельности малыша придают эмоциям выраженный аффективный характер, который, как подтверждают работы психологов, может надолго сохраняться при отсутствии специальной тренировки тормозных процессов (А.Валлон, 1976, JI. С. Выготский, 1984, Т.П.Хризман, 1981).
К трем годам ребенок остро переживает свою зависимость от взрослого. Если взрослым непонятны его потребности и стремление ребенка к самостоятельности, то эмоции взрослого вступают в противоречие с эмоциями ребенка. Вершиной этих противоречий могут стать выраженные трудности в поведении ребенка, известные как «кризис трех лет». Психологи отмечают значительную изменчивость эмоциональных состояний ребенка в этот возрастной период.
Немецкий психолог Р.Гаупп, указывая на значительную изменчивость эмоциональных состояний ребенка, делает вывод о том, что значительная продолжительность аффектов неудовольствия, гнева, упрямства, ненависти у ребенка, обычно непосредственно «отреагирующего» свои чувства, есть явление необычное, указывающее в иных случаях на болезненное развитие психики (цит. по Г. М.Бреславу, 1984).
Одной из причин аффективных реакций может быть то, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет в опыте способа ее преодоления. Более того, при определенных предпосылках нервно-психического развития, а также при неблагоприятных внешних условиях развитие ребенка в целом может приобрести ярко выраженный аффективный характер, что позволяет, по мнению психологов, говорить об аффективном пути его развития (А. Д. Кошелева, 1995, В.В.Лебединский, 1990, К.С.Лебединская, 1986, А.Е.Личко, 1983).
В ряде работ подчеркивается, что аффективность поведения в дошкольном возрасте может быть связана с состоянием нервной системы, последствиями тяжелых инфекционных и соматических заболеваний, различных психических травм. Отражая несформированность механизмов саморегуляции на уровне возрастных особенностей, аффективное поведение, «застревание» в аффекте мешает ребенку в его контактах с другими, нарушает его связи с внешним миром, тормозит развитие ребенка. Устойчивое аффективное поведение (аффективное «клише») может явиться причиной возникновения у ребенка выраженных невротических симптомов.
Аффективные дети, как правило, характеризуются как сверхчувствительные: они чрезмерно чувствительны к раздражителям (громкому стуку, яркому свету, крику и т.д.), чутко реагируют на тон обращения взрослых, интонации. Однако этим детям присуще глобальное чувство неуверенности во всем (гипертрофия страха, предчувствие неудачи), они чаще ослаблены и подвержены инфекциям. Эти симптомы могут ярко проявиться в старшем дошкольном возрасте, хотя возникают они значительно раньше.
Е.Е.Кравцова, А.Н. Нурахунова (1991) понимают аффект как низшую стадию эмоционального развития, характеризующуюся привязанностью к ситуации (всегда наступает после раздражителя), кратковременностью, неосознанностью и яркой внешней выраженностью. В исследовании Нурахуновой А.Н. описываются дети в группе детского сада с аффективным поведением, которое «запускается» определенными особенностями общения взрослого с ребенком. Выделяются два типа такого поведения. К первому типу отнесены дети замкнутые, напряженные, с угнетенным эмоциональным состоянием. Такие дети не сразу реагируют на вопросы, у них плохая речь, неловкость в движениях, малоподвижность, скованность в общении. Дети, отнесенные ко второму варианту, напротив, открыты в общении, легко вступают в контакт, у них активная речь, повышенная конфликтность.
Доказывая гипотезу о зависимости аффективного поведения детей дошкольного возраста от уровня и специфики воображения, А.Н.Нурахунова и Е.Е.Кравцова обращаются к развитию воображения как основному средству коррекции ситуативно возникающих аффектов у детей.
В.К.Котырло и О.Н.Головко в качестве основных характеристик поведения аффективных детей выделяют: суетливость, двигательную расторможенность, несдержанность, раздражительность, изменчивость настроения, склонность к агрессивным реакциям, По мнению этих авторов, причиной аффективности поведения ребенка может стать неблагополучие окружающей среды, отсутствие корректирующих влияний (68).
Большое влияние на возникновение аффективности поведения детей имеют отношения в семье, особенности в удовлетворении (или неудовлетворении) потребности в общении с близкими взрослыми.
В современных психологических исследованиях предпринимаются попытки коррекции отклонений в поведении ребенка. Интерес представляют выводы ряда экспериментальных исследований о том, что соответствующие изменения в социальном окружении, специальные методы воздействия могут снять нежелательные эмоциональные реакции и предупредить возникновение деструктивных аффектов в поведении детей (Л.А.Абрамян, 1985, А.Д.Кошелева, 1995, А. А.Рояк, 1987 и др.).
Таким образом, если на начальном этапе развития эмоциональной регуляции аффект выполняет важнейшие функции (сигнальную, ориентировочную, побуждающую), то в более старшем возрасте аффективность поведения может вызвать осложнения в развитии ребенка. Устойчивые аффекты деструктивного характера не только затрудняют психическое развитие, но и могут повлечь значительное его искажение, привести к необратимым последствиям.